Заключение об обстоятельствах дела №02-05/18А о нарушении антимонопольного законодательства

Тип документа:
Решения по делам
Дата публикации:
29.06.2018
Управление:
Якутское УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование - контроль органов власти
Номер дела:

Заключение

об обстоятельствах дела №02-05/18А о нарушении

антимонопольного законодательства

 

«28» июня 2018 г.                                                                                                                                                                                г. Якутск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе

Председателя комиссии <***> – заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

<***> – заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

<***> – старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

рассмотрев дело № 02-05/18А по признакам нарушения Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) (677000, РС(Я), г. Якутск, ул. Курашова, 28, ИНН/КПП 1435003143/143501001, ОГРН 1021401068105) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135 – ФЗ «О защите конкуренции»

при участии в рассмотрении дела представителей Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) <***>

УСТАНОВИЛА:

30 марта 2018 года в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило заявление от главы фермерского хозяйства <***> , указывающее на признаки нарушения Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) (далее – Министерство сельского хозяйства, Министерство) ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении конкурса «Начинающий фермер-2018».

10 апреля 2018 года поступило обращение Прокуратуры Республики Саха (Якутия) о рассмотрении заявлений глав фермерских хозяйств <***> и <***> и проведении совместной проверки.

<***> . в заявлении указывает следующее.

1.Отсутствует извещение о проведении конкурса.

Согласно п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В силу пп.2 ч.2 ст.9 Закона Республики Саха (Якутия) от 26 апреля 2016 №1619-3 N 791-V «О развитии сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия)» принципами государственной поддержки являются доступность информации о видах и об условиях оказания государственной поддержки.

Глава КФХ подал заявку на участие в конкурсе соблюдая требования, указанные в приказе министра сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия). Данный приказ был опубликован на сайте министерства. Но в последующем его убрали с сайта предоставить его копию не предоставляется возможным.

Самого извещения о проведении конкурса с указанием срока начала и окончания приема документов, порядка и условий проведения конкурса не было опубликовано на сайте министерства. А также на сайте уполномоченного органа отсутствует порядок конкурса «Поддержка начинающих фермеров-2018» и Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 19 января 2018 г. №9 «Об утверждении Порядка предоставления грантов в форме субсидий на поддержку начинающих фермеров».

В связи с отсутствием извещения, порядка конкурса на сайте уполномоченного органа, фермер подал заявку руководствуясь вышеуказанным приказом министра.

В данном приказе не было требований к участнику конкурса о наличии включения начинающего фермера в единый реестр субъектов деятельности в сельском хозяйстве, согласно пп.8 п.2.2 Постановления «Об утверждении Порядка предоставления грантов». И то также сыграло большую роль для других отстраненных участников конкурса, что подтверждается протоколом №73 от 28.03.2018 г.

Фермера <***> не допустили к рассмотрению его заявки в связи с отсутствием о наличии включения начинающего фермера в единый реестр субъектов деятельности в сельском хозяйстве.

2. Порядок предоставления грантов имеет противоречия.

Так, согласно пп.8 п.2.2 Порядка, к требованиям, которым должен соответствовать начинающий фермер на момент подачи заявления на участие в конкурсном отборе получателей гранта – включение начинающего фермера в единый реестр субъектов деятельности в сельском хозяйстве. Данное требование противоречит пп.3 п.2.2 и п.1.3. данного постановления.

Так, согласно п.1.3 Порядка, начинающий фермер - гражданин Российской Федерации, являющийся главой крестьянского (фермерского) хозяйства, отвечающего установленным Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" критериям микропредприятия, зарегистрированного на сельской территории Республики Саха (Якутия), продолжительность деятельности которого не превышает 24 месяцев с даты его регистрации.

Таким образом, содержится требование только в части конечного срока деятельности фермерского хозяйства – не должен превышать 24 месяцев со дня его регистрации.

Требования пп.8 п.2.2 Порядка противоречат указанному выше в силу следующего. Порядок ведения реестра утвержден Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) от 26 сентября 2017 г. №679 «О порядке ведения Единого реестра субъектов деятельности в сельском хозяйстве». В соответствии с п.3.1 данного Порядка, в реестр могут быть включены субъекты деятельности в сельском хозяйстве, признаваемые таковыми в соответствии со ст.5 Закона Республики Саха (Якутия) от 26.04.2016 №1619-3 N791-V «О развитии сельского хозяйства».

Включение в реестр крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей осуществляется на основании п.3.5 Приказа. При сборе всех необходимых документов, указанных в п.3.3-3.10 настоящего Порядка, секретарь Комиссии вносит представление Председателю Комиссии о проведении очередного заседания Комиссии по регламенту, указанному в разделе II настоящего Порядка (п.3.13 Приказа).

Заседания Комиссии проводятся в сроки, обеспечивающие рассмотрение в течение 1 месяца после поступления в Комиссию: а) заявлений от субъектов деятельности в сельском хозяйстве о включении в реестр, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, об исключении из реестра (п.2.6. Приказа)

Исходя из вышеизложенного, хозяйствующий субъект включается в реестр в течение 1 месяца, т.е. должен уже осуществлять деятельность в течение месяца. Между тем, пп.3 и пп.8 п.2.2 Постановления «Об утверждении Порядка предоставления грантов» не содержат требования к началу срока продолжительности деятельности с даты его регистрации.

С указанных выше требований о включении в Единый реестр субъектов деятельности в сельском хозяйстве в течение одного месяца, пп.3 и пп.8 п.2.2 Постановления «Об утверждении Порядка предоставления грантов» должны содержать требование к началу срока продолжительности деятельности фермерского хозяйства с даты его регистрации не менее одного месяца, для реализации его права на включение в указанный Реестр.

В любом случае, из-за отсутствия информации о порядке проведения конкурса, фермер не смог своевременно подать заявление на включение в Реестр.

3. Отсутствие критериев оценки отбора получателей гранта.

Согласно п.2.18.3 Порядка, конкурсная комиссия принимает решение о победителях конкурсного отбора по результатам рассмотрения заявлений и документов, представленных начинающим фермером, а также защиты бизнес-плана (очного собеседования) лично начинающим фермером либо его уполномоченным представителем на заседании Конкурсной комиссии. Критерии оценки отбора получателей гранта устанавливаются в Положении о конкурсной комиссии, утвержденной приказом Министерства.

Состав и положение конкурсной комиссии утверждаются приказом Министерства.

Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) от 19 марта 2018 г. №190 «Об утверждении состава конкурсной комиссии по предоставлению грантов в форме субсидий на поддержку начинающих фермеров» утверждено Положение о конкурсной комиссии по предоставлению грантов в форме субсидий на поддержку начинающих фермеров (Приложение № 2 Приказа).

В данном положении отсутствуют критерии оценки и отбора получателей гранта.

Данное обстоятельство напрямую нарушает Закон о защите конкуренции, так как Комиссия сама выбирает кому предоставить грант по своему усмотрению, не рассматривая и не оценивая заявки участников по единым требованиям.

4. После завершения приема документов на участие в конкурсе, на сайте Министерства был опубликован список подавших заявки. Далее, список был изменен и были включены лица, не указанные в первоначальном списке.

Все эти документы имеются в Министерстве сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия). Заявитель не может предоставить данные документы. Документы были размещены на сайте уполномоченного органа, но в последующем сняты оттуда.

На основании вышеизложенного, заявитель просит отменить результаты конкурса «Поддержка начинающих фермеров – 2018».

Заявитель <***> в обращении указывает в том числе следующее.

В п.2.19.3 Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 19 января 2018 г. №9 «Об утверждении предоставления грантов в форме субсидий на поддержку начинающих фермеров, указано, что критерии отбора получателей гранта устанавливаются в Положении о конкурсной комиссии, утвержденной приказом Министерства. Тщательно изучив Положение о конкурсной комиссии, утвержденное приказом №190 от 19 марта 2018 г., считаю себя ущемленным в правах, так как в нем не понятно, по каким критериям признают участника конкурса участником подпрограммы и устанавливают субсидии. Хотя в п.1.4 а. Положения о конкурсной комиссии ставится задача обеспечение своевременного, открытого и объективного рассмотрения конкурсной документации. Нигде нет, как такового критерия оценивания в свободном доступе.

В своих возражениях Министерство исх.№И-ПН-2185/06/1 от 06.04.2018 г. указывает следующее.

1.Министерство не согласно с информацией заявителя Слепцова Н.Н. об отсутствии извещения. Извещение о проведении конкурса с указанием срока начала и окончания приема документов, порядка и условий проведения конкурса, а также постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 19.01.2018 №9 «Об утверждении Порядка предоставления грантов в форме субсидий на поддержку начинающих фермеров» (далее-Порядок) было размещено на официальном сайте Министерства.

2.Министерство не согласно с доводами заявителя о наличии противоречий в документации на основании нижеследующего.

Согласно п.1.3 Порядка, грант на поддержку начинающего фермера – средства, перечисляемые из государственного бюджета РС(Я) главе КФХ для софинансирования его затрат, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки в соответствии с государственной программой, в целях создания и развития на сельских территориях РС(Я) КФХ (далее-грант).

Согласно ч.1 ст.10 Закона Республики Саха (Якутия) от 26.04.2016 №1619-3 №791-V «О развитии сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия), государственная поддержка предоставляется субъектам деятельности в сельском хозяйстве, включенным в заявительном (добровольном) порядке в единый реестр субъектов деятельности в сельском хозяйстве. Порядок ведения указанного реестра утверждается уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия). Данный закон вступил в силу с 1 января 2017 года.

В связи с вышеизложенным и руководствуясь статьей 78 БК РФ, в Порядок в качестве одного из требований, которым должен соответствовать начинающий фермер на момент подачи заявления на участие в конкурсном отборе получателей гранта было включено требование о включении начинающего фермера в единый реестр субъектов деятельности в сельском хозяйстве.

Вышеуказанное требование не противоречит п.1.3 и пп.3 п.2.2 Порядка, поскольку при включении в единый реестр субъектов деятельности в сельском хозяйстве требование к сроку осуществления предпринимательской деятельности не предъявляется.

Кроме того, требования, установленные пп.3 и 8 п.2.2 Порядка являются самостоятельными и тем самым, не поставлены в зависимость друг от друга.

Также стоит учесть, что Порядок был официально опубликован в интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 26.01.2018 г. и в газете «Якутские ведомости» №4, 01.02.2018 г. Текст Порядка также был размещен на официальном сайте Министерства.

Согласно приказу Министерства от 21.02.2018 №116, Министерство осуществляет прием заявлений с 5 марта по 20 марта 2018 г.

Таким образом, у заявителя было время для подачи заявления для включения в единый реестр субъектов деятельности в сельском хозяйстве.

Ввиду вышеизложенного, в Порядке отсутствуют признаки нарушения ст.15 Закона о защите конкуренции.

3.Министерство не согласно с доводами заявителя об отсутствии критериев оценки отбора получателей гранта, поскольку приказом Министерства от 20 марта 2018 года №200 была утверждена форма листа голосования членов конкурсной комиссии по предоставлению грантов в форме субсидий на поддержку начинающих фермеров.

4.Министерство не согласно с доводами заявителя о том, что после завершения приема документов на участие в конкурсе, на сайте Министерства был опубликован список подавших заявки. Далее, список был изменен и были включены лица, не указанные в первоначальном списке.

Согласно п.2.10 и 2.13 Порядка, перечень заявлений формируется в порядке даты и времени регистрации заявлений. При регистрации заявлению присваивается входящий номер.

Всего для участия в конкурсе было подано 276 заявлений, из них 239 заявлений были направлены для рассмотрения в конкурсную комиссию.

Министерством по итогам предварительной экспертизы документов, представленных участниками конкурса, руководствуясь п.2.15 Порядка было принято решение о недопущении к рассмотрению конкурсной комиссией 37 заявлений.

Мотивированный отказ во включении заявлений в перечень заявлений, подлежащих рассмотрению на заседании конкурсной комиссии, был направлен начинающим фермерам.

Также отмечаем, что список поступивших заявлений не был скорректирован. Журнал приема заявлений прошивается и прошнуровывается до начала приема заявлений. Кроме того, при подаче заявления, начинающий фермер расписывается в указанном журнале.

Рассмотрев доводы представленных заявлений, а также нормативные правовые документы, регулирующие порядок проведения конкурса «Начинающий фермер-2018», Якутское УФАС России пришло к выводу о необходимости выдачи предупреждения о наличии в действиях (бездействии) Министерства признаков нарушения ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции путем аннулирования конкурса по отбору начинающих фермеров на 2018 год, а именно:

1)         Отменить Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) от 21 февраля 2018 года №116 «Об утверждении извещения о конкурсе по отбору начинающих фермеров на 2018 год» и всех протоколов, иных документов, составленных в ходе проведения данного отбора.

Данное предупреждение Министерством не исполнено, в адрес Якутского УФАС России направлено письмо следующего содержания исх.№И-АА-2752/06/1 от 25.04.2018 г.

Министерство не согласно с выводами, об отсутствии размещении перечня заявлений, подлежащих рассмотрению на заседании Конкурсной комиссии на официальном сайте Министерства в соответствии с Порядком предоставления грантов в форме субсидий на поддержку начинающих фермеров. Перечень заявлений, подлежащих рассмотрению на заседании Конкурсной комиссии был размещен на официальном сайте Министерства. имеется снимок экрана компьютера (фото) от23.03.2018 года, подтверждающий факт того, что перечень заявлений, подлежащих рассмотрению имеется на сайте.

Министерство не согласно с доводами о не установлении критериев оценки отбора получателей гранта, по следующим обстоятельствам.

Согласно п.2.18.5-2.18.8 Порядка предоставления грантов в форме субсидий на поддержку начинающих фермеров осуществляется в соответствии с критериями оценки отбора получателей гранта, утвержденными приказом Министерства. Бизнес-планы, набравшие наибольшее количество баллов, признаются победителями конкурса. В случае равенства баллов, победитель определяется по очередности поданных заявлений. Решение конкурсной комиссии оформляется протоколом, который утверждается председателем Конкурсной комиссии или его заместителем и не позднее 3 рабочих дней с даты проведения конкурсного отбора направляется в Министерства. В протоколе конкурсной комиссии помимо информации о победителях отражается информация о размерах предоставляемых грантов, определяемых в соответствии с п.2.19 Порядка.

Приказом Министерства от 20 марта 2018 года №200 была утверждена форма листа голосования членов конкурсной комиссии по предоставлению грантов, в которой установлены критерии (оценка и количество баллов).

3.Министерство не согласно с доводами о наличии противоречий между Государственной программой и показателями результативности, установленными Порядком на основании нижеследующего.

Согласно п. 2.22 Порядка показателем результативности предоставления гранта является:

- количество новых постоянных рабочих мест, созданных в крестьянском (фермерском) хозяйстве;

- прирост объема сельскохозяйственной продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.

Конкурсная комиссия при проведении отбора претендентов на получение грантов и выставлении баллов учитывает указанные показатели результативности, которые участники конкурса закладывают в бизнес-плане.

При предоставлении гранта указанные показатели устанавливаются в виде обязательств получателей грантов.

Согласно п.1.3 Порядка, грант на поддержку начинающего фермера – средства, перечисляемые из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) главе К(Ф)Х для софинансирования его затрат, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки в соответствии с государственной программой, в целях создания и развития на сельских территориях РС(Я) К(Ф)Х.

Согласно ч.1 ст.10 Закона Республики Саха (Якутия) от 26.04.2016 16193-З N791-V «О развитии сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия)», государственная поддержка предоставляется субъектам деятельности в сельском хозяйстве. Порядок ведения указанного реестра утверждается уполномоченным исполнительным органом государственной власти РС(Я). Данный закон вступил в силу 01.01.2017 г.

В связи с вышеизложенным и руководствуясь статьей 78 БК РФ, в Порядок в качестве одного из требований, которым должен соответствовать начинающий фермер на момент подачи заявления на участие в конкурсном отборе получателей гранта было включено требование о включении начинающего фермера в единый реестр субъектов деятельности в сельском хозяйстве.

Вышеуказанное требование не противоречит п.1.3 и пп.3 п.2.2 Порядка, поскольку при включении в единый реестр субъектов деятельности в сельском хозяйстве требование к сроку осуществления предпринимательской деятельности не предъявляется.

Кроме того, требования, установленные пп.3 и 8 п.2.2 Порядка являются самостоятельными и тем самым, не поставлены в зависимость друг от друга.

Также стоит учесть, что Порядок был официально опубликован в интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 26.01.2018 г. и в газете «Якутские ведомости» №4, 01.02.2018 г. Текст Порядка также был размещен на официальном сайте Министерства.

Согласно приказу Министерства от 21.02.2018 №116, Министерство осуществляет прием заявлений с 5 марта по 20 марта 2018 г.

Таким образом, у заявителя было время для подачи заявления для включения в единый реестр субъектов деятельности в сельском хозяйстве.

Ввиду вышеизложенного, в Порядке отсутствуют признаки нарушения ст.15 Закона о защите конкуренции.

На основании неисполнения предупреждения, руководствуясь статьей 39.1 Закона о защите конкуренции, Якутское УФАС России возбудило дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики РС(Я) (Приказ №11 от 10.05.2018 г.).

Рассмотрев доводы представленных заявлений, а также нормативные правовые документы, регулирующие порядок проведения конкурса «Начинающий фермер-2018», Якутское УФАС России приходит к следующим выводам.

Якутским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке, составлен отчет.

В соответствии с п.10.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденных Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220, по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

Временной интервал в настоящем случае определен как период проведения конкурсного отбора с 19.01.2018 г. (дата вынесения Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) №9 «Об утверждении Порядка предоставления грантов в форме субсидий на поддержку начинающих фермеров») по 28.03.2018 г. (дата составления протокола совещания конкурсной комиссии по отбору получателей грантов в форме субсидий на поддержку начинающих фермеров №9).

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

Продуктовыми границами в настоящем случае будет являться товар, который реализуют участники конкурного отбора. В соответствии с Порядком предоставления гранта, средства гранта предоставляются начинающему фермеру, отвечающего условиям микропредприятия (в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»), зарегистрированного на сельской территории, продолжительность деятельности которого не превышает 24 месяца с даты его регистрации.

В соответствии с Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", основными видами деятельности фермерского хозяйства являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства.

Члены фермерского хозяйства самостоятельно определяют виды деятельности фермерского хозяйства, объем производства сельскохозяйственной продукции исходя из собственных интересов.

Между тем, все участники конкурсного отбора указали в качестве вида деятельности производство и переработка сельскохозяйственной продукции.

Таким образом, продуктовыми границами будет являться производство и переработка сельскохозяйственной продукции.

в) определение географических границ товарного рынка. При определении таких границ приняты во внимание

- границы территории, на которой осуществляют свои полномочия соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, организации, участвующие в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации;

- границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты, на деятельность которых оказали или могли оказать негативное влияние соответствующие акты, действия (бездействие).

- границы территорий, на которые поставляется товар и с которых поставляется товар;

Территория, на которой осуществляют свои полномочия Министерство – территория субъекта Республика Саха (Якутия) Российской Федерации.

Участники конкурсного отбора осуществляли свою деятельность в Абыйском, Верхневилюйском, Верхоянском, Вилюйском, Амгинском, Олекминском, Сунтарском, Кобяйском, Мегино-Кангаласском, Намском, Горном, Томпонском, Усть-Майском, Таттинском, Усть-Алданском, Нюрбинском, Хангаласском, Чурапчинском улусах и в пригородах г.Якутска.

Условием участия в конкурсе является регистрация К(Ф)Х на сельской территории Республики Саха (Якутия).

Территории, на которые участники конкурсного отбора планировали осуществлять поставку товара входят также и города.

Таким образом, географическими границами товарного рынка является территория Республики Саха (Якутия).

г) оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия).

Вследствие не установления Министерством критериев оценки конкурсных заявок, возможно негативное влияние на состояние конкуренции на товарном рынке.

Данное нарушение приводит к снижению прозрачности проводимого конкурса, отсутствию объективно качественного результата конкурса.

В соответствии со ст.4 Закона о защите конкуренции, признаками ограничения конкуренции являются: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Распределение грантов в отсутствие объективных критериев отбора приводит к необоснованному препятствованию осуществления предпринимательской деятельности начинающих фермеров, возможно затруднение входа на рынок начинающим фермерам, что является ограничений, недопущением, устранением конкуренции на товарном рынке.

Направление грантов в форме субсидий на поддержку начинающих фермеров Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) производится в соответствии с пунктом 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы», в целях реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012 – 2020 годы», утвержденной Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 07 октября 2011 г. № 934.

В соответствии с ч.7 ст.78 Бюджетного кодекса, в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе. Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.

В соответствии с ч.3 ст.78 БК РФ, нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

Такие требования установлены Постановлением Правительства РФ от 06.09.2016 N 887 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг".

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 19 января 2018 года №9 утвержден Порядок предоставления грантов в форме субсидий на поддержку начинающих фермеров (далее – Порядок).

В соответствии с п.1.1 Порядка, цели, условия и порядок предоставления грантов регулируется согласно подпрограмме "Развитие кооперации и малых форм хозяйствования на селе" государственной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012 - 2020 годы", утвержденной Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 7 октября 2011 г. N 934 (далее - государственная программа).

В соответствии с вышеуказанной программой, задачами подпрограммы на период с 2018-2020 гг. являются:

- Увеличение количества и объемов производства продукции малых форм хозяйствования на селе.

- Увеличение объемов сбыта и переработки сельскохозяйственной продукции сельскохозяйственными потребительскими кооперативами.

Целевые показатели подпрограммы:

- Количество новых постоянных рабочих мест, созданных в крестьянских (фермерских) хозяйствах, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств с помощью средств грантовой поддержки – 85 единиц в 2018 году, 85 единиц в 2019 году;

- Количество новых постоянных рабочих мест, созданных в сельскохозяйственных потребительских кооперативах, получивших средства грантовой поддержки для развития материально-технической базы – 5 единиц в 2018 году и 5 единиц в 2019 году;

- Прирост объема сельскохозяйственной продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, получившими средства грантовой поддержки, к году, предшествующему году предоставления субсидий – 10% в 2018 г. и 10% в 2019 году;

- Прирост объема сельскохозяйственной продукции, реализованной сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, получившими средства грантовой поддержки, к году, предшествующему году предоставления субсидии - 10% в 2018 г. и 10% в 2019 году.

На момент вынесения заключения, извещение о проведении конкурса опубликовано на официальном сайте Министерства. Срок подачи заявок установлен с 5 марта 2018 г. по 20 марта 2018 г. Между тем, на сайте Министерства https://minsel.sakha.gov.ru не имеется информации о дате опубликования документов, что не дает сделать вывод о дате опубликования извещения и других документов.

Также в настоящее время не имеется возможности установить даты опубликования списка допущенных участников. На 14.06.2018 г. список допущенных участников на сайте Министерства не размещен. Согласно пояснениям представителя Министерства, данный список потерял актуальность с выходом протокола оценки заявок и определения получателей гранта, соответственно был удален.

В соответствии с журналом заявок, на конкурсный отбор получателей грантов поступило 276 заявок (с учетом заявки №256.1).

Пунктом 2.1 Порядка установлены условия получения гранта.

1) наличие согласия начинающего фермера, включаемого в соглашение о предоставлении грантов на осуществление Министерством и органами государственного финансового контроля обязательной проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления грантов их получателями (далее - Соглашение);

2) наличие обязательства начинающего фермера об использовании гранта в соответствии с направлениями расходования целевых средств, указанными в пункте 1.5 настоящего Порядка;

3) наличие обязательства начинающего фермера о представлении отчета о расходах, источником финансового обеспечения которых является грант, в соответствии с перечнем документов, указанных в Соглашении, в настоящем Порядке и в сроки, установленные в Соглашении;

4) наличие обязательства начинающего фермера о соблюдении запрета приобретения за счет средств гранта иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления этих средств иных операций, определенных настоящим Порядком;

5) <*> начинающий фермер ранее не являлся получателем:

а) гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам и (или) субсидии на финансовое обеспечение части затрат на поддержку начинающих фермеров;

б) гранта на развитие семейных животноводческих ферм и (или) субсидии на финансовое обеспечение части затрат на развитие семейных животноводческих ферм;

--------------------------------

<*> условие, по которому подтверждающие документы предоставляются в порядке межведомственного информационного взаимодействия

6) начинающий фермер имеет среднее специальное или высшее сельскохозяйственное образование или получил дополнительное профессиональное образование по сельскохозяйственной специальности, или имеет трудовой стаж в сельском хозяйстве не менее трех лет, или осуществляет ведение или совместное ведение личного подсобного хозяйства в течение не менее трех лет;

7) начинающий фермер имеет бизнес-план (по форме, утвержденной приказом Министерства) по созданию и развитию крестьянского (фермерского) хозяйства по направлению деятельности (отрасли), включающий план расходов (далее - План) с указанием наименований приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг (далее - приобретения), их количества, цены, источников финансирования (средств гранта, собственных и (или) заемных средств) и предусматривающий мероприятия по ведению рентабельного производства, увеличению объема реализуемой сельскохозяйственной продукции и созданию в крестьянском (фермерском) хозяйстве не менее одного постоянного рабочего места (далее - бизнес-план);

8) начинающий фермер обязуется:

оплачивать за счет собственных средств не менее 10% стоимости приобретений, указанных в Плане;

использовать грант в срок не более 18 месяцев со дня поступления средств на его счет;

использовать имущество, закупаемое за счет гранта, исключительно на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства;

осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства в течение не менее пяти лет после получения гранта;

9) начинающий фермер планирует создание не менее одного постоянного рабочего места на каждые 1,5 млн рублей гранта;

10) наличие согласия начинающего фермера на передачу и обработку его персональных данных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных".

В соответствии с п.2.3 Порядка, для участия в конкурсном отборе получателей гранта начинающий фермер подает уполномоченному сотруднику Министерства, назначенному соответствующим приказом Министерства (далее - уполномоченный), заявление, включающее в себя согласие на обработку персональных данных, по форме, утвержденной приказом Министерства, с приложением следующих документов:

1) заверенной копии паспорта;

2) заверенных копий документов об образовании, подтверждающих наличие у него среднего специального или высшего сельскохозяйственного образования или получение дополнительного профессионального образования по сельскохозяйственной специальности. В случае отсутствия указанных документов об образовании представляет заверенные и скрепленные печатью копии трудовой книжки. В случае отсутствия документов, подтверждающих наличие необходимого образования или стажа работы, представляет справку администрации сельского поселения о вхождении его в состав членов личного подсобного хозяйства в течение не менее трех лет;

3) бизнес-плана на бумажном и электронном носителях;

4) презентации бизнес-плана, отражающего основные экономические показатели бизнес-плана и этапы его реализации, на бумажном и электронном носителях;

5) выписки/выписок из банковского счета/счетов, подтверждающей (их) наличие на счету начинающего фермера денежных средств в объеме не менее 10 процентов от запрашиваемой суммы гранта и полученной (ых) не ранее чем за 10 рабочих дней до дня подачи заявлений;

6) заверенных копий документов, подтверждающих право собственности на движимое и (или) недвижимое имущество, участвующее в реализации бизнес-плана, либо имущество члена крестьянского (фермерского) хозяйства.

Начинающий фермер вправе представить дополнительные материалы, включая фотографии, публикации в средствах массовой информации, рекомендательные письма и иные документы.

 

Протоколом совещания конкурсной комиссии по отбору получателей грантов в форме субсидий на поддержку начинающих фермеров от 28.03.2018 г. №73, установлено следующее:

- не допущены к рассмотрению конкурсной комиссией 37 заявок, несоответствующих установленным требованиям.

В том числе не допущены к конкурсу 19 участников, которые не состоят в Едином реестре субъектов деятельности в сельском хозяйстве.

- 81 участник конкурса признан получателем субсидии – на общую сумму 174 406,77 руб.

Сумма гранта составила у большинства получателей субсидии максимально возможную сумму, предусмотренную положениями конкурса – 3000 тыс. руб. для разведения крупного рогатого скота мясного или молочного направлений и 1500 тыс.руб. для иных видов деятельности.

Два победителя конкурса указали в своей заявке другую сумму: ИП ГКФХ «Николаев А.К.» - 2474,18 тыс.руб. и ИП ГКФХ «Степанов А.А.» - 2582,59 тыс.руб.

-  заявки 158 участников отклонены в связи с набором наименьшего количества совокупного показателя.

Довод заявителя касательно необходимости включения участника конкурса в реестр субъектов деятельности в сельском хозяйстве в рамках настоящего дела не рассматривается в связи с тем, что данное требование установлено Законом Республики Саха (Якутия) от 26.04.2016 16193-З N791-V «О развитии сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия)», государственная поддержка предоставляется субъектам деятельности в сельском хозяйстве. Порядок ведения указанного реестра утверждается уполномоченным исполнительным органом государственной власти РС(Я). Соответственно, такое требование не является следствием действий Министерства.

 

В соответствии с п.2.17 Порядка, не позднее 3 рабочих дней со дня окончания предварительной экспертизы на предмет соответствия требованиям пункта 1.6 и пунктов 2.1, 2.2, 2.3, 2.6 и 2.7 настоящего Порядка перечень заявлений, подлежащих рассмотрению на заседании Конкурсной комиссии, размещается на официальном сайте Министерства и передается в Конкурсную комиссию.

Между тем, установлено, что перечень заявлений, подлежащих рассмотрению на заседании Конкурсной комиссии на официальном сайте Министерства на момент вынесения настоящего заключения не размещен.

 

Касательно критериев отбора. В соответствии с п.2.18.3 Порядка, Критерии оценки отбора получателей гранта устанавливаются в Положении о Конкурсной комиссии, утвержденной приказом Министерства.

Согласно п.2.18.5, Оценка заявлений и документов (бизнес-плана) осуществляется в соответствии с критериями оценки отбора получателей гранта, установленными в Положении о Конкурсной комиссии, утвержденной приказом Министерства.

Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) от 19 марта 2018 года №190 «Об утверждении состава конкурсной комиссии по предоставлению грантов в форме субсидий на поддержку начинающих фермеров», критерии оценки отбора получателей гранта не установлены.

Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) от 20 марта 2018 года №200 «Об утверждении формы листа голосования членов конкурсной комиссии по предоставлению грантов в форме субсидий на поддержку начинающих фермеров» установлен следующий лист голосования.

№ заявки

ФИО Главы КФХ

Улус

Оценка

Защита бизнес плана (от 1 до 5 баллов)

Презентация (от 1 до 5 баллов)

 

 

 

 

 

 

Следует отметить, что участники до конца срока подачи заявок не информированы о критериях и порядке оценки заявок.

Рассмотрев материалы оценки, а также нормативно-правовое обоснование предоставления грантов, Якутским УФАС России установлено, что Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) установлен субъективный порядок критериев оценки отбора получателей гранта.

Так, исходя из смысла критериев оценки, установленных листом голосования, оценка производится членами конкурсной комиссии субъективно – «защита бизнес плана» оценивается от 1 до 5 баллов, «презентация» оценивается от 1 до 5ти баллов. При этом не установлено, какие именно параметры и как оцениваются.

Определением об отложении дела от 14.06.2018 г. у Министерства запрошены следующие пояснения и получены ответы письмом исх.№И-СА-4127/06/1 от 22.06.2018 г.

  1. Описать, в каком случае бизнес-план участника оценивался в 1 балл, 2 балла, 3 балла, 4 балла и 5 баллов? (отдельно по баллам)

Ответ Министерства: защита бизнес плана оценивается от 1 до 5 баллов. При защите бизнес плана каждым членом комиссии рассмотрены финансовые и экономические расчеты по показателям движения поголовья крупного рогатого скота, лошадей, свиней и т.д., потребность в кормах и их стоимость и т.д. По итогам рассмотрения, анализа экономических, финансовых и производственных показателей каждым членом конкурсной комиссии лично ставится балл от 1 до 5.

  1. Какие показатели бизнес-плана оценивались комиссией?

Ответ Министерства: Членами конкурсной комиссии при защите бизнес-плана были оценены финансовые, экономические и производственные показатели хозяйства.

  1. Описать, в каком случае презентация участника оценивалась в 1 балл, 2 балла, 3 балла, 4 балла и 5 баллов? (отдельно по баллам)

Ответ Министерства: При презентации бизнес-плана было рассмотрено поэтапное ознакомление хозяйства от текущего состояния хозяйства и развития после получения гранта в виде слайдов. Были заданы вопросы от членов конкурсной комиссии по деятельности хозяйства, и проверка знаний по выбранному направлению конкурсанта.

Таким образом, по мнению Комиссии, Министерством установлены субъективные критерии оценки. Согласно положениям извещения о проведении конкурса, презентация бизнес плана отражает основные экономические показатели бизнес плана и этапы его реализации.

По мнению Якутского УФАС России, такая формулировка приводит к выводу о том, что «презентация проекта» и «защита бизнес плана» являются тождественными понятиями, высокая оценка по одному критерию в целом предполагает такую же оценку по другому критерию.

Данный вывод подтверждается баллами, выставленными членами комиссии.

Корреляционная зависимость — статистическая взаимосвязь двух или более случайных величин (либо величин, которые можно с некоторой допустимой степенью точности считать таковыми). При этом изменения значений одной или нескольких из этих величин сопутствуют систематическому изменению значений другой или других величин.

Коэффициент корреляции оценок (общий составил) 0,98, что свидетельствует о значительной корреляции между оценками по критериям «презентация бизнес-плана» и «защита бизнес-плана».

Далее, Якутским УФАС России рассмотрены заявки участников конкурса.

В соответствии с пояснениями Министерства бизнес-план оценивался по показателям движения поголовья скота, лошадей, свиней и т.д.; потребности в кормах и их стоимости; анализа экономических, финансовых и производственных показателей.

Между тем, прямой зависимости оценки членов комиссии и показателей бизнес плана не установлена. Участник конкурса не может определить, каким образом, его заявка (бизнес-план) будет оцениваться.

Так, получателями субсидии оказались главы К(Ф)Х, у которых количество создаваемых рабочих мест меньше, тех, кто не получил субсидии; показатели движения скота и другой живности меньше.

Экономическими показателями реализации бизнес-плана в соответствии с формой бизнес плана являются: выручка от реализации продукции, чистый доход, срок окупаемости и требуемая сумма.

Между тем, Якутским УФАС России установлено, что зависимости оценки от срока окупаемости проекта и других указанных показателей нет. Так, проекты, которые не окупаются оценены выше окупаемых проектов. Также нет зависимости от показателей выручки и чистого дохода.

В соответствии с п. 2.22.Порядка, показателем результативности предоставления гранта является: 1) количество новых постоянных рабочих мест, созданных в крестьянском (фермерском) хозяйстве; 2) прирост объема сельскохозяйственной продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.

В соответствии с Паспортом подпрограммы №12 «Развитие кооперации и малых форм хозяйствования на селе», задачами подпрограммы на период 2018-2020 гг. являются:

- увеличение количества и объемов производства продукции малых форм хозяйствования на селе;

- увеличение объемов сбыта и переработки сельскохозяйственной продукции сельскохозяйственными потребительскими кооперативами.

Целевыми индикаторами подпрограммы на период 2017-2020 гг. являются:

- количество новых постоянных рабочих мест, созданных в крестьянских (фермерских) хозяйствах, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств с помощью средств государственной поддержки;

- прирост объема сельскохозяйственной продукции, произведенной индивидуальными предпринимателями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, получившими средства государственной поддержки, к году, предшествующему году предоставления субсидий;

- прирост объема сельскохозяйственной продукции, реализованной индивидуальными предпринимателями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, получившими средства государственной поддержки, к году, предшествующему году предоставления субсидий.

Исходя из вышеизложенного, в связи с тем, что конкретные критерии оценки не установлены, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том, что критерии оценки заявок по конкурсному отбору «Начинающий фермер – 2018», не соответствуют программам развития сельского хозяйства Республики Саха (Якутия), а также не соответствуют показателем результативности предоставления гранта.

В конкурсной документации (Порядке) отсутствовал порядок оценки и сопоставления заявок по каждому критерию, устанавливающий, каким образом перечисленные критерии должны были оцениваться конкурсной комиссией с последующим проставлением балловой оценки, способствующих выявлению действительно лучших условий использования гранта.

В конкурсной документации не установлено, что именно по критериям «презентация бизнес-плана» и «защита бизнес-плана» должны представить участники для получения максимально возможных баллов. Также в конкурсной документации отсутствует методика оценки показателей представленных заявок - конкретных правил, устанавливающих, каким образом данные критерии должны оцениваться конкурсной комиссией (в том числе количественные критерии значимости показателей, их соответствие баллам, формулы расчета).

При обстоятельствах неопределенности в предмете оценки по критериям «презентация бизнес-плана» и «защита бизнес-плана» оценка участников может быть осуществлена только субъективно ввиду отсутствия объективных требований к предложению, следовательно, может привести к нарушению порядка выбора победителя конкурса.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Установление в конкурсной документации «Начинающий фермер – 2018» Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики субъективных критериев оценки заявок привело и может привести к ограничению конкуренции на рассматриваемом рынке в связи отсутствием конкретных критериев, которыми руководствуются члены комиссии при оценке заявок, а также участники при подаче заявок, а также в связи с невозможностью объективной оценки заявок участников конкурса.

Данное нарушение приводит к снижению прозрачности проводимого конкурса, отсутствию объективно качественного результата конкурса.

Распределение грантов в отсутствие объективных критериев отбора приводит к необоснованному препятствованию осуществления предпринимательской деятельности начинающих фермеров, возможно затруднение входа на рынок начинающим фермерам, что приводит или может привести к ограничению, устранению или недопущению конкуренции на товарном рынке.

Дополнительно, Комиссией установлены следующие обстоятельства.

В соответствии с Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 19 января 2018 г. №9, установлены требования, которым должен соответствовать начинающий фермер на момент подачи заявления на участие в конкурсном отборе получателей гранта, требования по которому подтверждающие документы предоставляются в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

  1. У начинающего фермера должна отсутствовать просроченная задолженность по возврату в государственный бюджет РС(Я) субсидий, грантов, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иная просроченная задолженность перед государственным бюджетом РС(Я);
  2. Крестьянское (фермерское) хозяйство, главой которого является начинающий фермер, не должно находиться в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства, и начинающий фермер не должен прекращать деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;
  3. Начинающий фермер должен быть зарегистрирован на сельской территории РС(Я), при этом продолжительность деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является начинающий фермер, не должна превышать 24 месяцев со дня его регистрации;
  4. Крестьянское (фермерское) хозяйство, главой которого является начинающий фермер, отвечает критериям микропредприятия, установленным Федеральным законом от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
  5. Крестьянское (фермерское) хозяйство, главой которого является начинающий фермер, не должно являться иностранным юридическим лицом;
  6. Начинающий фермер не должен получать средства из государственного бюджета РС(Я) на цели, указанные в настоящем Порядке;
  7. Представление начинающим фермером отчетности о финансово-экономическом состоянии за отчетный финансовый год и отчетные периоды текущего финансового года по формам, утвержденным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, в сроки, устанавливаемые Министерством;
  8. Включение начинающего фермера в единый реестр субъектов деятельности в сельском хозяйстве.

Между тем, Министерством при рассмотрении дела не представлены документы, подтверждающие, проведение Министерством проверки соответствия заявок участников вышеуказанным требованиям.

При таких обстоятельствах, Комиссия по рассмотрению дела не может прийти к однозначному выводу об обоснованности допуска участников конкурса к рассмотрению заявок.

В соответствии с п.2.4 Порядка, извещение о проведении конкурсного отбора получателей гранта утверждается приказом Министерства и размещается на официальном сайте Министерства не позднее чем за 10 календарных дней до даты начала приема заявлений и документов и должно содержать в том числе формы заявлений и бизнес-плана.

В нарушение данного Порядка, Министерством установлены типовые формы документов, подлежащих составлению для участия в конкурсе, утвержденные Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики РС(Я) от 27.02.2018 г. №133, размещенные на официальном сайте Министерства.

При этом, данным приказом не установлена форма предоставления сведений о фонде заработной платы. Такая форма при этом представлена некоторыми участниками.

В данной форме приводится информация о том, что минимальный размер оплаты труда должен составлять 23722,50 руб. согласно ст.3 Федерального закона от 28.12.2017 №421-ФЗ.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что членами комиссии соответствие расчетов участников по фонду оплаты труда требованиям Федерального закона от 28.12.2017 №421-ФЗ не устанавливались.

Порядком предусмотрено, что для участия в конкурсе, начинающий фермер представляет бизнес-план (по форме, утвержденной приказом Министерства) по созданию и развитию крестьянского (фермерского) хозяйства по направлению деятельности (отрасли), включающий план расходов (далее - План) с указанием наименований приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг (далее - приобретения), их количества, цены, источников финансирования (средств гранта, собственных и (или) заемных средств) и предусматривающий мероприятия по ведению рентабельного производства, увеличению объема реализуемой сельскохозяйственной продукции и созданию в крестьянском (фермерском) хозяйстве не менее одного постоянного рабочего места (далее - бизнес-план).

В утвержденной форме плана расходования гранта содержатся строки: наименование товара, оказываемой услуги, выполняемых работ, общая стоимость, источники финансирования. Строки количества приобретаемого имущества не имеется.

В соответствии с ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции, органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу об установлении в действиях Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) по установлению субъективных критериев оценки заявок получателей гранта «Начинающий фермер -2018» Приказом №200 от 20.03.2018 г., нарушения ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с ч.1 ст.48.1, перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.  

Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств, приходит к выводу о необходимости классифицировать действия Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) по установлению субъективных критериев оценки заявок получателей гранта «Начинающий фермер -2018» Приказом №200 от 20.03.2018 г. в качестве нарушения ч.1 ст.15 Федерального закона 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.