Решение №15674/04-01 Решение и предписание по делу от 27 декабря 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFООО «Провинция. Ярославль»
150047, г. Ярославль, ул. Угличсая, д. 39В, лит. ГГ1, оф. 206
ИП <...>
РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 04-01/50-17
«13» декабря 2017 года г. Ярославль
Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии – временно исполняющий обязанности руководителя управления Матяшевская М.И.
члены Комиссии: начальник отдела контроля органов власти и рекламы Гудкевич Е.В., ведущий специалист-эксперт Семенюк А.В.,
рассмотрев дело № 04-01/50-17 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения в газете «Караван-Рос» рекламы фитокрема «Антипсориаз»,
в присутствии генерального директора ООО «Провинция. Ярославль» <...>,
УСТАНОВИЛА:
ИП <...>, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела, в назначенное время не явился, представителя на участие в рассмотрении дела не направил.
В соответствии с пунктом 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. № 508 (далее - Правила), принято решение о рассмотрении дела в отсутствие ИП <...>
Дело возбуждено по признакам нарушения пункта 6 части 5 статьи 5 и пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее ФЗ «О рекламе»), поскольку в рассматриваемой рекламе фитокрема «Антипсориаз» содержится недостоверная информация о «длительном очищении кожи на срок более 1 года», являющаяся указанием на его лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни.
ИП <...> с вменяемыми нарушениями не согласен и в письменных пояснениях (вх. № 11938 от 13.11.2017 г.) указал, что крем «Антипсориаз» относится к косметическим кремам и не предназначен для лечения псориаза, но благодаря входящим в его состав травам позволяет помочь коже прийти в состояние гораздо лучше, чем до его применения, и очень часто достичь длительного очищения ее. По мнению ИП <...>, в рекламе идет речь о косметическом улучшении состояния кожи.
ООО «Провинция. Ярославль» также не согласно с вменяемым нарушением. На заседании Комиссии, а также в письменных пояснениях представитель ООО «Провинция. Ярославль» указал следующее. В рекламе нет прямого указания на лечебные свойства крема. Выражение «очищение кожи» в соответствии с толкованием «Словаря косметических терминов» подразумевает процедуру очищения кожи от кожного сала, грязи и отмерших клеток, что указывает на косметический, а не на лечебный эффект. «Антипсориаз» является запатентованным названием крема и его использование в рекламе не может истолковываться как указание на лечебные свойства.
Рассмотрев материалы дела Комиссия пришла к следующим выводам.
На странице 32 газеты «Караван-РОС» от 04.07.2017 г. № 27 (1203) размещена следующая информация:
«АНТИПСОРИАЗ Живите с чистой кожей! Уникальный фитокрем «Антипсориаз» со свежими соками растений. Длительное очищение кожи на срок более 1 года во многих случаях. Не содержит гормонов и искусственных добавок. Спрашивайте в аптеках.... Горячая линия и заказ почтой: (495) 506 8184. Декларация №....(ИП <...>, ОГРНИП <...>) www.antipsoriaz.ru Имеются противопоказания. Перед применением ознакомьтесь с инструкцией».
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Указанная выше информация обладает всеми вышеперечисленными признаками и, следовательно, является рекламой, в которой в качестве объекта рекламирования выступает фитокрем «Антипсориаз».
Согласно пункту 6 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий.
Указанный в рекламе фитокрем «Антипсориаз» не внесен в государственный реестр лекарственных средств и, следовательно, не является лекарственным средством. В соответствии с декларацией о соответствии, сертификатом соответствия и инструкцией по применению крем «Антиплориаз» является косметическим средством. Данный факт не оспаривается ИП <...>
Комиссия не согласна с доводами ИП<...> и ООО «Провинция. Ярославль» о том, что фраза «длительное очищение кожи на срок более 1 года» подразумевает косметическое очищение и не указывает на лечебные свойства рекламируемого товара на основании следующего.
В соответствии с представленной ИП <...> инструкцией по применению крем «Антипсориаз» оказывает смягчающее и питающее воздействие и наносится на чистую кожу. Следовательно, крем «Антипсориаз» не относится к средствам, предназначенным для очищения кожи, таким как, например, очищающие молочко, пенки, тоники, скрабы и др. Единственным его назначением является питание и смягчение кожи. Более того, очищение кожи в косметологическом смысле, то есть от кожного сала, грязи и отмерших клеток, невозможно на столь длительный срок, указанный в рекламе (более 1 года).
Согласно пункту 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" оценка рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.
В связи с тем, что слово «АНТИПСОРИАЗ» указано в верхней части рекламы без кавычек, размер шрифта значительно отличается от шрифта, которым выполнен основной текст рекламы и часть слова «ПСОРИАЗ» выделена жирным шрифтом, слово «АНТИПСОРИАЗ» воспринимается потребителем рекламы не как название крема, а как заголовок рекламы. Выполненная таким образом реклама создает у читателей газеты представление о том, что далее речь пойдет именно о данной проблеме - болезни псориаз и средствах борьбы с ним, и направлена на привлечение внимания людей, страдающих данным заболеванием, и их близких.
Псориаз является хроническим неинфекционным заболеванием, поражающим в основном кожу. Обычно псориаз проявляется образованием красных, чрезмерно сухих, приподнятых над поверхностью кожи пятен — так называемых папул, которые сливаются между собой, образуя бляшки.
С учетом указанных фактов в совокупности, данная реклама с использованием фразы «длительное очищение кожи на срок более 1 года» формирует у обычного потребителя рекламы мнение о том, что рекламируемый крем способен избавить их от псориатических высыпаний (бляшек) на коже, что, несомненно, является положительным влиянием на течение болезни.
Кроме того, на указанном в рекламе сайте www.antipsoriaz.ru крем «Антипсориаз» позицианируется как средство от псориаза, позволяющее избавить от высыпаний, псориатических бляшек и способствующее появлению на их месте здоровой кожи.
В рекламе имеется пометка «Имеются противопоказания. Перед применением ознакомьтесь с инструкцией». Федеральным законом «О рекламы» наличие такого предупреждения предусмотрено исключительно для рекламы лекарственных препаратов, медицинских услуг и медицинской техники, к которым фитокрем «Антипсориаз» не относится.
Таким образом, с точки зрения обычного потребителя указанная реклама создает впечатление о рекламируемом товаре как о лекарственном средстве, обладающем лечебными свойствами.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что рассматриваемая реклама нелекарственного средства в нарушение требований пункта 6 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе» содержит указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах и т.д.
Содержащаяся в рекламе информация о длительном очищении кожи на срок более 1 года в результате использования рекламируемого крема противоречит имеющимся в материалах дела доказательствам. В соответствии с декларацией о соответствии, сертификатом соответствия и инструкцией по применению крем «Антипсориаз» является косметическим средством, оказывает смягчающее и питающее воздействие и способствует поддержанию кожи в нормальном состоянии после проведения терапевтического лечения.
Определением об отложении и продлении срока рассмотрения дела от 21.11.2017 г. у ИП <...> были запрошены документы, подтверждающие заявленное в рекламе свойство крема «Антипсориаз» очищать кожу на срок более 1 года во многих случаях. Каких-либо доказательств данного утверждения ИП <...> не представлено.
На основании изложенного Комиссия пришла к выводу, что содержащаяся в рекламе информация о «длительном очищении кожи на срок долее 1 года» не соответствует действительности, что является нарушением пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
Таким образом, реклама фитокрема «Антипсориаз» размещена на странице 32 газеты «Караван-РОС» от 04.07.2017 г. № 27 (1203) с нарушением требований пункта 6 части 5 статьи 5 и пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе»
Согласно частям 6, 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 6 части 5 статьи 5, пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», несет рекламодатель, за нарушение требований пункта 6 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе» - рекламораспространитель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Пункт 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определяет рекламораспространителя как лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В соответствии с пунктом 1.3. Устава редакции газеты «Караван-РОС» редакцией издания является ООО «Провинция.Ярославль». На основании пункт 3.1 Устава редакция решает вопросы содержания и художественного оформления газеты «Караван-РОС» и самостоятельно подписывает номер издания в печать и на выпуск в свет.
Рассматриваемая реклама размещена на основании заявки ИП <...> от 01.07.2017 г. К заявке индивидуального предпринимателя прилагается макет рекламы. Размещение рекламы принято и оплачено ИП <...>, что подтверждается платежным поручением № 330 от 05.07.2017 г.
Таким образом, в соответствии с пунктами 5, 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП <...>, рекламораспространителем - ООО «Провинция. Ярославль».
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42, 44 Правил, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу: «АНТИПСОРИАЗ Живите с чистой кожей! Уникальный фитокрем «Антипсориаз» со свежими соками растений. Длительное очищение кожи на срок более 1 года во многих случаях. Не содержит гормонов и искусственных добавок. Спрашивайте в аптеках.... Горячая линия и заказ почтой: (495) 506 8184. Декларация №....(ИП Кузнецов Александр Анатольевич, г. Москва, ОГРНИП 307770000290903) www.antipsoriaz.ru Имеются противопоказания. Перед применением ознакомьтесь с инструкцией», размещенную на странице 32 газеты «Караван-РОС» от 04.07.2017 г. № 27 (1203) поскольку нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 5 и пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
Выдать ИП <...> и ООО «Провинция. Ярославль» (ИНН 7606087309, ОГРН 1127606003271) предписание о прекращении нарушении законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме «22» декабря 2017 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии _________________М.И. Матяшевская
Члены Комиссии _________________ Е.В. Гудкевич
_________________ А.В. Семенюк
ООО «Провинция. Ярославль»
150047, г. Ярославль, ул. Угличсая, д. 39В, лит. ГГ1, оф. 206
ИП <...>
ПРЕДПИСАНИЕ по делу № 04-01/50-17
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
«13» декабря 2017 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии – временно исполняющий обязанности руководителя управления Матяшевская М.И.
члены Комиссии: начальник отдела контроля органов власти и рекламы Гудкевич Е.В., ведущий специалист-эксперт Семенюк А.В.,
на основании своего решения от «13» декабря 2017 года по делу № 04-01/50-17 о признании ненадлежащей рекламы фитокрема «Антипсориаз», размещенной на странице 32 газеты «Караван-РОС» от 04.07.2017 г. № 27 (1203), поскольку нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 5 и пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. № 508,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ООО «Провинция. Ярославль» (150047, г. Ярославль, ул. Угличсая, д. 39В, лит. ГГ1, оф. 206, ИНН 7606087309, ОГРН 1127606003271) в 5-дневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение рекламы, содержащей указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий.
ООО «Провинция. Ярославль» (150047, г. Ярославль, ул. Угличсая, д. 39В, лит. ГГ1, оф. 206, ИНН 7606087309, ОГРН 1127606003271) представить в Ярославское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до «26» января 2018 года.
ИП <...> в 5-дневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение рекламы, содержащей недостоверные сведения о любых характеристиках товара, а также указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий.
ИП <...> представить в Ярославское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до «26» января 2018 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии _________________ М.И. Матяшевская
Члены Комиссии _________________ Е.В. Гудкевич
_________________ А.В. Семенюк