Решение №15674/04-01 Решение и предписание по делу от 27 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Провинция. Ярославль»

150047, г. Ярославль, ул. Угличсая, д. 39В, лит. ГГ1, оф. 206

 

ИП <...>

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 04-01/50-17

 

«13» декабря 2017 года г. Ярославль

 

Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – временно исполняющий обязанности руководителя управления Матяшевская М.И.

члены Комиссии: начальник отдела контроля органов власти и рекламы Гудкевич Е.В., ведущий специалист-эксперт Семенюк А.В.,

рассмотрев дело № 04-01/50-17 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения в газете «Караван-Рос» рекламы фитокрема «Антипсориаз»,

в присутствии генерального директора ООО «Провинция. Ярославль» <...>,

УСТАНОВИЛА:

 

ИП <...>, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела, в назначенное время не явился, представителя на участие в рассмотрении дела не направил.

В соответствии с пунктом 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. № 508 (далее - Правила), принято решение о рассмотрении дела в отсутствие ИП <...>

Дело возбуждено по признакам нарушения пункта 6 части 5 статьи 5 и пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее ФЗ «О рекламе»), поскольку в рассматриваемой рекламе фитокрема «Антипсориаз» содержится недостоверная информация о «длительном очищении кожи на срок более 1 года», являющаяся указанием на его лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни.

ИП <...> с вменяемыми нарушениями не согласен и в письменных пояснениях (вх. № 11938 от 13.11.2017 г.) указал, что крем «Антипсориаз» относится к косметическим кремам и не предназначен для лечения псориаза, но благодаря входящим в его состав травам позволяет помочь коже прийти в состояние гораздо лучше, чем до его применения, и очень часто достичь длительного очищения ее. По мнению ИП <...>, в рекламе идет речь о косметическом улучшении состояния кожи.

ООО «Провинция. Ярославль» также не согласно с вменяемым нарушением. На заседании Комиссии, а также в письменных пояснениях представитель ООО «Провинция. Ярославль» указал следующее. В рекламе нет прямого указания на лечебные свойства крема. Выражение «очищение кожи» в соответствии с толкованием «Словаря косметических терминов» подразумевает процедуру очищения кожи от кожного сала, грязи и отмерших клеток, что указывает на косметический, а не на лечебный эффект. «Антипсориаз» является запатентованным названием крема и его использование в рекламе не может истолковываться как указание на лечебные свойства.

Рассмотрев материалы дела Комиссия пришла к следующим выводам.

На странице 32 газеты «Караван-РОС» от 04.07.2017 г. № 27 (1203) размещена следующая информация:

«АНТИПСОРИАЗ Живите с чистой кожей! Уникальный фитокрем «Антипсориаз» со свежими соками растений. Длительное очищение кожи на срок более 1 года во многих случаях. Не содержит гормонов и искусственных добавок. Спрашивайте в аптеках.... Горячая линия и заказ почтой: (495) 506 8184. Декларация №....(ИП <...>, ОГРНИП <...>) www.antipsoriaz.ru Имеются противопоказания. Перед применением ознакомьтесь с инструкцией».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Указанная выше информация обладает всеми вышеперечисленными признаками и, следовательно, является рекламой, в которой в качестве объекта рекламирования выступает фитокрем «Антипсориаз».

Согласно пункту 6 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий.

Указанный в рекламе фитокрем «Антипсориаз» не внесен в государственный реестр лекарственных средств и, следовательно, не является лекарственным средством. В соответствии с декларацией о соответствии, сертификатом соответствия и инструкцией по применению крем «Антиплориаз» является косметическим средством. Данный факт не оспаривается ИП <...>

Комиссия не согласна с доводами ИП<...> и ООО «Провинция. Ярославль» о том, что фраза «длительное очищение кожи на срок более 1 года» подразумевает косметическое очищение и не указывает на лечебные свойства рекламируемого товара на основании следующего.

В соответствии с представленной ИП <...> инструкцией по применению крем «Антипсориаз» оказывает смягчающее и питающее воздействие и наносится на чистую кожу. Следовательно, крем «Антипсориаз» не относится к средствам, предназначенным для очищения кожи, таким как, например, очищающие молочко, пенки, тоники, скрабы и др. Единственным его назначением является питание и смягчение кожи. Более того, очищение кожи в косметологическом смысле, то есть от кожного сала, грязи и отмерших клеток, невозможно на столь длительный срок, указанный в рекламе (более 1 года).

Согласно пункту 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" оценка рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

В связи с тем, что слово «АНТИПСОРИАЗ» указано в верхней части рекламы без кавычек, размер шрифта значительно отличается от шрифта, которым выполнен основной текст рекламы и часть слова «ПСОРИАЗ» выделена жирным шрифтом, слово «АНТИПСОРИАЗ» воспринимается потребителем рекламы не как название крема, а как заголовок рекламы. Выполненная таким образом реклама создает у читателей газеты представление о том, что далее речь пойдет именно о данной проблеме - болезни псориаз и средствах борьбы с ним, и направлена на привлечение внимания людей, страдающих данным заболеванием, и их близких.

Псориаз является хроническим неинфекционным заболеванием, поражающим в основном кожу. Обычно псориаз проявляется образованием красных, чрезмерно сухих, приподнятых над поверхностью кожи пятен — так называемых папул, которые сливаются между собой, образуя бляшки.

С учетом указанных фактов в совокупности, данная реклама с использованием фразы «длительное очищение кожи на срок более 1 года» формирует у обычного потребителя рекламы мнение о том, что рекламируемый крем способен избавить их от псориатических высыпаний (бляшек) на коже, что, несомненно, является положительным влиянием на течение болезни.

Кроме того, на указанном в рекламе сайте www.antipsoriaz.ru крем «Антипсориаз» позицианируется как средство от псориаза, позволяющее избавить от высыпаний, псориатических бляшек и способствующее появлению на их месте здоровой кожи.

В рекламе имеется пометка «Имеются противопоказания. Перед применением ознакомьтесь с инструкцией». Федеральным законом «О рекламы» наличие такого предупреждения предусмотрено исключительно для рекламы лекарственных препаратов, медицинских услуг и медицинской техники, к которым фитокрем «Антипсориаз» не относится.

Таким образом, с точки зрения обычного потребителя указанная реклама создает впечатление о рекламируемом товаре как о лекарственном средстве, обладающем лечебными свойствами.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что рассматриваемая реклама нелекарственного средства в нарушение требований пункта 6 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе» содержит указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах и т.д.

Содержащаяся в рекламе информация о длительном очищении кожи на срок более 1 года в результате использования рекламируемого крема противоречит имеющимся в материалах дела доказательствам. В соответствии с декларацией о соответствии, сертификатом соответствия и инструкцией по применению крем «Антипсориаз» является косметическим средством, оказывает смягчающее и питающее воздействие и способствует поддержанию кожи в нормальном состоянии после проведения терапевтического лечения.

Определением об отложении и продлении срока рассмотрения дела от 21.11.2017 г. у ИП <...> были запрошены документы, подтверждающие заявленное в рекламе свойство крема «Антипсориаз» очищать кожу на срок более 1 года во многих случаях. Каких-либо доказательств данного утверждения ИП <...> не представлено.

На основании изложенного Комиссия пришла к выводу, что содержащаяся в рекламе информация о «длительном очищении кожи на срок долее 1 года» не соответствует действительности, что является нарушением пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Таким образом, реклама фитокрема «Антипсориаз» размещена на странице 32 газеты «Караван-РОС» от 04.07.2017 г. № 27 (1203) с нарушением требований пункта 6 части 5 статьи 5 и пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе»

Согласно частям 6, 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 6 части 5 статьи 5, пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», несет рекламодатель, за нарушение требований пункта 6 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе» - рекламораспространитель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Пункт 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определяет рекламораспространителя как лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с пунктом 1.3. Устава редакции газеты «Караван-РОС» редакцией издания является ООО «Провинция.Ярославль». На основании пункт 3.1 Устава редакция решает вопросы содержания и художественного оформления газеты «Караван-РОС» и самостоятельно подписывает номер издания в печать и на выпуск в свет.

Рассматриваемая реклама размещена на основании заявки ИП <...> от 01.07.2017 г. К заявке индивидуального предпринимателя прилагается макет рекламы. Размещение рекламы принято и оплачено ИП <...>, что подтверждается платежным поручением № 330 от 05.07.2017 г.

Таким образом, в соответствии с пунктами 5, 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП <...>, рекламораспространителем - ООО «Провинция. Ярославль».

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42, 44 Правил, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу: «АНТИПСОРИАЗ Живите с чистой кожей! Уникальный фитокрем «Антипсориаз» со свежими соками растений. Длительное очищение кожи на срок более 1 года во многих случаях. Не содержит гормонов и искусственных добавок. Спрашивайте в аптеках.... Горячая линия и заказ почтой: (495) 506 8184. Декларация №....(ИП Кузнецов Александр Анатольевич, г. Москва, ОГРНИП 307770000290903) www.antipsoriaz.ru Имеются противопоказания. Перед применением ознакомьтесь с инструкцией», размещенную на странице 32 газеты «Караван-РОС» от 04.07.2017 г. № 27 (1203) поскольку нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 5 и пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Выдать ИП <...> и ООО «Провинция. Ярославль» (ИНН 7606087309, ОГРН 1127606003271) предписание о прекращении нарушении законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме «22» декабря 2017 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии _________________М.И. Матяшевская

 

Члены Комиссии _________________ Е.В. Гудкевич

 

_________________ А.В. Семенюк

 

 

ООО «Провинция. Ярославль»

150047, г. Ярославль, ул. Угличсая, д. 39В, лит. ГГ1, оф. 206

 

ИП <...>

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ по делу № 04-01/50-17

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

«13» декабря 2017 года г. Ярославль

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – временно исполняющий обязанности руководителя управления Матяшевская М.И.

члены Комиссии: начальник отдела контроля органов власти и рекламы Гудкевич Е.В., ведущий специалист-эксперт Семенюк А.В.,

на основании своего решения от «13» декабря 2017 года по делу № 04-01/50-17 о признании ненадлежащей рекламы фитокрема «Антипсориаз», размещенной на странице 32 газеты «Караван-РОС» от 04.07.2017 г. № 27 (1203), поскольку нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 5 и пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. № 508,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ООО «Провинция. Ярославль» (150047, г. Ярославль, ул. Угличсая, д. 39В, лит. ГГ1, оф. 206, ИНН 7606087309, ОГРН 1127606003271) в 5-дневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение рекламы, содержащей указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий.

ООО «Провинция. Ярославль» (150047, г. Ярославль, ул. Угличсая, д. 39В, лит. ГГ1, оф. 206, ИНН 7606087309, ОГРН 1127606003271) представить в Ярославское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до «26» января 2018 года.

ИП <...> в 5-дневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение рекламы, содержащей недостоверные сведения о любых характеристиках товара, а также указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий.

ИП <...> представить в Ярославское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до «26» января 2018 года.

 

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии _________________ М.И. Матяшевская

 

Члены Комиссии _________________ Е.В. Гудкевич

 

_________________ А.В. Семенюк

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны