Решение №14261/04-01 Решение и предписания по делу от 5 декабря 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ИП
ИП
РЕШЕНИЕ по делу № 04-01/28-17
«17» ноября 2017 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии – заместитель руководителя Управления Матяшевская М. И.,
члены Комиссии – начальник отдела контроля органов власти и рекламы Гудкевич Е. В., главный специалист-эксперт Солодяшкина С.Д., ведущий специалист-эксперт Семенюк А. В.,
рассмотрев дело № 04-01/28-17 по факту распространения рекламы продукции магазина интимных товаров с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в присутствии представителя ИП ., привлеченного к участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по доверенности от 16.11.2017 г. ,
УСТАНОВИЛА:
ИП , привлеченный к участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, на рассмотрение дела не явился, представителей не направил, уведомлен надлежащим образом.
В соответствии с пунктом 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. № 508 (далее- Правила), Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие указанного лица.
Ярославским УФАС России в связи с поступившим обращением физического лица (вх. № 5564 от 02.06.2017г.), установлен факт распространения рекламы: «Массажер для шеи. Хорошее средство от головной боли. LOVESTORYSHOP.RU 8 (4852) 68 25 69», которая размещалась в маршрутном такси и на рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Ярославль, Московский пр-т, 90а, около ресторана быстрого питания «Макдоналдс».
Дело возбуждено по признакам нарушения пункта 6 части 5 статьи 5, части 6 статьи 5, части 7 статьи 5, статьи 8 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») в отношении ИП , ИП
Представитель ИП пояснила, что ИП не согласен с вменяемыми нарушениями, поскольку объектом рекламирования является массажер для шеи, реклама которого не запрещена. Рассматриваемая реклама массажера для шеи не содержит каких-либо образов, которые не отвечают требованиям пристойности, являются неприличными, либо оскорбляют потребителей. Информация, содержащаяся в рекламе о назначении массажера для шеи, является достоверной и соответствует инструкции по эксплуатации, разработанной производителем данного товара. Наличие у данного массажера иных позиций для массажа рук, ног, спины не искажает заявленных в рекламе свойств массажа шеи. Информация о том, что данный массажер является хорошим средством от головной и других хронических болей, способствует снятию напряжения соответствует заявленным свойствам массажера, что подтверждается инструкцией по эксплуатации. Рассматриваемая реклама не является рекламой при дистанционном способе продажи товаров, поскольку «LOVESTORYSHOP.RU» - это коммерческое обозначение магазинов в местах их нахождения и реализации товаров в ТЦ «Флагман» и ТЦ «Лабиринт». В свою очередь, указание в рекламном баннере названий магазинов и их местонахождения является обязательным и не свидетельствует о наличии Интернет-сайта, Интернет-магазина и их рекламе продавцом. Содержащаяся в рекламе информация также не позволяет считать, что рекламируемый товар можно приобрести дистанционным способом.
Копии аналогичных письменных пояснений представлены в материалы дела.
В ранее представленных письменных пояснениях ИП указано, что готовый рекламный баннер был предоставлен для размещения по адресу: г. Ярославль, Московский пр-т, 90а, ИП На макете указано, что изображенное изделие является массажером для шеи и у ИП не было оснований сомневаться в достоверности представленной Заказчиком информации. В рекламе отсутствует непристойная, оскорбительная информация. Кроме того, на макете указаны места реализации изображаемого массажера, в связи с чем, ИП считает, что данная информация не является рекламой товаров при дистанционном способе продажи.
Рассмотрев материалы дела, представленные пояснения сторон, заслушав представителя ИП , Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Указанная выше информация обладает всеми вышеперечисленными признаками и, следовательно, является рекламой, в которой в качестве объекта рекламирования выступает магазин интимных товаров, а также массажер для шеи, реализуемый в данном магазине.
В соответствии с частью 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В рассматриваемой рекламе указано, что рекламируемый товар является массажером для шеи. Информация о том, что данный товар является массажером широкого спектра применения, в том числе, для массажа шеи, подтверждается в сертификате соответствия ГОСТ Р № РОСС US.AГ17.Е12786, а также в инструкции по эксплуатации массажера, представленных ИП в материалы дела (вх. 7317 от 03.07.2017, 11892 от 10.11.2017).
Следовательно, в данном случае непристойного смысла при распространении рекламы массажера не усматривается.
Таким образом, при оценке полного содержания рассматриваемой рекламы, с учетом изложенных обстоятельств и доказательств, при распространении данной рекламы не установлено нарушения требований частей 6, 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии со статьей 26.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» дистанционный способ продажи товаров - это договор розничной купли-продажи, который может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора способами.
В пункте 2 «Правил продажи товаров дистанционным способом", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 N 612, указано, что "продажа товаров дистанционным способом" - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
В соответствии с пунктом 20 «Правил продажи товаров дистанционным способом", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 N 612, договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.
В результате осмотра Интернет-сайта LOVESTORYSHOP.RU установлено, что заказ товаров осуществляется также через данный сайт, а заказанный товар доставляется по указанному заказчиком адресу, либо его можно забрать самостоятельно.
Следовательно, продажи через Интернет-сайт LOVESTORYSHOP.RU осуществляются дистанционным способом.
Довод ИП о том, что «LOVESTORYSHOP.RU» является коммерческим обозначением, по мнению Комиссии, не свидетельствует об отсутствии в данном случае рекламы товаров при дистанционном способе продажи, поскольку из рекламы не следует, что название одноименного сайта, на котором можно заказать товар дистанционным способом, совпадает с коммерческим обозначением магазина.
Следовательно, в рассматриваемой рекламе отсутствуют сведения о продавце товаров при дистанционном способе их продажи, а именно, не указаны фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, что является нарушением требований статьи 8 ФЗ «О рекламе».
Согласно пункту 6 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе» указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий.
В рассматриваемой рекламе относительно свойств рекламируемого массажера для шеи указана фраза: «Хорошее средство от головной боли». Вместе с тем, головные боли у человека могут быть связаны с различными, в том числе тяжелыми заболеваниями.
Поскольку рекламируемый массажер не является медицинским изделием, но в рекламе сообщается, что данный массажер является «хорошим средством от головной боли», то в рассматриваемой рекламе установлено нарушение требований пункта 6 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
Согласно части 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 6 части 5 статьи 5, статьей 8 данного закона несут рекламодатель и рекламораспространитель.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно ответу регистратора доменных имен ООО «Регистратор Р01» доменное имя LOVESTORYSHOP.RU, указанное в рекламе, принадлежит
Согласно представленному договору № 288098-31Я от 29.04.2014 (вх. № 7422 от 05.07.2017) от ПАО «Мегафон», телефонный номер <...> (4852) 68 25 69, размещенный в указанной рекламе, принадлежит
Комитет по рекламе, наружной информации и оформлению города мэрии г. Ярославля в ответ на запрос Ярославского УФАС России сообщило (вх. № 11145 от 20.10.2017), что собственником рекламной конструкции по адресу: г. Ярославль, Московский пр-т, 90а является ИП на основании разрешения от 08.09.2016 г. № 127/16.
ИП представлены письменные пояснения, а также документы на размещение рассматриваемой рекламы (вх. № 8517 от 03.08.2017), в частности, договор на размещение рекламы №3 2 от 31.01.2017 с приложениями № 1, 2, заключенный с ИП Предметом договора является размещение рекламно-информационных материалов на рекламных конструкциях, принадлежащих ИП В приложениях к договору подтверждается оплата за размещение рекламы. Также предоставлен макет рассматриваемой рекламы.
В письменных пояснениях ИП указано, что готовый рекламный баннер был предоставлен для размещения по адресу: г. Ярославль, Московский пр-т, 90а, ИП
На основании изложенного, а также в соответствии с пунктом 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП , рекламораспространителем является ИП
Следовательно, ИП как рекламодатель рассматриваемой рекламы, ИП как рекламораспространитель рассматриваемой рекламы нарушили требования пункта 6 части 5 статьи 5, статьи 8 ФЗ «О рекламе».
Кроме того, ИП также представлены документы (вх. 11892 от 10.11.2017) на размещение рассматриваемой рекламы на бортах транспортных средств, в частности, договор № 59 т от 22.03.2017 г., заключенный с ИП , с приложением согласованного макета, платежные документы.
ИП не привлекался к участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Ответственность за нарушение пункта 6 части 5 статьи 5, статьи 8 ФЗ «О рекламе» предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 4, 33, 37-43, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу:«Массажер для шеи. Хорошее средство от головной боли. LOVESTORYSHOP.RU 8 (4852) 68 25 69», размещенную в маршрутном такси и на рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Ярославль, Московский пр-т, 90а, около ресторана быстрого питания «Макдоналдс», поскольку в данном случае нарушены требования статьи 8, пункта 6 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
2. Выдать ИП ., ИП предписания об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях.
4. Выделить дело по факту распространения рекламы: «Массажер для шеи. Хорошее средство от головной боли. LOVESTORYSHOP.RU 8 (4852) 68 25 69» в марштрутных транспортных средствах в отдельное производство.
Решение изготовлено в полном объеме «30» ноября 2017 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии М. И.Матяшевская
Члены Комиссии: С. В. Гудкевич
С.Д. Солодяшкина
А. В. Семенюк
№ 14262/04-01 от 01.12.2017
ИП
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ ПО ДЕЛУ № 04-01/28-17
17 ноября 2017 года город Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Матяшевская М. И.
члены Комиссии – начальник отдела контроля органов власти и рекламы Гудкевич Е. В., главный специалист-эксперт Солодяшкина С.Д., ведущий специалист-эксперт Семенюк А. В.,
на основании своего решения от «17» ноября 2017 г. по делу № 04-01/28-17 о признании ненадлежащей рекламы товаров при дистанционном способе их продажи без указания сведений о продавце таких товаров, а также с указанием на положительное влияние данных товаров, не являющихся медицинскими, на течение заболеваний, поскольку тем самым нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 5, статьи 8 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»), в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 4, 30, 37-42, 44, 45, 48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ
1. ИП , адрес места нахождения: , в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение рекламы: «Массажер для шеи. Хорошее средство от головной боли. LOVESTORYSHOP.RU 8 (4852) 68 25 69» при дистанционном способе продажи товаров без указания сведений о продавце таких товаров, а также с указанием на положительное влияние данных товаров, не являющихся медицинскими, на течение заболеваний.
2. ИП , адрес места нахождения: , представить в Ярославское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 26 декабря 2017 г.
В случае невыполнения в установленный срок законного предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на граждан штраф в размере от трехсот до пятисот рублей, на должностных лиц – от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии М. И. Матяшевская
Члены Комиссии Е. В. Гудкевич
С. Д. Солодяшкина
А. В. Семенюк
№ 14263/04-01 от 01.12.2017
ИП
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ ПО ДЕЛУ № 04-01/28-17
17 ноября 2017 года город Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Матяшевская М. И.
члены Комиссии – начальник отдела контроля органов власти и рекламы Гудкевич Е. В., главный специалист-эксперт Солодяшкина С.Д., ведущий специалист-эксперт Семенюк А. В.,
на основании своего решения от «17» ноября 2017 г. по делу № 04-01/28-17 о признании ненадлежащей рекламы товаров при дистанционном способе их продажи без указания сведений о продавце таких товаров, а также с указанием на положительное влияние данных товаров, не являющихся медицинскими, на течение заболеваний, поскольку тем самым нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 5, статьи 8 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»), в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 4, 30, 37-42, 44, 45, 48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ
1. ИП , адрес места нахождения: , в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение рекламы: «Массажер для шеи. Хорошее средство от головной боли. LOVESTORYSHOP.RU 8 (4852) 68 25 69» при дистанционном способе продажи товаров без указания сведений о продавце таких товаров, а также с указанием на положительное влияние данных товаров, не являющихся медицинскими, на течение заболеваний.
2. ИП , адрес места нахождения: , представить в Ярославское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 26 декабря 2017 г.
В случае невыполнения в установленный срок законного предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на граждан штраф в размере от трехсот до пятисот рублей, на должностных лиц – от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии М. И. Матяшевская
Члены Комиссии Е. В. Гудкевич
С. Д. Солодяшкина
А. В. Семенюк