Решение б/н Решение от 29.12.2015 года по делу №544-11К от 30 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 544-11К о нарушении антимонопольного законодательства
29.12.2015                                                                                                               г. Воронеж
Резолютивная часть решения объявлена 22.12.2015
Решение в полном объеме изготовлено 29.12.2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Попов В.Г. – председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления; Михин С.В. – член Комиссии, начальник отдела; Крамаренко С.В. – член Комиссии, главный специалист-эксперт; Дроняк Ю.М. - член Комиссии, специалист-эксперт,
рассмотрев дело № 544-11К, возбужденное по признакам нарушения Акционерным обществом «Единая процессинг-сервисная система жилищно-коммунального хозяйства Воронежской области» (далее – АО «ЕПСС ЖКХ ВО»; 364088, г. Воронеж, ул. Владимира Невского, д. 11) и Обществом с ограниченной ответственностью «РВК-Воронеж» (далее – ООО «РВК-Воронеж»; 394038 г. Воронеж, ул. Пеше-Стрелецкая,90) пункта 1 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении и участии в ограничивающем конкуренцию соглашении, которое привело к навязыванию собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах, которым ООО «РВК-Воронеж» оказывает коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению необоснованных условий о перечислении денежных средств за оказанные ООО «РВК-Воронеж» указанные коммунальные услуги на расчетный счет АО «ЕПСС ЖКХ ВО», в присутствии представителей:
от АО «ЕПСС ЖКХ ВО» – <…>;
от ООО «РВК-Воронеж» – <…>, <…>, установила:
07.10.2015 в Управление поступило письмо Управления Федеральной службы безопасности по Воронежской области (от 06.10.2015 № 3/2636 нс) о наличии в действиях АО «ЕПСС ЖКХ ВО и ООО «РВК-Воронеж» признаков нарушения пункта 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
В ходе рассмотрения поступившей информации было установлено, что 26.09.2014 между АО «ЕПСС ЖКХ ВО» и ООО «РВК-Воронеж» заключен договор № 94А на обеспечение информационного взаимодействия по расчетам с собственниками и нанимателями жилых помещений и поставщиками коммунального ресурса.
На основании указанного договора АО «ЕПСС ЖКХ ВО» ежемесячно осуществляет доставку платежных документов собственникам и нанимателям жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, которым ООО «РВК-Воронеж» оказывает услуги по водоснабжению и водоотведению. При оплате указанных платежных документов гражданами денежные средства поступают на расчетный счет АО «ЕПСС ЖКХ ВО».
По результатам рассмотрения заявления и приложенных к нему материалов, Управлением в отношении АО «ЕПСС ЖКХ ВО» и ООО «РВК-Воронеж» возбуждено дело № 544-11К по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении и участии в ограничивающем конкуренцию соглашении, которое приводит к навязыванию собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах, которым ООО «РВК-Воронеж» оказывает коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению, необоснованных условий о перечислении денежных средств за оказанные ООО «РВК-Воронеж» указанные коммунальные услуги на расчетный счет АО «ЕПСС ЖКХ ВО».
Рассмотрение дела № 544-11К о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 27.10.2015.
27.10.2015 в ходе рассмотрения дела № 544-11К о нарушении антимонопольного законодательства объявлялся перерыв до 02.11.2015.
02.11.2015 рассмотрения дела было отложено до 08.12.2015.
08.12.2015 в ходе рассмотрения дела № 544-11К о нарушении антимонопольного законодательства объявлялся перерыв до 15.11.2015.
15.12.2015 в связи с необходимостью ознакомления участниками дела с аналитическими отчетами о состоянии конкуренции на рынках коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению от 14.12.2015 в ходе рассмотрения настоящего дела  объявлялся перерыв до 22.12.2015.
В своих письменных пояснениях по делу (исх. от 02.11.2015 б/н) АО «ЕПСС ЖКХ ВО» указало, что, по его мнению, договор, заключенный между АО «ЕПСС ЖКХ ВО» и ООО «РВК-Воронеж», не имеет признаков соглашения, ограничивающего конкуренцию, и не может привести к ограничению конкуренции, так как: указанный договор, по мнению АО «ЕПС ЖКХ ВО» не изменяет порядок внесения платы за коммунальные услуги, установленный ЖК РФ, и не влечет отказа ООО «РВК-Воронеж» от осуществления своих функций по предоставлению коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению, а также предоставление через своего представителя (в рассматриваемом случае АО «ЕПСС ЖКХ ВО») платежного документа, в котором помимо прочих содержатся реквизиты АО «ЕПСС ЖКХ ВО», не может считаться навязыванием потребителю требований, меняющих условия оплаты коммунальных услуг.
Как следует из письменных пояснений ООО «РВК-Воронеж» (от 08.12.2015 № 20547/15) заключенный договор с АО «ЕПСС ЖКХ ВО» от 26.09.2014 № 94А, по мнению ООО «РВК-Воронеж», не имеет признаков соглашения, ограничивающего конкуренцию, и не может привести к ограничению конкуренции. Также ООО «РВК-Воронеж» указало, что является гарантирующей организацией и естественным монополистом в части предоставления услуг по водоснабжению (водоотведению) в границах г. Воронежа, в связи с чем у ООО «РВК-Воронеж» отсутствует конкурентная среда, и, как следствие, все договоры заключаемые ООО «РВК-Воронеж» не могут оказывать какое-либо влияние на конкуренцию.
Изучив материалы дела, выслушав аргументы лиц, участвующих в рассмотрении дела № 544-11К о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что действия АО «ЕПСС ЖКХ ВО» и ООО «РВК-Воронеж»  по заключению и участию в ограничивающем конкуренцию соглашении, которое привело к навязыванию собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах, которым ООО «РВК-Воронеж» оказывает коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению, необоснованных условий о перечислении денежных средств за оказанные ООО «РВК-Воронеж» указанные коммунальные услуги на расчетный счет АО «ЕПСС ЖКХ ВО», являются нарушением пункта 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции в силу следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Частью 1 статьи 8 ГК РФ установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
В силу частей 1 и 4 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из Закона о защите конкуренции, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции указанный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования).
В силу пункта 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции одними из признаков ограничения конкуренции являются отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила № 354).
В соответствии с п. 2 Правил № 354, «коммунальные услуги» - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений);
исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;
коммунальные ресурсы - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно пп. «а» и «в» п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг, холодное водоснабжение - это снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения.
Водоотведение - это отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.
Учитывая положение действующего законодательства, коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению могут быть оказаны исполнителями этих услуг, которыми могут быть  как управляющая организация при наличии у нее соответствующего договора, заключенного с ресурсоснабжающей организацией, так и непосредственно ресурсоснабжающая организация при расторжении соответствующего договора с управляющей организацией, либо при выборе собственниками помещений многоквартирного дома такого способа управления многоквартирным домом как непосредственное управление, либо при принятии собственниками помещений многоквартирных домов на общем собрании решения о внесении платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению ресурсоснабжающей организации, либо при оказании коммунальных услуг холодного водоснабжения и водоотведения в жилой дом, который не является многоквартирным.
Порядок внесения платы за жилищно-коммунальные услуги определен в статье 155 ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Согласно части 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 указанной статьи и статьей 171 ЖК РФ.
В соответствии с частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности (часть 15 статьи 155 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 2 Правил № 354 под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Согласно пункту 31 Правил № 354 исполнитель обязан, в том числе:
– предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами № 354 и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
– заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям;
– производить в установленном Правилами № 354 порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении;
– производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя.
Пунктом 32 Правил № 354 предусмотрено, что исполнитель имеет право, в том числе:
– требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, - уплаты неустоек (штрафов, пеней);
– приостанавливать или ограничивать в порядке, установленном Правилами № 354, подачу потребителю коммунальных ресурсов;
– привлекать на основании соответствующего договора, содержащего условие об обеспечении требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных, организацию или индивидуального предпринимателя: для снятия показаний индивидуальных, общих (квартирных), коллективных (общедомовых) приборов учета; для доставки платежных документов потребителям; для начисления платы за коммунальные услуги и подготовки доставки платежных документов потребителям.
В соответствии с абз. 2 п. 63 Правил № 354, потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
В соответствии с пунктом 67 Правил № 354 плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
Пунктом 69 Правил № 354 установлено требование к оформлению платежного документа, и перечислена информация, которая подлежит указанию в платежных документах, в том числе наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет.
Из вышеприведенных положений действующего жилищного законодательства Российской Федерации следует, что собственники помещений в многоквартирном доме должны вносить плату за коммунальные услуги исполнителю этих услуг. Плата за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) может вноситься ресурсоснабжающим организациям при расторжении ресурсоснабжающей организацией договора с управляющей организацией, либо при выборе собственниками помещений многоквартирного дома такого способа управления многоквартирным домом как непосредственное управление, либо при принятии собственниками помещений многоквартирных домов на общем собрании решения о внесении платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению ресурсоснабжающей организации.
При этом частью 15 статьи 155 ЖК РФ предусмотрена возможность участия платежных агентов и банковских платежных агентов, которые не являются стороной договорных отношений между управляющей организацией и собственниками жилых помещений, при осуществлении расчетов и при взимании платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – Закон о платежных агентах) платежным агентом является юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.
В соответствии с частями 14, 15 статьи 4 Закона о платежных агентах платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов и сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).
Частью 4 статьи 8 Закона о платежных агентах установлено, что прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, указанный в частях 14 и 15 статьи 4 указанного закона, а также получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, указанными в части 18 статьи 4 Закона о платежных агентах, не допускаются.
Таким образом, по смыслу положений частей 7, 7.1 и 15 статьи 155 ЖК РФ, а также п. 63 Правил № 354, денежные средства от потребителей жилищно-коммунальных услуг должны поступать: 1) на счет исполнителя коммунальных услуг; 2) на счет ресурсоснабжающей организации (в случае принятия собственниками жилых помещений в многоквартирных домах соответствующего решения). При этом денежные средства могут поступать на счета исполнителя коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организации либо непосредственно, либо через специальный счет платежного агента, либо через счет банковского платежного агента.
Одновременно Комиссией Управления учитывается, что упоминание в пункте 15 статьи 155 ЖК РФ представителя управляющей организации не означает включение его в расчеты за оказанные коммунальные услуги как самостоятельного (действующего от своего имени) субъекта со своим расчетным счетом, так как в силу статьи 182 ГК РФ не являются представителями лица, действующие хотя и в чужих интересах, но от собственного имени.
Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, ООО «РВК-Воронеж»  является исполнителем коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению (количество абонентов, которым ООО «РВК-Воронеж» оказывает указанные услуги имеется в материалах дела).
26.09.2015 между АО «ЕПСС ЖКХ ВО» и ООО «РВК-Воронеж» заключен договор № 94А, в соответствии с которым ресурсоснабжающая организация (ООО «РВК-Воронеж») поручает, а организатор взаимодействия (АО «ЕПСС ЖКХ ВО») за вознаграждения принимает на себя обязательства по оказанию следующих услуг:
 «1.1.1. по расчету и сбору денежных средств собственников и нанимателей жилых помещений:
- открыть и вести лицевые счета собственников и нанимателей жилых помещений, с отражением информации о начисленных платежах за услуги водоснабжения и водоотведения, о поступивших платежах за услуги по водоснабжению и водоотведению, задолженности за услуги водоснабжения и водоотведения;

-  осуществлять своевременно перечисление денежных средств на расчетные счета ресурсоснабжающей организации.

2.2.2.6.  организовывать прием денежных средств за услуги водоснабжения и водоотведения, в том числе путем привлечения кредитных организаций, платежных агентов и ФГУП «Почта России. Денежные средства, поступившие на расчетный счет Организатора взаимодействия от собственников и нанимателей жилых помещений в счет оплаты услуг водоснабжения и водоотведения, не поступают в собственность организатора взаимодействия, являются собственностью ресурсоснабжающей организации;
2.2.2.7.  не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления от собственников и нанимателей жилых помещений на расчетный сет Организатора взаимодействия денежных средств, производить перечисление денежных средств на расчетные счета Ресурсоснабжающей организации, указанные в договоре.
В ходе рассмотрения дела АО «ЕПСС ЖКХ ВО» был предоставлен образец платежного документа, направляемого АО «ЕПСС ЖКХ ВО» по договору № 94А.
Согласно информации, предоставленной ООО «РВК-Воронеж» (письмо от 20.11.2015 № 19630/15/21516) денежные средства собственников (нанимателей) помещений, которым ООО «РВК-Воронеж» оказывает коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению, при оплате ими  указанных коммунальных услуг посредством штрих-кода, расположенного в правом верхнем углу платежного документа, направляемого АО «ЕПСС ЖКХ ВО» в соответствии с договором № 94А поступают на расчетный счет АО «ЕПСС ЖКХ ВО» (р/с 40702810713000014883 в ЦЧБ Сбербанка РФ г. Воронеж).
Таким образом, АО «ЕПСС ЖКХ» и ООО «РВК-Воронеж», заключив договор № 94А, пришли к соглашению о том, что все собираемые денежные средства за оказанные ООО «РВК-Воронеж» коммунальные услуги поступают не на расчетный счет этой организации, как исполнителя этих коммунальных услуг, а на расчетный счет АО «ЕПСС ЖКХ». При этом при осуществлении приема указанных денежных средств на свой расчетный счет АО «ЕПСС ЖКХ» выступает от своего имени.
В результате указанных действий АО «ЕПСС ЖКХ» и ООО «РВК-Воронеж» собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах искусственно были созданы обязательства перед АО «ЕПСС ЖКХ», которое не является ни исполнителем коммунальных услуг, ни представителем исполнителя коммунальных услуг, ни платежным агентом, банковским платежным агентом и которое в нарушение требований действующего жилищного законодательства самостоятельно производит расчеты за исполнителя коммунальных услуг (ООО «РВК-Воронеж»).
Более того, указанным соглашением АО «ЕПСС ЖКХ» и ООО «РВК-Воронеж» произвольно установили иной порядок внесения платы за коммунальные услуги, противоречащий установленному ЖК РФ, а также Правилами № 354, тем самым в одностороннем порядке определив общие условия обращения коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению  г. Воронежа на рынках этих услуг, что согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции является признаком ограничения конкуренции.
ООО «РВК-Воронеж», заключив и реализуя договор № 94А фактически отказалось от осуществления своих функций (самостоятельных действий) по приему платежей за оказанные им коммунальные услуги на свой расчетный счет и допустило к выполнению названных функций посторонних (с точки зрения ответственности перед жильцами) лиц, что также привело к изменению общих условий обращения товара на указанном товарном рынке и также является признаком, ограничивающим конкуренцию (п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции).
Заключение указанного соглашения фактически привело к навязыванию собственникам (нанимателям) помещений многоквартирных домов, которым ООО «РВК-Воронеж» оказывает коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению, необоснованных условий о перечислении денежных средств за оказанные указанным исполнителем коммунальные услуги на расчетный счет АО «ЕПСС ЖКХ ВО», так как порядок внесения платы за коммунальные услуги, был изменен без воли собственников помещений многоквартирных домов. Более того, порядок внесения платы за коммунальные услуги, установленный соглашением АО «ЕПСС ЖКХ» и ООО «РВК-Воронеж» противоречит действующему жилищному законодательству.
Указанные обстоятельства подтверждаются аналитическими отчётами по результатам проведения анализа состояния конкуренции на рынках коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению от 14.12.2015, составленными Управлением при рассмотрении настоящего дела (имеется в материалах дела).
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, предусмотренные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (за исключением действий (бездействия), указанных в пунктах 1 (за исключением случаев установления или поддержания цены товара, являющегося результатом инновационной деятельности), 2, 3, 5, 6, 7 и 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции), соглашения и согласованные действия, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 11, статьей 11.1 Закона о защите конкуренции, сделки, иные действия, предусмотренные статьями 27 - 29 Закона о защите конкуренции, могут быть признаны допустимыми, если такими действиями (бездействием), соглашениями и согласованными действиями, сделками, иными действиями не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок, иных действий, а также если их результатом является или может являться:
1) совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке;
2) получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок.
В соответствии с частью 6 статьи 11 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект вправе представить доказательства того, что заключенные им соглашения, предусмотренные частями 2-4 указанной статьи, могут быть признаны допустимыми в соответствии со статьей 12 или с частью 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции.
Доказательств, предусмотренных вышеприведенными положениями Закона о защите конкуренции, ответчики не предоставили. Комиссией Управления таких обстоятельств также не установлено.
Довод АО «ЕПСС ЖКХ ВО» и ООО «РВК-Воронеж» о том, что АО «ЕПСС ЖКХ ВО» является представителем ООО «РВК-Воронеж», соответственно в силу части 15 статьи 155 ЖК РФ вправе осуществлять расчеты с собственниками жилых помещений и взимать плату за коммунальные услуги, отклоняется как несостоятельный в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 182 ГК РФ сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.
Частями 2 и 3 указанной нормы установлено, что не являются представителями лица, действующие хотя и в чужих интересах, но от собственного имени, лица, лишь передающие выраженную в надлежащей форме волю другого лица, а также лица, уполномоченные на вступление в переговоры относительно возможных в будущем сделок. Представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично, а также в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела при взимании денежных средств за оказанные ООО «РВК-Воронеж» коммунальные услуги на свой расчетный счет, АО «ЕПСС ЖКХ ВО» выступает от своего имени, что подтверждается образцом платежного документа, предоставленного АО «ЕПСС ЖКХ ВО» в рамках рассмотрения настоящего дела. При этом, в указанных образце платежного документа отсутствуют сведения о том, что АО «ЕПСС ЖКХ ВО» принимает платежи за коммунальные услуги от имени конкретной организации (ООО «РВК-Воронеж»), оказывающей эти услуги и является ее представителем.
Таким образом, в силу части 2 статьи 182 ГК РФ АО «ЕПСС ЖКХ ВО» не является представителем ООО «РВК-Воронеж».
Более того, из правого смысла указанной нормы следует, что представитель исполнителя коммунальной услуги может взимать плату не самостоятельно, а только при участии платежных агентов, а также банковских платежных агентов, что в рассматриваемом случае АО «ЕПСС ЖКХ ВО» не соблюдено, поскольку указанный субъект самостоятельно, без участия платежных агентов осуществляет прием напрямую на свой расчетный счет.
Доводы АО «ЕПСС ЖКХ ВО» и ООО «РВК-Воронеж» о том, что в их действиях по заключению и реализации договора № 94А отсутствуют признаки навязывания, поскольку в платежных документах, выставляемых АО «ЕПСС ЖКХ ВО» указаны платежные реквизиты ООО «РВК-Воронеж» и АО «ЕПСС ЖКХ ВО» в силу чего, по мнению АО «ЕПСС ЖКХ ВО», лицо осуществляющее платеж само определяет куда осуществить платеж, является несостоятельным с учетом следующих обстоятельств:
 - во-первых, право лица осуществляющего платеж за коммунальные услуги, в том числе по платежному документу АО «ЕПСС ЖКХ ВО» на выбор организации принимающей данный платеж ограничено ч. 7, 7.1 ст. 155 ЖК РФ  и п. 63 (абз. 2) Правил № 354, которыми определен порядок внесения платы за коммунальные услуги, а также определены субъекты, которым такая плата вносится. В связи с этим, в силу указанных норм законодательства, у потребителей коммунальных услуг отсутствует возможность при оплате этих услуг самостоятельно определять лиц, которым вносится плата за данные услуги. С учетом изложенного, выбор куда осуществить платеж за коммунальные услуги у лица, осуществляющего такой платеж по платежному документу АО «ЕПСС ЖКХ ВО», отсутствует;
- во-вторых, само по себе включение АО «ЕПСС ЖКХ ВО» не являющегося исполнителем коммунальных услуг либо платежным агентом в платежный документ в качестве лица, которому собственниками (нанимателями) помещений многоквартирных жилых домов вносится плата за коммунальные услуги недопустимо в соответствии с ч. 7 ст. 155 ЖК РФ  и п. 63 (абз. 2) Правил № 354, независимо от указания в платежном документе реквизитов других организаций;
- в третьих, в платежных документах АО «ЕПСС ЖКХ ВО» возможность оплаты коммунальных услуг через штрих-код путем автоматического зачисления указанного платежа предусмотрена только непосредственно для АО «ЕПСС ЖКХ ВО» и на его расчетный счет. Таким образом, даже если предположить теоретическую возможность внесения платы за коммунальные услуги другим лицам на их расчетный счет указанным в платежном документе АО «ЕПСС ЖКХ ВО», внести данную плату аналогичным способом, что и в АО «ЕПСС ЖКХ ВО» путем автоматического зачисления платежа на расчетный счет соответствующей организации фактически не представляется возможным. В связи с этим, наличие в платежном документе АО «ЕПСС ЖКХ ВО» технической возможности для автоматического зачисления платежей за коммунальные услуги только на расчетный счет АО «ЕПСС ЖКХ ВО» через соответствующий штрих-код и отсутствие аналогичной возможности для зачисления этих же платежей на расчетные счета указанным в платежном документе организациям свидетельствует о наличии необоснованного преимущества у АО «ЕПСС ЖКХ ВО» перед другими указанными в его платежном документе организациями и, как следствие, о создании для потребителей коммунальных услуг, в случае принятия ими решения о внесения платы не АО «ЕПСС ЖКХ ВО», неравных (дискриминационных) условий приема платы за коммунальные услуги (механический способ внесения платежа на расчетный счет организаций указанных в платежном документе АО «ЕПСС ЖКХ ВО» через кассу кредитной организации является более затратным по временным и экономическим (материальным) ресурсам по сравнению с автоматическим (созданным специально только для АО «ЕПСС ЖКХ ВО») способом внесения платежа на расчетный счет АО «ЕПСС ЖКХ ВО» через штрих-код). При указанных обстоятельствах, наличие в платежном документе АО «ЕПСС ЖКХ ВО» технического барьера в виде штрих-кода, предусмотренного для оплаты коммунальных услуг только на расчетный счет АО «ЕПСС ЖКХ ВО» исключает беспрепятственную возможность для собственников (нанимателей) помещений многоквартирных домов на равных (недискриминационных) условиях вносить плату за указанные услуги другим организациям по платежному документу АО «ЕПСС ЖКХ ВО»;
- в четвертых открытие и ведение лицевых счетов потребителей жилищно-коммунальных услуг осуществляется только АО «ЕПСС ЖКХ ВО» (п. 2.2.4.2 договора от 29.12.2014 г. № ИТ091). В платежных документах АО «ЕПСС ЖКХ ВО» в разделе 1 указывается номер лицевого счета соответствующего потребителя коммунальных услуг. Согласно указанному договору, заключенному АО «ЕПСС ЖКХ ВО» и ООО «РВК-Воронеж», лицевой счет – учетный документ (в том числе формируемый и хранящийся в электронном виде) по которому АО «ЕПСС ЖКХ ВО» ведет учет начисленных сумм и сумм, выставленных к оплате за коммунальные информационные и иные услуги. В связи с этим, осуществить внесение платы за коммунальные услуги другим организациям, указанным в платежном документе АО «ЕПСС ЖКХ ВО», в надлежащем порядке также невозможно, так как вся информация по учету начисленных сумм и сумм, выставленных к оплате за коммунальные, информационные и иные услуги, в том числе по показаниям приборов учета коммунальных ресурсов находится у АО «ЕПСС ЖКХ ВО», а, соответственно, только ему надлежащим образом возможно внести соответствующую плату.
Довод АО «ЕПСС ЖКХ ВО» о том, что наделение его по договору № 94А полномочиями на организацию сбора коммунальных платежей не может рассматриваться как передача функций по исполнению коммунальной услуги по холодному водоснабжению и водоотведению также ошибочен и несостоятелен в связи со следующим.
Прием платы за коммунальные услуги, оказываемые исполнителем коммунальной услуги, в силу ч. 7 ст. 155 ЖК РФ, п. 63 (абз. 2) Правил № 354, является одной из основных его функций, которую исполнитель осуществляет самостоятельно на рынках коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению либо поручает осуществление данной функции платежному агенту или платежному банковскому агенту.
Однако в рассматриваемом случае, ООО «РВК-Воронеж» на основании договора № 94А прекратило самостоятельное осуществление своих функций (своих действий) по приему на свой расчетный счет платы за оказанные услуги на рынке коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению, передав их осуществление иному постороннему (с точки зрения ответственности перед жильцами) лицу, не являющемуся исполнителем коммунальных услуг, платежным агентом либо банковским платежным агентом - АО «ЕПСС ЖКХ ВО».
Данный факт подтверждается материалами дела (п.п. 1.1.1, 2.2.2.6, 2.2.2.7, 2.2.3.2  договора №94А) и, учитывая п. 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, не может быть расценен Комиссией Управления иначе как отказ хозяйствующего субъекта, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, то есть указанный факт является ограничением конкуренции на рынках коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению г. Воронежа.
Доводы АО «ЕПСС ЖКХ ВО» и ООО «РВК-Воронеж» о том, что в действиях АО «ЕПСС ЖКХ ВО» и ООО «РВК-Воронеж» отсутствуют признаки ограничения конкуренции, в связи с чем отсутствует состав правонарушения, предусмотренного п. 1 ч. 4 ст. 11 Закона о защите конкуренции», являются необоснованными и противоречащими фактическим обстоятельствам и материалам дела в силу следующего.
В соответствии с ч. 7 ст. 155 ЖК РФ, пунктом 63 (абз. 2) Правил № 354 установленный порядок внесения платы за коммунальные услуги является общими условиями обращения коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению на рынках этих услуг.
В связи с этим, включение в систему расчетов иного лица - АО «ЕПСС ЖКХ ВО», не предусмотренного ч. 7 ст. 155 ЖК РФ, п. 63 (абз. 2) Правил № 354, а также в отношении которого какие-либо решения собственников о перечислении ему платы за коммунальные услуги не принимались, являются действиями, направленными на ограничение конкуренции на рынках коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению г. Воронежа, так как реализуя рассматриваемое соглашение АО «ЕПСС ЖКХ ВО» и ООО «РВК-Воронеж» необоснованно изменили общие условия обращения коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению на указанных рынках путем установления нового порядка перечисления платы за эти коммунальные услуги лицу (АО «ЕПСС ЖКХ ВО»), не являющемуся исполнителем коммунальных услуг либо платежным агентом, либо банковским платежным агентом.
Данный факт установлен в ходе рассмотрения настоящего дела и является ограничением конкуренции на рынках коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению г. Воронежа.
Довод ООО «РВК-Воронеж» о том, что ООО «РВК-Воронеж» является гарантирующей организацией и естественным монополистом в части предоставления услуг по водоснабжению (водоотведению) в границах г. Воронежа, в связи с чем у ООО «РВК-Воронеж» отсутствует конкурентная среда, и как следствие все договоры, заключаемые не могут оказывать какое-либо влияние на конкуренцию, является необоснованным поскольку рынки коммунальных услуг холодного водоснабжения и водоотведения, на которых ООО «РВК-Воронеж» было заключено антиконкурентное соглашение являются высоко конкурентными, что подтверждается аналитическими отчетами от14.12.2015 (имеются в материалах дела).
Поступившие от АО «ЕПСС ЖКХ ВО» замечания к аналитическим отчетам о состоянии конкуренции на рынках коммунальных услуг холодного водоснабжения и водоотведения от 14.12.2015 отклоняются комиссией Управления за несостоятельностью, так как по существу не опровергают содержание аналитических отчетов, а выражают лишь несогласие с ним. Кроме того, доводы АО «ЕПСС ЖКХ ВО» о том, что Управление при анализе рынков не учло, что ООО «РВК-Воронеж» не является исполнителем коммунальных услуг по всем многоквартирным домам, которые присоединены к сетям ООО «РВК-Воронеж», а также, о том что Управлением не дана оценка наличия субъектов, занимающих доминирующее положение, являются голословным и опровергаются аналитическим отчетам о состоянии конкуренции на рынках коммунальных услуг холодного водоснабжения и водоотведения от 14.12.2015 (доля ООО «РВК-Воронеж» на рынке коммунальной услуги холодного водоснабжения – 21,89 %, на рынке коммунальной услуги водоотведения – 19,37%).
Указание АО «ЕПСС ЖКХ ВО» в качестве замечания к аналитическим отчетам от 14.12.2015 на то, что Управлением не исследовано отношение АО «ЕПСС ЖКХ ВО»  к рынкам коммунальных услуг холодного водоснабжения и водоотведения отклоняется, поскольку по информации, предоставленной ООО «РВК-Воронеж»  АО «ЕПСС ЖКХ ВО» не является хозяйствующим субъектом, оказывающим коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению в г. Воронеже, при этом  указанное обстоятельство не исключает и не может исключать факт нарушения требований п. 1 ч. 4 ст. 11 Закона о защите конкуренции, поскольку запрещенные указанной нормой соглашения могут быть заключены как субъектами, действующими на одном товарном рынке, так и субъектами, осуществляющими свою деятельность на разных товарных рынках.
Довод АО «ЕПСС ЖКХ ВО»  о том, что к аналитическим отчетам не приложен перечень документов, использованных для определения характеристик рассматриваемых рынков является несостоятельным, поскольку в первых разделах аналитических отчетов от 14.12.2015.указаны источники информации и документы, на основании которых подготовлены указанные отчеты.
Довод АО «ЕПСС ЖКХ ВО» о том, ООО «РВК-Воронеж» не имеет лицензии и, как следствие, не может осуществлять деятельность на рынке управления многоквартирными домами отклоняется как не относящейся к рассматриваемую делу.
При таких обстоятельствах, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что действия АО «ЕПСС ЖКХ ВО» и ООО «РВК-Воронеж» по заключению и участию в ограничивающем конкуренцию соглашении, которое привело к навязыванию собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах, которым ООО «РВК-Воронеж» оказывает коммунальные услуги холодного водоснабжения и водоотведения, необоснованных условий о перечислении денежных средств за оказанные ООО «РВК-Воронеж» указанные коммунальные услуги на расчетный счет АО «ЕПСС ЖКХ ВО», является нарушением пункта 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренцию.
Факт заключения ограничивающих конкуренцию соглашений подтверждается содержанием договора № 94А (п. 1.1.1, 2.2.2.6, 2.2.2.7, 2.2.3.2), заключенными между АО «ЕПСС ЖКХ ВО» и ООО «РВК-Воронеж».
Факт участия АО «ЕПСС ЖКХ ВО» и ООО «РВК-Воронеж» в ограничивающем конкуренции соглашении подтверждается образцом платежного документа, предоставленным АО «ЕПСС ЖКХ ВО», а также информацией ООО «РВК-Воронеж», согласно которой при оплате платежного документа, направляемого АО «ЕПСС ЖКХ ВО» в соответствии с договором № 94А денежные средства поступают на расчетный счет АО «ЕПСС ЖКХ ВО» (р/с 40702810713000014883 в ЦЧБ Сбербанка РФ г. Воронеж).
 В соответствии со статьей 22 Закона защите конкуренции, одними из основных функций антимонопольного органа являются принятие мер по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и предупреждение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов.
Частью 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, установлено, что антимонопольный орган выдает хозяйствующим субъектам в случаях, указанных в Законе о защите конкуренции, обязательные для исполнения предписания, в том числе предписания о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции (подпункт «а» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции), о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства (подпункт «д» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции).
В целях пресечения и предупреждения антимонопольной деятельности АО «ЕПСС ЖКХ ВО» и ООО «РВК-Воронеж», Комиссия Управления приходит к выводу о наличии оснований (подпункты «а» и «д» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции) для выдачи указанным хозяйствующим субъектам предписаний: о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции; о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать действия АО «ЕПСС ЖКХ ВО» и ООО «РВК-Воронеж» по заключению и участию в ограничивающем конкуренцию соглашении, которое привело к навязыванию собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах, которым ООО «РВК-Воронеж» оказывает коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению, необоснованных условий о перечислении денежных средств за оказанные ООО «РВК-Воронеж» указанные коммунальные услуги на расчетный счет АО «ЕПСС ЖКХ ВО» нарушением пункта 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
2. Выдать АО «ЕПСС ЖКХ ВО» предписание о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции по факту заключения и участия в ограничивающем конкуренцию соглашении с ООО «РВК-Воронеж».
3. Выдать ООО «РВК-Воронеж» предписание о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции по факту заключения и участия в ограничивающем конкуренцию соглашении с АО «ЕПСС ЖКХ ВО».
4. Выдать АО «ЕПСС ЖКХ ВО» предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
5. Выдать ООО «РВК-Воронеж» предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии                                                                   В.Г. Попов
Члены Комиссии                                                                               С.В. Михин
                                                                                                         С.В. Крамаренко
                                                                                                         Ю.М. Дроняк

Связанные организации

Связанные организации не указаны