Решение б/н Решение по рассмотрению дела в отношении ГУП " Аптечный скла... от 10 января 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению дела № 29 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии -  руководитель управления;

Члены Комиссии:

начальник отдела  анализа  товарных и финансовых рынков,

начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы;

главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы;

главный специалист-эксперт отдела  анализа  товарных и финансовых рынков,

рассмотрев дело № 29 в отношении  Государственного  унитарного предприятия Забайкальского края «Аптечный склад» (672015, Забайкальский край, г. Чита,  Аптечный  проезд, 16, ИНН/КПП 7534000240/753601001) по признакам  нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона  «О защите конкуренции», оценив  представленные пояснения по заключению об  обстоятельствах дела от 12.12 . 2016 № 02-05-4432

установила:

 Отделом  контроля закупок  в отдел  антимонопольного контроля и рекламы, а также в отдел анализа финансовых и товарных рынков была передана  жалоба  ООО «Фармея» на действия  ГУП «Аптечный склад» по факту установления  монопольно высокой  цены на  услугу по уничтожению недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств, а также  лекарственных средств, пришедших в негодность.

ГУП «Аптечный склад» увеличило  стоимость указанной услуги на 2015 год с <_> рублей до <_>рублей. 

По мнению заявителя, ГУП «Аптечный склад», пользуясь  своим монопольным положением  на рынке  оказания услуг  по  уничтожению  недоброкачественных, фальсифицированных  и контрафактных  лекарственных средств  необоснованно увеличило  стоимость указанной услуги  с <_> рублей до <_> рублей.  Договором  на оказание услуг по уничтожению лекарственных средств ГУП «Аптечный склад» установлено,  что вознаграждение Исполнителю, определяется  на основании расчета (калькуляции).  В частности, в калькуляцию на 2015 год ответчиком включены расходы, напрямую не относящиеся  к услуге по уничтожению лекарственных средств:  расходы на оплату коммунальных услуг, оплата аренды земельного участка,  расходы на оформление лицензии  и т.д.

В своих пояснениях и в ходе рассмотрения дела представители ГУП «Аптечный склад» пояснили.

ГУП «Аптечный склад» осуществляет свою деятельность в соответствии с пунктом 6 статьи 59 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»  на основании лицензии № <_> от 26.04.2012 на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, выданной  Управлением  Росприроднадзора  по Забайкальскому краю.

Услуга по уничтожению лекарственных средств выполняется в соответствии с  Инструкцией о порядке уничтожения лекарственных средств, пришедших в негодность, лекарственных средств с истекшим сроком годности и лекарственных средств, являющихся подделками или незаконными копиями зарегистрированных в Российской Федерации лекарственных средств, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.12.2002 N 382 (далее Инструкции о порядке уничтожения лекарственных средств), а также в соответствии с  Правилами уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 г. N674.

Тарифы, определяющие стоимость данной услуги, законодательно не установлены, в связи с чем расценки устанавливаются и утверждаются организациями, производящими уничтожение лекарств, исходя из затрат, производимых для оказания данной услуги.

С условиями договора, в том числе условиями по стоимости, контрагенты имеют возможность ознакомиться до момента заключения договора, таким образом, у них остается возможность принять или отклонить данные условия.

ГУП «Аптечный склад» будучи коммерческой организацией, на основании собственных затрат устанавливает стоимость услуги, в то время как у контрагентов имеется право выбора организации для приобретения данной услуги, так как данная деятельность не ограничена деятельностью только ГУП «Аптечный склад».

Ответчик располагает сведениями, что кроме  ГУП  «Аптечный склад», деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности на территории Забайкальского края, осуществляет  ООО «СТАРТ» в соответствии с лицензий выданной  Управлением Росприроднадзора по Забайкальскому краю  № <_> от 05.07.2016  (копия лицензии приобщена к материалам дела).

Статья 1 Закона о защите конкуренции в редакции Закона N 275-ФЗ устанавливает запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе, это:

  1. установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Согласно разъяснениям № 1 Президиума ФАС России "Определение монопольно высокой и монопольно низкой цены товара" (далее - Разъяснение № 1 Президиума ФАС России; утв. протоколом Президиума ФАС России от 10.02.2016 № 2);

Одним из существенных условий гражданско-правового договора, обеспечивающего реализацию товара, является его цена.

Согласно статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, определенной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены, установленные или регулируемые государственными органами. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.

Следовательно, хозяйствующие субъекты в большинстве случаев, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации, не ограничены в праве по своему усмотрению формировать цены на производимый (реализуемый) товар.

Вместе с тем Гражданским кодексом Российской Федерации установлен принцип запрета на использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В развитие данного принципа в целях обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции и создания условий для эффективного функционирования товарных рынков принят Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Применение данного запрета обуславливает необходимость определения действий (бездействия) хозяйствующего субъекта, которые могут рассматриваться антимонопольным органом как установление или поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены, а также необходимость определения положения такого хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке как доминирующего.

Условия признания положения хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке доминирующим установлены статьей 5 Закона о защите конкуренции.

При анализе состояния конкуренции на товарном рынке с целью установления доли хозяйствующего субъекта надлежит руководствоваться Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220.

Согласно части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

Для установления нарушения по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо определить два квалифицирующих признака:  наличие доминирующего положения, злоупотребление доминирующим положением.

По данным  Министерства  здравоохранения Забайкальского края, уничтожение  недоброкачественных, фальсифицированных, и контрафактных  лекарственных средств  осуществляется организацией,  имеющей лицензию на данный вид деятельности. Лицензирование  деятельности по обращению с отходами занимается Управление Росприроднадзора по Забайкальскому краю. На территории  Забайкальского края, соответствующую лицензию имеет государственное  унитарное предприятие  «Аптечный склад».  Лицензированием  деятельности по обращению с отходами занимается Управление Росприроднадзора по Забайкальскому краю.

 Согласно информации,  представленной  Управлением Росприроднадзора по Забайкальскому краю, уничтожение лекарственных средств производится организациями, имеющими соответствующую лицензию, на специально оборудованных площадках, полигонах и в специально оборудованных помещениях с соблюдением требований в области охраны окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.  6  ст.59 Федерального закона от 12.04.2010     N 61-ФЗ (ред. от 02.06.2016) «Об обращении лекарственных средств»).

В соответствии п.2 ст.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об отходах производства и потребления» отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством  Российской Федерации.

В настоящее время в соответствии с законодательством о санитарно-
эпидемиологическом благополучии населения, вопросы обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений, и медицинскими отходами в целом, регулируются Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.12.2010 г. № 163.

Действие норм Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об отходах производства и потребления», а также нормативно правовых актов Минприроды России в области обращения с отходами, не распространяется на отходы лечебно-профилактических учреждений (медицинских отходов в целом), следовательно, выдача разрешительной документации в области обращения с отходами на вышеуказанные отходы Управлением неправомерна.

В соответствии с пунктом 14 Правил уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств, утвержденных постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2010 г. N 674,   контроль за уничтожением недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств осуществляет уполномоченный орган - Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) и его территориальные органы  (Управления Росздравнадзора по субъектам Российской Федерации).

Согласно письменным пояснениям, представленным Территориальным органом Росздравнадзора по Забайкальскому краю   10 октября 2016 года,  в распоряжении Территориального органа отсутствует информация об органе,  осуществляющем лицензирование деятельности  по обезвреживанию  и размещению отходов I-IV классов опасности  (отходы фармацевтические).

Вместе с тем,  в соответствии с пунктом 7.3. Положения о Территориальном органе  Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, утвержденного приказом Министерства здравоохранения  РФ от 13.12.2012 года №  1040н, Территориальный орган осуществляет лицензирование следующих видов деятельности:

- медицинской деятельности (за исключением  указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями  и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения на территории  инновационного центра «Сколково»);

- фармацевтической деятельности, осуществляемой аптечными  организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, государственной академии наук;

- деятельности по отбору наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений, осуществляемой аптечными организациями, подведомственными  федеральным органам  исполнительной власти, государственным академиям наук.

 В  соответствии  с приложением к Положению  о лицензировании  деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений,  утвержденному постановлением Правительства РФ  от 22.11.2011 №1085, в рамках осуществления деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оказываются следующие  работы и услуги:

- уничтожение наркотических средств  и психотропных веществ и их прекурсоров, внесенных в список II  перечня наркотических средств  и психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ;

- уничтожение наркотических средств  и психотропных веществ и их прекурсоров, внесенных в список III  перечня наркотических средств  и психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ.

 Таким образом,   Территориальным органом  осуществляется лицензирование  деятельности по обороту наркотических средств  и психотропных веществ и их прекурсоров, осуществляемой аптечными организациями, подведомственными федеральным органам  исполнительной власти, государственным академиям наук, в том числе  указанных выше работ и услуг.

Действительно, ГУП «Аптечный склад» в  соответствии с приложением к лицензии от 26.04.2012 № <_>  имеет право осуществлять обезвреживание отходов фармацевтической продукции - код 56100000000000.

При  проведении  контрольных мероприятий субъектами обращения лекарственных средств (медицинскими организациями, аптечными организациями)  предоставляются договоры об оказании возмездных услуг по уничтожению недоброкачественных  лекарственных средств фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств заключенные с  ГУП «Аптечный склад», в том числе в текущем году. Договоры с другими организациями, осуществляющими аналогичные услуги, при проведении  проверок субъектами  обращения лекарственных средств не предоставлялись.

 ООО «СТАРТ» ответом от 22.09.2016 № 49 подтвердило, что общество  имеет возможность  уничтожать недоброкачественные, фальсифицированные и контрафактные  лекарственные средства с июня 2016 года. По данным  выполненных работ ООО «СТАРТ» на 22 сентября 2016 года, услуга оказана не была,  стоимость не менялась.

В ходе Анализа состояния конкуренции на товарном рынке услуг  по уничтожению недоброкачественных, фальсифицированных и контрафактных лекарственных средств  определен временной интервал исследования  2015 год и январь – май  2016 года.

 Продуктовые границы товарного рынка «услуга по уничтожению лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств, а также лекарственных средств пришедших в негодность», определились  с учетом   условий договора, заключенного в отношении товара, разрешений (лицензий) на осуществление вида деятельности,  нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность.   Использовался метод «тест гипотетического монополиста».

Определение географических границ товарного рынка осуществлялось  методом «тест гипотетического монополиста» и методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке. Географические границ товарного рынка определены территорией Забайкальского края. 

Государственное унитарное предприятие  «Аптечный склад» ИНН 7534000240,  (юридический адрес 672015, Забайкальский край, г. Чита, аптечный проезд, 16) в 2015 году и в январе-мае 2016 года  на территории Забайкальского   края, являлось единственным хозяйствующим субъектом,  оказывающим услугу  по уничтожению лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств, а также лекарственных средств пришедших в негодность. Его доля на соответствующем товарном рынке составляет 100 процентов.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции»   доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Согласно части 2.1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции»    не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта - юридического лица, учредителем (участником) которого являются одно физическое лицо (в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя) или несколько физических лиц, если выручка от реализации товаров за последний календарный год такого хозяйствующего субъекта не превышает четыреста миллионов рублей, за исключением  хозяйственного общества, в уставном капитале которого имеется доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

Функции учредителя и собственника ГУП «Аптечный склад» осуществляет Министерство здравоохранения Забайкальского края, на которое возложены координация и регулирование деятельности предприятия, и Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края в соответствии с действующим законодательством.  

Таким образом, ГУП  «Аптечный склад»  в географических границах Забайкальского края является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение в 2015 году и январе-мае 2016 года  на товарном рынке услуг по уничтожению лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств, а также лекарственных средств, пришедших в негодность.

Квалификация нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в обязательном порядке предполагает, кроме  установления наличия у хозяйствующего субъекта доминирующего положения на соответствующем товарном рынке  второй квалифицирующий признак – злоупотребление доминирующим положением.

Статьей 6 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», установлено, что монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

Цена товара не признается монопольно высокой в случае непревышения цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

Данный рынок должен быть сопоставимым товарным рынком, каковым признается рынок, сопоставимый по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование.

По результатам полученной информации, в том числе на запрос Забайкальского УФАС России от 20.07.2016 № 03-14-2805 о наличии сопоставимого товарного  рынка, не установлено наличие сопоставимых рынков с рынком, на котором осуществляет свою деятельность ГУП «Аптечный склад».

В ходе рассмотрения дела Забайкальским УФАС России проанализированы материалы, представленные ГУП «Аптечный склад»:

- калькуляция на услуги по уничтожению лекарственных средств с истекшим сроком годности и являющихся подделками или незаконными копиями зарегистрированных в РФ, дальнейшее использование которых в медицинской практике признано нецелесообразным (далее - по уничтожению лекарственных средств) на 2015 год предприятием рассчитана в размере <_> руб. на 1 час работы (далее – Калькуляция № 1);

- акт проведения хронометража (с целью определения трудозатрат на оказание услуги по уничтожению лекарственных средств), согласно которому время на проведение  услуги по уничтожению лекарственных средств составляют 3 час. 52 мин. В акте проведения хронометража указано, что за 97 минут уничтожено 19 упаковок лекарственных средств.

- расчет статей затрат в «Калькуляциях на услугу по уничтожению лекарственных средств на 2015 г.» в размере <_> руб. на 1 акт (независимо от времени его исполнения) (далее – Калькуляция № 2); 

- расшифровка статей затрат, включенных в себестоимость, в том числе расходы относящиеся к деятельности по уничтожению лекарственных средств за 2015 год (далее – Расшифровка за 2015 год), в соответствии с которой общая сумма затрат: на коммерческие расходы, проценты к уплате и прочие расходы за 2015 год составляет <_> руб.;

- копия договора на оказание услуг по уничтожению лекарственных средств;

-          копии бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах за 2014, 2015, годы, 1 полугодие 2016 года;

- объем выручки предприятия в разрезе предоставляемых услуг и расчет долей доходов, полученных от предоставляемых услуг за 2014-2015 годы (по полугодиям), 5 мес. 2016г.;

- объем оказанных услуг по уничтожению лекарственных препаратов (количество упаковок) за 2014-2015 годы, 1 п/г 2016г. (по полугодиям);

- порядок формирования цены на оказание услуги по уничтожению лекарственных средств (описание учетной политики предприятия по формированию цены на оказание услуги по уничтожению лекарственных средств);

- и другие.

ГУП «Аптечный склад» (далее – Предприятие) в соответствии с пунктом 6 статьи 59 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» на основании лицензии от 26.04.2012 № 07500023 на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности, руководствуясь Правилами уничтожения недоброкачественных, фальсифицированных и контрафактных лекарственных средств, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 г. № 674 (далее по тексту Правила), оказывает услуги по уничтожению недоброкачественных, фальсифицированных и контрафактных лекарственных средств.

Данную деятельность Предприятие осуществляет на договорной основе в соответствии с пунктом 10 Правил. Процедура уничтожения оформляется актом, согласно пункту 11 Правил.

Договором на оказание услуг по уничтожению лекарственных средств ГУП «Аптечный склад» установлено, что вознаграждение Исполнителю за оказываемые услуги, определяется на основании расчета (калькуляции).

Тарифы, определяющие стоимость данной услуги государством не регулируются, в связи с чем, расценки устанавливаются и утверждаются организациями, производящими уничтожение лекарств, исхода из затрат, производимых для оказания данной услуги. ГУП «Аптечный склад», как коммерческая организация, на основании собственных затрат устанавливает стоимость услуги.

В соответствии с «Порядком формирования цены на оказание услуги по уничтожению лекарственных средств» на предприятии ГУП «Аптечный склад» применяется затратный метод ценообразования.

Целью расчета стоимости оказания услуг является покрытие затрат на оказание услуги по уничтожению лекарственных средств и обеспечение нормативной прибыли. При этом расчет стоимости оказания услуги на отчетный год производится на основании данных по затратам и пропорции отнесения расходов (по расходам, которые нельзя однозначно отнести к конкретному виду дохода) в соответствии с долей доходов от оказания услуг по уничтожению лекарственных средств в общем объеме доходов (без учета НДС); по оплате труда сотрудников - в соответствии с непосредственно произведенными временными трудозатратами (в соответствии с проведенным хронометражем рабочего времени по основным процессам оказания услуг по уничтожению лекарственных средств).    

В калькуляцию на услуги по уничтожению лекарственных средств на 2014 год включены статьи затрат:

- оплата труда работников (1 человек) по приему препаратов от ЛПУ – <_> руб.;

- оплата труда работников (3 человека) по уничтожению лекарственных средств – 229,01 руб.;

- хранение, уничтожение лекарственных препаратов     – <_> руб.;

- стоимость оформления документов, почтовые расходы - <_> руб.;

- итого себестоимость                                        - <_> руб.;

- рентабельность, 15 %                                       -  <_> руб.;

-НДС, 18 %                                                            - <_> руб.;

- Всего                                                                     - <_> руб.

В представленной калькуляции на услуги по уничтожению лекарственных средств на 2014 год не указано: за какой объем выполненных услуг по уничтожению лекарственных средств взимается плата - <_> рубля.

Кроме того, в калькуляции на услуги по уничтожению лекарственных средств на 2014 год предусмотрена дополнительная оплата клиентом расходов за оформление лицензии на 1 упаковку в размере <_> руб., плюс рентабельность (15 %) - <_> руб. и НДС (18%), или <_> руб. за каждую упаковку.

То есть стоимость за услуги по уничтожению лекарственных средств в 2014 году рассчитывалась исходя из представленной калькуляции: <_> руб. + <_>* №, где № – количество упаковок.

В 2014 году в «Расшифровку статей затрат по расходам на оформление лицензии на 1 упаковку» включены следующие расходы :

- прохождение обязательного медосмотра 1 раз в год – <_>*5чел./среднегодовое кол-во упаковок <_> = <_>руб.;

- прохождение обязательного санминимума 1 раз в 2 года – <_>*6/2/<_> = <_> руб.;

- прохождение обязательного повышения квалификации (провизор) 1 раз в 5 лет – <_>*3чел. /5лет/<_> = <_> руб.;

- обязательное обучение обращения с отходами занятые с обращением 1 раз в 3 года – <_>*2чел./3года/<_> =<_>руб.;

- госпошлина за выдачу лицензии (на 5 лет) – <_>/5лет/<_> = <_>руб.;

- санэпидзаключение (на 5 лет) – <_>/5/<_> = <_> руб.

Итого расходов на уничтожение 1 упаковки лекарственных средств составило <_> руб.

Для расчета платы на оформление лицензии на 1 упаковку принято среднегодовое количество упаковок в количестве <_> штук.

По представленным материалам ГУП «Аптечный склад» объем оказанных услуг по уничтожению лекарственных средств составил:

- в 2014 году – <_> упаковок;

- в 2015 году – <_> упаковок;

- в 1/п 2016 года – <_> упаковок.

Для расчета суммы расходов, относящихся к 1 упаковке взято количество уничтоженных лекарственных средств в предшествующем календарном периоде - 2012 году - в количестве <_> штук (упаковок).

Возникает вопрос, почему для расчета калькуляции на оказание услуги по уничтожению лекарственных средств на 2014 год не взято количество уничтоженных лекарственных средств в  предшествующем календарном периоде - в 2013 году.  

Следовательно, среднегодовое количество упаковок <_> штук, принятое для расчета платы на оформление лицензии на 1 упаковку в 2014 году, не обосновано.

По информации предприятия в калькуляции расходов на оказание услуги по уничтожению лекарственных средств, применявшейся предприятием в период 2013-2014 год, не отражены все общехозяйственные расходы, в том числе относящиеся к данному виду деятельности, за исключением расходов на бумагу для комплекта документов по данной услуге и почтовых расходов на отправку указанного комплекта документов клиенту.

Таким образом, в расчете стоимости уничтожения лекарственных средств, применявшемся в период 2013-2014гг. и 1-е полугодие 2015 года часть расходов, непосредственно связанных с оказанием данной услуги учтена не была.

 

ГУП «Аптечный склад» повысил в июле 2015 года тариф на услугу с <_> руб. до <_> руб.

Из пояснений ГУП «Аптечный склад» следует, что изменение стоимости уничтожения определено тем, что в расчете себестоимости оказания данных услуг учтены расходы, которые связанны с производством услуги по уничтожению недоброкачественных, фальсифицированных и контрафактных лекарственных средств, дальнейшее использование которых в медицинской практике признано нецелесообразным.

Комиссией Управления при исследовании расчета цены на услугу по уничтожению лекарственных средств, проанализирована расшифровка статей затрат, включенных в себестоимость, в том числе относящихся к деятельности по уничтожению лекарственных средств за 2015 год.

Установлено следующее.

  1. В расчете Калькуляции № 1 исходные данные ежемесячные выплаты по охране приняты в сумме <_> руб. (<_> руб. + <_> руб. + <_> руб.), что не соответствует размеру расходов по статьям затрат: «охрана имущества», «охрана имущества» «охрана помещения при транспортировке» и «охрана «охрана труда, пожарной безопасности», указанные в Расшифровке за 2015 год, сумма которых на уничтожение лекарственных средств на год составляет <_> руб. (<_> + <_> + <_> + <_>), то есть фактические затраты на данную услугу на месяц составляют <_>руб. (<_>/12).

Исходные данные для расчета статей затрат в Калькуляции № 1: «охрана объекта», «охрана помещений», «охрана спец.комнаты»  представленными ГУП «Аптечный склад» материалами не подтверждаются и превышают расходы, указанные в Расшифровке за 2015 год в 332,6 раза.

2.  В расчете Калькуляции № 1 исходные данные по статье затрат «Амортизация основных средств» приняты как ежемесячное начисление амортизации в размере <_> руб., что не соответствует размеру расходов по статьям затрат «Амортизация основных средств», указанных в Расшифровке за 2015 год, сумма которых на уничтожение лекарственных средств на год составляет <_> руб. (<_> + <_>), то есть фактические затраты по статье на данную услугу на месяц составляют <_> руб. (<_>/12).

Исходные данные для расчета статьи затрат «амортизация основных средств» представленными ГУП «Аптечный склад» материалами не подтверждаются и превышают расходы, указанные в Расшифровке за 2015 год в 121,3 раза.

3. В расчете Калькуляции № 1 исходные данные по статье затрат «Аренда земли» приняты как ежеквартальное начисление аренды в размере <_> руб., что не соответствует размеру расходов по статье затрат «Аренда земли», указанных в Расшифровке за 2015 год, сумма которых на уничтожение лекарственных средств на год составляет <_> руб., то есть фактические затраты по статье на данную услугу на квартал составляют <_> руб. (<_>/4).

Исходные данные для расчета статьи затрат «Аренда земли» представленными ГУП «Аптечный склад» материалами не подтверждаются и превышают расходы, указанные в Расшифровке за 2015 год в 500 раз.

4. В расчете Калькуляции № 1 исходные данные по статье затрат «Ремонт зданий» приняты ежегодные расходы в размере <_> руб., что не соответствует размеру расходов по статьям затрат «Ремонт зданий и ОС» и «Ремонт помещений», указанных в Расшифровке за 2015 год, сумма которых на уничтожение лекарственных средств на год составляет <_> руб. (<_> + <_>).

Исходные данные для расчета статьи затрат «Ремонт зданий» представленными ГУП «Аптечный склад» материалами не подтверждаются и превышают расходы, указанные в Расшифровке за 2015 год в 52,1 раза.

5. В расчете Калькуляции № 1 исходные данные по статье затрат «Налог на воду» приняты расходы на 1 календарный день в размере <_> руб., что не соответствует размеру расходов по статье затрат «Налог на воду», указанных в Расшифровке за 2015 год, сумма которых на уничтожение лекарственных средств на год составляет <_> руб., то есть фактические затраты по статье на данную услугу на 1 календарный день составляют <_> руб. (<_>/12/30)

Исходные данные для расчета статьи затрат «Налог на воду» представленными ГУП «Аптечный склад» материалами не подтверждаются и превышают расходы, указанные в Расшифровке за 2015 год.

6. В расчете Калькуляции № 1 исходные данные по статье затрат «Налог на экологию» приняты расходы на 1 календарный день в размере <_> руб., что не соответствует размеру расходов по статье затрат «Налог на экологию», указанных в Расшифровке за 2015 год, сумма которых на уничтожение лекарственных средств на год составляет <_> руб., то есть фактические затраты по статье на данную услугу на 1 календарный день составляют <_> руб. (<_>/12/30)

Исходные данные для расчета статьи затрат «Налог на экологию» представленными ГУП «Аптечный склад» материалами не подтверждаются и превышают расходы, указанные в Расшифровке за 2015 год в 289,6 раза.

7. В расчете Калькуляции № 1 исходные данные по статье затрат «Налог на имущество» приняты расходы на 1 календарный день в размере <_> руб., что не соответствует размеру расходов по статье затрат «Налог на имущество», указанных в Расшифровке за 2015 год, сумма которых на уничтожение лекарственных средств на год составляет <_> руб., то есть фактические затраты по статье на данную услугу на 1 календарный день составляют <_> руб. (<_>/12/30).

Исходные данные для расчета статьи затрат «Налог на имущество» представленными ГУП «Аптечный склад» материалами не подтверждаются и превышают расходы, указанные в Расшифровке за 2015 год в 398 раз.

8. В расчете Калькуляции № 1 исходные данные по статье затрат «Услуги связи» приняты расходы на 1 календарный день в размере <_> руб., что не соответствует сумме расходов по статьям затрат: «Услуги связи (мобильная)», «Услуги связи (мобильная, стац.)», «Услуги связи (стационарная)» «Услуги связи и интернет» и «Услуги спецсвязи», «Почтовые расходы», указанных в Расшифровке за 2015 год, сумма которых на уничтожение лекарственных средств на год составляет <_> руб. (<_> + <_> + <_> + <_> + <_> + <_> + <_> + <_> + <_>), то есть фактические затраты на данную услугу на 1 календарный день составляют <_> руб. (<_> /12/30).

Исходные данные для расчета статьи затрат в Калькуляции № 1: «Услуги связи» представленными ГУП «Аптечный склад» материалами не подтверждаются и превышают расходы, указанные в Расшифровке за 2015 год в 84,3 раза.

9. В расчете Калькуляции № 1 исходные данные по статье затрат «Услуги провайдеров» приняты расходы на 1 календарный день в размере <_> руб., что не соответствует размеру расходов по статье затрат «Услуги провайдеров», указанных в Расшифровке за 2015 год, сумма которых на уничтожение лекарственных средств на год составляет <_> руб., то есть фактические затраты по статье на данную услугу на 1 календарный день составляют <_> руб. (<_>/12/30).

Исходные данные для расчета статьи затрат «Услуги провайдеров» представленными ГУП «Аптечный склад» материалами не подтверждаются и превышают расходы, указанные в Расшифровке за 2015 год в 118,6 раза.

10. В расчете Калькуляции № 1 исходные данные по статье затрат «Обязательная проф. подготовка» приняты расходы на 1 календарный день в размере <_> руб., что не соответствует размеру расходов по статье затрат «Повышение квалификации; проф. подготовка», указанных в Расшифровке за 2015 год, сумма которых на уничтожение лекарственных средств на год составляет <_> руб., то есть фактические затраты по статье на данную услугу на 1 календарный день составляют <_> руб. (<_>/12/30).

Исходные данные для расчета статьи затрат «Обязательная проф. подготовка» представленными ГУП «Аптечный склад» материалами не подтверждаются и превышают расходы, указанные в Расшифровке за 2015 год в 560,6 раза.

11. В расчете Калькуляции № 1 исходные данные по статье затрат «Обязательный медосмотр, санминимум» приняты расходы на 1 календарный день в размере <_> руб., что не соответствует сумме расходов по статьям затрат «Мед. освидетельствование», «Мед. осмотр, санминимум», «Санобработка, собл. лицензионных требований», «Санминимум, мед. осмотр», указанных в Расшифровке за 2015 год, сумма которых на уничтожение лекарственных средств на год составляет <_> руб. (<_> + <_> + <_> + <_> + <_>), то есть фактические затраты по статье на данную услугу на 1 календарный день составляют <_> руб. (<_>/12/30).

Исходные данные для расчета статьи затрат «Обязательный медосмотр, санминимум» представленными ГУП «Аптечный склад» материалами не подтверждаются и превышают расходы, указанные в Расшифровке за 2015 год в 181,8 раза.

12. В расчете Калькуляции № 1 исходные данные по статье затрат «Спецодежда, охрана труда» приняты расходы на 1 календарный день в размере <_> руб., что не соответствует сумме расходов по статьям затрат «СИЗ, спецодежда», «Охрана труда»,  указанных в Расшифровке за 2015 год, сумма которых на уничтожение лекарственных средств на год составляет <_> руб. (<_> + <_> + <_> + <_> + <_>), то есть фактические затраты по статье на данную услугу на 1 календарный день составляют <_> руб. (<_>/12/30).

Исходные данные для расчета статьи затрат «Спецодежда, охрана труда» представленными ГУП «Аптечный склад» материалами не подтверждаются и превышают расходы, указанные в Расшифровке за 2015 год в 1630,3раза.

13. В расчете Калькуляции № 1 исходные данные по статье затрат «Канцелярские расходы» приняты расходы на 1 календарный день в размере <_> руб., что не соответствует сумме расходов по статьям затрат «Канцелярия», «Канцелярские расходы»,  указанных в Расшифровке за 2015 год, сумма которых на уничтожение лекарственных средств на год составляет <_> руб. (<_> + <_>), то есть фактические затраты по статье на данную услугу на 1 календарный день составляют <_> руб. (<_>/12/30).

Исходные данные для расчета статьи затрат «Канцелярские расходы» представленными ГУП «Аптечный склад» материалами не подтверждаются и превышают расходы, указанные в Расшифровке за 2015 год в 164,4 раза.

14. В расчете Калькуляции № 1 исходные данные по статье затрат «Оплата труда работников (1 человек) по приему препаратов от ЛПУ, обработке, выдаче препаратов ЛПУ» приняты расходы на 1 календарный день в размере <_> руб. и по статье затрат «Отчисления на обязательное социальное страхование 30,2 %» приняты расходы на 1 календарный день в размере <_> руб., или  сумма по 2 статьям составляет <_> руб., что не соответствует сумме расходов по статьям затрат «Оплата труда основная», «ЕСН», «Резерв на выплату отпускных», указанных в Расшифровке за 2015 год, сумма которых на уничтожение лекарственных средств на год составляет <_> руб. (<_> + <_> + <_>), то есть фактические затраты по статье на данную услугу на 1 рабочий день составляют <_> руб. (<_>/247 за 1 рабочий день в 2015 году). Для сопоставления с Калькуляцией № 1 предприятия на 1 календарный день – в размере <_> руб. (<_>/12/30).

По представленным ГУП «Аптечный склад» расчетам «Оплата труда работников, занятым уничтожением лекарственных средств, с учетом взносов» за 2015 год: оплата труда с учетом взносов равна <_> руб. за 1412,3 отработанных часов, следовательно, оплата труда с учетом взносов 1 рабочего дня равна <_> руб. (<_>/1412,3*8 час).

Исходные данные для расчета по статьям затрат «Оплата труда работников (1 человек) по приему препаратов от ЛПУ, обработке, выдаче препаратов ЛПУ», «Отчисления на обязательное социальное страхование 30,2 %» и «Резерв на выплату отпускных»  представленными ГУП «Аптечный склад», указанные в Расшифровке за 2015 год и в расчете расходов предприятия на оплату труда работников, занятых уничтожением лекарственных средств, с учетом взносов, материалами не подтверждаются и превышают расходы, в 2,6 раза.

15. В расчете Калькуляции № 1 исходные данные ежемесячные выплаты по  статьям затрат: «Топливо, электроэнергия» приняты <_> руб., или на 1 календарный день <_> руб., по статье «Водоотведение, откачка нечистот» расходы на 1 календарный день <_> руб., сумма расходов по указанным статьям на 1 календарный день составила <_> руб. (<_> + <_>), что не соответствует размеру расходов по статьям затрат: «ГСМ», «Коммунальньные + возм. (вода, тепло, очистка, э/эн)», «Коммунальньные платежи» и «Топливо (уголь, дрова)», указанных в Расшифровке за 2015 год, сумма которых на уничтожение лекарственных средств на год в сумме составляет <_> руб. (<_> + <_>  + <_> + <_> + <_> + <_>), то есть фактические затраты на данную услугу на месяц составляют <_> руб. (<_>/12), на 1 календарный день – <_> руб. (<_>/30).

Исходные данные для расчета статей затрат в Калькуляции № 1: «Топливо, электроэнергия» представленными ГУП «Аптечный склад» материалами не подтверждаются и превышают расходы, указанные в Расшифровке за 2015 год. Исходные данные для расчета статьи затрат в Калькуляции № 1«Водоотведение, откачка нечистот» отсутствуют.

Следовательно, исходные данные по расходам для расчета Калькуляции № 1 по статьям затрат не подтверждаются представленными данными: Расшифровкой статей затрат, включенных в себестоимость на услуги по уничтожению лекарственных средств за 2015 год и расшифровкой статей затрат, принятых для определения стоимости услуги на 2015 год, расчет статей затрат в «Калькуляциях на услугу по уничтожению лекарственных средств на 2015 г.».

 

Из пояснений ГУП «Аптечный склад»: для расчета «Калькуляция на услуги по уничтожению лекарственных препаратов с истекшим сроком годности и являющихся подделками или незаконными копиями зарегистрированных в Российской Федерации, дальнейшее использование которых в медицинской практике признано нецелесообразным на 2015 год» по статьям «Охрана объекта», «Охрана помещений», «Охрана ТС», «Топливо, электроэнергия», «Амортизация ОС», «Аренда земли», «Ремонт зданий», «Водоотведение, откачка жидких нечистот», «Налог на воду», «Налог на экологию», «Налог на имущество», «Услуги связи», «Услуги провайдеров», «Обязательная профессиональная подготовка», «Обязательный медосмотр, Санминимум», «Канцелярские расходы» были применены расчетные данные по заключенным договорам и фактически понесенным расходам в период февраль - май 2015 года. По статье «Оплата труда работников по приему препаратов от ЛПУ, обработке» отражены расчетные данные по оплате труда за 1 час работы и «Отчисления на обязательное социальное страхование 30,2%» отражены расчетные данные отчислениям на обязательное социальное страхование по тарифу 30,2% на указанную оплату труда.

Подтверждение следующих исходных данных для расчета Калькуляции № 1 по статьям затрат:

- «Охрана объекта» - <_> руб.;

- «Охрана помещений» - <_> руб.;

- «Охрана спец.комнаты ТС» - <_>руб.;

- «Топливо, электроэнергия» - <_>руб.;

- «Оплата труда работников по приему препаратов от ЛПУ, обработке, выдачи препаратов ЛПУ» - <_> руб.;

- «Отчисления на обязательное социальное страхование 30,2%» - <_> руб.;

- «Амортизация ОС» - среднемесячная <_> руб.;

- «Аренда земли» - <_> руб.;

- «Ремонт зданий» - (ежегодные расходы) <_> руб.;

- «Водоотведение, откачка жидких нечистот» - (на 1 день) <_> руб.;

- «Налог на воду» - (на 1 день) <_> руб.;

- «Налог на экологию» - (на 1 день) <_>руб.;

- «Налог на имущество» - (на 1 день) <_>руб.;

- «Услуги связи» - (на 1 день) <_> руб.;

-  «Услуги провайдеров» - (на 1 день) <_> руб.;

- «Обязательная профессиональная подготовка» - (на 1 день) <_> руб.;

- «Обязательный медосмотр, Санминимум» - (на 1 день) <_> руб.;

- «Спецодежда, охрана труда» (на 1 день) <_> руб.;

-  «Канцелярские расходы» (на 1 день) <_> руб.,

ГУП «Аптечный склад» Управлению не предоставлено.

Управлением получены от предприятия расчеты среднечасовой оплаты труда работников по уничтожению, по приемке уничтожаемых лекарственных средств, по погрузке, санобработке, по оформлению документов,  с учетом отчислений на обязательное социальное страхование, представленные ГУП «Аптечный склад».

Но расчетные данные среднечасовой оплаты труда работников по вышеперечисленным видам работ не подтверждают исходные данные по статье затрат «Оплата труда работников (1 человек) по приему препаратов от ЛПУ, обработке, выдаче препаратов ЛПУ» в размере <_> руб. в месяц, принятых для расчета Калькуляции №1.

 

ГУП «Аптечный склад» включает в себестоимость на услуги по уничтожению лекарственных средств затраты, не относящиеся к оказанию данной услуги, такие как:

- авиа, ж/д расходы (командировка);

- автостоянка в командировке;

- аренда автотранспорта;

- аудиторские расходы

- диагностика, технический осмотр;

- добровольное страхование от НС и болезней;

- информационно-статистические услуги;

- командировочные, суточные;

- компенсация использования личного автотранспорта;

- мероприятия по оптимизации деятельности предприятия;

- мониторинг автомобилей;

- монтаж оборудования;

- наём жилого помещения в командировке;

- налог транспортный;

- неисключительные права;

- обслуживание оборудования контроля (ГСМ, движение);

- оценка автомобилей;

- оценка помещения;

- предрейсовый осмотр;

- проезд общественным транспортом (командировка);

- проживание командировка;

- проживание командировка (бронь);

- расходные материалы (строительные);

- расходы на банковские гарантии;

- ремонт автотранспорта;

- страхование автотранспорта;

- страхование кредитов;

- тех. диагностика машин;

- тех. осмотр и страхование автотранспорта;

- транспортные общехозяйственные;

- транспортные расходы (доставка покупателю);

- услуги по доставке медтовара;

- установка оборудования;

- хозяйственный инвентарь;

- шиномонтаж;

- экологическая безопасность;

- экспертиза оборудования;

- экспертиза/сертификация медикаментов;

- госпошлина;

- комиссия;

- комиссия по пластиковым картам;

- материальная помощь;

- НДС с квитанций без счетов-фактур;

- плата за предоставление сведений из ЕГРЮЛ;

- проценты за пользование заемными средствами;

- прочие доходы и расходы;

- резерв по сомнительным долгам;

- услуги банка.

 

Пояснений от ГУП «Аптечный склад» о включении в себестоимость на услуги по уничтожению лекарственных средств затрат, не относящихся к оказанию данной услуги, Управлением не получено.

 

Кроме того, к стоимости услуги в размере <_> руб. ГУП «Аптечный склад» предъявляет потребителю дополнительную оплату <_> руб. за каждую упаковку, в том числе 15 % рентабельности и 18 % НДС. При предоставлении услуги на уничтожение более 3 единиц составляется индивидуальный расчет (калькуляция), исходя из фактически необходимого на уничтожение объема затраченных ресурсов и трудозатрат.

В 2015 году дополнительная оплата в размере <_> руб. за каждую упаковку предъявляется потребителю в соответствии с «Расшифровкой статей затрат по расходам на оформление лицензии на 1 упаковку», также, как в 2014 году. Для расчета суммы расходов, относящихся к 1 упаковке взято количество уничтоженных лекарственных средств в предшествующем календарном периоде - 2012 году - в количестве <_> штук (упаковок).

Документального подтверждения количества фактически уничтоженных лекарственных препаратов в 2012 году Управлением не получено.

Объем оказанных услуг по уничтожению лекарственных средств составил:

- в 2014 году – <_> упаковок;

- в 2015 году – <_> упаковок.

Расчет дополнительной оплаты в размере <_> руб. за каждую упаковку,  предъявляемой потребителю в соответствии с «Расшифровкой статей затрат по расходам на оформление лицензии на 1 упаковку» завышен.

Учитывая фактический объем оказанных услуг по уничтожению лекарственных средств равный в 2014 году <_> упаковки, предприятие, предъявляя дополнительную оплату <_> руб. за каждую упаковку, только за 2014 год получило плату за госпошлину <_> руб. (<_>*<_>). Госпошлина за выдачу лицензии на 5 лет составляла 3000 руб.

Лицензия на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности получена предприятием 26.04.2012.  

По мнению управления, расходы, включенные в «Расшифровку статей затрат по расходам на оформление лицензии на 1 упаковку» такие, как:

- прохождение обязательного медосмотра 1 раз в год;

- прохождение обязательного санминимума 1 раз в 2 года;

- прохождение обязательного повышения квалификации (провизор);

- обязательное обучение обращения с отходами занятые с обращением 1 раз в 3 года;

- госпошлина за выдачу лицензии (5 лет);

- санэпидзаключение (5 лет), 

 в 2015 году уже входят в общие затраты предприятия («Расшифровка статей затрат, включенных в себестоимость»).

Следовательно, затраты на оформление лицензии на 1 упаковку по вышеуказанным статьям, предъявляются потребителю дважды.

ГУП «Аптечный склад» не представил в Управление доказательств, что расходы по статьям затрат: «прохождение обязательного медосмотра 1 раз в год», «прохождение обязательного санминимума 1 раз в 2 года», «прохождение обязательного повышения квалификации (провизор)», «обязательное обучение обращения с отходами занятые с обращением 1 раз в 3 года», «госпошлина за выдачу лицензии (5 лет)», «санэпидзаключение (5 лет)», не входят в общие затраты предприятия («Расшифровка статей затрат, включенных в себестоимость») и взимаются с предприятия свыше общих затрат предприятия.

 

В соответствии с актом по проведенному хронометражу трудозатраты времени на проведение уничтожения лекарственных средств составляют 3 час. 52 мин., стоимость 1 часа работы составляет <_> руб. Согласно акту проведения хронометража за <_> минут уничтожается 19 упаковок лекарственных средств.

 

 Одновременно ГУП «Аптечный склад» представлен Расчет статей затрат в «Калькуляциях на услугу по уничтожению лекарственных средств на 2015 г.» в размере <_> руб. на 1 акт (независимо от времени его исполнения) (далее – Калькуляция № 2). 

В расчете Калькуляции № 2 исходные данные не соответствуют исходным данным принятым в расчете Калькуляции № 1, а также данным по затратам,  в расшифровке статей затрат, включенных в себестоимость, в том числе расходы относящиеся к деятельности по уничтожению лекарственных средств за 2015 год (далее – Расшифровка за 2015 год).

Так, исходные данные по охране объекта, помещений, спец. комнаты, относящиеся к расходам по уничтожению лекарственных средств, составляют (данные приведены сопоставимости):

- в расчете Калькуляции № 2  расходы за год - <_> руб., или в месяц - <_> руб.;

- в расчете Калькуляции № 1 исходные данные ежемесячные выплаты по охране приняты в сумме <_> руб.;

- в Расшифровке за 2015 год расходы за год составляют <_> руб. (<_> + <_> + <_> + <_>), то есть фактические затраты на данную услугу на месяц составляют <_> руб. (<_>/12).

 

Исходные данные по топливу и электроэнергии, водоотведению и откачке нечистот, относящиеся к расходам по уничтожению лекарственных средств, составляют:

- в расчете Калькуляции № 2  расходы за год - <_> руб., или в месяц - <_> руб.;

- в расчете Калькуляции № 1 исходные данные ежемесячные выплаты по топливу и электроэнергии приняты в сумме <_> руб., за водоотведение и откачку нечистот – <_> руб. за 1 календарный день, или <_> руб. за месяц, итого по двум статьям – <_> руб.;

- в Расшифровке за 2015 год размер расходов по статьям затрат: «ГСМ», «Коммунальньные + возм. (вода, тепло, очистка, э/эн)», «Коммунальньные платежи» и «Топливо (уголь, дрова)» на год - <_> руб. (<_> + <_> + <_> + <_> + <_> + <_>), то есть фактические затраты на данную услугу на месяц составляют <_>руб. (<_>/12).

 

Исходные данные по статьям затрат по оплате труда и страховым взносам, относящиеся к расходам по уничтожению лекарственных средств, составляют:

- в расчете Калькуляции № 2 расходы на 1 акт – <_> руб. (<_> + <_>), за 127 актов за год - <_> руб., или в месяц - <_> руб.;

- в расчете Калькуляции № 1 исходные данные на 1 календарный день в сумме по 2 статьям составляют <_> руб. (<_> + <_>), или в месяц – <_> руб.;

- по расчетам «Оплата труда работников, занятым уничтожением лекарственных средств, с учетом взносов» за 2015 год оплата труда, с учетом взносов равна <_> руб. за 1412,3 отработанных часов, оплата труда с учетом взносов 1 рабочего дня равна <_> руб. (<_>/1412,3*8 час), следовательно, за месяц в 22 рабочих дня – <_> руб.;

- в Расшифровке за 2015 год сумма расходов по статьям затрат «Оплата труда основная», «ЕСН», «Резерв на выплату отпускных» на год составляют <_> руб. (<_> + <_> + <_>), то есть фактические затраты в месяц – <_> руб. (<_>/12).

 

Исходные данные по статье затрат «Амортизация основных средств», относящиеся к расходам по уничтожению лекарственных средств, составляют:

- в расчете Калькуляции № 2 ежемесячное начисление  - <_> руб., а расходы на 1 акт приняты <_> руб. в расчете на 1 час работы (<_>/30/8);

- в расчете Калькуляции № 1 ежемесячное начисление  - <_> руб.;

- в Расшифровке за 2015 год расходы на год составляют <_> руб. (<_> + <_>), то есть фактические затраты по статье на данную услугу на месяц составляют <_> руб. (<_>/12).

 

Исходные данные по статье затрат «Аренда земли», относящиеся к расходам по уничтожению лекарственных средств, составляет:

- в расчете Калькуляции № 2 ежеквартальное начисление  - <_> руб., то есть в месяц – <_> руб., а расходы на 1 акт приняты <_> руб. в расчете на 1 час работы (<_>/30/8);

- в расчете Калькуляции № 1 ежеквартальное начисление - <_> руб., то есть в месяц – <_> руб.;

- в Расшифровке за 2015 год расходы по статье на год составляют <_> руб., то есть фактические затраты по статье на данную услугу на месяц - <_> руб. (<_>/12).

 

Исходные данные по статье затрат «Ремонт зданий», относящиеся к расходам по уничтожению лекарственных средств, составляют:

- в расчете Калькуляции № 2 расходы на год - <_> руб.;

- в расчете Калькуляции № 1 ежегодные расходы - <_>руб.;

- в Расшифровке за 2015 год сумма расходов на год по статьям затрат «Ремонт зданий и ОС» и «Ремонт помещений» - <_>руб. (<_> + <_>).

 

Исходные данные по статье затрат «Налог на воду», относящиеся к расходам по уничтожению лекарственных средств, составляют:

- в расчете Калькуляции № 2 расходы на год - <_> руб.;

- в расчете Калькуляции № 1 расходы на 1 календарный день <_> руб., т.е. ежегодные расходы – <_> руб. (<_>*30*12);

- в Расшифровке за 2015 год на год составляет <_> руб.

 

Исходные данные по статье затрат «Экологический сбор», относящиеся к расходам по уничтожению лекарственных средств, составляют:

- в расчете Калькуляции № 2 расходы на год - <_> руб.;

- в расчете Калькуляции № 1 расходы на 1 календарный день <_> руб., т.е. ежегодные расходы – <_> руб. (<_> *30*12);

- в Расшифровке за 2015 год на год составляют <_> руб.

 

Исходные данные по статье затрат «Налог на имущество», относящиеся к расходам по уничтожению лекарственных средств, составляют:

- в расчете Калькуляции № 2 расходы на 1 акт - <_> руб., на год на 127 актов – <_> руб.;

- в расчете Калькуляции № 1 расходы на 1 календарный день <_> руб., т.е. ежегодные расходы –<_> руб. (<_>*30*12);

- в Расшифровке за 2015 год на год - <_> руб.

 

Исходные данные по статье затрат «Услуги связи», относящиеся к расходам по уничтожению лекарственных средств, составляют:

- в расчете Калькуляции № 2 расходы на 1 акт - <_> руб., на год на 127 актов –<_> руб.;

- в расчете Калькуляции № 1 расходы на 1 календарный день 504,99 руб., т.е. ежегодные расходы – <_> руб. (<_> *30*12);

- в Расшифровке за 2015 год расходы по статьям затрат: «Услуги связи (мобильная)», «Услуги связи (мобильная, стац.)», «Услуги связи (стационарная)» «Услуги связи и интернет» и «Услуги спецсвязи», «Почтовые расходы» на год - <_> руб. (<_> + <_> + <_> + <_> + <_> + <_> + <_> + <_> + <_>).

 

Исходные данные по статье затрат «Услуги провайдеров», относящиеся к расходам по уничтожению лекарственных средств, составляют:

- в расчете Калькуляции № 2 расходы на год на 127 актов – <_> руб.;

- в расчете Калькуляции № 1 расходы на 1 календарный день <_> руб., т.е. ежегодные расходы – <_> руб. (<_>*30*12);

- в Расшифровке за 2015 год на год - <_> руб.

 

Исходные данные по статье затрат «Обязательный медосмотр, санминимум», относящиеся к расходам по уничтожению лекарственных средств, составляют:

- в расчете Калькуляции № 2 расходы на год на 127 актов – <_> руб.;

- в расчете Калькуляции № 1 расходы на 1 календарный день <_> руб., т.е. ежегодные расходы – <_> руб. (<_>*30*12);

- в Расшифровке за 2015 год сумма расходов по статьям затрат «Мед. освидетельствование», «Мед. осмотр, санминимум», «Санобработка, собл. лицензионных требований», «Санминимум, мед. осмотр» на год - <_> руб. (<_> + <_> + <_> + <_> + <_>).

 

Исходные данные по статье затрат «Обязательная проф. подготовка», относящиеся к расходам по уничтожению лекарственных средств, составляют:

- в расчете Калькуляции № 2 расходы на год на 127 актов – <_> руб.;

- в расчете Калькуляции № 1 расходы на 1 календарный день <_> руб., т.е. ежегодные расходы –<_> руб. (<_>*30*12);

- в Расшифровке за 2015 год на год - <_> руб.

Исходные данные по статье затрат «Спецодежда, охрана труда», относящиеся к расходам по уничтожению лекарственных средств, составляют:

- в расчете Калькуляции № 2 расходы на год на 127 актов – <_> руб.;

- в расчете Калькуляции № 1 расходы на 1 календарный день <_> руб., т.е. ежегодные расходы –<_> руб. (<_>*30*12);

- в Расшифровке за 2015 год сумма расходов по статьям затрат «СИЗ, спецодежда», «Охрана труда» на год - <_> руб. (<_> + <_> + <_> + <_> + <_>).

 

Исходные данные по статье затрат «Канцелярские расходы», относящиеся к расходам по уничтожению лекарственных средств, составляют:

- в расчете Калькуляции № 2 расходы на 1 акт - <_> руб., на год на 127 актов – <_> руб.;

- в расчете Калькуляции № 1 расходы на 1 календарный день <_> руб., т.е. ежегодные расходы –<_> руб. (<_>*30*12);

- в Расшифровке за 2015 год сумма расходов по статьям затрат «Канцелярия», «Канцелярские расходы» на год - <_> руб. (<_> + <_>).

В расчете Калькуляций № 1 (на 1 час работы) и № 2 (на 1 акт) не заложена рентабельность. Рентабельность заложена в размере 15 % в стоимость дополнительная оплаты в размере <_> руб., которая предъявляется потребителю за каждую упаковку в соответствии с «Расшифровкой статей затрат по расходам на оформление лицензии на 1 упаковку».

 

Из пояснений ГУП «Аптечный склад»: «В «расшифровке статей затрат, включенных в себестоимость расходов по оказанию услуги по уничтожению лекарственных средств с истекшим сроком годности и являющихся подделками или незаконными копиями зарегистрированных в РФ, дальнейшее использование которых в медицинской практике признано нецелесообразным за 2015 г.» отражены фактические расходы, сложившиеся по итогам 2015 года в отношении данного вида деятельности на предприятии. Часть накладных и общехозяйственных расходов, связанных с ведением хозяйственной деятельности предприятия и относящиеся ко всем осуществляемым предприятием видам деятельности распределяются пропорционально объему выручки от данного вида деятельности в общем объеме выручки предприятия за отчетный период. При этом необходимо отметить, что применение данного показателя (пропорционально доле дохода от указанного вида деятельности в общем объеме доходов предприятия) обусловлено минимизацией накладных общехозяйственных расходов, относимых к данному виду деятельности, так как в случае применения в качестве метода распределения - пропорционально прямым затратам (по оплате труда основного производственного персонала, занятого в оказании данного вида услуги) доля накладных общехозяйственных расходов, которые будет необходимо отнести на указанный вид деятельности существенно возрастет (с 0,002 до 0,01). В связи со значительными колебаниями количества представляемых к уничтожению лекарственных препаратов с истекшим сроком годности и являющихся подделками или незаконными копиями зарегистрированных в Российской Федерации, дальнейшее использование которых в медицинской практике признано нецелесообразным сложно спрогнозировать ожидаемый объем реализации указанного вида деятельности в течение года. В связи с чем расчет стоимости произведен на 1 час работы, включающий и процедуру оформления, и приемки, и уничтожения, и заключительной санобработки и утилизации отходов с внесением в расчет минимальных отчислений на рентабельность.

Общая сумма затрат в соответствии с «Отчетом о финансовых результатах за 2015 г.» (коммерческие расходы; проценты к уплате; прочие расходы) составляет <_> рублей. В связи с завершением реорганизации в форме присоединения ГУП Забайкальского края «Читамедфарм» ИНН 7532001270/КПП 753601001 и ГУП Забайкальского края «Аптека № 6» ИНН 7536036322/КПП753601001 к ГУП «Аптечный склад» и в результате реорганизации и прекращении деятельности этих предприятий правопреемником - ГУП Забайкальского края «Аптечный склад» представлена сводная бухгалтерская отчетность за 2015г., где в соответствии с требованиями приказа Минфина России от 20.05.2003г. № 44н отражены сводные данные по указанным предприятиям.

В «расшифровке статей затрат, включенных в себестоимость расходов по оказанию услуги по уничтожению лекарственных средств с истекшим сроком годности и являющихся подделками или незаконными копиями зарегистрированные в РФ, дальнейшее использование которых в медицинской практике признано нецелесообразным за 2015 г.» отражены фактически сложившиеся по итогам 2015 года коммерческие расходы, проценты к уплате, прочие расходы ГУП «Аптечный склад» в сумме <_>. Разночтений с отчетностью нет.»

Действительно, в расшифровка статей затрат, включенных в себестоимость, в том числе расходы относящиеся к деятельности по уничтожению лекарственных средств за 2015 год (далее – Расшифровка за 2015 год), общая сумма затрат (на коммерческие расходы, проценты к уплате и прочие расходы) за 2015 год составляет <_> руб., что соответствует общей сумме затрат (на коммерческие расходы, проценты к уплате и прочие расходы) за 2015 год по ГУП «Аптечный склад».

Но общая сумма затрат ГУП «Аптечный склад» за 2015 год, указанная в  «Калькуляции на услугу по уничтожению лекарственных средств на 2015 г.» на 1 акт (далее – Калькуляция № 2) не соответствует общей сумме затрат ГУП «Аптечный склад» за 2015 год в размере <_> руб., представленной в Расшифровке за 2015 год. Итоговая сумма затрат ГУП «Аптечный склад» за 2015 год не указана (отсутствует), рассчитать ее не представляется возможным, так как отсутствует часть необходимых для этого данных. Арифметическая сумма затрат составляет <_> руб., то есть данная сумма кратно меньше <_> руб.

Таким образом, исходя из изложенного, экономическое обоснование роста тарифа с <_> руб., до <_> руб. с июня 2015 года на услугу по уничтожению недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств, а также лекарственных средств, пришедших в негодность, документально не подтверждено. Расчет стоимости на услуги по уничтожению лекарственных средств на 2015 год не подтверждается представленными материалами  (расшифровкой статей затрат, включенных в себестоимость на услугу по уничтожению лекарственных средств за 2015 год).

Нарушена учетная политика предприятия, которая предусматривает применение затратного метода ценообразования.  

По результатам анализа объема выручки, полученной от предоставления услуг по уничтожению лекарственных препаратов за 2014, 2015, 2016 годы (по полугодиям), следует, что с введением нового повышенного тарифа за оказание услуги в июне 2015 года, объем выручки, полученной от предоставления услуги во 2 п/г 2015, по сравнению с 1 п/г 2015, вырос в 3,6 раза, одновременно за этот же период общее количество уничтоженных лекарственных средств снизилось в 2 раза, а количество упаковок увеличилось только в 1,3 раза. 

По результатам хозяйственной деятельности за 2015 год предприятие имеет чистую прибыль в соответствии с «Отчетом о финансовых результатах за 2015 год» в размере <_> тыс. руб.

Согласно вышеизложенному, в ходе рассмотрения дела установлены  квалифицирующие признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции: доминирование на соответствующем товарном рынке и злоупотребление  доминирующим положением.

Выше сказанное свидетельствует о наличии факта установления монопольно высокой цены  в июне 2015 года в размере <_> руб. на услугу по уничтожению недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств, а также лекарственных средств, пришедших в негодность, поскольку установленная цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

Руководствуясь, частью 3 статьи 39, частями 1-4 статьи 41,  статьей 49 Федерального  закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать Государственное  унитарное предприятие Забайкальского края «Аптечный склад» нарушившим  пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Предписание Государственному  унитарному предприятию Забайкальского края «Аптечный склад» не выдавать, поскольку  на момент вынесения решения цены, установленные в июне 2015 года,   не действуют.

3. Передать материалы дела № 29 по факту нарушения  Государственным  унитарным предприятием Забайкальского края «Аптечный склад» должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

  Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Забайкальского края в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.

                                                     

Председатель Комиссии     

Члены

Связанные организации

Связанные организации не указаны