Решение б/н Решение № 04-10АМЗ/17 от 14 августа 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

14.08.2018 № 2766

 

 

 

 

                                                                                  

 

 

 

 

 

 

ПАО «Вологодская сбытовая

компания»

369000 Карачаево-Черкесская Республика

г. Черкесск пр. Ленина, д. 147

 

Пречистенская наб., 68,

г. Вологда, 160035

 

АО «Вологодская областная

энергетическая компания»

ул. Горького, д. 99,

г. Вологда, 160004

 

 

РЕШЕНИЕ № 04-10АМЗ/17

 

 

Резолютивная часть оглашена 08 августа 2018 г.

Решение в полном объеме изготовлено 14 августа 2018 г.                                     г. Вологда

 

Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в составе:

Председатель Комиссии:

Осипов Сергей Владимирович – временно исполняющий обязанности руководителя Управления;

Члены Комиссии:

Скребков Николай Вадимович – главный специалист-эксперт отдела по контролю антимонопольного законодательства и экономического анализа Управления;

Фанина Ольга Сергеевна – государственный инспектор отдела по контролю антимонопольного законодательства и экономического анализа Управления;

Полетаева Юлия Николаевна – ведущий специалист-эксперт отдела по контролю антимонопольного законодательства и экономического анализа Управления,

рассмотрев дело № 04-10АМЗ/17 по признакам нарушения Публичным акционерным обществом «Вологодская сбытовая компания» (ИНН: 3525154831; ОГРН: 1053500117450, юридический адрес: 369000 Карачаево-Черкесская Республика г. Черкесск пр. Ленина, д. 147, почтовый адрес: 160000 г. Вологда Пречистенская набережная, д. 68) части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»,

в присутствие на заседании представителя    (по доверенности) от Акционерного общества «Вологодская областная энергетическая компания» Васильевой А.А.,

руководствуясь статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

В адрес Вологодского УФАС России (далее – Управление) от Акционерного общества «Вологодская областная энергетическая компания» (далее – АО «Вологдаоблэнерго», Заявитель) поступило заявление от 30.08.2017 входящий № 4677 о неправомерных действиях со стороны Публичного акционерного общества «Вологодская сбытовая компания» (далее – ПАО «Вологдаэнергосбыт», гарантирующий поставщик, Компания), выразившихся в неисполнении последней обязанностей, указанных в пункте 162 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (ред. от 10.11.2017) «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее – Правила № 442).

Данное заявление, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства, послужило основанием для возбуждения настоящего дела, о чем Управлением издан приказ от 30.11.2017 № 228 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

К участию в рассмотрении дела в качестве ответчика привлечено ПАО «Вологдаэнергосбыт».

В своем заявлении АО «Вологдаоблэнерго» указало на неисполнение ПАО «Вологдаэнергосбыт» требований пункта 162 Правил № 442, а именно на не предоставление информации о показаниях расчетных приборов учета, полученных им от потребителей в рамках заключенных с ними договоров энергоснабжения, копий актов снятия показаний расчетных приборов учета, а также реестра, содержащего данные об объемах потребления электрической энергии в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах и жилых домах.

Заявитель полагает, что сама по себе обязанность гарантирующего поставщика по предоставлению этой информации является императивной и подлежит исполнению при отсутствии на ее указание в договоре между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком.

Заявитель пояснил также, что неоднократно письмами от 04.04.2017 №3-2/02235 и от 02.08.017 №3-2/06182 уведомляло ПАО «Вологдаэнергосбыт» о необходимости соблюдения норм действующего законодательства, однако получило отказ, выраженный в письме от 04.08.2017 №01-32/4426.

АО «Вологдаоблэнерго» не имеет договорных отношений с непосредственными потребителями гарантирующего поставщика, а также не имеет возможности зафиксировать показания приборов учета по каждому потребителю ПАО «Вологдаэнергосбыт». Действующее законодательство предоставляет право осуществлять проверку правильности снятия показаний расчетных приборов учета, возлагая ответственность по предоставлению данных на гарантирующего поставщика.

АО «Вологдаоблэнерго» сталкивается с проблемами формирования объема оказанных услуг, поскольку информация по полезному отпуску электрической энергии потребителей предоставляется только в электронном виде (фактически без разбивки по потребителям). В связи с этим возникают значительные разногласия между гарантирующим поставщиком и сетевой организацией при определении объема оказанных услуг.

АО «Вологдаоблэнерго» пояснило также, что отсутствие надлежащих данных от гарантирующего поставщика не позволяет Заявителю представлять указанную информацию в адрес смежных сетевых организаций, как того требуют положения пункта 162 Правил № 442.

Несоблюдение со стороны гарантирующего поставщика пункта 162 Правил № 442, по мнению Заявителя, приводит к ущемлению его прав и прав смежных сетевых организаций.

В качестве последствий нарушения Заявитель указал следующие:

1. Увеличение объема фактических потерь сетевой организации и, как следствие, необоснованное увеличение стоимости таких фактических потерь, которые АО «Вологдаоблэнерго» обязано оплатить гарантирующему поставщику. Такое негативное последствие для Заявителя в силу положений Гражданского кодекса Российской Федерации будет являться прямыми убытками.

2. Уменьшение объема оказанных услуг по передаче электрической энергии и, как следствие, необоснованное уменьшение стоимости оказанных услуг по передаче электрической энергии, которые гарантирующий поставщик обязан оплатить АО «Вологдаоблэнерго».

3. Увеличение единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии и увеличение индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, установленные для расчетов между парой смежных сетевых организаций. Изменение в тарифном регулировании повлечет негативные последствия для потребителей гарантирующего поставщика, осуществляющих плату за потребленную электрическую энергию по единому (котловому) тарифу с гарантирующим поставщиком, то есть в конечном итоге коснется неопределенного круга лиц.

Кроме того, 28.03.2018 АО «Вологдаоблэнерго» представило расчет ущерба (вход. №1437 от 28.03.2018), причиненного Заявителю действиями ПАО «Вологдаэнергосбыт» в результате непредставления информации, предусмотренной пунктом 162 Правил № 442, из которого следует, что общая сумма ущерба составила: по стоимости фактических потерь, переплаченных ПАО «Вологдаэнергосбыт», по договорам №ВСК-10/1474/10-548-ГЭП от 01.06.2010 (Вытегра), №ВСК-10/1288/10218ГЭП от 01.01.2010 (Вологда), №ВСК-13-1414/ВСК-13/1837 от 25.11.2013 (Харовск), №ВСК-10/1289/11-396-ГЭП от 01.06.2010 (Белозерск) - 2 518 919,78 руб.; по стоимости услуг по передаче электрической энергии, недоплаченной ПАО «Вологдаэнергосбыт» - 1 350 642,86 руб.

В ответе от 29.09.2017 №01-18/5292 ПАО «Вологдаэнергосбыт» выразило свою позицию по доводам, изложенным в заявлении АО «Вологдаоблэнерго», указав, что, запрашиваемая информация была представлена Заявителю в электронном виде.

ПАО «Вологдаэнергосбыт», ссылаясь на пятый абзац пункта 162 Правил № 442, полагает, что в отсутствие соответствующих сведений в реестре сетевая организация определяет объем оказанных услуг по передаче электрической энергии в отношении таких жилых домов и многоквартирных домов расчетным способом, указанным в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов для случаев непредставления потребителями коммунальных услуг показаний приборов учета.

ПАО «Вологдаэнергосбыт» считает, что сетевая организация наделена полномочиями по осуществлению контрольного снятия показаний приборов учета, в том числе используемых для определения объемов потребления электрической энергии в жилом или нежилом помещении многоквартирного дома, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета.

На заседании Комиссии 04.04.2018 ПАО «Вологдаэнергосбыт» представило Приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 23.03.2018 № 178, в соответствии с которым Компания лишена статуса субъекта оптового рынка электрической энергии и мощности, исключена из реестра субъектов оптового рынка, в отношении Компании прекращена поставка (покупка) электрической энергии и мощности на оптовом рынке по группе точек поставки PVOLOGEN. Статус гарантирующего поставщика с 01.04.2018 присвоен Публичному акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада». Ссылаясь на данный нормативный акт, ПАО «Вологдаэнергосбыт» ходатайствовало о прекращении производства по делу № 04-10АМЗ/17 в связи с утратой статуса гарантирующего поставщика.

По результатам изучения материалов настоящего дела, заслушивания доводов лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к выводу об установлении в действиях Компании нарушения антимонопольного законодательства ввиду следующего.

Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) установлен запрет на осуществление действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Для квалификации совершенного деяния в качестве указанного правонарушения и подтверждения его состава в действиях конкретного лица, необходимо чтобы лицо, совершившее данное деяние: занимало доминирующее положение на соответствующем товарном рынке и результатом его действий явилось наступление одного из перечисленных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции последствий, либо угроза такого наступления.

Согласно пункту 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает 50%.

Согласно пункту 3.19 Приказа ФАС России от 25.05.2012 № 345 (ред. от 24.12.2015) «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией» (Зарегистрировано в Минюсте России 09.08.2012 № 25157) установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства осуществляется по результатам анализа состояния конкуренции, проведенного согласно соответствующему порядку проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта.

Согласно Аналитическому отчету «О результатах проведения анализа состояния конкурентной среды на розничных рынках электрической энергии (мощности) в Вологодской области за 2016 год», подготовленному во исполнение Приказа ФАС России от 05.12.2016 № 1718/16, доля ПАО «Вологдаэнергосбыт» на розничных рынках электроэнергии в соответствующих географических границах (местные розничные рынки электроэнергии) составила в 2016 году более 50% на территории следующих муниципальных районов Вологодской области: Бабушкинский, Белозерский, Вашкинский, Великоустюгский, Верховажский, Вологодский район (включая г. Вологду), Вытегорский, Кирилловский, Кичменгско-Городецкий, Междуреченский, Никольский, Сокольский, Сямженский, Тарногский, Тотемский, Усть-Кубинский, Устюженский, Харовский, Чагодощенский, город Вологда.

Согласно Аналитическому отчету «О результатах проведения анализа состояния конкурентной среды на розничных рынках электрической энергии (мощности) в Вологодской области за 2017 год», подготовленному во исполнение Приказа ФАС России от 05.12.2016 № 1718/16, доля ПАО «Вологдаэнергосбыт» на розничных рынках электроэнергии в соответствующих географических границах (местные розничные рынки электроэнергии) составила в 2017 году более 50% на территории следующих муниципальных районов Вологодской области: Бабушкинский, Белозерский, Вашкинский, Великоустюгский, Верховажский, Вологодский район (включая г. Вологду), Вытегорский, Кирилловский, Кичменгско-Городецкий, Междуреченский, Никольский, Сокольский, Сямженский, Тарногский, Тотемский, Усть-Кубинский, Устюженский, Харовский, Чагодощенский, город Вологда.

ПАО «Вологдаэнергосбыт» включено в Федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности Приказом ФСТ от 22.01.2007 № 9-э на основании подпункта а) пункта 36 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики. Зона деятельности: в административных границах Вологодской области.

Материалами дела установлено, что между АО «Вологдаоблэнерго» и ПАО «Вологодская сбытовая компания» заключены договоры оказания сетевой организацией комплекса услуг, обеспечивающих передачу электрической энергии и мощности (далее – Договоры) года в рамках реализации Компанией своих обязательств перед потребителями электроэнергии по договорам энергоснабжения:

- №ВСК-10/1474/10-548-ГЭП от 01.06.2010 (Вытегра);

- №ВСК-10/1288/10218ГЭП от 01.01.2010 (Вологда);

-№ВСК-13-1414/ВСК-13/1837 от 25.11.2013 (Харовск);

- №ВСК-10/1289/11-396-ГЭП от 01.06.2010 (Белозерск);

- №ВСК-08/0008 от 01.01.2008 (Липин Бор);

- №ВСК-08/0526 от 01.01.2009 (Тотьма).

Пунктом 7.2 указанных выше Договоров предусмотрено, что все изменения, внесенные в нормативные правовые акты Российской Федерации, обязательны для сторон с момента вступления их в силу.

Согласно статье 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

В соответствии с пунктом 2 Правил № 442 (подпункт, а) установлено, что настоящее постановление применяется к отношениям, вытекающим из публичных договоров, ранее заключенных на розничных рынках электрической энергии (далее - розничные рынки), в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления его в силу, что означает, что нормы, зафиксированные в Правилах № 442 обязательны для сторон (как гарантирующего поставщика, так и сетевой организации) независимо от условий заключенного Договора.

Правила организации учета электрической энергии на розничных ранках установлены разделом Х Правил № 442.

Пунктом 162 раздела Х Правил № 442 установлена обязанность гарантирующего поставщика до окончания 2-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, передавать сетевой организации, с которой у гарантирующего поставщика заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении потребителей, сведения о показаниях расчетных приборов учета, в том числе используемых в соответствии с настоящим документом в качестве расчетных контрольных приборов учета, полученные им от потребителей в рамках заключенных с ними договоров энергоснабжения, а также не позднее 5-го рабочего дня месяца, следующего за расчетным периодом, передает в указанную сетевую организацию в согласованной с ней форме (в виде электронного документа или документа на бумажном носителе) копии актов снятия показаний расчетных приборов учета, в том числе используемых в качестве расчетных контрольных приборов учета, полученных им от таких потребителей.

Кроме того, абзацем 3 пункта 162 Правил № 442 установлена также обязанность гарантирующего  поставщика передавать в сетевую организацию, с которой у гарантирующего поставщика  заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении многоквартирных домов, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета, и жилых домов, до 5-го числа месяца, следующего за расчетным, в электронном виде и до 10-го числа месяца, следующего за расчетным, в бумажном виде реестр, содержащий данные об объеме потребления электрической энергии в жилых и нежилых помещениях в таких многоквартирных домах и в жилых домах, с разбивкой по каждому жилому и многоквартирному дому.

В Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.10.2013 № ВАС-13359/13 указано, что порядок обмена информацией об учетных данных урегулирован пунктами 162 Правил № 442, при этом диспозитивно установлено лишь право о выборе времени и даты передачи показаний расчетных приборов учета. Здесь же, помимо прочего, определен порядок действий субъектов электроэнергии по определению объема потребления электроэнергии со ссылкой на Правила предоставления коммунальных услуг, которые так же содержат нормы, установленные императивно (абзац 9 страница 2 Определения).

Таким образом, положения пункта 162 Правил № 442 в части обязанности гарантирующего поставщика предоставлять в сетевую организацию сведения о показаниях расчетных приборов учета, копий актов снятия показаний приборов учета, полученных им от потребителей в рамках заключенных с ними договоров энергоснабжения, а также реестр об объеме потребления электрической энергии в жилых и нежилых помещениях многоквартирных домов, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии, и в жилых домах, являются императивными. Диспозитивным является только условие о времени и дате передачи показаний расчетных приборов учета.

По совокупности приведенных выше доводов, Комиссия Управления приходит к выводу, что обязанность ПАО «Вологдаэнергосбыт», как гарантирующего поставщика, предусмотренная пунктом 169 Правил № 442, должна им исполняться вне зависимости от включения данного условия в договор оказания услуг по передаче электрической энергии и мощности, заключенный с АО «Вологдаоблэнерго».

Из обстоятельств дела следует, что 04.04.2017 Заявитель обратился в ПАО «Вологдаэнергосбыт» с требованием о предоставлении по договору №ВСК-10/1474/10-548-ГЭП от 01.06.2010 сведений об объемах потребления электрической энергии в жилых и нежилых помещениях многоквартирных и жилых домах, с разбивкой по каждому жилому и многоквартирному дому, за период с января 2016 года по сентябрь 2016 года включительно (письмо от 04.04.2017 №3-2/02235).

Пунктом 162 Правил № 442 регламентировано, что по письменному запросу сетевой организации гарантирующий поставщик в течение 5 рабочих дней предоставляет ей копии документов, подтверждающих данные об объемах потребления электрической энергии в жилых домах и помещениях в многоквартирных домах, указанные гарантирующим поставщиком в реестре, но не более чем по 20 процентам точек поставки, содержащихся в реестре.

Вместе с тем, в нарушение положений пункта 162 Правил № 442 ПАО «Вологдаэнергосбыт» не представлено в адрес Заявителя ни реестра на бумажном носителе и в электронном виде, содержащего данные об объеме потребления электрической энергии в жилых и нежилых помещениях в таких многоквартирных домах и в жилых домах, с разбивкой по каждому жилому и многоквартирному дому, ни копий документов, подтверждающих данные об объемах потребления электрической энергии в таких домах, указанных Компанией в реестре соответственно.

02.08.2017 Заявитель вновь обратился в ПАО «Вологдаэнергосбыт» с требованием о предоставлении по договорам №ВСК-10/1474/10-548-ГЭП от 01.06.2010; №ВСК-10/1288/10218ГЭП от 01.01.2010; №ВСК-13-1414/ВСК-13/1837 от 25.11.2013; №ВСК-10/1289/11-396-ГЭП от 01.06.2010; №ВСК-08/0008 от 01.01.2008; №ВСК-08/0526 от 01.01.2009 информации по категории население, включая показания расчетных приборов учета, объемов потребленной электроэнергии, определенных расчетным путем (объемы потребления, рассчитанные по среднемесячному и нормативу за июль 2017 года), что подтверждается   письмом АО «Вологдаоблэнерго» от 02.08.21017 № 3-2/06182.

Письмом от 04.08.2017 № 01-32/4426 ПАО «Вологдаэнергосбыт» отказало АО «Вологдаоблэнерго» в предоставлении запрашиваемой информации, пояснив, что вся необходимая информация предоставляется согласно условиям, указанным в Договорах.

На заседании Комиссии представители ПАО «Вологдаэнергосбыт» пояснили, что запрашиваемая письмами от 04.04.2017 №3-2/02235 и от 02.08.21017 № 3-2/06182 информация была направлена в адрес АО «Вологдаоблэнерго» посредством электронной связи, представили 2 дисковых носителя с теми сведениями, которые были переданы в адрес Заявителя.

Вместе с тем, информация, содержащаяся на дисковых носителях, переданных ПАО «Вологдаэнергосбыт», не соответствует пункту 162 Правил № 442.

В информационном файле по договору №ВСК-10/1288/10218ГЭП от 01.01.2010 (Вологда) за июль 2017 отсутствует информация по объемам потребления электроэнергии частного сектора (бытовых потребителей) «по среднему» и «по нормативу», информация по объемам потребления МКД, где отсутствует ОДПУ, а также по аварийным домам направляется общим объемом потребления по адресу, без расшифровки по квартирам (в том числе, до настоящего момента). Отсутствуют информационные файлы за июль 2017 года по следующим договорам: №ВСК-08/0008 от 01.01.2008 (Липин Бор), №ВСК-10/1289/11-396-ГЭП от 01.06.2010 (Белозерск), №ВСК-13-1414/ВСК-13/1837 от 25.11.2013 (Харовск). В информационных файлах по договору №ВСК-08/0526 от 01.01.2009 (Тотьма) за июль 2017 года информация по объемам потребления электроэнергии представлена по населенным пунктам общими объемами. В информационных файлах по договорам №ВСК-10/1474/10-548-ГЭП от 01.06.2010 (Вытегра) за январь-сентябрь 2016 года, за июль 2017 года информация по объемам потребления электроэнергии частного сектора (бытовых потребителей) «по среднему» и «по нормативу» представлена не в полном объеме, отсутствует расшифровка информации по объемам потребления МКД с непосредственной формой управления.

Кроме того, в нарушение пункта 162 Правил № 442, информация, содержащаяся на дисковых носителях, переданных ПАО «Вологдаэнергосбыт» в Комиссию, в АО «Вологдаоблэнерго» в искомый период на бумажном носителе, не представлялась.

Каких-либо иных доказательств, свидетельствующих об исполнении ПАО «Вологдаэнергосбыт» обязанности по представлению информации в рамках пункта 162 Правил № 442, в Комиссию Управления Компанией не представлено.

Довод ПАО «Вологдаэнергосбыт» о том, что пункт 169 Правил № 442 наделяет сетевую организацию полномочиями по осуществлению контрольного снятия показаний приборов учета, в том числе используемых для определения объемов потребления электрической энергии в жилом или нежилом помещении многоквартирного дома, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета, Комиссия Управления отклоняет.

АО «Вологдаоблэнерго», являясь сетевой организацией, вправе в соответствии с пунктом 169 Правил № 442 провести контрольное снятие показаний приборов учета в случае, если у него возникают сомнения относительно представленных данных о показаниях приборов учета и полезном отпуске электрической энергии потребителям, или в случае неисполнения гарантирующим поставщиком своей обязанности по снятию показаний приборов учета и передаче сведений сетевой организации, которое в силу пункта 171 Правил № 442 подлежит использованию для расчетов стоимости услуг по передаче электрической энергии. При этом, право сетевой организации на контрольное снятие показаний не подменяет обязанности гарантирующего поставщика по представлению сведений о показаниях расчетных приборов учета, регламентированных пунктом 162 Правил № 442.

Заявитель не имеет договорных отношений с непосредственными потребителями гарантирующего поставщика, а также не имеет возможности зафиксировать показания приборов учета по каждому потребителю ПАО «Вологдаэнергосбыт», в том числе в связи с их значительным количеством.

В ходе рассмотрения настоящего дела ПАО «Вологдаэнергосбыт» факт нарушения положений пункта 162 Правил № 442 не признало.

Также ПАО «Вологдаэнергосбыт» не представило возражений относительно расчета ущерба, составленного АО «Вологдаоблэнерго», в связи с чем данный расчет принимается Комиссией Управления и оценивается как негативные последствия для Заявителя, причиненные действиями Компании.

При изложенных выше обстоятельствах факт ущемления интересов АО «Вологдаоблэнерго» со стороны ПАО «Вологдаэнергосбыт» путем не соблюдения механизма взаимодействия субъектов розничного рынка электрической энергии, в части соблюдения порядка и сроков предоставления сведений, регламентированных пунктом 162 Правил № 442, подтвержден.

Комиссия с учетом совокупности имеющихся доказательств и оценки всех обстоятельств настоящего дела, приходит к выводу о том, что все рассматриваемые действия Компании по неисполнению требований пункта 162 Правил № 442 имели самостоятельный характер и не были обусловлены действиями иных лиц.

Фактических доказательств обратного ПАО «Вологдаэнергосбыт» в Комиссию Управления не представило. Вместе с тем, каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного комиссией (часть 2 статья 45.1 Закона о защите конкуренции).

При правовой оценке действий Компании Комиссия исходит из следующих требований и положений действующего законодательства.

Закон о защите конкуренции определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности. Одной из целей настоящего Закона является создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 2 Закона).

Частью 1 статьи 2, частью 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции установлено, что антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Согласно статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Гарантирующий поставщик во взаимоотношениях с иными субъектами розничного рынка электрической энергии обязан соблюдать запреты, предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции, в том числе не допускать действий, которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Согласно положений пункта 162 Правил № 442, если иные время и дата передачи показаний расчетных приборов учета не установлены договором оказания услуг по передаче электрической энергии, гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) до окончания 2-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, передает сетевой организации, с которой у гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении потребителей (кроме указанных в абзаце третьем настоящего пункта),сведения о показаниях расчетных приборов учета, в том числе используемых в соответствии с настоящим документом в качестве расчетных контрольных приборов учета, полученные им от потребителей в рамках заключенных с ними договоров энергоснабжения, а также не позднее 5-го рабочего дня месяца, следующего за расчетным периодом, передает в указанную сетевую организацию в согласованной с ней форме (в виде электронного документа или документа на бумажном носителе) копии актов снятия показаний расчетных приборов учета, в том числе используемых в соответствии с настоящим документом в качестве расчетных контрольных приборов учета, полученных им от таких потребителей.

Абзацем третьим рассматриваемой нормы установлено, что гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) передает в сетевую организацию, с которой у гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении многоквартирных домов, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета, и жилых домов, до 5-го числа месяца, следующего за расчетным, в электронном виде и до 10-го числа месяца, следующего за расчетным, в бумажном виде реестр, содержащий данные об объеме потребления электрической энергии в жилых и нежилых помещениях в таких многоквартирных домах и в жилых домах (далее - Реестр), с разбивкой по каждому жилому и многоквартирному дому.

Абзацем 4 и 5 пункта 162 Правил № 442 законодатель установил требования к формированию гарантирующим поставщиком (сбытовой организацией) объемов потребления электрической энергии и оформлению Реестра. Так, объемы потребления электрической энергии формируются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) на дату составления Реестра в порядке, предусмотренном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, или на основании данных, полученных от исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива (абзац 4 пункта 162 Правил № 442). В свою очередь, Реестр должен содержать информацию об адресе каждого многоквартирного дома, жилого дома и номера помещений в многоквартирном доме. В случае отсутствия в реестре данных об объеме потребления электрической энергии в каком-либо жилом доме или помещении в многоквартирном доме сетевая организация определяет объем потребления электрической энергии в целях расчета фактических потерь электрической энергии, возникших за расчетный период в объектах электросетевого хозяйства этой сетевой организации, а также объем оказанных услуг по передаче электрической энергии в отношении таких жилых домов и многоквартирных домов в соответствии с порядком определения объема потребления коммунальной услуги по электроснабжению, предусмотренным Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, для случаев непредоставления потребителями коммунальных услуг показаний приборов учета. По письменному запросу сетевой организации гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) в течение 5 рабочих дней предоставляет ей копии документов, подтверждающих данные об объемах потребления электрической энергии в жилых домах и помещениях в многоквартирных домах, указанные гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в реестре, но не более чем по 20 процентам точек поставки, содержащихся в реестре (абзац 5 пункта 162 Правил № 442).

Положения пункта 162 Правил № 442 в части обязанности гарантирующего поставщика предоставлять в сетевую организацию сведения о показаниях расчетных приборов учета, копий актов снятия показаний приборов учета, полученных им от потребителей в рамках заключенных с ними договоров энергоснабжения, а также реестр об объеме потребления электрической энергии в жилых и нежилых помещениях многоквартирных домов, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии, и в жилых домах, являются императивными. Диспозитивным является только условие о времени и дате передачи показаний расчетных приборов учета.

Со стороны ПАО «Вологдаэнергосбыт» не представлено документального подтверждения, позволяющего прийти к однозначному выводу о выполнении гарантирующим поставщиком своих обязанностей по предоставлению информации о расчетных приборах учета, об объемах потребления электрической энергии в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии, и в жилых домах, по форме и в сроки, установленные пунктом 162 Правил № 442 по следующим договорам:

  1. по договору №ВСК-10/1474/10-548-ГЭП от 01.06.2010 (Вытегра) за период с января по сентябрь 2016 года;
  2. по договорам - №ВСК-10/1288/10218ГЭП от 01.01.2010 (Вологда); №ВСК-13-1414/ВСК-13/1837 от 25.11.2013 (Харовск); №ВСК-10/1289/11-396-ГЭП от 01.06.2010 (Белозерск); №ВСК-08/0008 от 01.01.2008 (Липин Бор); №ВСК-08/0526 от 01.01.2009 (Тотьма) за период – июль 2017 года.

ПАО «Вологдаэнергосбыт», осуществив соответствующие действия, вышло за допустимые пределы реализации своих гражданских прав и допустило факт злоупотребления своим доминирующим положением на товарном рынке.

Комиссией в действиях ПАО «Вологдаэнергосбыт» установлено наличие состава антимонопольного нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Главой 9 Закона о защите конкуренции, а также пунктом 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность защиты гражданских прав в административном порядке в случаях, установленных законом. Антимонопольный орган, рассматривая дела о нарушениях антимонопольного законодательства, принимает решения и выдает предписания, направленные на защиту гражданских прав, нарушенных вследствие их ущемления, злоупотребления доминирующим положением, ограничением конкуренции или недобросовестной конкуренции. В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции комиссия, при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства, разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании.

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 23.03.2018 № 178 ПАО «Вологдаэнергосбыт» лишено статуса субъекта оптового рынка электрической энергии и мощности, исключено из реестра субъектов оптового рынка, в отношении ПАО «Вологдаэнергосбыт» прекращена поставка (покупка) электрической энергии и мощности на оптовом рынке по группе точек поставки PVOLOGEN.

Статус гарантирующего поставщика с 01.04.2018 присвоен Публичному акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада».

Учитывая изложенное, Комиссия полагает, что основания для выдачи предписания ПАО «Вологдаэнергосбыт» отсутствуют.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите  конкуренции», Комиссия 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать Публичное акционерное общество «Вологодская сбытовая компания» (ИНН: 3525154831; ОГРН: 1053500117450, юридический адрес: 369000 Карачаево-Черкесская Республика г. Черкесск пр. Ленина, д. 147, почтовый адрес: 160000 г. Вологда Пречистенская набережная, д. 68) нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Предписание по настоящему делу не выдавать ввиду утраты Публичным акционерным обществом «Вологодская сбытовая компания» с 01.04.2018 статуса гарантирующего поставщика электрической энергии.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                       С.В. Осипов

 

Члены Комиссии:                                                                                               Н.В. Скребков

           О.С. Фанина

       (отсутствует)  Ю.Н. Полетаева

 

 

Примечание.

 

Решения и предписания антимонопольного органа обязательны к исполнению в установленный такими решениями и предписаниями срок (ст. 36 Закона о защите конкуренции).

Привлечение к ответственности лиц, нарушивших антимонопольное законодательство, не освобождает их от обязанности исполнять решения и предписания антимонопольного органа (ч. 2 ст. 37 Закона о защите конкуренции).

За невыполнение в установленный срок законного решения, предписания  антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Решение может быть обжаловано в течение трех  месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Решение территориального антимонопольного органа может быть также обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа. В случае, если решение антимонопольного органа обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа (ст. 52 Закона о защите конкуренции).

Связанные организации

Связанные организации не указаны