Решение б/н Решение по результатам рассмотрения жалобы от 2 июня 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFЗаказчик закупки -
ГП ЯО «ЯРДОРМОСТ»
150510, Ярославская обл.,
д. Кузнечиха, ул. Индустриальная,
д. 4.
Заявитель –
ООО «Тюменпромремдорстрой»
625061, г. Тюмень,
ул. Производственная, д. 30.
Решение по результатам рассмотрения жалобы
на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров
№ 06-07/50-17
31 мая 2017 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
председатель Комиссии – исполняющий обязанности руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии – заместитель начальника отдела контроля органов власти и рекламы Гаврилов С.В., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Мельникова О.И.,
с участием:
- представителей заказчика закупки — ГП ЯО «ЯРДОРМОСТ», <...>, <...> (по доверенностям),
- от заявителя – ООО «Тюменпромремдорстрой» (далее — Заявитель), представитель не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО «Тюменпромремдорстрой» на действия заказчика закупки — ГП ЯО «ЯРДОРМОСТ» (далее — Заказчик), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
у с т а н о в и л а:
в Ярославское УФАС России поступила жалоба ООО «Тюменпромремдорстрой» на действия Заказчика - ГП ЯО «ЯРДОРМОСТ», при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку элементов дорожного барьерного ограждения (номер извещения 31705031637) (далее — Закупка).
Обжалуемые действия - предъявление требований, не предусмотренных закупочной документацией.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что каких-либо нарушений действующего законодательства при проведении Закупки допущено не было, представили письменные пояснения с правовым обоснованием своих доводов, а также Положение о закупках товаров, работ, услуг, закупочную документацию, протоколы составленные в ходе обжалуемой закупки, копии поступивших заявок.
Принимая решение, Комиссия исходит из следующего:
1. В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения (часть 5 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
Жалоба может быть направлена в антимонопольный орган посредством почтовой или факсимильной связи, электронной почты либо иным способом (часть 7 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
Из материалов жалобы следует, что итоги Закупки были подведены 03.05.2017, что подтверждается протоколом заседания закупочной комиссии по оценке и рассмотрению котировочных заявок, который был опубликован Заказчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания, услуг www.zakupki.gov.ru (далее — официальный сайт) 04.05.2017 года.
Таким образом, срок обжалования действий Заказчика в антимонопольный орган по результатам проведения Закупки истек 14.05.2017 года.
Рассматриваемая жалоба ООО «Тюменпромремдорстрой» (исх. № 29 от 22.05.2017) была направлена в Ярославское УФАС России 23.05.2017 года на электронный адрес to76@fas.gov.ru (вх. № 5182 от 23.05.2017), а также почтовым отправлением (вх. № 5377 от 29.05.2017).
Принимая во внимание, что заключение договора по результатам закупки уже состоялось (договор от 15.05.2017 № 92/ЯР), комиссия Ярославского УФАС России пришла к выводу о том, что жалоба ООО «Тюменпромремдорстрой» в связи с пропуском десятидневного срока, предусмотренного частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, не может быть признана обоснованной.
2. Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам. Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, является Положение о закупке. Требования к документации о закупке установлены частью 10 статьи 4 Закона о закупках.
Положение о закупках товаров, работ, услуг ГП ЯО «ЯРДОРМОСТ» (далее — Положение о закупках) утверждено приказом генерального директора ГП ЯО «ЯРДОРМОСТ» № 419-пр от 28.12.2016 и опубликовано на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания, услуг www.zakupki.gov.ru. Данное Положение разработано в соответствии с Законом о закупках и регламентирует закупочную деятельность ГП ЯО «ЯРДОРМОСТ», устанавливает основные требования к закупке, порядок подготовки и проведения процедур закупки, способы закупки и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, в том числе, в случае предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке.
19.04.2017 года на официальном сайте Заказчиком было размещено извещение о проведении Закупки, а также закупочная документация. 25.04.2017 года в указанные документы были внесены изменения, которые также были размещены на официальном сайте.
В соответствии с пунктами 1, 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
- установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
- требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
- требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Установление в закупочной документации конкретных требований к закупаемому товару, является обязанностью заказчика при проведении закупки. При этом, ни Закон о закупках, ни Положение о закупках не содержат каких-либо запретов относительно формирования таких требований (если только они не противоречат действующему законодательству). С учетом того, что одной из главных целей регулирования Закона о закупках является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, то Заказчик вправе установить в закупочной документации именно те требования, которые будут удовлетворять его потребностям, а также необходимы ему для качественной, надежной и эффективной эксплуатации данного товара.
В пункте 11 извещения о проведении закупки установлены требования к документам, содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а именно:
«К котировочной заявке необходимо приложить следующие документы в надлежаще заверенных копиях, в том числе, заверенные руководителем предприятия соответствующие сертификаты качества и соответствия на продукцию».
Пунктом 5 Технического задания определены требования к качеству, а именно:
«Защитное покрытие элементов барьерного ограждения выполнено методом горячего цинкования по ГОСТ 9.307-89. Продукция должна соответствовать ГОСТ 33128-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Технические требования». Продукция части дорожного тросового ограждения должна соответствовать ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог». Продукция должна быть новой и ранее не использованной».
Кроме того, пунктом 10 извещения предусмотрено, что «поставщик должен иметь полномочия от производителей предлагаемых им материалов на поставку и подтверждение распространения фирменных гарантийных обязательств от производителей в рамках настоящей закупочной процедуры, если поставщик не является производителем предлагаемых материалов».
Заявка ООО «Тюменпромремдорстрой» на участие в Закупке, содержала, в том числе, следующие документы:
- сертификат соответствия № 1298224 о том что продукция «Ограждения дорожные металлические барьерного типа 11 ДО, 11 ДД» соответствует требованиям ГОСТ 26804-2012 (п.п. 5.1-5.5), изготовитель ЗАО «Завод Тюменьремдормаш»;
- сертификат соответствия № 1298199 о том что продукция «Ограждения дорожные металлические барьерного типа 11 ДО (УТ), 11 ДО (УБ), 11 ДД (УБ)» соответствует требованиям ГОСТ Р 52607-2006, ТУ 5216-002-03910056-2008, изготовитель ЗАО «Завод Тюменьремдормаш»;
-сертификат соответствия № 0140031 о том что продукция «Ограждения дорожные удерживающие для автомобилей барьерного типа, дорожной и мостовой групп, односторонние и двусторонние, выпускаемые по ТУ 5216-002-03910056-2008», соответствует требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог», изготовитель ЗАО «Завод Тюменьремдормаш»;
- сертификат о том, что ООО «Тюменпромремдорстрой» является официальным дилером ЗАО «Завод Тюменьремдормаш».
В связи с тем, что в заявке ООО «Тюменпромремдорстрой» отсутствовали документы, подтверждающие соответствие дорожных тросовых ограждений ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог», а также ТУ и СТО завода изготовителя продукции, Заказчик направил в адрес Заявителя письмо (исх. № 723/01 от 03.05.2017) о необходимости представить соответствующие документы в срок до 16.00 04.05.2017 года.
В ответ на данный запрос ООО «Тюменпромремдорстрой» направило в адрес Заказчика сертификат соответствия № 0140028 о том, что продукция «Ограждения дорожные удерживающие тросовые марок ДО, ДД, выпускаемые по СТО 521000-001-01375096-2015», соответствует требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог», изготовитель ОАО «Алексинстройконструкция».
Согласно пункта 14 извещения, раздела 20.3 Положения о закупках, котировочная комиссия отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная в котировочных заявках цена товаров, работ, услуг превышает максимальную (начальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок. Котировочная комиссия также отклоняет котировочную заявку в случае наличия сведений об участнике процедуры закупки в федеральном реестре недобросовестных поставщиков, если такое требование установлено в извещении о проведении запроса котировок. Отклонение котировочных заявок по иным основаниям не допускается.
Согласно протоколу заседания закупочной комиссии по оценке и рассмотрению котировочных заявок от 03.05.2017 года закупочная комиссия признала заявку ООО «Тюменпромремдорстрой» не соответствующей документации о проведении запроса котировок (в электронной форме), так как данная заявка не отвечает требованиям технической документации.
Рассмотрев документы, представленные Заявителем в составе своей котировочной заявке на участие в Закупке, доводы жалобы, возражения Заказчика, документы, составляющие закупочную документацию, Комиссия Ярославского УФАС России пришла к выводу, что решение об отклонении заявки ООО «Тюменпромремдорстрой», как несоответствующей требованиям закупочной документации по техническим характеристикам товара, было принято обоснованно, поскольку Заявителем не были представлены документы, подтверждающие соответствие предлагаемой к поставке продукция ГОСТ 33128-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Технические требования», а также продукции части дорожного тросового ограждения ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог».
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО «Тюменпромремдорстрой» на действия заказчика закупки — ГП ЯО «ЯРДОРМОСТ» при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку элементов дорожного барьерного ограждения, необоснованной.
2. Снять ограничения на размещение закупки, наложенные письмом Ярославского УФАС России от 26.05.2017 № 5464/06-07.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Г. Паутов
Члены Комиссии С.В. Гаврилов
О.И. Мельникова