Решение №02-57/15А РЕШЕНИЕ по делу о нарушении антимонопольного законодательст... от 1 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 02-57/15А о нарушении антимонопольного законодательства

 

  • Якутск                                                                                                                                                                      резолютивная часть оглашена «17» ноября 2015

                                                                                                                                                                              изготовлено в полном объеме «01» декабря 2015 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в составе:

"***" – заместителя руководителя-начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Саха (Якутия), председателя Комиссии;

"***" – заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии;

"***" – государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии;

"***" – старшего специалиста 1 разряда отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии.

При участии:

От заявителя - Администрация Муниципального образования «Поселок Нижний Бестях» Муниципального района «Мегино-Кангаласский улус» Республики Саха (Якутия) явились, представитель по доверенности "***" (№"***" от "***" г.),

От ответчика:

– Районная Администрация Муниципального района «Мегино-Кангаласский улус» Республики Саха (Якутия) не явились, извещены должным образом, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия (вхд. №  "***" от "***" г.),

- Муниципальное бюджетное учреждение «Агентство по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям Муниципального района Мегино-Кангаласский улус» не явились, извещены должным образом, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия (вхд. № "***" от "***" г.),

Рассмотрев дело №02-57/15А о нарушении антимонопольного законодательства возбужденное в отношении Районной администрации МР «Мегино-Кангаласский улус» Республики Саха (Якутия) и Муниципального бюджетного учреждения «Агентство по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям Муниципального района Мегино-Кангаласский улус» по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

22.05.2015 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба от Администрации Муниципального образования «Поселок Нижний Бестях» Муниципального района «Мегино-Кангаласский улус» Республики Саха (Якутия) (вхд. №2835 от 22.05.2015 г.) в котором заявитель ссылается на нарушение антимонопольного законодательства на признание Распоряжения Вр. И.о. Главы Района от 04.12.2014 г. №1974 «О предоставлении земельных участков в безвозмездное срочное пользование МБУ «Агентство по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям МР «Мегино-Кангаласский улус» незаконным и противоречащим федеральному законодательству в сфере защиты конкуренции.

По мнению заявителя, действия должностных лиц Администрации муниципального образования Мегино-Кангаласский район, а также должностных лиц Муниципального бюджетного учреждения «Агентство по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям» Муниципального района Мегино-Кангаласский улус» являются незаконными.

В обоснование заявитель ссылается на то, что нарушение статьи 2 Положения «О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в собственности муниципального района, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, в муниципальном районе «Мегино-Кангаласский улус», вр. и. о. главы не согласовал передачу земельных участков МБУ «Агентство по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям» с Администрацией МО «Поселок Нижний Бестях»; издание оспариваемого распоряжения напрямую связано с вступлением в силу с 01.03.2015 положений принятого Федерального закона №171-ФЗ от 23.06.2014 «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», в соответствии с которым в Федеральный закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», которым вводится статья 3.3, в соответствии с которой распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления муниципального района и возникают у органа местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки на территории. Такие правила приняты и утверждены Поселковым советом депутатов еще в 2009 г., т.е. на момент вступления в силу положений статьи 3.3. Федерального закона №137-ФЗ земельные участки, переданные МБУ оспариваемым распоряжением должны находиться в распоряжении органа местного самоуправления МО поселения – Администрации МО «Поселок Нижний Бестях»; оспариваемое распоряжение нарушает права и законные интересы муниципального образования поселения, а именно предоставленное органом местного самоуправления поселения федеральным законодательством право на распоряжение земельными участками; указанные в оспариваемом распоряжении земельными участками налагаются на земельные участки, которые уже выделены и предоставлены другим лицам.

Действия Вр. и.о. Главы Районной Администрации МР «Мегино-Кангаласский улус» С. Потаповым в принятии распоряжения №1974 «О предоставлении земельных участков в безвозмездное срочное пользование МБУ «Агентство по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям» МР «Мегино-Канагаласский улус», указывают на признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».

Приказом Якутского УФАС России от 22.06.2015 №75 возбуждено дело №02-57/15А о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в отношении Районной Администрации Муниципального района «Мегино-Кангаласский улус» Республики Саха (Якутия) и Муниципального бюджетного учреждения «Агентство по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям Муниципального района Мегино-Кангаласский улус».

Определением от 01.07.2015 г. дело №02-57/15А приостановлено в связи с рассмотрением дела №А58-928/2015 в суде, имеющего значение для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

30.09.2015 г. по определению о возобновлении дела о нарушении антимонопольного законодательства дело №02-57/15А продолжилось с момента, с которого оно было приостановлено.

Определением от 09.10.2015 г. дела о нарушении антимонопольного законодательства дело №02-57/15А отложено в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

Статья 15 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на принятие федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными органами или организациями, осуществляющими функции указанных выше органов власти и местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственными внебюджетными фондами, ЦБ РФ ограничивающих конкуренцию актов и совершение ограничивающих конкуренцию действий (бездействий).

Согласно ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции - Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В обеспечение надлежащей конкурентной среды, единства экономического пространства законодатель устанавливает требования, направленные на недопущение со стороны указанных органов (организаций) действий (бездействия), которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

Ответчик МБУ «Агентство по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям» не согласен с доводами заявителя и в своем возражении указывает следующее:

Издание Распоряжения Районной Администрации МР «Мегино-Кангаласский улус» от 04.12.2014 г. №1974 о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной собственности, МБУ «Агентство по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям» в безвозмездное срочное пользование сроком на 1 (один) год связано с целью реализации программы социально-экономического развития МР «Мегино-Кангаласский улус», а также с выполнением полномочий органами местного самоуправления по управлению и распоряжению земельными участками в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности муниципального района.

Распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, осуществляется в соответствии с земельным законодательством.

Порядок разграничения государственной собственности на землю регулируется п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до 01.03.2015 г.) в соответствии с которой распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.

Статьей 24 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015 г.), предусмотрена возможность предоставление в безвозмездное срочное пользование земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 Земельного кодекса РФ, юридическим лицам, в частности, муниципальным учреждениям, на срок не более чем один год.

В процедуре разграничения Агентство не выступает в качестве пользователя земельных участков, поскольку на указанные земельные участки в установленном законом порядке зарегистрировано право муниципального района. Согласно земельному законодательству предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в одинаковом порядке.

Районная Администрация МР «Мегино-Кангаласский район» на доводы заявителя по поводу нарушений статьи 15 Закона о защите конкуренции, поясняет следующее:

Распоряжение было издано с соблюдением требований соответствующих Федеральных законов, с соблюдением всех процедур регистрации, вместе с распоряжением также был заключен договор от 04.12.2014 г. №БСП-14-8 (безвозмездного срочного пользования земельными участками), наряду с теми, распоряжение было издано с соблюдением положений абз. 2 п. 10 статьи 3 Федерального закона №137-ФЗ, в котором указывается, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Датой издания распоряжения является 04.12.2014 г., то есть до 01.03.2015 г., когда Администрация района имело право распоряжаться земельными участками государственная собственность на которые не разграничены.

Частью 1 статьи 20 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) в постоянное (бессрочное) пользование земельными участками предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органами государственной власти и органам местного самоуправления.

Согласно ч. 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» определяет, что бюджетным учреждениям признается некоммерческая организация, созданная муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

П. 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2015г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» определено, что хозяйствующий субъект – это коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

МБУ «Агентство по управлению имущественной собственностью и земельным отношениям» не занимается деятельностью, приносящую ей доход, а осуществляет свою деятельность на основании муниципального задания в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, земельные участки представлены Агентству в целях разграничения права собственности муниципального района для дальнейшего предоставления земельных участков муниципальным районом с соблюдением требований земельного законодательства Российской Федерации юридическим, физическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

Ответчик – МБУ «Агентство по управлению имущественной собственностью и земельным отношениям» в соответствии с ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Положением о порядке распоряжения земельными участками, находящихся в собственности муниципального района, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, в муниципальной районе «Мегино-Канагласский улус», утвержденным решением Районного Совета депутатов от 13.09.2012 г. №РРС-43-6 не определен порядок разграничения государственной собственности на землю к собственности муниципального района.

В отношении земельного участка кадастровым номером 14:15:130007:1261, вид разрешенного использования: под строительство памятника, с площадью 5657 кв.м., расположенного по адресу: РС (Я), Мегино-Кангаласский улус, п. Нижний Бестях, аукцион не проведен. В настоящее время данный земельных участков на основании распоряжения от 04.12.2014 г. №1974 «О предоставлении земельных участков в безвозмездное срочное пользование МБУ «Агентство по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям» и договора безвозмездного срочного пользования земельным участком от 04.12.2014 г. №БСП-14-8, является муниципальной собственностью, принадлежит на праве собственности МР «Мегино-Кангаласский улус», что подтверждается выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 19.10.2015 г. №14/043/006/2015-118. Какие-либо права в отношении земельного участка третьим лицам не переданы.

Относительно планов и мероприятий по определению пользователей следующих земельных участков кадастровым номерами: 14:15:130002:89, вид разрешенного использования: под оборудования причалов; 14:15:130005:1317, вид разрешенного использования: земли общего пользования; 14:15:130006:698, вид разрешенного использования: под административное здание; 14:15:130008:953, вид разрешенного использования: земли общего пользования; 14:15:130010:249, вид разрешенного использования: под промышленные и производственные объекты будут предоставляться участникам земельных отношений (гражданам, юридических лицам, Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальным образованиям) в соответствии с действующим законодательством.

П.5.2 части 5 Устава МБУ «Агентства по управлению муниципалной собственностью и земельным отношениям МР «Мегино-Кангаласский улус» установлено, что Учреждение вправе владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним муниципальным имуществом определен действующим законодательством РФ.

МБУ «Агентство по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям» МР «Мегино-Кангаласский улус» - Разграничение государственной собственности на землю осуществляется в соответствии с земельным законодательством. Считаем, что Районная администрация муниципального района «Мегино-Кангаласский улус» Республики Саха (Якутия) действовали в пределах прав, предоставленных ей законом.

Порядок разграничения государственной собственности на землю регулируется п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции, действующей до 01.03.2015 г.), согласно которому распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничены, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В соответствии с п. 3 ст. 3.1 Федерального закона №137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся, в том числе земельные участки, предоставленные органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанным органами местного самоуправления.

Статьей 24 Земельного кодекса РФ (в редакции, действующей до 01.03.2015 г.) предусмотрена возможность предоставления в безвозмездное срочное пользование земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, юридическим лицам, в частности, муниципальным учреждениям, на срок не более чем один год.

В соответствии с п.1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерации, субъектом Российской Федерации полномочий соответственно органом государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социального защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Согласно Уставу МБУ «Агентство по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям» МР «Мегино-Кангаласский улус» является некоммерческой организацией, созданной Муниципальным районом «Мегино-Кангаласский улус» для исполнения полномочий муниципального района в вопросах владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района и иных полномочий муниципального района в области земельно-имущественных отношений.

В статье 19 Земельного кодекса РФ указано, что в муниципальной собственности находятся земельные участки, право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.

В результате разграничения государственной собственности на землю возникло право собственности МР «Мегино-Кангаласский улус» на земельные участки, подтвержденное свидетельствами о государственной регистрации прав. В связи с тем, МБУ «АУМС» не является пользователем земельных участков.

Следует учесть, что по земельному законодательству предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется в едином порядке.

  • образом, оспариваемое распоряжение соответствует положениям земельного законодательства, и из обстоятельств дела, не усматривается, чтобы оспариваемым распоряжением кому-либо избирательно предоставлялись бы льготы, а деятельность МБУ «АУМС» не может быть расценена как деятельность хозяйствующего субъекта, которому предоставлены преференции.

Ответчик – Районная Администрация МР «Мегино-Кангалаский улус» - на основании выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 19.10.2015 г. №14/043/006/2015-118 земельный участок с видом разрешенного использования «Строительство памятника, посвященного ушедшим на фронт с заречных районов Якутии к 70-летию Победы ВОВ» с кадастровым номером 14:15:130007:1261 принадлежит муниципальному району «Мегино-Кангаласский улус».

По итогам сверки с 2014 г. по настоящее время, в реестре муниципальных контрактов администрации муниципального района «Мегино-Кангаласский улус» не существует контракта, связанный с выполнением работ по строительству памятника, посвященного ушедшим на фронт с заречных районов Якутии к 70-летию Победы ВОВ.

На основании положений Земельного кодекса РФ и ФЗ-137 «О введении в действие Земельного кодека Российской Федерации» с момента передачи земельных участков распоряжением Вр. и.о. главы районной администрации МР «Мегино-Кангаласский улус» к МБУ «Агентство по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям», право владения, пользования и распоряжения земельными участками, на основании пункта 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществляется муниципальным районом «Мегино-Кангаласский улус».

С основаниями и доводами жалобы администрации муниципального образования «Поселок Нижний Бестях» о том, что со стороны администрации муниципального района «Мегино-Кагаласский улус» допущены нарушения антимонопольного законодательства при издании распоряжения Вр. и.о. главы района от 04.12.2014 г. №1974 «О предоставлении земельных участков в безвозмездное срочное пользование МБУ «Агентство по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям МР «Мегино-Кангаласский улус» администрация района не согласна по следующим основаниям:

Администрация района считает, что дело возбуждено в соответствии с п.7 ч. 1 статьи 15 ФЗ-135, предоставление муниципальной преференции в нарушение требований установленных главой 5 ФЗ-135.

Частью 4 статьи 19 главы 5 ФЗ-135 установлено, что не является государственной и муниципальной преференцией, ряд пунктов, в том числе пункт 4 предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав на основании федерального закона или на основании вступившего в законную силу решения суда.

Распоряжение было издано с соблюдением требований соответствующих Федеральных законов, с соблюдением всех процедур регистрации, вместе с распоряжением также был заключен договор от 04.12.2014 г. № БСП-14-8 (безвозмездного срочного пользования земельными участками), наряду с теми, распоряжение было издано с соблюдением положений азб. 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 г.) в котором указывается, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Датой издания распоряжения является 04 декабря 2014 г., т.е. до 1 марта 2015 г., когда Администрация района имело право распоряжаться земельными участками государственная собственность на которые не разграничена.

Частью 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:

- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;

- земельные участки, предоставленные органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенными предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям , созданным указанным органами местного самоуправления.

МБУ «Агентство по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям» является некоммерческой организацией, созданной муниципальной районом «Мегино-Кангаласский улус».

Также часть 1 статьи 19 ЗК РФ определяет, что в муниципальной собственности находятся ряд предусмотренных частью 1 статьи 19 ЗК РФ земельных участков, в том числе право муниципальной собственности, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.

На основании вышеизложенного, земельные участки были предоставлены МБУ «Агентство по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям МР «Мегино-Кангаласский улус» в целях разграничения права собственности муниципального района, поскольку после издания вышеназванного распоряжения, в установленном законом порядке была осуществлена государственная регистрация права собственности муниципального района «Мегино-Кангаласский улус» на земельные участки, указанные в распоряжении, для дальнейшего предоставления земельных участков муниципальным районом с соблюдением требований земельного законодательства Российской Федерации, на основании торгов юридическим, физическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

  • связи с этим считаем, что издание запрещающих, ограничивающих конкуренцию актов или незаконных действия (бездействий) нарушающие антимонопольное законодательство со стороны районной администрации МР «Мегино-Кангаласский» улус и МБУ «Агентство по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям» не были допущены.

Комиссия Якутского УФАС по РС (Я) по рассмотрению дела, изучив материалы дела и доказательства, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, приходит к следующим выводам:

Распоряжением Главы МР «Мегино-Кангаласский улус» от 04.12.2014 г. №1974 11 (одиннадцать) земельных участков находящихся на территории МО «Нижний Бестях» государственная собственность на которые не разграничена (с кадастровыми номерами №№ 14:15:130002:89; 14:15:130004:540; 14:15:130005:1317; 14:15:130006:698; 14:15:130006:699; 14:15:130007:1261; 14:15:130007:1263; 14:15:130008:953; 14:15:130009:116; 14:15:130010:249; 14:15:130010:250) были представлены в безвозмездное срочное пользование на 1 (один) год муниципальному бюджетному учреждению «Агентство по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям» МР «Мегино-Кангаласский улус».

Распоряжение принято в соответствии со статьями 19, 24, 39 Земельного кодекса РФ, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Положением «О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в собственности муниципального района, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, в муниципальном районе «Мегино-Кангаласский улус», утвержденным решением Районного Совета депутатов МР «Мегино-Кангаласский улус» от 13.09.2012 № РРС-43-6 в целях реализации программы социально-экономического развития МР «Мегино-Кангаласский улус», а также выполнение полномочий органами местного самоуправления по управлению и распоряжению земельными участками в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности муниципального района.

После издания Распоряжения №1974 Администрацией района предоставлены в безвозмездное срочное пользование на 1 (один) год земельные участки, находящиеся в государственной собственности, МБУ «Агентство по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям» МР «Мегино-Кангаласский улус» и была осуществлена государственная регистрация муниципальной собственности:

- на земельные участки с кадастровыми номерами 14:15:130002:89; категория: земли населенных пунктов; местоположение: Мегино-Кангаласский улус, п. Нижний Бестях; площадь: 301 076 кв.м.: вид разрешенного пользования (назначения): под оборудование причалов;

- на земельные участки с кадастровыми номерами 14:15:130004:540; категория: земли населенных пунктов; местоположение: Мегино-Кангаласский улус, п. Нижний Бестях; площадь: 108 411 кв.м.; вид разрешенного пользования (назначения): под индивидуальную жилищную застройку;

- на земельные участки с кадастровыми номерами 14:15:130005:1317; категория: земли населенных пунктов; местоположение: Мегино-Кангаласский улус, п. Нижний Бестях; площадь: 89 866 кв.м.: вид разрешенного пользования (назначения): земли общего пользования;

- на земельные участки с кадастровыми номерами 14:15:130006:698; категория: земли населенных пунктов; местоположение: Мегино-Кангаласский улус, п. Нижний Бестях; площадь: 39 419 кв.м.: вид разрешенного пользования (назначения): под административное здание;

- на земельные участки с кадастровыми номерами 14:15:130006:699; категория: земли населенных пунктов; местоположение: Мегино-Кангаласский улус, п. Нижний Бестях; площадь: 377 661 кв.м.: вид разрешенного пользования (назначения): под жилую застройку;

- на земельные участки с кадастровыми номерами 14:15:130007:1261; категория: земли населенных пунктов; местоположение: Мегино-Кангаласский улус, п. Нижний Бестях; площадь: 5 657 кв.м.: вид разрешенного пользования (назначения): под строительство памятника, посвященного ушедшим на фронт с заречных районов Якутии к 70-летию Победы ВОВ;

- на земельные участки с кадастровыми номерами 14:15:130007:1263; категория: земли населенных пунктов; местоположение: Мегино-Кангаласский улус, п. Нижний Бестях; площадь: 263 434 кв.м.: вид разрешенного пользования (назначения): под индивидуальная жилищную застройку;

- на земельные участки с кадастровыми номерами 14:15:130008:953; категория: земли населенных пунктов; местоположение: Мегино-Кангаласский улус, п. Нижний Бестях; площадь: 16 716 кв.м.: вид разрешенного пользования (назначения): земли общего пользования;

- на земельные участки с кадастровыми номерами 14:15:130009:116; категория: земли населенных пунктов; местоположение: Мегино-Кангаласский улус, п. Нижний Бестях; площадь: 1 057 514 кв.м.: вид разрешенного пользования (назначения): под индивидуальную жилищную застройку;

- на земельные участки с кадастровыми номерами 14:15:130010:249; категория: земли населенных пунктов; местоположение: Мегино-Кангаласский улус, п. Нижний Бестях; площадь: 67 979 кв.м.: вид разрешенного пользования (назначения): под промышленные и производственные объекты;

- на земельные участки с кадастровыми номерами 14:15:130010:250; категория: земли населенных пунктов; местоположение: Мегино-Кангаласский улус, п. Нижний Бестях; площадь: 1 351 427 кв.м.: вид разрешенного пользования (назначения): под индивидуальную жилищную застройку.

 

Порядок разграничения государственной собственности на землю регулируются п. 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до 01.03.2015), в соответствии с которым распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В соответствии с п.3 статьи 3.1 Федерального закона №137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся, в том числе земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 4 Закона о защите конкуренции - хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

МБУ «Агентство по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям» (далее – Учреждение) - есть юридическое лицо, имеющее обособленное имущество, самостоятельный баланс, лицевой счет, печать со своим наименованием, бланки, фирменное наименование, товарный знак (знак обслуживания).

Целью создания учреждения является исполнение полномочий муниципального района в вопросах владения, пользования, распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района и иных полномочий муниципального района в области земельно-имущественных отношений.

При этом, Учреждение вправе оказывать платные услуги по ценам и тарифам, установленным администрацией муниципального района, Средства, полученные учреждением от оказания платных услуг, а также безвозмездные перечисления учитываются на лицевом счете, открытом в финансовом управлении Министерства финансов РС (Я) по Мегино-Кангаласскому улусу, что подтверждается материалами дела (бухгалтерский баланс Учреждения за 2014-2015 гг.).

Устав Учреждения определяет виды деятельности, которые Учреждение может осуществлять, в том числе:

- п. 2.2.1 раздела 2 - осуществление учета муниципального имущества;

- п. 2.2.7 раздела 2 - транспортные услуги;

- п. 2.2.7 раздела 2 - услуги по содержанию имущества;

- п. 2.2.10 раздела 2 - осуществление контроля за использованием по назначению и сохранностью объектов муниципальной собственности;

- п. 2.2.11 раздела 2 - строительство гидротехнических сооружений;

- п. 2.2.12 раздела 2 - строительство жилых и нежилых зданий, административных зданий;

- п. 2.2.13 раздела 2 - строительство зданий объектов промышленности и производства, за исключением как нефтеперерабатывающие, химические заводы;

- п. 2.2.14 раздела 2 - строительства объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);

- п. 2.2.15 раздела 2 строительства автомобильных дорог, инженерных сооружений по водоснабжения, водоотведению и газоснабжению, линий местных линий электропередачи и связи;

- п. 2.3 раздела 2 - осуществление полномочий муниципального района в распоряжении земельными участками, находящимися в государственной собственности до разграничения права собственности и земель, находящимся в собственности;

- п. 2.4 раздела 2 - осуществление функции специализированной организации при продаже земельного участка и права аренды на земельные участки на территории муниципального района «Мегино-Кангаласский улус».

На момент вынесения Распоряжения Вр.и.о. главы района от 04.12.2014 г. №1974 «О предоставлении земельных участков в безвозмездное срочное пользование МБУ «Агентство по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям МР «Мегино-Кангаласский улус», Учреждение соответствовало статусу хозяйствующего субъекта, предусмотренного ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Федеральный Закон «О защите конкуренции» определяет возможность предоставления преимущественных условий хозяйствующему субъекту в качестве муниципальной преференции.

Согласно п. 20 ст. 4 Закона о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции – это предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

Главой 5 Закона о защите конкуренции предусмотрен порядок предоставления государственных и муниципальных преференций.

Согласно части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции - государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации исключительно в целях:

1) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

2) развития образования и науки;

3) проведения научных исследований;

4) защиты окружающей среды;

5) сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

6) развития культуры, искусства и сохранения культурных ценностей;

7) развития физической культуры и спорта;

8) обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства;

9) производства сельскохозяйственной продукции;

10) социального обеспечения населения;

11) охраны труда;

12) охраны здоровья граждан;

13) поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

13.1) поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

14) определяемых другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

П. 7 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции устанавливает, что Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 Закона о защите конкуренции.

В соответствии со статьей 20 Закона о защите конкуренции - Федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, подают в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции по форме, определенной федеральным антимонопольным органом.

Комиссия Якутского УФАС России считает, что предоставление в пользование земельных участков согласно Распоряжению от 04.12.2014 г. №1974 является муниципальной преференцией хозяйствующему субъекту – МБУ «Агентству по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям МР «Мегино-Кангаласский улус», а именно выделение определенных льгот хозяйствующему субъекту ввиду следующих признаков:

- МБУ «Агентство по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям МР «Мегино-Кангаласский улус» соответствует статусу хозяйствующего субъекта;

- указанные выше земельные участки, имеющие целевую направленность возможности пользования, предоставлены без проведения конкурсов либо аукционов;

- действия по предоставлению права пользования на землю в безвозмездное срочное пользование сроком на 1 (один) год МБУ «АУМС», предоставлено хозяйствующему субъекту в преимущественном порядке;

- в Распоряжении прописана возможность права пользования указанными земельными участками на строительство административных зданий, жилых помещений, на строительство памятника, посвященного ушедшим на фронт с заречных районов Якутии к 70-летию Победы ВОВ, под оборудование причалов, под индивидуальную жилищную застройку, под промышленные и производственные объекты.

Таким образом, осуществление действия Районной Администрации Мегино-Кангаласского улуса при принятии Распоряжения на предоставление на право пользования земельными участками, с целевым назначением на строительство административных зданий, жилых помещений, на строительство памятника, посвященного ушедшим на фронт с заречных районов Якутии к 70-летию Победы ВОВ, под оборудование причалов, под индивидуальную жилищную застройку, под промышленные и производственные объекты МБУ «Агентству по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям МР «Мегино-Кангаласский улус» по правовой сути есть предоставление муниципальной преференции, что обеспечивает выгодные условия деятельности на товарном рынке.

Установлено, что заявление Районной администрации Мегино-Кангаласского улуса при вынесении данного Распоряжения на предоставление земельных участков в безвозмездное срочное пользование сроком на 1 (один) год МБУ «Агентству по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям» о даче согласия на предоставление муниципальной преференции МБУ «Агентство по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям муниципального района Мегино-Кангаласский улус» не поступало в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), что указывает на нарушение порядка предоставления муниципальной преференции, предусмотренного ст. 20 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, Районной Администрацией Мегино-Кангаласского улуса нарушена процедура предоставления муниципальной преференции, что запрещено п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела №02-57/15А, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 23, частями 1 - 3 статьи 41, пункту 5 части статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать Районную Администрацию Муниципального района «Мегино-Кангаласский улус» Республики Саха (Якутия) и Муниципальное бюджетное учреждение «Агентство по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям» Муниципального района Мегино-Кангаласский улус» Республики Саха (Якутия) нарушившим пункт 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2015 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

  1. Выдать Администрации Муниципального района «Мегино-Кангаласский улус» Республики Саха (Якутия) и Муниципальному бюджетному учреждению «Агентство по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям» Муниципального района Мегино-Кангаласский улус» Республики Саха (Якутия) предписание о прекращении нарушений нарушений антимонопольного законодательства.

 

 

 

 

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

Председатель Комиссии: ________________ "***"

 

 

Члены Комиссии: ________________ "***"

 

 

________________ "***"

 

 

________________ "***"

Связанные организации

Связанные организации не указаны