Решение б/н Решение № 56-10АМЗ/16 от 12 февраля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

07.02.2018 № 377

 

 

 

 

                                                                                  

 

 

 

 

 

 

МУП ЖКХ «Федотово»

160553, Вологодская область,

Вологодский район, п. Федотово,

д. 32

 

ООО «Жилкомфорт»

160019, г. Вологда,

ул. Гоголя, д. 63

 

 

РЕШЕНИЕ № 56-10АМЗ/16

 

 

Резолютивная часть оглашена 26 января 2018 г.

Решение в полном объеме изготовлено 07 февраля 2018 г.                                     г. Вологда

 

Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в составе:

Председатель Комиссии:

Осипов Сергей Владимирович – заместитель руководителя Управления;

Члены Комиссии:

Скребков Николай Вадимович – главный специалист-эксперт отдела по контролю антимонопольного законодательства и экономического анализа Управления;

Дьяков Станислав Владимирович – заместитель начальника отдела по контролю антимонопольного законодательства и экономического анализа Управления,

Фанина Ольга Сергеевна – государственный инспектор отдела по контролю антимонопольного законодательства и экономического анализа Управления;

Полетаева Юлия Николаевна – ведущий специалист-эксперт отдела по контролю антимонопольного законодательства и экономического анализа Управления,

рассмотрев дело № 56-10АМЗ/16 по признакам нарушения Муниципальным унитарным предприятием жилищно-коммунального хозяйства «Федотово» Вологодского муниципального района в лице Филиала Семенковский (юридический адрес: Российская Федерация, 160515, Вологодская область, Вологодский район, п. Семенково, ул. Первомайская, д. 9, ОГРН 1023500594985, ИНН 3507010900) части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»,

в присутствие на заседании представителей  (по доверенности) от ООО «Жилкомфорт» Плешкова Д.С.; от МУП ЖКХ «Федотово» Слепухиной Ю.В., Пошлякова Р.Е.,

руководствуясь статьей  49  Федерального закона  от  26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

В адрес Вологодского УФАС России (далее – Управление) от Общества с ограниченной ответственностью «Жилкомфорт» (далее – ООО «Жилкомфорт», Общество) поступило заявление от 19.05.2016 входящий № 2473 о намерении Муниципальным унитарным предприятием жилищно-коммунального хозяйства «Федотово» Вологодского муниципального района (далее – МУП ЖКХ «Федотово», Предприятие) приостановить оказание услуг теплоснабжения жилого дома по адресу: Вологодская область, Вологодский район, п. Кувшиново, ул. Майская, д. 3. Общество акцентирует внимание на том, что введение режима ограничения существенным образом нарушает права добросовестных плательщиков за теплоэнергию и подрывает деловую репутацию ООО «Жилкомфорт».

Данное заявление, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства, послужило основанием для возбуждения настоящего дела, о чем Управлением издан приказ от 19.08.2016 № 213 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

К участию в рассмотрении дела в качестве ответчика привлечено МУП ЖКХ «Федотово».

По результатам изучения материалов настоящего дела, заслушивания доводов лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к выводу об установлении в действиях Предприятия нарушения антимонопольного законодательства ввиду следующего.

Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) установлен запрет на осуществление действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе такие как экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами (пункт 4 части 1 статьи 10 Закона).

Согласно аналитическому отчету Управления №18(16) от 18.08.2016 МУП ЖКХ «Федотово» занимает доминирующее положение на рынке тепловой энергии в географических границах п. Кувшиново Вологодского района Вологодской области с долей 100%.

Материалами дела установлено, что между Обществом и Предприятием заключен договор на теплоснабжения № 22-ОТ от 01.01.2016, в соответствии с которым теплоснабжающая организация (МУП ЖКХ «Федотово») обязуется продавать потребителю через присоединенную тепловую сеть тепловую энергию, а потребитель (ООО «Жилкомфорт») обязуется оплачивать принятую энергию в размере, порядке и сроки, установленные настоящим договором.

Из обстоятельств дела следует, что Предприятием в адрес Общества направлено предупреждение об ограничении предоставления коммунальной услуги по теплоснабжению от 26.04.2016 № 130, полученное адресатом 28.04.2016. В извещении указано, что ввиду неоплаты с ноября 2015 года по март 2016 года потребителем коммунальной услуги по теплоснабжению по адресу: Вологодский район, п. Кувшиново, ул. Майская, д. 3, МУП ЖКХ «Федотово» Вологодского муниципального района Филиал Семенковский на основании Постановления правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах и жилых домов» сообщает, что при непогашении задолженности в размере 1 649 033 руб. 38 коп. по оплате услуги по теплоснабжению в течение 20 дней со дня передачи потребителю указанного предупреждения, предоставление такой коммунальной услуги может быть ограничено, а затем приостановлено.

Письмом ООО «Жилкомфорт» в адрес Предприятия от 12.05.2016 предложен график погашения Обществом возникшей задолженности.

Далее письмом от 27.05.2016 Предприятие сообщило Обществу, что задолженность последнего за услуги теплоснабжения составляет 1 066 750 руб. 50 коп., а также, что в связи с неисполнением предупреждения от 26.04.2016 и на основании  пункта 92 Постановления правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» Предприятие ввело ограничении с 18.05.2016 до полного погашения задолженности с 09 час. 00 мин. до 17 час. 00 мин. по будням, о чем также уведомило Администрацию Вологодского муниципального района.

10.06.2016 Общество вновь направило Предприятию гарантийное письмо по оплате задолженности, в котором сообщило, что 20.06.2016 будет оплачена сумма в размере 530 000 руб. 00 коп., 20.07.2016 – 536 750 руб. 50 коп.

 Уведомлением от 22.06.2016 Предприятие сообщает Обществу о том, что гарантийные обязательства ООО «Жилкомфорт» перед МУП ЖКХ «Федотово» на 20.06.2016 не выполнены, просит оплатить образовавшуюся за 5 месяцев задолженность, в противном случае, Предприятие будет вынуждено прекратить подачу теплоносителя на 100% по адресу: Вологодский район, п. Кувшиново, ул. Майская, д. 3 до полной оплаты задолженности.

Далее уведомлением от 28.06.2016 Предприятие вновь напоминает Обществу о необходимости погашения задолженности по заключенному договору о теплоснабжении.

Уведомлением от 13.07.2016 Предприятие сообщает Обществу, что погашение задолженности не произведено и что с 14.07.2016 с 17 час. 00 мин. будет прекращена подача тепловой энергии, теплоносителя по адресу: Вологодский район, п. Кувшиново, ул. Майская, д. 3.

15.07.2016 сторонами по делу согласован и подписан График задолженности по договору теплоснабжения № 22-ОТ от 01.01.2016.

Имеющимися в материалах дела документами (письменные пояснения сторон) подтверждается факт ограничения режима поставки тепловой энергии Обществу со стороны Предприятия в следующие периоды:

  1. с 18.05.2016 по 20.05.2016 – отключение с 09 час. 00 мин. до 17 час. 00 мин.;
  2. с 09.07.2016 по 13.07.2016 – отключение с 08 час. 00 мин. до 17 час. 00 мин.;
  3. с 22.08.2016 по 30.08.2016 – отключение с 17 час. 00 мин. по 08 час. 00 мин.;
  4. с 05.09.2016 по 11.09.2016 – отключение с 17 час. 00 мин. по 08 час. 00 мин.

Ответчик факт ограничения в указанный период не оспаривает.

В результате данного действия неопределенный круг потребителей тепловой энергии ООО «Жилкомфорт», расположенный в доме по адресу: Вологодская область, Вологодский район, п. Кувшиново, ул. Майская, д. 3, получающий ее в качестве коммунальной услуги горячего водоснабжения и не имеющий задолженности по оплате, на указанный период времени был ограничен в получении соответствующих услуг.

Ответчик в качестве объяснения обстоятельства введения настоящего ограничения указал на то, что, несмотря на направленные в адрес Общества извещения и уведомления, намерений по фактическому его введению со своей стороны не имел, и своими действиями преследовал цель добросовестного исполнения Обществом договора теплоснабжения № 22-ОТ от 01.01.2016 и погашения Обществом возникшей задолженности.

Комиссия с учетом совокупности имеющихся доказательств и оценки всех обстоятельств настоящего дела, приходит к выводу о том, что все рассматриваемые действия Предприятия по введению ограничения поставки тепловой энергии имели самостоятельный характер и не были обусловлены действиями иных лиц.

Данные действия по своему значению уже были самодостаточными для наступления тех неблагоприятных последствий, которые выражаются в нарушении права неограниченного круга потребителей на получение необходимых коммунальных услуг.

Фактических доказательств обратного Предприятие не представило. Вместе с тем, каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного комиссией (ч. 2 ст. 45.1 Закона о защите конкуренции).

При правовой оценке действий Предприятия Комиссия исходит из следующих требований и положений действующего законодательства.

Закон о защите конкуренции определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности. Одной из целей настоящего Закона является создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 2 Закона).

Частью 1 статьи 2, частью 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции установлено, что антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В соответствии с частью 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии в установленном законом или иными правовыми актами порядке.

Частью 4 статьи 22 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» установлено, что ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям, не исполняющим своих обязательств по оплате потребленных тепловой энергии (мощности), теплоносителя, не должно приводить к изменению режима поставок тепловой энергии иным потребителям.

Согласно части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами. Данной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации (статья 40).

В силу пунктов 3, 121 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.

Ограничение или приостановление предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается.

Из системного значения и толкования вышеназванных норм следует, что правовые акты, предусматривая с одной стороны, право энергоснабжающей (теплоснабжающей) организации вводить в отношении потребителя – должника ограничение подачи энергии, с другой стороны, признают и закрепляет безусловное право добросовестных потребителей на получение оплачиваемой энергии.

Из статей 1, 2, 10 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что, предоставляя физическим и юридическим лицам возможность осуществлять принадлежащие им гражданские права по своему усмотрению, законодатель в целях обеспечения прав и интересов других участников гражданского оборота устанавливает рамки дозволенного поведения, выход за которые не допускается. Применяемый способ защиты нарушенного права должен быть соразмерным последствиям нарушения такого права: он не должен выходить за пределы действий, необходимых для пресечения нарушений права. В частности, недопустимо использование таких мер, которые ущемляют права и законные интересы других лиц.

Антимонопольный орган, при квалификации действий доминирующего хозяйствующего субъекта по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, также учитывает положения указанных статей Гражданского кодекса РФ и определяет, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Ограничение Предприятием поставки Обществу тепловой энергии, являющейся необходимым элементом процесса обеспечения Обществом тепловой энергией потребителей, привело к нарушению названных правовых норм, вследствие чего были нарушены права неограниченного круга лиц, в том числе на получение нормативного уровня услуг по горячему водоснабжению. Указанные действия Предприятия создали препятствия для исполнения Обществом своих обязанностей перед добросовестными потребителями по предоставлению им коммунального ресурса (услуги). Материалами дела подтверждается, что Общество уведомляло Предприятие о наличии добросовестных плательщиков по адресу: Вологодская область, Вологодский район, п. Кувшиново, ул. Майская, д. 3 (письмо ООО «Жилкомфорт» от 17.05.2016 № 346).

Применяя такую меру воздействия на должника, как ограничение поставки тепловой энергии Предприятие было обязано исключить нарушение прав лиц - добросовестных плательщиков, являющихся потребителями поставляемой Предприятием Обществу тепловой энергии. При этом, для соблюдения прав и законных интересов неопределенного круга потребителей у сторон – Предприятия и Общества, оставалась законная последовательная перспектива разрешения возникших разногласий в судебном порядке

Предприятие, осуществив соответствующие действия, вышло за допустимые пределы реализации своих гражданских прав на введение ограничения поставки энергии потребителю и допустило факт злоупотребления своим доминирующим положением на товарном рынке.

Комиссией в действиях Предприятия установлено наличие состава антимонопольного нарушения, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Главой 9 Закона о защите конкуренции, а также пунктом 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность защиты гражданских прав в административном порядке в случаях, установленных законом. Антимонопольный орган, рассматривая дела о нарушениях антимонопольного законодательства, принимает решения и выдает предписания, направленные на защиту гражданских прав, нарушенных вследствие их ущемления, злоупотребления доминирующим положением, ограничением конкуренции или недобросовестной конкуренции. В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции комиссия, при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства, разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании.

Решением арбитражного суда Вологодской области от 27.12.2016 по делу А13-13366/2016 установлено взыскать с ООО «Жилкомфорт» в пользу МУП ЖКХ «Федотово» задолженности за тепловую энергию за период май 2016 года в размере 81 178 руб. 47 коп., а также 3 030 руб. 60 коп. – пени за просрочку оплаты по состоянию на 30.09.2016.

Постановлением об окончании исполнительного производства Управления Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области от 24.11.2017 № 35021/17/63234 исполнительное производство, возбужденное на основании исполнительного документа Исполнительного листа № ФС 0128910022 от 01.02.2017, выданного Арбитражным судом Вологодской области по делу № А13-13366/2016, вступившему в законную силу 28.01.2017, исполнительное производство прекращено, денежные средства с ООО «Жилкомфорт» в пользу МУП ЖКХ «Федотово» взысканы, основания, послужившие поводом к введению ограничения поставки тепловой энергии со стороны МУП ЖКХ «Федотово», отпали.

МУП ЖКХ «Федотово» с октября 2016 года и по настоящее время не использовало механизм введения ограничения поставки тепловой энергии как основной способ воздействия на своевременную оплату ресурса со стороны ООО «Жилкомфорт» в рамках договора теплоснабжения № 22-ОТ от 01.01.2016, и придерживается политики решения вопросов по взысканию задолженности с потребителей в судебном порядке.

Таким образом, Комиссия полагает, что основания для выдачи предписания Предприятию отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите  конкуренции», Комиссия 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства «Федотово» Вологодского муниципального района (юридический адрес: Российская Федерация, 160515, Вологодская область, Вологодский район, п. Семенково, ул. Первомайская, д. 9, ОГРН 1023500594985, ИНН 3507010900) нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Предписание по настоящему делу не выдавать ввиду совершения Муниципальным унитарным предприятием жилищно-коммунального хозяйства «Федотово» Вологодского муниципального района действий, направленных на устранения нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                       С.В. Осипов

 

Члены Комиссии:                                                                                               Н.В. Скребков

           С.В. Дьяков

                                                                                                                                 О.С. Фанина

                                   Ю.Н. Полетаева

 

 

Примечание.

 

Решения и предписания антимонопольного органа обязательны к исполнению в установленный такими решениями и предписаниями срок (ст. 36 Закона о защите конкуренции).

Привлечение к ответственности лиц, нарушивших антимонопольное законодательство, не освобождает их от обязанности исполнять решения и предписания антимонопольного органа (ч. 2 ст. 37 Закона о защите конкуренции).

За невыполнение в установленный срок законного решения, предписания  антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в арбитражный суд.

Решение территориального антимонопольного органа может быть также обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа. В случае, если решение антимонопольного органа обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа (ст. 52 Закона о защите конкуренции).

Связанные организации

Связанные организации не указаны