Решение б/н Решение № 04-11/140-18 от 12 июля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

11.07.2018 № _______

 

Заказчик:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНОЙ МАГИСТРАЛИ МОСКВА-АРХАНГЕЛЬСК ФЕДЕРАЛЬНОГО ДОРОЖНОГО АГЕНТСТВА»

1620001, Вологодская обл., г. Вологда, пр-т Победы, д.33

тел.: +7 (4852) 770030

zuevsg@holmogory.ru

 

Заявитель:

ООО «КОНТРАКТ»

354003 Краснодарский край, г.Сочи, пер.Вишневый, д. 42Б, пом. 12

тел.: 8 (928)234-23-59

skvconsultor@gmail.com

 

Оператор электронной площадки:

АО «Единая электронная торговая площадка»

115114, г. Москва, ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5

info@roseltorg.ru

 

 

РЕШЕНИЕ № 04-11/140-18

 

10 июля 2018 г.                                                                                                 г. Вологда

 

Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области в составе:

Сучков О.Н. – председатель комиссии, заместитель начальника отдела контроля органов власти и закупок Управления;

Кузнецова Ю.Н. – специалист-эксперт Управления;

Ларичева Н.С. – член комиссии, государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок;

Предтеченская Е.Н. – член комиссии, старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок,

в присутствии представителей Заказчика -  Кудряшова П.В. (в соответствии с приказом от 28.06.2018 № 95), Малкова А.А. (по доверенности от 06.07.2018). Представители Заявителя на рассмотрение не явились.

рассмотрев жалобу ООО «Контракт» (далее - Заявитель) на положения документации при проведении электронного аукциона - Выполнение работ по ликвидации деформаций и повреждений дорожного покрытия на автомобильной дороге общего пользования федерального значения Р-243 Кострома - Шарья - Киров - Пермь, км 6+900 - км 378+564 в Костромской области (извещение № 0330100010518000086), в котором Заказчик - ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНОЙ МАГИСТРАЛИ МОСКВА-АРХАНГЕЛЬСК ФЕДЕРАЛЬНОГО ДОРОЖНОГО АГЕНТСТВА» (далее – Заказчик)

 

 УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – УФАС) поступила жалоба от ООО «Контракт» (далее - Заявитель) на действия Заказчика - ФКУ «Упрдор «Холмогоры» при проведении вышеуказанной закупки, противоречащие Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе).

Жалоба Заявителя подана в надлежащий срок, а также соответствует требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе.

По мнению Заявителя, аукционная документация составлена с нарушениями законодательства о контрактной системе, а именно:

1.  Нарушение части 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ,  п.3 ст.63 ФЗ-44, 191 ГК РФ в части сроков подачи заявок на участие.

В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

ИНФОРМАЦИЯ О ПРОЦЕДУРЕ ЗАКУПКИ

Дата и время начала подачи заявок        19.06.2018 15:39

Дата и время окончания подачи заявок     04.07.2018   08:00

Срок подачи начинается на следующий день, т.е.      19.06.2018 +15 дней =   04.07.2018  (включительно)

Согласно пункту 1 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.

Следовательно, срок окончания подачи заявки на участие в Аукционе согласно положениям статьи 194 Гражданского Кодекса Российской Федерации должен быть установлен не ранее 04.07.2018 23:59.

2. Заказчиком установлены требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, что приводит к ограничению количества участников закупки, ограничению возможности предоставить надлежащее предложение  в составе заявки на участие в аукционе.

            Приложение № 2 к документации об электронном аукционе «Требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ»:

Асфальтобетонная смесь

Асфальтобетон должен быть плотный с величиной остаточной пористости свыше 2,5 % до 5,0 %.

Зерновой состав минеральной части смеси:

- содержание зерен  размером мельче 20 мм 90-100 % по массе;

- содержание зерен  размером мельче 15 мм 80-100 % по массе;

- содержание зерен  размером мельче 10 мм 70-100 % по массе;

- содержание зерен  размером мельче 5 мм 50-60 % по массе;

- содержание зерен  размером мельче 2,5 мм 38-48 % по массе;

- содержание зерен  размером мельче 1,25 мм 28-37 % по массе;

- содержание зерен  размером мельче 0,63 мм 20-28 % по массе;

- содержание зерен  размером мельче 0,315 мм 14-22 % по массе;

- содержание зерен  размером мельче 0,16 мм 10-16 % по массе;

- содержание зерен  размером мельче 0,071 мм 6-12 % по массе.

Предел прочности при сжатии, при температуре 50 °С, не менее 1,2 МПа.

Предел прочности при сжатии, при температуре 20 °С, не менее 2,5 МПа.

Предел прочности при сжатии, при температуре 0 °С, не более 11,0 МПа

Сдвигоустойчивость по сцеплению при сдвиге при температуре 50 °С не менее 0,37 МПа.

Трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре 0 °C и скорости деформирования 50 мм/мин, не менее 3,5 МПа и не более 6,0 МПа

Водонасыщение образцов, отформованных из смеси от 1,5 до 4,0 % по объему

Пористость минеральной части асфальтобетона от 14 до 19 %  -  например, чтобы подтвердить соответствие данному требованию, прямо установленному Заказчиком в техзадании, а не опосредовано через стандарт, нам надо до подачи заявки закупить партию смеси, каким-то образом выделить из нее минеральную часть и каким-то образом проверить ее на пористость, чтоб была от 14 до 19%. Все это делать под видеозапись, иначе нам нечем будет подтвердить Заказчику соответствие установленному им требованию

Коэффициент вариации предела прочности при сжатии при температуре 50 °С не более 0,16.

Требуются испытания партии для определения вышеуказанных характеристик на каждую партию, поскольку Заказчик установил данные значения характеристик прямо в задании, а не опосредовано через какой-либо стандарт.

Участнику необходимо либо самому обладать лицензией и спецоборудованием для проведения таких испытаний, либо обращаться к специализированным лабораториям, предварительно купив партии этих материалов, чтобы документально подтвердить для Заказчика полное соответствие материала его требованиям.

3. Заказчик неправомерно установил требование о соответствии работ и материалов, используемых при их выполнении, недействующим/неопределяемым стандартам:

Проект Контракта.doc

ГОСТ 52290-2004

            4. Раздел 9. СДАЧА И ПРИЕМКА РАБОТ проекта контракта Заказчика определяет порядок приемки выполненных работ. Однако статьи данного и прочих разделов также не содержат информацию о сроке проведения обязательной экспертизы, от которого отсчитывается срок приемки выполненных работ. Заказчик прямо связывает начало течения срока приемки с окончанием экспертизы, но при этом не устанавливает срок проведения экспертизы, фактически делая ничтожным срок приемки.

Действия Заказчика нарушают положения, установленные в пункте 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, а также нарушают права и законные интересы Подрядчика, поскольку создают неопределенность в сроках исполнения обязательств со стороны Заказчика.

Заявитель просит аннулировать результаты проведения электронного аукциона. приостановить подписание контракта в связи с вышеуказанными нарушениями Закона о контрактной системе.

Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, просили признать ее необоснованной.

Комиссия по контролю в сфере закупок УФАС (далее – Комиссия), рассмотрев представленные материалы, выслушав объяснения и заявления представителей Заказчика, пришла к следующему выводу.      

Заказчик 18.06.2018 создал на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок извещение 0330100010518000086 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ликвидации деформаций и повреждений дорожного покрытия на автомобильной дороге общего пользования федерального значения Р-243 Кострома - Шарья - Киров - Пермь, км 6+900 - км 378+564 в Костромской области. Извещение размещено после проверки территориальным органом Федерального казначейства 19.06.2018 в 15:39.

Дата и время окончания подачи заявок:    04.07.2018   08:00.

Начальная (максимальная) цена контракта 40 000 000,00 рублей.

В письме Федерального казначейства от 21.03.2017 № 07-04-05/13-240 указано, что в соответствии с пунктом 14 постановления Правительства Российской Федерации от 12.12.2015 N 1367 "О порядке осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в случае соответствия контролируемой информации требованиям, установленным частью 5 статьи 99 Федерального закона 44-ФЗ, объекты контроля, подлежащие размещению в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС), размещаются в ЕИС в течение одного рабочего дня со дня направления объекта контроля для размещения в ЕИС.

В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Датой размещения извещения об аукционе в данном случае является не дата создания извещения о закупке и направления его на контроль в  территориальный орган Федерального казначейства, а дата размещения извещения после прохождения контроля, т.е. 19.06.2018.

Пункт 3 статьи 63 Закона о контрактной системы гласит:

В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Согласно пункту 1 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.

Следовательно, срок окончания подачи заявки на участие в Аукционе согласно положениям статьи 194 Гражданского Кодекса Российской Федерации должен быть установлен не ранее 04.07.2018 23:59.

Таким, образом, довод Заявителя обоснован.

2. В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

При формировании технического задания Заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с подпунктом б) пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В соответствии с пунктом 3 письма ФАС России от 1 июля 2016г.  № ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Кроме того, приведенные Заказчиком показатели товара и их значения в указаны не только в Стандартах, но и в документах на товары (сертификатах, паспортах на товары и т.п.).

В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Заявителем не представлено документальных доказательств, подтверждающих его довод об установлении в документации о закупке показателей, которые не могут быть представлены в первой части заявки на участие в аукционе. Скопированные в жалобу положения технического задания документации о закупке не являются подтверждением доводов Заявителя о невозможности заполнения первой части заявки на участие в аукционе в соответствии с требованиями документации о закупке. Заявителем также не представлено документальных доказательств, свидетельствующих о том, что показатели, требования к которым установлены Заказчиком в документации о закупке, не предоставляются производителями товаров неограниченному кругу лиц и требуют проведения испытаний товара непосредственно участником закупки на дату подачи заявки на участие в аукционе.

3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании в документации о закупке объекта закупки Заказчик может  использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика.

Комиссией установлено, что согласно выписки из РАГС (Российский архив государственных стандартов) и сведений, полученных с официального сайта http://standard.gost.ru/wps/portal/ Федерального агентства по стандартизации и метрологии указанный Заказчиком в аукционной документации ГОСТ 52290-2004 является действующим.

Довод заявителя необоснован.

4. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

В соответствии с частью 3 статьи 94 Закона о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

При этом законодательно не регламентирован срок проведения экспертизы с привлечением внешних экспертов.

Как пояснили представители Заказчика конкретные сроки проведения экспертизы установить невозможно, поскольку сведения, необходимые для принятия Заказчиком решения о приёмке выполненных работ становятся известны только после их представления Подрядчиком. Более того, течение срока проведения экспертизы обуславливается необходимостью или её отсутствием в лабораторных испытаниях, срок проведения которых устанавливается исходя из определяемого для таких испытаний нормативно-техническими документами порядка. Таким образом, срок эспертизы регламентируется исходя из объёмов её проведения, которые становятся известны только после представления Подрядчиком результатов выполненных работ по контракту.

Вместе с тем, согласно пунктов 9.9. и 9.10 проекта государственного контракта, в случае проведения экспертизы выполненной работы Заказчиком своими силами, срок приемки работ не может составлять более 10 (десяти) рабочих дней со дня завершения проверки и установления Заказчиком соответствия условиям Контракта, предоставленных Подрядчиком результатов, предусмотренных Контрактом.  В случае проведения экспертизы выполненной работы путем привлечения экспертов, экспертных организаций на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом № 44-ФЗ, срок приемки работ по Контракту не может составлять более 10 (десять) рабочих дней со дня получения Заказчиком заключения эксперта, экспертной организации, подтверждающего качественное выполнение работ в соответствии с условиями настоящего Контракта.

Таким образом,  в проекте государственного контракта Заказчиком указаны все необходимые сведения об условиях приемки выполненных работ.

Довод Заявителя признан необоснованным.

В соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия УФАС провела внеплановую проверку, по результатам которой иных нарушений законодательства о контрактной системе не выявлено, основания для выдачи предписания отсутствуют.

На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу  ООО «Контракт» частично обоснованной.
  2. Признать Заказчика нарушившим пункт 3 статьи 63 Закона о контрактной системе.
  3. Предписание не выдавать.

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии

 

Члены комиссии:

                           О.Н. Сучков

                                           

                                        Ю.Н. Кузнецова

 

                                        Н.С. Ларичева

 

                                                                                                                                                    Е.Н. Предтеченская

Связанные организации

Связанные организации не указаны