Решение б/н РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы № 02-114/18.1-16 от 22 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                    

 

ООО «ГК Вагонсервис»

630099 г. Новосибирск,

ул. Депутатская,46, офис 1163,

тел./факс: 8 (383) 280-80-70

e-mail: office@vsgc.ru

 

АО «Якутоптторг»

677008, г. Якутск,

пер. Базовый, дом 5,

тел.: 8 (4112) 36-80-63,

e-mail: ygot@inbox.ru

 

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы № 02-114/18.1-16

 

 

г. Якутск                                                         резолютивная часть оглашена «20» июля 2016 г.                                                                                                   

                                                                         изготовлено в полном объеме «21» июля 2016 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в составе:

Ярыгиной О.А.– заместителя руководителя-начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Саха (Якутия), председателя Комиссии;

Мандаровой А.Е. – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии.

Прокопьевой Е.М. – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии;

 

При участии:

От заявителя:

  - Общество с ограниченной ответственностью «ГК Вагонсервис» не явились, извещены должным образом;

От Заказчика:

 – Акционерное общество «Якутоптторг» явились, представитель по доверенности «***» (№ «***» от «***»);

От заинтересованного лица:

- Общество с ограниченной ответственностью «Дел-Логистик», явились, представитель по доверенности «***» (№ «***» от «***»),

 

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ГК Вагонсервис» на действия Заказчика Акционерного общества «Якутоптторг» в связи с неправомерным отклонением заявки на участие при проведении запроса ценовых котировок с наименованием закупки: «На право заключения договора на контейнерную перевозку груза (муки пшеничной хлебопекарной высшего сорта, ржаной хлебопекарной обдирной) железнодорожным транспортом с ж/д станции Новосибирск до ж/д станции Нижний Бестях» (далее по тексту – запрос ценовых котировок на сайте в сети Интернет: www.zakupki.gov.ru),

 

УСТАНОВИЛА:

 

«12» июля 2016 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью «ГК Вагонсервис» на действия Заказчика Акционерного общества «Якутоптторг» в связи с неправомерным отклонением заявки на участие при проведении запроса котировок с наименованием закупки: «На право заключения договора на контейнерную перевозку груза (муки пшеничной хлебопекарной высшего сорта, ржаной хлебопекарной обдирной) железнодорожным транспортом с ж/д станции Новосибирск до ж/д станции Нижний Бестях».

Извещение № 31603844562 от 01.07.2016 г. Заказчиком объявлено о проведении запроса котировок на официальном сайте в сети Интернет.

Данная процедура закупок проводилась в соответствии с  Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц», Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд АО «Якутоптторг».

Заявитель – ООО «ГК Вагонсервис» считает, что Заказчиком при организации и осуществлении данной закупки нарушены требования антимонопольного законодательства, а именно:

В соответствии с пунктом 2.6.4. документации о закупке, заявки на участие в запросе котировок в форме электронного документа подаются на адрес электронной почты заказчика ygot@inbox.ru.

По мнению заявителя жалобы, данная форма получения заявок не может обеспечить легитимность процедуры вскрытия и рассмотрения заявок, что в свою очередь может привести к злоупотреблению и использованию должностными лицами заказчика своего служебного положения. При проведении закупки в электронной форме, посредством использования электронной торговой площадки (ЭТП) значительно снижается влияние на ее результат так называемого «человеческого фактора», поскольку заявки подаются на ЭТП и доступ к ним для заказчика открыт после окончания срока приема заявок.

Вместе с тем, организуя закупочную деятельность, заказчик не должен совершать действия, которые могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении закупки, обеспечивая тем самым развитие добросовестной конкуренции, которая оказывает положительное воздействие на развитие рынка в целом – поставщики снижают цены и улучшают качество товаров, работ или услуг в борьбе за потребителей.

В жалобе указано, что 05.07.2016 г. ООО «ГК Вагонсервис» подало заявку на участие в процедуре запроса ценовых котировок.

Согласно протоколу заседания закупочной комиссии АО «Якутоптторг»                         (№ 3160384452/1 от 06.07.2016г.) по рассмотрению заявок на участие в процедуре запроса ценовых котировок, заявка ООО «ГК Вагонсервис» признана несоответствующей, по причине отсутствия заверительной надписи «копия верна» и печати организации на документах подтверждающих полномочия руководителя – решении о создании общества, приказе о вступлении в должность директора.

Заявитель также указал в своей жалобе, что заказчик обладал всеми необходимыми сведениями, подтверждающими полномочия руководителя. Так в составе заявки, участником представлен оригинал выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, по состоянию на 17.06.2016г., в которой содержаться сведения о единоличном исполнительном органе общества действующим на момент подачи заявки.

При рассмотрении вопроса о соответствии заявки, должностные лица заказчика не должны ограничиваться формальным основанием и обязаны дать оценку соответствия заявки по совокупности представленных документов. Иная оценка и толкование закупочной комиссии признаков соответствия участника установленным требованиям, свидетельствует о не соблюдении принципа равноправия, справедливости отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Заявитель - ООО «ГК Вагонсервис» не согласно с решением закупочной комиссии Заказчика и считает данное решение противоречащим нормам действующего законодательства регулирующего закупочную деятельность отдельных видов юридических лиц.

Заявитель считает, что отклонение заявки по формальным основаниям при оценке и сопоставлении заявок на предмет соответствия требованиям предъявляемым заказчиком к исполнителю, не допустимо. 

Также Заявитель в жалобе отмечает, что в соответствии с протоколом заседания закупочной комиссии АО «Якутоптторг», победителем запроса ценовых котировок признано ООО «Дел-Логистик», заявке которого присвоен первый номер.

При этом, ценовое предложение ООО «Дел-Логистик» указанное в составе заявки составляет  8 000 000 рублей, тогда как цена, предложенная ООО «ГК Вагонсервис» составила 7 540 000 рублей, что на 460 000 рублей ниже цены предложенной участником признанным победителем.

Основной характеристикой экономической эффективности является удовлетворение потребностей и нужд заказчика в товарах, работах или услугах по наиболее низкой цене. Из чего следует, что решение комиссии находится в прямом противоречии с экономически эффективным процессом закупочной деятельности заказчика.

Таким образом, Заявитель считает, что отклонив заявку ООО «ГК Вагонсервис» (признав заявку несоответствующей) по формальным основаниям, закупочной комиссией АО «Якутоптторг» нарушен принцип целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика, установленный статьей 3 ФЗ № 223.

Членами закупочной комиссии АО «Якутоптторг» являются лица входящие в руководящий состав общества, в том числе генеральный директор общества Федоров Родион Иннокентьевич – председатель закупочной комиссии.

Согласно пункту 3 статьи 53 Гражданского кодекса РФ лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно.

В силу пункта 1 статьи 71 Федерального закона "Об акционерных обществах" единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) должен действовать в интересах общества, осуществлять свои права и исполнять обязанности в отношении общества добросовестно и разумно.

Заявитель указывает, что приняв решение в составе закупочной комиссии противоречащее основным принципам осуществления закупочной деятельности, генеральный директор АО «Якутоптторг» нарушил нормы действующего законодательства, вследствие чего общество может понести убытки в виде неполученных доходов.

Также, заявитель – ООО «ГК Вагонсервис» в своей жалобе указывает, что в  течение 2016 года, Заказчик - АО «Якутоптторг» проводило конкурентные процедуры на выбор поставщика, предметом которых являлось право заключения договоров на контейнерную перевозку. По каждой конкурентной процедуре выбора исполнителя, победителем было признано ООО «Дел-Логистик».

Так согласно протоколу № 31603274794/1 от 09 февраля 2016 года опубликованном на официальном сайте ЕИС, ООО «Дел-Логистик» признан единственным участником закупки, предложивший в заявке цену 9 635 658,00 рублей (при начальной максимальной цене закупки 9 635 658 руб.).

В соответствии с решением заседания закупочной комиссии, изложенным в протоколе  № 31603656183/1 от 19 мая 2016 года, предложение ООО «Дел-Логистик» признано лучшим    (в соответствии с протоколом, предложение получено заказчиком по электронной почте за 2 минуты до окончания подачи заявок).

В соответствии с протоколом от 06 июля заявки участников ООО «ГК Вагонсервис», ООО «Транспорт девелопмент групп» отклонены по формальным признакам, победителем запроса ценовых котировок признано ООО «Дел-Логистик».

На основании вышеизложенного, заявитель считает, что принцип отсутствия необоснованных ограничений конкуренции в отношении участников закупки является правовым инструментом, действие которого направлено на пресечение так называемых «формальных закупок», в которых победитель заранее уже известен.

Таким образом, Заявитель – ООО «ГК Вагонсервис» считает действия Заказчика – АО «Якутоптторг» незаконным, необоснованным, ограничивающим конкуренцию при проведении данной закупки.

Ответчик – АО «Якутоптторг» данное нарушение не признает. В своем возражении просит признать жалобу ООО «ГК Вагонсервис», необоснованной.

Ответчик в своем возражении указывает, что Заявитель жалобы указывает, что в нарушение требований антимонопольного законодательства Заказчик в п.2.6.4 закупочной документации установил подачу заявок на участие в запросе котировок в форме электронного документа на адрес электронной почты Заказчика yqot@inbox.ru.Заказчик считает данный довод необоснованным на основании нижеследующего.

Требование к форме котировочной заявки установлено п.2.6.4 закупочной документации, что не противоречит п.4.2 ст.13 Положения, где установлена возможность подачи котировочных заявок в письменной форме либо в форме электронного документа в срок и по адресам, указанным в извещении о проведении запроса котировок. Таким образом, в связи с тем, что порядок (способы) подачи котировочной заявки Законом не определены, действия Заказчика по установлению в извещении порядка (способа) подачи заявки посредством электронной почты является правомерными и не могут быть расценены как действия, которые могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении закупки.

Заявитель жалобы указывает, что его котировочная заявка        была необоснованно отклонена закупочной комиссией по формальным основаниям. Заказчик считает данный довод необоснованным на основании нижеследующего. В соответствии с п.2 ч. l0 ст. 4 Закона требования к оформлению и составу заявки устанавливаются Заказчиком в закупочной документации самостоятельно. Для участия в запросе котировок претендент должен подготовить заявку на участие в закупке, оформленную в полном соответствии с требованиями документации о проведении запроса предложений или запроса котировок.

Согласно требованиям п. 3.2.9 закупочной документации в составе заявки, для подтверждения соответствия установленным требованиям участник закупки обязан приложить Документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника закупки - юридического лица (скан-копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника размещения заказа без доверенности (далее также - руководитель).

В соответствии с п. 23 и 25 "ГОСТ Р 7.0.8-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения" (утв. Приказом Росстандарта от 17.10.2013 N 1185-ст), предусмотрено, что копией документа является документ, полностью воспроизводящий информацию подлинного документа и все его внешние признаки или часть их, не имеющий юридической силы. Заверенной копией документа является копия документа, на которую в соответствии с установленным

порядком проставляются необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу. Под реквизитом документа понимается обязательный элемент оформления документа. В соответствии с Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 03.03.2003 N 65-ст "О принятии И введении в действие государственного стандарта Российской Федерации" (''ГОСТ Р 6.30-2003. Государственный стандарт Российской Федерации. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов") при заверении соответствия копии документа подлиннику ниже реквизита "Подпись" проставляют заверительную надпись: "Верно"; должность лица, заверившего копию; личную подпись; расшифровку подписи (инициалы, фамилию); дату заверения. Копия документа заверяется печатью организации (п.3.26). Таким образом, закупочной документацией, в целях придания им юридической силы, установлены требования к форме и оформлению заявки. Так, п. 4.4 закупочной документации указано, что каждый документ, входящий в заявку, должен быть подписан лицом, имеющим право в соответствии с законодательством Российской Федерации действовать от лица Участника запроса предложений без доверенности, или надлежащим образом уполномоченным им лицом, на основании доверенности (далее уполномоченного лица). Все документы должны быть скреплены подписью руководителя

или уполномоченного лица, печатью, копии документов заверены печатью и подписью руководителя или уполномоченного лица (п.4.9 закупочной документации).

Заявителем, в качестве документа, подтверждающего полномочия руководителя представлена копия решения единственного учредителя от 25.07.2012г. и копия приказа №1 от 25.07.2012г. о вступлении в должность директора Общества. Указанные документы не содержат необходимые реквизиты, придающие им юридическую силу. Отсутствие свойств документа, служащего доказательством тех фактов, событий и действий, которые отражены в документе, не порождает правовые последствия. Таким образом, учитывая, что заявка ООО «ГК Вагонсервис» подписана директором общества, полномочия которого не подтверждены надлежащим образом, основание отклонения заявки в виду отсутствия документов, порождающих правовые последствия, не может считаться «формальным» основанием.

Ответчик считает, что при отсутствии участника закупки, соответствующего требованиям, установленным закупочной документации, заявившего наименьшую цену, чем победитель, принцип целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика не может быть нарушен. Кроме того, соблюдение вышеуказанных принципов не может идти в разрез общих принципов законности, в том числе принципов предотвращения коррупции. Как раз действия Заявителя после проведения закупки, в частности его

Ответчик указывает, что состав комиссии, выбор уполномоченного лица, принимающего решение о выборе способа закупки и утверждающего этот способ, определяется по усмотрению самого общества, законодательством этот вопрос не регламентирован. Поэтому председателем закупочной комиссии может быть любое лицо, включая генерального директора. В соответствии с п.2 ст.5 Положения количественный и персональный состав комиссии по закупкам товаров, работ, услуг Заказчика, а также функции секретаря и председателя комиссии определяются приказом генерального директора. Состав закупочной комиссии определен Приказом № 153/1 от 01.06.2016 г. в количестве 7 человек. Согласно пп.3.7 п.3 ст.5 Положения, решение комиссии принимается большинством голосов членов комиссии. В случае равенства голосов членов комиссии голос председателя или председательствующего на заседании комиссии считается решающим. Решение о несоответствии котировочной заявки ООО «ГК Вагонсервис» требованиям закупочной документации и отказе в допуске к участию в закупке принято большинством голосов членов закупочной комиссии. «ЗА» проголосовали 5 членов комиссии, «ВОЗДЕРЖАЛИСЬ» 2 члена комиссии. Таким образом, в указанном случае, при отсутствии равенства голосов, голос председателя комиссии не имел решающей силы.

В соответствии с ч.5 ст.3 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно- правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке. Дискриминация и ограничение конкуренции по отношению к участнику закупки, ранее участвовавшему в иных проводимых Заказчиком закупках не допускается. Запрос ценовых котировок признано несостоявшимся, в связи с тем, что была подана только одна заявка и закупочной комиссией в соответствии с п.4.7 ч.4 ст.13 Положения было принято решение рекомендовать Заказчику заключить договора с единственным участником ООО «Дел- Логистик» на предложенных им условиях по цене 9 635 658,00 руб. Заявитель не реализовал свое право на участие в закупке. На запрос ценовых котировок на право заключения договора на транзитную контейнерную перевозку груза (муки пшеничной хлебопекарной высшего сорта) железнодорожным транспортом с франко-склад поставщика (Новосибирская область) до ст. Лена ВСЖД (извещение №31603656183) допущены к участию 4 участника, в том числе ООО «ГК Вагонсервис». По ценовым критериям победителем признан ООО «Дел-Логистик» с ценовым предложением 4 026 000,00 руб. для сравнения: ценовое предложение ООО «ГК Вагонсервис» - 4 712 500,00 руб. Кроме того, в протоколе №31603656183/1 от 19.05.2016 г. не указано, что заявка ООО «Дел-Логистик» было получено по электронной почте. Заявка ООО «Дел-Логистик» поступила в бумажном виде в запечатанном конверте. Для сведения Ответчик также сообщает, что по запросу ценовых котировок на право заключения договора на оказание услуг по выполнению погрузо-разгрузочных работ (извещение №31603825117) вышеуказанный участник ООО «Дел-Логистик» также не был допущен, в связи с несоответствием котировочной заявки требованиям, установленным в закупочной документации.

Таким образом, Ответчик считает, что вышеуказанное действие не повлекло нарушения прав и законных интересов участников открытого конкурса и не нарушило норма антимонопольного законодательства.

Заинтересованное лицо – ООО «Дел-Логистик» ознакомившись с доводами изложенными в жалобе ООО «ГК Вагонсервис» считает их необоснованными и неправомерными по следующим основаниям:

Заявитель в своей жалобе указывает, что запрос ценовых котировокбыла проведена Заказчиком «формально», так как победитель закупки был заранее определен, что не соответствует действительности.

В соответствии с ч.5 ст.3 Федерального закона от 18.07.2011 г. №22З-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Кроме того, обращаю Заинтересованное лицо в своем отзыве указывает, что действующем законодательстве РФ отсутствует положение об ограничении в участия закупках лиц, ранее участвовавших и ставших победителями.

ООО «Дел-Логистик» образовано в 2014 году, основным видом деятельности является организация перевозок грузов (63.40 ОКВД). Общество осуществляет перевозку грузов как железнодорожным, так и автомобильным транспортом. С 2015 года ООО «Дел-Логистик» активно участвует в конкурентных торгах, в том числе проводимых до «Якутоптторг», в реестре недобросовестных поставщиков не значится, обязательства по заключенным договорам исполняются в полном объеме и в установленные сроки.

01.07.2016 г. Заказчиком - ДО «Якутоптторг» объявлен запрос ценовых котировок. В соответствии с извещением о проведении закупки, сроки подачи заявок установлены с момента размещения извещения (с 01.07.2016г.) и до 12 час. 00 мин.

06.07.2016г., в бумажном виде в запечатанном конверте или в электронной форме на электронный адрес ygot@inbox.ru. Заявка ООО «Дел-Логистик» подавалась в бумажном виде в запечатанном конверте по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, пер. Базовый, д.5 06.07.2016г. в 11 час. 57 мин., т.е. в пределах установленного времени и даты.

Заинтересованное лицо указывает, что имея опыт участия в аналогичных закупочных процедурах Заказчика, когда заявка ООО «Дел-Логистик» была отклонена и не допущена на дальнейшее участие, в связи с несоответствием котировочной заявки требованиям, установленным в закупочной документации (протокол №3160З825117/1 от 04.07.2016 г.), котировочная заявка на участие в вышеуказанной закупке была подготовлена в строгом соответствии с требованиями закупочной документации.

Таким образом, Заинтересованное лицо – ООО «Дел-Логистик» (победитель закупки) считает доводы заявителя необоснованными.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров, выслушав доводы лиц участвующих в деле, изучив представленные документы в материалы дела, приходит к следующим выводам.

01 июля 2016 года Заказчиком  - АО «Якутоптторг»  объявлен запрос ценовых котировок на право заключения договора на контейнерную перевозку груза (муки пшеничной хлебопекарной высшего сорта, ржаной хлебопекарной обдирной) железнодорожным транспортом с ж/д станции Новосибирск до ж/д станции Нижний Бестях» путем размещения данной информации на официальном сайте ЕИС www.zakupki.gov.гu, номер извещения 31603844562 (на сайте www.zakupki.gov.ru).

Начальная (максимальной) цена договора – 8 992 998 ,52 руб.

Срок подачи заявок согласно Извещению на официальном сайте www.zakupki.gov.ru установлен до 06.07.2016 г. в 12:00 ч.

Срок рассмотрения поступивших заявок установлен 06.07.2016 г. в 15:00 ч.

Заявителем – ООО «ГК Вагонсервис» в соответствии с документацией о закупке подана заявка на участие 05.07.2016 г., что подтверждается материалами дела.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 данной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Федеральным законом №223-ФЗ установлено, что закупочная деятельность заказчика регламентируется Положением о закупках. Положение о закупках регламентирует порядок подготовки и проведения процедур закупки для нужд Акционерного общества «Якутоптторг» (далее по тексту – Общество, Заказчик) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки товаров, работ, услуг положения.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

На официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о заказах www.zakupki.gov.ru было размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг для АО «Якутоптторг» (далее по тексту - Положение), утвержденное Советом директоров  АО «Якутоптторг» Протоколом №12/15 от 30.12.2015 г., которое определяет порядок выбора поставщиков (подрядчиков, исполнителей), условия и порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг для собственных нужд.

В соответствии с Положением АО «Якутоптторг» - целями Заказчика при проведении закупочных процедур является выбор надежного поставщика, способного обеспечить поставку закупаемой продукции (работ, услуг) на наилучших для Заказчика условиях, а именно поставку продукции (работ, услуг): необходимого качества, в необходимом количестве (объеме), в необходимое время, в необходимое место, на наилучших коммерческих условиях с учетом цены продукции, сроков и условий поставки и оплаты, иных выгод и издержек (в т.ч. эксплуатационных).

Данная процедура запрос ценовых котировок производится в соответствии с Положение о закупках для нужд АО «Якутоптторг».

В Положении АО «Якутоптторг» установлено в п. 1.1 ч. 1 статьи 13 - Запрос ценовых котировок (запрос цен) – конкурентный способ закупки, при котором информация о потребностях Заказчика в товарах, работах, услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе  извещения о проведении запроса котировок, и победителем в котором признается участник процедуры закупки, предложивший наиболее низкую цену договора.

Запрос цен применяется Заказчиком при осуществлении закупки товаров, работ, услуг, соответственно производство, выполнение, оказание которых осуществляются не по конкретным заявкам Заказчика, а стандартно (серийно), и для которых есть сложившийся рынок. Решением закупочной комиссии может быть установлен предельный уровень цены договора для применения данного способа закупки товаров, работ, услуг.

Также, п. 9 и п. 12 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках следует, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, а также критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Согласно протоколу №31603844562/1 от 06.07.2016 г. заседания закупочной комиссии АО «Якутоптторг» до окончания срока подачи заявок  в запросе котировок поступило 4 (четыре) заявки:

  1. ООО «Транспорт девеломпент групп» (заявка №1)
  2. ООО «ГК Вагонсервис» (заявка №2)
  3. ООО «Трейд Транс» (заявка №3)
  4. ООО «Дел-Логистик» (заявка №4)

Заявки участников ООО «Транспорт девелопмент групп» и ООО «ГК Вагонсервис» отклонены, как не соответствующие требованиям закупочной документации, а именно заявки не соответствуют требованиям п. 4.9 и 9.1 закупочной документации.

Заявки участников ООО «Трейд Транс» и ООО «Дел-Логистик» допущены к участию, и ООО «Дел-Логистик» признан победителем.

Комиссия Якутского УФАС России изучив документацию о закупке и материалы дела пришла к выводу, что заявка участника закупки ООО «ГК Вагонсервис» отклонен, обосновано в связи:

Согласно пп. 2.6.1 п. 2.6 закупочной документации - Заявки подаются в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки либо в форме электронного документа в срок и по адресам, указанным в извещении о проведении запроса котировок.

Также, в соответствии с п. 2.6.4 и 2.6.5 п. 2.6. закупочной документации - заявки на участие в запросе котировок в форме электронного документа подаются на адрес электронной почты Заказчика ygot@inbox.ru. В случае предоставления заявки на участие в запросе котировок в форме электронного документа заявка и документы, прилагаемые к ней должны быть представлены в форме сканированных копий документов, составленных в соответствии с закупочной документацией. При этом, участник закупки обязан обеспечить конфиденциальность сведений, содержащихся в такой заявке до момента рассмотрения котировочных заявок.

В соответствии с п. 4.9 закупочной документации - все документы скрепляются подписями руководителя или уполномоченного лица, печатью, копии документов заверяются печатью и подписью руководителя или уполномоченного лица.

Согласно материалам дела, в заявке участника ООО «ГК Вагонсервис»  на документах, подтверждающих полномочия руководителя, решении о создании общества, приказе о вступлении в должность директора отсутствуют заверительные надписи и печати организации в соответствии  с требованиями закупочной документации.

В соответствии с п. 2 ст. 5 Положения о закупках - количественный и персональный состав комиссии по закупкам товаров, работ, услуг Заказчика, а также функции секретаря и председателя комиссии определяются приказом генерального директора. Состав закупочной комиссии определен Приказом № 153/1 от 01.06.2016 г. в количестве 7 человек. Согласно пп.3.7 п.3 ст.5 Положения, решение комиссии принимается большинством голосов членов комиссии. В случае равенства голосов членов комиссии голос председателя или председательствующего на заседании комиссии считается решающим. Состав комиссии, выбор уполномоченного лица, принимающего решение о выборе способа закупки и утверждающего этот способ, определяется по усмотрению самого общества.

В соответствии с ч.5 ст.3 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно- правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

В соответствии с п. 3.1 закупочной документации - участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным настоящим Положением. Дискриминация и ограничение конкуренции по отношению к участнику закупки, ранее участвовавшему в иных проводимых Заказчиком закупках не допускается.

Таким образом, Комиссия Якутского УФАС России считает, что действия заказчика АО «Якутоптторг» при отклонении заявки участника закупки ООО «ГК Вагонсервис» правомерны.

Согласно ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции - при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Комиссия УФАС по РС (Я) изучив заявки участников запроса ценовых котировок, пришла к выводу, что действия Заказчика по допуску заявки ООО Дел-Логистик» (победитель закупки) неправомерны, а именно заявка не соответствует конкурсной документации и Положению о закупках, а именно:

Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке Заказчиком – АО «Якутоптторг» определенные и Положением о закупках указаны в закупочной документации.

Согласно пп. 2.6.2 п. 2.6 закупочной документации - в случае подачи заявки в письменной форме все листы заявки на участие в запросе котировок, все документы, прилагаемые к заявке должны быть прошиты, пронумерованы и заверены участником запроса котировок или лицом, уполномоченным таким участником запроса котировок.

В соответствии с пп.3.1.4. п. 3.1 закупочной документации - участник закупки не должен иметь просроченную задолженность по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, превышающую 25 % балансовой стоимости активов участника, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период.  Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято.

В подтверждение вышеуказанных требований потенциальный участник предоставляет документ, указанный в пп. 3.2.8. п. 3.2 закупочной документации, а именно  Копию справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам полученной не ранее чем за 1 месяц до дня размещения в единой информационной системе извещения о проведении настоящего запроса предложений.

Комиссия Якутского УФАС России, изучив заявку ООО «Дел-Логистик» пришла к выводу, что она не соответствует требования закупочной документации. Заявка подана в письменной форме и не соответствует требования указанным в пп. 2.6.2, в ее составе отсутствует справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам полученной не ранее чем за 1 месяц до дня размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса ценовых котировок.

Так, согласно п. 8 закупочной документации, где указаны основания для отказа в допуске к участию в закупочной процедуре, в том числе: пп. 8.2 и 8.3 - не соответствие участника закупки требованиям, установленным в закупочной документации и не соответствие заявки на участие в запросе ценовых котировок требованиям закупочной документации.

Таким образом, на основании вышеуказанных пунктов закупочной документации закупочная комиссия АО «Якутоптторг» должна была отклонить заявку ООО «Дел-Логистик» и не допустить к участию в закупочной процедуре.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) изучив конкурсную документацию, пришла к выводу, что она не соответствует нормам антимонопольного законодательства, а именно:

В соответствии с ч.2 ст. 2 Закона о закупках - Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Но между тем, системный анализ положений 2, 3 Закона о закупках и статьи 18.1 Закона о защите конкуренции позволяет сделать вывод, что сокращение Заказчиком законодательно установленного десятидневного срока  на обжалование в антимонопольный орган действий организаторов торгов, аукционной или конкурсной комиссии является нарушением части  4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Из положений статьи 1 Закона о закупках следует, что целью регулирования  данного Закона является, в том числе, расширение возможностей участия юридических  и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование  такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Для достижения данных целей участника закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие)  заказчика при закупке товаров, работ, услуг (часть 10 статьи 3 Закона о закупках).

В соответствии с ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции - Обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Частями 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 названной статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалоб к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном в части 11 названной статьи направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением данного требования является ничтожным.

Следовательно, установление в Положении о закупках, а также в конкурсной документации срока заключения договора  по результатам закупки, не учитывающего закрепленной в Законе о закупках и Закона о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны  антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение  с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

В силу требований статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Учитывая то обстоятельство, что Заказчиком – АО «Якутоптторг» в Положении о закупках и в конкурсной документации установлен иной срок заключения договора с победителем, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что фактическое сокращение Заказчиком законодательно установленного десятидневного срока, по истечению которого договор не может быть заключен, является нарушением  требований статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, а Конкурсная документация не содержащее условие о невозможности заключения договора, до истечения 10 дней со дня подведения итогов торгов (размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения) нарушает права участников гражданского оборота и не соответствует положениям части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, в силу требований вышеуказанных положений действующего законодательства разрабатываемое участником закупки Положение о закупках и соответствующая ей конкурсная документация не должно вступать в противоречие с Законом о защите конкуренции в соответствующей части, а напротив, призвано обеспечивать  реализацию  права на защиту  в административном порядке путем установления соответствующего порядка заключения договоров по результатам торгов. Сокращение либо исключение указанного срока направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав.

Таким образом, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) установила, что Заказчик – АО «Якутоптторг» при проведении закупки путем запроса ценовых котировок нарушил процедуру проведения торгов.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «ГК Вагонсервис» на действия Заказчика АО «Якутоптторг» в связи с неправомерным отклонением заявки на участие при проведении запроса ценовых котировок с наименованием закупки: «На право заключения договора на контейнерную перевозку груза (муки пшеничной хлебопекарной высшего сорта, ржаной хлебопекарной обдирной) железнодорожным транспортом с ж/д станции Новосибирск до ж/д станции Нижний Бестях», необоснованной;
  2. Выдать Заказчику - АО «Якутоптторг» предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

Решение комиссии территориального антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

Председатель Комиссии:      ________________                                                  О.А. Ярыгина

                                                 

 

Члены Комиссии:                  ________________                                               А.Е. Мандарова

                                                         

                                                           

                                                             ________________                                             Е.М. Прокопьева

Связанные организации

Связанные организации не указаны