Решение б/н РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы № 02-99/18.1-18 от 24 октября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы № 02-99/18.1-18

 

г. Якутск                                           резолютивная часть оглашена «19» октября 2018 г.

                                                                                                                 изготовлено в полном объеме «24» октября 2018 г.                         

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в составе:

<.....> – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Саха (Якутия), председатель Комиссии;

<.....> – главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;

<.....> – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии,

От ответчика АО «Якутский хлебокомбинат» представитель по доверенности №37-д от 18.10.18г. <.....> и представитель по доверенности №38-д от 18.10.2018г. <.....>

От заявителя ООО «Астон» представитель по доверенности б/н от 19.10.2018г. <.....>

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Астон» (далее - Заявитель, ООО «Астон») на действия Акционерное Общества «Якутский хлебокомбинат» (далее – Заказчик, АО «ЯХК») при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на отбор поставщика на оказание услуг по приему, обработке и доставке заказов на 4 квартал 2018 года (извещение № №31806908716 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов: https://zakupki.gov.ru),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба б/н от 11.10.2018г. (зарегистрированная за вх. № 8839 от 12.10.2018г.) ООО «Астон» на действия АО «ЯХК» при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на отбор поставщика на оказание услуг по приему, обработке и доставке заказов на 4 квартал 2018 года (извещение №31806908716 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов: https://zakupki.gov.ru).

Заявитель в своей жалобе указывает следующее:

«Согласно Извещению о проведении открытого конкурса №175-2018 указано, что: «Для участия в конкурсе приглашаются: любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, отвечающие критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства и следующим квалификационным требованиям:

1) Наличие для выполнения договора необходимых видов ресурсов, квалификации, соответствующих лицензий.

Приложение №3 к конкурсной документации установлена форма представления «Сведения о квалификации участника», которую заполнила и представила ООО «Астон».

Однако, согласно п. 8 Протокола рассмотрения заявок открытого конкурса в электронной форме от 02.10.2018 №175-2018 Конкурсная комиссия рассмотрела документы в составе заявки на участника №1 (ООО «Астон») и оформила в виде таблицы, указав в п.  11 данной таблицы на то, что документы о подтверждении квалификации должны были быть представлены в виде:

- копий приложенных договоров с приложением к ним положительных отзывов;

- оригиналов или надлежаще заверенных копий техпаспортов на специально предназначенное или специально оборудованные для перевозки пищевых продуктов транспортных средств.

При этом, представленные ООО «Астон» Приложение №3 к конкурсной документации «Сведения о квалификации участника», являющегося обязательным к представлению, не рассмотрено и соответственно не оценено.

П. 1.23 конкурсной документации «Методика оценки сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе» в описании подкритерия «Квалификация участника. Значимость критерия – 40%» в нарушении п. 2 ч. 1 ст. 3 закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.01.2011 №223-ФЗ, Положения о закупках товаров, работ, услуг Открытого Акционерного Общества «Якутский хлебокомбинат», заказчиком установлено ограничение, дискриминирующее и ограничивающее конкуренцию, в виде установления заказчиком требования, как по коду ОКВЭД, так и по периоду. Так, указано, что критерий «Квалификация участника»:

«Оценивается по количеству  исполненных договоров (контрактов), сопоставимого характера и объема (для расчета принимаются копии договоров на оказание услуг по перевозке продовольственных товаров предприятиям, имеющим основной вид деятельности по коду ОКВЭД, включенный в группировку по коду 10.71 «Производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения» и/или копии договоров на оказание услуг по приему, обработке заказов на доставку продукции и продовольственных товаров недлительного хранения предприятиям, имеющим основной вид деятельности по коду ОКВЭД, включенный в группировку по коду 10.1. за 3 года, т.е за 2015, 2016, 2017 годы со стоимостью, не менее 20% от начально-максимальной цены настоящего конкурса). Подтверждается копиями договоров с приложенными к ним положительными отзывами по исполнению договора (должны быть прописаны реквизиты договора – дата заключения, номер <...> предмет договора) от заказчиков на фирменных бланках»

Таким образом, допущено ограничение представления исполненных договор, путем указания конкретного вида ОКВЭД по договорам, и ограничению периода их исполнения (что привело также к неизменяемости данного показателя».

На основании вышеизложенного, заявитель просит признать действия Заказчика при составлении документации о проведении открытого конкурса №31806908716 нарушающим действующее антимонопольное законодательства, а также просим обязать Заказчика устранить нарушения, ограничивающие количество участников данного конкурса.

Уведомлением о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу рассмотрение жалобы назначено на «19» октября 2018 г. в 15 час. 00 мин.

АО «Якутский Хлебокомбинат» представил письменное возражение (вх.№.9093э от 19.10.2018 г.) в котором просит признать жалобу необоснованной и пояснил, что на момент рассмотрения жалобы по существу контракт с победителем открытого конкурса заключен.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалобы о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров, выслушав доводы привлеченных лиц, изучив представленные документы, приходит к следующим выводам.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции указано, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Жалоба ООО «Астон» подана в соответствии с порядком и сроками, установленными ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, жалоба подлежит рассмотрению.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупке товаров, работ, услуг АО «ЯХК» (далее - Положение о закупке, Положение), размещено 22 мая 2018г. на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт).

11.09.2018 на официальном сайте было размещено извещение о закупке № 31806908716. Организатором закупки является Акционерное Общество «Якутский хлебокомбинат».

Дата и время начала подачи заявок: 11.09.2018;

Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) 02.10.2018 в 08:00 (МСК+6)

Дата и время рассмотрения заявок (по местному времени заказчика) 02.10.2018 в 08:20 (МСК+6)

Место рассмотрения заявок            677004, Российская Федерация, Респ. Саха /Якутия/, г. Якутск, ул. Очиченко, 17, ОКАТО: 98401000000

Проведение закупки в электронной форме

Дата и время подведения итогов (по местному времени заказчика) 02.10.2018 в 16:00 (МСК+6)

Предмет договора: Отбор поставщика на оказание услуг по приему, обработке и доставке заказов на 4 квартал 2018 года.

Начальная максимальная цена контракта: 14 093 978 ,32 (Четырнадцать миллионов девяносто три тысячи девятьсот семьдесят восемь) рублей 32 копейки.

В документации о проведении открытого конкурса в разделе III «Информационная карта конкурса» в п. 20 указаны следующие критерии оценки заявок на участие в конкурсе:

1. Цена договора. Значимость данного критерия, т.е. весовой коэффициент оценок по данному критерию, составляет 60 %;

2. Квалификация. Значимость данного критерия, т.е. весовой коэффициент оценок по данному критерию, составляет 40 %.

2.1. Подкритерий «Опыт работы».

2.2. Подкритерий «Наличие в собственности специально предназначенных или специально оборудованных транспортных средств для перевозки пищевой продукции (хлеба и хлебобулочных изделий, кондитерских изделий, в том числе тортов, макаронных изделий)».

В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В п. 8.1.1. Положения о закупках сказано, что конкурс – это торги, победителем которых признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании Положения о закупке (Приложение 1 к настоящему Положению).

В пункте 5 Приложения №1 Положения о закупках указано, что для оценки заявок могут использоваться следующие критерии с соответствующими предельными значениями, в том числе,

Номер
критерия

Критерии оценки
заявок

Для проведения оценки в документации необходимо установить:

Значимость критериев в процентах.

Точная значимость критерия должна быть установлена заказчиком в документации

2.

Квалификация участника (опыт, образование квалификация персонала, деловая репутация)

  1. Конкретный предмет оценки по критерию (например, оценивается опыт по стоимости выполненных ранее аналогичных работ)
  2. Формы для заполнения участником по соответствующему предмету оценки (например, таблица, отражающая опыт участника)
  3. Требования о предоставлении документов и сведений по соответствующему предмету оценки (например, копии ранее заключенных договоров и актов сдачи-приемки)

 

Не более 70%

3.

Качество и количество товара

Не более 70%

4.

Наличие производственных мощностей

Не более 70%

Таким образом, в Положении о закупках предусмотрено возможность включения в состав критериев для оценки заявок на участие в конкурсе квалификацию участника, подтверждаемую копиями договоров, аналогичных предмету закупки.

Пункт 1.23 Конкурсной документации содержит Методику оценки заявок на участие в открытом конкурсе, в том числе по подкритерию опыт работы:

№ п/п

Наименование подкритерия

Значимость подкритерия, %

Коэффициент значимости подкритерия, Кзп

 

1

Опыт работы. Оценивается по количеству  исполненных договоров (контрактов), сопоставимого характера и объема (для расчета принимаются копии договоров на оказание услуг по перевозке продовольственных товаров предприятиям, имеющим основной вид деятельности по коду ОКВЭД, включенный в группировку по коду 10.71 «Производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения» и/или копии договоров на оказание услуг по приему, обработке заказов на доставку продукции и продовольственных товаров недлительного хранения предприятиям, имеющим основной вид деятельности по коду ОКВЭД, включенный в группировку по коду 10.1. за 3 года, т.е за 2015, 2016, 2017 годы со стоимостью, не менее 20% от начально-максимальной цены настоящего конкурса). Подтверждается копиями договоров с приложенными к ним положительными отзывами по исполнению договора (должны быть прописаны реквизиты договора – дата заключения, номер <...> предмет договора) от заказчиков на фирменных бланках;

  • Высокий балл - 35 баллов - выставляется в случае если участник закупки имеет положительный опыт осуществления поставок сопоставимого характера и объемов  в количестве не менее 7 договоров.
  • Средний балл - 25 баллов -выставляется в случае если участник закупки имеет положительный опыт осуществления поставок сопоставимого характера и объемов  в количестве не менее в количестве не менее 5 договоров.
  • Низкий балл - 15 баллов -          выставляется в случае если участник закупки имеет положительный опыт осуществления поставок сопоставимого характера и объемов  в количестве не менее 3 договоров.
  • Если участник закупки имеет опыт осуществления поставок сопоставимого характера и объемов в количестве от 1 до 2 договоров, выставляется 5 баллов.
  • При отсутствии опыта балл не выставляется.

40

0,5

2

Наличие в собственности специально предназначенных или специально оборудованных транспортных средств для перевозки пищевой продукции (хлеба и хлебобулочных изделий, кондитерских изделий, в том числе тортов, макаронных изделий).  Оценивается количество представленных  оригиналов или надлежащим образом заверенных копий технических паспортов на специально предназначенных или специально оборудованных для перевозки пищевых продуктов транспортных средств с приложенными к ним копиями талонов о прохождении государственного технического осмотра с действующим сроком на момент подачи заявки на участие в конкурсе.

  • Высокий балл - 35 баллов - выставляется в случае если участник закупки предоставил документы на 8 и более транспортных средств.
  • Средний балл - 25 баллов - выставляется в случае если участник закупки предоставил документы на контейнеры - в количестве с 5 до 7  транспортных средств.
  • Низкий балл - 15 баллов -          выставляется в случае если участник закупки предоставил документы на с 3 до 5 транспортных средств.
  • При отсутствии документов и при предоставлении документов на с 1 до 2 транспортных средств балл не выставляется.
  • Высокий балл - 35 баллов - выставляется в случае если участник закупки имеет положительный опыт осуществления поставок сопоставимого характера и объемов  в количестве не менее 7 договоров.
  • Средний балл - 25 баллов -выставляется в случае если участник закупки имеет положительный опыт осуществления поставок сопоставимого характера и объемов  в количестве не менее в количестве не менее 5 договоров.
  • Низкий балл - 15 баллов -          выставляется в случае если участник закупки имеет положительный опыт осуществления поставок сопоставимого характера и объемов  в количестве не менее 3 договоров.
  • Если участник закупки имеет опыт осуществления поставок сопоставимого характера и объемов в количестве от 1 до 2 договоров, выставляется 5 баллов.

При отсутствии опыта балл не выставляется.

60

0,5

ИТОГО:

100

1,0

Представители АО «ЯХК» пояснили, что предметом закупки является отбор поставщика на оказание услуг по приему, обработке и доставке заказов на 4 квартал 2018 года. Заказами, согласно технического задания (Приложение 5, 6 к конкурсной документации) является хлеб и хлебобулочная, кондитерская продукция, производимая АО «Якутский хлебокомбинат». Поэтому, согласно сведений из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности АО «ЯХК»  определен код по ОКВЭД 10.71 «производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения».

Вместе с тем, так как объем предприятий, имеющих основной вид деятельности по коду ОКВЭД, включенный в группировку по коду 10.71 «производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения» на рынке РС (Я) незначителен, в целях расширения кругов претендентов в качестве сопоставимого характера дополнительно был определен опыт работ на доставку продукции и продовольственных товаров недлительного хранения предприятиями, имеющими основной вид деятельности по коду ОКВЭД, включенный в группировку по коду 10.1 Переработка и консервирование мяса и мясной пищевой продукции, так как условия перевозки и обработки продукции имеет аналогичные требования по СанПиН и другими нормами и соответствует техническому заданию. 

Поэтому также для оценки заявки в качестве подтверждения квалификации участника по критерию «Опыт работ» принимались копии договоров на оказание услуг по приему и обработке заказов  на доставку продукции и продовольственных товаров недлительного хранения предприятиям, имеющим основной вид деятельности по коду ОКВЭД, включенный в группировку по коду 10.1 за 3 года, т.е. за 2015, 2016, 2017 годы со стоимостью, не менее 20% от начально-максимальной цены контракта.

Вместе с тем, непредставление сведений, подтверждающих наличие опыта выполнения работ за 2015, 2016, 2017гг. не является основанием для отклонения заявки участника.

Якутским УФАС России установлено, что нормы Федерального закона от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не содержит запрета на возможность указывать в документации вышеуказанные критерии оценок.

В документации устанавливаются такие показатели, требования, которые могут позволить своевременно и полно удовлетворить потребности Заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями качества и надежности, что соответствует части 1 статьи 1 Федерального Закона о закупках № 223-ФЗ.

В соответствии с Протоколом рассмотрения заявок открытого конкурса в электронной форме от 02.10.2018 № 31806908716-01 было подано 2 заявки от ООО «Астон» и ООО «БОГАТИД».

Согласно Протокола от 02.10.2018 № 31806908716-02 оба участника открытого конкурса в электронной форме допущены к участию.

В соответствии с Протоколом от 02.10.2018 №31806908716-03 оценки и сопоставления заявок допущенных на участие в открытом конкурсе победителем признан ООО «БОГАТИД», как участник получивший наибольший балл по критерию «Цена».

Оба участника открытого конкурса не представили Заказчику документы подтверждающие наличие Опыта выполнения работ» и им было присуждено 0 баллов.

Согласно устным пояснениям, Заявитель к Заказчику с запросом разъяснения конкурсной документации не обращался.

На основании вышеизложенного, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о необоснованности жалобы ООО «Астон».

Согласно пункту 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению жалоб о нарушении процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров,

РЕШИЛА:

Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Астон» (ИНН 1435326970 ОГРН 1171447015431) на действия Акционерного Общества «Якутский хлебокомбинат» (ИНН 1435071552 ОГРН 1051402161656) при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на отбор поставщика на оказание услуг по приему, обработке и доставке заказов на 4 квартал 2018 года (извещение № №31806908716 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов: https://zakupki.gov.ru), необоснованной.

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны