Решение №14386/06-07 Решение по результатам рассмотрения жалобы от 5 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявитель –

ООО «АВИАХИМ»

117218, г. Москва,

Нахимовский пр-т., д. 32

e-mail: info@aviachem.ru

 

Организатор торгов –

Государственное предприятие Ярославской области ЯРДОРМОСТ

150510, Ярославская обл., Ярославский район,

ул. Индустриальная, д. 4.

e-mail: <...>

 

 

 

 

 

 

 

Решение по результатам рассмотрения жалобы

на нарушения при организации и проведении торгов

и порядка заключения договоров

№ 06-07/83-17

 

04 декабря 2017 года г. Ярославль

(после перерыва заседания от 29.11.2017 г.)

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии – временно исполняющий обязанности руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии – заместитель начальника отдела контроля органов власти и рекламы Гаврилов С.В., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Савичева К.А.,

с участием:

от заявителя – ООО «АВИАХИМ»,<...> (по доверенности);

от организатора торгов – государственного предприятия Ярославской области ЯРДОРМОСТ, <...>, <...> (по доверенностям);

третьего лица – ЗАО «Рошальский химический завод «Нордикс», <...> (по доверенности),

рассмотрев жалобу ООО «АВИАХИМ» на действия организатора торгов – государственного предприятия Ярославской области ЯРДОРМОСТ в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

у с т а н о в и л а:

 

в Ярославское УФАС России поступила жалоба ООО «АВИАХИМ» (вх. № 12555 от 24.11.2017) на действия (бездействие) государственного предприятия Ярославской области ЯРДОРМОСТ при проведении запроса ценовых котировок № 31705760993 на право заключения договора на поставку жидкого антигололедного реагента на основе ацетата калия «НОРДВЭЙ марка 3».

Обжалуемые торги - запрос ценовых котировок № 31705760993 на право заключения договора на поставку жидкого антигололедного реагента на основе ацетата калия «НОРДВЭЙ марка 3» (далее – Закупка).

Организатор торгов - государственное предприятие Ярославской области ЯРДОРМОСТ (далее – ГП ЯО ЯРДОРМОСТ).

Обжалуемые действия (бездействие) - указание в котировочной документации на конкретную торговую марку товара - «НОРДВЭЙ марка 3», осуществление заказчиком закупки товаров, работ, услуг без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Заявитель поддержал доводы, указанные в своей жалобе.

Организатор торгов не признал нарушений при проведении Закупки, представил на заседание Комиссии документы и материалы, запрошенные уведомлением о поступлении жалобы от 27.11.2017 № 14021/06-07.

Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы, в числе прочих на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закона о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

20.11.2017 на сайте zakupki.gov.ru ГП ЯО ЯРДОРМОСТ размещено извещение о проведении Закупки.

Согласно извещению и котировочной документации датой рассмотрения заявок является 27 ноября 2017 года.

В период действия срока приема заявок организатору Закупки поступили две заявки от участников: ЗАО «Рошальский химический завод «Нордикс», ООО «Научно-производственная компания АэроТехСнаб».

Уведомлением о поступлении жалобы от 27.11.2017 № 14021/06-07 на основании части 18 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции торги были приостановлены до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, по существу.

Доводы жалобы не могут быть обоснованы в силу следующего:

1. Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В данном случае ООО «АВИАХИМ» не подавало заявку на участие в Закупке и доводы жалобы не связаны с нарушением порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие. Учитывая изложенное, у антимонопольного органа отсутствуют полномочия на ее рассмотрение.

2. В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки, корпорация развития малого и среднего предпринимательства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданные ими организации вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим.

При этом право участника закупки обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг предусмотрено в пункте 9 статьи 3 Закона о закупках и не ограничено какими-либо условиями, как это определено при обращении с жалобой в антимонопольный орган.

Таким образом, правовое значение имеет как установленный антимонопольным органом порядок для соответствующего обжалования, так и исчерпывающий перечень случаев нарушений процедуры закупки, предусматривающий право участника закупки на обжалование в административном порядке.

В данном случае жалоба ООО «АВИАХИМ» не содержит указаний на случаи, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках. Фактически в жалобе ставится вопрос о неправомерном указании в котировочной документации конкретной торговой марки товара - «НОРДВЭЙ марка 3».

Учитывая изложенное, у антимонопольного органа отсутствуют полномочия на ее рассмотрение в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, в связи с отсутствием в ней доводов о нарушениях, перечисленных в части 10 статьи 3 Закона о закупках.

3. Согласно пункту 2 части 2.1 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации, а также за исключением закупок, осуществляемых в течение года в соответствии с правовым актом, предусмотренным частью 3 статьи 2 Закона о закупках, принятым государственным, муниципальным унитарными предприятиями и размещенным до начала года в единой информационной системе: в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.

ГП ЯО ЯРДОРМОСТ до начала года разместило в единой информационной системе на сайте zakupki.gov.ru Положение о закупке товаров, работ, услуг, утвержденное Приказом № 419пр от 28 декабря 2016 г (далее – Положение о закупке).

Кроме того, ГП ЯО ЯРДОРМОСТ проводило Закупку для исполнения обязательств по Государственному контракту от 29 ноября 2016 № 2016.345072, заключенному между ГКУ ЯО «Ярдорслужба» и ГП ЯО ЯРДОРМОСТ, которым предусмотрены обязательства ГП ЯО ЯРДОРМОСТ по выполнению работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования государственной собственности Ярославской области и мостовых сооружений на них 2017-2018 годы. Также им предусмотрено зимнее содержание автомобильных дорог и мостовых сооружений, в том числе обработка противогололедным химическим реагентом, отвечающим требованиям, указанным в Приложении № 6 к государственному контракту.

Таким образом ГП ЯО ЯРДОРМОСТ было вправе осуществлять данную Закупку по Федеральному закону от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

4. В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Таким образом определение необходимых требований к закупаемому товару является обязанностью Заказчика, при этом Закон о закупках не содержит запрета не установление в закупочной документации указания на конкретную марку (модель) закупаемого товара.

Вместе с тем согласно пункту 2.4.7 Положения о закупке в документации о закупке указываются следующие сведения: Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки, при этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент» с указанием в документации о закупке значений эквивалентности. Применение слов «или эквивалент» не допускается в случае несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей, расходных материалов и химических реагентов к оборудованию, используемым Заказчиком.

Таким образом указание в котировочной документации на конкретную торговую марку товара, не нарушает норм Положения о закупках, Закона о закупках, так как в рассматриваемой ситуации Закупка касается химических реагентов, необходимых Заказчику для зимнего содержания автомобильных дорог и мостовых сооружений.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Учитывая вышеизложенное Закупка была проведена в соответствии с требованиями норм Закона о закупках, следовательно, в действиях (бездействии) ГП ЯО ЯРДОРМОСТ нарушений статьи 17 Закона о защите конкуренции, положений Закона о закупках, не установлено.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

р е ш и л а:

 

1. Признать жалобу ООО «АВИАХИМ» (вх. № 12555 от 24.11.2017) на действия (бездействие) государственного предприятия Ярославской области ЯРДОРМОСТ при проведении запроса ценовых котировок № 31705760993 на право заключения договора на поставку жидкого антигололедного реагента на основе ацетата калия «НОРДВЭЙ марка 3», необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии И.Г. Паутов

 

 

Члены Комиссии С.В. Гаврилов

К.А. Савичева

Связанные организации

Связанные организации не указаны