ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу об административном правонарушении

Тип документа:
Постановления
Дата публикации:
28.12.2017
Управление:
Ярославское УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование - в ЖКХ
Номер дела:
№ 07-07/47-17

Директору ООО «Уют Сервис»

<...>

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу № 07-07/47-17

об административном правонарушении

 

28 декабря 2017 года г. Ярославль

 

Заместитель руководителя Ярославского УФАС России Матяшевская М.И., рассмотрев протокол по делу об административном правонарушении от 22 декабря 2017 года, составленный начальником отдела контроля ТЭК и ЖКХ Антоновой М.В., и материалы дела № 07-07/47-17 об административном правонарушении, возбужденного в отношении должностного лица – директора ООО «Уют Сервис» <...>, <...> года рождения, уроженки г.Ярославля, ИНН <...>, паспорт серии <...>, зарегистрированной по адресу: <...>, по части 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии представителя <...> – <...> (по доверенности от 19.12.2017),

 

у с т а н о в и л:

Решением Комиссии Ярославского УФАС России по делу №07-03/12-17 от 18.07.2017 (изготовлено в полном объеме 01.08.2017) ООО «Уют Сервис» признано нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2017 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Фактические обстоятельства состоят в следующем.

Концессионным соглашением в отношении систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов муниципального хозяйства – объектов системы теплоснабжения п.Песочное сельского поселения Песочное Рыбинского муниципального района Ярославской области от 02.09.2016 установлена обязанность ООО «Уют Сервис» за свой счет создать, реконструировать и ввести в эксплуатацию недвижимое и движимое имущество, входящее в Объект соглашения и иное имущество, предусмотренное приложением к данному соглашению, а также осуществлять производство, транспортировку и реализацию тепловой энергии потребителям, расположенным в п.Песочное.

06.10.2016 ООО «Уют Сервис» было получено разрешение на строительство модульной газовой котельной.

Актом проверки готовности к отопительному сезону 2016/2017 от 14.11.2016 комиссия допустила модульную котельную и тепловые сети к отопительному сезону.

Акты допуска в эксплуатацию котельной выданы Управлением Ростехнадзора 19.12.2016, заключение о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативно-правовых актов получено 30.12.2016.

Разрешение Администрации Рыбинского муниципального района на ввод в эксплуатацию объекта — модульной газовой котельной — получено 25.01.2017.

С октября 2016 года ООО «Уют Сервис» заключило договоры теплоснабжения со следующими потребителями п.Песочное сельского поселения Песочное Рыбинского муниципального района Ярославской области.

 

В счетах-фактурах, выставленных в отопительных сезон 2016-2017, для ООО «УК ЖКХ-Рыбинск» и для ИП <...> установлен тариф 1500 руб./гкал потребленной тепловой энергии, для остальных организаций установлен тариф в размере 2143,41 руб./гкал потребленной тепловой энергии. За весь отопительный сезон тариф не менялся.

Таким образом, в период с октября 2016 года по 10 марта 2017 года ООО «Уют Сервис» заключило договоры теплоснабжения с организациями и индивидуальными предпринимателями, в соответствии с которыми поставляло тепловую энергию на нужды отопления, и взимало плату за поставку тепловой энергии, в отсутствие установленного уполномоченным органом государственного регулирования тарифа на поставку тепловой энергии.

10.03.2017 года был принят приказ Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов ЯО № 4-тэ «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям обществом с ограниченной ответственностью «Уют Сервис» (Рыбинский муниципальный район), на 2017 - 2019 годы».

В ходе рассмотрения антимонопольного дела в письменных пояснениях ООО «Уют Сервис» указало, что стоимость тепловой энергии в договорах теплоснабжения по соглашению между Обществом и потребителями определялась на основании тарифов, установленных для МУП «Коммунальные системы» – организации, осуществлявшей теплоснабжение в п.Песочное до ООО «Уют Сервис». Указанные тарифы составили 2143, 41 руб./гкал без НДС (обычный тариф) и 1500 руб./гкал (льготный тариф).

Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов ЯО № 4-тэ тарифы для ООО «Уют Сервис» утверждены тариф в размере 2143,22 руб./гкал (обычный) и в размере 1500 руб./гкал (льготный тариф).

Согласно подпункту «б» пункта 4 Постановления Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 «Основы ценообразования в сфере теплоснабжения» к регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения относятся тарифы:

– на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям теплоснабжающими организациями в соответствии с установленными предельными (минимальными и (или) максимальными) уровнями указанных тарифов;

– на тепловую энергию (мощность), поставляемую другим теплоснабжающим организациям теплоснабжающими организациями;

– на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;

– на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя;

– тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения).

Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона, за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.

 

Согласно части 1 статьи 5 Закона защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с пунктом 1 части 2.1 статьи 5 Закона о защите конкуренции не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта – юридического лица, учредителем (участником) которого являются одно физическое лицо (в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя) или несколько физических лиц, если выручка от реализации товаров за последний календарный год такого хозяйствующего субъекта не превышает четыреста миллионов рублей.

Согласно представленным документам одним из учредителей ООО «Уют Сервис» является ООО «Уют» с долей участия 75%.

На основании изложенного ООО «Уют Сервис» не попадает под исключение из части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, ввиду того, что среди учредителей юридического лица имеется иное юридическое лицо.

В соответствии с проведенным в рамках дела №07-03/12-17 о нарушении антимонопольного законодательства анализом состояния конкуренции на товарном рынке (аналитический отчет от 18.04.2017) продуктовые границы рынка определены как услуги по теплоснабжению (поставке тепловой энергии).

Географические границы рынка услуг по теплоснабжению (поставки тепловой энергии) в целях рассмотрения данного дела определены как пос.Песочное Рыбинского муниципального района Ярославской области.

В границах присоединенной сети ООО «Уют Сервис» является единственной организацией, осуществляющей теплоснабжение потребителей пос.Песочное Рыбинского муниципального района Ярославской области, в связи с чем доля Общества на рынке теплоснабжения составляет 100 %.

Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Действия ООО «Уют Сервис» по установлению и взиманию платы в период с 01.10.2016 по 01.03.2017 за поставку тепловой энергии и теплоносителя в отсутствие установленного органом государственного регулирования тарифа на поставку тепловой энергии и теплоносителя в отношении потребителей с.Песочное Рыбинского муниципального района Ярославской области, повлекли ущемление интересов хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности, а также неопределенного круга потребителей, что является нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Ущемление интересов неопределенного круга потребителей установлено в связи с тем, что общество реализовывало единую политику договорных отношений в сфере теплоснабжения со всеми потребителями пос.Песочное Рыбинского муниципального района Ярославской области, а также могло реализовывать указанную политику в отношении тех потребителей, с которыми Общество планировало заключить договоры теплоснабжения.

Кроме того, установлено, что ООО «Уют Сервис» заключило договоры теплоснабжения с ООО «УК «ЖКХ Рыбинск», ООО «Агроспецкомплект», ИП <...>, ООО «Сатурн Сервис», которые являются хозяйствующими субъектами в сфере предпринимательской деятельности. В отношении всех указанных субъектов ООО «Уют Сервис» применяло самовольно установленные тарифы, что в рассматриваемых условиях ущемляло интересы указанных хозяйствующих субъектов.

ООО «Уют Сервис» признало факт нарушения Обществом антимонопольного законодательства, но полагает, что нарушение антимонопольного законодательства совершено в результате действий в состоянии крайней необходимости. Общество указало, что первоначально обращалось в Департамент с заявлением на установление тарифа в декабре 2016 года, но в установлении тарифа было отказано в связи недостатком представленных документов, тариф был установлен лишь в марте 2017 года.

Ссылаясь на выполненное концессионное соглашение и потраченные денежные средства на строительство модульной котельной, Общество полагает, что не могло поставлять тепловую энергию потребителям п.Песочное без взимания платы, так как Общество рисковало прекратить свою деятельность и потерять все активы.

Поскольку ООО «Уют Сервис» извлекло за отопительный сезон 2016-2017 необоснованную прибыль в размере разницы между утвержденным тарифом и фактически начисленной платой за отопительный сезон 2016-2017 потребителям поселка Песочное Рыбинского муниципального района Ярославской области, на основании части 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции ООО «Уют Сервис» было предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства путем производства перерасчета платы за потребленную тепловую энергию. Предписание было исполнено до возбуждения дела об административном правонарушении.

За нарушение статьи 10 Закона о защите конкуренции предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ, в соответствие с которой совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Таким образом, в действиях ООО «Уют Сервис» содержатся признаки правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

Согласно действующему законодательству юридическое лицо приобретает права и принимает на себя обязанности, реализует свои права и исполняет обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами и являющиеся законными представителями юридического лица (часть 1 статьи 53 ГК РФ).

В соответствии с примечанием к статье 2.4. КоАП РФ под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него.

Согласно протоколу №4 общего собрания участников ООО «Уют Сервис» от 14.10.2013 и приказу №52 от 14.10.2013 на должность директора ООО «Уют Сервис» назначена <...>, вступила в должность директора с 14.10.2013.

В соответствии с должностной инструкцией директор ООО «Уют Сервис» руководит в соответствии с действующим законодательством всеми видами деятельности организации; организует работу и эффективное взаимодействие производственных единиц и структурных подразделений; несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

Таким образом, директор ООО «Уют Сервис» <...> допустила совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

Правонарушение совершено в период с 01.10.2016 по 01.03.2017 в Рыбинском районе Ярославской области.

На основании вышеизложенного должностное лицо Ярославского УФАС России приходит к выводу о совершении директором ООО «Уют Сервис» <...> виновного деяния, образующего состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, выразившегося в действиях по установлению и взиманию платы в период с 01.10.2016 по 01.03.2017 за поставку тепловой энергии и теплоносителя в отсутствие установленного органом государственного регулирования тарифа на поставку тепловой энергии и теплоносителя в отношении потребителей с.Песочное Рыбинского муниципального района Ярославской области.

В соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

С учетом характера совершенного правонарушения данное административное правонарушение не является малозначительным, так как представляет существенное нарушение охраняемых общественных правоотношений. В связи с этим должностное лицо не находит оснований для освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Представитель <...> признал факт нарушения Обществом антимонопольного законодательства.

При назначении административного наказания должностному лицу – директору ООО «Уют Сервис» <...> учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность в соответствии со статьей 4.3 КоАП РФ, не установлено.

В качестве смягчающих обстоятельств, в соответствии со статьей 4.2 КоАП РФ, признано добровольное исполнение предписания об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства, выданное на основании решения по делу № 07-03/12-17, до вынесения постановления по делу об административном правонарушении.

Руководствуясь статьями 4.1, 14.31, 23.48, пунктом 1 части 1 статьи 29.9 КоАП РФ, заместитель руководителя Ярославского УФАС России Матяшевская М.И.,

 

п о с т а н о в и л:

 

привлечь должностное лицо – директора ООО «Уют Сервис» <...>, ИНН <...>, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением (установление и взимание платы в период с 01.10.2016 по 01.03.2017 за поставку тепловой энергии и теплоносителя в отсутствие тарифа, установленного органом государственного регулирования), в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Штраф за нарушение антимонопольного законодательства должен быть перечислен в доход федерального бюджета по коду 161 1 16 020 10 01 6000 140

УИН 16160122800001070503

Получатель: ИНН 7604009440 КПП 760401001

ОКТМО 78 701 000

УФК МФ РФ по Ярославской области

Банк получателя: Отделение Ярославль г. Ярославль

БИК 047888001

р/сч 40101810700000010010

в полях 104, 105 платежного документа необходимо указать код бюджетной классификации и ОКТМО.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (факс 8 (4852) 32-93-71).

Согласно части 1 статьи 20.25 Кодекса неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и статьей 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

 

Заместителя руководителя

Ярославского УФАС России Матяшевская М.И.