Решение № 02-03/17А РЕШЕНИЕ по делу о нарушении антимонопольного законодательст... от 13 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                                             Прокуратура

                                                                                             Республики Саха (Якутия)

 

 

Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики

Республики Саха (Якутия)

 

  •                                                                                   Государственный комитет РС (Я) по регулированию контрактной системы в сфере закупок

ООО «ЕРОПО с ТКО ДВ

«Эко Система»

 

                                         РЕШЕНИЕ

по делу № 02-03/17А о нарушении антимонопольного законодательства

 

  • Якутск                                                                                                                                                                резолютивная часть оглашена «31» января 2017

                                                                                                                                                                                         изготовлено в полном объеме «13» февраля 2017 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела в составе:

"***" – заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

Членов комиссии:

"***" – заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

"***" – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

При участии:

От заявителя:

- Прокуратура Республики Саха (Якутия) явились, представитель "***", удостоверение "***";

От ответчика:

- Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) явились, представители по доверенности "***" *№"***" от "***" г.) , "***" (№"***" от "***" г.).

От заинтересованного лица:

- Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок явились, представитель по доверенности "***" (№"***" от "***" г.),

- Общество с ограниченной ответственностью «Единый региональный оператор по Обращению с ТКО Дальнего Востока «Эко Система» не явились, извещены должным образом,

 

рассмотрев материалы дела №02-03/17А о нарушении антимонопольного законодательства возбужденного в отношении Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) по признакам нарушения ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило заявление Прокуратуры Республики Саха (Якутия) (далее – Прокуратура РС (Я)) (вхд. №"***" от "***" г.), указывающее на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (далее - Министерство).

30.03.2016 г. в единой информационной системе в сфере закупок опубликовано извещение № 0116200007916001760 о проведении Министерством электронного аукциона на оказание в 2016 году услуги по разработке Территориальной схемы обращения с отходами Республики Саха (Якутия), в том числе с твердыми коммунальными отходами. Услуга должна быть оказана в полном объеме в течение 180 (ста восьмидесяти) календарных дней со дня заключения контракта. Начальная (максимальная) цена контракта 9 000 000, 00 руб.

В соответствии с п. 7, 12 Описания объекта закупки аукционной документации - основными задачами являются, в том числе определение нормативов накопления твердых коммунальных отходов в разрезе муниципальных образований Республики Саха (Якутия). При этом, определенные нормативы должны быть согласованы с администрациями муниципальных образований.

19.10.2016 г. в План-график закупок Министерства внесены изменения, предусматривающие проведение запроса котировок на оказание услуг на «Разработку Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе c твердыми коммунальными отходами, на территории Республики Саха (Якутия)» – Том 2 «Обращение с промышленными отходами» (Извещение № 0116200005316000004). А также проведение открытого конкурса на оказание услуги по разработке территориальной схемы обращения с отходами Республики Саха (Якутия), в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Республики Саха (Якутия) (Извещение № 0116200007916009417).

«01» и «02» ноября 2016 г. опубликованы соответствующие извещения о проведении указанных мероприятий по определению поставщиков.

В соответствии с Описанием объекта закупки – предметом контракта Извещения № 0116200005316000004 является оказание услуг по разработке Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Республики Саха (Якутия) – Том 2 «Обращение с промышленными отходами» (далее – Услуги), предметом контракта Извещения № 0116200007916009417 является выполнение работ по разработке электронной модели территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Республики Саха (Якутия). При изучении документов данных закупок установлено, что предмет расторгнутого по соглашению сторону государственного контракт №18 от 30.05.2016 г. (по итогам проведения электронного аукциона №0116200007916001760) разделен на части и включен в предметы закупок запроса котировок № 0116200005316000004 и открытого конкурса № 0116200007916009417.

В соответствии с пп. 7.1 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», абз. 15, 19 ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится:

- установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов;

- разработка и утверждение территориальной схемы в сфере обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

Согласно ст. 17 Закона о защите конкуренции - при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В соответствии с ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции - наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Таким образом, Заявитель считает, что установление и включение в один лот двух несвязанных работ в электронном аукционе противоречит части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Приказом Якутского УФАС России от 16.01.2017 г. возбуждено дело №02-03/17А о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции в отношении Министерства ЖКХ и энергетики РС (Я).

16 января 2017 г. Якутским УФАС России вынесено определение о назначении дела №02-03/17А о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению в связи с обнаружением признаков нарушения части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Ответчик – Министерством ЖКХ и энергетики РС (Я) не соглашается с доводами заявителя и сообщает следующее:

В соответствии с Федеральным законом от 29.152.2014 г. №458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» - с 1 января 2016 г. вступила в силу изменения, которые предусматривают перераспределение с 1 января 2016 года полномочий в области обращения в отходами между Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальными образованиями (в частности, на субъекты Российской Федерации возлагается организация деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых, коммунальных отходов. В том числе, согласно ч. 1 ст. 13.3 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» - в целях организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и устанавливаются нормативы накопления отходов.

Министерством ЖКХ и энергетики РС (Я) в целях реализации своих полномочий в января 2016 года была разработана и утверждена Приказом Министерства ЖКХ и энергетики РС (Я) – конкурсная документация для определения путем электронного аукциона исполнителя по разработке территориальной схемы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами. Включение в состав технического задания услуги по разработке Территориальной схемы определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов обусловлено реализацией своих полномочий во исполнение Федерального закона №458-ФЗ.

Для разработки эффективной территориальной схемы обращения с отходами необходимо прогнозирование образования отходов как минимум на 10-15 лет, Так, прогнозирование образования отходов необходимо для планирования транспортирования, обработки/утилизации и захоронения ТКО. До недавнего времени прогноз образования ТКО осуществлялся при разработке генеральных схем очистки территорий населенных пунктов. Согласно Методическим рекомендациям о порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации 7-01.2003 г. прогноз объема образования отходов должен выполняться на основе данных об удельном образовании отходов с учетом тенденции роста удельных норм образования.

Постановление Правительства РФ «О требованиях к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами» не содержит прямого требования прогнозировать объемы образования отходов. Однако территориальные схемы разрабатываются на период не менее десяти лет и ст. 13.3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» требует включать в состав территориальной схемы «данные о количестве образующихся отходов на территории субъекта Российской Федерации», а также «данные о целевых показателях». Прогноз объемов образования отходов по основным источникам образования осуществляется на основании данных о нормативах накопления ТКО и прогноза основных социально-демографических показателей. Очевидно, что целевые показатели с разбивкой по годам должны опираться на обоснованный прогноз объемов образования ТКО. Таким образом, определение нормативов накопления отходов функционально связано с разработкой территориальной схемы, поскольку целевые показатели должны устанавливаться на основании нормативов.

Требования к функциональным и технологическим возможностям исполнителей для оказания услуги по разработке территориальной схемы и определению нормативов накопления в конкурсной документации Министерством не устанавливались, поскольку на выполнение данных видов работ наличие у исполнителя особых ресурсов и возможностей не требуется. Таким образом, Заказчик - Министерство ЖКХ И энергетики РС (Я) считает, что ограничение конкуренции между участниками торгов со стороны Министерства допущено не было.

Кроме того на момент утверждения конкурсной документации, а также опубликования Извещения от 30.03.2016 г. о проведении Министерство электронного аукциона на оказание услуги по разработке территориальной схемы утвержденных методических указаний по определению нормативов накопления не было. Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, по которым проведение замеров объемов образования отходов проводится в течение 1 календарного года, утверждены Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.06.2016 г. №402/пр. Данные методические рекомендации разработаны в целях оказания методического содействия органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проведению замеров отходов, определению расчетных единиц и категорий объектов, на которых образуются отходы и не содержат положений обязательного характера.

Также, в пояснении (вхд. №457 от 23.01.2017 г.) Министерство ЖКХ и энергетики РС (Я) – согласно ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ к полномочиям субъектов РФ относится разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии со ст. 13.3 Закона №89-ФЗ – территориальная схема разрабатывается в целях организации и осуществления деятельности по обращению с отходами на территории субъекта РФ. Территориальная схема должна включать в себя:

- данные о нахождении источников образования отходов;

- данные о количестве образующихся отходов;

- данные о целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов;

- данные о нахождении мест накопления отходов;

- данные о месте нахождения объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, в том числе твердых коммунальных отходов;

- баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов;

- схему потоков отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, от источников их образования до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, которая включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов.

Во исполнение установленных Законом полномочий в 2016 году по Заказу Министерства ЖКХ и энергетики РС (Я) проведены торги в форме электронного аукциона на определение разработчика территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Республики Саха (Якутия). Извещение о проведении аукциона размещено 30.03.2016 г. Требования к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.03.2016 г. №197. Согласно п. 3 Требования в состав территориальных схем обращения с отходами включается в числе прочих сведений – нормативы накопления твердых коммунальных отходов. В соответствии с этим в конкурсную документацию было включено определение нормативов накопления коммунальных отходов, так как значения нормативов необходимы для определения количества образующихся твердых коммунальных отходов в год и баланса количественных характеристик образования отходов на период реализации территориальной схемы. Количество образования твердых коммунальных отходов, к примеру, в многоквартирных домах может быть определено расчетным способом исходя из числа проживающих людей и нормативов накопления твердых коммунальных отходов, определенных для многоквартирных домов. То есть без определения нормативов невозможно точно спрогнозировать количество образования отходов, от которого зависит выбор схемы потоков отходов, определение видов и мощности планируемых к строительству объектов утилизации, обезвреживания и размещения отходов.

Таким образом, разработка разделов 2, 5, 6, 7, 10 и всей территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в целом технологически взаимосвязана с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Уполномоченный орган - Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее - Госкомзакупок РС (Я)) по изложенным доводам поясняет следующее:

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.

Из положений данной статьи следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Федеральным законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, являющихся значимыми для заказчика.

В соответствии с указанной нормой Заказчиком в документации об электронном аукционе приведено описание объекта закупки и утверждено.

Согласно Порядку взаимодействия Уполномоченного органа и Заказчиков при осуществлении полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 27.12.2013 г. № 2425, Заказчик разрабатывает и утверждает описание объекта закупки к документации о закупке.

Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 г. № 269 «Об определении нормативов накопления», вступили в силу 14 апреля 2016 года.

Согласно п. 2 данного Постановления методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов утверждены Приказом Минстроя России от 28 июня 2016 г. №524/пр.

Таким образом, закупка № 0116200007916001760, размещенная в ЕИС 30 марта 2016 года, не может быть осуществлена с учетом вышеуказанных норм.

Кроме того, основной целью закупки является разработка территориальной схемы обращения с отходами Республики Саха (Якутия), в том числе с твердыми коммунальными отходами, в связи, с чем объединение в один лот, в том числе, работ по определению нормативов накопления твердых бытовых отходов правомерно поскольку данные работы в данном случае являются технологически взаимосвязанными процессами, разрыв которых может повлиять на конечный результат работы.

Таким образом, уполномоченный орган считает, что доводы заявителя, не состоятельны.

Определением от 24.01.2017 г. Комиссия Якутского УФАС России решила отложить дело №02-03/17А в связи с необходимостью запроса дополнительных документов и сведений.

В дополнительном пояснении Ответчик – Министерство ЖКХ и энергетики РС (Я) сообщает (вхд. № "***" от "***" г.), что Законом о контрактной системе не установлены правила формирования сроков выполнения работ, Заказчик устанавливает срок, исходя из своих потребностей.

При определении срока выполнения работы по разработке территориальной схемы обращения с отходами РС (Я) в количестве 180 календарных дней с момента заключения контракта Министерство руководствовалось следующими условиями:

Согласно ч. 8 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 г. №458 (в действующей на начало 2016 года редакции) - обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и заключения соглашения между органом государственной власти и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 1 января 2017 года, а также согласно ч. 5 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 г. №458-ФЗ утверждение территориальных схем в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, уполномоченными органами должно быть осуществлено не позднее чем в течение шести месяцев со дня вступления в силу требований к составу и содержанию таких схем. В соответствии с данными положениями необходимо обеспечить внедрение новой системы регулирования деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами до 01 января 2017 г. До данного срока необходимо было разработать и утвердить территориальную схемы обращения с отходами, провести конкурсный отбор регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и заключить с ним соглашение об организации на территории деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами. Исходя из этого схему планировалось разработать и утвердить до ноября 2016 г., определить регионального оператора и заключить с ним соглашение не позднее декабря 2016 года.

Кроме этого была принята во внимание практика проведения аналогичных торгов по разработке территориальных схем обращения с отходами в других регионах России, мониторинг которой показал, что средняя продолжительность выполнения работ, установленная техническим заданием, составляла 4 месяца с момента заключения контракта.

В связи с изложенным было определено достаточным установить срок в 6 месяцев для выполнения работы по разработке территориальной схемы обращения с отходами Республики Саха (Якутия) в соответствии с техническим заданием. Следует также принять во внимание, что в последствии на участие в торгах в форме электронного аукциона было подано 14 заявок.

В соответствии с контрактом №18 от 30.03.2016 г. заключенному с ООО «ЕРО ТКО ДВ «Эко-Система Дальнего Востока» на оказание услуги по разработке территориальной схемы обращения с отходами Республики Саха (Якутия) срок выполнения работы установлен до 30 ноября 2016 г., при этом предусматривалось поэтапное выполнение работы. В соответствии с условиями контракта до конца сентября 2016 г. исполнитель должен был разработать проект территориальной схемы обращения с отходами (Том 1 и Том 2) в полном объеме, что не было им выполнено. В условиях ограниченности сроков установленных законодательством и в связи с необходимостью разработки Тома 2 территориальной схемы путем проведения повторных торгов в кратчайшие сроки было принято решение о расторжении контракта с ООО «ЕРО ТК ДВ «Эко-система Дальнего Востока» по соглашению сторон в соответствии с п. 11 Контракта

На основании вышеизложенного, Заказчик считает доводы заявителя необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив и рассмотрев имеющиеся в материалах дела документы и сведения, пришла к следующим выводам:

30 марта 2016 года Министерство ЖКХ и энергетики РС (Я) в единой информационной системе в сфере закупок опубликовано извещение № 0116200007916001760 о проведении электронного аукциона с наименованием закупки: «Оказание услуг по разработке территориальной схемы обращения с отходами Республики Саха (Якутия), в том числе с твердыми коммунальными отходами»

Начальная (максимальная) цена контракта: 9 000 000, 00 руб.

Источник финансирования: государственный бюджет Республики Саха (Якутия).

Срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг – с момента заключения контракта – 180 календарных дней.

Форма и порядок оплаты - Заказчик производит оплату Услуг поэтапно в соответствии с пунктом 8 Описания объекта закупки после выполнения Исполнителем определенного этапа услуг по Контракту, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя не позднее 30 календарных дней со дня подписания Акта сдачи-приемки (этапа) оказанной Услуги.

Начало срока подачи заявок - любое время с момента размещения извещения о проведении настоящего электронного аукциона.

Дата и время окончания срока подачи заявок: 04.05.2016 г. 09:00 ч.

Дата окончания рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе: 05.05.2016 г.

Дата проведения электронного аукциона: 10.05.2016 г. 09:05 ч.

Основание для оказания услуг является Федеральный закон от 29 декабря 2014 года №458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

Период действия Территориальной схемы обращения с отходами Республики Саха (Якутия), в том числе твердыми коммунальными отходами: с 2017 – по 2026 годы (10 лет) и прогнозный период до 2036 года.

5 мая 2016 г. Единой комиссии по осуществлению закупок работ, услуг для обеспечения нужд заказчиков Республики Саха (Якутия) был составлен Протокол № 0116200007916001760-1 рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе.

Согласно указанному протоколу на участие в электронном аукционе от оператора электронной площадки поступила 14 (четырнадцать) заявки с порядковыми номерами № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 и Единая комиссия уполномоченного органа допустила и признала соответствующими все заявки на участие в аукционе.

В соответствии с Протоколом проведения электронного аукциона № 0116200007916001760-2 от 10.05.2016 г. подано 14 заявок, а также последние ценовые предложения участников электронного аукциона.

Согласно Протоколу № 0116200007916001760-2 от 12.05.2016 г. по вопросу рассмотрения вторых частей заявок и подведение итогов электронного аукциона - Оператором электронной площадки направлены вторые части заявок на участие в электронном аукционе следующих участников размещения заказа:

  1. ООО «ЕРО ТКО ДВ» Эко-Система Дальнего Востока (ИНН 2724199955);
  2. ООО «Экострой» (ИНН 6163103645);
  3. ООО «ЭкоКонсалтинг» (ИНН 2615801200);
  4. ОАО «ЦБОО» (ИНН 7701593376);
  5. ЗАО «Центр муниципальной экономики и права» (ИНН 7730138371).

 

Комиссия Единого Заказчика рассмотрела вторые части заявок на участие в электронном аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, и приняла решение признать соответствующими заявки участников и признать победителем ООО «ЕРО ТКО ДВ» Эко-Система Дальнего Востока (заявка №10) с предложением цены контракта 500, 000 руб.

Комиссия Якутского УФАС России рассмотрев конкурсную документацию, пришла к выводу:

Согласно Федеральному закону №89-ФЗ понятие обращение с отходами – это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Норматив накопления твердых коммунальных отходов - среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени.

Согласно п. 1.1 раздела I Положения «О Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия)», утвержденного Приложением №1 Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 25.12.2013 г. №475 «Об утверждении положения о министерстве Жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) и положения о его коллегии» (далее - Положение) - Министерства ЖКХ и энергетики РС (Я) является исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющим проведение единой государственной политики Республики Саха (Якутия) в области жилищно-коммунального хозяйства, электроэнергетического комплекса и энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В разделе II Положения указаны основные задачи Министерства, в том числе:

- п. 3.116 Проводит конкурсный отбор по выбору подрядчика на оказание услуг по разработке территориальной схемы Республики Саха (Якутия) по обращению с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с требованиями к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, установленными Правительством Российской Федерации;

- п. 3.117. Утверждает территориальную схему Республики Саха (Якутия) по обращению с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами;

- п. 3.120. Утверждает нормативы накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно II части Описания объекта закупки аукционной документации - Основными задачами являются:

- анализ текущего состояния системы обращения с отходами на территории Республики Саха (Якутия), с учетом объемных и стоимостных показателей;

- анализ существующего положения в системе санитарной очистки, с учетом инвентаризации объектов обращения с отходами;

- разработка предложений по совершенствованию республиканского законодательства в сфере регулирования обращения с отходами;

- определение нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) в разрезе муниципальных образований Республики Саха (Якутия);

- выработка рекомендаций по порядку сбора отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, и их раздельного сбора;

- рассмотреть возможность сохранения сбора и вывоза ТКО за предприятиями, осуществляющими свою деятельность в текущее время с целью сохранения рабочих мест в соответствии с законодательством;

- разработка схем размещения объектов инфраструктуры обращения с отходами, схемы потоков и логистики транспортировки ТКО, с учетом перспективы развития;

- определение оптимальной системы управления в сфере обращения с отходами с учетом исполнения требований действующего законодательства;

- выработка оптимальной организационной структуры в сфере обращения с отходами с учетом образования одного регионального оператора на территории Республики Саха (Якутия);

- определение параметров деятельности регионального оператора;

- разработка технико-экономического обоснования по формированию республиканской системы обращения с отходами;

- формирование предложений по выводу из эксплуатации объектов обращения с отходами с нормативным уровнем износа и выработка компенсирующих мероприятий по восстановлению окружающей среды;

- модернизация и развитие инфраструктуры системы обращения с отходами с предварительным расчетом капиталовложений с учетом финансирования потребителями, бюджетами всех уровней и механизмов государственно-частного партнерства;

- разработка отдельного раздела по сбору, временному накоплению, вывозу, обезвреживанию и утилизации отработанных бытовых ртуть содержащих ламп в разрезе районов Республики Саха (Якутия);

- определение оптимальных предельных тарифов (тарифы на обработку, обезвреживание и захоронение ТКО и единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО);

- формирование электронной модели Территориальной схемы и другие задачи, необходимые для достижения поставленной цели.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится:

- установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов;

- разработка и утверждение территориальной схемы в сфере обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

Согласно ст.13.3 Федерального закона №89-ФЗ - Требования к территориальным схемам в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами:

1. В целях организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

2. Территориальная схема обращения с отходами разрабатывается в соответствии с документами территориального планирования.

3. Территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя:

- данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации);

- данные о количестве образующихся отходов на территории субъекта Российской Федерации с разбивкой по видам и классам опасности отходов;

- данные о целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов, установленных в субъекте Российской Федерации (с разбивкой по годам);

- данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации;

- данные о месте нахождения объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, в том числе твердых коммунальных отходов;

- баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

- схему потоков отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, от источников их образования до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, которая включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов.

4. Территориальная схема обращения с отходами подлежит согласованию с соответствующими территориальными органами уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2016 г. № 197 установлены требования «К составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами».

Однако, Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 г. №269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» установлены Правила и порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений (вступило в силу 14 апреля 2016 г.)

Во исполнение вышеуказанного Постановления Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Приказом от 28.07.2016 №524/пр «Об утверждении Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов».

Также, в Разъяснениях №2 от 01.04.2016 г. – Заказчик указывает возможность из-за причин ограниченности сроков разработки территориальной схемы использования утвержденных органами местного самоуправления нормативов накопления твердых коммунальных отходов для получения усредненных годовых показателей при разработке территориальной схемы.

Таким образом, Комиссия Якутского УФАС России считает, что требования, а также рекомендации по порядку, определению и установлению нормативов накопления твердых коммунальных отходов, указанные в Описании объекта закупки аукционной документации не может быть осуществлена на вышеуказанных нормах.

По результатам проведения электронного аукциона от 30.05.2016 г. между Министерством и ООО «ЕРО ТКО ДВ «Эко-Система Дальнего Востока» заключен контракт №18, стоимость контракта составило 500 000, 00 руб.

Стадийность оказываемых услуг согласно Описанию объекта закупки:

Этапность

Наименование этапа

Срок выполнения

Объем услуг

1 этап

Сбор, обработка исходных данных

до 60 дней

10 %

2 этап

Анализ информации, подготовка аналитической части Территориальной схемы

до 30 дней

25 %

3 этап

Разработка обоснованных предложений

до 30 дней

30 %

4 этап

Согласование проекта с заинтересованными министерствами и ведомствами Республики Саха (Якутия), общественные слушания проекта (общественное обсуждение), окончательная доработка проекта.

Формирование базы данных информационной системы, настройка программного и технического обеспечения электронной модели Территориальной схемы.

до 60 дней

35 %

 

Согласно ч. 8 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 г. №458 - обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и заключения соглашения между органом государственной власти и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 1 января 2017 года.

Также согласно ч. 5 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 г. №458-ФЗ - утверждение территориальных схем в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, уполномоченными органами должно быть осуществлено не позднее чем в течение шести месяцев со дня вступления в силу требований к составу и содержанию таких схем. В соответствии с данными положениями необходимо обеспечить внедрение новой системы регулирования деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами до 01 января 2017 г. До данного срока необходимо было разработать и утвердить территориальную схемы обращения с отходами, провести конкурсный отбор регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и заключить с ним соглашение об организации на территории деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Исходя из этого схему планировалось разработать и утвердить до ноября 2016 г., определить регионального оператора и заключить с ним соглашение не позднее декабря 2016 года.

Понятие срока исполнения контракта Законом о контрактной системе не устанавливаются. В этой связи, в соответствии с ч. 1 ст. 420 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) - договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей, то есть обязательств.

Согласно ч. 1 ст. 307 ГК РФ - в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

В связи с изложенным, Заказчик определил установить срок в 6 месяцев (180 дней) для выполнения работы по разработке территориальной схемы обращения с отходами Республики Саха (Якутия) в соответствии с техническим заданием. Также, на участие в торгах в форме электронного аукциона было подано 14 заявок.

Следовательно, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что вышеуказанные участники закупки подтвердили своим согласием поставить товар/выполнить работу/оказать услугу в соответствии с требованиями, установленными в документации о закупке и извещении.

В переписке, Заказчик – Министерство ЖКХ и энергетики РС (Я) в письме №03-7772/02 от 28.09.2016 г. указывает, что Исполнителем - ООО «ЕРО ТКО ДВ «Эко-Система Дальнего Востока» не соблюдаются сроки исполнения контракта в полном объеме и в связи с чем предлагает расторгнуть контракт по соглашению сторон.

Исполнитель - ООО «ЕРО ТКО ДВ «Эко-Система Дальнего Востока» в ответ в своем письме №09-17 от 30.09.20196 г. согласовал добровольное расторжение государственного контракта №18 от 30.05.2016 г. без применения взаимных санкций и предъявления претензий.

В Протоколе Заседания межведомственной рабочей группы по рассмотрению территориальной схемы обращения с отходами Республики Саха (Якутия) № 1-473 от 04.10.2016 г. – в связи с необходимостью согласования и утверждения территориальной схемы в установленный федеральным законодательством срок Министерством ЖКХ и энергетики РС (Я) своими силами разработана территориальная схема Том 1 «Обращения с твердыми коммунальными отходами», согласно Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзором) (заключение №АА-03-03-31/19746 от 27.09.2016 г.) и утверждена Приказом Министерства №411п от 27.09.2016 г.

На основании вышеизложенного, Ответчик указывает, что 06.10.2016 г. между сторонами контракта подписано Соглашение о расторжении контракта №18 от 30.05.2016 г. в связи с неисполнением контракта, и в соответствии с п. 2, по которому стороны не имеют финансовых обязательств и претензий по исполнению контракта.

Согласно ст. 17 Закона о защите конкуренции - при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В соответствии с ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции - наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РС (Я) действия Заказчика при составлении части 2 Описания объекта закупки аукционной документации не противоречит нормам антимонопольного законодательства.

Таким образом, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика – Министерства ЖКХ и энергетики РС (Я) при установлении требований к предмету закупки не противоречит и не нарушает ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции при организации и проведении электронного аукциона на оказание в 2016 году услуги по разработке Территориальной схемы обращения с отходами Республики Саха (Якутия), в том числе с твердыми коммунальными отходами.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела №02-03/17А, руководствуясь статьей 23, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела в отношении Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона с наименованием закупки: «На оказание в 2016 году услуги по разработке Территориальной схемы обращения с отходами Республики Саха (Якутия), в том числе с твердыми коммунальными отходами» (Извещение № 0116200007916001760 от 30.03.2016 г.).

 

Решение комиссии территориального антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

Председатель Комиссии: ________________ "***"

 

 

Члены Комиссии: ________________ "***"

 

 

                                 ________________ "***"

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны