ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБ ОТЛОЖЕНИИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА № 02-40/17А О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Тип документа:
Определения
Дата публикации:
11.08.2017
Управление:
Якутское УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование - контроль органов власти
Номер дела:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ОБ ОТЛОЖЕНИИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА №02-40/17А

О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

«09» августа 2017 г.                                                                                                                                                                                                                                      г. Якутск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства №02-40/17А в составе

Председателя комиссии <***> – врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

<***> – старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

<***> – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)

на основании Приказа от 26.07.2017 №61 о возбуждении дела № 02-40/17А по признакам нарушения Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435003143, адрес 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Курашова 28) , ГУП ФАПК «Туймаада» (ИНН 1435078117, адрес регистрации г.Якутск, ул.Октябрьская, 26 к.4), ООО РПФ «Хангалас Риэлти» (ИНН 1431009747, адрес регистрации 678023, Хангаласский улус, с.Улахан-Ан, ул. Братьев Трофимовых, 1), пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135 – ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Прокуратурой Республики Саха (Якутия) в адрес Якутского УФАС России направлены материалы проверки Счетной палаты Республики Саха (Якутия) 08.06.2017 г.

Прокуратурой республики была проведена проверка по обращению председателя Счетной палаты Республики Саха (Якутия) Маркова Е.Е. о выявленных нарушениях бюджетного законодательства в деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольственной политикой РС(Я), ГУП ФАПК «Туймаада», муниципальных казенных учреждений «Управление сельского хозяйства МР «Мегино-Кангаласский улус», МР «Горный район», МР «Олекминский» район, ГО «город Якутск», по результатам которой выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В частности, установлены следующие нарушения.

  1. Приказом Министерства от 23.05.2016 №347 принят и утвержден Порядок строительства производственных объектов агропромышленного комплекса Республики Саха (Якутия) до 2020 года (далее- Порядок №347), в соответствии с которым ГУП ФАПК «Туймаада» осуществляет функции Заказчика по строительству производственных объектов агропромышленного комплекса.

В соответствии сп.4.2.7 Порядка №347 Заказчик по согласованию с Застройщиком и Министерством привлекает на конкурсной основе подрядные организации для строительства производственных объектов.

В ходе проверки установлено, что 6 получателей субсидии ООО «Конезавод» Бертэ» (Хангаласский улус»), ООО «Илгэ», СХПК им.Т.Лукина (Амгинский улус), СХПК «Бетюнг» (Вилюйск улус», СПК «Орусу» (Верхневилюйский улус», ООО «Кладовая Олекмы» (Олекминский улус) воспользовались услугами ГУП ФАПК «Туймаада» по привлечению подрядной организации для строительства производственных работ.

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" устанавливает общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг для государственных унитарных предприятий при осуществлении ими закупок:

а) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения.

Вопреки требованиям ч.5 ст.1 Федерального закона №223-ФЗ, ГУП ФАПК «Туймаада» заключены договора подряда с ООО РПФ «Хангалас-Риэлти» на строительство коровников без проведения конкурсных процедур на сумму 228 532 400 руб.

            Таким образом, имеющимися материалами проверки установлены несколько последовательных, зависимых друг от друга действий:

            - Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики РС(Я) (Порядком №347) определен конкретный заказчик – ГУП ФАПК «Туймаада».

- ГУП ФАПК «Туймаада» как заказчик не провел конкурсные процедуры, предусмотренные 223-ФЗ, а установил подрядную организацию – ООО РПФ «Хангалас-Риэлти».

            В результате действий Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики РС(Я) и ГУП ФАПК «Туймаада» получатели субсидии были лишены права выбора застройщика.

В вышеуказанных действиях Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия), ГУП ФАПК «Туймаада», ООО РПФ «Хангалас-Риэлти» Якутским УФАС России усматриваются признаки нарушения п.4 ст.16 Закона о защите конкуренции.

Пункт 4 статьи 16 устанавливает запрет на согласованные действия и заключение соглашений между органами власти, хозяйствующими субъектами, органами и организациями, осуществляющими функции органов власти, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Следующие действия в совокупности (с учетом их последовательности и взаимосвязанности) могут указывать на признаки нарушения п.4 ст.16 Закона о защите конкуренции.

  1. Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики РС(Я) по утверждению приказа №347 от 23.05.2016 г. был установлен заказчик по строительству промышленных объектов агропромышленного комплекса – ГУП ФАПК «Туймаада», утвержден порядок строительства производственных объектов агропромышленного комплекса РС(Я) до 2020 года.

Данный порядок предусматривает, что Министерство заключает трехсторонний договор инвестирования по строительству производственных объектов АПК, Заказчик по согласованию с Застройщиком и Министерством привлекает на конкурсной основе подрядные организации для строительства производственных объектов АПК.

Сторонами достигнуто определённое соглашение.

  1. В отсутствие конкурсных процедур ГУП ФАПК «Туймаада» заключило договора инвестирования строительства с Застройщиками. По договорам, Застройщик поручает Заказчику (ГУП ФАПК «Туймаада) исполнение технического руководства работами по строительству объектов. Договорами установлена цена договора, направляемых на строительство объектов, размер вознаграждения Заказчику, а также размер затрат на ПСД.
  2. Письма-пояснения ООО «Кладовая Олекмы» и СХПК «Бетунг», в которых указывается, что ГУП ФАПК «Туймаада» по собственной инициативе выбрал подрядчиком ООО «Хангалас Риэлти».
  3. Договора подряда на строительство объектов ГУП ФАПК «Туймаада» и РПФ «Хангалас-Риэлти».

Взаимная обусловленность этих действий прослеживается, в связи с тем, что Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики РС(Я) издало приказ №347 от 23.05.2016 г., о назначении ГУП ФАПК «Туймаада» заказчиком по строительству промышленных объектов агропромышленного комплекса что и привело к непроведению конкурсных процедур по строительству объектов.

Также, со стороны Министерства полностью отсутствовал контроль за исполнение рассматриваемого приказа и утвержденного им порядка.

В результате совершения согласованных действий Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики РС(Я), ГУП ФАПК «Туймаада», ООО РПФ «Хангалас-Риэлти» произошло или могло произойти ограничение конкуренции, а именно, был ограничен доступ для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке строительства производственных объектов.

Якутским УФАС России были исследованы заключенные договора:

 

 

дата

сумма

примечание

ООО «Кладовая Олекмы»

1

ГУП ФАПК «Туймаада», (Заказчик) ООО «РПФ «Хангалас – Риэлти» (Подрядчик) Договор подряда №14-2К на строительство объекта «Коровник на 240 коров с молочным блоком в с.Юнкюр Олекминского улуса РС(Я)»

25.06.2014 г. до 01.10.2014 и 01.10.2015

62 475 346 без НДС

Всего оплачено  62960 375,00 руб.

 Переплата 485029 (зачесть по Бетун)

2

Договор инвестирования строительства №9-14 ИС. Между ООО и ГУП ФАПК "Туймаада"

12.05.2014 до 01.10.2015

64821210 (размер возн. 1555709)

73993778,89

 3

Договор целевого займа №01-02-581

От 15.10.2015 г. по 25.12.2017 г.

8944000

 

СХПК им. Лукина Т.

4

ГУП ФАПК «Туймаада», (Заказчик) ООО «РПФ «Хангалас – Риэлти» (Подрядчик) Договор подряда №15-4К на строительство объекта «Коровник на 120 коров с молочным блоком в с.Сатагай Амгинского улуса РС(Я)»

24.09.2015 до 01.12.2015

 34934 000 без НДС

34934000

 5

Договор инвестирования строительства №4-15 ИС между СХПК и ГУП ФАПК

24.09.2015 г. до 15.12.2015

 38439367,6 (вознаграждение 805367,60)

38439367,6

 6

Договор целевого займа №01-02-582

От 26.10.2015 до 20.12.2017 г.

18440000

 

СХПК Оросу

7

ГУП ФАПК «Туймаада», (Заказчик) ООО «РПФ «Хангалас – Риэлти» (Подрядчик) Договор подряда №16-2К на строительство объекта «Коровник на 120 коров с молочным блоком в с.Оросу Верхневилюйского улуса РС(Я)»

30.03.2016 до 01.10.2016 г.

25394580

30360810

8

Договор инвестирования строительства №2-16ИС от 23.03.2016 г. между СХПК и ГУП ФАПК Якутия

23.03.2016 до 01.10.2016 г.

39439367,6 (размер вознаграждения 1327323)

39437054

 9

Договор целевого займа №01-02-607

29.08.2016 г. до 30.09.2017 г.

19963460

 

ООО Конезавод Берте

10

ГУП ФАПК «Туймаада», (Заказчик) ООО «РПФ «Хангалас – Риэлти» (Подрядчик) Договор подряда №16-ЗК на строительство объекта «Коровник на 100 коров с молочным блоком в с.Улахан Ан Хангаласского улуса РС(Я)»

30.06.2016 до 15.10.2016

27669120 в т.ч. НДС

27669119

11

Договор инвестирования строительства №3-16 ИС между КЗ и ГУП ФАПК

29.06.2016 г. до 01.11.2016

28289060 (размер вознагр. 619936,60)

28289060

12

Договор целевого займа №01-02-608

От 31.08.2016 г до 30.09.2017 г.

19872090

 

ООО "Илгэ"

13

Договор инвестирования строительства №1-15 ИС между ООО "Илгэ" и ГУП ФАПК "Туймаада"

25.06.2015 до 01.10.2015 г.

38439367,6, дополнительно размер вознаграждения 805367,60

38441000

14

ГУП ФАПК «Туймаада», (Заказчик) ООО «РПФ «Хангалас – Риэлти» (Подрядчик) Договор подряда №15-1К на строительство объекта «Коровник на 120 коров с молочным блоком в с.Абага Амгинского улуса РС(Я)»

25.06.2015 г. до 01.10.2015 г.

34934000

34934005

15

Договор целевого займа №01-02-577 на сумму 14 440 000 руб.

22.09.2015 г. до 20.12.2017 г.

 

 

16

Акт приемки

17.10.2015

38439370

 

СХПК "Бетюнг"

17

Договор инвестирования строительства №1-16 ИС между СХПК "Бетюнг" и ГУП ФАПК "Туймаада"

22.03.2016 г. до 01.10.2016

стоимость объекта - 39 639 367,6, размер вознаграждения -        1 311 074, доп.соглашением оконч.сумма 36439367,60

40069316

18

ГУП ФАПК «Туймаада», (Заказчик) ООО «РПФ «Хангалас – Риэлти» (Подрядчик) Договор подряда №16-1К на строительство объекта «Коровник на 120 коров с молочным блоком в с.Бетюнг Вилюйского улуса РС(Я)»

30.03.2016 до 01.10.2016 г.

25394574

19943315

19

Договор подряда между ГУП ФАПК "Туймаада" и ИП Терешкин Л.В. Строительство коровника на 120 коров (инженерное обеспечение)

30.03.2016 до 01.10.2016 г.

10465176

10465176

20

Договор целевого займа №01-02-609 между ГУП ФАПК "Туймаада" и СХПК

29.08.2016

19872090

 

21

Акт приемки

01.10.2016

39439367

 

22

Положительное заключение сметной стоимости объекта

19.04.2017 г.

 

 

 

Исходя из имеющихся в материалах дела таблиц движения денежных средств на строительство коровников, в сумму договора инвестирования строительства коровников включено вознаграждение Заказчика.

Заказчиком выступает ГУП ФАПК «Туймаада», согласно договора, заказчик обязуется:

 представлять интересы Инвестора в отношениях с другими юридическими лицами, органами власти и управления на этапе строительства объекта;

осуществлять технический контроль за качеством и ходом строительства объекта;

обеспечить сдачу объекта приемочной комиссией по окончании строительства, после окончания строительства объекта и сдачи его в эксплуатацию, а также при условии надлежащего выполнения Застройщиком своих обязательств, передать Застройщику объект по акту приема-передачи;

после сдачи построенного объекта подготовить документы и при условии надлежащего выполнения Застройщиком своих обязательств по договору передать Застройщику комплект необходимых документов для оформления прав собственности.

Таким образом, вознаграждение Заказчика – ГУП ФАПК «Туймаада» выплачивается за вышеуказанные услуги.

Несмотря на то, что все услуги в договорах инвестирования одинаковые, сумма вознаграждения Заказчика отличается и составляет от 2,1% до 3,6% от суммы строительства объекта.

Также, установлено, что сумма субсидии хозяйствующим субъектам (Застройщикам) была рассчитана исходя из стоимости ПСД, которая выше, чем стоимость, определенная договором инвестирования.

Например, по объекту «Коровник на 120 коров с молочным блоком в с.Абага Амгинского улуса РС(Я)» Застройщика ООО «Илгэ» сумма договора инвестирования составила 38 439,37 тыс.руб, в том числе по договору подряда 34 934 тыс.руб. Сумма субсидии была рассчитана как 80% от ПСД – 59 397,84 тыс.руб – 47 518,27 тыс. руб., что превышает сумму договора подряда (фактическую).

Исходя из вышеуказанной таблицы, по некоторым объектам отсутствуют часть платежных документов.

ГУП ФАПК «Туймаада» при рассмотрении дела отметил, что была проведена процедура выбора единственного подрядчика.

 

Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению дела, приходит к выводу о необходимости затребовать дополнительные материалы и информацию (доказательств) в целях всестороннего рассмотрения настоящего дела.

 

Руководствуясь частью 1 статьи 47 Закона о защите конкуренции

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

  1. Отложить рассмотрение дела № 02-40/17А к рассмотрению на 21 августа 2017 г. в 15 часов 00 минут по адресу: г. Якутск, ул. Октябрьская, 22, кабинет 213;
  2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 02-40/17А следующих лиц:

- в качестве заинтересованного лица:

Счетную палату Республики Саха (Якутия);

При наличии каких-либо дополнительных материалов по настоящему делу, просим представить их в срок до 16.08.2017 г.

3. Министерству сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) в срок до 16.08.2017 г. представить возражения, пояснения на настоящее определение, а также следующие документы и информацию:

- копию конкурсной документации отбора получателей субсидии на финансовое обеспечение прямых затрат на создание и модернизацию животноводческих комплексов молочного направления (коровников) с приложением всех протоколов;

- копии заявок участников конкурсной документации отбора получателей субсидии на финансовое обеспечение прямых затрат на создание и модернизацию животноводческих комплексов молочного направления (коровников);

- копии ПСД объектов;

-копии платежных документов, подтверждающих перевод субсидий хозяйствующим субъектам по вышеуказанному отбору);

- документы, подтверждающие расчет и установление предельной стоимости скотоместа в 300 000 руб.

При отсутствии каких-либо затребованных документов требуется указать об этом.

  1.  ГУП ФАПК «Туймаада» в срок до 16.08.2017 г. представить возражения, пояснения на настоящее определение, а также следующие документы и информацию:

- расчет размера вознаграждения по всем рассматриваемым объектам;

- копии договоров целевого займа с графиком уплаты, а также всеми платежными документами;

- информацию об источнике предоставления целевых займов;

- заключение сметной стоимости объектов (кроме СХПК "Бетюнг")

5. ООО «РПФ «Хангалас Риэлти» в срок до 16.08.2017 г. представить возражения, пояснения на настоящее определение, а также следующие документы и информацию:

- копии разрешительных документов на строительство объектов (разрешение на строительство, договор аренды земельных участков и др.)

При отсутствии каких-либо затребованных документов требуется указать об этом.

  1. В случае невозможности обеспечить явку представителей, направить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) соответствующие ходатайства.