Решение б/н РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы № 02-31/18.1-17 от 10 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АО «Алмазы Анабара»

677018, РС (Я), г. Якутск,

ул. Чернышевского, дом 6

zakupki@alanab.ru

 

ООО «СпецОдежда-НЧ»

423800, г. Набережные Челны,

б-р Юных Ленинцев, д. 5, кв. 19

feodor17@mail.ru

 

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы № 02-31/18.1-17

 

г. Якутск                    резолютивная часть оглашена «08» февраля 2017 года                                                       изготовлено в полном объеме «09» февраля 2017 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в составе:

<…> – заместителя руководителя, начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председатель Комиссии;

<…> – главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;

<…> – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии.

При участии:

От заявителя ООО «СпецОдежда-НЧ» – представитель не явился, надлежащим образом уведомлен;

От ответчика АО «Алмазы Анабара» – <…> по доверенности №04/с-1179 от 26.07.2016, <…> по доверенности №04/с-1164 от 29.06.2016.

Рассмотрев жалобу ООО «СпецОдежда-НЧ» на действия заказчика Акционерное общество «Алмазы Анабара» при организации и проведении запроса предложений

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) 31 января 2017 года поступила жалоба от ООО «СпецОдежда-НЧ» (423800, г. Набережные Челны, б-р Юных Ленинцев, д. 5, кв. 19) на действия заказчика Акционерное общество «Алмазы Анабара» (677018, РС (Я), г. Якутск, ул. Чернышевского, дом 6) при организации и проведении запроса предложений (закупка является многоэтапной) на поставку запчастей для вспомогательной автотехники (извещение № 31704677527 на портале zakupki.gov.ru).

Заявитель в жалобе указывает следующие доводы:

09.12.2016 в соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», заказчиком (АО «Алмазы Анабара») был объявлен запрос предложений на право заключения договора на поставку запчастей для вспомогательной автотехники (далее - Запрос предложений).

Товарные позиции, указанные в Приложениях № 1, 2 ч. 9 Документации закупки являются запасными частями к автомобильной технике марок «ГАЗ», «УАЗ», «Урал», «Камаз».

Запасные части к автомобильной технике в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОКПД 2 имеют код 29.3 «Части и принадлежности для автотранспортных средств».

Код 29.3 «Части и принадлежности для автотранспортных средств» входит в перечень товаров, утверждённый Постановлением Правительства РФ N 616 от 21.06.2012.

Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ N 616 закупка товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц осуществляется в электронной форме. 

Из требований п. 1.2.14. и 1.2.31 ч. 1 Документации Запроса предложений предоставление и приём заявок на участие в Запросе предложений осуществляется на бумажных носителях, не в электронной форме.

Вышеуказанные требования противоречат требованиям п. 34.1.2 ст. 34 Положения о закупках АО «Алмазы Анабара», а также Постановления Правительства РФ N 616 от 21.06.2012.

В п. 1.2.30. ч. 1 Документации закупки установлено требование:  Заявка должна содержать … 14. документ(ы), подтверждающие страну (страны) происхождения товара (товаров) для предоставления приоритета в соответствии с ПП 925: оригинал или нотариально заверенная копия документа, подтверждающего страну происхождения товара (сертификат о происхождении товаров формы СТ-1, сертификат формы «А» или иной документ, предусмотренный законодательством в целях подтверждения страны происхождения товара.

Пунктом 2 ст. 456 ГК РФ установлено, что, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт <...> сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором. Передача товара без необходимых документов является ненадлежащим исполнением продавцом обязанности по договору (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.04.2011 г. по делу № А45-14652/2010, постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.06.2012 по делу № А56-29603/2011).

Таким образом, документы на товар подлежат передаче покупателю именно в тот момент, когда ему передается сам товар (постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.10.2015 г. по делу № А40-6612/15).

Следовательно, на момент объявления закупочной процедуры заказчик не состоит в договорных отношениях с участниками закупки. Договор купли-продажи (контракт) в период приема и рассмотрения заявок, еще ни с кем не заключен.

Таким образом, правовых оснований требовать представления копии сертификатов в составе заявки на участие нет.

Кроме того требований предоставления сертификатов Постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 не имеет. В соответствии с Постановлением Правительства N 925 условием предоставления приоритета является включение в документацию о закупке следующих сведений, определенных положением о закупке: г) условие о том, что отсутствие в заявке на участие в закупке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке и такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров. Данное условие  в Документации закупки отсутствует.

Также действие Постановления Правительства N 925 не распространяется на закупки, извещения о проведении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок (п. 7 Постановления Правительства N 925).

Согласно Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

- законность, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

Действия АО «Алмазы Анабара» противоречат принципу запроса предложений, который выражается в законности проведения конкурентной закупки, участниками которой могут быть неограниченное количество лиц.

АО «Алмазы Анабара» представило письменный отзыв на жалобу ООО «СпецОдежда-НЧ».

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров, приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции указано, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Законом о закупках установлено, что закупочная деятельность заказчика регламентируется Положением о закупках. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

На официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о заказах www.zakupki.gov.ru 30 декабря 2016 года было размещено Положение о закупках АО «Алмазы Анабара», утвержденное  Советом директоров АО «Алмазы Анабара» 23.12.2016, которое регламентирует процессы закупочной деятельности на всех ее этапах: планирования, проведения закупки, отчетности (далее – Положение о закупках АО «Алмазы Анабара»).

Рассматриваемый запрос предложений на поставку запчастей для вспомогательной автотехники проводился в соответствии с Положением о закупках АО «Алмазы Анабара» и Законом о закупках.

18 января 2017 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru размещено извещение № 31704677527 и опубликована Документация о закупке по публикуемому одноэтапному запросу предложений на право заключения договора на поставку запчастей для вспомогательной автотехники (далее – Документация запроса предложений). Заказчиком является Акционерное общество «Алмазы Анабара».

Согласно пункту 1.2.3. Документации запроса предложений формой закупки является: Публикуемая (открытая), без использования ЭТП (не электронная), одноэтапная закупочная процедура.

Пунктом 1.2.14. Документации запроса предложений определены место, дата и время начала и окончания подачи заявок на участие в закупке:

1) Место приема заявок: 677004, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. 50 лет Советской Армии 86/3а, 2 этаж, кабинет 203. Проход на территорию Заказчика осуществляется с предоставлением документа, удостоверяющего личность с выдачей разовых пропусков.

2) с момента публикации в единой информационной системе по 01.02.2017 года; 12:00 (часовой пояс: МСК+6).

3) с момента публикации в единой информационной системе по 27.01.2017 года; 12:00 (часовой пояс: МСК+6).

Таким образом, запрос предложений проводился не в электронном виде, заявки необходимо было представить на материальном носителе по адресу, указанному в пункте 1.2.14. Документации запроса предложений.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме.

Постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 N 616 утвержден перечень товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме.

Согласно указанному постановлению, подкласс 29.3 Части и принадлежности для автотранспортных средств Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее – ОКПД 2) включен в перечень товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме.

Пунктом 34.1.2. Положения о закупках АО «Алмазы Анабара» установлено, что обязательным является проведение в электронной форме закупок продукции, включенной в соответствии с ПП 616 в перечень товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме.

В соответствии с извещением о запросе предложений, предмет закупки относится к ОКПД 2 по коду 29.32.30.390 – Части и принадлежности для автотранспортных средств прочие, не включенные в другие группировки.

Подкатегория 29.32.30.390 «Части и принадлежности для автотранспортных средств прочие, не включенные в другие группировки» относится к подклассу 29.3 «Части и принадлежности для автотранспортных средств», таким образом, Заказчик должен был провести рассматриваемый запрос предложений в электронной форме, в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 21.06.2012 N 616 и пункта 34.1.2. Положения о закупках АО «Алмазы Анабара».

В соответствии с подпунктом 14 пункта 1.2.30. Документации запроса предложений заявка должна содержать следующий комплект документов с учетом требований подраздела 3.5, раздела 6, а также иных пунктов настоящей информационной карты (подраздел 1.2), в том числе:

- документ(ы), подтверждающие страну (страны) происхождения товара (товаров) для предоставления приоритета в соответствии с ПП 925: оригинал или нотариально заверенная копия документа, подтверждающего страну происхождения товара (сертификат о происхождении товаров формы СТ-1, сертификат формы «А» или иной документ, предусмотренный законодательством в целях подтверждения страны происхождения товара).

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

- требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с пунктом 27.5 Положения о закупках АО «Алмазы Анабара» Документация о закупке, если иное не предусмотрено законодательством и Положением, в том числе, должна содержать следующие сведения:

6) установленные заказчиком требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные Заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика;

8) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.

В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе установить приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

Постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 N 925 установлен приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами (далее – Постановление Правительства №925).

Подпунктом «а» пункта 5 Постановление Правительства №925 установлено, что условием предоставления приоритета является включение в документацию о закупке следующих сведений, определенных положением о закупке:

- требование об указании (декларировании) участником закупки в заявке на участие в закупке (в соответствующей части заявки на участие в закупке, содержащей предложение о поставке товара) наименования страны происхождения поставляемых товаров.

Таким образом, требование подпункта 14 пункта 1.2.30. Документации запроса предложений установлено в соответствии с вышеизложенными нормами и позволяет Заказчику определить происхождение поставляемых товаров.

Вместе с тем, согласно подпункту «г» пункта 5 Постановление Правительства №925 условие о том, что отсутствие в заявке на участие в закупке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке и такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров. Указанный пункт Постановления Правительства №925 отражен в пункте 7.2.2. Документации запроса предложений:

- Страна происхождения поставляемого товара определяется на основании сведений, содержащихся в заявке (в документе, подтверждающем страну происхождения товара для предоставления приоритета в соответствии с ПП 925, предусмотренном в п. 1.2.29 информационной карты). Отсутствие в заявке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки, но такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров.

Согласно пункту 7 Постановления Правительства №925 действие настоящего постановления не распространяется на закупки, извещения о проведении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены до дня вступления в силу настоящего постановления. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2017 года.

Поскольку извещение № 31704677527 и Документация запроса предложений  размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок о закупке zakupki.gov.ru 18 января 2017 года, на обжалуемый запрос предложений распространяются требования Постановления Правительства №925.

Комиссия Якутского УФАС России рассмотрев жалобу ООО «СпецОдежда-НЧ» приходит к выводу о том, что заказчик АО «Алмазы Анабара» при организации и проведении запроса предложений (закупка является многоэтапной) на поставку запчастей для вспомогательной автотехники (извещение № 31704677527 на портале zakupki.gov.ru) решил провести закупку в не электронной форме в нарушение требований Постановления Правительства РФ от 21.06.2012 N 616 "Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме" и Положения о закупках АО «Алмазы Анабара», и в целом нарушил процедуру проведения торгов, порядок проведения которых установлен Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Таким образом, довод жалобы в части того, что Заказчиком нарушены требования п. 34.1.2 ст. 34 Положения о закупках АО «Алмазы Анабара» и Постановления Правительства РФ №616 от 21.06.2012 является обоснованным.

Согласно пункту 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

В связи с тем, что на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о заказах www.zakupki.gov.ru 30 января 2017 года опубликовано извещение об отказе от проведения закупки №31704677527, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания в связи с тем, что Заказчиком совершены необходимые действия, направленные на устранение нарушения закупочной процедуры до рассмотрения жалобы по существу.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению жалоб о нарушении процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров,

Р Е Ш И Л А:

  1. Признать жалобу ООО «СпецОдежда-НЧ» (423800, г. Набережные Челны, б-р Юных Ленинцев, д. 5, кв. 19) на действия заказчика Акционерное общество «Алмазы Анабара» (677018, РС (Я), г. Якутск, ул. Чернышевского, дом 6) при организации и проведении запроса предложений (закупка является многоэтапной) на поставку запчастей для вспомогательной автотехники (извещение № 31704677527 на портале zakupki.gov.ru) – обоснованной;
  2. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Якутского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном пунктом 1 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

 

 

 

Председатель Комиссии:          

 

<…>

 

 

 

Члены Комиссии:                       

 

<…>

 

 

 

 

 

<…>

                                             

Связанные организации

Связанные организации не указаны