Решение б/н Решение по делу от 25 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПАО «ТГК-2»

150040, г. Ярославль, пр-т Октября, д. 42

 

АО «Ярославские энергетические системы»

150055, г. Ярославль, ул. Красноборская, д. 5, корп. 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение

по делу № 07-03/10-17

 

10 октября 2017 года

(изготовлено в полном объеме 24 октября 2017 года) г. Ярославль

 

 

Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель комиссии - заместитель руководителя Ярославского УФАС России Матяшевская М.И., члены Комиссии — ведущий специалист-эксперт отдела контроля ТЭК и ЖКХ Яузина А.А., ведущий специалист-эксперт отдела контроля ТЭК и ЖКХ Турутина А.А., рассмотрев дело
№ 07-03/10-17 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в отношении ПАО «ТГК-2» (ИНН 7606053324, адрес регистрации: 150040, г. Ярославль, пр-т Октября, д. 42), по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в действиях (бездействии) выразившегося в систематическом нарушении сроков согласования технических условий подключения и условий подключения объектов капитального строительства к сетям теплоснабжения на территории г. Ярославля в 2016 году, выдаваемых АО «Яргорэнергосбыт» (ныне — АО Ярославские энергетические системы или АО «ЯЭС»),

установила:

В Ярославское УФАС России поступило заявление АО «Ярославские ЭнергоСистемы» (ранее — МУП «Яргорэнергосбыт») (вх. № 147 от 10.01.2017), о нарушении ПАО «ТГК-2» антимонопольного законодательства.

Принимая решение, комиссия исходит из следующего.

1. В ходе рассмотрения дела комиссия установила следующие фактические обстоятельства.

ОАО «Яргорэнергосбыт» (ныне АО «Ярославские ЭнергоСистемы», АО «ЯЭС») будучи теплосетевой организацией во исполнение требований законодательства Российской Федерации о теплоснабжении, в частности, процедуры подключения к сетям теплоснабжения объектов капитального строительства, направляет на согласование технические условия или условия подключения с целью определения технической возможности наличия резервов пропускной способности тепловых сетей, к которым планируется подключение объектов капитального строительства. Данные технические условия или условия подключения направляются в адрес организаций, владеющих технологически связанными сетями инженерно-технического обеспечения и (или) объектами по производству данного ресурса, а также в случае если теплосетевая организация осуществляет подключение к своим тепловым сетям теплопотребляющих установок, тепловых сетей или источников тепловой энергии, то такая организация осуществляет согласование условий подключения с единой теплоснабжающей организацией (ПАО «ТГК-2»).

В связи с этим АО «Яргорэнергосбыт» во исполнение указанной обязанности направляет условия подключения и технические условия на согласование единой теплоснабжающей организации — ПАО «ТГК-2», определенной в схеме теплоснабжения в соответствующей зоне деятельности, до направления их потребителю.

1)15.09.2016 (вх. № 948 от 15.09.2016) ОАО «Яргорэнергосбыт» направило в адрес ПАО «ТГК-2» письмо о согласовании условий подключения МКД № 40, 40а, расположенные по адресу: г. Ярославль, Дзержинский район, МКР № 9, «9а.

Письмом от 21.09.2016 (вх. № 3894 от 29.09.2016) ПАО «ТГК-2» согласовало ОАО «Яргорэнергосбыт» указанные условия подключения.

2)15.09.2016 (вх. № 947 от 15.09.2016) ОАО «Яргорэнергосбыт» направило в адрес ПАО «ТГК-2» письмо о согласовании условий подключения МКД по адресу:
г. Ярославль, ул. Полиграфическая, д. 23.

Письмом от 20.09.2016 (вх. № 3816 от 26.09.2016) ПАО «ТГК-2» согласовало ОАО «Яргорэнергосбыт» указанные условия подключения.

3) 29.08.2016 (вх. № 831 от 29.08.2016) ОАО «Яргорэнергосбыт» направило в адрес ПАО «ТГК-2» письмо о согласовании технических условий подключения объекта капитального строительства с адресной привязкой: г. Ярославль, ул. Громова
(у д. № 29).

Письмом от 01.09.2016 (вх. № 3449 от 07.09.2016) ПАО «ТГК-2» согласовало ОАО «Яргорэнергосбыт» указанные технические условия.

4) 03.10.2016 (вх. № 001040/1201 От 04.10.2016) ОАО «Яргорэнергосбыт» направило в адрес ПАО «ТГК-2» письмо о согласовании технических условий подключения объекта капитального строительства по адресу: г. Ярославль, ул. Строителей, д. 18.

Письмом от 12.10.2016 (вх. № 4240 от 18.10.2016) ПАО «ТГК-2» согласовало ОАО «Яргорэнергосбыт» указанные технические условия.

5) 10.10.2016 (вх. № 001075/1201 от 10.10.2016) ОАО «Яргорэнергосбыт» направило в адрес ПАО «ТГК-2» письмо о согласовании технических условий подключения объекта капитального строительства с адресной привязкой:
г. Ярославль, 2-я Закоторосльная набережная (у д. № 83).

Письмом от 12.10.2016 (вх. № 4241 от 18.10.2016) ПАО «ТГК-2» согласовало ОАО «Яргорэнергосбыт» указанные технические условия.

6) 21.10.2016 (вх. № 1150 от 21.10.2016) ОАО «Яргорэнергосбыт» направило в адрес ПАО «ТГК-2» письмо о согласовании технических условий подключения объекта капитального строительства с адресной привязкой: г. Ярославль, Московский проспект (в районе 13/11).

Письмом от 02.11.2016 (вх. № 4525 от 03.11.2016) ПАО «ТГК-2» согласовало ОАО «Яргорэнергосбыт» сообщило об отсутствии технической возможности подключения указанного объекта.

7) 26.10.2016 (вх. № 1183 от 27.10.2016) ОАО «Яргорэнергосбыт» направило в адрес ПАО «ТГК-2» письмо о согласовании технических условий подключения объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Ярославль, пр-т Октября, д. 40е.

Письмом от 08.11.2016 (вх. № 4618 от 10.11.2016) ПАО «ТГК-2» согласовало ОАО «Яргорэнергосбыт» указанные технические условия.

8) 26.10.2016 (вх. № 1175 от 26.10.2016) ОАО «Яргорэнергосбыт» направило в адрес ПАО «ТГК-2» письмо о повторном согласовании условий подключения МКД по адресу: г. Ярославль, Дзержинский район, ул. 23-я линия, пос. 2-е Брагино, д. 5А, 7, 7а.

Письмом 08.11.2016 (вх. № 4604 от 10.11.2016) ПАО «ТГК-2» согласовало ОАО «Яргорэнергосбыт» указанные условия подключения.

9) 27.10.2016 (вх. № 1182 от 27.10.2016) ОАО «Яргорэнергосбыт» направило в адрес ПАО «ТГК-2» письмо о согласовании технических условий подключения объекта капитального строительства, с адресной привязкой: г. Ярославль, во дворе дома 52/35 по ул. Некрасова.

Письмом от 08.11.2016 (вх. № 4575 от 09.11.2016) ПАО «ТГК-2» согласовало ОАО «Яргорэнергосбыт» указанные технические условия.

10) 16.11.2016 (вх. № 1280 от 17.11.2016) ОАО «Яргорэнергосбыт» направило в адрес ПАО «ТГК-2» письмо о согласовании технических условий подключения объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Ярославль, ул. Закгейма, д. 2б.

Письмом от 29.11.2016 (вх. № 4890 от 29.11.2016) ПАО «ТГК-2» согласовало ОАО «Яргорэнергосбыт» указанные технические условия.

11) 15.11.2016 (вх. № 1271 от 16.11.2016) ОАО «Яргорэнергосбыт» направило в адрес ПАО «ТГК-2» письмо о согласовании технических условий подключения объекта капитального строительства, с адресной привязкой: г. Ярославль, ул Промышленная (в районе пересечения с Промышленным шоссе).

Письмом от 28.11.2016 (вх. № 4934 от 01.12.2016) ПАО «ТГК-2» согласовало ОАО «Яргорэнергосбыт» указанные технические условия.

12) 18.11.2016( вх. № 1291 от 18.11.2016) ОАО «Яргорэнергосбыт» направило в адрес ПАО «ТГК-2» письмо о согласовании технических условий подключения объекта капитального строительства, с адресной привязкой: г. Ярославль, Московский проспект (в районе 13/11).

05.12.2016 (вх.№ 4991 от 05.12.2016) ПАО «ТГК-2» согласовало ОАО «Яргорэнергосбыт» указанные технические условия.

Кроме того, 19.10.2016 ОАО «Яргорэнергосбыт» направило в адрес
ПАО «ТГК-2» письмо о систематическом нарушении сроков согласований технических условий и условий подключения, в соответствии с которым зафиксирован вышеуказанный перечень технических условий и условий подключения, сроки согласования которых нарушены ПАО «ТГК-2».

Порядок согласования условий подключения, указанных в пунктах 1, 2, 8 настоящего заключения, регламентируется положениями п. 67 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 (далее — Правила № 808), в соответствии с которым теплосетевая организация обязана направить условия подключения на согласование единой теплоснабжающей организации, определенной в соответствующей системе теплоснабжения, до направления их потребителю с целью получения информации о наличии технической возможности подключения и определения соответствующего теплоисточника. Единая теплоснабжающая организация обязана в течение 7 рабочих дней со дня получения условий подключения согласовать их либо подготовить к ним замечания в случае, если осуществление подключения в соответствии с такими условиями вызовет снижение надежности теплоснабжения. В случае отсутствия ответа от единой теплоснабжающей организации о результатах согласования условий подключения в течение 7 дней со дня их получения, условия подключения считаются согласованными.

Порядок согласования технических условий, указанных в пунктах 3-7, 9-12 регламентируется положениями п. 14 Правил № 83, в соответствии с которым в целях подтверждения наличия резервов пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения, обеспечивающих передачу необходимого объема ресурса, и (или) резерва мощности по производству соответствующего ресурса организация, получившая запрос о выдаче технических условий, согласовывает технические условия с организациями, владеющими технологически связанными сетями инженерно-технического обеспечения и (или) объектами по производству данного ресурса. Соответствующие организации в течение 5 рабочих дней с даты обращения должны согласовать данную информацию либо представить письменный мотивированный отказ.

В ходе рассмотрения дела Комиссией ПАО «ТГК-2» пояснило, что с вменяемым нарушением согласно частично.

ПАО «ТГК-2» пояснило, что нарушение антимонопольного законодательства в части нарушения сроков согласования условий подключения к сетям теплоснабжения отсутствует, в связи с тем, что в соответствии с п. 67 Правил № 808 такие условия считаются автоматически согласованными в случае ненаправления согласования ПАО «ТГК-2» условий подключения в адрес ОАО «Яргортеплоэнерго» в установленный пунктом срок.

Относительно нарушения сроков согласования технических условий
ПАО «ТГК-2» согласно и пояснило следующее.

По техническим условиям (далее — ТУ) от 28.09.2016, которые были направлены в адрес ПАО «ТГК-2» 03.10.2016 в целях подключения д. 18 по
ул. Строителей г. Ярославля, плановый срок ввода объекта в эксплуатацию 3 квартал 2018 года. Планируемый источник теплоснабжения на момент подключения — ПГУ «Хуадянь-Тенинская ТЭЦ». Согласно схеме теплоснабжения г. Ярославля, утв. Приказом Минэнерго России № 772 от 09.08.2016, ввод в эксплуатацию нового теплоисточника планировался до конца 2017 года. При этом в соответствии с п. 14 Правил № 83 наличие технической возможности подключения определяется наличием пропускной способности существующих тепловых сетей и наличием резерва мощности на теплоисточнике.

В связи с тем, что подключение планировалось после ввода в эксплуатацию нового мощного теплоисточника, резерв нагрузки на теплоисточнике существовал. Необходимо было определиться с наличием резерва пропускной способности существующих тепловых сетей, и планируемых тепловых сетей после проведения мероприятий по переключению системы теплоснабжения Северного жилого районак ПГУ «Хаудянь-Тенинская ТЭЦ». В связи с тем, что финансирование данных мероприятий должно было осуществляться за счет средств ООО «Хаудянь-Тенинская ТЭЦ», то подключение указанного объекта было возможно только после выполнения данных мероприятий. Договор на момент направления ТУ со стороны ООО «Хаудянь-Тенинская ТЭЦ» отсутствовал, была необходима проработка альтернативных вариантов. Поиск вариантов возможен только при проведении гидравлических расчетов. Расчет каждого варианта в программном комплексе Zulu занимает длительное время, выполнение других действий при выполнении расчетов невозможно.

В связи с необходимостью дополнительного времени для выполнения указанных технических условий ПАО «ТГК-2» была допущена просрочка согласования ТУ от 28.09.2016 (направленных письмом от 03.10.2016) на 5 дней.

Также ПАО «ТГК-2» согласно с фактом просрочки согласования технических условий, направленных письмом от 10.10.2016 (пункт 5 в перечне данного заключения) на 1 день.

Относительно нарушения сроков согласования других вышеуказанных технических условий, полученных от АО «ЯЭС» на согласование, ПАО «ТГК-2» не представило пояснений.

При этом ПАО «ТГК-2» пояснило, что своими действиями хоть и нарушило формально сроки согласования технических условий, само нарушение не содержит в себе какой-либо угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства и не привело у ограничению прав третьих лиц на подключение объектов капитального строительства к системе теплоснабжения, а АО «ЯЭС» (ранее — АО «Яргорэнергосбыт») не представило доказательства нарушения чьих-либо прав в результате нарушения сроков согласования условий подключения и технических условий.

Комиссия Ярославского УФАС России отклонила доводы ПАО «ТГК-2» относительно незначительного нарушения сроков согласования технических условий, в силу следующего.

В соответствии с п. 14 Правил № 83 теплоснабжающая организация обязана в течение 5 рабочих дней с даты обращения согласовать технические условия подключения либо представить письменный мотивированный отказ.

Установлено, что ПАО «ТГК-2» систематически нарушало сроки согласования технических условий, представленных АО «Яргорэнергосбыт».

Сроки просрочки согласования технических условий, направленных АО «Яргорэнергосбыт» (ныне АО «ЯЭС»), варьируются от 1 до 7 дней, а также совершены свыше двух раз, кроме тех, относительно которых ПАО «ТГК-2» дало пояснения о необходимости проведения гидравлических расчетов с целью определения технической возможности подключения (пункты 3-7, 9-12).

Нормы п. 14 Правил № 83 носят императивный характер, в связи с чем нарушение данной нормы несет угрозу охраняемым общественным отношениям и приводят и могли привести к ущемлению интересов АО «ЯЭС». На АО «ЯЭС» также лежит обязанность по соблюдению сроков выдачи технических условий обратившихся к нему заявителям, а несоблюдение данных сроков приводит к нарушению императивных норм по вине, не зависящей от АО «ЯЭС», что может повлечь наступление последствий, оказывающих негативное влияние на условия осуществления предпринимательской деятельности Обществом.

Согласно аналитическому отчету состояния конкуренции Ярославского УФАС России по проведению анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг теплоснабжения г. Ярославля от 28.02.2017 установлены следующие обстоятельства.

В рассматриваемом деле между ПАО «ТГК-2» и АО «ЯЭС» возникли взаимоотношения по согласованию технических условий и условий подключения объектов капитального строительства к сетям теплоснабжения.

Теплоснабжение - обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности.

Тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.

Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании договора на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения (далее также - договор на подключение (технологическое присоединение), который является публичным для теплоснабжающей организации, теплосетевой организации. Правила выбора теплоснабжающей организации или теплосетевой организации, к которой следует обращаться заинтересованным в подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения лицам и которая не вправе отказать им в услуге по такому подключению (технологическому присоединению) и в заключении соответствующего договора, устанавливаются правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 8 Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 № 307 «О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» теплоснабжающая или теплосетевая организация, к которой следует обращаться заявителям, определяется в соответствии с зонами эксплуатационной ответственности таких организаций, определенных в схеме теплоснабжения поселения, городского округа.

Таким образом, теплоснабжение осуществляется через тепловую сеть, подключение к которой в данном случае осуществляет теплосетевая организация.

В соответствии с п. 9 Правил № 83 организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (в рассматриваемом случае АО «ЯЭС»), обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

В соответствии с п. 14 Правил № 83 в целях подтверждения наличия резервов пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения, обеспечивающих передачу необходимого объема ресурса, и (или) резерва мощности по производству соответствующего ресурса организация, получившая запрос о выдаче технических условий (в рассматриваемом случае ПАО «ТГК-2»), согласовывает технические условия с организациями, владеющими технологически связанными сетями инженерно-технического обеспечения и (или) объектами по производству данного ресурса.

Следовательно согласование технических условий на подключение к сетям теплоснабжения для осуществления дальнейшего подключения объектов капитального строительства к сетям теплоснабжения, является прямой обязанностью ПАО «ТГК-2» как теплоснабжающей организации, которая владеет теплоисточниками и производит тепловую энергию для поставки потребителям.

Продуктовые границы рынка определяются как теплоснабжение, поскольку согласование технических условий на подключение не образует самостоятельного рынка, направленного на оказание услуг по теплоснабжению, но при этом является неотъемлемой его частью.

Кроме того ПАО «ТГК-2» в соответствии со схемой теплоснабжения
г. Ярославля, утвержденной приказом Минэнерго РФ от 11.12.2013 № 887, является Единой теплоснабжающей организацией на территории г. Ярославля (ЕТО-1).

В соответствии с п. 12 Правил организации теплоснабжения,
утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 (далее — Правила № 808) единая теплоснабжающая организация при осуществлении своей деятельности обязана:

заключать и исполнять договоры теплоснабжения с любыми обратившимися к ней потребителями тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых находятся в данной системе теплоснабжения при условии соблюдения указанными потребителями выданных им в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технических условий подключения к тепловым сетям;

заключать и исполнять договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения;

заключать и исполнять договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче.

В связи с фактом наличия статуса ЕТО субъекта исследуемого товарного рынка ПАО «ТГК-2», посредством которого осуществляется деятельность, связанная с теплоснабжением, учитывая технологические особенности теплоснабжения и порядок его регулирования географические, границы исследуемого товарного рынка определены границей зоны действия ЕТО-1 г. Ярославля.

ПАО «ТГК-2» занимает доминирующее положение на рынке теплоснабжения в границах г. Ярославля, доля на рынке, занимаемая ПАО «ТГК-2» равна 59,311%, а при этом в границах зоны ЕТО-1 г. Ярославля Общество занимает доминирующее положение, с долей на рынке 100 %.

При наличии у ПАО «ТГК-2» доминирующего положения, у Общества возникает возможность вести себя определенным образом на товарном рынке в ходе осуществления предпринимательской деятельности, при этом пренебрегая положениями законодательства РФ, что в результате может свидетельствовать об антиконкурентной направленности действий. Кроме того, у АО «ЯЭС» не имеется возможность альтернативного выбора лица, которое может осуществлять согласование технических условий. ПАО «ТГК-2» на товарном рынке теплоснабжения (поставки тепловой энергии, теплоносителя, включая согласование технических условий для дальнейшего подключения объектов капитального строительства к сетям теплоснабжения, является единственной организацией, которая обязана согласовывать технические условия. При систематическом нарушении сроков согласования со стороны ПАО «ТГК-2», АО «ЯЭС» ставится в невыгодное положение, что ущемляет его законные интересы.

Таким образом, действия (бездействие) ПАО «ТГК-2» выразившегося в систематическом нарушении сроков согласования технических условий подключения и условий подключения объектов капитального строительства к сетям теплоснабжения на территории г. Ярославля в 2016 году, выдаваемых АО «Яргорэнергосбыт», образуют состав нарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 года.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьи 41, статьей 41.1, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать ПАО «ТГК-2 нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении , предусмотренного статьей 14.31 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии М.И. Матяшевская

 

 

Члены Комиссии: А.А. Яузина

 

А.А. Турутина

Связанные организации

Связанные организации не указаны