Решение №02-01/10/12-2018 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 02-01/10/12-2018 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬН... от 24 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена 21.12.2018 г.

Решение изготовлено в полном объеме 24.12.2018 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель комиссии: "...". – руководитель управления;

Члены Комиссии:

"...". – начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы;

"...". – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы,

в отсутствие:

представителя ответчика по делу о нарушении антимонопольного законодательства, АО «Распределительная сетевая компания Ямала» в лице филиала АО «РСК Ямала» (ОГРН 1148901001094; ИНН 8901008899; КПП 890101001; 29008, ЯНАО, г. Салехард, улица республики, дом 67, офис 605), надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела.

в отсутствие:

- представителя заявителя по делу о нарушении антимонопольного законодательства, ООО «Север +» (629850, ЯНАО, Пуровский район, г. Тарко-Сале, ул. Геологов, д. 7, корпус 1, кв. 34 ОГРН 1098911000517; ИНН 8911024280; КПП 891101001), надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела.

рассмотрев дело № 02-01/10/12-2018 по признакам нарушения АО «Распределительная сетевая компания Ямала» (ОГРН 1148901001094; ИНН 8901008899; КПП 890101001; 29008, ЯНАО, г. Салехард, улица республики, дом 67, офис 605) в лице филиала АО «РСК Ямала» в Пуровском районе (629850, ЯНАО, Пуровский район, г. Тарко-Сале, микрорайон Геолог, д. 22 ГРН 2158901058281) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступило перенаправленное прокуратурой Пуровского района обращение Директора ООО «Север +» (вх. 4594 от 03.08.2018г.), о нарушении филиалом АО «РСК Ямала» в Пуровском районе (629850, ЯНАО, Пуровский район, г. Тарко-Сале, микрорайон Геолог, д. 22 ГРН 2158901058281) требований Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Указанное обращение рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. 44 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). В ходе проверки было установлены признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

На основании приказа Управления от 19.09.2018 № 42 возбуждено дело № 02-01/10/12-2018 и создана Комиссия Управления по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением о назначении дела № 02-01/10/12-2018 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, рассмотрение дела назначено на 19.10.2018г.

Определением об отложении рассмотрения дела № 02-01/10/12-2018 от 19.10.2018г. рассмотрение дела было отложено на 03.12.2018г.

03.12.2018г. после анализа представленных документов Ямало-Ненецким УФАС России дело № 02-01/10/12-2018 о нарушении антимонопольного законодательства отложено и назначено на 21.12.2018г., с целью принятия заключения об обстоятельствах дела.

 

В ходе рассмотрения дела Ямало-Ненецким УФАС России установлено следующее.

Между ООО «Север +» (ИНН: 8911024280) и АО «Тюменская энергосбытовая компания» заключен договор энергоснабжения №1693-ТС от 01.07.2013г. (договор является действующим по настоящее время).

Согласно Приложению № 2 к Договору «Перечень средств учета электрической энергии в точках поставки» на объекте ООО «Север+» («Строительная площадка производственной базы») (далее - Объект) на вводном распределительном устройстве - 0,4кВ установлен счетчик зав. номер <...> . Иных средств учета электрической энергии установлено не было.

«19» августа 2016 года филиалом АО «РСК Ямала» в Пуровском районе проведена проверка электроустановки, расположенной на Объекте, о чем был составлен акт осмотра вводного распределительного устройства.

Также по результатам проверки «19» августа 2016 года были составлены и направлены в адрес потребителя акты о бездоговорном и безучетном потреблении электроэнергии и расчеты объема безучетного и бездоговорного потребления электроэнергии (письмо исх. № 04-05/910 от 14.10.2016).

Филиалом АО «РСК Ямала» в Пуровском районе в адрес ООО «Север +» направлен счет на оплату №94 от 06.10.2016г. за бездоговорное потребление электроэнергии на сумму 452 704,30 (с НДС) и счет на оплату №93 от 06.10.2016г. за технологическое отключение энергопринимающих устройств на сумму 9 643,58 (с НДС).

Указанные Акты был составлены с нарушением п. 192, 193 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее - Основные положения).

 

Из информации, предоставленной Филиалом АО «РСК Ямала» в Пуровском районе следует, что данные акты с приложениями в нарушение п. 192 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, несвоевременно были направлены ведущим юрисконсультом организации Харьковской В.В. в адрес ООО «Север+». Причины, по которым Харьковской В.В. были нарушены сроки, выяснить не представляется возможным ввиду увольнения данного сотрудника в феврале 2017 года.

Кроме того, сотрудники филиала АО «РСК Ямала» в Пуровском районе при составлении актов о неучтенном и бездоговорном потреблении электроэнергии не в полной мере учли требования п. 193 Основных положений, что выразилось в отсутствии в актах данных о контрольных показаниях счетчиков, причинах отказа представителя потребителя от подписи в актах, а также подписи второго незаинтересованного лица.

Причиной данного факта явилось то обстоятельство, что в этот же период времени сотрудники общества составляли акт осмотра вводного распределительного устройства на территории ООО «Север+» и производили незамедлительное отключение подачи электроэнергии в целях исключения возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан вследствие поражения электрическим током.

«27» февраля 2017 года в адрес филиала АО «РСК Ямала» поступило письмо ООО «Север+» (вх. № 02-01/325 от 27.02.2017) с просьбой обязать руководство ООО «Гидропожстрой», с которым у них закончился договор аренды производственной базы, оплатить счет за бездоговорное использование электроэнергии и срыв пломбы на электросчетчике, выявленные 19 августа 2016 года.

По мнению филиала АО «РСК Ямала» в Пуровском районе, данное обстоятельство указывает на признание руководством ООО «Север+» факта бездоговорного использования электроэнергии. Фактически данным письмом ООО «Север+» подтверждает факт бездоговорного потребления электроэнергии.

 

Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

По правилам пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно п. 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, безучетное потребление – это потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности). «Бездоговорное потребление электрической энергии» - самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, кроме случаев потребления электрической энергии в отсутствие такого договора в течение 2 месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей, а также потребление электрической энергии в период приостановления поставки электрической энергии по договору, обеспечивающему продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в связи с введением полного ограничения режима потребления электрической энергии в случаях, предусмотренных Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии

 

В соответствии с пунктом 192 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес:

- гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление;

- лица, осуществившего бездоговорное потребление.

Факт безучетного потребления электрической энергии может быть выявлен в том числе при проведении проверки состояния приборов учета, а также в ходе проведения осмотра прибора учета перед его демонтажем.

Пунктом 193 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, в акте о неучтенном потреблении электрической энергии, составляемом в случае выявления бездоговорного потребления в период приостановления поставки электрической энергии по договору в связи с введением полного ограничения режима потребления электрической энергии, должны содержаться:

данные о лице, осуществляющем бездоговорное потребление электрической энергии;

дата введения полного ограничения режима потребления;

номера, место установки и показания приборов учета на дату и время введения полного ограничения режима потребления или дату и время предыдущей проверки введенного ограничения режима потребления электрической энергии (если снятие таких показаний осуществлялось);

номера, место установки и показания приборов учета на дату и время составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии (если снятие таких показаний осуществляется);

дата предыдущей проверки введенного ограничения режима потребления электрической энергии;

данные о способе и месте осуществления бездоговорного потребления электрической энергии;

объяснения лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта;

замечания к составленному акту (при их наличии).

При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление (обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация)), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии.

Акт о неучтенном потреблении электрической энергии может быть составлен в отсутствие лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, или обслуживающего его гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации).

При этом составляющее акт лицо прикладывает к акту доказательства надлежащего уведомления потребителя о дате и времени составления акта. В этом случае акт составляется в присутствии 2 незаинтересованных лиц или с использованием средств фотосъемки и (или) видеозаписи, при этом материалы фотосъемки, видеозаписи подлежат хранению и передаются вместе с актом о неучтенном потреблении.

Отказ лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, от подписания составленного акта о неучтенном потреблении электрической энергии, а также его отказ присутствовать при составлении акта должен быть зафиксирован с указанием причин такого отказа в акте о неучтенном потреблении электрической энергии.

 

Анализ вышеназванных положений, позволяет сделать вывод о том, что филиалом АО «РСК Ямала» в Пуровском районе, акты о неучтенном потреблении электроэнергии и бездоговорном потреблении электроэнергии составлены с нарушениями обязательных требований Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442.

При таких обстоятельствах акты о неучтенном потреблении электроэнергии и бездоговорном потреблении электроэнергии составленные сетевой компанией 19.04.2016г., не могут являться допустимым и достоверным доказательством факта и объема безучетного и бездоговорного потребления электроэнергии (аналогичная позиция о недопустимости составления акта о безучетном потреблении электроэнергии в отсутствии потребителя содержится в определении от 10.06.2015г. № 310-ЭС15-6593 Верховного суда Российской Федерации).

 

Таким образом, действия (бездействие) АО «Распределительная сетевая компания Ямала» в лице филиала АО «РСК Ямала» в Пуровском районе, выразившиеся в нарушении предусмотренного п. 192, 193 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, порядка составления актов безучетного и бездоговорного потребления, приводят к ущемлению интересов ООО «Север+», поскольку влекут необоснованное предъявление платы за безучетное и бездоговорного потребление электроэнергии.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

На основании части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» филиал АО «РСК Ямала» в Пуровском районе занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии на территории Пуровского района в границах балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации, к сетям которой присоединены потребители, за исключением зон деятельности других сетевых организаций, и на  его деятельность распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции».

В соответствии с части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Данная позиция Комиссии также изложена в заключении об обстоятельствах дела, направленного письмом от 05.12.2018 № АР/4037.

АО «Распределительная сетевая компания Ямала» в лице филиала АО «РСК Ямала» на заключение об обстоятельствах дела возражений не представлено.

 

Таким образом, действия АО «Распределительная сетевая компания Ямала» в лице филиала АО «РСК Ямала», выразившиеся в нарушении предусмотренного п. 192, 193 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, порядка составления актов безучетного и бездоговорного потребления, которые приводят к ущемлению интересов ООО «Север+», поскольку влечет необоснованное предъявление платы за безучетное и бездоговорное потребление электроэнергии, и являются нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать АО «Распределительная сетевая компания Ямала» в лице филиала АО «РСК Ямала» в Пуровском районе нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с нарушением предусмотренного п. 192, 193 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, порядка составления актов безучетного и бездоговорного потребления, которые приводят к ущемлению интересов ООО «Север+» поскольку влечет необоснованное предъявление платы за безучетное и бездоговорное потребление электроэнергии.

2. Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать, ввиду отзыва актов безучетного и бездоговорного потребления электроэнергии и счетов на оплату задолженности выставленных ООО «Север+» на основании указанных актов.

3. Передать материалы дела уполномоченному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства для возбуждения административного производства, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ в отношении лица, виновного в нарушении антимонопольного законодательства.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны