Решение №03-01/21/10-2018 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 03-01/21/10-2018 от 9 июля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии: «…».. – руководитель управления;

Члены комиссии:

«…». – начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы;

Матросова А.М. – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы,

При участии:

«…».. – представителя Государственного учреждения «Окружная государственная телевизионная и радиовещательная компания «Ямал-Регион», действующей на основании доверенности № 41-18 от 28.05.2018 года,

рассмотрев материалы дела № 03-01/21/10-2018, возбужденного в отношении Государственного учреждения «Окружная государственная телевизионная и радиовещательная компания «Ямал-Регион»» (ГУ «ОГТРК «Ямал-Регион», ИНН 8901009236, ОГРН 1028900508999, адрес: 629007, ЯНАО, город Салехард, микрорайон Богдана Кнунянца, дом 1) по признакам нарушения пункта 3 части 2 статьи 21 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе», в части размещения рекламы алкогольной продукции в телепрограмме,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Ямало-Ненецкого УФАС России Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу направлены материалы для рассмотрения в рамках компетенции по факту нарушения Окружной государственной телевизионной и радиовещательной компанией «Ямал-Регион» (Государственное учреждение «ОГТРК «Ямал-Регион», ИНН 8901009236, ОГРН 1028900508999, адрес: 629007, ЯНАО, город Салехард, мкр. Богдана Кнунянца, д. 1) рекламного законодательства.

В ходе проведения анализа поступивших материалов эфира Окружной государственной телевизионной и радиовещательной компании «Ямал-Регион» (свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77-72816 от 17 мая 2018 года) установлено следующее.

24 апреля 2018 года в 05:57 в эфире телепрограммы «Словарь рыбака» размещена рекламная информация с демонстрацией алкогольной продукции следующего содержания:

«ЗУБРОВКА – водка,

настоянная на одноимённом

душистом травянистом растении».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) реклама – это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Пункт 2 статьи 3 Закона о рекламе определяет объект рекламирования как товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

По результатам анализа полученной информации определением от 16 мая 2018 года было возбуждено производство по делу № 03-01/21/10-2018 по признакам нарушения пункта 3 части 2 статьи 21 Закона о рекламе.

В рамках рассмотрения дела Государственным учреждением «ОГТРК «Ямал-регион» представлены письменные пояснения, из которых следует.

Факт изображения алкогольной продукции в программе «Словарь рыбака» в эфире телеканала «ОГТРК «Ямал-регион» от 24 апреля 2018 года в ночное время (05:57) имел место быть.

Производство циклового произведения «Словарь рыбака» осуществлялось ООО «4 МЕДИА» по заказу ГУ «ОГТРК «Ямал-регион» в рамках гражданско-правового договора от 21.12.2012 года № 31200076052 на выполнение работ по созданию аудиовизуального произведения. Из существа программы в целом с изображением алкогольной продукции, в частности «Зубровка – водка, настоянная на одноимённом душистом травянистом растении» следует, что производитель программы, используя данное изображение, пытался лишь усилить художественное воздействие, эстетическое восприятие программы зрителем, и не преследовал цель по привлечению внимания к продукту, формированию или поддержанию интереса к нему. Более того, демонстрация алкогольной продукции в рамках телепрограммы «Словарь рыбака» не являлась заказным материалом, и ее распространение не было направлено на получение учреждением прибыли, а использовалось исключительно в информационных целях.

Также специалистами Ямало-Ненецкого УФАС России была просмотрена и прослушана запись телепрограммы «Словарь рыбака», выпуск 43, предоставленная в материалы дела ГУ «ОГТРК «Ямал-регион», следующего содержания: «ЗУБРОВКА – водка, настоянная на одноимённом душистом травянистом растении».

Представленная запись фрагмента телепрограммы «Словарь рыбака» идентична направленным материалам Управления Роскомнадзора по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу.

            В соответствии с частью 4 статьи 2 Закона о рекламе специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться в телепрограммах и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании.

Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России, изучив материалы дела, а также оценив устные и письменные пояснения лица, участвующего в деле, установила следующее.

Материалами дела подтверждается распространение в эфире телепрограммы «Словарь рыбака» рекламной информации следующего содержания: «ЗУБРОВКА – водка, настоянная на одноимённом душистом травянистом растении» 24 апреля 2018 года в 05:57 местного времени.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация, доводимая до потребителей посредством распространения на телеканале «Ямал-регион» 24 апреля 2018 года в 05:57 в телепрограмме «Словарь рыбака», является рекламой, так как отвечает всем квалифицирующим признакам рекламы:

- распространена в телепрограмме на телеканале «Ямал-регион»;

- адресована неопределенному кругу лиц – всем зрителям телеканала «Ямал-регион»;

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание к нему интереса и его продвижение на рынке.

Таким образом информация, распространенная посредством размещения и демонстрации в эфире телепрограммы «Словарь рыбака» на телеканале «Ямал-регион» 24 апреля 2018 года в 05:57, предназначена для неопределенного круга лиц, формирует и поддерживает интерес к конкретному объекту (алкогольная продукция водка «Зубровка»), имеет конечной целью привлечение внимания или поддержание интереса к данной алкогольной продукции, следовательно, указанная информация является рекламой.

Пункт 2 статьи 3 Закона о рекламе определяет объект рекламирования как товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

            Согласно части 9 статьи 5 Закона о рекламе не допускаются использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции или в другой продукции и распространение скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе такое воздействие путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами.

            Таким образом, демонстрация в эфире телепрограммы «Словарь рыбака» рекламы алкогольной продукции может ассоциироваться у потребителей с определенным напитком – водкой «Зубровка», тем самым обращая внимание и поддерживая интерес к данному алкогольному напитку.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться в телепрограммах и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании.

            В соответствии с частью 4 статьи 2 Закона о рекламе специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

            В соответствии с Федеральным законом от 22.11.1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» алкогольная продукция – это пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

            Отсюда следует, что водка – это алкогольная продукция, а значит на ее рекламу распространяются требования статьи 21 Закона о рекламе.

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 3 части 2 статьи 21 Закона о рекламе.

Пунктом 7 статьи 3 Закона о рекламе установлено, что рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Следовательно, в действиях Государственного учреждения «Окружная государственная телевизионная и радиовещательная компания «Ямал-Регион» (ГУ «ОГТРК «Ямал-Регион», ИНН 8901009236, ОГРН 1028900508999, адрес: 629007, ЯНАО, город Салехард, микрорайон Богдана Кнунянца, дом 1) усматриваются признаки нарушения пункта 3 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы алкогольной продукции в эфире телепрограммы «Словарь рыбака» на телеканале «Ямал-регион».

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 – 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу, размещенную 24 апреля 2018 года в 05:57 в эфире телепрограммы «Словарь рыбака» на телеканале «Ямал-регион» следующего содержания: «ЗУБРОВКА – водка, настоянная на одноимённом душистом травянистом растении» ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 3 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать в связи с тем, что в настоящее время вышеуказанная реклама не распространяется.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ямало-Ненецкого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц.

Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии Ямало-Ненецкого УФАС России 06 июня 2018 года.

Решение изготовлено в полном объеме 09 июня 2018 года.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель комиссии                                                                                «…».

 

 

Члены комиссии:                                                                                 «…».

 

 

                                                                                                                      «…».

Связанные организации

Связанные организации не указаны