Решение б/н Решение от 28.03.2018 года по делу №118-18.1 от 2 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


РЕШЕНИЕ
по результатам рассмотрения жалобы ООО «Больц» на действия заказчика - ОАО «Газпром газораспределение Воронеж», организатора - ООО «Газэнергоинформ» при проведении открытого запроса предложений на бумажном носителе № 148044 на право заключения договора по лоту «Поставка труб из полиэтилена для газопроводов» для нужд ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» (извещение № 31806200174)
(дело № 118-18.1)
28.03.2018 год г. Воронеж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе: Рощупкина Ю.В. - заместитель председателя Комиссии (ведущий заседание), заместитель начальника отдела; Колмаков Р.В. - член Комиссии, государственный инспектор; Яковлева Е.Л. - член Комиссии, государственный инспектор;
в присутствии представителей:
заказчика - ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» <…>,
организатора - ООО «Газэнергоинформ» <…>,
в отсутствие уведомленного надлежащим образом заявителя - ООО «Больц»,
рассмотрев жалобу ООО «Больц» на действия заказчика - ОАО «Газпром газораспределение Воронеж», организатора - ООО «Газэнергоинформ» при проведении открытого запроса предложений на бумажном носителе № 148044 на право заключения договора по лоту «Поставка труб из полиэтилена для газопроводов» для нужд ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» (извещение № 31806200174) (далее - запрос предложений),
у с т а н о в и л а:
В Воронежское УФАС России поступила жалоба ООО «Больц» (далее — заявитель) на действия заказчика - ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» (далее – заказчик), организатора - ООО «Газэнергоинформ» (далее – организатор) при проведении запроса предложений.
По мнению заявителя нарушены его права и законные интересы действиями заказчика, организатора, выразившимися в установлении в документации о проведении запроса предложений положений, не соответствующих требованиям Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), а именно:
- не установлены надлежащим образом требования к характеристикам товара, в качестве требований к качеству, техническим характеристикам товаров приведена ссылка на необходимость соответствия требованиям ТУ 2248-001-38658452-2015, при этом указанные ТУ в составе закупочной документации не размещены, в открытом доступе отсутствуют, что не позволяет определить потребности заказчика к закупаемым товарам;
- установлены неизмеряемые требования к товару: одновременное соответствие ТУ 2248-001-38658452-2015 и ГОСТ Р 50838-2009;
- описание товара не содержит обоснование необходимости использования требований ТУ 2248-001-38658452-2015;
- требованиям ТУ 2248-001-38658452-2015 соответствует продукция единственного производителя - ООО «Кстовский трубный завод», что ограничивает возможность на участие в закупке лиц, предлагающих к поставке продукцию иных производителей.
Кроме того, согласно данным официального сайта системы добровольной сертификации продукции «ГАЗСЕРТ» действие сертификата на трубы напорные из полиэтилена для подземных газопроводов на рабочее давление не более 1,0 МПа (10кгс/см2), выпускаемые по ТУ 2248-001-38658452-2013 прекращено, сведений о том, что указанным производителем или кем-либо еще в настоящее время производится продукция, соответствующая требованиям ТУ 2248-001-38658452-2015 на официальном сайте производителя и в системе добровольной сертификации продукции «ГАЗСЕРТ» отсутствуют. Таким образом, требование о соответствии товара данным ТУ избыточно.
Представители заказчика, организатора считают доводы, изложенные в жалобе необоснованными, действия заказчика, организатора соответствующими законодательству о закупках.
При рассмотрении дела объявлялся перерыв до 28.03.2018 года.
Согласно п.1 ч.1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон № 135-ФЗ) в соответствии с правилами настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы: на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч.10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона № 135-ФЗ, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, руководствуясь требованиями Закона № 223-ФЗ, ч.ч. 16, 17 ст.18.1 Закона № 135-ФЗ, Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» является хозяйствующим субъектом, деятельность которого по закупке товаров, работ, услуг регулируется требованиями Закона № 223-ФЗ.
01.03.2018 года в единой информационной системе в сфере закупок организатором размещено извещение о проведении запроса предложений и документация о запросе предложений. Начальная (максимальная) цена договора - 21 975 225, 84 руб.
Частью 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч.2 ст.2 Закона № 223-ФЗ).
Положение о закупках товаров, работ, услуг ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» утверждено 15.02.2018 года решением совета директоров ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» (протокол №12) (далее - Положение о закупках).
Согласно п.п. 1.3.2.1, 1.3.2.3, 1.3.2.4 п.1.3 Положения о закупках организатор закупки: определяет перечень исходных данных, представляемых Заказчиком (Инициатором закупки) для организации и проведения конкурентной закупки в зависимости от способа и предмета закупки; участвует в подготовке документов, необходимых для проведения конкурентной закупки, утверждает документацию о закупке; проводит анализ технической части документации на предмет исключения требований, ограничивающих конкуренцию.
Согласно п.п 3.2 п. 3 Положения о закупках заказчик (инициатор закупки) в соответствии с утвержденным планом закупок Общества осуществляет подготовку условий и требований для проведения закупки.
В соответствии с ч.10 ст.4 Закона № 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: 1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
3) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.
В соответствии с пунктом 1 раздела 3 (Информационная карта запроса предложений) товар должен отвечать требованиям Федерального закона № 184 ФЗ от 27.12.2002 «О техническом регулировании» и Постановлению правительства РФ от 01.12.2009 г. № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии», а так же отвечать требованиям Государственных и отраслевых стандартов. Дополнительные Требования к поставляемому товару, приводятся в Техническом задании.
В соответствии Техническим заданием к поставке требуется:
1. Труба ПЭ100 газопроводная SDR11 D110х10 ГОСТ Р 50838, 11 700,000 метров
2. Труба ПЭ100 газопроводная SDR11 D160х14.6 ГОСТ Р 50838, 80 000 метров
3. Труба ПЭ100 газопроводная SDR11 D225х20.5 ГОСТ Р 50838, 730,000 метров
4. Труба ПЭ100 газопроводная SDR11 D315х28.6 ГОСТ Р 50838, 1 790,000 метров
5. Труба ПЭ100 газопроводная SDR11 D450х40.9 ГОСТ Р 50838, 56, 000 метров
6. Труба ПЭ100 газопроводная SDR11 D63х5.8 ГОСТ Р 50838, 4 700, 000 метров
7. Труба ПЭ100 газопроводная SDR17.6 D110х6.3 ГОСТ Р 50838, 800, 000 метров
8. Труба ПЭ100 газопроводная SDR17.6 D90х5.2 ГОСТ Р 50838, 3 400, 000 метров.
Товар должен соответствовать ТУ 2248-001-38658452-2015 согласно проекту. Концы труб должны быть заглушены транспортными заглушками. На продукцию должны предоставляться при поставке товара копии разрешительных документов и сертификатов соответствия, заверенные изготовителем продукции, с указанием заводских партий продукции.
В соответствии с п.п. «з» п. 2.3.1.1 документации о запросе предложений заявка на участие в запросе предложений должна содержать предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, (в том числе гарантийные обязательства предприятия изготовителя, сертификаты качества и соответствия, разрешительная Документация и иные документы в соответствии с действующими нормативными актами), сведения о стране происхождения товара.
Согласно п.п. 2.3.1.7 п. 2 документации о запросе предложений в случае если Заявки Участников оцениваются по критерию «Количество товара, сертифицированного в системе добровольной сертификации «Газсерт», Участник в составе заявки предоставляет надлежащим образом заверенные копии сертификатов Газсерт на предлагаемую к поставке продукцию. В случае не предоставления Участником надлежащим образом заверенных копий сертификатов Газсерт на поставляемую продукцию, такой заявке по критерию «Количество товара, сертифицированного в системе добровольной сертификации «Газсерт» будет присвоена оценка «0 баллов».
На рассмотрении жалобы представители заказчика, организатора пояснили следующее. Техническим заданием установлены требования к предмету закупки, позволяющие определить потребности заказчика в закупаемом товаре, а именно: труба газопроводная, марка полиэтилена (ПЭ100); плотность полиэтилена (SDR11, SDR17.6), наружный диаметр и толщина стенки (например: D160х14.6), объем закупаемого товара. Кроме того, предметом запроса предложений является не изготовление, а поставка труб. Подтверждение соответствия товара требованиям ТУ и ГОСТ установлено сертификатами соответствия, которые должны быть представлены участником закупки в составе заявки в соответствии с п.п. «з» п. 2.3.1.1 документации о запросе предложений. Требование об одновременном соответствии товара ТУ 2248-001-38658452-2015 и ГОСТ Р 50838-2009 не являются взаимоисключающими, поскольку технические условия разрабатываются на основании государственных стандартов, уточняют и дополняют стандарты, продукция должна соответствовать каждому из указанных нормативных документов. Товар с конкретными показателями закупается во исполнение проектной документации, размещение которой в составе документации о закупке законодательством не предусмотрено. ООО «Кстовский трубный завод» не является единственным производителем трубы по ТУ 2248-001-38658452-2015. Так, согласно договору совместного оказания информационных услуг № КТЗ 30/1101 от 20.11.2017 г и сертификату соответствия № РОСС RU.АГ81.В00818 полиэтиленовые трубы для газопроводов в соответствии с указанными ТУ также изготавливает ООО «Европайп». Кроме того, участником закупки может являться не только изготовитель, но и любой поставщик. В закупочной документации не установлено обязательного требования об обязательной сертификации закупаемого товара в системе добровольной сертификации «Газсерт», данный показатель является критерием оценки заявок участников закупки, следовательно, участники закупки могут предложить как сертифицированный в данной системе товар, так и не сертифицированный.
Изучив документацию о запросе предложений, Положение о закупке, пояснения сторон Комиссия Воронежского УФАС России пришла к выводу необоснованности жалобы заявителя по следующему основанию.
Техническим заданием установлены требования к качеству, техническим, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, а именно: труба газопроводная, марка полиэтилена (ПЭ100); плотность полиэтилена (SDR11, SDR17.6), наружный диаметр и толщина стенки (например: D160х14.6), количество метров закупаемого товара. Кроме того, предметом запроса предложений является не изготовление, а поставка труб. Подтверждение соответствия товара требованиям ТУ и ГОСТ установлено сертификатами соответствия, которые должны быть представлены участником закупки в составе заявки в соответствии с п.п. «з» п. 2.3.1.1 документации о запросе предложений. Таким образом, довод заявителя о том, что положения документации о закупке не содержат характеристик, позволяющих определить потребности заказчика к закупаемым товарам, не нашел фактического подтверждения.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 2.114-95 Единая система конструкторской документации (ЕСКД). Технические условия введен в действие в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 июля 1996 г. Постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 8 августа 1995 г. N 425.
Данный стандарт устанавливает общие правила построения, изложения, оформления, согласования и утверждения технических условий (ТУ) на продукцию (изделия, материалы, вещества и т.п.).
Согласно п. 3.1, п.3.2 ГОСТ 2.114-95 Технические условия (ТУ) являются техническим документом, который разрабатывается по решению разработчика (изготовителя) или по требованию заказчика (потребителя) продукции. ТУ являются неотъемлемой частью комплекта конструкторской или другой технической документации на продукцию, а при отсутствии документации должны содержать полный комплекс требований к продукции, ее изготовлению, контролю и приемке.
В соответствии с п. 3.4, п. 3.5 ГОСТ 2.114-95 требования, установленные ТУ, не должны противоречить обязательным требованиям государственных (межгосударственных) стандартов, распространяющихся на данную продукцию. Если отдельные требования установлены в стандартах или других технических документах, распространяющихся на данную продукцию, то в ТУ эти требования не повторяют, а в соответствующих разделах ТУ дают ссылки на эти стандарты и документы в соответствии с ГОСТ 2.105.
Таким образом, требования об одновременном соответствии товара ТУ 2248-001-38658452-2015 и ГОСТ Р 50838-2009 не являются взаимоисключающими.
В соответствии с положениями Закона № 223-ФЗ заказчик самостоятельно устанавливает требования к товару с учетом собственных потребностей. При этом законодательство о закупках не содержит нормы, обязывающей заказчика устанавливать в документации об аукционе функциональные, технические и качественные характеристики предмета договора, удовлетворяющие всех возможных участников закупки.
Частью 5 ст.3 Закона № 223-ФЗ установлено, что участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
Заявителем не предоставлено доказательств, свидетельствующих о том, что реализация права на участие в закупке явились для него невыполнимой.
Как разъяснено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10 по делу № А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Комиссией Воронежского УФАС России принято во внимание, что существует не менее двух производителей труб газопроводных, соответствующих ТУ 2248-001-38658452-2015: ООО «Кстовский трубный завод» и ООО «Европайп». Кроме того, участником закупки может стать не только производитель товара, но и любой хозяйствующий субъект, осуществляющий поставки товара, изготовленного указанными производителями.
Комиссией Воронежского УФАС России принято во внимание следующее.
В соответствии с протоколом от 16.03.2018 года № 148044 вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом запросе предложений № 148044 на участие в запросе предложений подана 1 заявка: от ООО «Арма». В составе заявки содержится предложение о поставке труб из полиэтилена ПЭ100 для газопроводов с требуемыми заказчику характеристиками; в соответствии с сертификатом соответствия № РОСС RU.АЮ31.В16195, выданным АО «Центр сертификации «Композит-тест» производителю товара - ООО «Кстовский трубный завод», товар соответствует требованиям нормативных документов ТУ 2248-001-38658452-2015 и ГОСТ Р 50838-2009.
В закупочной документации не установлено обязательного требования об обязательной сертификации закупаемого товара в системе добровольной сертификации «Газсерт», данный показатель является критерием оценки заявок участников закупки, следовательно, участники закупки могут предложить как сертифицированный в данной системе товар, так и не сертифицированный.
Таким образом, Комиссия Воронежского УФАС России не находит оснований для признания нарушений в действиях заказчика – ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» организатора закупки - ООО «Газэнергоинформ» в части установления требований к предмету закупки при проведении открытого запроса предложений на бумажном носителе № 148044 на право заключения договора по лоту «Поставка труб из полиэтилена для газопроводов» для нужд ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» (извещение № 31806200174).
На основании изложенного, принимая во внимание то обстоятельство, что ООО «Больц» на рассмотрение жалобы не явился, пояснений по существу дела не предоставил, руководствуясь ч.20 ст.18.1 Закона № 135-ФЗ, Комиссия Воронежского УФАС России
р е ш и л а:
признать жалобу ООО «Больц» на действия заказчика - ОАО «Газпром газораспределение Воронеж», организатора - ООО «Газэнергоинформ» при проведении открытого запроса предложений на бумажном носителе № 148044 на право заключения договора по лоту «Поставка труб из полиэтилена для газопроводов» для нужд ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» (извещение № 31806200174) необоснованной.
Резолютивная часть объявлена - 28.03.2018 года.
Решение изготовлено в полном объеме - 02.04.2018 года.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии
(ведущий заседание) Ю.В. Рощупкина
Члены комиссии Р.В. Колмаков
Е.Л. Яковлева

Связанные организации

Связанные организации не указаны