Решение №02-24/18.1-13 Решение по результатам рассмотрения жалобы № 02-24/18.1-13 от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

по результатам рассмотрения жалобы № 02-24/18.1-13

 

г. Якутск                                             резолютивная часть оглашена «16» августа 2013г.

                                                            изготовлено в полном объеме «21» августа 2013г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в составе:

Ярыгиной О.А. – заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;

Местниковой О.А. – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля, члена Комиссии;

Борисова У.В. – государственного инспектора отдела антимонопольного контроля, члена Комиссии;

При участии:

От заявителя – Общества с ограниченной ответственностью «Кохма-Спецодежда»: о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение дела не явились;

От организатора торгов – Государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» (далее – ГУП «ЖКХ РС (Я)»): <...> (представители по доверенности),

                  Рассмотрев жалобу ООО «Кохма-Спецодежда» на действия организатора торгов - ГУП «ЖКХ РС (Я)» при проведении открытого конкурса на поставку специальной одежды, специальной обуви и средств индивидуальной защиты в ассортименте для нужд ГУП «ЖКХ РС (Я)» (извещение № 31300412721).

 

у с т а н о в и л а:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) 09 августа 2013 года поступила жалоба вх.№ 4210э Общества с ограниченной ответственностью «Кохма-Спецодежда» (юридический адрес: 153031, г. Иваново, ул. 23-я Линия, д. 13, стр. 9)  на действия организатора торгов - ГУП «ЖКХ РС (Я)» при проведении открытого конкурса на поставку специальной одежды, специальной обуви и средств индивидуальной защиты в ассортименте для нужд ГУП «ЖКХ РС (Я)» (извещение № 31300412721).

В соответствии с частью 4 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 2.5.11.6 Положения о закупке товаров, работ, услуг ГУП «ЖКХ       РС (Я)» протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе размещается заказчиком на своем официальном сайте и ООС не позднее чем через 3 (три) дня со дня подписания такого протокола.

Протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе № 510 от 26.07.2013 года размещен на открытом официальном сайте www.zakupki.gov.ru 30 июля 2013 года.

Таким образом, поскольку жалоба ООО «Кохма-Спецодежда» поступила на десятый день со дня размещения результатов торгов на официальном сайте в сети «Интернет», она была принята к рассмотрению Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия).

Как следует из жалобы заявителя, при оценке и сопоставлении заявок на участие в открытом конкурсе конкурсная комиссия ГУП «ЖКХ РС (Я)» был нарушен порядок определения победителя торгов. Цена, предложенная участником закупки, занявшим второе место (ООО «Кохма-Спецодежда»), была ниже цены, предложенной победителем открытого конкурса ООО «Техноавиа-Саха». Срок гарантии на спецодежду, указанный в заявке на участие в конкурсе ООО «Техноавиа-Саха» составляет 5 лет. Между тем данный параметр не является ключевым, так как срок эксплуатации данного вида продукции согласно нормам не превышает трех лет.

Также, по мнению заявителя, описание продукции в Техническом задании конкурсной документации было составлено таким образом, что требуемая к поставке продукция соответствует исключительно зарегистрированным моделям  ПВ ООО «Фирма «Техноавиа», что исключает возможность предоставления аналогов, полностью соответствующих заявленным параметрам по техническим характеристикам и внешнему виду и ограничивает конкуренцию.

Представители организатора торгов ГУП «ЖКХ РС (Я)» с указанными доводами не согласны, пояснили следующее.

При проведении открытого конкурса на поставку специальной одежды, специальной обуви и средств индивидуальной защиты в ассортименте для нужд ГУП «ЖКХ РС (Я)» не было допущено нарушения порядка проведения торгов.

ООО «Техноавиа-Саха» признано победителем открытого конкурса в результате оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе по всем критериям, установленным в конкурсной документации, в том числе по критерию «срок гарантии». Срок гарантии имеет существенное значение для заказчика, поскольку одежда используется в особых климатических условиях.

При установлении требований к характеристикам спецодежды заказчиком не было допущено ограничения конкуренции, поскольку он вправе самостоятельно устанавливать требования к данным характеристикам. Работники ГУП «ЖКХ РС (Я)» должны иметь одинаковую по расцветке и внешнему виду спецодежду с логотипом «ГУП ЖК РС (Я)» в соответствии с правилами Положения ГУП ЖКХ РС (Я). Поскольку у некоторых работников ГУП «ЖКХ РС (Я)» уже имеется спецодежда определенного цвета и пошива, заказчику к поставке требуется аналогичная спецодежда.

Комиссия по рассмотрению дела, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся доказательства и материалы дела, приходит к следующим выводам.

04 июля 2013 года на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru организатором торгов ГУП «ЖКХ РС (Я)» размещено извещение № 31300412721 о проведении открытого конкурса на  поставку специальной одежды, специальной обуви и средств индивидуальной защиты в ассортименте для нужд ГУП «ЖКХ РС (Я)».

Начальная (максимальная) цена договора составила 35 899 000,00 рублей.

24 июля 2013 года Единой комиссией проведена процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, о чем составлен протокол № 507. Согласно данному протоколу,  до окончания срока подачи заявок в адрес организатора торгов поступило девять заявок на участие в конкурсе следующих участников закупки: ООО «Планета Сириус», ЗАО «Тракт-Иркутск», ООО «Кохма-Спецодежда», ЗАО «Меридиан», ООО «Техноавиа-Саха», ООО «Унион-Т», ООО «Равиал», ЗАО «Востоктехторг», ООО «Торговая компания Альянс».

25 июля 2013 года поступившие заявки рассмотрены Единой комиссией, о чем составлен протокол № 508, решением Единой комиссии к участию в конкурсе допущены участники закупки ООО «Планета Сириус», ЗАО «Тракт-Иркутск», ООО «Кохма-Спецодежда», ЗАО «Меридиан», ООО «Техноавиа-Саха», ООО «Унион-Т», участникам закупки ЗАО «Востоктехторг», ООО «Торговый дом Альянс», ООО «Равиал» отказано в допуске к участию в конкурсе.

26 июля 2013 года состоялась процедура оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе, о чем составлен протокол № 510. По итогам проведенной процедуры, Единая комиссия признала победителем открытого конкурса ООО «Техноавиа-Саха». Второе место присуждено ООО «Кохма-Спецодежда».

09.08.2013 года по результатам проведенного конкурса между ГУП «ЖКХ РС (Я)» и ООО «Техноавиа-Саха» заключен договор на поставку специальной одежды, специальной обуви и средств индивидуальной защиты.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Таким образом, закупки товаров, работ, услуг проводятся в целях и полного удовлетворения потребностей юридических лиц  в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

   По смыслу приведенного положения установление требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара является прерогативой заказчика. Устанавливая данные требования в документации о закупке, заказчик руководствуется существующими потребностями в конкретных товарах с определенными характеристиками.

   Следовательно, установление заказчиком в конкурсной документации конкретных требований к расцветке, пошиву специальной одежды не может расцениваться как ограничение конкуренции, поскольку у заказчика отсутствует обязанность устанавливать требования к товару таким образом, чтобы им соответствовало как можно большее количество товаров разных производителей.

   Заявителем в материалы дела не представлены доказательства того, что требования к характеристикам специальной одежды, специальной обуви и средств индивидуальной защиты соответствуют лишь одному производителю данного товара.

Кроме того, в соответствии с протоколом по рассмотрению и допуску конкурсных заявок  № 508 от 25.07.2013 года к участию в открытом конкурсе допущены шесть участников закупки, оставшимся троим участникам отказано на основании непредоставления образцов спецодежды и обязательных документов. Ни одному из участников закупки не было отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием характеристик предлагаемой к поставке специальной одежды требованиям Технического задания аукционной документации.

Данное обстоятельство также свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции.

Таким образом, довод заявителя о том, что установление требований к характеристикам специальной одежды, соответствующих лишь одному производителю, ограничивает конкуренцию, подлежит признанию необоснованным

Как установлено частью 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Федеральный закон № 223-ФЗ), положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2.5.11.2 Положения о закупке товаров, работ, услуг ГУП «ЖКХ РС (Я)» на основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе Единой комиссией каждой заявке на участие в конкурсе относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора присваивается порядковый номер <...> Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер.

Согласно пункту 2.5.11.3 Положения о закупке товаров, работ, услуг ГУП «ЖКХ      РС (Я)»  победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения договора, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

В соответствии с пунктом 2.5.11.6 Положения о закупке товаров, работ, услуг ГУП «ЖКХ РС (Я)» Единая комиссия ведет протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, в котором должны содержаться сведения об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были рассмотрены, о принятом на основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе решении о присвоении заявкам на участие в конкурсе порядковых номеров, об условиях исполнения договора, указанных в заявке победителя конкурса и участника конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер <...> Протокол составляется в двух экземплярах, подписывается всеми присутствующими членами Единой комиссии и размещается Заказчиком на своем официальном сайте и ООС не позднее чем через 3 (три) дня со дня подписания такого протокола.

Между тем, в Протоколе оценки и сопоставления заявок № 510 от 26.07.2013 года не указаны условия исполнения договора, содержащиеся в заявке победителя конкурса и участника конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер.

Из материалов дела также установлено, что в Приложении к Протоколу оценки и сопоставления заявок № 510 от 26.07.2013 года, где содержится сводная таблица оценки и сопоставления показателей участников конкурса,  отсутствуют подписи членов Единой комиссии.

Указанное Приложение к Протоколу № 510 от 26.07.2013 г. содержит баллы, присвоенные заявкам участников закупки, по критериям, установленным в конкурсной документации. Заявкам участников закупки ООО «Кохма-Спецодежда» и ООО «Техноавиа-Саха» присвоены следующие баллы:

 

Итого баллов

Ценовой показатель, коэффициент весомости   40 %

Заявленная участником цена договора в руб. с НДС 18%

Функциональные и качественные характеристики, коэффициент весомости  20 %

Соответствие ГОСТу и ТУ завода (техническая характеристика) (от 0 до 50 баллов)

Сроки поставки, коэффициент весомости 20 %

Срок поставки

Срок гарантии коэффициент весомости 20 %

Срок гарантии (не менее 2 лет)

ООО «Кохма-Спецодежда»

78,67

40,00

28 459 168,00

20,00

50

6,67

30

12

3

ООО «Техноавиа-Саха»

78,80

32,14

35 421 616,18

20,00

50

6,67

30

20

5

            Как видно, из приведенной таблицы, по критериям «Функциональные и качественные характеристики», «Соответствие ГОСТу и ТУ завода (техническая характеристика)», «Срок поставки» участникам закупки ООО «Кохма-Спецодежда» и ООО «Техноавиа-Саха» присвоены одинаковые баллы, заявки данных участников закупки различаются лишь по критерию «Цена договора» и «Срок гарантии».

            В соответствии с пунктом 11 Технического задания конкурсной документации гарантийный срок на поставляемую продукцию предоставляется в соответствии с условиями производителя продукции.

            Предметом открытого конкурса является поставка специальной одежды, специальной обуви и средств индивидуальной защиты для нужд ГУП «ЖКХ РС (Я)».

            Порядок и нормы выдачи специальной одежды, специальной обуви и средств индивидуальной защиты регламентированы Трудовым кодексом Российской Федерации и соответствующими нормативными правовыми актами.

   В соответствии статьей 221 Трудового кодекса РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.

   Приказом Минздравсоцразвития РФ от 03.10.2008 N 543н утверждены Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам жилищно-коммунального хозяйства, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением (далее - Типовые нормы).

Вышеуказанными Типовыми нормами установлены нормы выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты на год или на другой промежуток времени, в том числе:

- костюм хлопчатобумажный или из смешанных тканей –1 на 1-2,5 года в зависимости от профессии или должности;

- халаты хлопчатобумажные или из смешанных тканей – 1 год;

- плащ непромокаемый влагозащитный – 1 на 3 года;

- костюм для сварщика брезентовый – 1 на 3 года;

- фартук хлопчатобумажный – 1 на 1 год;

- полукомбинезон хлопчатобумажный или из смешанных тканей – 1 на 1 год

- сапоги резиновые – 1 пара в год;

- рукавицы утепленные – от 1 до 12 пар в гож в зависимости от профессии и должности;

- перчатки резиновые – 3 пары в год.

Нормы выдачи теплой специальной одежды и теплой специальной обуви установлены в зависимости от климатических поясов.

Республика Саха (Якутия) относится к IV климатическому поясу.

Нормы выдачи зимних специальных костюмов на утепляющей подкладке (IV климатический пояс) – 1 костюм на 1,5 года; валенок – 1 пара на 2 года; сапог кожаных утепленных – 1 пара на 1,5 года.

Исходя из вышеизложенного, сроки предоставления гарантии на специальную, одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты работникам жилищно-коммунального хозяйства, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением не могут превышать установленные нормативно-правовыми актами нормы бесплатной выдачи специальной одежды. В соответствии с Типовыми нормами максимальный срок носки специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в зависимости от наименования установлен - 3 года.

   Поскольку максимальный срок носки специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты составляет 3 года, Единая комиссия должна была при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе по критерию «Срок годности» руководствоваться данным максимальным сроком.

Таким образом, если  в заявке на участие в конкурсе указан срок предоставления гарантии, превышающий 3 года (5, 7, 10 лет), Единая комиссия должна присваивать баллы по данному показателю исходя из максимального срока – 3 года.

Из материалов дела установлено, что в заявке на участие в конкурсе участника закупки ООО «Техноавиа-Саха» предложен срок предоставления гарантии – 5 лет, в заявке на участие в конкурсе ООО «Кохма-Спецодежда» - 3 года.

   По показателю «срок гарантии» Единая комиссия при оценке и сопоставлении заявок присвоила заявке ООО «Техноавиа-Саха» 20 баллов, заявке ООО «Кохма-Спецодежда» - 12 баллов.

   Как уже было указано, срок предоставления гарантии исходя из предмета открытого конкурса не может превышать 3 года. Следовательно, заявкам участников размещения заказа ООО «Техноавиа-Саха» и ООО «Кохма-спецодежда» должны были быть присвоены одинаковые баллы по данному критерию.

   Принимая во внимание вышеуказанное, Комиссия Якутского УФАС, приходит к выводу, что при оценке и сопоставлении заявок на участие в открытом конкурсе, Единой комиссией был нарушен порядок определения победителя открытого конкурса.

   В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 подпунктом «и» пункта 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров.

 

р е ш и л а :

 

1. Жалобу ООО «Кохма-Спецодежда» на действия организатора торгов – ГУП «ЖКХ РС (Я)» по проведению открытого конкурса на поставку специальной одежды, специальной обуви и средств индивидуальной защиты в ассортименте для нужд ГУП «ЖКХ РС (Я)» признать  обоснованной.

3. Выдать ГУП «ЖКХ РС (Я)» предписание об устранении допущенных нарушений.      

 

 

Председатель комиссии:                                                                             О.А.Ярыгина

 

 

Члены комиссии:                                                                                        У.В. Борисов

 

                                         О.А. Местникова

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны