Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу об административно... от 10 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПАО «МРСК Центра»

127018, г. Москва.

ул. 2-я Ямская, д. 4

 

Филиал ПАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго»

 

150003, г. Ярославль,

ул. Воинова, д. 12

 

АО «ЯГК»

150040, г. Ярославль,

ул. Победы, д. 28а

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу № 03-07/30-17

об административном правонарушении

 

31 октября 2017 года г. Ярославль

 

Заместитель руководителя Ярославского УФАС России М.И. Матяшевская, рассмотрев протокол по делу об административном правонарушении от 29 сентября 2017 года, составленный начальником отдела антимонопольного контроля А.С. Шушковой, решение по делу № 03-03/14-16 о нарушении антимонопольного законодательства от 03 мая 2017 года (дата изготовления решения в полном объеме – 19.05.2017 г.) и материалы дела об административном правонарушении № 03-07/30-17, возбужденного в отношении публичного акционерного общества «Межрегиональная региональная сетевая компания Центра» (далее также – Общество, ПАО «МРСК Центра»), юридический адрес: 127018, г. Москва, ул. 2-я Ямская, д. 4, ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498, по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ, в отсутствии представителя ПАО «МРСК Центра» (Общество о дате и времени рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом, почтовое отправление 15097708488867 получено 25 октября 2017 года)

 

у с т а н о в и л:

 

Решением Комиссии Ярославского УФАС России 03 мая 2017 года (изготовлено в полном объеме 19.05.2017 года) ПАО «МРСК Центра» было признано нарушившими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). Нарушение выразилось в действиях ПАО «МРСК Центра» по несоблюдению специального порядка ограничения режима электропотребления объектов АО «Ярославская генерирующая компания» (Центральная котельная с. Н.Некоуз; Котельная ЦРБ (Пошехонский филиал); Котельная бани (Пошехонский филиал); Котельная Промплощадка (Ростовский филиал); 38 котельная (Ростовский филиал); Котельная «Речной порт» (Угличский филиал)) при направлении уведомления № МР4-ЯП/22-2/2963 от 03.06.2016 , заявки на введение ограничения № ЯР/22-2/168 от 09.06.2016.

Дело № 03-03/14-16 было возбуждено по обращениям АО «Ярославская генерирующая компания», поступившим из прокуратуры Ленинского района г. Ярославля (вх. № 8487 от 14.07.2016, вх. № 8655 от 15.07.2016), а также в связи с поступлением информации из Угличской межрайонной прокуратуры (вх. № 11405 от 02.08.2016) о нарушении ПАО «МРСК Центра» антимонопольного законодательства, выразившемся во введении полного ограничения режима потребления электрической энергии на объекты водоснабжения АО «ЯГК» (уведомление № МР1-ЯР/22-2/2963 от 03.06.2016, заявка на введение ограничения № ЯР/22-2/168 от 09.06.2016), чем создана угроза ущемления интересов АО «ЯГК» и неопределенного круга добросовестных потребителей, которые обеспечиваются от котельных АО «ЯГК» горячей водой.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что между ПАО «МРСК Центра» и АО «ЯГК» заключен договор № 40677192 от 01 декабря 2012 года оказания услуг по передаче электрической энергии. Перечень точек поставки электрической энергии указан в приложении № 3 к договору. Акты согласования технологической и аварийной брони электроснабжения потребителя электрической энергии (приложение № 7 к договору) отсутствуют.

На запрос ПАО «МРСК Центра» № МР1-ЯР/22-2/1883/1 от 12.04.2016 (запрос в материалах дела отсутствует) о подготовке и предоставлении актов согласования технологической и/или аварийной брони для объектов электроснабжения АО «ЯГК» последнее направило письмо № 01-456 от 25 апреля 2016 года, в котором указало, что объекты электроснабжения АО «ЯГК» (котельные) не относятся к категории потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям в соответствии с приложением Приложением к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 442. В данном письме выражалась просьба, рассмотреть возможность заключения актов согласования технологической и/или аварийной брони для объектов АО «ЯГК» (котельных) за рамками постановления Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года №442, в связи с тем, что ограничение режима потребления электрической энергии на данных объектах может привести к социальным последствия. При принятии положительного решения АО «ЯГК» готовы подготовить и представить акты на согласование.

В отношении АО «ЯГК» введена процедура наблюдения по решению Арбитражного суда Ярославской области по делу № А82-13911/2015 от 13 апреля 2016 года, в связи с чем возмещение задолженности кредиторам осуществляется в порядке очередности, установленной законом. 10 июня 2016 года письмом № 01-616 АО «ЯГК» уведомило ПАО «МРСК Центра» о введении процедуры наблюдения.

По сведениям ПАО «МРСК Центра» (письмо № МР1-ЯР/18-1/1931-12 от 13.10.2016) по состоянию 01 июня 2016 года у АО «ЯГК» образовалась просроченная задолженность по оплате услуг по договору в размере 119 860 722,46 руб. за период с января 2015 года по апрель 2016 года включительно:

за январь 2015 – 8 017 916,6 руб.,

за февраль 2015 – 4 531 712 руб.,

за март 2015 – 10 099 197,61 руб.,

за апрель 2015 – 10 202 253,63 руб.,

за май 2015 – 3 837 616,66 руб.,

за июнь 2015 – 1 417 855,91 руб.,

за июль 2015 – 1 338 614,60 руб.,

за август 2015 – 1 360 725,76 руб.,

за сентябрь 2015 – 1 521 031,23 руб.,

за октябрь 2015 – 9 206 702,87 руб.,

за ноябрь 2015 – 9 831 205,999 руб.,

за декабрь 2015 – 11 707 636,75 руб.,

за январь 2016 – 12 507 064,21 руб.,

за февраль 2016 – 11 674 190,64 руб.,

за март 2016 – 11 664 245,00 руб.,

за апрель 2016 – 10 542 752,26 руб.

ПАО «МРСК Центра» направило в АО «ЯГК» уведомление № МР1-ЯР/22-2/2963 от 03 июня 2016 года о введении ограничения режима потребления электрической энергии в связи с образовавшейся задолженностью в размере 119 460 722,46 руб. В случае непогашения задолженности в период с 14-00 14 июня года о 17-00 17 июня 2016 года будет проводиться прекращение оказания услуг по передаче электрической энергии путем отключения объектов в соответствии с прилагаемым к письму перечнем (142 объекта).

09 июня 2016 года ПАО «МРСК Центра» направило в районные участки электрических сетей (Некоузский, Пошехонский, Ростовский, Угличский, Переславский, Борисоглебский, городской) заявку № ЯР/22-2/168 на введение ограничения режима потребления электрической энергии в период с 14-00 14.06.2016 до 17-00 17 июня 2016 года путем отключения объектов в соответствии с перечнем, приложенным к письму, начиная с 14 июня 2016 года с котельных без ГВС, с 15 июня 2016 года всех остальных.

ПАО «МРСК Центра» представлены в материалы дела акты ограничения/возобновления режима потребления электрической энергии, заявки на возобновление режима потребления электрической энергии, в соответствии с которыми:

– 14 июня 2016 года в Борисоглебском районе отключено 6 объектов, акты ограничения режима потребления электрической энергии №№ 18-16, 19-16, 20-16, 21-16 (2 шт.), 22-16, 23-16 (2 шт.). Согласно заявке ПАО «МРСК Центра» в Борисоглебский РЭС на возобновление энергоснабжения №ЯР/22-2 от 19 августа 2016 года (8 объектов), режим потребления на 7 объектах возобновлен 24 августа 2016 года согласно актам №№ 12-16, 13-16, 14-16, 15-16, 16-16, 18-16, 19-16, на 1 объекте – 31 августа 2016 года согласно акту № 17-16.

– 14 и 15 июня 2016 года в Угличском районе отключено 11 объектов (все котельные), акты ограничения режима потребления электрической энергии без номеров от 14.06.2016 (1шт.), от 15.06.2016 (2 шт.). Представлены заявки ПАО «МРСК Центра» в Угличский РЭС о возобновлении энергоснабжения котельных с ГВС с 16.06.2016 (3 объекта), с 17.06.2016 (8 котельных), представлены только акты возобновления энергоснабжения от 17.06.2016 без номера (на 6 объектов). Согласно заявке ПАО «МРСК Центра» в Угличский РЭС на возобновление энергоснабжения №ЯР/22-2 от 11.08.2016 (8 объектов), режим потребления на 8 объектах возобновлен 11.08.2016 согласно акту без номера.

– 14 июня 2016 года в Пошехонском районе отключено 5 объектов (котельные), акты ограничения режима потребления электрической энергии №№ 6,7,8,9,10 от 14.06.2016. Согласно заявке ПАО «МРСК Центра» в Пошехонский РЭС на возобновление энергоснабжения №ЯР/22-2 от 19.08.2016, акты возобновления энергоснабжение по данной заявке в материалы дела не представлены.

– 16 и 17 июня 2016 года в Некоузском районе отключено 11 объектов (6 котельных), акты ограничения режима потребления электрической энергии без номеров от 16.06.2016 (3шт.), от 17.06.2016 (8 шт.) Согласно заявке ПАО «МРСК Центра» в Некоузский РЭС на возобновление энергоснабжения №ЯР/22-2 от 19.08.2016, режим потребления на 10 объектах возобновлен 22.08.2016, на 1 объекте – 25.08.2016 (согласно представленным актам без номеров).

 17 июня 2016 года в Переславском районе отключено 26 объектов (котельные, водокачка, подпитывающий насос, насосная, сетевой насос), акт ограничения режима потребления электрической энергии №50 от 17.06.2016. Согласно заявке ПАО «МРСК Центра» в Переславский РЭС на возобновление энергоснабжения №ЯР/22-2 от 17.08.2016 (26 объектов), режим потребления на 26 объектах возобновлен 19.08.2016 согласно акту №68.

17 июня 2016 года Некоузским филиалом АО «ЯГК» была направлена жалоба № НКЗ-194 в прокуратуру Некоузского района Ярославской области. В жалобе указано, что ПАО «МРСК Центра» направило уведомление № МР1-ЯР/22-2/2963 от 03 июня 2016 года о введении ограничения режима потребления электрической энергии в связи с образовавшейся задолженностью в размере 119 460 722,46 руб. В случае непогашения задолженности в период с 14-00 14.06.2016 до 17-00 17.06.2016 будет проводиться прекращение оказания услуг по передаче электрической энергии путем отключения объектов в соответствии с прилагаемым перечнем. Заявитель указал, что сетевой организацией нарушен установленный законодательством порядок введения ограничения режима потребления электрической энергией.

Порядок введения ограничения регламентируется Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 442 (далее – Постановление №442).

В соответствии с абзацами 1, 2 подпункта «б» пункта 2 Постановления № 442 ограничение режима потребления электрической энергии вводится при:

неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, а для граждан-потребителей за 2 расчетных периода, либо к образованию задолженности потребителя перед энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в размере, установленном в договоре;

возникновении у потребителя услуг по передаче электрической энергии задолженности по оплате услуг по передаче электрической энергии, соответствующей одному периоду между установленными договором сроками платежа, а если потребителем является гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация, которая в соответствии с Основными положениями продает электрическую энергию сетевой организации для целей компенсации потерь электрической энергии) - в возникновении у него задолженности в указанном размере, рассчитанной за вычетом задолженности сетевой организации по оплате электрической энергии для компенсации потерь электрической энергии перед этим гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией)

Согласно пункту 3 Постановления № 442 величина технологической и аварийной брони учитывается при введении ограничения режима потребления в соответствии с требованиями разделов II и IV настоящих Правил.

Потребитель, у которого отсутствует акт согласования аварийной и (или) технологической брони и ограничение режима потребления которого может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности либо безопасности государства, несет ответственность, в том числе перед третьими лицами, за последствия, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с настоящими Правилами.

В соответствии с пунктом 7 Постановления №442 инициатор введения ограничения не позднее, чем за 10 дней до заявляемой им даты введения ограничения режима потребления направляет исполнителю уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления, содержащее следующие сведения:

а) наименование потребителя и описание точки поставки потребителя, в отношении которого вводится ограничение режима потребления;

б) основания введения ограничения режима потребления;

в) вид подлежащего введению ограничения режима потребления: частичное ограничение (сокращение уровня потребления электрической энергии (мощности), прекращение подачи электрической энергии потребителю в определенные периоды в течение суток, недели или месяца или ограничение режима потребления в полном объеме по части точек поставок, указанных в договоре, на основании которого осуществляется снабжение электрической энергией потребителя) или полное ограничение (временное прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителю);

г) сроки вводимого ограничения режима потребления (при введении частичного ограничения режима потребления - также уровень ограничения);

д) сведения об уведомлении потребителя (а в случаях, указанных в пункте 17 настоящих Правил, - также уполномоченных органов) в соответствии с настоящими Правилами о планируемом ограничении режима потребления.

Согласно пункту 10 Постановления № 442 полное ограничение режима потребления предполагает прекращение подачи электрической энергии потребителю путем осуществления переключений на объектах электросетевого хозяйства исполнителя (субисполнителя) или в энергопринимающих устройствах потребителя либо путем отсоединения энергопринимающих устройств потребителя от объектов электросетевого хозяйства.

В соответствии с пунктом 15 Постановления № 442 введение ограничения режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах втором и третьем подпункта "б", подпункте "д" пункта 2 настоящих Правил, осуществляется в следующем порядке:

а) обязательное предварительное письменное уведомление потребителя о планируемом введении ограничения режима потребления (подписывается инициатором введения ограничения или сетевой организацией, если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления, и вручается потребителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, если иной способ уведомления не предусмотрен договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) с указанием:

размера задолженности по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям;

даты предполагаемого введения частичного ограничения режима потребления, которая не может наступить ранее истечения 10 дней со дня получения уведомления потребителем;

даты полного ограничения режима потребления, подлежащего введению в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности в указанном в уведомлении размере после введения частичного ограничения;

б) в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности в размере и в срок, установленные в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления:

введение частичного ограничения режима потребления в соответствии с пунктом 9 или пунктом 11 настоящих Правил на указанный в уведомлении срок;

введение полного ограничения режима потребления по истечении 3 дней со дня введения частичного ограничения режима потребления (по истечении 3 дней с указанной в уведомлении даты планируемого введения частичного ограничения режима потребления (если введение частичного ограничения невозможно по технической причине) либо по истечении 3 дней с даты составления акта об отказе в доступе (если введение частичного ограничения невозможно по причине, указанной в пункте 11 настоящих Правил). Отдельное уведомление о планируемом введении полного ограничения режима потребления не направляется;

в) соблюдение иных условий, связанных с действиями сторон при введении ограничения режима потребления и определенных договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договором оказания услуг по передаче электрической энергии.

В соответствии с пунктом 18 Постановления № 442 в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.

При отсутствии у такого потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с настоящими Правилами.

В отношении таких потребителей в случае их обслуживания гарантирующим поставщиком в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации за счет средств бюджета (бюджетов) различных уровней бюджетной системы Российской Федерации может предусматриваться особый порядок предоставления обеспечения обязательств по оплате стоимости электрической энергии, включающей стоимость услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям (далее - особый порядок предоставления обеспечения обязательств).

Перечень потребителей, в отношении которых предусматривается особый порядок предоставления обеспечения обязательств, формируется ежегодно, до 1 июля, уполномоченным федеральным органом, уполномоченным органом субъекта Российской Федерации соответственно на основании обращений потребителей, органов государственной власти, органов местного самоуправления, ответственных за функционирование таких потребителей.

Ограничение режима потребления потребителей, в отношении которых предусмотрен особый порядок предоставления обеспечения обязательств, не вводится до истечения срока действия предоставленного обеспечения при условии, что величина предоставленного обеспечения на дату возникновения оснований для ограничения режима потребления равна или превышает размер неисполненных обязательств этих потребителей.

В соответствии с Приложением к Постановлению № 442 к категориям потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям относятся в том числе организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктом, – в отношении этих объектов.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что АО «ЯГК» является потребителем, ограничение режима потребления электрической энергией которого может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.

АО «ЯГК» в письме от 16 ноября 2016 года исх. № Юз00158/2016 представило следующий перечень объектов, указанных в приложении к уведомлению от 03 июня 2016 года № МР1-ЯР/22-2/2963, осуществляющих горячее водоснабжение потребителей:

№ в перечне к уведомлению от 03 июня 2016 года Наименование договора Наименование котельной

1 Газовая котельная Центральная котельная с. Н. Некоуз

23 Котельная ЦРБ Красноарм., 5 Котельная ЦРБ (Пошехонский филиал)

24 Котельная бани Пошф3 ЗТПП6 Котельная бани (Пошехонский филиал)

64,65,66,67 ЦТП Ростов, Р_ФБ11ТП81№2025, ЦТП2 Ростов, РФ640_1П83№2025, ЦТП3 Ростов, РФ613_1П86№2025 Котельная Промплощадка

(Ростовский филиал)

71 Котельная Герцена, ЮСФ10ТП71 38 котельная (Ростовский филиал)

98 Котельная ООО Угличский реч. порт Котельная «Речной порт» (Угличский филиал)

Поскольку объектами энергопотребления АО «ЯГК» являются, в том числе котельные, осуществляющие горячее водоснабжение потребителей, то в силу вышеуказанных правовых положений ограничение режима энергопотребления данных объектов АО «ЯГК» должно было производиться в специальном порядке, установленном пунктами 17, 18 Правил № 442.

При этом, рассмотрев и проанализировав содержание уведомления от 03 июня 2016 года, заявки на введение ограничения от 09 июня 2016 года, Комиссия сделала вывод, что данные уведомление и заявка ПАО «МРСК Центра» были направлены на введение полного ограничения отпуска электрической энергии в отношении указанных объектов.

Таким образом, ПАО «МРСК Центра» в нарушение положений, установленных пунктом 18 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии № 442, инициировало полное отключение объектов горячего водоснабжения АО «ЯГК», игнорируя возможность наступления негативных последствий для потребителей, в том числе, добросовестно оплачивающих ресурс, действуя при этом вне допустимых пределов осуществления гражданских прав.

Правовая позиция ПАО «МРСК Центра» изложена в письменных пояснениях (№ МР1-ЯР/18-1/1931-12 от 13.10.2016). Общество полагает, что процедура введения ограничения соблюдена, вводилось частичное ограничение по объектам АО «ЯГК», расположенным в Некоузском, Пошехонском, Ростовском, Угличском, Переславском и Борисоглебском районах, то есть по части точек поставки. Фактически ограничение режима потребления вводилось не по всем точкам, указанным в приложении к уведомлению № МР1-ЯР/22-2/2963 от 03.06.2016. По некоторым объектам введение ограничения режима потребления электрической энергии вводилось повторно. Полностью возобновлено энергоснабжение в сентябре 2016. Обязанность составления актов аварийной и технологической брони по своим объектам возлагается на АО «ЯГК», объекты, в отношении которых введено ограничение режима потребления электрической энергии, не входят в перечень категорий потребителей, ограничение которых может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям.

В письменных пояснениях № МР1-ЯР/18-1/2573-12 от 23.12.2016 ПАО «МРСК Центра» указало, что ограничение режима потребления электрической энергии на объектах АО «ЯГК» с порядковыми номерами 1, 23, 24, 64, 65, 66, 67, 71, и 98 приложения к уведомлению № МР1-ЯР/22-2/2963 от 03.06.2016 сетевой организацией не вводилось в связи с пропуском указанного в уведомлении срока для прекращения оказания услуги по передаче электрической энергии в связи с большим количеством объектов АО «ЯГК», подлежащих ограничению. К пояснениям приложены документы, подтверждающие категорию надежности электроснабжения по объектам АО «ЯГК» с порядковыми номерами 1, 23, 24, 64, 65, 66, 67, 71, и 98 приложения к уведомлению № МР1-ЯР/22-2/2963 от 03.06.2016.

Позиция АО «ЯГК» изложена в письменных пояснениях от 13.10.2016, 31.10.2016, 16.11.2016 и в устных пояснениях на заседаниях комиссии по рассмотрению дела.

В письме АО «ЯГК» в Ярославское УФАС России № 01-1049 от 13.10.2016 указано, что в настоящее время все вопросы, связанные с передачей электрической энергии на объекты Общества с ПАО «МРСК Центра» урегулированы, все котельные находятся под напряжением, поставка электрической энергии осуществляется в нужном объеме и качестве. АО «ЯГК» указало, что в настоящее время претензий к сетевой организации нет, просит прекратить дело в связи с урегулированием отношений.

В письме № Юз 00147/2016 от 31.10.2016 АО «ЯГК» сообщило, что фактического ограничения подачи электрической энергии на какие-либо объекты, указанные в приложении к уведомлению № МР1-ЯР/22-2/2963 от 03.06.2016, не производилось, просило прекратить дело в отношении ПАО «МРСК Центра».

Комиссия Ярославского УФАС России отклоняет доводы ПАО «МРСК Центра» и АО «ЯГК» по следующим основаниям.

В соответствии с заявкой ПАО «МРСК Центра» № ЯР/22-2/168 от 09.06.2016, направленной в районные участки электрических сетей на введение ограничения режима потребления электрической энергии, отключение объектов в соответствии с перечнем, приложенным к письму, необходимо было произвести с 14.06.2016 (котельные без ГВС), с 15.06.2016 (все остальные). Таким образом, котельные с ГВС должны были быть отключены 15.06.2016. В материалах дела отсутствуют акты ограничения по указанным объектам с порядковыми номерами 1, 23, 24, 64, 65, 66, 67, 71, и 98 приложения к уведомлению, однако, имеется заявка в Угличский РЭС № ЯР/22-2 от 16.06.2016 о возобновлении энергоснабжения 4 котельных с ГВС с 16.06.2016 (в том числе, объект под номером 98 (котельная Угличский речной порт), что является подтверждением тому, что котельная, осуществляющая ГВС, была отключена.

Сама формулировка «прекращение оказания услуги по передаче электрической энергии будет проводиться … путем отключения объектов в соответствии с прилагаемым к письму перечнем», содержащаяся в уведомлении № МР1-ЯР/22-2/2963 от 03.06.2016, недвусмысленно указывает на полное ограничение поставки электроэнергии, а не на частичное введение ограничения на указанные объекты. Тот факт, что что ограничение вводилось не на все объекты АО «ЯГК», а лишь на некоторые, не свидетельствует, что об осуществлении частичного ограничения.

Отсутствие у АО «ЯГК» претензий к ПАО «МРСК Центра» на 13 октября 2016 года и позднее свидетельствует лишь о том, что вопросы урегулированы на дату письма, когда энергоснабжение по всем объектам к сентябрю 2016 года возобновлено полностью.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Таким образом, для квалификации действий (бездействие) хозяйствующего субъекта по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции необходимо установить два факта: доминирующее положение хозяйствующего субъекта и последствия действий (бездействия) в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции, либо ущемления интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Статьей 4 Федерального закона от 07 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере естественной монополии.

В статье 3 Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии определен как хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В статье 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) услуги по передаче электрической энергии определены как комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе, по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

В соответствии с Постановлением Правительства № 861, сетевой организацией является организация, владеющая на праве собственности, или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

ПАО «МРСК Центра», являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах принадлежащих ему электрических сетей.

Как следует из материалов дела АО «ЯГК» и ПАО «МРСК Центра» действуют на смежных рынках.

ПАО «МРСК Центра» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии, поэтому оно может оказывать влияние как на данный рынок, так и на рынок оказания услуг по водоснабжению.

Пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что признаком ограничения конкуренции являются обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке. Направив уведомление от 03 июня 2016 года, заявку на введение ограничения от 09 июня 2016 года, ПАО «МРСК Центра» создало угрозу ограничения конкуренции, выразившеюся в возможности в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, в границах которого осуществляет деятельность АО «ЯГК».

Кроме того, рассматриваемые действия ПАО «МРСК Центра» создали угрозу ущемления интересов АО «ЯГК» в сфере предпринимательской деятельности, а также интересов неопределённого круга потребителей, получающих коммунальные ресурсы от АО «ЯГК», так как фактическое отключение указанных объектов могло повлечь прекращение поставки коммунального ресурса потребителям.

Таким образом, действия ПАО «МРСК Центра» по несоблюдению специального порядка ограничения режима энергопотребления объектов АО «Ярославская генерирующая компания» (Центральная котельная с. Н.Некоуз; Котельная ЦРБ (Пошехонский филиал); Котельная бани (Пошехонский филиал); Котельная Промплощадка (Ростовский филиал); 38 котельная (Ростовский филиал); Котельная «Речной порт» (Угличский филиал)) при направлении уведомления № МР4-ЯП/22-2/2963 от 03.06.2016 , заявки на введение ограничения № ЯР/22-2/168 от 09.06.2016 совершены вне допустимых пределов осуществления гражданских прав, создали угрозу ущемления интересов заявителя и неопределённого круга потребителей, получающих коммунальные ресурсы от АО «ЯГК», и нарушили запрет части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В силу части 2 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Таким образом, действия ПАО «МРСК Центра» по несоблюдению специального порядка ограничения режима электропотребления объектов АО «Ярославская генерирующая компания» (Центральная котельная с. Н.Некоуз; Котельная ЦРБ (Пошехонский филиал); Котельная бани (Пошехонский филиал); Котельная Промплощадка (Ростовский филиал); 38 котельная (Ростовский филиал); Котельная «Речной порт» (Угличский филиал)) при направлении уведомления № МР4-ЯП/22-2/2963 от 03.06.2016 , заявки на введение ограничения № ЯР/22-2/168 от 09.06.2016, образуют состав нарушения части 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения — Ярославская область, административное правонарушение совершено в 2016 году.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Действия ПАО «МРСК Центра» создали угрозу ущемления интересов АО «ЯГК» в сфере предпринимательской деятельности, а также интересов неопределённого круга потребителей, получающих коммунальные ресурсы от АО «ЯГК», так как фактическое отключение указанных объектов могло повлечь прекращение поставки коммунального ресурса потребителям.

Из материалов дела № 03-03/14-16 о нарушении антимонопольного законодательства следует, что у ПАО «МРСК Центра» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При назначении административного наказания юридическому лицу – ПАО «МРСК Центра» учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица. Обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность в соответствии с КоАП РФ не установлено.

Согласно справке, представленной филиалом ПАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго» (письмо от 11.07.2017 года исх. № МР1-ЯР/18-1/1366-12), совокупный объём выручки ПАО «МРСК Центра» за 2015 год составил 8 070 000 тысяч рублей, размер выручки, полученной от оказания услуг по передаче электрической энергии от трансформаторных подстанций, к которым технологически присоединены объекты АО «ЯГК», за 2015 год, составил 8 070 415, 56 рублей.

Таким образом, применению подлежит административный штраф в размере 133 161, 86 рублей.

Руководствуясь статьей 4.1, 19.5, 23.48 пунктом 1 части 1 статьи 29.9 КоАП РФ, заместитель руководителя Ярославского УФАС России М.И. Матяшевская,

 

п о с т а н о в и л:

 

привлечь публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра», ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, выразившегося в действиях Общества по несоблюдению специального порядка ограничения режима электропотребления объектов АО «Ярославская генерирующая компания» (Центральная котельная с. Н.Некоуз; Котельная ЦРБ (Пошехонский филиал); Котельная бани (Пошехонский филиал); Котельная Промплощадка (Ростовский филиал); 38 котельная (Ростовский филиал); Котельная «Речной порт» (Угличский филиал)) при направлении уведомления № МР4-ЯП/22-2/2963 от 03.06.2016 , заявки на введение ограничения № ЯР/22-2/168 от 09.06.2016 в виде административного штрафа в размере 133 161, 86 рублей (ста тридцати трёх тысяч ста шестидесяти одного рубля 86 копеек).

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Штраф за нарушение антимонопольного законодательства должен быть перечислен в доход федерального бюджета по коду 161 1 16 020 10 01 6000 140

Получатель: ИНН 7604009440 КПП 760401001

ОКТМО 78 701 000

УФК МФ РФ по Ярославской области

Банк получателя: Отделение Ярославль г. Ярославль

БИК 047888001

р/сч 40101810700000010010

в полях 104, 105 платежного документа необходимо указать код бюджетной классификации и ОКТМО.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (факс 8 (4852) 32-93-71).

Согласно части 1 статьи 20.25 Кодекса неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение 2-х лет со дня его вступления в законную силу.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и статьей 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Заместитель руководителя

Ярославского УФАС России М.И. Матяшевская

Связанные организации

Связанные организации не указаны