Решение б/н Решение от 22.10.2018 года по делу №450-15к от 31 октября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 450-15к
22.10.2018 г. г. Воронеж
Резолютивная часть решения оглашена 22.10.2018
Решение в полном объеме изготовлено 31.10.2018
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
- Логошин А.В. – председатель Комиссии, заместитель руководителя — начальник отдела;
- Капранчиков А.В. – член Комиссии, старший государственный инспектор;
- Феденев А.Н. – член Комиссии, государственный инспектор,
рассмотрев дело № 450-15к по признакам нарушения антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении администрации городского поселения город Лиски Лискинского муниципального района Воронежской области (пр-т Ленина, 32, г. Лиски, Воронежская обл, 397900) по признакам нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон «О защите конкуренции»), выразившегося в издании постановления от 27.04.2017 № 143 «Об установлении и применении дифференцированной стоимости за использование опор (ВЛЭП)», которым установлен тариф для размещения линий ВОЛС (линий оптико-волоконной связи) на опорах воздушных линий электропередач и наружного освещения, при условии что тарифы на доступ к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи не подлежат государственному регулированию или регулированию органами местного самоуправления, поскольку являются исключением, на которое указывает пункт 6 части 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В присутствии на заседании представителей администрации городского поселения город Лиски Лискинского муниципального района Воронежской области <…>, <…>, <…> МУП «Лискинская Горэлектросеть» и представителя АО «КВАНТ-ТЕЛЕКОМ» <…>,
у с т а н о в и л а:
В Воронежское УФАС России 29.05.2018 поступило заявление АО «Квант-Телеком» на действия администрации городского поселения город Лиски лискинского муниципального района Воронежской области (далее — Администрация), по итогам рассмотрения которого выявлены признаки нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон «О защите конкуренции»), которые выразились в следующем.
27.04.2017 Администрацией принято постановление № 143 «Об установлении и применении дифференцированной стоимости за использование опор (ВЛЭП)». Данным постановление установлена стоимость использования одной опоры 250 (двести пятьдесят) рублей (1 опора в месяц) с понижающими коэффициентами в зависимости от количества используемых опор.
В связи с наличием в действиях администрации городского поселения город Лиски, утвердившей постановлением от 27.04.2017 № 143 тариф на доступ к объектам инфраструктуры для размещения сетей связи, величина которого превышает уровень, обеспечивающий компенсацию экономически обоснованных затрат и необходимой прибыли, признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также руководствуясь статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135- ФЗ «О защите конкуренции» было выдано предупреждение администрации городского поселения город Лиски о необходимости прекращения указанных действий путем отмены постановления от 27.04.2017 № 143.
Однако на дату 29.08.2018 г. предупреждение № 418-15П от 12.07.2018 г. администрацией городского поселения город Лиски о необходимости прекращения противоправных действий путем отмены постановления от 27.04.2017 № 143 «Об установлении и применении дифференцированной стоимости за использование опор (ВЛЭП)» не исполнено.
Согласно ч. 8 ст. 39.1 Закона «О защите конкуренции», в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.
Определением о назначении дела № 450-15к от 29.08.2018 г. рассмотрение дела было назначено на 11.09.2018 г. в 10 часов 00 минут.
Рассмотрев материалы дела, истребованные правовые акты и документы, выслушав мнения сторон, а также проанализировав нормативные правовые акты, регулирующие порядок установки тарифов, Комиссия считает следующее.
Заявитель полагает, что Администрация на основании отчета об оценке рыночной стоимости величины плат за использование опор городской электрической сети № 23/17-А от 20.02.2017, установила экономически необоснованную величину тарифа на услуги по предоставлению места на опорах воздушных линий электропередачи для крепления оптиковолоконного кабеля (линий оптико-волоконной связи, далее ВОЛС). При этом заявление содержит позицию о том, что рыночная стоимость услуги по предоставлению места на опоре для крепления оптико-волоконного кабеля, по итогам аналогичного отчета об оценке рыночной стоимости составляет 67 (шестьдесят семь) рублей, что подтверждается письмом ООО «Консультационно-аналитический центр Ритм и Со» направленного в адрес Заявителя, ранее стоимость использования Заявителем одной опоры составляла 150 (сто пятьдесят) рублей, что в свою очередь подтверждается договором № 7 от 02.05.2017 заключенного между Заявителем и МУП г. Лиски «Лискинская горэлектросеть».
При этом Заявитель, являющийся оператором связи отмечает отсутствие возможности замены способа размещения линий связи подвесным способом на опорах воздушных линий электропередачи на альтернативные способы размещения в связи со следующим.
Опоры арендуются Заявителем в основном своем количестве в построенных и введенных в эксплуатацию сетей в районах индивидуальной жилищной застройки города Лиски.
Кроме того, Заявитель как оператор связи отмечает, что линии ВОЛС с размещением их наземным способом, в том числе, с использованием опор наружного освещения используются для оказания не только телематических услуг (предоставление доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»), но и для оказания иных услуг связи: услуги телефонной связи, услуги связи по передаче данных, услуги связи для целей кабельного вещания.
Таким образом, стоимость услуги по предоставлению места на опоре наружного освещения для крепления ВОЛС, когда стоимость определяется количеством опор, отражается на себестоимости услуг связи.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями при установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;
В соответствии с вышеуказанным Федеральным законом вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением или органами местного самоуправления самостоятельно (часть 1 статьи 2), для чего органы местного самоуправления, в частности городских округов, могут устанавливать тарифы на услуги и работы, предоставляемые муниципальными предприятиями, если иное не предусмотрено федеральными законами (пункт 4 части 1 статьи 17). Таким образом, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" является исходным (общим) основанием для осуществления органами местного самоуправления тарифного регулирования.
Регулирование тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями, созданными самими же органами местного самоуправления, предопределяется социально значимыми целями их деятельности и, соответственно, должно осуществляться с учетом необходимости достижения баланса между интересами потребителей данных услуг и обеспечением нормального (бесперебойного) функционирования и развития указанных муниципальных хозяйствующих субъектов, принимая во внимание экономическую обоснованность их доходности и расходов на оказание ими услуг. Как установлено на заседании Комиссии, установленный тариф Администрацией на основании отчета об оценке рыночной стоимости величины плат за использование опор городской электрической сети № 23/17-А от 20.02.2017 не относится к вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования.
При рассмотрении заявления АО «Квант-Телеком» был направлен запрос в Администрацию, на который был получен ответ в котором не содержится указаний и ссылок на соблюдение установленных методов регулирования тарифов, выдачи заключения соответствующего структурного подразделения, проведения уполномоченным органом экспертизы экономической обоснованности тарифа на использование опор воздушных линий электропередачи.
Однако, в распоряжении Управления имеется отчет о рыночной оценке, в котором не имеется конкретизированной информации о соблюдении расчета об установлении рыночной стоимости услуги — установлении тарифа на использование опор воздушных линий электропередачи. В пункте 5.2 без мотивированного подтверждения приводится стоимость использования 1 опоры в размере 250 рублей.
В муниципальном образовании городское поселение город Лиски должен быть принят и действовать Порядок принятия решений об установлении тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями городского поселения, утвержденный решением представительного органа местного самоуправления.
В соответствии с Порядком тарифы на услуги (работы) устанавливаются постановлением администрации городского поселения по инициативе предприятия или учреждения либо по инициативе соответствующего структурного подразделения администрации городского поселения город Лиски.
В Лискинском городском поселении отсутствует Порядок принятия решений об установлении тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями городского поселения.
Ответственное структурное подразделение Администрации в свою очередь должно проводить проверку производственно-технологической информации и выдать заключение о целесообразности и необходимости установления (изменения) тарифов по результатам рассмотрения предложений об установлении тарифа на услуги муниципального предприятия. Также должна быть проведена экспертиза экономической обоснованности затрат уполномоченным органом Администрации.
Результатом рассмотрения материалов уполномоченным органом является заключение об экономической обоснованности затрат.
Тарифная комиссия на основании заключения уполномоченного органа и заключения структурного подразделения должна была выработать предложения об установлении конкретных тарифов для МУП «Лискинская горэлектросеть».
В соответствии с расчетом величины тарифа, произведеным ООО «Независимая оценка», без проведения расчета на предмет экономической обоснованности тарифа Постановлением Администрации от 27.04.2017 № 143 утвержден тариф на платные услуги, оказываемые МУП «Лискинская горэлектросеть», согласно которому тариф на услугу по использования опор воздушных линий электропередачи для крепления оптико-волоконного кабеля, установлен равным 250 рублей в месяц.
При этом согласно сведений, предоставленных департаментом связи и массовых коммуникаций Воронежской области, аналогичный тариф по Воронежской области не превышает 160 руб. за пользование одной опорой.
Таким образом, при определении МУП «Лискинская горэлектросеть», стоимости использования одной опоры в 2017 г. по договору № 7, определении Администрацией величины тарифа на основании отчета о рыночной оценке об стоимости использования одной опоры учтены одинаковые составляющие, которые полностью или в значительной части повторяются и взаимно заменяют друг друга, что не позволяет считать тариф на использование опор операторами связи экономически обоснованным. (Ранее стоимость использования опор воздушных линий электропередачи (тарифа) по договору № 7 от 02.05.2017 равнялась 150 рублям, т.е. стоимость за пользование одной опорой возросла в 1,6 раза).
Взаимоотношения Заявителя, являющегося оператором связи и МУП «Лискинская горэлектросеть» по размещению ВОЛС на опорах регулируются гражданско-правовыми договорами. В ходе анализа представленной Администрацией информации установлено, что договор оказания услуг по использованию опор воздушных линий электропередачи заключен 02 мая 2017 со стоимостью указанного тарифа в размере 150 рублей.
Таким образом, учитывая, что МУП «Лискинская горэлектросеть» имущество не отчуждает и не распоряжается, а оказывает услуги по размещению оборудования, то получение согласия собственника имущества на заключение подобных договоров не предусмотрено действующим гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 424 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон и лишь в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
На основании пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
П. 2.2. постановления Администрации от 27.04.2017 № 143 предписывается внести изменения в действующие договоры предоставления услуг в части размера платы за использование одной опоры согласно п. 1 вышеуказанного постановления с учетом акта инвентаризации составленного по состоянию на 01.03.2017 г.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с требованиями обязательства и условиями законодательства.
В соответствии со ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в надлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
При этом к существенным условиям договора закон относит условия о предмете договора, условиях, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить оказанные услуги.
Из вышеуказанного следует, что постановление Администрации от 27.04.2017 № 143 противоречит ст. 450 ГК РФ, а также условиям договоров.
В силу статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон № 131-Ф3) органы местного самоуправления городских поселений обладают полномочиями по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами, и только в целях решения вопросов местного значения.
Согласно статье 16 Закона № 131-Ф3 к вопросам местного значения городского округа отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Согласно пункту 6 части 10 статьи 35 Закона № 131-Ф3 в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Статьей 6 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее — Закон о связи) определен порядок организации деятельности, связанной с размещением сооружений связи и средств связи. Вышеуказанной статьей определено, что организации связи по договору с собственниками или иными владельцами опор линий электропередачи могут осуществлять на них строительство и эксплуатацию средств связи и сооружений связи. При этом собственник или иной законный владелец указанного недвижимого имущества в праве требовать от организации связи соразмерную плату за пользование этим имуществом, если иное не предусмотрено федеральными законам.
Согласно части 3 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» в целях предупреждения создания дискриминационных условий могут устанавливаться федеральным законом или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации правила недискриминационного доступа на товарные рынки и (или) к товарам, производимым или реализуемым субъектами естественных монополий, регулирование деятельности которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также к объектам инфраструктуры, используемым непосредственно для оказания услуг в сферах деятельности естественных монополий.
Правила недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей связи утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 1284, (далее — Правила недискриминационного доступа) в соответствии с частью 3 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы уполномочены осуществлять государственный контроль за соблюдением требований, определенных Правилами недискриминационного доступа, в пределах установленных полномочий по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях.
Правила недискриминационного доступа делят инфраструктуру для размещения сетей электросвязи на специальные объекты инфраструктуры и сопряженные объекты инфраструктуры. Специальные объекты инфраструктуры — специально созданные или приспособленные для размещения сетей электросвязи (их отдельных элементов) объекты инфраструктуры; сопряженные объекты инфраструктуры — объекты инфраструктуры, в том числе созданные для целей, не связанных с оказанием услуг электросвязи, которые могут использоваться для размещения сетей электросвязи (их отдельных элементов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, к которым относятся, в том числе, воздушные линии электропередачи и столбовые опоры. Опоры наружного освещения - сопряженные объекты инфраструктуры.
Правила недискриминационного доступа приводят следующие определения:
1. владелец инфраструктуры — субъект естественной монополии, регулирование деятельности которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», который является собственником инфраструктуры и (или) распоряжается инфраструктурой на ином законном основании;
2. доступ к инфраструктуре — получение во временное пользование объектов инфраструктуры и (или) их части.
Согласно пункту 38 Правил недискриминационного доступа тарифы на доступ к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи устанавливаются владельцем инфраструктуры на уровне, обеспечивающем компенсацию экономически обоснованных затрат и необходимой прибыли.
Владельцем инфраструктуры (опор воздушных линий электропередач) является МУП «Лискинская горэлектросеть» на праве хозяйственного ведения).
В силу статьи 294 ГК РФ государственное и муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ.
Согласно статье 295 ГК РФ собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
В соответствии со ст. 130 ГК РФ, сети электропередачи расположенные на опорах, в том числе опоры не являются недвижимым имуществом и МУП «Лискинская горэлектросеть» вправе самостоятельно ими распоряжаться. Аналогичное право закреплено в статье 18 Закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
Более того, Правила недискриминационного доступа устанавливают не право, а обязанность владельца инфраструктуры обеспечить доступ к ней, если имеется технологическая и экономическая возможность для этого и такое размещение не препятствует использованию объектов по их прямому назначению и не влияет на безопасность функционирования самих объектов (пункт 18 Правила недискриминационного доступа).
Таким образом, Правилами недискриминационного доступа, принятыми в развитие Закона о связи и Закона «О защите конкуренции», определено, что тарифы на доступ к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи не подлежат государственному регулированию или регулированию органами местного самоуправления, поскольку являются тем исключением, на которое указывает пункт 6 части 10 статьи 35 Закона № 131-ФЗ, а также существует прямая норма, предусматривающая самостоятельное ценообразование владельцем инфраструктуры (пункт 38 Правил недискриминационного доступа).
Тарифы на услуги и работы муниципальных предприятий должны устанавливаться постановлением Администрации при наличии мотивированного заключения уполномоченного органа администрации поселения, которое принимается при наличии экономического обоснования и сведений (представленного структурным подразделением заключения о целесообразности и необходимости установления тарифов по результатам рассмотрения представленных предприятием документов) подтверждающих конкурентоспособность данного тарифа, услуги, а также при наличии согласования ответственного структурного подразделения в сфере экономики.
Управлением Федеральной антимонопольной службы России по Воронежской области был проведен анализ о состоянии конкурентной среды на рынке услуг по предоставлению интернет-провайдерам (операторам связи) во временное пользование опор воздушных линий электропередач для подвеса кабелей связи на территории городского округа г. Лиски, по итогам которого был составлен аналитический отчет.
В качестве исходной информации для определения состояния конкуренции на рынке услуг по предоставлению во временное пользование интернет-провайдерам (операторам связи) ОВЛЭ для подвеса кабелей связи на территории городского округа г. Лиски использовалась информация, предоставленная:
- Департаментом связи и массовых коммуникаций Воронежской области;
- интернет-провайдерами (операторами связи), оказывающими телематические услуги и услуги связи на территории городского округа г. Лиски;
Правила недискриминационного доступа определяют тариф как плату за доступ к инфраструктуре. Содержание договора между МУП «Лискинская горэлектросеть» и Заявителем не содержат указание на то, что муниципальное предприятие выполняет по поручению операторов связи какие-либо работы или услуги — лишь только предоставляет во временное пользование за плату опоры воздушных линий электропередачи, для размещения линий ВОЛС.
Пунктом 30 Правил недискриминационного доступа определено, что в состав тарифа на доступ к инфраструктуре включаются затраты, которые несет владелец инфраструктуры на исполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 30 Правил недискриминационного доступа, т.е. следующих обязанностей:
- по обеспечению соответствия объектов инфраструктуры требованиям к инфраструктуре, установленным в соответствии с пунктами 5 и 6 Правил недискриминационного доступа;
- по информированию пользователя инфраструктуры об аварийных ситуациях, ремонтных и профилактических работах, влияющих на исполнение обязательств по договору;
- по обеспечению на безвозмездной основе беспрепятственного доступа уполномоченного персонала пользователя инфраструктуры к указанной в договоре сети электросвязи, в том числе к ее отдельным элементам, в соответствии с правилами внутреннего распорядка (при их наличии) на объектах инфраструктуры, на которых такие отдельные элементы сети электросвязи размещены.
Пункт 5 Правил недискриминационного доступа содержит указание на возможность установления Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации требования к специальным объектам инфраструктуры, что не относится к сути заявлений операторов связи, поскольку в заявлении ставится вопрос о тарифах доступа не к специальным объектам инфраструктуры, а к сопряженным объектам.
Пункт 6 Правил недискриминационного доступа содержит указание на возможность установления федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере, по согласованию с Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации требований к сопряженным объектам инфраструктуры, в том числе технологических норм и требований к размещению сетей электросвязи (их отдельных элементов) на сопряженных объектах инфраструктуры, и иные требования, обеспечивающие возможность размещения сетей электросвязи (их отдельных элементов) на сопряженных объектах инфраструктуры без ущерба для осуществления основного вида деятельности владельца инфраструктуры.
Таким образом, при расчете тарифа на доступ к инфраструктуре для размещения сетей связи (ВОЛС) экономически обоснованными признаются лишь те затраты, которые связаны с содержанием объектов инфраструктуры или их элементов, соблюдением требований к размещению сетей электросвязи на таких объектах без ущерба для осуществления основного вида деятельности владельца инфраструктуры.
Согласно письму Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 01.02.2016 № 1119-1-1661 требования к сопряженным объектам инфраструктуры в соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа не установлены.
Минэнерго России 27.12.2002 и Минсвязи России 24.04.2003 утверждены правила проектирования, строительства и эксплуатации волоконно-оптических линий связи на воздушных линиях электропередачи - СО 153-34.48.519-2002. Правила проектирования, строительства и эксплуатации волоконно-оптических линий связи на воздушных линиях электропередачи напряжением 0,4-35 кВ. Вышеуказанные правила разработаны по заданию Минсвязи России в связи с насущной потребностью использования BJI 0,4 - 35 кВ для подвески оптических кабелей на совпадающих с заданными для организации связи трассами.
Вместе с тем, вышеуказанные правила устанавливают правила эксплуатация оптических кабелей, подвешенных на опорах BJI, которая заключается в проведении технического обслуживания и ремонта оптических кабелей, а не требования к содержанию самой инфраструктуры — опор.
Кроме того, в соответствии с вышеуказанными правилами техническое обслуживание оптических кабелей и его ремонт, без подъема на опору, соединение оптических волокон и монтаж муфт, производящиеся без подъема на опору, осуществляются связистами, обслуживающими эту линию связи.
ООО «Независимая оценка» в качестве обоснования величины тарифа на доступ к инфраструктуре для размещения сетей связи не представило расчет содержания и обслуживания кабелей ВОЛС на опорах воздушных ЛЭП, которая предусматривает работы по содержанию и обслуживания кабелей ВОЛС на опорах воздушных ЛЭП.
Согласно Правилам технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19.06.2003 № 229 (зарегистрирован в Минюсте России 20.06.2003 № 4799, далее - Правила технической эксплуатации) объем технического обслуживания должен определяться необходимостью поддержания исправного и работоспособного состояния оборудования, зданий и сооружений с учетом их фактического технического состояния. В части воздушных линий установлена необходимость периодических и внеочередных осмотров, а также проверок и максимальное время между осмотрами и проверками. При этом отмечено, что график периодических осмотров, частота осмотров и периодичность проверок может быть более частой, это определяет технический руководитель организации, эксплуатирующей электрические сети.
На МУП «Лискинская горэлектросеть» возложены обязательства по содержанию сети и объектов наружного освещения в соответствии с требованиями по эксплуатации электроустановок, определенных нормативными документами.
В этих рамках МУП «Лискинская горэлектросеть» должно обеспечить надлежащую эксплуатацию сети электропередачи и наружного освещения таким образом, чтобы эта сеть отвечала всем требованиям, предъявляемым при эксплуатации сетей, в том числе, требования к периодичности, содержанию и объему обслуживания сети.
Таким образом, при определении величины тарифа на доступ к инфраструктуре учтены составляющие, которые не имеют отношения в линиям электропередачи, что не позволяет считать тариф на доступ к инфраструктуре экономически обоснованным и соответствующим требованиям Правилам недискриминационного доступа.
ТАРИФ — система ставок платы за различные производственные и непроизводственные услуги, предоставляемые предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам.
Согласно предоставленного договора № 7 от 02.05.2017 г. заключенного между МУП «Лискинская городская электросеть» и АО «Квант-Телеком», следует:
пункт 1.1, в соответствии с условиями настоящего договора Владелец обязуется предоставить Пользователю возможность размещения волоконно-оптического кабеля Пользователя на опорах воздушных линий электропередач (далее по тексту - «Имущество»);
пункт 1.3, имущество предоставляется для подвески сетей волоконно-оптического кабеля и дальнейшего подключения интернета и цифрового телевидения.
По своей правовой природе договор № 7 от 02.05.2017 г. является договором аренды, т.е. МУП «Лискинская городская электросеть» передает принадлежащее ему имущество на праве хозяйственного ведения АО «Квант-Телеком» для размещения волоконно-оптического кабеля — сетей связи.
На заседании Комиссии представители МУП «Лискинская городская электросеть» пояснили, что в аренду сдается не сама опора, а место на опоре линии электропередачи.
При этом, согласно п. 1.2 договора № 7 от 02.05.2017 г., количество опор, предоставляемых Пользователю по договору составляет 922 шт., что противоречит статье 295 ГК РФ.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Поскольку в федеральном законе, в частности статье 295 ГК РФ, определяющей права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, не предусмотрено иное, собственник, передав во владение унитарному предприятию имущество, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия такого предприятия.
Распоряжение имуществом — в гражданском праве одно из правомочий собственника, позволяющее ему по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать своё имущество в собственность другим лицам (продавать, менять, дарить и др.), передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Установление тарифа утвержденного постановлением Администрации от 27.04.2017 № 143 по своей правовой природе является распоряжением имущества принадлежащего МУП «Лискинская городская электросеть» на праве хозяйственного ведения, в части установления стоимости тарифа (арендной платы) за размещение волоконно-оптического кабеля.
Таким образом, утвержденный постановлением Администрации от 27.04.2017 № 143 тариф на доступ к инфраструктуре нарушает Федеральное законодательство, а также превышает стоимость обслуживания всей инфраструктуры, и не может при вышеуказанных обстоятельствах быть признан экономически обоснованным, установленным на уровне, обеспечивающем компенсацию экономически обоснованных затрат и необходимой прибыли, соответствующим требованиям Правилам недискриминационного доступа и обеспечивающим равный доступ на рынок услуг связи.
Также на Комиссии отмечено, что согласно части 1 статье 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, а также создание дискриминационных условий.
Администрация городского поселения город Лиски Лискинского муниципального района Воронежской области является органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Воронежской области.
Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» введен запрет на принятие органом местного самоуправления актов и совершение действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности – дача хозяйствующим субъектам указаний о заключении в приоритетном порядке договоров (п.4 ч. 1 ст. 15), а также введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности (п. 2 ч. 1 ст. 15).
Таким образом, исходя из вышеизложенного, Комиссия считает, что действия Администрации утвердившей постановлением от 27.04.2017 № 143 тариф дифференцированной стоимости за использование опор (ВЛЭП), а также внесение изменений в существенные условия ранее заключенных договоров между МУП городского поселения город Лиски Лискинского муниципального района Воронежской области «Лискинская городская электрическая сеть» и хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по предоставлению услуг телематической связи, противоречат ст. 295 ГК РФ и целям Закона «О защите конкуренции», в частности нарушают часть 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».
Комиссия, изучив и проанализировав имеющиеся в деле и предоставленные документы, с учетом письменных и устных объяснений лиц, участвующих в деле, руководствуясь положениями ст. ст. 23, 41 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
р е ш и л а:
1. Признать в действиях администрации городского поселения город Лиски лискинского муниципального района Воронежской области нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в принятии постановления от 27.04.2017 № 143 «Об установлении дифференцированной стоимости за использование опор (ВЛЭП)» управляющей организацией».
2. Выдать администрации городского поселения город Лиски Лискинского муниципального района Воронежской области предписание об устранении выявленных нарушений антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии со ст. 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд или в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.
Председатель Комиссии А.В. Логошин
Члены Комиссии: А.В. Капранчиков
А.Н. Феденев

Связанные организации

Связанные организации не указаны