Решение №4479/06-03 Решение по делу от 4 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявитель:

Контрольно-счетная палата

Ярославской области

150000, г. Ярославль,

Советская пл., д. 1/19

e-mail: kspalata@adm.yar.ru

 

Ответчики:

Управление по физической культуре

и спорту мэрии г. Ярославля

150054, г. Ярославль,

ул. Чкалова, д. 20

e-mail: sport@city-yar.ru

 

МУ ДО ЦФКиС "Медведь"

150003, г. Ярославль,

ул. Победы, д. 15А

e-mail: duc-medved@mail.ru

 

ООО "БУРЛАКСТРОЙ"

152903, Ярославская обл.,

г. Рыбинск, ул. Дмитрова, д. 3, кв. 118

e-mail: renata_vl@mail.ru

 

ООО "Компания "Крепыш"

152903, Ярославская обл.,

г. Рыбинск, ул. Свободы, д. 6, кв. 12

e-mail: buh@krepysh76.ru

 

Заинтересованные лица:

<...>

<...>

 

Решение

по делу № 06-03/08-16

18 апреля 2017 года г. Ярославль

(решение изготовлено в полном объеме 02.05.2017)

Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Паутов И.Г.,

члены Комиссии – начальник отдела контроля органов власти и рекламы Гудкевич Е.В., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Мельникова О.И.,

рассмотрев дело № 06-03/08-16 по признакам нарушения управлением по физической культуре и спорту мэрии г. Ярославля, МУ ДО ЦФКиС "Медведь", ООО "БУРЛАКСТРОЙ" и ООО "Компания "Крепыш" статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", при участии:

- консультанта-юриста управления по физической культуре и спорту мэрии г. Ярославля <...> (по доверенности),

- юрисконсульта МУ ДО ЦФКиС "Медведь" <...> (по доверенности),

- от ООО "БУРЛАКСТРОЙ", ООО "Компания "Крепыш" — <...> (по доверенности),

<...> - не явилась (надлежащим образом уведомлена о времени и месте рассмотрения дела № 06-03/08-16),

<...> - не явился (надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела № 06-03/08-16),

руководствуясь статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

настоящее дело возбуждено по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившегося в заключении соглашения об осуществлении закупок у единственного поставщика, связанных с выполнением работ по обустройству плоскостных спортивных сооружений, расположенных в г. Ярославле по ул. 2-ая Ляпинская, д. 19, и ул. Красноборская, д. 9, путем искусственного дробления сделок и уклонения таким образом от соблюдения обязательной процедуры проведения торгов.

Признаки нарушения были выявлены Контрольно-счетной палатой Ярославской области в ходе проверки проведения закупочных процедур на выполнение работ по обустройству комплексной спортивной площадки по адресу: г. Ярославль, ул. 2-ая Ляпинская, д. 19; строительству ограждений спортивных площадок по адресу: г. Ярославль, ул. Красноборская, д. 9. Для софинансирования расходов по обустройству указанных объектов выделялась субсидия из областного бюджета бюджету городского округа г. Ярославля в рамках соглашений от 01.09.2014 № 21-МО, от 14.08.2015 № 4-МО.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», постановлением мэрии города Ярославля от 20.07.2015 № 1361 «О переименовании муниципальных учреждений дополнительного образования детей» произошла смена наименования муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей детский-юношеский центр «МИГ» на муниципальное учреждение дополнительного образования центр физической культуры и спорта «Медведь» (далее — МУ ДО ЦФКиС «Медведь»).

13.09.2016 МУ ДО ЦФКиС «Медведь» в ответ на запрос Ярославского УФАС России сообщило, что выбор подрядчика определялся МОУ ДОД ДЮЦ «МИГ» не на основании торгов, а способом заключения договора с единственным поставщиком, предусмотренным подпунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе).

27.10.2014 по обращению МОУ ДОД ДЮЦ «МИГ» (письмо № 242) в управление по физической культуре и спорту мэрии города Ярославля о согласовании внесения изменений в план график размещения заказов в части изменения способа проведения процедуры закупки на выполнение работ по обустройству комплексной спортивной площадки по адресу: г. Ярославль, ул. 2-ая Ляпинская, д. 19. Необходимость заключения контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком) была обусловлена тем, что сроки проведения процедуры закупки, последующего заключения контракта и выполнения работ по обустройству не позволяют выполнить эти работы в текущем финансовом году, и данными отчета о невозможности (нецелесообразности) использования иных способов определения поставщика (исполнителя, подрядчика), который был составлен 27.10.2016. Так, в дальнейшем путем заключения двенадцати контрактов (договоров) на выполнение различных работ, которые в совокупности отвечали единой цели, МОУ ДОД ДЮЦ «МИГ» совершает действия по искусственному дроблению сделки и уклонению от соблюдения обязательной процедуры торгов (см. табл. 1) В каждом договоре установлен срок выполнения работ: с даты заключения контракта в течение 10 или 20 календарных дней.

Исходя из пояснений представителя ООО «БУРЛАКСТРОЙ», следует что на совещании, которое состоялось в октябре 2014 года в управлении по физической культуре и спорту мэрии города Ярославля, <...> ООО «БУРЛАКСТРОЙ» и ООО «Компания «Крепыш» <...>, ознакомившись с письмом МОУ ДОД ДЮЦ «МИГ» от 27.10.2014 № 242, согласился с предложением принять участие в закупке с единственным поставщиком на выполнение работ по обустройству спортивной площадки по адресу: г. Ярославль, ул. 2-ая Ляпинская, д. 19.

Таблица 1

Заключенные МОУ ДОД ДЮЦ «МИГ» договоры с единственным поставщиком для обустройства комплексной спортивной площадки

по адресу: г. Ярославль, ул. 2-ая Ляпинская, д. 19

п/п

Реквизиты договора

Подрядчик

Предмет договора

Цена договора, рублей

1.

1 от 12.11.2014

ООО «БУРЛАКСТРОЙ»

Подготовительные работы для обустройства спортивной площадки

10345,06

2.

2 от 13.11.2014

ООО «БУРЛАКСТРОЙ»

Благоустройство территории

42717,18

3.

3 от 14.11.2014

ООО «БУРЛАКСТРОЙ»

Устройство асфальтобетонного покрытия 645 кв.м

398239,38

4.

4 от 17.11.2014

ООО «Компания Крепыш»

Устройство покрытия 95 кв.м

99417,36

5.

5 от 17.11.2014

ООО «БУРЛАКСТРОЙ»

Устройство наружного электроосвещения

286914,64

6.

6 от 18.11.2014

ООО «Компания Крепыш»

Устройство покрытия 95 кв.м

99417,36

7.

7 от 20.11.2014

ООО «Компания Крепыш»

Устройство покрытия 80 кв.м

83790,62

8

8 от 20.11.2014

ООО «Компания Крепыш»

Устройство искусственного покрытия

375 кв.м

392524,64

9.

9 от 20.11.2014

ООО «БУРЛАКСТРОЙ»

Монтаж ограждения 29,5 м.п.

95234,26

10.

10 от 21.11.2014

ООО «БУРЛАКСТРОЙ»

Монтаж ограждения 25 м.п.

97109,28

11.

11 от 24.11.2014

ООО «БУРЛАКСТРОЙ»

Монтаж ограждения 24 м.п.

98546,52

12.

12 от 25.11.2014

ООО «БУРЛАКСТРОЙ»

Монтаж ограждения 25 м.п.

94608,86

Итого:

1798865,16

 

 

Как установлено в результате проверки и подтверждается документами, которые были представлены управлением по физической культуре и спорту мэрии города Ярославля, земельный участок по адресу: г. Ярославль, ул. Красноборская, напротив дома № 9, принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования МОУ ДОД ДЮЦ «МИГ» с 18.08.2015.

Управлением по физической культуре и спорту мэрии города Ярославля было принято решение о выделении денежных средств МОУ ДОД ДЮЦ «МИГ» для установки ограждения спортивных площадок. Кроме того, согласно содержанию письма от 27.08.2015 за № 659/1 органом власти был установлен срок завершения таких работ — ноябрь 2015 г.

Согласно установленным обстоятельствам, по согласованию с управлением по физической культуре и спорту мэрии города Ярославля, МОУ ДОД ДЮЦ «МИГ», повторно обратившись к учредителю ООО «БУРЛАКСТРОЙ», 26.10.2015 заключает с его организацией еще четыре контракта (договора) не в целом на строительство ограждений спортивных площадок по адресу: г. Ярославль, ул. Красноборская, д. 9, а вновь на выполнение различных работ (см. табл. 2). При этом, в каждом договоре установлен срок выполнения работ: с даты заключения контракта (26.10.2015) в течение 10 календарных дней. Следовательно, работы по всем четырем контрактам должны были выполняться единовременно.

Таблица 2

Заключенные МОУ ДОД ДЮЦ «МИГ» договоры

с единственным поставщиком (подрядчиком) ООО «БУРЛАКСТРОЙ»

для ограждения спортивных площадок по адресу: г. Ярославль,

ул. Красноборская, д. 9

п/п

Реквизиты договора

Предмет договора

Цена договора, рублей

1.

1 от 26.10.2015

Подготовительные работы

41880,56

2.

2 от 26.10.2015

Установка ограждения площадки 52 м

209323,74

3.

3 от 26.10.2015

Установка ограждения площадки 100 м со стороны здания ДЮЦ «МИГ»

385824,60

4.

4 от 26.10.2015

Установка ограждения площадки 100 м со стороны здания ФОК

385824,60

Итого:

1022853,50

 

Таким образом, путем искусственного дробления сделок и уклонения заказчика от соблюдения обязательной процедуры проведения торгов осуществлялись работы по обустройству плоскостных спортивных сооружений, расположенных в г. Ярославле по ул. 2-ая Ляпинская, д. 19, и ул. Красноборская, д. 9. Такие действия МОУ ДОД ДЮЦ «МИГ» были согласовано с подрядчиками - ООО «БУРЛАКСТРОЙ», ООО «Компания «Крепыш», поскольку стороны знали или должны были знать о том, что выполняемые подрядчиками работы должны осуществляться только при условии надлежащим образом оформленного контракта посредством проведения процедуры торгов, однако в нарушение Закона о контрактной системе не проводили торги и не заключали контракт с победителем торгов. Ввиду этого действия сторон квалифицируются как направленные на обход закона, а участники таких правоотношений признаются недобросовестными, соответственно, подрядчикам могли отказать в оплате стоимости выполненных работ и взыскании с заказчика неосновательного обогащения.

Подрядчики - ООО «БУРЛАКСТРОЙ», ООО «Компания «Крепыш», представили в Ярославское УФАС России надлежащим образом заверенные копии платежных поручений, справок о стоимости выполненных работ по вышеуказанным договорам и актов о приемке выполненных работ за 2014, 2015 г.г.

Департамент социально-экономического развития города мэрии г. Ярославля представил в Ярославское УФАС России уведомления от 23.09.2014 (исх. № 2535/01-01-15), от 09.10.2014 (исх. № 2748/01-01-15), от 22.10.2014 (исх. № 2913/01-01-15), в которых <...> управления по физической культуре и спорту мэрии города Ярославля <...> сообщалось о возвращении заявок управления о проведении электронного аукциона для нужд МОУ ДОД ДЮЦ «МИГ». Вместе с тем, в уведомлениях сообщалось о необходимости внести изменения в план-график закупок (в части не соответствия кода ОКПД и размера обеспечения заявки), устранить замечания и предоставить новую заявку на проведение процедуры закупки. При этом уведомление от 22.10.2014 содержит информацию о принятых изменениях в постановление мэрии г. Ярославля от 27.01.2014 № 158 «Об организации муниципальных закупок», согласно которым бюджетным учреждениям дано право самостоятельно определять поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами открытого конкурса и электронного аукциона.

В ходе проверки установлен факт письменного обращения МОУ ДОД ДЮЦ «МИГ» в департамент социально-экономического развития города мэрии города Ярославля (письмо от 13.10.2014 № 227) с просьбой вернуть проектно-сметную документацию на спортивную площадку с искусственным покрытием МОУ ДОД ДЮЦ «МИГ» по адресу: г. Ярославля, ул. 2-ая Ляпинская, д. 19. В ответ 16.10.2014 письмом за исх. № 2837/01-01-15 проектно-сметная документация была возвращена.

Кроме того, по данным докладной записки от 07.09.2016 на имя <...> управления по физической культуре и спорту мэрии г. Ярославля, составленной <...> МУ ДО ЦФКиС «Медведь», а также акта освидетельствования, текущее состояние спортивной площадки по адресу: г. Ярославль, ул. 2-ая Ляпинская, д. 19, свидетельствует о том, что выполненные и принятые работы не соответствуют проектно-сметной документации и заключенным договорам.

В ходе проверки установлено, что с управлением по физической культуре и спорту мэрии города Ярославля 30.10.2014 были согласованы и вносимые изменения в проектно-сметную документацию на выполнение вышеуказанных работ (письмо МОУ ДОД ДЮЦ «МИГ» от 30.10.2014).

Доказательствами согласованных действий являются определенная последовательность и взаимосвязанность действий управления по физической культуре и спорту мэрии города Ярославля, МОУ ДОД ДЮЦ «МИГ», ООО "БУРЛАКСТРОЙ" и ООО "Компания "Крепыш", которые проанализированы Ярославским УФАС России.

Статьей 16 Закона о защите конкуренции установлен запрет на соглашения между органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

При этом необходимо учитывать, что согласно части 1 статьи 8 Закона о защите конкуренции согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке при отсутствии соглашения, удовлетворяющие совокупности следующих условий:

- результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов;

- действия заранее известны каждому из участвующих в них хозяйствующих субъектов в связи с публичным заявлением одного из них о совершении таких действий;

- действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов, участвующих в согласованных действиях, и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.

Пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что соглашение представляет собой договоренность в письменной форме, содержащуюся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Применение Федерального закона от 05.04.2013 № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе в сфере закупок) является обязательным условием использования средств местного бюджета, которые направляются на оплату работ для муниципальных нужд.

В качестве исходной информации для Анализа состояния конкуренции на рынке услуг строительства плоскостных сооружений спортивных площадок (далее - Анализ) использовались сведения, размещенные на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru.

Данный Анализ носит ретроспективный характер. Временным интервалом исследования рынка услуг строительства является 2015 год.

При определении границ товарного рынка принимается во внимание выявление признаков нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции в действиях управления по физической культуре и спорту мэрии г. Ярославля, МУ ДО ЦФКиС "Медведь", ООО "БУРЛАКСТРОЙ" и ООО "Компания "Крепыш" по заключению соглашения об осуществлении закупок у единственного поставщика, связанных с выполнением работ по обустройству плоскостных спортивных сооружений, расположенных в г. Ярославле по ул. 2-ая Ляпинская, д. 19, и ул. Красноборская, д. 9, путем искусственного дробления сделок и уклонения таким образом от соблюдения обязательной процедуры проведения торгов.

Географические границы исследуемого товарного рынка определяют территорию, на которой покупатели имеют экономическую и технологическую возможность приобрести, а продавцы реализовать товар или предоставить услугу. Принимались во внимание границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты, на деятельность которых оказала влияние сложившаяся ситуация при обустройстве плоскостных спортивных сооружений, расположенных в г. Ярославле по ул. 2-ая Ляпинская, д. 19, и ул. Красноборская, д. 9. В данном исследовании географические границы рынка услуг по строительству определены административными границами города Ярославля.

За 2015 год в городе Ярославле было проведено десять закупочных процедур для заключения договора на выполнение работ по обустройству комплексной спортивной площадки. В качестве заказчика выступал департамент социально-экономического развития города мэрии города Ярославля. При исследовании информации о проведенных закупках Комиссией Ярославского УФАС России было установлено, что на рынке услуг строительства плоскостных сооружений спортивных площадок в городе Ярославле действуют следующие хозяйствующие субъекты: ООО "ФинансТехСтрой", ООО "Ландшафтный цетр "Ярославские газоны", ООО "Ярославкомплект", ООО "Компания Капитал-строй", ООО "СтройАльянс", ООО "ЭКОГРУПП", ООО "ЯрСоцСтрой", ООО "ПРОМСЕРВИС", ООО "Диптех", ООО "БУРЛАКСТРОЙ" и ООО "Компания "Крепыш".

Следовательно, рынок услуг строительства плоскостных сооружений спортивных площадок в городе Ярославле, в том числе при участии в аукционах, является конкурентным.

В силу условий пункта 3 части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт).

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно частям 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 указанного Федерального закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Статьей 93 Закона о контрактной системе определены случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Пункты 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе связывают возможность осуществления одной закупки товара, работы или услуги без проведения конкурентных процедур (у единственного контрагента) с установленным в этой норме ограничением по цене (пункт 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе – сто тысяч рублей; пункт 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе – четыреста тысяч рублей).

Следовательно, на основании пунктов 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заказчик имеет право провести закупку, то есть принять на себя обязательство заплатить определенную денежную сумму избранному в порядке, установленном законодательством о закупках, лицу за осуществление конкретных действий (поставка товара, выполнение работ, оказание услуг), направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд) на сумму до пятисот тысяч рублей в совокупности.

Общая стоимость выполненных работ по 12 договорам, заключенным МОУ ДОД ДЮЦ «МИГ» в 2014 году, составила 1798865 (один миллион семьсот девяносто восемь тысяч восемьсот шестьдесят пять) рублей 16 копеек, что превышает ограничение, установленное в совокупности пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системы, более чем в 3,5 раза.

Общая стоимость выполненных работ по 4 договорам, заключенным МОУ ДОД ДЮЦ «МИГ» в 2015 году, составила 1022853 (один миллион двадцать две тысячи восемьсот пятьдесят три) рубля 50 копеек, что также превышает ограничение, установленное в совокупности пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системы, более чем в два раза.

В рассматриваемой ситуации, в рамках 12 самостоятельных договоров, заключенных в 2014 году, обустройству подлежала одна спортивная площадка, расположенная по адресу: г. Ярославль, ул. 2-ая Ляпинская, д. 19, а в 2015 году четыре договора были заключены для осуществления строительства ограждения спортивных площадок по адресу: г. Ярославль, ул. Красноборская, д. 9, - в связи с чем, Комиссия Ярославского УФАС России делает вывод о том, что фактически заказчиком и подрядчиком в целях обеспечения ряда закупочных процедур у единственного поставщика, и уклонения, таким образом, от соблюдения обязательной процедуры проведения торгов в целях совершения соответствующей сделки, произведено искусственное дробление одной сделки на выполнение работ по обустройству плоскостных спортивных сооружений, расположенных в г. Ярославле по ул. 2-ая Ляпинская, д. 19, и сделки по обустройству плоскостных спортивных сооружений, расположенных в г. Ярославле по ул. Красноборская, д. 9.

Исходя из пояснений МУ ДО ЦФКиС «Медведь», следует, что для исчисления максимального лимита контрактов имеет значение не их количество, а их совокупная сумма, которая не должна превышать 2000000 (два миллиона) рублей или 5 % от совокупного годового объема закупок.

Платежные поручения от 27.11.2014 № 371983, от 09.12.2014 №388774 подтверждают перечисление денежных средств в 2014 году МОУ ДОД ДЮЦ «МИГ» в качестве субсидии из областного бюджета на развитие сети плоскостных спортивных сооружений в муниципальных образованиях области. Согласно перечню объектов, указанных в приложении к соглашению № 21-МО от 01.09.2014, объем финансирования (из областного бюджета) обустройства универсальной спортивной площадки по адресу: г. Ярославль, ул. 2-я Ляпинская, д. 19, составил 1439092 (один миллион четыреста тридцать девять тысяч девяносто два) рубля 13 коп.

Платежные поручения от 17.12.2015 № 404584, № 404585, № 404586, от 18.03.2016 № 74448, № 74449 подтверждают перечисление денежных средств ООО «БУРЛАКСТРОЙ» в качестве оплаты выполненных работ по договорам от 26.10.2015, заключенных с целью установки ограждений спортивных площадок по адресу: г. Ярославль, ул. Красноборская, д. 9.

Исходя из пояснений управления по физической культуре и спорту мэрии г. Ярославля и МУ ДО ЦФКиС «Медведь», следует, что материалы и сведения, полученные от департамента социально-экономического развития города Ярославля, не могут являться доказательствами по делу о нарушении антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 2 статьи 22 Закона о защите конкуренции в числе основных функций антимонопольного органа обозначено выявление нарушений антимонопольного законодательства, принятие мер по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлечение к ответственности за такие нарушения.

Согласно части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган наделен рядом полномочий в целях реализации своих функций и целей данного закона. К таким полномочиям отнесены, в том числе полномочия по привлечению к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческих организаций, их должностных лиц, должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1), и полномочия по истребованию и получению необходимых документов и информации, объяснений в письменной или устной форме (пункт 11 части 1).

В соответствии с частью 6 статьи 44 Закона о защите конкуренции в ходе рассмотрения заявления или материалов антимонопольный орган вправе запрашивать у коммерческих организаций и некоммерческих организаций, их должностных лиц, федеральных органов исполнительной власти, их должностных лиц, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их должностных лиц, органов местного самоуправления, их должностных лиц, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, их должностных лиц, а также государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, банковской тайне, коммерческой тайне или об иной охраняемой законом тайне документы, сведения, пояснения в письменной или устной форме, связанные с обстоятельствами, изложенными в заявлении или материалах.

В силу статьи 25 Закона о защите конкуренции органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица) обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.

С момента возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле (часть 1 статьи 43 Закона о защите конкуренции).

Из приведенных норм следует, что антимонопольный орган в целях реализации возложенных на него полномочий вправе запрашивать у департамента социально-экономического развития города Ярославля, как органа государственной власти, необходимые документы, информацию и объяснения в письменной и устной форме, что и было сделано антимонопольным органом.

В соответствии с запросом от 25.01.2017 (исх. № 673/06-03) у департамента социально-экономического развития города Ярославля были запрошены информация и заверенные надлежащим образом копии следующих документов:

1) порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченным органом при осуществлении муниципальных закупок для обеспечения муниципальных нужд, установленный муниципальным правовым актом мэрии города Ярославля и действующий в 2014 году;

2) документы, подтверждающие обращение в 2014 году МОУ ДОД ДЮЦ «МИГ» (далее — Заказчика) в департамент социально-экономического развития города Ярославля, как уполномоченный орган, с заявкой на проведение электронного аукциона для заключения договора выполнения работ по обустройству спортивной площадки по адресу: г. Ярославль, ул. 2-я Ляпинская, д. 19, и обоснование отказа от проведения торгов;

3) вся переписка между департаментом социально-экономического развития города Ярославля и МОУ ДОД ДЮЦ «МИГ» за 2014 год при рассмотрении вышеуказанной заявки.

В соответствии с положениями части 1 статьи 45.1 Закона о защите конкуренции под доказательствами по делу о нарушении антимонопольного законодательства понимаются сведения о фактах, которые получены в установленном настоящим Федеральным законом порядке и на основании которых комиссия устанавливает наличие либо отсутствие нарушения антимонопольного законодательства, обоснованность доводов лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для полного и всестороннего рассмотрения дела.

В качестве доказательств по делу о нарушении антимонопольного законодательства допускаются письменные доказательства и вещественные доказательства, пояснения лиц, участвующих в деле, пояснения лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, заключения экспертов, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы (часть 3 статьи 45.1 Закона о защите конкуренции).

В силу положений статьи 45.1 Закона о защите конкуренции материалы и сведения, полученные от департамента социально-экономического развития города Ярославля, могут являться доказательствами по делу о нарушении антимонопольного законодательства.

При этом объем запрашиваемых сведений, порядок и сроки их представления определяются антимонопольным органом самостоятельно в зависимости от существенных обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Направление в адрес департамента социально-экономического развития города Ярославля запроса о представлении сведений и подтверждающих документов было обусловлено имеющейся необходимостью, связанной с рассмотрением вопроса о нарушении управлением по физической культуре и спорту мэрии г. Ярославля, МУ ДО ЦФКиС «Медведь», ООО «БУРЛАКСТРОЙ» и ООО «Компания «Крепыш» антимонопольного законодательства.

Таким образом, действия управления по физической культуре и спорту мэрии г. Ярославля, МУ ДО ЦФКиС «Медведь» (как правопреемника МОУ ДОД ДЮЦ «МИГ»), ООО «БУРЛАКСТРОЙ» и ООО «Компания «Крепыш» нарушают требования статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в заключении соглашения об осуществлении закупок у единственного поставщика, связанных с выполнением работ по обустройству плоскостных спортивных сооружений, расположенных в г. Ярославле по ул. 2-ая Ляпинская, д. 19, и ул. Красноборская, д. 9, путем искусственного дробления сделок и уклонения таким образом от соблюдения обязательной процедуры проведения торгов. Такие согласованные действия привели к недопущению конкуренции за конкурентно значимый ресурс на рынке услуг по строительству плоскостных сооружений спортивных площадок в границах г. Ярославля.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

признать управления по физической культуре и спорту мэрии г. Ярославля, МУ ДО ЦФКиС «Медведь», ООО «БУРЛАКСТРОЙ» и ООО «Компания «Крепыш» нарушившими статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии И.Г. Паутов

 

Члены Комиссии Е.В. Гудкевич

 

О.И. Мельникова

Связанные организации

Связанные организации не указаны