Решение №02-16/16А РЕШЕНИЕ о нарушении антимонопольного законодательства от 7 апреля 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFОкружная администрация Города Якутска
Ассоциация перевозчиков бытовых отходов города Якутска
(ООО «Новые экологические технологии»)
ООО «Якутскэкосети»
РЕШЕНИЕ
по делу № 02-16/16А о нарушении антимонопольного законодательства
- Якутск резолютивная часть оглашена «04» апреля 2017
изготовлено в полном объеме «07» апреля 2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии:
"***" – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);
Члены комиссии:
"***" – главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
"***" – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);
При участии:
От заявителя:
- Ассоциация перевозчиков бытовых отходов города Якутска (ООО «Новые экологические технологии») не явились, извещены должным образом;
От ответчика:
- Окружную Администрацию Городского округа «Город Якутска» явились, представитель по доверенности "***" (№ "***" от "***" г.);
От заинтересованного лица:
- ООО «Якутскэкосети» явились, представитель "***" (Приказ № "***" от "***" г.),
рассмотрев материалы дела № 02-16/16А о нарушении антимонопольного законодательства возбужденного в отношении Окружной администрации Городского округа «Город Якутск» по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило заявление Ассоциации перевозчиков бытовых отходов города Якутска (вхд. № "***" от "***" г.) (далее – Заявитель), в котором указывается, что в нарушение норм действующего законодательства Администрацией Городского округа «город Якутск» определен единый региональный оператор по обращению с бытовыми отходами – ООО «Якутскэкосети».
Кроме того, заявитель указывает, что органы исполнительной власти города Якутска направляют письма хозяйствующим субъектам о необходимости заключения договора на сбор и транспортировку коммунальных отходов с конкретной организацией, с указанием ее адреса реквизитов. В указанных письмах должностные лица исполнительных органов ссылаются на проведенный в декабре прошлого года конкурса по выбору регионального оператора и утверждению его Распоряжением Окружной администрации г. Якутска № "***" от "***" г.
Вместе в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Данный порядок еще не утвержден Правительством Российской Федерации. В полномочия муниципальных органов власти не входит не определение порядка проведения конкурсного отбора, не определение критериев оценки конкурсантов. Кроме того, регулирование деятельности региональных операторов, разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утверждение порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) также не входит в компетенцию органов местного самоуправления.
Таким образом, заявитель считает, что со стороны Окружной администрации нарушены нормы действующего законодательства.
Якутским УФАС России установлено, что 29 октября 2015 года вынесено Постановление №285п «Об утверждении порядка отбора единого оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа «город Якутск».
19.11.2015 г. внесены изменения в вышеуказанное Постановление и признано утратившим силу, и утверждена новая редакция Порядка.
19 ноября 2015 года Постановлением № "***" и.о. главы Окружной Администрации города Якутска Д.Д. Садовниковым, утвержден Порядок отбора единого оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа город «Якутск» (далее – Порядок).
23 ноября 2015 года на официальном сайте www.якутск.рф. размещено Извещение о проведении отбора единого оператора.
Наименование отбора: Отбор единого оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа «город Якутск».
Отбор проводит: Окружная администрация города Якутска.
Организатор отбора: Управление муниципальных закупок Окружной администрации города Якутска.
Целью отбора единого оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа «город Якутск» является присвоение статуса единого оператора и определение зоны его деятельности.
Статус единого оператора присваивается на срок не менее чем 10 (десять) лет.
Согласно Журналу регистрации заявок на отбор единого оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа «город Якутск» поступило две заявки:
- ООО «Якутскэкосети» от "***";
- ИП "***" от "***".
Также, согласно Журналу регистрации участников на процедуре вскрытия по отбору единого оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа «город Якутск» присутствовал участник ООО «Якутскэкосети» в лице "***" (Приказ № "***" от "***").
Комиссия по отбору единого оператора утверждена Приложением №2 Постановления Окружной администрации от 19.11.2015 г. №298п «Об утверждении в новой редакции порядка отбора единого оператора по обращению с отходами на территории городского округа «город Якутск».
В соответствии с Протоколом вскрытия конвертов с заявками на участие в отборе единого оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа на территории Городского округа «город Якутск» от 30.11.2015 г. по окончании срока подачи заявок на участие в отборе единого оператора подано заявок – 2 (две) шт.:
- ООО «Якутскэкосети»
- ИП "***"
Комиссия по отбору единого оператора проведет рассмотрение и оценку заявок на участие в срок, указанный в документации.
Согласно Протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в отборе единого оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа «город Якутск» от 01.12.2015 г.
По окончании срока подачи заявок на участие в отборе единого оператора подано заявок – 2 (две) шт., из них соответствуют требованиям – 2 (две) шт., отклонено заявок – 0 (ноль) шт.
В соответствии с вышеуказанным Протоколом рассмотрения и оценки заявок - Комиссия Организатора торгов осуществила оценку заявок на участие в отборе единого оператора для выявления победителя отбора на основе критериев, указанных в документации и победителем признан участник с номером заявки №1 – ООО «Якутскэкосети».
По итогам отбора между Окружной администрацией города Якутска и ООО «Якутскэкосети» заключено Соглашение №1-15/ОА от 23.12.2015 г. на присвоение статуса единого оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа «город Якутск»:
- п. 1.1 Соглашения – по настоящему Соглашению ООО «Якутскэкосети» присваивается статус Единого оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа «город Якутск»;
- п. 6.2 Соглашения – Соглашение заключено на 10 лет;
- п. 1.2 Соглашения - Единый оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании проведенного отбора, в течение установленного в п. 2.1.5. настоящего Соглашения срока обязуется осуществлять возложенные на него полномочия по организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа «город Якутск».
Статья 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) устанавливает запрет на принятие федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В обеспечение надлежащей конкурентной среды, единства экономического пространства законодатель устанавливает требования, направленные на недопущение со стороны указанных органов (организаций) действий (бездействия), которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции.
Достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
Пунктом 1.2 Порядка определено, что единый оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа «город Якутск» (далее по тексту - Единый оператор) – это юридическое лицо, которое обязано заключить публичный договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, которые образуются в зоне деятельности Единого оператора.
Также пункт 1.2 Порядка определяет иные понятия, применяющиеся в Порядке:
обращение с отходами – это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов.
твердые коммунальные отходы - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд, а также отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в соответствии с которым принят Порядок не содержит норм, предусматривающих понятие и статус единого оператора на уровне муниципального образования.
Согласно действующему федеральному законодательству единственным требованием к осуществлению деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности является наличие лицензии, предусмотренное пунктом 30 статьи 12 Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Между тем, принятый Порядок, определивший статус единого оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа «город Якутск» и его полномочия, имеет прямое влияние на состояние конкуренции на товарном рынке по сбору, накоплению, транспортированию коммунальных отходов на территории ГО «город Якутск», так как фактически определяет преимущественное положение определенного субъекта – единого оператора, который единственный будет иметь право осуществлять деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов на территории ГО «город Якутск» в течение 10 лет.
При условиях отсутствия прямых норм федерального законодательства, предусматривающего возможность органа местного самоуправления определять статус, полномочия и возможность выбора единого оператора с предусмотренными Порядком полномочиями и статусом, и прямого влияния определения единого оператора на территории ГО «город Якутск» на соответствующий товарный рынок, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) пришла к выводу о наличии в акте Окружной Администрации города Якутска – Постановление от 19.11.2015 года №298п «Об утверждении порядка отбора единого оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа город «Якутск» признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
В связи чем, 11 апреля 2016 года исх.№02/1781 Якутское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в адрес Главы ГО «Город Якутск» было направлено предупреждение о необходимости:
1. принять меры по отмене постановления от 19.11.2015 года №298п «Об утверждении порядка отбора единого оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа город «Якутск»:
2. принять меры по устранению последствий нарушения путем расторжения соглашения №1-15/ОА на присвоение статуса единого оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа «город Якутск» от 23 декабря 2015 года.
Предупреждение поступило в Окружную Администрацию города Якутска 11 апреля 2016 года (вх.№5020) и подлежало обязательному рассмотрению ГО «город Якутск» в срок, не превышающий 12 дней с момента его получения.
Однако по состоянию на 10 мая 2016 года выданное предупреждение не было исполнено.
Согласно части 8 статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.
Приказом ВрИО руководителя УФАС по РС (Я) от 10.05.2016 г. № 38 возбуждено дело №02-16/16А о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Окружной администрации Города Якутска по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».
13.05.2016 г. Якутским УФАС России вынесено определение о назначении дела №02-16/16А о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению в связи с обнаружением признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Ответчик – Окружная администрация города Якутска не согласен с доводами заявителя и сообщает следующее:
Согласно ст. 2 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными правовыми актами. П. 3 ст. 8 Закона №89-ФЗ установлено, что к полномочиям органа местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Таким образом, полномочия органом местного самоуправления городских округов по изданию нормативным правовых актов ограничиваются вопросами организации мероприятий по охране окружающей природной среды в границах городского округа и организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
На основании вышеизложенного, органы местного самоуправления вправе решат вопросы по организации и переработке бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с Законом №89-ФЗ, а также Федеральным законом от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Генеральной схемой обращения с отходами производства, потребления на территории городского округа «город Якутск», утвержденного Постановлением Окружной администрации города Якутска от 19.11.2015 ш. №298п на официальном сайте Окружной администрации города Якутска www.якутск.рф. 23.11.2015 г. было размещено Извещение о проведении отбора единого оператора по обращению отходами на территории городского округа «город Якутск». Порядок отбора разработан и утвержден в соответствии с требованиями законодательства, прошел правовую экспертизу, необходимую для нормативно-правовых актов органов местного самоуправления на факт выявления ограничивающих конкуренцию положений.
Целью отбора единого оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа «город Якутск» является присвоение статуса единого оператора и определение зоны его деятельности, что также соответствует требованиям положений ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в которой к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Полномочия в сфере обращения с отходами производства и потребления закреплены также в ст. 14-16 Федерального закона №131-ФЗ и различаются по отдельным видам муниципальных образований: поселения осуществляют сбор и вывоз; муниципальные районы уже осуществляют утилизацию и переработку как бытовых, так и промышленных отходов; органы местного самоуправления городских округов наделены полномочиями по всем стадиям обращения с бытовыми и промышленными отходами. Условием отбора единого оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа «город Якутск» является соглашение, заключенное между Окружной администрацией города Якутска и единым оператором на осуществление деятельности по организации сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживанию, твердых коммунальных отходов на территории городского округа «город Якутск». Критерии оценки заявок составлены в соответствии с требованиями законодательства, не ограничивают участие любого индивидуального предпринимателя, юридического лица, изъявившего желание участвовать в отборе. Все требования к оформлению заявок, критерии оценок представлены в Порядке.
По вопросу открытости, Ответчик поясняет, что Постановление Окружной администрации города Якутска от 19.11.2015 г. №295п «Об утверждении порядка отбора единого оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа «город Якутск» было утверждено 29.10.2015 г. и размещено на официальном издании «Эхо столицы», 19.11.2015 г. было утверждено Постановление с внесением изменений в данный акт, которое также было опубликовано в официальном издании и на официальном сайте Окружной администрации. Извещение согласно данного Постановления было размещено 23.11.2015 г. Таким образом, у потенциальных участников было достаточно времени для подачи заявок на участие в отборе единого оператора.
Ответчик сообщил, что отбор был проведен и выявлен победитель и подписано Соглашение.
Дополнительно к отзыву представитель Ответчика указал, что согласно п. 1.2 Порядка отбора единого оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа «город Якутск» единый оператора это юридическое лицо, которое обязано заключить публичный договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, которые образуются в зоне деятельности Единого оператора, при этом целью отбора единого оператора является присвоение статуса единого оператора и определение зоны его деятельности, при этом в Порядке единого оператора является присвоение статуса единого оператора и определение зоны его деятельности, при этом в Порядке отсутствует положения которые указал УФАС по РС (Я) в определении о том, что единый оператора единственный будет иметь право осуществлять деятельность по сбору, накоплению транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов на территории ГО «Город Якутск» в течение 10 лет.
Ограничение в осуществлении деятельности по сбору, накоплению транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов на территории ГО «город Якутск» Окружная администрация города Якутска не устанавливала. Согласно раздела № Порядка - единый оператор определяется путем отбора, который и обеспечивает конкуренцию на данном рынке услуг.
Окружная администрация города Якутска приняла указанный правовой акт в рамках предоставленных ей полномочий в соответствии с Законом №89-ФЗ, Законом №131-ФЗ согласно которым правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными правовыми актами в сфере организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно морфологического и синтаксического слова под «организацией» понимается действие по значению гл. организовать; инициирование какой-либо деятельности и руководство ею с целью согласования и упорядочения.
На основании изложенного, Ответчик считает, что имеются основания для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства по причине того, что отсутствуют нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях Окружной администрации города Якутска.
Заинтересованное лицо – ООО «Якутскэкосети», при рассмотрении дела генеральным директором поддержаны доводы отзыва Окружной администрации города Якутска об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства, и в материалах дела представлены 4 договора на вывоз и размещение твердых бытовых отходов с ООО «Буревестник», ООО «Ильинка», ТСЖ Ломоносов, д. 31 и ИП "***".Договоры представлены с указанием на то обстоятельство, что ООО «Якутскэкосети» не навязывает свои услуги управляющим компаниям и ТСЖ, а заключила договора лишь с 4-мя обратившимися лицами.
В материалах дела имеются письма Руководителя МКУ «Управа Октябрьского округа» города Якутска от 19.01.2016 г. №24, адресованное УК и ТСЖ и письмо и.о. главы "***" от 28.12.2015 г. №01-1509-ГО «О заключении договоров с Единым оператором» адресованное руководителям Управляющих организаций по управлению многоквартирными домами, товарищества собственников жилья.
В обоих письмах указано о необходимости заключения договоров с Единым оператором по обращению с отходами на территории городского округа «город Якутск» - ООО «Якутскэкосети».
Определением Якутское УФАС России от 20.05.2016 г. по рассмотрению дела №02-16/16А о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия УФАС по РС (Я) отложило дело.
Окружной администрацией города Якутска обжаловано Предупреждение Якутского УФАС России в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия), судебное дело №А58-2174/2016.
30 июня 2016 года вынесена резолютивная часть решения Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу №А58-2174/2016 об отмене предупреждения УФАС по РС (Я) от 11 апреля 2016 года (исх.№02/1781), выданного Окружной Администрации города Якутска на основании статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» с указанием на признаки нарушения антимонопольного законодательства, рассматриваемых по настоящему делу.
Согласно части 1 статьи 180 Арбитражного процессуального кодекса РФ Решение арбитражного суда первой инстанции, за исключением решений, указанных в частях 2 и 3 в статье 180 АПК РФ, вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 47 Закона о защите конкуренции - Комиссия может приостановить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства на срок рассмотрения судом другого дела, имеющего значение для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Определением УФАС по РС (Я) от 30.06.2016 г. по рассмотрению дела №02-16/16А о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия УФАС по РС (Я) приостановила дело в связи с рассмотрением судом дела №А58-2174/2016, имеющего значение для рассмотрения дела №02-16/16А о нарушении антимонопольного законодательства.
Не согласившись с Решением Арбитражного суда РС (Я), Якутское УФАС России подала апелляционную жалобу. Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда вынесено 27.09.2016 г. (изготовлено в полном объеме 29.09.2016 г.).
Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа также рассмотрена кассационная жалоба Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06 июля 2016 года по делу № А58-2174/2016, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 29 сентября 2016 года по тому же делу и принято решение об отмене вышеуказанных судебных актов и принятии нового судебного акта (резолютивная часть объявлена 08.02.2017 г., изготовлено в полном объеме 13.02.2017 г.).
Согласно части 1 статьи 180 Арбитражного процессуального кодекса РФ Решение арбитражного суда первой инстанции, за исключением решений, указанных в частях 2 и 3 в статье 180 АПК РФ, вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции. В соответствии со ст. 275 АПК РФ кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение. Постановление Восточно-Сибирского округа вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.
Определением по рассмотрению дела №02-16/16А о нарушении антимонопольного законодательства от 01.03.2017 г. Комиссия УФАС по РС (Я) возобновила рассмотрение дела.
На рассмотрении по существу дела №02-16/16А о нарушении антимонопольного законодательства представитель Ответчика – Окружной администрации ГО «Город Якутск» представил дополнительный отзыв (исх. №б/н от 16.03.2017 г.) и поясняет следующее:
Окружная администрация города Якутска полностью поддерживает доводы, изложенные в отзыве от 19.05.2016 г. и дополнении к нему от 20.05.2016 г.
Дополнительно Ответчик сообщает о том, что Постановление Окружной администрации города Якутска от 27.02.2017 г. №56п – признано утратившим силу Постановление Окружной администрации от 19.11.2015 г. №298п «Об утверждении Порядка отбора единого оператора по обращению с твердыми бытовыми отходами на территории городского округа «Город Якутск» и просить прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив и рассмотрев имеющиеся в материалах дела документы и сведения, пришла к следующему выводу по делу №02-16/16А о нарушении антимонопольного законодательства.
Якутским УФАС России установлено, что 19.11.2015 г. Постановлением Окружной администрации №298п, утвержден Порядок отбора единого оператора по обращению твердыми коммунальными отходами на территории городского округа «город Якутск».
В Порядке указано на утверждение и разработку данного Порядка в соответствии с Законом №89-ФЗ.
П. 1.2 Порядка определено, что единый оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа «город Якутск» (далее по тексту - Единый оператор) – это юридическое лицо, которое обязано заключить публичный договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, которые образуются в зоне деятельности Единого оператора.
Статьей 24.6 Закона №89-ФЗ предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Также пункт 1.2 Порядка определяет иные понятия, применяющиеся в Порядке:
обращение с отходами – это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов.
твердые коммунальные отходы - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд, а также отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в соответствии с которым принят Порядок не содержит норм, предусматривающих понятие и статус единого оператора на уровне муниципального образования.
Согласно действующему федеральному законодательству единственным требованием к осуществлению деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности является наличие лицензии, предусмотренное пунктом 30 статьи 12 Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Между тем, принятый Порядок, определивший статус единого оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа «город Якутск» и его полномочия, имеет прямое влияние на состояние конкуренции на товарном рынке по сбору, накоплению, транспортированию коммунальных отходов на территории ГО «город Якутск», так как фактически определяет преимущественное положение определенного субъекта – единого оператора, который единственный будет иметь право осуществлять деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов на территории ГО «город Якутск» в течение 10 лет.
При условиях отсутствия прямых норм федерального законодательства, предусматривающего возможность органа местного самоуправления определять статус, полномочия и возможность выбора единого оператора с предусмотренными Порядком полномочиями и статусом, и прямого влияния определения единого оператора на территории ГО «город Якутск» на соответствующий товарный рынок.
Таким образом, отсутствует федеральное законодательство, предусматривающих возможность органа местного самоуправления определять статус, полномочия и возможность выбора Единого оператора на уровне муниципального образования с предусмотренными в Порядке полномочиями и статусом.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции - устанавливает запрет на принятие федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
Таким образом, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика – Окружной администрации ГО «город Якутск» при вынесении Постановления № 298п и.о. главы Окружной Администрации города Якутска "***", утвержден Порядок отбора единого оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа город «Якутск» и определением единого регионального оператора по обращению с бытовыми отходами – ООО «Якутскэкосети» противоречит и нарушает ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции при организации и проведении открытого конкурса.
Так как, на рассмотрении дела №02-16/16А о нарушении антимонопольного законодательства Ответчик – Окружная администрация ГО «Город Якутск» сообщил и представил в материалы дела документ, подтверждающий о расторжении Соглашения №1-15/ОА от 23.12.2015 г. на основании Постановления Окружной администрации ГО «Город Якутск» от 27.02.2017 г. №56п «О признании утратившим силу Постановления Окружной администрации города Якутска от 19.11.2015 г. №298п «Об утверждении порядка отбора единого оператора по обращению с твердыми бытовыми отходами на территории городского округа «город Якутск», предписание решено не выдавать.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела №02-48/16А, руководствуясь статьей 23, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
- Признать Окружную администрацию Городского округа «город Якутск» нарушившим ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»;
- Предписание не выдавать.
- Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о привлечении Окружной администрации Городского округа «Город Якутск» к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об администравтиных правонарушениях.
Решение комиссии территориального антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения.
Председатель Комиссии: ________________ "***"
Члены Комиссии: ________________ "***"
________________ "***"