Решение б/н Решение по рассмотрению жалобы на действия Министерства терр... от 3 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалобы № 14 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии – руководитель управления;

Члены Комиссии:

начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы;

ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы;

при участии:

ИП С.;

Х. - представителя Министерства  территориального развития Забайкальского края, по доверенности №02/15420  от 19.12.2016);

В. - представителя Министерства  территориального развития Забайкальского края, по доверенности №02-б/н  от 22.09.2017),

рассмотрев жалобу ИП С. на действия Министерства территориального развития при организации и проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

21 сентября 2017 года в адрес Забайкальского УФАС России,  поступила  жалоба ИП С. (далее - Заявитель) на действия Министерства территориального развития Забайкальского края (далее - Организатор торгов) при организации и проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок.

Рассмотрение жалобы  было назначено на 27 сентября 2017 года на 11 часов 00 минут.

В соответствии с жалобой, Министерством территориального развития Забайкальского края на сайте было размещено Распоряжение № 217-р от 04.07.2017 года «Об утверждении конкурсной документации открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Забайкальского края».

Согласно приложению № 1 к данному Распоряжению «Конкурсная документация» были указаны сроки проведения конкурса:

с 5 июля 2017 года по 24 июля 2017 года подача заявок;

25 июля 2017 года вскрытие конвертов;

17 августа 2017 года рассмотрение заявок;

22 августа 2017 года подведение итогов.

19 июля 2017 года Министерством территориального развития Забайкальского края было размещено новое распоряжение № 240-р от 19.07.2017 года «О внесении изменений в конкурсную документацию открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Забайкальского края, утвержденную Распоряжением Министерства территориального развития Забайкальского края № 217-р от 04.07.2017 г.».

В связи с этим сроки подачи, рассмотрения и проведения конкурса были перенесены на более поздний срок.

Организатором конкурса не даны разъяснения по вопросу законности внесения таких изменений.

Заявителем, были поданы заявки на межмуниципальные маршруты регулярных перевозок:

 «Чита-Нерчинск (Холбон)» заявка № 10 от 08.08.2017 года,

«Чита - Калга» заявка № 11 от 08.08.2017 года,

«Чита - Сретенск» заявка № 12 от 08.08.2017 года,

«Чита - Золотореченск» заявка № 13 от 08.08.2017 года,

«Чита - Нерчинск (Знаменка)» заявка № 14 от 08.08.2017 года.

14 сентября 2017 года конкурсной комиссией Министерства территориального развития Забайкальского края заявки ИП С. были отклонены в соответствии с п.п.3 п. 9.3 конкурсной документации - «Несоответствие заявки и прилагаемых к ней документов требованиями, установленными конкурсной документацией, а именно:  в соответствии с п.5.1 конкурсной документации заявка с прилагаемыми к ней документами должны быть оформлены на русском языке, прошиты, пронумерованы и скреплены печатью (при наличии), заверены подписью участника открытого конкурса либо уполномоченного им лица (при наличии управомочивающего документа). В соответствии с п.5.3. конкурсной документации опись документов входит в исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к заявке. Однако в поданной заявке опись документов не прошита с заявкой и прилагаемыми к ней документами; - копии документов не заверены печатью участника открытого конкурса (при этом наличие печати установлено в других прилагаемых к заявке документах)».

Заявитель считает действия комиссии по отклонению ее заявок на участие в открытом конкурсе необоснованными, т. к п. 3 «Условия допуска к участию в открытом конкурсе» ИП С. выполнила, документы, и копии документов были предоставлены согласно всем пунктам.

ИП С. считает, что она не выполнила простую формальность в правильности оформления заявки, т.е. не заверила копии печатью, но заверила своей подписью с расшифровкой, причем на документах, на которых есть обозначение «м.п.» - печать индивидуального предпринимателя стоит.

Заявитель считает, что ей  не дали возможности исправить формальную ошибку. Названные требования конкурсной документации не содержит прямого указания на то, что опись должна быть прошита со всеми документами заявки на участие в конкурсе. Несоблюдение такого требования к оформлению конкурсной заявки как подшивка к ней описи, при соблюдении прочих требований конкурсной документации, не может служить основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе, поскольку названное обстоятельство не могло повлиять на возможность оценки конкурсной комиссией подлинности, достоверности и полноты всех документов, предоставленных в составе заявки.

Опись конкурсной заявки не является документом, по которому производится начисление баллов, пунктом 10 конкурсной документации установлено, что оценка и сопоставление Заявок и определение победителя конкурса производится в соответствии со Шкалой, утвержденной Постановлением Правительства Забайкальского края №118.

Следовательно, отклонение заявок ИП С. и исключение ее из участия в конкурсе не соответствует целям проведения конкурса. К тому же, 22 августа 2017 г, велась видеозапись процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе. При вскрытии одной из заявок Заявителя, член конкурсной комиссии озвучила, что в заявке ИП С. опись документов не подшита, но это допустимо.

Заявитель ставит под сомнение, что у участников открытого конкурса, которые прошли отбор, соблюдены такие формальности. Заявитель считает, что при проведении данного конкурса  ущемлены не только ее права, но и права других участников открытого конкурса, которые по такой же формальности выбыли из конкурса.

27.09.2017 на заседание Комиссии представлены дополнения к жалобе, в соответствии с которыми: частью 1 статьи 17 ФЗ от 26.07.2006.№ 135-ФЗ «О защите конкуренции», установлено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах.

Создание отдельному хозяйствующему субъекту преимущественных условий участия в конкурсе не может отвечать целям проведения конкурса, т.к. совершены действия направленные на отсутствие конкуренции.

Опись документов, входящих в состав заявки на участие в конкурсе не входит в состав тома заявки на участие в конкурсе, а является документом, содержащим сведения о составе тома заявки на участие в конкурсе.

В данном случае существует требование к ее обязательному наличию, а не к тому, чтобы опись входила в состав тома заявки на участие в конкурсе. Таким образом, если опись подписана участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса, и скреплена печатью, то отклонение заявки на участие в конкурсе по причине того, что опись входящих в состав документов не прошита вместе с документами, входящими в состав тома заявки на участие в конкурсе, неправомерно.

Кроме того, заявитель ссылается на требования к оформлению заявок, которые установлены Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

На основании изложенного Заявитель просит: признать неправомерным отказ конкурсной комиссии в допуске к участию в открытом конкурсе; выяснить причину перенесения сроков конкурса и чьи интересы преследует конкурсная комиссия; велась ли видеозапись процедуры рассмотрения заявок и процедуры подведения итогов конкурса; почему не предоставили возможности, исправить формальные ошибки; достоверны ли предоставленные данные о транспортных средствах других участников конкурса.

Организатором торгов на заседание Комиссии представлены письменные пояснения, в соответствии с которыми, распоряжением Министерства от 30 июня 2017 года № 215-р утверждены: порядок размещения извещения о проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок (далее - конкурс), положение о порядке организации и проведения конкурса, положение о конкурсной комиссии, состав комиссии.

Распоряжением Министерства от 04 июля 2017 года № 217-р утверждена конкурсная документация конкурса, пунктом 4.2. которой установлен срок подачи заявок с 05 июля 2017 года до 24 июля 2017 года.

Согласно пункту 10.1. указанной конкурсной документации «оценка и сопоставление Заявок осуществляется конкурсной комиссией в соответствии со Шкалой для оценки критериев оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 01 апреля 2016 г. № 118.

При этом, во избежание возможных вопросов к конкурсной комиссии при применении данной Шкалы при подсчете опыта осуществления регулярных перевозок участниками договора простого товарищества, Министерством было принято решение об официальном разъяснении порядка применения Шкалы, что требовало внесения изменений в постановление Правительства Забайкальского края от 01 апреля 2016 г. № 118.

В связи с чем, в соответствии с п.4 Порядка размещения извещения о проведении конкурса, распоряжением Министерства от 19 июля 2017 года № 240-p в извещение были внесены изменения, и срок подачи заявок был продлен до 21 августа 2017 года.

Постановлением Правительства Забайкальского края от 11 августа 2017 года № 331 были внесены изменения в Шкалу для оценки критериев оценки. утвержденную постановлением Правительства Забайкальского края от 01 апреля 2016 г. №118.

2. По факту отклонения заявок.

Заявки ИП С. были в соответствии с п.п.3 п.9.3. конкурсной документации, как не соответствующие требованиям, установленным конкурсной документацией.

Таких несоответствий установлено два:

1) Согласно п.5.1. конкурсной документации заявка с прилагаемыми к ней документами должны быть прошиты; в соответствии с п.5.3. опись документов входит в перечень документов, прилагаемых к заявке (п.5.3.1.);

То есть, заявка и все прилагаемые к ней документы, в том числе, опись, должны быть сброшюрованы в единый прошитый документ. Данное требование ИП С. исполнено не было, что заявитель не отрицает в своей жалобе.

2) Согласно конкурсной документации (п.5.2.) копии документов, прилагаемых к заявке, должны быть заверены подписью и печатью (при наличии) Участника либо его представителя.

В нарушение данного требования в заявке ИП С. копии документов не заверены печатью. При этом, наличие печати ИП установлено, другими документами заявки.

Довод заявителя о том, что отклонение ее заявок является необоснованным, так как п.3 конкурсной документации «Условия допуска к участию в конкурсе» она выполнила, не имеет под собой правового обоснования. Пункт 3 конкурсной документации устанавливает требования к Участникам конкурса.

Вместе с тем, конкурсной документацией помимо требований к участникам конкурса, установлены требования к заявке (п.5 конкурсной документации), которые заявителем соблюдены не были.

Каких либо исключений, предоставляющих заявителям право не соблюдать. установленные требования к заявкам, в том числе по причине того, что данные нарушения являются формальными, и не могут повлиять на возможность оценки документов, конкурсной документацией не установлено.

Несоответствие заявки и прилагаемых к ней документов требованиям, установленным конкурсной документацией, является основанием для отклонения заявки (пп.3 п. 9.3 конкурсной документации).

В связи с несоблюдением при подаче заявки ИП С. установленных требований к заявке, оснований для допуска такой заявки к участию в конкурсе у комиссии не имелось.

На вопрос о том, почему при вскрытии конвертов, один из членов конкурсной комиссии, отметив, что опись документов не подшита к заявке и остальным документам, сказала о том, что это допустимо, представитель Организатора торгов пояснила, что впоследствии, член комиссии, ознакомившись с положениями конкурсной документации, пришла к выводу о несоответствии заявок ИП С. установленным требованиям.

Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснения присутствующих сторон, Комиссия установила следующее.

04 июля 2017 года на сайте Министерства территориального развития Забайкальского края: Мр://минтер.забайкальскийкрай.рф в разделе «транспорт/конкурсы» (далее -официальный сайт) размещено Извещение о проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок.

Организатором конкурса является Министерство территориального развития Забайкальского края.

Предметом открытого конкурса является: право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, указанных в приложении №1 к конкурсной документации.

Распоряжением № 217-р от 04.07.2017 года утверждена конкурсная документация открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Забайкальского края.

Согласно пункту 4.2. Конкурсной документации, конверты с заявками принимаются и регистрируются в рабочие дни Организатора открытого конкурса в период с 05 июля 2017 года до 24 июля 2017 года.

В соответствии с извещением:

- место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе: г. Чита, ул. Чкалова, 136, каб. 502, 25 июля 2017 года в 10 часов 00 минут;

- место и дата рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе: г. Чита, ул. Чкалова, 136, каб. 502, 25 17 августа 2017 года в 14 часов 00 минут;

- место и дата подведения итогов открытого конкурса: г. Чита, ул. Чкалова, 136, каб. 502, 22 августа 2017 года в 10 часов 00 минут.

Распоряжением № 240-р от 19.07.2017 года «О внесении изменений в конкурсную документацию открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Забайкальского края, утвержденную Распоряжением Министерства территориального развития Забайкальского края № 217-р от 04.07.2017 г.», в конкурсную документацию были внесены изменения. В соответствии с указанными изменениями, абзац 2 пункта 4.2 изложен в следующей редакции: «Конверты с заявками принимаются и регистрируются в рабочие дни Организатора открытого конкурса в период с 05 июля 2017 года до 21 августа 2017 года…». Пункт  5.3.14 изложен в следующей редакции: «Документы, предусмотренные пунктами 5.3.2, 5.3.3, 5.3.6, 5.3.7, 5.3.10 настоящей конкурсной документации, прилагаются в отношении каждого участника договора простого товарищества».

В извещение о проведении открытого конкурса также были внесены изменения: дата вскрытия конвертов с заявками перенесена на 22 августа 2017 года, в 10 часов 00 минут; дата рассмотрения заявок на участие в конкурсе перенесена на 14 сентября 2017 года в 14 часов 00 минут; дата проведения итогов открытого конкурса перенесена на 19 сентября 2017 года в 10 часов 00 минут.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» допускает внесение изменений в извещение о проведении открытого конкурса, с условием, что оно принимается Организатором торгов не позднее, чем за пять дней до даты окончания подачи заявок на участие в открытом конкурсе. Изменение предмета открытого конкурса не допускается. Изменения, внесенные в извещение о проведении открытого конкурса, размещаются на официальном сайте организатора открытого конкурса в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, установленном организатором открытого конкурса. При этом, срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе должен быть продлен таким образом, чтобы со дня опубликования и (или) размещения изменений, внесенных в извещение о проведении открытого конкурса, до даты окончания подачи заявок на участие в открытом конкурсе этот срок составлял не менее чем двадцать дней (часть 4 статьи 22 ФЗ №220). Те же самые положения содержатся в пункте 4 Порядка размещения извещения о проведении конкурса, утвержденного Распоряжением Министерства территориального развития Забайкальского края от 30.06.2017 №215-р.

Таким образом, внесение Организатором торгов изменений в извещение о проведении открытого конкурса, в соответствии с положениями законодательства, правомерно.

07 августа 2017 года ИП С. (ИНН 751502603936) были поданы заявки на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по маршрутам: «Чита-Золотореченск», «Чита-Нерчинск (Холбон)», «Чита-Калга», «Чита-Сретенск», «Чита-Нерчинск (Знаменка)».

В соответствии с Протоколом рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе №2 от 14 сентября 2017 года, к участию в конкурсе было допущено 20 заявок, 28 заявок конкурсная комиссия отклонила, в том числе, 5 заявок ИП С.

Конкурсная комиссия, в соответствии с подпунктом 3 пункта 9.3. Конкурсной документации, приняла решение об отказе в допуске в открытый конкурс ИП С., в связи с тем, что в поданных заявках опись документов не прошита с заявкой и прилагаемыми  к ним документами; а также в связи с тем, что копии документов не заверены печатью участника открытого конкурса (при этом наличие печати у индивидуального предпринимателя установлено в других прилагаемых к заявке документах).

Комиссией по рассмотрению жалобы №14 обозревались оригиналы заявок, представленных ИП С. Организатору торгов. Комиссия установила, что по пяти поданным заявкам:

- описи документов были представлены Заявителем конкурсной комиссии отдельными листами и не были сшиты вместе с заявками и остальными документами;

- копии документов, представленных в составе заявок заверены подписью ИП С., но не заверены печатью.

Наличие печати у ИП С. установлено: представленные заявки и опись документов заверены круглой печатью Заявителя.

Требования к оформлению заявки участника конкурса содержатся в разделе 5 конкурсной документации.

В соответствии с пунктом 5.1 конкурсной документации, заявка с прилагаемыми к ней документами должны быть оформлены на русском языке, прошиты, пронумерованы и скреплены печатью (при наличии), заверены подписью Участника либо уполномоченного им лица (при наличии управомочивающего документа). Обязательно указывается должность подписавшего и расшифровка его подписи. Использование факсимиле недопустимо.

Исчерпывающий перечень документов, которые необходимо приложить к заявке содержится в пункте 5.3. конкурсной документации.

Пункт 5.2. конкурсной документации устанавливает, что документы, прилагаемые к Заявке, указанные в пункте 5.3. настоящей конкурсной документации, должны быть поименованы в описи документов (приложение № 3 настоящей конкурной документации). Копии документов должны быть заверены подписью и печатью (при наличии) Участника либо его представителя.

В соответствии с пунктом 5.3.1. конкурсной документации, опись документов, представляемых для участия в открытом конкурсе, входит в исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к заявке. Таким образом, заявка и приложенные к ней документы, в состав которых входит опись, должны быть сшиты в один том.

В соответствии с пунктом 3.26 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации», утвержденного постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 №65-ст, при заверении соответствия копии документа подлиннику ниже реквизита «Подпись» проставляют:

- заверительную надпись «Верно»;

- должность лица, заверившего копию;

- личную подпись;

- расшифровку подписи (инициалы, фамилию);

- дату заверения.

Кроме того, допускается копию документа заверять печатью, определяемой по усмотрению организации. Приведенные выше положения ГОСТа Р 6.30-2003 носят рекомендательный характер, однако, повсеместно используются при заверении документов. Аналогичные требования к заверению документов включены и в конкурсную документацию, раздел номер <...> .

Таким образом, Комиссия приход к выводу о том, что заявка, поданная ИП С., не соответствует требованиям пунктам 5.1., 5.2. конкурсной документации, поскольку описи документов не были прошиты вместе с заявками и иными документами, а также, копии документов, представленных в составе заявок не заверены печатью ИП С., при этом, наличие печати у индивидуального предпринимателя установлено.

Доводы Заявителя о том, что положения пункта 5.2. конкурсной документации, на основании которого, «копии документов должны быть заверены подписью и печатью (при наличии) Участника либо его представителя» подлежат двоякому толкованию, Комиссией отклоняются, так как в соответствии с пунктом 7.1. конкурсной документации, любое заинтересованное лицо вправе направить в письменной форме Организатору запрос о разъяснении положений конкурсной документации.

Основанием для отказа к участию в Открытом конкурсе является, в том числе, несоответствие Заявки и прилагаемых к ней документов требованиям, установленным конкурсной документацией (подпункт 3 пункта 9.3. конкурсной документации).

Комиссия приходит к выводу о правомерности отклонения Организатором торгов заявок ИП С. на основании подпункта 3 пункта 9.3. конкурсной документации.

Комиссия отклоняет доводы Заявителя со ссылкой на требования к оформлению заявок, которые установлены Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», поскольку организация конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Забайкальского края, не подлежит регулированию законодательством о контрактной системе в сфере закупок.

Доводы Заявителя о том, что в действиях конкурсной комиссии по отклонению ее заявок на основании установленных требований конкурсной документации, содержат признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите – создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, Комиссией не принимаются, поскольку требования к оформлению заявок, установленные конкурсной документацией, были одинаково применены и к другим участникам, что подтверждается протоколом рассмотрения заявок №2 от 14.09.2017.

Руководствуясь пунктом 20 статьи 18.1, частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу индивидуального предпринимателя С. на действия Министерства территориального развития при организации и проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                            

 

Члены Комиссии:

Связанные организации

Связанные организации не указаны