Решение №03-94/18.1-18 Решение № 03-94/18.1-18 по результатам рассмотрения жалобы О... от 3 октября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 03-94/18.1-18

по результатам рассмотрения жалобы

  • Якутск 01 октября 2018

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее по тексту – Комиссия),

в присутствии представителя заявителя, общества с ограниченной ответственностью «Мегаполис» (далее – ООО «Мегаполис», заявитель),

от заказчика, акционерного общества «Сахаэнерго» представителой по доверенности,

рассмотрев жалобу ООО «Мегаполис» на действия (бездействие) заказчика, организатора акционерного общества «Сахаэнерго» (далее – АО «Сахаэнерго», заказчик), при проведении закупки у единственного источника на право заключения договора оказания услуг «Автомобильная перевозка угля по маршруту п.Усть-Куйга - п.Депутатский Усть-Янского района» (извещение №31806926814), нарушающих законодательство о закупках,

у с т а н о в и л а:

  • Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО «Мегаполис» на действия (бездействие) АО «Сахаэнерго» при проведении закупки у единственного источника на право заключения договора оказания услуг «Автомобильная перевозка угля по маршруту п.Усть-Куйга - п.Депутатский Усть-Янского района» (извещение №31806926814), нарушающих законодательство о закупках.

Из содержания жалобы следует, что АО «Сахаэнерго» провело обжалуемую закупку с нарушением пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Положения о закупке продукции для нужд АО «Сахаэнерго», путем проведения закупки способом поставки у единственного источника АО «Энерготрансснаб».

Согласно доводам заявителя, ранее данная закупка была проведена 09.06.2018 за № 31806592055 в форме открытого одноэтапного конкурса (ЭТП) на «Право заключения договора на автомобильную перевозку угля по маршруту п.Усть-Куйга - п.Депутатский Усть-Янского района для нужд АО «Сахаэнерго» (ГКПЗ №379.1)», однако была признана несостоявшейся, ввиду отклонения всех поступивших заявок, в том числе от участника АО «Энерготрансснаб», в связи с чем проведение ее в данном случае как поставка у единственного источника неправомерно, поскольку АО «Энерготрансснаб» не соответствует требованиям заказчика.

На рассмотрении жалобы по существу ООО «Мегаполис» поддержало заявленные требования, представители АО «Сахаэнерго» с доводами заявителя не согласились, огласив возражения, изложенные в письме от 26.09.2018 № 29/03, а также дополнительно приобщив документ - предостережение о недопустимости нарушения закона от 31.08.2018 года, выданное Прокуратурой Усть-Янского района Республики Саха (Якутия).

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, изучив имеющиеся в деле документы, пришла к следующим выводам.

Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках). В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами.

АО «Сахаэнерго» провело обжалуемую закупку в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупке продукции для нужд АО «Сахаэнерго», утвержденного Советом директоров АО «Саханерго» протоколом от 27.03.2018 № 4 (далее – Положение).

В силу части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.

Согласно части 3.2 статьи 3 Закона о закупках неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

В соответствии со статьей 3.6 Закона о закупках порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.

Так, пунктами 4.1, 4.7, 5.10, 7.1.4 Положения предусмотрен способ проведения закупки у единственного источника.

Согласно пункту 4.7.1 Положения в зависимости от инициативной стороны закупка у единственного источника может осуществляться путем направления предложения о заключении договора конкретному поставщику, либо принятия предложения о заключении договора от одного поставщика без рассмотрения иных предложений.

Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная настоящей частью, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.

В соответствии с пунктом 2.7.1.15 Положения на официальном сайте размещаются следующие информация и материалы, в том числе иная информация, подлежащая размещению на официальном сайте в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также иная информация, которую заказчик посчитает необходимой разместить на официальном сайте при условии технической возможности такого размещения.

Как следует из материалов дела, 17.09.2018 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 31806926814 о проведении закупки на право заключения Договора подряда по лоту № 738.1 Автомобильная перевозка угля по маршруту п.Усть-Куйга - п.Депутатский Усть-Янского района у единственного источника (АО Энерготрансснаб), проект договора и техническое задание.

Предмет заключаемого по результатам закупки у единственного источника договора является - автомобильная перевозка угля по маршруту п.Усть-Куйга - п.Депутатский Усть-Янского района в объеме согласно техническим требованиям и проекту договора – приложения № 1 и 2 к извещению. Начальная (максимальная) цена договора составляет 74 370 400,00 рублей (без учета НДС).

В соответствии с пунктом 6 извещения требования к закупаемым у единственного источника услугам (далее также – продукция), в том числе, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия оказываемой услуги потребностям заказчика определены в технических требованиях и проекте договора – приложениях № 1 и № 2 к настоящему извещению.

В соответствии с пунктом 8 извещения участник закупки, у которого заказчик осуществляет закупку у единственного источника, подтвердил свое соответствие требованиям заказчика.

Договор №738.1 на перевозку каменного угля автомобильным видом транспорта между АО «Сахаэнерго» и АО «Энерготрансснаб» заключен 19 сентября 2018 года.

Согласно пояснениям АО «Сахаэнерго» единоличным исполнительным органом управления общества является ПАО «Якутскэнерго» (решение Совета директоров АО «Сахаэнерго» от 30.03.2018 протокол №5). Так, протоколом совещания ПАО «Якутскэнерго» об организации переработки в п. Усть-Куйга и автомобильной перевозки по маршруту п. Усть-Куйга – п. Депутатский, и приказом от 08.08.2018 №01 АО «Сахаэнерго» дано поручение о необходимости направления на ЦЗК материалов проведения внеплановой закупки у единственного источника АО «Энерготрансснаб», поскольку согласно приказу ПАО «РусГидро» от 05.07.2018 №473 «Об утверждении каталога корпоративных сервисных услуг ПАО «РусГидро» АО «Энерготрансснаб» является подконтрольной организацией общества на оказание услуг грузовых перевозок.

Частью 1 статьи 1 Закона о закупках определены цели регулирования настоящего Федерального закона, в том числе расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Как указано выше, согласно положениям Закона о закупках заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений), а также иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 статьи 3 Закона о закупках.

Наряду с данными способами заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке возможность закупки товаров, работ, услуг в том числе у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), при этом должен быть установлен порядок закупки указанным способом.

Согласно пункту 7.1.4 Положения действия, предпринимаемые при закупке у единственного источника, определяются заказчиком самостоятельно, в зависимости от условий, требующих такой закупки в соответствии с разделом 5.10, а также в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Пунктом 5.10 Положения определен перечень случаев проведения такой закупки, в том числе согласно пункту 5.10.1.4 закупки у единственного источника могут осуществляться на основании утвержденной Советом директоров общества ГКПЗ или решения ЦЗК общества в следующих случаях, в том числе при реализации стратегических решений органов управления обществом, и в таких случаях, как закупки у профильных сервисных специализированных обществ Группы РусГидро.

Приказом №473 от 05.07.2018 ПАО «РусГидро» «Об утверждении каталога корпоративных сервисных услуг ПАО «РусГидро»» в целях оптимизации закупочной деятельности общества утвержден каталог корпоративных сервисных услуг и порядок применения каталога, согласно которому АО «Энерготрансснаб» оказывает услуги грузовых перевозок.

Приказом №01 от 08.08.2018 «О заключении договоров с АО «Энерготрансснаб» для обеспечения безусловного завоза топливно-энергетических ресурсов для выработки электрической и тепловой энергии АО «Сахаэнерго» в ОЗП 2018-2019 гг., на основании пункта 5.10.1.4 Положения о реализации стратегических решений органов управления обществом и таких случаях, как закупки у профильных сервисных специализированных обществ Группы РусГидро, руководствуясь приказом ПАО «РусГидро» от 05.07.2018 №473 «Об утверждении каталога корпоративных сервисных услуг ПАО «РусГидро», протоколом рабочего совещания у генерального директора ПАО «Якутскэнерго» №21 от 07.08.2018 г. приказано:

- в связи со срочностью и признанием конкурентной процедуры закупки по лоту № 379.1 несостоявшейся, направить на рассмотрение центральной закупочной комиссии АО «Сахаэнерго» материалы вопроса о согласовании проведения внеплановой закупки на выполнение автомобильной перевозки угля по маршруту п. Усть_Куйга – п. Депутатский Усть-Янского района, способом у единственного источника, контрагент АО «Энерготрансснаб».

- заключить с АО «Энерготрансснаб» договор на оказание услуг по хранению и погрузо-разгрузочных работ каменного угля в п. Усть-Куйга, как у единственного участника закупочной процедуры, в связи с признанием закупки по лоту №380.1 несостоявшейся.

Протоколом №761/37 заседания центральной закупочной комиссии АО «Сахаэнерго» от 06.09.2018 решено согласовать проведение внеплановой закупки по лоту №738.1 «Автомобильная перевозка угля по маршруту п. Усть-Куйга – п. Депутатский Усть-Янского района» способом поставки у единственного источника АО «Энерготрансснаб».

Принимая во внимание вышеизложенное, Комиссия считает, что действия АО «Сахаэнерго» по проведению закупки на право заключения договора оказания услуг «Автомобильная перевозка угля по маршруту п.Усть-Куйга - п.Депутатский Усть-Янского района» (извещение №31806926814) путем проведения способом поставки у единственного источника не противоречат Закону о закупках, в виду соответствия пункту 5.10.1.4 Положения, в связи с чем признает жалобу ООО «Мегаполис» необоснованной.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Руководствуясь статьей 18.1, 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,

р е ш и л а:

признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Мегаполис» на действия (бездействие) заказчика, организатора акционерного общества «Сахаэнерго» при проведении закупки у единственного источника на право заключения договора оказания услуг «Автомобильная перевозка угля по маршруту п.Усть-Куйга - п.Депутатский Усть-Янского района» (извещение №31806926814) необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны