Решение б/н Решение по рассмотрению дела в отношении Комитета городског... от 17 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению дела № 2 в отношении  Комитета городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита» <    >,  по признакам нарушения   части 1  статьи 15 Закона «О защите конкуренции», выразившихся в изменении схем проезда маршрутов городского пассажирского транспорта №№  2 ,38, 48, 28, 49, 41, 57, 19з, в составе:

Председатель Комиссии – врио руководителя управления <    >;

Члены Комиссии:

<    >, главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля и рекламы

<    >, главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы;

<    >, специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы;

в присутствии:

-<    > –  представителя Комитета городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита» (доверенность № и-1 от 9.01.2017);

- <    >– представителя ООО «Читинское АТП» (доверенность от 8.05.2016);

- <    >– представителя ООО «Читинское АТП» (доверенность от 8.05.2017),

Установила:

В Забайкальское УФАС поступило заявление гражданина <    >  на действия Администрации городского округа «Город Чита» выразившиеся в изменении схем проезда маршрутов городского общественного транспорта.

Из заявления <    >   следует, что Администрацией городского округа «Город Чита» были изменены схемы проезда по маршрутам городского транспорта № 48,38.

По результатам рассмотрения заявления Забайкальским УФАС установлено, что изменения также были внесены в схемы проезда по маршрутам городского пассажирского транспорта № 38, 48,28,49, 41,57, 19з.

По маршруту № 38, в соответствии с распоряжением № 25 от 24.07.2015 были внесены следующие изменения:

- из схемы проезда маршрута исключены ул. Баргузинская, ул. Ленина, ул. Ленинградская, организованно движение в прямом и обратном направлении по ул. Бабушкина;

- конечная остановка определена СНТ «Заимки», исключена конечная остановка «Сенная падь».

По маршруту № 28, в соответствии с распоряжением № 7 от 24.02.2015, были внесены следующие изменения: «продлить маршрут следования 6 автобусов до железнодорожного вокзала станции Чита-II».

Маршрут № 48 «пос. Песчанка- с. Советская», в соответствии со схемой от 2016 года, был изменен на «пос. Песчанка-с. Засопка», т.е. продлен до с. Засопка.

В соответствии с представленными в материалы дела копиями схем проезда маршрута №48 изменения в схему проезда по маршруту № 48 вносились четыре раза, дата изменений в схемах не указана.

Маршрут № 49 «Сосновый бор- п.Восточный (СХА)»,  в соответствии со схемой от 27.11.2014 года, был изменен в части «Локомотив- Пед.Колледж-Ц.Рынок- ЧГТПУ- м-н Калинка -ЧГМА» на «Локомотив –Диспетчерская – м. Сувениры –м. Скороход –п. Ленина – Вокзал- г. Забайкалье- с.Целинников -ЧГМА».

Маршрут № 41 «ул. Таежная- ул. Советская», в соответствии со схемой от 2016 года, был изменен на «ул. Геодезическая- ул. Советская».

Маршрут № 57 «пос. ГРЭС - Украинский бульвар», в соответствии со схемой от 29.12.2014 года, был изменен в части «Дом книги-кафе Тополь -пл. Ленина» на «Дом книги- Вокзал -пл. Ленина».

Маршрут № 19з  «Вокзал –Черновская - Зыково», в соответствии со схемой от 19.11.2014 года, был изменен в части «Звезда - ул. Кастринская - Диспетчерская» на «Скороход –Сувениры - Диспетчерская».

Также установлено, что в соответствии с распоряжением № 32 от 27 августа 2015 года,  в связи с проведением дорожных работ конечная остановка маршрута № 2 была совмещена с остановкой маршрута №37.

Таким образом, изменены были схемы проезда маршрутов №№ 2, 38, 48,28,49, 41,57, 19з.

Указанные действия содержат признаки  нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 3.5 Положения о комитете городского хозяйства, утвержденного решением Думы городского округа «Город Чита» от 24.03.2016г. № 46,  предметом деятельности комитета  в сфере транспорта городского округа:

 1) организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений;

 2) утверждение маршрутов и графиков движения городского пассажирского транспорта;

 3) создание условий для привлечения на договорных началах к транспортному обслуживанию физических и юридических лиц, действующих на территории городского округа;

 4) осуществление компенсации убытков организациям пассажирского транспорта (перевозчикам), образовавшуюся в результате установления льготного проезда граждан на территории городского округа;

 5) осуществление в пределах своих полномочий контроля за работой пассажирского транспорта, за соблюдением перевозчиками правил пассажирских перевозок и регулярностью движения транспортных средств по муниципальным маршрутам;

 6) принятие участия в разработке, корректировке и утверждении транспортной схемы городского округа графиков движения, открытии новых маршрутов общественного транспорта, развитии уличной сети городского округа;

 7) разработка и проведение мероприятий по организации дорожного движения в пределах полномочий Комитета;

 8) контролирование финансирования за счет средств бюджета городского округа предприятий транспорта в объемах, установленных бюджетом городского округа, и производственными программами;

 9) выдача специальных разрешений (согласований) на движение по автомобильным дорогам общего пользования местного значения городского округа транспортных средств, осуществляющих перевозку крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов, а также опасного груза.

Таким образом, полномочия по организации транспортного обслуживания на территории г.Читы  возложены на Комитет городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита».

Приказом руководителя Забайкальского УФАС России от 11.01.2017 № 5 в отношении Комитета городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита» возбуждено дело № 2 по признакам нарушения   части 1  статьи 15 Закона «О защите конкуренции».

1 февраля 2017 г.  Комиссией Забайкальского УФАС России рассмотрение дела № 2 приостановлено до вынесения и вступления в законную силу судебного решения по делу № А78-145/2017.

27 марта 2017 года Арбитражным судом Забайкальского края принято решение по делу № А78-145/2017.

Определением Комиссии Забайкальского УФАС России от 28 апреля 2017 года рассмотрение дела № 2 возобновлено.

Из пояснений Комитета городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита», следует, что указанные выше изменения в схемы проезда маршрутов городского пассажирского  транспорта были внесены для обеспечения транспортной доступности граждан.

ООО «Читинское АТП» в материалы дела представлен «Отчет работы по обследованию пассажиропотоков на городских постоянных маршрутах и формированию предложений по оптимизации маршрутной сети в г. Чите с проведением научного исследования».

Рассмотрев доводы сторон и, ознакомившись с представленными документами, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами с учетом положений настоящего Федерального закона.

На момент проведения конкурса и внесения изменений в схемы проезда маршрутов, регулирование отношений по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории городского округа "Город Чита" в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой муниципальных маршрутов регулярных перевозок, осуществлялись в соответствии с Положением об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории городского округа "Город Чита"  (далее - Положение), утв. Решением думы городского округа «Город Чита» от 20.12.2012г., №178. ( Положение действовало до  25.04.2017).

Статьей 4 Положения (в редакции, действовавшей на момент проведения конкурса),  установлено, что привлечение перевозчиков для работы на муниципальных маршрутах производится на конкурсной основе, договор на осуществление перевозок заключается по результатам проведения конкурса.

Следовательно, право на осуществление перевозок по муниципальным маршрутам на территории города Читы могло быть предоставлено хозяйствующим субъектам  по результатам конкурса.

Забайкальским УФАС установлено, что в период с 03.06.2014г. по 13.08.2014г., Комитетом по развитию инфраструктуры Администрации городского округа «Город Чита» проведен конкурс по привлечению перевозчиков для оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам.

В соответствии с пунктом 2.3.1. Конкурсной документации, предметом конкурса являлось право на заключение договора на оказание  услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автомобильным транспортом в соответствии с условиями, приведенными в конкурсной документации, техническом задании, в том числе в проекте договора, по маршрутам в соответствии с реестром автобусных маршрутов регулярных перевозок на муниципальной маршрутной сети городского округа «Город Чита» и количество графиков на них, утвержденным  Постановлением администрации городского округа «Город Чита» «Об организации муниципальных маршрутов и формировании муниципальной транспортной сети на территории городского округа «Город Чита» от 11.03.2014г., №31, сроком на три года.

Согласно указанной конкурсной документации, конкурс был проведен в т.ч.  и в отношении маршрутов № 2, 38, 48, 28, 49, 41, 57, 19з.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Положения, условиями для принятия решения об установлении (изменении, отмене) регулярного маршрута являются:

1) социальная необходимость и экономическая целесообразность;

2) соответствие дорог муниципального маршрута требованиям безопасности перевозок пассажиров;

3) соответствие муниципального маршрута схемам территориального планирования и генеральному плану городского округа "Город Чита";

4) пропускная способность улиц, автомобильных дорог и транспортной инфраструктуры;

5) наличие (отсутствие) иных регулярных маршрутов, частично совпадающих с рассматриваемым муниципальным маршрутом.

Согласно пункту 2 статьи 3 Положения, при решении вопроса об установлении, изменении или отмене муниципальных маршрутов организатором перевозок проводится оценка соответствия технического состояния автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений требованиям безопасности движения, а также исследуется интенсивность пассажиропотока, определяются оптимальное количество единиц и категория транспортных средств, необходимых для эффективного и безопасного транспортного обслуживания населения на муниципальном маршруте.

Из материалов дела следует, что Администрацией городского округа «Город Чита» было принято решение об изменении маршрутов,  без проведения анализа социальной необходимости и экономической целесообразности; без исследования соответствия дорог муниципального маршрута требованиям безопасности перевозок пассажиров; без анализа соответствия муниципального маршрута схемам территориального планирования и генеральному плану городского округа "Город Чита"; без исследования пропускной способности улиц, автомобильных дорог и транспортной инфраструктуры; без изучения (анализа) наличия (отсутствия) иных регулярных маршрутов, частично совпадающих с рассматриваемым муниципальным маршрутом.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции ,Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

При этом под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

К числу помимо прямо поименованных в пункте 17 статьи 4 Закона, к признакам ограничения конкуренции относятся любые обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

При изменении схемы маршрута № 2, 38, 48, 28, 49, 41, 57, 19з после проведения конкурса, органом местного самоуправления не учтено влияние указанных изменений на хозяйственную деятельность перевозчиков.

Изменение схемы движения по маршрутам  № 2,38, 48, 28, 49, 41, 57, 19з могло предоставить преимущественные условия перевозчикам, оказывающим услуги по измененным маршрутам,  по сравнению с перевозчиками, осуществляющими деятельность  в соответствии с условиями конкурса, а также могло оказать влияние на деятельность тех перевозчиков, с которыми измененная  схема движения совпала (дублирование маршрута), следствием чего может явиться снижение его рентабельности.

Кроме того, изменение схемы маршрута № 2 ,38, 48, 28, 49, 41, 57, 19з является изменением условий договоров заключенных по результатам конкурса на право оказание услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам городского округа «Город Чита».

Изменение условий договоров (схемы движения маршрута), заключенных по итогам конкурса, может создавать для одних хозяйствующих субъектов преимущества, обеспечивающие более выгодные условия деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, для иных - приводить к ограничению конкуренции.

Принимая решение об участии в конкурсе, перевозчик исходит из утвержденных органом местного самоуправления маршрутов и оценивает рентабельность определенного, а не изменяемого в последующем маршрута с учетом общей сети муниципальных маршрутов.

В соответствии  с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела проведен анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.  Описание полученных результатов  отражено в обзорах состояния конкуренции по осуществлению регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на  маршрутах   № 2, 38, 48, 28, 49, 41, 57, 19з № 38.

В ходе анализа состояния конкуренции по осуществлению регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на  маршрутах   № 2, 38, 48, 28, 49, 41, 57, 19з № 38  городского округа «Город Чита» временной период исследования составил  2015 год – 11 января 2017 года. Продуктовыми границами рынка определена услуга  регулярной перевозки пассажиров автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам. Географическими границами рынков являются границы маршрутов по указанным номерам,  согласно  конкурсной документации и границы этих маршрутов с изменениями, внесенными на основании распоряжений. 

В соответствии с  информацией, полученной  из системы Seldon.Basis  сформированной с учетом данных ФНС РФ по  основному виду деятельности ОКВЭД 49.31.21 «Деятельность автобусного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам»,  осуществляют перевозки  207 хозяйствующих субъектов, зарегистрированных в налоговом органе города  Чита.

Согласно Протоколу от 13.08.2014 года  заседания конкурсной комиссии победителями по муниципальному маршруту № 2 объявлены ИП <    >, ИП <    >/

С момента подачи заявок на участие в конкурсе по привлечению перевозчиков для оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным  маршрутам ИП <    >,  ИП <    >, ИП <    >, ИП <    >, ИП <    >, ИП <    >, ИП <    >, ИП <    >, ИП <    >, ИП <    >, ИП <    >, являлись конкурентами за право заключения договора по регулярным перевозкам пассажиров и багажа.

В связи с проведением дорожных работ на Карповском тракте  в пос. Каштак распоряжением комитета по развитию инфраструктуры администрации городского округа  «город Чита» № 32 от 27 августа 2015 года конечная остановка городского автобусного маршрута № 2 была перенесена в район дачного поселка СНТ «Строитель». По настоящее время  конечная остановка дислоцируется в СНТ «Строитель».

Согласно Протоколу от 13.08.2014 года  заседания конкурсной комиссии победителями по муниципальному маршруту № 38 объявлены ИП <    >, ИП <    >, ИП <    >, ИП <    >, ИП <    >, ИП <    >, ИП <    >, ИП <    >, ИП <    >.

С момента подачи заявок на участие в конкурсе по привлечению перевозчиков для оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным  маршрутам ИП <    >., ИП <    >, ИП <    >, ИП <    >, ИП <    >, ИП <    >, ИП <    >, ИП <    >, ИП <    >являлись конкурентами за право заключения договора по регулярным перевозкам пассажиров и багажа.

По результатам конкурса из-за нерентабельности и низкого пассажиропотока автобусный маршрут № 38 остался недоукомплектованным. В июле 2015 года администрацией на основании распоряжения  № 25 от 24.07.2015 года схема маршрута была изменена до дачного кооператива «Урожай».

Согласно Протоколу от 13.08.2014 года  заседания конкурсной комиссии победителями по муниципальному маршруту № 28 объявлены ИП <    >, ИП <    >

С момента подачи заявок на участие в конкурсе по привлечению перевозчиков для оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным  маршрутам ИП <    >, ИП <    >, ИП <    >, ИП <    >, ИП <    >, ИП <    >, ИП <    >, ИП <    > являлись конкурентами за право заключения договора по регулярным перевозкам пассажиров и багажа.

На основании  распоряжения комитета по развитию инфраструктуры № 7 от 24.02.2015 года маршруты № 6 и № 28 были объедены в один маршрут сообщением «ул. Усуглинская – Стройкомбинат – Сосновый бор».

Согласно Протоколу от 13.08.2014 года  заседания конкурсной комиссии победителями по муниципальному маршруту № 41 объявлены ИП <    >, ИП <    >, ИП <    >, ИП <    >, ИП <    >, ИП <    >., ИП <    >, ИП <    >/

С момента подачи заявок на участие в конкурсе по привлечению перевозчиков для оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным  маршрутам ИП <    >, ИП <    >, ИП <    >, ИП <    >, ИП <    >, ИП <    >., ИП <    >, ИП <    > являлись конкурентами за право заключения договора по регулярным перевозкам пассажиров и багажа.

На основании  распоряжения  Комитета по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита»№ 7 от 24.02.2015 года маршруты схема маршрута № 41 была изменена в части исключения улиц Таежная, Новобульварная.

Согласно Протоколу от 13.08.2014 года  заседания конкурсной комиссии победителями по муниципальному маршруту № 49 объявлен ИП <    >, как единственный подавший заявку.

На основании  распоряжения  Комитета по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита» № 7 от 24.02.2015 схема маршрута № 49 была изменена в части исключения улицы Бабушкина на участке улиц от Ленинградской до проспекта Белика.

Согласно Протоколу от 13.08.2014 года  заседания конкурсной комиссии победителями по муниципальному маршруту № 57 объявлен ИП <    >.

С момента подачи заявок на участие в конкурсе по привлечению перевозчиков для оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным  маршрутам ИП <    >, ИП <    >, ИП <    >, ИП <    >, ИП <    >, ИП <    >, ИП <    >, ИП <    >, ИП <    >, ИП <    >, ИП <    >, ИП <    >, ИП <    > являлись конкурентами за право заключения договора по регулярным перевозкам пассажиров и багажа.

На основании  распоряжения  Комитета по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита» № 7 от 24.02.2015 схема маршрута схема маршрута № 57 была изменена в части исключения улицы Амурская.

Согласно Протоколу от 13.08.2014 года  заседания конкурсной комиссии победителем по муниципальному маршруту № 19з объявлена  <    >, как единственная подавшая заявку.

Согласно Протоколу от 13.08.2014 года  заседания конкурсной комиссии победителями по муниципальному маршруту № 48 объявлены ИП <    >., ИП <    >., ИП <    >, ИП <    >, ИП <    >, ИП <    >, ИП <    >, ИП <    >, ИП Шишкина С.С., ИП <    >, ИП <    >., ИП <    >, ИП <    >

С момента подачи заявок на участие в конкурсе по привлечению перевозчиков для оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным  маршрутам: ИП <    >, ИП <    >, ИП <    >, ИП <    >, ИП <    >, ИП <    >, ИП <    >, ИП <    >, ИП <    >, ИП <    >., ИП <    >, ИП <    >, ИП <    > являлись конкурентами за право заключения договора по регулярным перевозкам пассажиров и багажа.

По результатам конкурса схема автобусного маршрута № 48 определена сообщением «Песчанка – ул. Советская». В настоящее время схема автобусного маршрута изменена до сельского поселения «Засопкинское» до момента проведения процедуры конкурса администрацией муниципального района «Читинский район» по маршруту № 112 сообщением «Вокзал – Засопка».

При изменении схемы маршрутов  потенциальными конкурентами на данных  рынках   могут быть и иные перевозчики.  

Поскольку участники конкурса при его проведении исходили из иных условий, нежели те, которые складываются в настоящее время, изменение схемы маршрута могло привести к ограничению круга потенциальных участков конкурса.

Таким образом, в действиях Администрации городского округа «Город Чита», в лице Комитета городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита», содержатся  нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в  изменении схем проезда по маршрутам №№  2, 38, 48, 28, 49, 41, 57, 19з после проведения конкурса на право оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам в 2014 году, что приводит или может привести к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальном другим маршрутам городского округа «Город Чита

В соответствии с частью 1 статьи 48.1 перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия приняла заключение об обстоятельствах дела и направила его участникам рассмотрения дела № 2.

На основании части 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции, лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

14 августа 2017 года на заседании Комиссии представитель Комитета городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита» сообщила, что заключение об обстоятельствах дела получила, пояснений и возражений в отношении обстоятельств, изложенных в заключении  ни в письменном виде, ни устно не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь, частью 3 статьи 39, частями 1- 4 статьи 41,  статьей 49 Федерального  закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать Комитет городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита» <    >   нарушившим  часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Выдать Комитету городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства.
  3. Передать материалы дела № 2  должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

   Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Забайкальского края в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.

 

Председатель Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны