Решение б/н Решение по рассмотрению дела отношении ООО «Тепловик» по при... от 13 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению дела № 1 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Тепловик» по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в навязывании ИП Г. условий договора, невыгодных для нее,

в составе:

Председатель Комиссии –  руководитель управления;

Члены Комиссии:

начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы;

главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы;

ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы,

УСТАНОВИЛА:

В Забайкальское УФАС России поступило заявление Г. на действия общества с ограниченной ответственностью «Тепловик», выразившиеся в навязывании ИП Г. условий договора, невыгодных для нее (пункт 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

На основании статьи 391 Закона о защите конкуренции 05.12.2016 ООО «Тепловик» было выдано предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Срок исполнения предупреждения  27 декабря 2016 года.

10.01.2017 в Забайкальское УФАС России поступили письменные пояснения ООО «Тепловик» (исх. №455 от 27.12.2016) о том, что предупреждение антимонопольного органа обжаловано в Арбитражный суд Забайкальского края.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Приказом руководителя Забайкальского УФАС России от 10.01.2017 №3 в отношении ООО «Тепловик» возбуждено дело №1 по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Дело рассматривалось в заседаниях Комиссии 30.01.2017, 10.05.2017.

10.05.2017 от ООО «Тепловик» поступило ходатайство о переносе рассмотрения дела №1.  Комиссия по рассмотрению дела №1 сочла возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя ООО «Тепловик».

10.05.2017 в заседании Комиссии был объявлен перерыв до 17.05.2017.

Комиссия Забайкальского УФАС России, рассмотрев обстоятельства дела, исследовав имеющиеся в материалах дела документы и доказательства, установила следующее.

Г. на праве собственности принадлежит нежилое помещение (магазин), общей площадью 561,5 кв.м., расположенное по адресу: Забайкальский край, Карымский район (…).

01.01.2016 между Г. и ООО «Тепловик» заключен договор №25 на теплоснабжение. Предметом договора является поставка и потребление тепловой энергии в горячей воде в помещение, находящееся по адресу: п. Карымское, ул. Ленинградская, 63.

Желая сократить расходы по оплате услуг теплоснабжения, Г. заключила договор с ЗАО ПКФ «Наладка» договор №14 от 10.02.2016 на проектирование узла учета тепловой энергии.

04.08.2015 г. ООО «Тепловик» выданы технические условия Г. на проектирование узла учета тепловой энергии в здании магазина  по адресу: п. Карымское (…).

В соответствии с договором, ЗАО ПКФ «Наладка» разработало проект узла учета тепловой энергии для магазина, расположенного по адресу: п. Карымское, ул. Ленинградская, 63. Проект узла учета тепловой энергии был согласован и утвержден, в том числе и с ООО «Тепловик».

16.05.2016 г. между Г. и ИП Ш. был заключен договор на монтаж узла учета тепловой энергии. На основании договора узел учета был изготовлен ИП Ш. в соответствии с технической и проектной документацией и готов к эксплуатации.

24.08.2016 г. Г. обратилась в ООО «Тепловик» с заявлением о подключении и пуске в эксплуатацию узла учета тепловой энергии.

30.08.2016 г. Г. получен ответ на заявление от 24.08.2016 года, в соответствии с которым ООО «Тепловик» просит предоставить документацию на произведенный монтаж узла учета тепловой энергии с одновременным приложением Свидетельства (лицензии) на осуществление данного вида работ (услуг) специализированной организацией. Требование о предоставлении лицензии ООО «Тепловик» обосновывает техническими условиями, выдаваемых потребителям для пуска узла учета тепловой энергии в эксплуатацию. В соответствии с указанными техническими условиями для допуска узла учета тепловой энергии в эксплуатацию представитель потребителя должен предъявить:

- принципиальную схему теплового пункта:

- проект на узел учета;

- лицензию монтажной организации на право выполнения работ по монтажу УУТЭ;

- паспорта на приборы узла учета;

- документ о проверке узла учета с действующим клеймом госповерителя;

- смонтированный и проверенный на работоспособность узел учета тепловой энергии и теплоносителя, включая приборы, регистрирующие параметры теплоносителя;

- оформленный в соответствии с Правилами журнал учета тепловой энергии и теплоносителя у потребителя.

Г. были представлены все запрашиваемые ООО «Тепловик» документы, кроме лицензии монтажной организации, которая производила монтаж прибора учета.

29.09.2016 г. Г. вновь обратилась в ООО «Тепловик» с заявлением о подключении и пуске в эксплуатацию узла учета тепловой энергии. До настоящего времени ввод узла учета тепловой энергии в эксплуатацию не осуществлен, так как ООО «Тепловик» требует предоставления лицензии монтажной организации на право выполнения работ по монтажу узла учета тепловой энергии.

Требование ООО «Тепловик» представить лицензию монтажной организации на право выполнения работ по монтажу узла учета тепловой энергии не основано на законодательстве.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Закон об энергосбережении, энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета, используемых энергетических ресурсов.

Частью 2 статьи 13 Закона об энергосбережении предусмотрено, что установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.

В соответствии с частью 7 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. №1034 (далее – Правила), закрепляют порядок ввода в эксплуатацию узла учета, установленного на источнике тепловой энергии.

Согласно пункту 55 Правил для ввода узла учета в эксплуатацию владелец источника тепловой энергии представляет комиссии:

а) принципиальные схемы подключения выводов источника тепловой энергии;

б) акты разграничения балансовой принадлежности;

в) проекты узлов учета, согласованные теплоснабжающей (теплосетевой) организацией в порядке, установленном настоящими Правилами;

г) заводские паспорта составных частей узла учета, содержащие технические и метрологические характеристики;

д) свидетельства о поверке приборов и датчиков, подлежащих поверке, с действующими клеймами поверителя;

е) формуляр измерительной системы узла учета (при наличии такой системы);

ж) смонтированную систему, включая приборы, регистрирующие параметры теплоносителя;

з) ведомость непрерывной работы приборов в течение 3 – х суток.

Правила не содержат требование предоставить комиссии среди перечисленных документов лицензию монтажной организации.

При вводе узла учета в эксплуатацию проверяется (пункт 56 Правил):

а) соответствие заводских номеров средств измерений номерам, указанным в их паспортах;

б) соответствие диапазонов измерений параметров, допускаемых температурным графиком и гидравлическим режимом работы тепловых сетей, значениям указанных параметров, определяемых договором и условиями подключения к системе теплоснабжения;

в) качество монтажа средств измерений и линий связи, а также соответствие монтажа требованиям технической и проектной документации;

г) наличие пломб изготовителя или ремонтного предприятия и поверителя.

Таким образом, включение в технические условия ООО «Тепловик» требования о предоставлении лицензии монтажной организации на право выполнения работ по монтажу узла учета тепловой энергии и отказ ООО «Тепловик» подключить и ввести в эксплуатацию узел учета тепловой энергии ввиду отсутствия в представленном Г. пакете документов такой лицензии, противоречит положениям законодательства о теплоснабжении и ущемляет интересы ИП Г.

В целях установления положения ООО «Тепловик» на рынке оказания услуг по  теплоснабжению в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. N 220 проведен обзор состояния конкуренции на данном товарном рынке.

Исходя из местоположения приобретателей - абонентов ООО «Тепловик», имеющих доступ к инфраструктуре и ее использованию (подключение к сетям) и районов продаж ООО «Тепловик»  географически товарный рынок определяется как пгт. Карымское  Забайкальского края.  

Продуктовыми границами рынка является услуга теплоснабжения конечного потребителя, включающая производство, передачу, сбыт тепловой энергии и организацию мероприятия по вводу в эксплуатацию прибора учета тепловой энергии.

Хозяйствующий субъект ООО «Тепловик», оказывающий услугу теплоснабжения конечного потребителя, в том числе производство, передача, сбыт тепловой энергии и  организация мероприятия по вводу в эксплуатацию прибора учета тепловой энергии в  границах муниципального имущества, переданного ООО «Тепловик» для оказания услуги теплоснабжения, а именно Котельной №4, тепловых сетей на территории пгт Карымское  Забайкальского края, занимает доминирующее положение с долей равной 100%.

ООО «Тепловик»  в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии является субъектом естественной монополии.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Таким образом, действия ООО «Тепловик» по включению в технические условия требования о предоставлении лицензии монтажной организации на право выполнения работ по монтажу узла учета тепловой энергии и отказ ООО «Тепловик» подключить и ввести в эксплуатацию узел учета тепловой энергии ввиду отсутствия в представленном Г. пакете документов такой лицензии, вынуждают ИП Г. платить за потребленную тепловую энергию расчетным способом, а не по счетчику и являются навязыванием невыгодных условий ИП Г. в рамках существующих договорных отношений, содержат  признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 2 статьи 391 Закона о защите конкуренции, предупреждение выдается лицам, в случае выявления признаков нарушения  пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании статьи 391 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» 05.12.2016 ООО «Тепловик» было выдано предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с предупреждением, ООО «Тепловик» необходимо прекратить действия, содержащие признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», путем:

- исключения из технических условий, выдаваемых потребителям для допуска узла учета тепловой энергии в эксплуатацию требования о предоставлении представителем потребителя лицензии монтажной организации на право выполнения работ по монтажу узла учета тепловой энергии;

- исключения из технических условий, выданных ИП Г. для допуска узла учета тепловой энергии в эксплуатацию, требования о предоставлении представителем потребителя лицензии монтажной организации на право выполнения работ по монтажу узла учета тепловой энергии;

- осуществления подключения и допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии с подписанием соответствующего акта в здании магазина, расположенного по адресу: пгт. Карымское (…) принадлежащего ИП Г.

Срок исполнения предупреждения  27 декабря 2016 года.

10.01.2017 в Забайкальское УФАС России поступили письменные пояснения ООО «Тепловик» (исх. №455 от 27.12.2016) о том, что предупреждение антимонопольного органа обжаловано в Арбитражный суд Забайкальского края.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Приказом руководителя Забайкальского УФАС России от 10.01.2017 №3 в отношении ООО «Тепловик» возбуждено дело №1 по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

24.01.2017 ООО «Тепловик» представлено уведомление об исполнении предупреждения Забайкальского УФАС России (вх. №278 от 24.01.2017), в соответствии с которым, ООО «Тепловик» было принято решение пригласить специалиста лицензированной организацией АО ПКФ «Наладка», имеющего соответствующую лицензию на право выполнения таких работ, для участия в комиссионном осмотре и допуске узла учета тепловой энергии (далее УУТЭ) потребителя Г. в эксплуатацию. В процессе технического осмотра и приемки приборов УУТЭ были выявлены недостатки в настройке схемы, ориентированной на учет тепловых потерь и монтаже (расположении) комплектующего оборудования (расходомеров) на приборе учета под определенным градусом в соответствии с требованиями проектной документации. По рекомендации специалиста монтажной организации АО ПКФ «Наладка» выявленные недостатки были устранены данным представителем с использованием собственного профессионального оборудования в соответствии с Правилами для вновь смонтированных (реконструируемых) узлов учета. По итогам проведенного обследования качества монтажных работ узла учета тепловой энергии и средств измерений и линий связи, а также соответствие монтажа требованиям технической и проектной документации, 17 января 2017 года комиссией в составе представителей ООО «Тепловик» - главного инженера Т., мастера котельных Т. А. и потребителя Г. был составлен и пописан Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя. В данном акте отражены типы комплектующих приборов с указанием заводских номеров и показаниями приборов на момент допуска, а также отражены номера пломб, установленные теплоснабжающей организацией.

По мнению ООО «Тепловик», требование о проведении работ по монтажу прибора учета тепловой энергии специализированной организацией, имеющей соответствующее разрешение на осуществление данного вида работ никоим образом не ущемляет права потребителя, а напротив направлено на качественное оказание услуг по монтажу УУТЭ с целью дальнейшего функционирования прибора учета тепловой энергии надлежащим образом, а также во избежание возникновения негативных последствий проведения указанных работ неспециализированной организацией. Некорректная работа теплосчетчика, часто в состоянии нештатной ситуации, может приводить к погрешности измерения тепловой энергий. Проведение монтажных работ лицензированной организацией в полной мере обеспечивает качество монтажа средств измерений и линий связи, а также соответствие монтажа требованиям технической и, проектной документации.

30.01.2017 на заседании Комиссии представитель ООО «Тепловик» пояснил также, что решение Арбитражного суда Забайкальского края по заявлению ООО «Тепловик» о признании предупреждения Забайкальского УФАС России (исх № 02-05-4350 от 05.12.2016) имеет преюдициальное значение для рассмотрения дела №1.

30 января 2017 г. Комиссией Забайкальского УФАС России рассмотрение дела №1 приостановлено до вынесения и вступления в законную силу судебного акта по делу № А78-136/2017.

15.03.2017 Арбитражный суд Забайкальского края вынес определение о прекращении производства по делу № А78-136/2017 в связи с отказом ООО «Тепловик» от заявленных обществом требований о признании недействительным полностью предупреждения о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки антимонопольного законодательства от 05.12.2016 №02-05-4350 и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.

Комиссия пришла к выводу о том, что фактически ООО «Тепловик» исполнило предупреждение, представив к первому заседанию Комиссии доказательства его исполнения, однако, за рамками срока, установленного в предупреждении.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ  «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Прекратить рассмотрение дела в отношении ООО «Тепловик».

 

Председатель Комиссии                                                                        

 

Члены Комиссии                                                                                       

Связанные организации

Связанные организации не указаны