Решение №РНП 89-159/2018 Решение № РНП 89-159/2018 по факту одностороннего отказа Зак... от 24 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – Комиссия, Управление) в составе:

Председателя Комиссии:

«…». – руководителя Управления,

Членов Комиссии:

«…».. – главного специалиста-эксперта Управления,

«…».– главного специалиста-эксперта Управления,

рассмотрев материалы дела, представленные МКУ «Салехардская ДЕЗ» (ИНН: 8901015840, ОГРН: 1048900004889) (далее - Заказчик) для включения сведений об ИП Вознюк В. В. (ИНН 860201525640, ОГРНИП 304860235700540) (далее – Подрядчик, Исполнитель) в Реестр недобросовестных исполнителей (подрядчиков, поставщиков) (далее - Реестр) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта от 03.09.2018 № 163/18Б на «Ликвидацию несанкционированных свалок» (реестровый номер контракта 3890101584018000058) (далее – Контракт),

в присутствии представителя Заказчика;

в отсутствие представителя Подрядчика надлежащим образом уведомленного о месте, дате и времени рассмотрения обращения,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Ямало-Ненецкое УФАС России в соответствии с ч. 2 и 6 ст. 104 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), были представлены материалы электронного аукциона и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (вход. № 7085 от 03.12.2018).

Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения предоставленные Обществом, в результате проверки содержащихся в указанных документах и информации фактах одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта на основании части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия считает, что сведения об Исполнителе не подлежат включению в Реестр, исходя из следующего.

Вопросы включения сведений о поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков урегулированы статьей 104 Закона о контрактной системе. Частью 1 данной статьи предусмотрено, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В силу п. 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр.

Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.

В силу пункта 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

 

03.09.2018г. на основании Протокола подведения итогов электронного аукциона от 20.08.2018 №0190300002118000362-3, между Заказчиком и Подрядчиком заключен контракт.

Согласно п. 1.1 Контракта п соответствии с техническим заданием (Приложение 2) и условиями настоящего Контракта Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательство на выполнение работ по ликивдации несанкционированных свалок (далее по тексту - Работы).

Согласно п. 3.1 Контракта начало выполнения Сторонами обязательств по Контракту - с момента заключения Контракта.

Согласно п. 3.2 Контракта окончание выполнения Работ - до 20 сентября 2018 года.

04.10.2018 Заказчиком было направленно письмо № 01-06/2017 о том, что Подрядчиком нарушены сроки выполнения работ по контракту, а также по предварительным данным на 03.10.2018 вывезено 494 м3 несанкционированного мусора, остаток мусора в рамках контракта составляет 3 406 м3 и 6т. автомобильных покрышек и просит Подрядчика принять незамедлительные меры по выполнению Контракта в полном объеме.

Однако, в нарушении условий Контракта Исполнителем меры по выполнению Контракта в полном объеме не предприняты, что подтверждается Актами комиссионного обследования объектов от 01.11.2018 и от 16.10.2018.

Из материалов обращения Заказчика следует, что Подрядчиком ненадлежащим образом исполнены обязательства по указанному Контракту, тем самым нарушив условия Контракта, что явилось основанием для принятия Заказчиком решения от 31.10.2018 № 01-06/2315 об одностороннем отказе от исполнения Контракта.

Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, что такое право предусмотрено контрактом.

В части 11 Контракта, установлен порядок расторжения Контракта в одностороннем порядке.

В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в течение трех рабочих дней, следующего за датой принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).

В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

31.10.2018г. решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).

Решение об одностороннем отказе от 31.10.2018 № 01-06/2315 получено Исполнителем 24.10.2018 г.

Ямало-Ненецким УФАС России в адрес Заказчика и Исполнителя было направлено Уведомление (исх. № АР/4160 от 10.12.2018) о заседании комиссии по рассмотрению документов по факту одностороннего отказа от исполнения контракта, а также о необходимости в срок до 14.12.2018 г. Исполнителю предоставить письменное документально подтвержденное обоснование причин неисполнения своих обязательств по Контракту.

Подрядчиком в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России на момент рассмотрения материалов дела не предоставило обоснование причин неисполнения своих обязательств по Контракту.

 

Основаниями включения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр при одностороннем отказе заказчика от исполнения обязательств по контракту, при условии соблюдения порядка, установленного статьей 95 Закона о контрактной системе, принятия соответствующего решения, являются документально подтвержденные следующие обстоятельства:

-неисполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;

-ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;

-установление заказчиком в ходе исполнения контракта несоответствия поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям, установленным документацией о закупке;

-установление заказчиком в ходе исполнения контракта факта представления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) недостоверной информации о своем соответствии установленным документацией о закупке требованиям.

В соответствии с частью 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации постановлением от 25.11.2013 № 1062 утвердило Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).

Пунктом 12 данных Правил установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 Правил, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.

Как следует из материалов дела, в срок, установленный Контрактом (пункт 3.2), услуги оказаны заказчику не в полном объёме Заказчику. Доказательств обратного Подрядчиком не предоставлено.

Необходимо отметить, что решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта было принято 31.10.2018 года, при этом в данный период времени, Исполнитель не устранил нарушения Контракта.

Таким образом, у Исполнителя имелось достаточно времени на устранение недостатков, однако им даже не предпринимались попытки оказать услуги Заказчику.

В соответствии со статьей 2 ГК РФ, предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Таким образом, при принятии решения об участии в электронном аукционе участник должен осознавать возможность наступления неблагоприятных последствий при неисполнение им обязательств по контракту, в случае признания его победителем.

Заключив контракт, Подрядчик принял на себя обязательства, по его надлежащему исполнению.

Из предоставленных материалов дела Комиссия контрольного органа пришла к выводу, что Подрядчиком нарушены п.п. 1.1, 3.2 Контракта, и что Заказчиком обоснованно принято решение об одностороннем отказе.

Размещение сведений об участнике размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения заказа от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.

Исходя из статьи 104 Закона о контрактной системе, реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (часть 2 статьи 104 Закона о контрактной системе).

С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.

Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.

С учетом характера правовых последствий включения хозяйствующего субъекта в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) - юридической ответственности в виде невозможности в течение двух лет участвовать в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установлению подлежит субъективная сторона действий исполнителя, предполагающая наличие вины (умысла, неосторожности).

Недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.

Принимая участие в закупке, Индивидуальный предприниматель осуществляет предпринимательскую деятельность, которая в соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами.

При этом, в любом случае, действия хозяйствующего субъекта при осуществлении им предпринимательской деятельности должны осуществляться в установленном законом порядке.

Поскольку хозяйствующий субъект ИП Вознюк В. В., обязанный соблюдать действующее законодательство, допустил невнимательное отношение к условиям Контракта, имея при этом возможность соблюдения требований законодательства, Комиссия контрольного органа приходит к выводу, что в действиях вышеуказанного субъекта есть умысел на уклонение от исполнения заключенного контракта по вышеуказанной закупке.

 

Вместе с тем Комиссия отмечает, что сведения об Подрядчике не подлежат включению в Реестр, на основании следующего.

В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе, признается:

- дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) решения (уведомления) об одностороннем отказе от исполнения контракта, либо;

- дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте, либо;

- дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе, в случае невозможности получения указанных подтверждения либо информации.

Подрядчик не получил решение Заказчика об одностороннем отказе согласно почтовой корреспонденции предоставленной Заказчиком (трек номер <...> ).

Таким образом Подрядчик считается надлежаще уведомлен по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС, то есть 01.12.2018г.

Контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (11.12.2018).

Следовательно, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в законную силу, и контракт считается расторгнутым с 12.12.2018г.

Однако согласно информации указанной в ЕИС в разделе «Документы» подраздел «Информация об исполнении (о расторжении) контракта»: Дата расторжения контракта: 31.10.2018г.

Таким образом, в действиях Заказчика усматривается нарушение ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе в части сокращения десятидневного срока, предназначенного для устранения нарушений условий контракта, что образует состав административного правонарушения предусмотренного ч. 6 ст. 7.32 «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

На основании изложенного, сокращение десятидневного срока, предназначенного для устранения нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта, влечет невозможность включения сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 года № 1062, приказом ФАС России от 27.08.2007 года № 267, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Сведения об ИП Вознюк В. В. (ИНН 860201525640, ОГРНИП 304860235700540), представленные МКУ «Салехардская ДЕЗ» (ИНН: 8901015840, ОГРН: 1048900004889) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта от 03.09.2018 № 163/18Б на «Ликвидацию несанкционированных свалок» (реестровый номер контракта 3890101584018000058), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
  2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
  3. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

 

Председатель комиссии                                                                                 «…».

 

Члены комиссии                                                                                              «…».

                                                                                                                   «…».

 

 

 

 

В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участник закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.

Связанные организации

Связанные организации не указаны