Решение №03-01/28/3-2018 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 03-01/28/3-2018 от 3 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии: «…». – руководитель управления;

Члены комиссии:

«…». – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы;

«…». – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы,

При участии:

«…». – представитель НО «Гарантийный фонд поддержки малого предпринимательства Ямало-Ненецкого автономного округа» по доверенности №2/17 от 23.01.2017 года,

рассмотрев материалы дела № 03-01/28/3-2018, возбужденного в отношении Микрофинансовой компании «Фонд финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства Ямало-Ненецкого автономного округа» (ИНН 8901023569, ОГРН 1098900000814, адрес: 629008 ЯНАО г. Салехард, ул. Комсомольская, дом 13, далее – Фонд финансовой поддержки СМП ЯНАО) по признакам нарушения части 1, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», и в отношении Некоммерческой организации «Гарантийный фонд поддержки малого предпринимательства Ямало-Ненецкого автономного округа» (ИНН 8901023576, ОГРН 1098900000825, адрес: 629008 ЯНАО г. Салехард, ул. Комсомольская, дом 13) по признакам нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе», в части распространения рекламы на входной группе здания, расположенного по адресу: г. Салехард, ул. Комсомольская, дом 13,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Ямало-Ненецкого УФАС России поступило анонимное обращение гражданина (г. Тюмень) по факту размещения Микрофинансовой компанией «Фонд финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства Ямало-Ненецкого автономного округа» (ИНН 8901023569, ОГРН 1098900000814, адрес: 629008 ЯНАО г. Салехард, ул. Комсомольская, дом 13) (далее – Фонд финансовой поддержки СМП ЯНАО) рекламы на входной группе здания, расположенного по адресу: г. Салехард, ул. Комсомольская, дом 13.

Из обращения установлено.

В городе Салехарде в здании, расположенном по адресу: ул. Комсомольская, дом 13, на входной двери расположена рекламная информация следующего содержания:

 

«до 70% от суммы кредита \ займа

ПОРУЧИТЕЛЬСТВА

до 60 месяцев».

 

Специалистами Ямало-Ненецкого УФАС России осуществлен осмотр входной группы здания, расположенного по адресу: г. Салехард, ул. Комсомольская, дом 13, о чем составлен акт от 14 февраля 2018 года, зафиксированный фотосъемкой. В результате осмотра установлено, что справа от входной двери здания размещена рекламная информация, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, следующего содержания:

 

«до 70% от суммы кредита \ займа

ПОРУЧИТЕЛЬСТВА

до 60 месяцев».

 

Согласно статье 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг, и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя и, если имеется, отчество).

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно части 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2013 года    № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 28 Закона о рекламе.

12.03.2018 г. Фондом финансовой поддержки СМП ЯНАО в Ямало-Ненецкое УФАС России представлены пояснения по делу № 03-01/28/3-2018 и документы, запрашиваемые в определении о возбуждении дела № 03-01/28/3-2018 от 21.02.2018.

13.03.2018 г. на рассмотрение дела № 03-01/28/3-2018 от представителей Фонда финансовой поддержки СМП ЯНАО в материалы дела представлена дополнительная информация, из которой установлено, что рекламораспространителем спорной рекламы является Некоммерческая организация «Гарантийный фонд поддержки малого предпринимательства Ямало-Ненецкого автономного округа» (ИНН: 8901023576, ОГРН: 1098900000825, адрес: 629008, город Салехард, ул. Комсомольская, дом 13) .

В силу статьи 3 Федерального закона «О рекламе» под рекламораспространителем понимается лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Следовательно, в действиях НО «Гарантийный фонд поддержки малого предпринимательства Ямало-Ненецкого автономного округа» (ИНН 8901023576 ОГРН 1098900000825, адрес: 629008 ЯНАО г. Салехард, ул. Комсомольская, дом 13) усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5 Закона «О рекламе».

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Ответственность за нарушение части 7 статьи 5 Закона «О рекламе» в соответствии со статьей 38 Закона «О рекламе» несет рекламодатель (изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо).

Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России, рассмотрев материалы дела, пришла к выводу о необходимости получения дополнительных доказательств.

Срок рассмотрения дела № 03-01/28/3-2018 истекает 21 марта 2018 года, в этой связи Комиссия считает необходимым продлить срок рассмотрения дела на два месяца до 21 мая 2018 года. Заседание Комиссии назначено на 20 апреля 2018 года.

Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, определила привлечь в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», Некоммерческую организацию «Гарантийный фонд поддержки малого предпринимательства Ямало-Ненецкого автономного округа» (ИНН 8901023576, ОГРН 1098900000825, адрес: 629008, г. Салехард, ул. Комсомольская, дом 13).

Определением об отложении и продлении срока рассмотрения дела от 13 марта 2018 года № 03-01/28/3-2018 у Некоммерческой организации «Гарантийный фонд поддержки малого предпринимательства Ямало-Ненецкого автономного округа» (далее – Гарантийный фонд ЯНАО) запрошены письменные пояснения и документы, касающиеся обстоятельств, изложенных в настоящем определении.

16 апреля 2018 года Гарантийным фондом ЯНАО в материалы дела № 03-01/28/3-2018 представлены пояснения и необходимые запрошенные документы.

Из представленной информации следует, что размещенные на входной группе здания, расположенного по адресу: г. Салехард, ул. Комсомольская, дом 13, плакаты были заказаны Гарантийным фондом ЯНАО у ООО «Артвид» по договору об оказании полиграфических услуг (изготовлении полиграфической продукции) от 28 сентября 2017 года № 9-ЦПП.

Следовательно, Гарантийный фонд ЯНАО является заказчиком и  рекламодателем рекламного плаката следующего содержания:

 «до 70% от суммы кредита \ займа

ПОРУЧИТЕЛЬСТВА

до 60 месяцев».

Согласно статье 3 Федерального закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация, размещенная входной группе здания, расположенного по адресу: г. Салехард, ул. Комсомольская, дом 13, содержит следующие признаки рекламы:

- распространена посредством размещения на входной группе здания, расположенного по адресу: г. Салехард, ул. Комсомольская, дом 13;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание к нему интереса и его продвижение на рынке.

Таким образом информация, распространенная посредством размещения плаката на входной группе здания по адресу: г. Салехард, ул. Комсомольская, дом 13, предназначена для неопределенного круга лиц, формирует и поддерживает интерес к конкретному объекту (кредиты, займы) и к конкретным услугам (поручительства), имеет конечной целью реализацию данных услуг, следовательно, указанная информация является рекламой.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно части 7 статьи 5 Закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В данном случае в указанной рекламе отсутствует часть существенной информации, что может ввести потребителя в заблуждение, а именно указание на то, что данные услуги – поручительства, оказываются на определенных условиях – до 70%, до 60 месяцев от суммы кредита / займа субъектам малого и среднего предпринимательства.

Рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем, и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Таким образом, реклама, размещенная на входной группе здания, расположенного по адресу: г. Салехард, ул. Комсомольская, дом 13, нарушает требования части 7 статьи 5 Федерального Закона о рекламе.

Ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель, которым в соответствии со статьей 3 данного закона является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Следовательно, в действиях Некоммерческой организации «Гарантийный фонд поддержки малого предпринимательства Ямало-Ненецкого автономного округа» (ИНН 8901023576, ОГРН 1098900000825, адрес: 629008, город Салехард, улица Комсомольская, дом 13)  усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемых услугах, об условиях их приобретения или использования, при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, ч. 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 – 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу, размещенную на входной группе здания, расположенного по адресу: г. Салехард, ул. Комсомольская, дом 13, следующего содержания:

«до 70% от суммы кредита \ займа

ПОРУЧИТЕЛЬСТВА

до 60 месяцев»

ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать в связи с тем, что в настоящее время вышеуказанная реклама не распространяется.

3. В отношении Микрофинансовой компании «Фонд финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства Ямало-Ненецкого автономного округа» (ИНН 8901023569, ОГРН 1098900000814, адрес: 629008 ЯНАО г. Салехард, улица Комсомольская, дом 13) производство по делу № 03-01/28/3-2018 прекратить.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ямало-Ненецкого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц.

 

Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии Ямало-Ненецкого УФАС России 20 апреля 2018 года.

Решение изготовлено в полном объеме 03 мая 2018 года.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

 

Председатель комиссии                                                                                «…»

 

 

 

Члены комиссии:                                                                                       «…»

 

 

                                                                                                                       «…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны