Определение №АК/2294/23 ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 014/01/10-859/2023 О НАРУШЕН... от 19 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 014/01/10-859/2023 О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
К РАССМОТРЕНИЮ

«

19

»

июня

 

2023

года

г. Якутск

 

 

 

 

 

 

 

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства *** на основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) №43/23 от 06.06.2023 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела №014/01/10-859/2023 о нарушении антимонопольного законодательства и в соответствии с частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»

У С Т А Н О В И Л:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в рамках рассмотрения материалов, поступивших из Прокуратуры Таттинского района по вопросу роста стоимости поставки каменного угля за одну тонну для прочих потребителей и заявления ГУП «ЖКХ РС (Я)» от 07.03.2023 № б/н (вх. 1694 от 09.03.2023) установлено следующее.

Государственное регулирование цен в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

Согласно действующему законодательству Российской Федерации, цены на поставку каменного угля (для прочих потребителей) не подлежат государственному регулированию.

Конечная цена в договоре поставки каменного угля (для прочих потребителей) устанавливается компанией (либо иным лицом, владеющим правом поставки каменного угля для прочих потребителей) самостоятельно.

На основании вышеизложенного, Якутское УФАС России пришло к выводу, что рынок поставки каменного угля для прочих потребителей не подлежит государственному регулированию.

На основании материалов Прокуратуры Таттинского района и ответов на запросы информации Якутского УФАС России, установлено, что стоимость поставки каменного угля для прочих потребителей в АО «Телен»:

Период

Цена за 1 тонну/руб. (без учета НДС)

Цена за 1 тонну/руб. (с учетом НДС)

По состоянию на 01.09.2021

2215,00

2658,00

По состоянию на 01.01.2022

2465,00

2958,0

По состоянию на 01.09.2022

2884,00

3460,80

По состоянию на 29.12.2022

2884,00

3460,80

По состоянию на 01.01.2023

3238,00

3885,6

К прочим потребителям относятся все организации, индивидуальные предприниматели кроме ГУП ЖКХ РС (Я)

Розничные цены на каменный уголь, реализуемый прочим потребителям, не подлежат государственному регулированию. Таким образом, в полномочия Госкомцен РС (Я) не входит согласование и утверждение цен на каменный уголь АО «Телен», реализуемый для прочих групп потребителей.

Между тем, в рамках поручений Главы Республики Саха (Якутия) *** №Пр-898-А1 от 13.02.2023 г. и Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) *** №Пр-248-П1 от 03.11.2022 г.Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия) провел экспертизу представленных расчетов цен на уголь АО «Телен».

Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия) вынесено заключение к ценам на уголь на 2023 год от 15.03.2023 №23/02и-618 согласно которому:

1. Объемы расхода дизтоплива, электроэнергии и взрывчатых веществ в натуральном выражении на 2023 год рассчитаны, исходя из удельного расхода по факту за 2021 год. Объем вскрыши на 2023 год снижается до 719 тыс.м3 от ожидаемого объема за 2022 год 770,7 тыс.м3 и увеличивается от фактического объема за 2021 год – 608 тыс.м3. При этом объем добычи угля на 2023 год увеличивается незначительно на 1,8% от ожидаемого показателя за 2022 год. В этих условиях объем расхода дизтоплива не должен увеличиваться с 772 тн – ожид.2022 года до 894 тн – план на 2023 года. Аналогичная ситуация по расходу электроэнергии и взрывчатых веществ.

2. Рост среднемесячной заработной платы на 2023 год принят на уровне индекса потребительских цен (далее ИПЦ) 106%, доведенного Минэконоразвития РФ. Фонд оплаты труда рассчитан с учетом указанного роста зарплаты.

3. Налог на добычу полезных ископаемых принят в соответствии с подпунктом 2.4. ст.342 НК РФ ставка 380 руб./тн действует только на 1 квартал 2023 года. Со 2 квартала ставка НДПИ снижается до действующего значения 24 руб/тн. Нормативный акт о продлении повышенной ставки 380 руб./тн на весь в настоящее время отсутствует.

4. Статья «материалы и запчасти для текущего ремонта» принята с ИПЦ 106% к ожидаемому уровню. При этом рост расходов по данной статье к плану 2022 год составляет 286,1%, что является достаточным ростом в 2022 году с учетом резкого роста цен на ТМЦ.

5. Расходы на рекламу приняты с учетом двух ИПЦ к факту 2021 года ИПЦ 2022 года - 113,9%, ИПЦ 2023 года – 106% и на 2023 год составят ***рублей с ростом в 4 раза от плана на 2022 год, вместо заявки предприятия ***рублей.

6. Проценты за кредит на 2023 год приняты по представленному скорректированному расчету предприятия в сумме***рублей.

7. Расчет инвестиционной программы по тарифным источникам на 2022-2024 годы представлен отдельно. Амортизационные отчисления приняты в виде источника. Приобретение в лизинг тяжелого бульдозера, самосвалов 2 единиц и погрузчика принято с учетом лизинговых платежей, а не списание всей стоимости приобретения в один год. При этом учтено погашение тела кредита по 2 кредитным соглашениям со Сбер на сумму ***рублей, в т.ч. на 2023 год – ***рублей.

По расчетам ГКЦ РС (Я) цена Харбалахского угля на 2023 год составит 2743 руб/тн с ростом на 11,3% от цены 2022 года 2465 руб/тн. При этом данная цена обеспечивает 28,6% рентабельности продаж организации, что является высоким показателем на рынке.

Согласно письму от 19.01.2023 №И-06-377 Министерство промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) представило сведения об организациях осуществляющих добычу и поставку угольной продукции на территории Республики Саха (Якутия).

Согласно данным, представленным Министерством промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) (письмо от 19.01.2023 № И-06-377), в 2021 году всего предприятием добыто 208,0 тыс. тонн угля, при плане 205,0 тыс. тонн, выполнение плановых показателей составляет 101,5%, На 2022 год добыто 246,0 тыс. тонн угля, при плане добычи 256,0 тыс. тон угля, выполнение плановых показателей составляет 96,1%, план на 2023 год составляет 250,0 тыс. тонн угля.

Рынок поставки каменного угля (для прочих потребителей) в Таттинском улусе не является конкурентным, в связи с тем, что на территории Таттинского улуса отсутствуют иные хозяйствующие субъекты которые занимаются поставкой каменного угля (для прочих потребителей).

Комиссия, изучив материалы проведенного исследования, в том числе с учетом стопроцентной доли АО «Телен» на вышеуказанном товарном рынке за период 2022 года, пришла к выводу, что положение АО «Телен» на товарном рынке поставки каменного угля энергетической марки: «Д рядовой» (поставляемого для прочих потребителей) на территории Таттинского улуса Республики Саха (Якутия) по итогам 2022 года является доминирующим.

По итогам изучения представленных АО «Телен» документов и пояснений, Якутское УФАС России, делает вывод, что АО «Телен» не обосновала с экономической и технологической стороны формирование стоимости на поставку каменного угля для прочих потребителей.

В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно абзацу 2 части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Согласно статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географически) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за её пределами.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

На основании проведенного анализа и оценки состояния конкуренции на рынке поставки каменного угля энергетической марки: «Д рядовой» (поставляемого для прочих потребителей) на территории Таттинского улуса Республики Саха (Якутия) по итогам 2022 года установлено, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции АО «Телен» в течение установленного временного интервала занимает на указанном рынке доминирующее положение.

Учитывая вышеизложенное, в действиях Акционерного общества «Телен» содержатся признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

С учетом вышеизложенного, руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»


 

О П Р Е Д Е Л И Л:

1. Назначить дело № 014/01/10-859/2023 к рассмотрению на «08» августа 2023 года в 15 часов 00 минут, по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Октябрьская, д. 22, каб. 213, вход со стороны ул. Пояркова;

2. Привлечь к участию в деле № 014/01/10-859/2023 в качестве заявителя государственное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное предприятие» Республики Саха (Якутия) (677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, улица Кирова, дом 18, блок «А» ОГРН 1031402044145, ИНН 1435133520).

3. Привлечь к участию в деле № 014/01/10-859/2023 в качестве ответчика Акционерное общество «Телен» (678666, Республика Саха (Якутия), Таттинский м.р-н, с.п.Средне-амгинский наслег, село Харбалах с, тер. урочище Кыыртаах, корпус 1, ОГРН 1021400849799 ИНН 1425000746).

4. Акционерному обществу «Телен», на основании части 1 статьи 25 и части 5 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в срок до 19.07.2023, представить в адрес Якутского УФАС России:

  • Письменный отзыв по обстоятельствам дела.

  • Является ли стоимость каменного угля для прочих потребителей определенной для всех прочих потребителей одинаковой;

  • Приказы стоимости поставки каменного угля в настоящее время (в случае изменения с 01.01.2023 г.);

  • Расчет стоимости поставки каменного угля для прочих потребителей с указанием на каждую статью затрат (с подтверждением необходимости данной статьи затрат в расчет стоимости поставки каменного угля для прочих потребителей с подтверждающими документами к каждой статьей затрат с указанием в названии документа конкретной статьи) – как дополнение к ранее направленному расчету стоимости (с учетом изменений, которые могли быть внесены с учетом заключения ГКЦ РС (Я));

 

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц – от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей, на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

Наложение административного наказания не освобождает от обязанности предоставления в антимонопольный орган запрашиваемых документов (информации).

 

Для участия в дистанционном рассмотрении дела лицам, участвующим в деле, необходимо пройти по ссылке для входа в конференцию: https://fas1.tconf.rt.ru/c/6029341386 и выполнить действия в соответствии с руководством для участника сеанса видеоконференцсвязи.

В целях соблюдения процессуальных требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части порядка рассмотрения дел, лицам, участвующим в деле, посредством электронной почты необходимо заблаговременно направить в Якутское УФАС России документы, подтверждающие полномочия лиц, участвующих в рассмотрении дела, а также документы и информацию, которые участники дела обязаны или вправе представить на рассмотрение дела.

Связанные организации

Связанные организации не указаны