Решение б/н Решение по рассмотрению дела в отношении Администрации Оловя... от 17 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению дела № 31 в отношении Администрации муниципального района «Оловяннинский район»  (674500, Забайкальский край, п. Оловянная, ул. Московская, ИНН 7515002604, КПП 751501001), Главы  муниципального района «Оловяннинский район» по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в проведении электронного  аукциона № 0391300040215000028  с участием ООО «Экспресс» (674520, Забайкальский край, Оловянная, п. Ясногорск, ул. Молодежная, 5, ИНН 751004344, КПП 751501001),

Председатель Комиссии – руководитель управления;

Члены Комиссии:

начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы,

начальник отдела анализа товарных и финансовых рынков

          установила:

 

На заседание Комиссии 31.01.2017 представители Администрации муниципального района «Оловяннинский район» и Глава муниципального района «Оловяннинский район» не явились. Надлежащее извещение участников рассмотрения дела о дате и времени рассмотрения дела подтверждается почтовыми уведомлениями. 

В соответствии с частью 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции, перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

Копия заключения об обстоятельствах дела была направлена лицам, участвующим в деле и в материалах дела имеются доказательства своевременного получения Заключения об обстоятельствах дела.

В соответствии с частью 5 статьи 48 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии. Администрация муниципального района «Оловяннинский район», Глава муниципального района «Оловяннинский район» дополнительных пояснений и доказательств в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела не представили.

 В ходе рассмотрения заявления депутата поселкового совета п. Оловянная, по информации, полученной от Минприроды Забайкальского края и Природоохранной прокуратуры, установлено следующее.

В пос. Степь Оловяннинского района строится военный аэродром. Для строительства требуются инертные материалы: песок, грунт, щебень и т.д.

22.12.2015 ООО «Экспресс» (далее – Общество, ООО «Экспресс») и муниципальное казенное учреждение Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района «Оловяннинский район» заключен муниципальный контракт № 2015.495121 (далее - муниципальный контракт), по которому ООО «Экспресс» обязуется выполнять работы по содержанию дорожного полотна автомобильной дороги Калангуй-Хада-Булак протяженностью 48 км на территории Оловяннинского района.

Заказчиком муниципального контракта являлось Муниципальное казенное учреждение комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района «Оловяннинский район» (далее – Комитет). В соответствии с Положением О муниципальном казенном учреждении «Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального района «Оловяннинский район», утвержденным Постановлением администрации муниципального района «Оловяннинский район» № 440 от 29.12.2014 является отраслевым органом  администрации муниципального района «Оловяннинский район», реализующим полномочия в сфере в сфере управления и распоряжения имуществом, находящегося в собственности муниципального района.

Для выполнения муниципального контракта Минприроды Забайкальского края  предоставило право пользования участком недр «Карьер песка Яснинский», расположенным в 4,5 км северо-западнее п. ст. Ясная муниципального района «Оловяннинский район» и выдало лицензию ЧИТ 03515 ТЭ от 29.03.2016, сроком действия до 31.12.2016 с целевым назначением - добыча песка на участке недр «Карьер песка Яснинский». Лицензия ООО «Экспресс» выдана без проведения торгов, что не противоречит Закону Забайкальского края от 24.12.2010 № 460 - ЗЗК «О порядке предоставления в пользование участков недр местного значения». В соответствии с пунктом 1 статьи 3 названного закона для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых на участках недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, в целях выполнения работ по государственному или муниципальному контракту, заключенному в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, или по договору, заключенному в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

При проведении электронного аукциона № 0391300040215000028, по результатам которого заключен муниципальный контракт № 2015.495121 от 22 декабря 2015 года усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства (ч.1 ст. 17).

В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки электронный аукцион признан несостоявшимся и муниципальный контракт заключен с ООО «Экспресс».

Б. является учредителем и генеральным директором ООО «Экспресс», а также Главой муниципального района «Оловяннинский район».

В соответствии с определением от 25 октября 2016 года Администрацией муниципального района «Оловяннинский район» представлены все запрашиваемые документы. Кроме того, в ходе заседания Комиссии представлены Распоряжение Совета муниципального района «Оловяннинский района» от 7 марта 2013 года № 11лс «О переводе на непостоянную основу» Главы муниципального района «Оловяннинский район» Б.

Согласно статьям 24, 29 Устава муниципального района «Оловяннинский район»,  государственный регистрационный № 4925190002014003 от 24 октября 2014 года (далее – Устав) Глава муниципального района «Оловяннинский район» осуществляет свои полномочия на постоянной основе. Копия Устава представлена Администрацией муниципального района «Оловяннинский район», аналогичная редакция размещена на официальном сайте Оловяннинского района.

21 декабря 2016 года в ходе рассмотрения дела Б. пояснил, что является Главой муниципального района «Оловяннинский район» на непостоянной основе, что полномочия его при переходе с постоянной на непостоянную основу не изменились.

Б. избран Главой муниципального района «Оловяннинский район», Председателем Совета 7 ноября 2012 года (решение от 07.11.2012 № 4). С 7 марта 2013 года осуществляет свою деятельность  на непостоянной основе.

В соответствии с Уставом муниципального района «Оловяннинский район» Глава муниципального района «Оловяннинский район» является высшим должностным лицом муниципального района. В соответствии с установленными полномочиями  обеспечивает осуществление органами местного самоуправления муниципального района решение вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Забайкальского края.

За период деятельности в должности Главы Б., одновременно являясь учредителем и директором ООО «Экспресс», принимал участие в 53 закупках, размещаемых на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС). Кроме того, на основании согласования с Государственной финансовой инспекцией Забайкальского края, заключен и исполнен муниципальный контракт № 00000012000047 от 01.11.12, а также  по результатам  электронного  аукциона  № 0391300040215000028 заключен муниципальный контракт № 2015.495121 от 22 декабря 2015 года.

В соответствии с частью 8  статьи 24 Устава Глава муниципального района должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.

Нормы действующего законодательства и сложившаяся правоприменительная практика  допускают исполнение обязанностей главы муниципального образования, как на возмездной, так и на безвозмездной основе. Это не влечет изменение его полномочий, но он обязан  не допускать конфликт интересов. В данном случае наличие конфликта интересов усматривается в самом факте участия Б., одновременно являющегося генеральным директором ООО «Экспресс» и высшим должностным лицом муниципального района «Оловяннинский район» в электронном аукционе № 0391300040215000028, по результатам которого заключен муниципальный контракт № 2015.495121 от 22 декабря 2015 года.

Лицензия ЧИТ 03515 ТЭ от 29.03.2016  с целевым назначением - добыча песка на участке недр «Карьер песка Яснинский» и  муниципальный контракт использовались Бахтиным Н.Н. для заключения договора №  44  от 25 января 2016 года (номер уточнен дополнительным соглашением №1 от 22 марта 2016 года – 1315187385522090942000000/44) с ООО «Донской камень», предметом  которого являлась поставка горной массы фракцией 20-500.  

Согласно п. 1.3 Соглашения об условиях пользования участком недр (Приложение № 1 к лицензии ЧИТ 03515 ТЭ от 29.03.2016)   добытое на лицензионном участке полезное ископаемое является собственностью Общества и может пользоваться как минеральное сырье только для выполнения ра6от по муниципальному контракту.

Такая ситуация сложилась в результате неправомерно заключенного муниципального контракта № 2015.495121от 22 декабря 2015 года.

В соответствии с частью 3.1 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лица, замещающие должности глав муниципальных образований и осуществляющие свои полномочия на непостоянной основе, не вправе осуществлять деятельность, предусмотренную пунктами 4 - 11 части 3 настоящей статьи, а именно:

4) быть поверенными или иными представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, если иное не предусмотрено федеральными законами;

5) использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности;

6) получать гонорары за публикации и выступления в качестве лица, замещающего государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, должность главы муниципального образования, муниципальную должность, замещаемую на постоянной основе;

7) получать в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) и подарки от физических и юридических лиц. Подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются собственностью соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования и передаются по акту в соответствующий государственный или муниципальный орган. Лицо, замещавшее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, должность главы муниципального образования, муниципальную должность, замещаемую на постоянной основе, сдавшее подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, со служебной командировкой и с другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;

8) принимать вопреки установленному порядку почетные и специальные звания, награды и иные знаки отличия (за исключением научных и спортивных) иностранных государств, международных организаций, политических партий, иных общественных объединений и других организаций;

9) выезжать в служебные командировки за пределы Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренностям государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;

10) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;

11) разглашать или использовать в целях, не связанных с выполнением служебных обязанностей, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к информации ограниченного доступа, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей.

На Б., как на высшее должностное лицо муниципального образования  перечисленные ограничения распространяются в полной мере. Б. принял участие в аукционе по заключению муниципального контракта  не просто как поверенный или иной представитель по делам третьих лиц в органах местного самоуправления, он принял участие самостоятельно, как генеральный директор ООО «Экспресс» и  использовал муниципальный контракт в личных целях, не связанных с выполнением служебных обязанностей.

В соответствии с частью 1 статьи  17 Федерального закона от 26 июля 2006 года 135-ФЗ "О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Перечень нарушений не является исчерпывающим.

Заказчик электронного аукциона 0391300040215000028 - Муниципальное казенное учреждение Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального 'района «Оловяннинский район».

Дата подачи заявок           02.12.2015 16:23

 

Дата и время окончания подачи заявок 10.12.2015 17:15

 

Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников

11.12.2015

Дата проведения аукциона в электронной форме

14.12.2015

 

       
 

 

На участие в электронном аукционе была подана одна заявка - ООО «Экспресс». Аукцион признан несостоявшимся, и муниципальный контракт заключен с ООО «Экспресс».

В соответствии с пунктом 7 статьи  15 Документации для проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на  выполнение работ по ежемесячному содержанию дорожного полотна автомобильной дороги - Калангуй-Хада-Булак, протяженностью 48 км., на территории муниципального района «Оловяннинский район» (далее – Документация) к участникам  электронного аукциона установлено следующее требование:

отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.

В данном случае участником аукциона является ООО «Экспресс», единственным учредителем и  генеральным директором которого является Б., одновременно занимающий высшую муниципальную должность Главы муниципального района «Оловяннинский район». Конфликт интересов очевиден.

Рассматривая вторую часть заявки, члены аукционной комиссии должны были дать этому факту соответствующую оценку и не допускать заключение муниципального контракта  ООО «Экспресс», учитывая  наличие конфликта интересов.

Ограничение конкуренции при проведении закупок считается обоснованным, если оно не противоречит нормам Документации и объяснимо действительными потребностями заказчика. Заказчик в данном случае установил требование к участнику - отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов и сам его нарушил, заключив государственный контракт с Б.

Ограничение конкуренции могло повлечь и  установка сжатых сроков подачи заявок (со 2 по 10 декабря). Б. был в наиболее выгодных условиях, поскольку имел возможность получения не только общедоступной информации.

Начальная (максимальная) цена контракта  составляет  ххх  руб. на 2016 год по месяцам. Такая сумма не могла  заинтересовать других хозяйствующих субъектов.

Заключив муниципальный контракт, на основании которого Б. оформил без проведения торгов лицензию ЧИТ 03515 ТЭ от 29.03.2016, сроком действия до 31.12.2016 с целевым назначением добыча песка на участке недр «Карьер песка Яснинский», заключил договор аренды земельного участка 28/16 от 07.04.2016 с Администрацией муниципального района «Оловяннинский район»,  заключил договор поставки песка строительного на военный аэродром в пос. Степь от 22 марта 2016 года – 1315187385522090942000000/44 с ООО «Донской камень» с целью получения прибыли.

Такая схема с целью получения прибыли стала возможной в результате нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Обзор рынка песка строительного и предмет муниципального контракта - выполнение работ по ежемесячному содержанию дорожного полотна автомобильной дороги - Калангуй-Хада-Булак протяженностью 48 км,  на территории муниципального района «Оловяннинский район» показал, что они взаимосвязаны и взаимозависимы. Барьером входа на рынок песка строительного для иных хозяйствующих субъектов стали, в том числе, административные ограничения, связанные с получением лицензий на освоение уже разведанных месторождений, согласований на земельные участки под разработку месторождений.

Таким образом, действия Администрации муниципального района «Оловяннинский район» и Главы муниципального района «Оловяннинский район» повлекли или могли повлечь недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Руководствуясь, частью 3 статьи 39, частями 1-4 статьи 41,  статьей 49 Федерального  закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать Администрацию муниципального района «Оловяннинский район» в лице муниципального казенного учреждения Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района «Оловяннинский район»  нарушившей часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Признать Главу  муниципального района «Оловяннинский район» Б. нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Передать материалы дела № 31 по факту установленного нарушения  Администрацией муниципального района «Оловяннинский район» и Главой  муниципального района «Оловяннинский район» Б.  должностному лицу Забайкальского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

  

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Забайкальского края в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.

                                                     

 

 

Председатель Комиссии                       

Члены 

Связанные организации

Связанные организации не указаны