Решение №03-81/18.1-18 РЕШЕНИЕ № 03-81/18.1-18 по результатам рассмотрения жалобы от 26 июля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 03-81/18.1-18

по результатам рассмотрения жалобы

 

  • Якутск 24 июля 2018

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее по тексту – Комиссия),

в отсутствие:

извещенного надлежащим образом заявителя, общества с ограниченной ответственностью «Алза» (далее – ООО «Алза», заявитель, общество);

заказчика, акционерного общества «Нерюнгринский городской водоканал» (далее – АО «Нерюнгринский городской водоканал», АО «НГВК», заказчик), представлено уведомление о невозможности явки представителя,

рассмотрев жалобу ООО «Алза» на действия (бездействие) заказчика, АО «Нерюнгринский городской водоканал» при проведении запроса предложений в электронной форме «Поставка железобетонных труб» (извещение №31806636246) нарушающих законодательство о закупках,

у с т а н о в и л а:

13 июля 2018 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО «Алза» на действия (бездействие) заказчика, АО «Нерюнгринский городской водоканал» при проведении запроса предложений в электронной форме «Поставка железобетонных труб» (извещение №31806636246) (далее – закупка) о нарушении требований законодательства о закупках.

Из содержания жалобы следует, что заказчиком нарушен принцип информационной открытости закупки, путем указания информации о дате и времени окончания подачи заявок в извещении и на электронной площадке РТС-Тендер 03.07.2018 08:00 (по московскому времени), а в документации о закупке 04.07.2018г. 08:00 (время московское).

При подаче заявки на ЭТП РТС-Тендер, система уведомляет о следующем: «Доводим до Вашего сведения, что заказчик/организатор закупки проводит закупку с установленным им условием открытия доступа к заявкам участников закупок с момента их подачи. В случае несогласия Вы вправе обратить за разъяснениями к уполномоченному представителю заказчика и/или организатора закупки». Данное обстоятельство не соответствует требованию, установленному в статье 3.3 Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В техническом задании, указаны условия, исключающие техническую возможность производства изделий по заданным параметрам, а именно «Использование арматуры из стали класса Ат-IIIс; Ат-IVс ᴓ не менее 10 мм.». Заказчик не представил технического предложения или чертежей для производства изделий по заданным параметрам, а ГОСТ 6482-2011 такие требования не предусматривает.

АО «Нерюнгринский городской водоканал» с доводами заявителя не согласилось, предоставив письменные возражения и документы по оспариваемой закупке. Согласно пояснениям заказчика, в указании сведений о дате и времени окончания подачи заявок произошла техническая ошибка, которая не повлияла на выбор победителя, заявка ООО «Алза» на участие в закупке поступила 02.07.2018 под номером 1.

Статья 3.3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» вступила в силу с 01.07.2018, информация о проведении закупки на официальном сайте в сфере закупок и электронной торговой площадки РТС-Тендер размещена 22.06.2018, соответственно требования указанной статьи не могут быть применены к рассматриваемой закупке.

По доводу заявителя об исключающих условиях возможности производства изделий согласно техническому заданию, заказчик указал, что в техническом задании был прописан ГОСТ, которым должны были руководствоваться потенциальные поставщики. Сведения о требуемой арматуре является дополнением к ГОСТУ. Кроме того, ООО «Алза» дало свое согласие на изготовление товара по тем критериям, которые были прописаны в техническом задании, поскольку от заявителя поступила заявка на участие в закупке.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, изучив имеющиеся в деле документы, пришла к следующим выводам.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе для публично-правовых компаний, субъектов естественных монополий, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения, водоотведения

На момент размещения информации о проведении рассматриваемый закупки в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 22 июня 2018 года Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» действовал в редакции № 19 от 31.12.2017 года (далее – Закон о закупках).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

АО «Нерюнгринский городской водоканал» провело обжалуемую закупку в соответствии Законом о закупках и регламентирующим правила закупки товаров, работ и услуг заказчика Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «Нерюнгринский городской водоканал», утвержденным Советом директоров АО «Нерюнгринский городской водоканал» 29.06.2017 протоколом № 1 и подписанным председателем заседания Совета директоров А.Б. Чехуновым (далее – Положение»).

В соответствии с частью 1 статьи 3.3 Закона о закупках при осуществлении конкурентной закупки в электронной форме направление участниками такой закупки запросов о даче разъяснений положений извещения об осуществлении конкурентной закупки и (или) документации о конкурентной закупке, размещение в единой информационной системе таких разъяснений, подача участниками конкурентной закупки в электронной форме заявок на участие в конкурентной закупке в электронной форме, окончательных предложений, предоставление комиссии по осуществлению конкурентных закупок доступа к указанным заявкам, сопоставление ценовых предложений, дополнительных ценовых предложений участников конкурентной закупки в электронной форме, формирование проектов протоколов, составляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, обеспечиваются оператором электронной площадки на электронной площадке.

Указанное условие действует в редакции № 22 Закона о закупках с 01 июля 2018 года, учитывая, что рассматриваемая закупка объявлена 22 июня 2018 года, довод заявителя о несоответствии на сайте электронной торговой площадки РТС-Тендер уведомления «Доводим до Вашего сведения, что заказчик/организатор закупки проводит закупку с установленным им условием открытия доступа к заявкам участников закупок с момента их подачи. В случае несогласия Вы вправе обратить за разъяснениями к уполномоченному представителю заказчика и/или организатора закупки» статье 3.3 Закона о закупках отклоняется.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

При этом, в силу части 1 статьи 3 Закона о закупках, заказчики при закупке товаров, работ и услуг руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки (пункт 1 части 1 статьи 3 закона о закупках), равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

Частью 5 статьи 4 Закона о закупках установлено, что при закупке в единой информационной системе размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация.

Как следует из материалов дела, на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 22.06.2018 года размещено извещение № 31806636246 о проведении запроса предложений в электронной форме «Поставка железобетонных труб» (далее – извещение) и Документация по запросу предложений в электронной форме на поставку железобетонных труб, утвержденная генеральным директором АО «НГВК» А.Н. Куликовым 22.06.2018 (далее – документация о закупке).

Согласно условиям извещения и документации о закупке предметом закупки является поставка железобетонных труб, начальная (максимальная) цена договора 1 700 000 рублей.

12.07.2018 в единой информационной системе размещен протокол заседания закупочной комиссии по рассмотрению предложений участников закупочной процедуры, утвержденный председателем закупочной комиссии, генеральным директором заказчика А.Н. Куликовым 04.07.2018, согласно которому на участие в рассматриваемой закупке поступило 5 заявок, в том числе заявка ООО «Алза», все заявки допущены, победителем выбран участник предложивший наименьшее ценовое предложение в размере 1 345 000 рублей.

В соответствии с частью 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе сведения о месте и дате рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.

Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе о порядке, месте, дате начала и дате окончания срока подачи заявок на участие в закупке; о месте и дате рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;

Соответствующие требования установлены и в Положении, так согласно пункту 2 статьи 52 Положения извещение о проведении запроса предложений в электронной форме должно содержать информацию, в том числе срок окончания подачи предложений, место, дата и время начала рассмотрения и оценки заявок с предложениями.

Согласно пункту 3 статьи 16 Положения при установлении заказчиком соответствующих требований в документации, конкурсная документация должна содержать, место, порядок, дату начала и дату окончания срока подачи заявок; порядок, дату и время вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе.

Согласно части 8 статьи 4 Закона о закупках, извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.

Согласно статье 54 Положения, предложение подается в электронной форме в срок, указанный в извещении о проведении запроса предложений в электронной форме. Участники подают свои предложения в электронной форме оператору электронной торговой площадки. Время окончания приема предложений организатором закупок указывается в извещении и документации. Предложения, полученные позже установленного в извещении и документации срока, не рассматриваются, независимо от причин опоздания.

Как следует из материалов дела, в извещении дата и время окончания подачи заявок указана: 03.07.2018 14:00 (по местному времени).

Дата и место рассмотрения заявок: 04.07.2018 09:00 (по местному времени), 678960, Российская Федерация, Респ. Саха (Якутия), г. Нерюнгри, им. Кравченко, 1.

Дата и время подведения итогов: 05.07.2018 18:00 (по местному времени).

В документации закупки в сведениях о порядке, месте, дате начала и дате окончания срока подачи заявок на участие в закупке указано: 22.06.2018г. с момента публикации на ЕИС время московское до 04.07.2018г. 08:00 (время московское), по местному времени 14:00

Дата рассмотрения заявок и подведения итогов: 05.07.2018г. в 03:00 (время московское), по местному времени 09:00; окончание рассмотрения заявок: 06.07.2018г. 12:00 (время московское), по местному времени 18:00.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Порядок размещения информации о закупке на официальном сайте юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках определяет «Положение о размещении на официальном сайте информации о закупке», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 № 908 (далее Положение о размещении).

Указанное положение о размещении определяет обязанность заказчиков размещать полную и достоверную информацию о закупке, а также содержит подробный порядок размещения информации на официальном сайте. Иного официального порядка размещения информации о закупке законодательством в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц не установлено.

Пунктом 21 Положения о размещении установлено, что представитель заказчика с помощью функционала единой информационной системы формирует извещение о закупке, включающее сведения, предусмотренные частью 9 статьи 4 Закона о закупках. В случае если установлен иной способ закупки, представитель заказчика с помощью функционала единой информационной системы формирует извещение о закупке, включающее сведения, предусмотренные для данного способа закупки положением о закупке наряду со сведениями, предусмотренными частью 9 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 22 Положения о размещении, с извещением о закупке в единой информационной системе размещается электронный вид документации о закупке и электронный вид проекта договора, являющегося неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке.

Согласно пункту 9 Положения о размещении, сведения, содержащиеся в документах, составленных с помощью средств, предусмотренных программно-аппаратным комплексом единой информационной системы (далее - функционал единой информационной системы), и сведения, содержащиеся в файле в формате, обеспечивающем возможность его сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста (далее - электронный вид), или в файле с графическим образом оригинала документа (далее - графический вид), должны совпадать, а в случае несовпадения приоритетными являются сведения, составленные с помощью функционала единой информационной системы.

Из вышеизложенного следует, что сведения указанные в документации закупки и сведения, содержащиеся в извещении, в том числе, в извещении сформированном с помощью функционала единой информационной системы не должны противоречить друг другу.

Однако, как следует из материалов дела сведения о дате и времени окончания подачи заявок на участие в закупке, сведения о дате рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки, содержащиеся в документации закупки не соответствуют сведениям указанным в извещении.

Таким образом, заказчик, указав следующую информацию:

дату и время окончания подачи заявок в извещении: 03.07.2018 14:00 (по местному времени), а в документации о закупке: до 04.07.2018г. 08:00 (время московское), по местному времени 14:00;

дату и место рассмотрения заявок в извещении: 04.07.2018 09:00 (по местному времени), а в документации о закупке: 05.07.2018г. в 03:00 (время московское), по местному времени 09:00;

дату и время подведения итогов в извещении: 05.07.2018 18:00 (по местному времени), а в документации о закупке: 06.07.2018г. 12:00 (время московское), по местному времени 18:00,

АО «Нерюнгринский городской водоканал» допустило нарушение пункта 7 части 9 статьи 4, пунктов 8, 11 части 10 статьи 4, части 8 статьи 4 Закона о закупках.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода заявителя в части некорректного срока окончания подачи заявок, однако, поскольку указанная информация не ввела в заблуждение участников закупки, в том числе заявителя, данные нарушения не повлекли нарушение или ущемление прав или законных интересов заявителя и (или) потенциальных участников закупки. Данное обстоятельство подтверждается тем, что на участие в рассматриваемой закупке до окончания срока подачи заявок 03.07.2018 поступило 5 (пять) заявок, в том числе от ООО «Алза».

В соответствии с пунктом 1 части 10 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно условиям технического задания документации о закупке, предметом закупки является: труба железобетонная безнапорная раструбная, ø 600 мм по 5 м. L-50 м., тип/марка Т 60.50-3, ГОСТ 6482-2011; труба железобетонная безнапорная раструбная, ø 500 мм по 5м. L-50 м., тип/марка Т 50.50-2, ГОСТ 6482-2011.

В соответствии с пунктом 7.1 технического задания документации о закупке материалы должны быть поставлены новые (не бывшие в употреблении), соответствовать действующей нормативной документации, соответствовать ГОСТу.

  • бетона по прочности от В 25 и выше.

Марка бетона по морозостойкости F300

Марка бетона по водонепроницаемости W8; 10 так как тяжелые грунтовые условия, промерзание, агрессивная среда перекачиваемой жидкости и глубина залегания.

Цемент марки М-450,500, применение марки бетона, обеспечивающего высокую морозостойкость и прочность.

В качестве сырья использовать смеси, которые отличаются большими показателями прочности и устойчивости к агрессивным перекачиваемым средам.

Использование арматуры из стали класса Ат-IIIс; Ат-IVс. ø не менее 10 мм.

По мнению заявителя, условие об использовании арматуры из стали класса Ат-IIIс; Ат-IVс. ø не менее 10 мм исключает техническую возможность производства изделий по заданным параметрам, в связи с чем, у ООО «Алза» есть обоснованные причины сомневаться в реальной необходимости закупаемых материалов.

Как указано выше, требования к предмету закупки установлено в соответствии с ГОСТ 6482-2011 «Межгосударственный стандарт. Трубы железобетонные безнапорные. Технические условия», введенным в действие приказом Росстандарта от 24.05.2012 №76-ст (далее – ГОСТ 6482-2011).

ГОСТ 6482-2011 распространяется на трубы железобетонные безнапорные (далее - трубы), предназначенные для прокладки подземных трубопроводов, транспортирующих самотеком бытовые, производственные и атмосферные сточные воды, в том числе при наличии агрессивного воздействия сточных вод.

Пунктом 4.4 ГОСТ 6482-2011 определены требования к арматурным сталям и изделиям, согласно которым для армирования труб используется ненапряженная стальная арматура. Расчет армирования проводится согласно СНиП 52-01-2003 «Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения» актуализированная редакция.

Согласно пункту 6.2.4 СНиП 52-01-2003 для железобетонных конструкций без предварительного напряжения арматуры в качестве устанавливаемой по расчету арматуры следует преимущественно применять арматуру периодического профиля классов А400, А500 и А600, а также арматуру классов В500 и Вр500 в сварных сетках и каркасах. При обосновании экономической целесообразности допускается применять арматуру более высоких классов.

В соответствии с пунктом 4.4.5 ГОСТ 6482-2011 для каркасов труб следует применять арматурные стальные стержни классов A240 (AI) и A400 (AIII) по ГОСТ 5781 (в качестве продольной распределительной арматуры) и арматурную проволоку классов B-I и Bp-I по ГОСТ 6727 и A500 и B500 по ГОСТ Р 52544-2006 (для спирали).

ГОСТ 5781-82 «Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия» утвержденный постановлением Госстандарта СССР от 17.12.1982 распространяется на горячекатаную круглую сталь гладкого и периодического профиля, предназначенную для армирования обычных и предварительно напряженных железобетонных конструкций (арматурная сталь) и устанавливает технические требования к изготовлению арматурной стали, в том числе для классов A-I (А240), A-III (А400), A-IV (A600) диаметром 10 мм. и более.

На термомеханически и термически упрочненные стальные стержни периодического профиля, предназначенные для армирования обычных и предварительно напряженных железобетонных конструкций классов Ат-III, Ат-IV, Ат-V, Aт-VI и Ат-VII распространяется ГОСТ 10884-81 «Сталь стержневая арматурная термомеханически и термически упрочненная периодического профиля. Технические условия», введенный постановлением Госстандарта СССР от 08.06.1981 № 2864, согласно которому стержни изготавливаются, в том числе согласно ГОСТ 5781-82.

Учитывая, что ГОСТ 6482-2011, СНиП 52-01-2003 допускает применять арматуру более высоких классов, ООО «Алза» и другие четыре участника предложили поставку железобетонных труб, в соответствии с требованиями к качеству, техническим характеристикам и иным потребительским свойствам материалов, установленными документацией о закупке, обстоятельств о наличии каких-либо препятствий для предложения ООО «Алза» к поставке железобетонных труб, не в соответствии с ГОСТ 6482-2011, не установлено, доказательств исключающих техническую возможность производства изделий по заданным параметрам не представлено, определенное заказчиком в документации о закупках требование к товару не противоречит требованиям Закона о закупках, Положения, поскольку не повлекло ограничение конкуренции.

В силу части 12 статьи 4 Закона о закупках протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.

Согласно пункту 6 статьи 55 Положения протокол рассмотрения и оценки предложений участников запроса предложений в электронной форме подписывается всеми членами комиссии, участвовавшими в рассмотрении и оценке в день проведения процедуры оценки и сопоставления предложений.

Указанный протокол размещается в ЕИС и на электронной торговой площадке не позднее, чем через три дня со дня его подписания.

Как указано выше, протокол заседания закупочной комиссии по рассмотрению предложений участников закупочной процедуры подписанный 04.07.2018 в единой информационной системе размещен 12.07.2018, т.е. по истечении 8 дней.

Из изложенного следует, что заказчиком нарушен срок размещения в единой информационной системе в сфере закупок протокола, составленного в ходе закупки, следовательно АО «Нерюнгринский городской водоканал» допустило нарушение части 12 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,

р е ш и л а:

  1. Признать жалобу ООО «Алза» на действия (бездействие) АО «Нерюнгринский городской водоканал» при проведении запроса предложений в электронной форме «Поставка железобетонных труб» обоснованной.
  2. Признать АО «Нерюнгринский городской водоканал» нарушившим пункт 7 части 9 статьи 4, пункты 8, 11 части 10 статьи 4, части 8 статьи 4, части 12 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  3. В связи с тем, что нарушения пункта 7 части 9 статьи 4, пунктов 8, 11 части 10 статьи 4, части 8 статьи 4, части 12 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не повлекли нарушение или ущемление прав или законных интересов заявителя и (или) потенциальных участников закупки предписание об устранении нарушений АО «Нерюнгринский городской водоканал» не выдавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны