Решение 03-73/18.1-18 по результатам рассмотрения жалобы

Тип документа:
Решения по жалобам
Дата публикации:
27.06.2018
Управление:
Якутское УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование - контроль проведения торгов
Номер документа:
№ 03-73/18.1-18
Номер дела:

 

РЕШЕНИЕ № 03-73/18.1-18

по результатам рассмотрения жалобы

 

  • Якутск 26 июня 2018

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее по тексту – Комиссия),

при участии от заявителя Якутского филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Ведомственная охрана» Министерства энергетики Российской Федерации (далее – Якутский филиал ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России, предприятие, заявитель) директора Якутского филиала предприятия,

при участии от заказчика, организатора торгов, закупочной комиссии акционерного общества «Вилюйская ГЭС-3» (далее – АО «Вилюйская ГЭС-3», общество, заказчик) представителя по доверенности,

рассмотрев жалобу Якутского филиала ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России на действия (бездействие) АО «Вилюйская ГЭС-3» при проведении запроса котировок «Оказание услуг по охране объектов и обслуживанию технических средств охранной, пожарной и тревожной сигнализации АО «Вилюйская ГЭС-3» и его филиалов» (извещение № 31806446519) о нарушении требований законодательства о закупках,

у с т а н о в и л а:

15 июня 2018 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба Якутского филиала ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России на действия (бездействие) заказчика при проведении запроса котировок «Оказание услуг по охране объектов и обслуживанию технических средств охранной, пожарной и тревожной сигнализации АО «Вилюйская ГЭС-3» и его филиалов» (извещение № 31806446519) (далее – закупка) выразившиеся в нарушении требований законодательства о закупках, путем неправомерного отклонения заявки предприятия на участие в закупке.

На рассмотрении жалобы по существу, представитель заявителя доводы, изложенные в жалобе полностью поддержал и пояснил, что заказчиком неправомерно отклонена заявка Якутского филиала ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России на основании подпункта 1 пункта 3.12.6 раздела 3 документации о закупке: «Несоответствие заявки по составу документов и/или их оформлению, в том числе непредставление в составе заявки требуемых документов или сведений», а именно: в доверенностях №138 и №139 от 14.05.2018 выданных генеральным директором ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России в отношении помощника генерального директора аппарата управления ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России исполняющего обязанности директора Якутского филиала, указано, что генеральный директор действует на основании Устава. В представленном Уставе отсутствует информация о генеральном директоре (порядок назначения на должность руководителя унитарного предприятия, а также порядок заключения, изменения и прекращения трудового договора в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами), в связи с чем данная доверенность не может считаться оформленной должным образом, следовательно, весь пакет предоставленной документации не может быть принят к рассмотрению».

Между тем, пунктом 5.1 Устава ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России, утвержденного приказом Минэнерго России №296 от 13.06.2013 определено, что предприятие возглавляет генеральный директор, назначаемый на эту должность Минэнерго России. Права и обязанности генерального директора, а также основания для расторжения отношений с ним регулируются трудовым договором, заключаемым Минэнерго России с генеральным директором. Изменение и прекращение трудового договора с генеральным директором осуществляется в порядке, установленном трудовым законодательством РФ, Минэнерго России.

Таким образам, Уставом определен порядок назначения генерального директора на должность, а также порядок заключения, изменения и прекращения трудового договора в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами. Устав содержит все обязательные сведения, предусмотренные частью 3 статьи 9 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», следовательно, отклонение заявки Якутского филиала ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России на участие в закупке обществом необоснованно.

  • заказчика с доводами заявителя не согласился и пояснил, что заявка на участие в закупке была подана от имени генерального директора ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России Бакланова С.Г. в лице исполняющего обязанности директора Якутского филиала ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России Чувашова М.Н. на основании доверенностей №138 и №139 от 14.05.2018. При этом, в доверенностях было указано, что генеральный директор ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России Бакланов С.Г. уполномочивая представлять интересы предприятия при участии в закупке действует на основании Устава, однако в указанном Уставе, имеющемся в составе заявки заявителя, сведения о полномочиях руководителя ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России отсутствовали. Следовательно, отклонение заявки на основании неполного комплекта документов в составе заявки предприятия правомерно.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, пришла к следующим выводам.

АО «Вилюйская ГЭС-3» провело обжалуемую закупку в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) и Положением о закупках АО «Вилюйская ГЭС-3», утвержденным Советом директоров АО «Вилюйская ГЭС-3» (протокол №112 от 17.02.2017) с изменениями, утвержденными Советом директоров общества (протоколы №120 от 05.09.2017, №126 от 26.01.2018, №127 от 11.04.2018), регламентирующими правила закупки товаров, работ и услуг заказчика (далее – Положение).

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Частью 5 статьи 4 Закона о закупках установлено, что при закупке в единой информационной системе размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация.

Как следует из материалов дела, на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 04.05.2018 года размещено извещение № 31806446519 о проведении запроса котировок «Оказание услуг по охране объектов и обслуживанию технических средств охранной, пожарной и тревожной сигнализации АО «Вилюйская ГЭС-3» и его филиалов» (далее – извещение) и Документация о закупке по публикуемому одноэтапному запросу котировок на право заключения договора на оказание услуг по охране объектов и обсаживанию технических средств охранной, пожарной и тревожной сигнализации АО «Вилюйская ГЭС-3» и его филиалов» согласованная с начальником СОТН филиала АО «Вилюйская ГЭС-3» «Светлинская ГЭС» Т.И. Таточенко 04.05.2018 и утвержденная генеральным директором АО «Вилюйская ГЭС-3» А.В. Малько 04.05.2018 (далее – документация о закупке).

Согласно условиям извещения и документации о закупке предметом закупки является оказание услуг по охране объектов и обслуживанию технических средств охранной, пожарной и тревожной сигнализации АО «Вилюйская ГЭС-3» и его, начальная (максимальная) цена договора составляет: 8 788 656,00 рублей, в том числе НДС 18%.

Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) 21.05.2018 до 17.00 ч., дата и время вскрытия конвертов 21.05.2018 после 17.00ч., дата и время рассмотрения заявок 29.05.2018 в 10.00ч., дата и время подведения итогов 06.06.2018 в 09.00ч.

До окончания срока подачи заявок 21.05.2018 в адрес заказчика поступило 3 заявки от участников ООО ЧОО «Охрана-Сервис-Светлый», ООО ЧОП «Галиаф», ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России.

Согласно протоколу №74/2 заседания тендерной комиссии АО «Вилюйская ГЭС-3» от 29.05.2018 на процедуре рассмотрения заявок заказчиком принято решение отклонить заявки:

- ООО ЧОП «Галиаф», на основании подпункта 1 пункта 3.12.6 раздела 3 документации о закупке, по причинам:

1. В составе заявки участник предоставил выписку из ЕГРЮЛ от 11.04.2018 года, тогда как согласно условиям документации выписка либо копия выписки должна быть выдана налоговым органом не ранее чем за 1 (один) месяц до окончания срока подачи заявок (дата окончания приема заявок 21.05.2018г.).

2. В п. 5 решения единственного участника ООО ЧОП «Галиаф» от 01.11.2009г. указанно что директор общества назначается без ограничения срока должностных полномочий, однако в п.9.11. Устава общества указанно «Срочный трудовой договор с директором от имени общества подписывает от имени общества единственный участник общества», таким образом решение единственного участника общества противоречит Уставу общества, так как согласно ст. 58 ТК РФ срочный трудовой договор заключается на срок не более пяти лет, что ограничивает срок полномочий директора общества пятью годами и в отсутствии иных предоставленных Обществом документов подтверждающих полномочия директора ставит их (полномочия) под сомнения.

3. Предоставлена копия бухгалтерского баланса без отметки налогового органа.

- ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России на основании подпункта 1 пункта 3.12.6 раздела 3 документации о закупке, по причине:

1. В доверенности №138 и №139 от 14.05.2018г. выданным генеральным директором ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России в отношении помощника генерального директора аппарата управления ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России исполняющего обязанности директора Якутского филиала, указано что генеральный директор действует на основании Устава. В предоставленном Уставе отсутствует информация о генеральном директоре (порядок назначения на должность руководителя унитарного предприятия, а также порядок заключения, изменения и прекращения трудового договора в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами), в связи с чем данная доверенность не может считаться оформленной должным образом, следовательно весь пакет предоставленной документации не может быть принят к рассмотрению.

Согласно протоколу №74/3 заседания тендерной комиссии АО «Вилюйская ГЭС-3 от 06.06.2018 принято решение завершить закупки путем заключения договора с единственным участником несостоявшейся конкурентной процедуры ООО ЧОО «Охрана-Сервис-Светлый».

Несогласие с основанием отклонения заявки заявителя стало основанием для подачи жалобы Якутского филиала ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России в антимонопольный орган.

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

В силу пунктов 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Пунктами 13.1, 13.5 Положения заказчика предусмотрен способ закупки путем проведения запроса котировок, согласно которым запрос котировок имеет методологическое сходство с запросом предложений, но отличается от него тем, что выбор победителя производится по предлагаемой участником минимальной цене.

Согласно пункту 13.5.2 Положения запрос котировок может быть проведен при закупке любой продукции при совокупности условий: НМЦ одного и более лотов составляет не более 30 000 000 рублей с НДС включительно и единственным критерием оценки является предлагаемая участником цена договора, заключаемого по результатам процедуры закупки.

Пунктом 29.1 Положения и пунктом 3.1 документации о закупке определена процедура проведения закупки, которая включает, в том числе следующие этапы: подготовка заявки поставщиком, подача и прием заявок, при необходимости внесение поставщиком изменений в ранее поданную заявку, рассмотрение заявок.

Согласно пункту 3.5.1 документации о закупке поставщик должен подготовить заявку в соответствии с требованиями, информационной карты (раздел 1), настоящего подраздела и образцами форм документов, установленными в разделе 8 документации о закупке.

В соответствии с пунктом 3.5.7 документации о закупке каждый документ, входящий в состав заявки, должен быть подписан лицом (если форма документа предусматривает подпись такого лица), имеющим право в соответствии с законодательством Российской Федерации действовать от лица поставщика, подающего заявку, без доверенности, или надлежащим образом уполномоченным им лицом на основании доверенности; в последнем случае доверенность (с указанием правомочий на подписание заявки) прикладывается к заявке и является ее неотъемлемой частью.

Заявка должна содержать полный комплект документов согласно перечню, определенному в пункте 1.2.29 информационной карты (пункт 3.5.2 документации о закупке).

В соответствии с пунктом 3.8.1 документации о закупке поставщик вправе до установленного времени окончания подачи заявок внести изменения в ранее поданную заявку. После окончания срока подачи заявок (п. 1.2.14 информационной карты) внесение изменений в ранее поданную заявку не допускается, кроме случаев, прямо предусмотренных документацией о закупке: переторжки (п. 3.14), либо в случае продления участником срока действия заявки (п.1.2.19 информационной карты), указанного в заявке.

В соответствии с пунктом 1.2.29 информационной карты документации о закупке заявка должна содержать следующий комплект документов с учетом требований подраздела 3.5, раздела 6, а также иных пунктов настоящей информационной карты (1.2), среди прочих документов, в том числе учредительные документы, копия решения компетентных органов управления участника (в соответствии с уставом и требованиями действующего законодательства) о назначении на должность лица, имеющего право действовать от его имени без доверенности, а также, при необходимости, доверенность (п. 3.5.7).

На рассмотрение жалобы по существу заказчиком представлена копия заявки заявителя в полном объеме, из которой следует, что в состав заявки входят документы всего на 102 страницах, в том числе копия приказа о назначении на должность лица, имеющего право действовать от его имени без доверенности на 1 стр., доверенность на директора на 3 стр., копия устава на 13 стр.

Согласно доверенности № 138 от 14.05.2018 на 2 стр. ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России, в лице генерального директора Бакланова С.Г., действующего на основании Устава, уполномочивает Чувашова М.Н. помощника генерального директора аппарата управления ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России, исполняющего обязанности директора Якутского филиала ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России осуществлять полномочия, в том числе участвовать в открытых и закрытых конкурсах, открытых и закрытых запросах предложений, иных закупочных процедурах. Доверенность действительна по 27 мая 2018 года.

Согласно доверенности №139 от 14.05.2018 на 1 стр. ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России, в лице генерального директора Бакланова С.Г., действующего на основании Устава, уполномочивает помощника генерального директора аппарата управления ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России, исполняющего обязанности директора Якутского филиала ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России Чувашова М.Н. представлять интересы предприятия в АО «Вилюйской ГЭС-3» при участии в рассматриваемой закупке со всеми необходимыми процедурными правами сроком по 27.05.2018 без права передоверия.

При этом, как указано выше необходимо подтвердить документами в составе заявки полномочия лица, имеющего право подписи заявки учредительными документами, копией решения компетентных органов управления участника (в соответствии с уставом и требованиями действующего законодательства) о назначении на должность лица.

В составе заявки предприятия имеется копия приказа Министерства энергетики Российской Федерации №10к/р от 05.10.2015 о назначении Бакланова С.Г. на должность генерального директора ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России.

Заявителем вместе с жалобой в антимонопольный орган представлен Устав ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России, утвержденный приказом Минэнерго России №296 от 13.06.2013 на 19 страницах.

Согласно пункту 5.1 Устава предприятие возглавляет генеральный директор, назначаемый на эту должность Минэнерго России. Права и обязанности генерального директора, а также основания для расторжения трудовых отношений с ним регламентируются трудовым договором, заключаемым Минэнерго России с генеральным директором. Изменение и прекращение трудового договора с генеральным директором осуществляется в порядке, установленном трудовым законодательством Российской Федерации, Минэнерго России.

В соответствии с пунктом 5.2 Устава генеральный директор действует от имени предприятия без доверенности, добросовестно и разумно представляет его интересы на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Однако, анализ состава копии заявки предприятия показал, что Устав имеется не в полном объеме, т.е. на 13 страницах, при этом пункты 5.1, 5.2 Устава, содержащие информацию о генеральном директоре ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России (порядок назначения на должность руководителя унитарного предприятия, а также порядок заключения, изменения и прекращения трудового договора в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами) указаны на странице 14 Устава, которая отсутствовала в составе заявки, из чего можно сделать вывод о не полной комплектации необходимых документов для участия в закупке.

На рассмотрении жалобы по существу, представитель заявителя точных пояснений о комплектации состава документов содержащихся в заявке предприятия не дал.

Согласно пункту 29.10.1 Положения рассмотрение заявок осуществляется в порядке, установленном в извещении и/ или документации о закупке.

В соответствии с пунктом 3.12.3 документации о закупке в рамках процедуры рассмотрения заявок в отношении каждой заявки / каждого участника осуществляется проверка соответствия требованиям настоящей документации о закупке.

По результатам рассмотрения заявок в отношении заявки каждого участника принимается решение о допуске (заявка признана соответствующей установленным требованиям и допускается к дальнейшим процедурам) или об отказе в допуске к участию в закупке (заявка признана не соответствующей установленным требованиям и отклоняется) (пункт 3.12.5 документации о закупке).

Согласно подпункту 1 пункта 3.12.6 документации о закупке отказ в допуске возможен по основанию несоответствия заявки по составу документов и/или их оформлению, в том числе непредставление в составе заявки требуемых документов или сведений.

Из изложенного следует, что отклонение заказчиком заявки Якутского филиала ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России на основании несоответствия заявки по составу документов и/или их оформлению, в том числе непредставление в составе заявки требуемых документов или сведений правомерно.

Кроме того, заявитель в порядке, установленном 29.6 Положения, 3.8.1 документации о закупке не реализовал право на внесение изменений в ранее поданную заявку.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,

р е ш и л а:

Признать жалобу Якутского филиала ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России на действия заказчика АО «Вилюйская ГЭС-3» при проведении запроса котировок «Оказание услуг по охране объектов и обслуживанию технических средств охранной, пожарной и тревожной сигнализации АО «Вилюйская ГЭС-3» и его филиалов» необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.