Определение №02-06-1369 Определение о возбуждении дела по признакам нарушения законо... от 20 апреля 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПредседатель Комиссии Забайкальского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <……….>, Врио. руководителя управления, рассмотрев материалы, указывающие на признаки нарушения ИП <……….>
. (ОГРНИП 304753435600554), части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе);
УСТАНОВИЛА:
В Забайкальское УФАС России поступило заявление гражданина о распространении в магазине розничной сети «Забайкальский привозъ» на территории города Чита по адресу: ул. Бут<……>, буклета «справочник покупателя Успей купить <……>.2018-<……>.2018 Широкая масленица» Забайкальский привозъ, который содержит признаки нарушения законодательства о рекламе.
На первой странице буклета обнаружено изображение алкогольной продукции – водки «Хаски». С левой стороны страницы, вдоль товара расположена предупреждающая надпись: «Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью». Указанная надпись занимает около 1/3 высоты страницы буклета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Данная информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания и поддержания интереса к алкогольной продукции, продвижению указанного товара на рынке и, следовательно, является рекламой.
Согласно пункту 7 статьи 2 ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
Учитывая вышеизложенное, рассматриваемая рекламируемая продукция относится к алкогольной продукции.
В соответствии с требованиями части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного употребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
Рекламная площадь одного листа рассматриваемого буклета «справочник покупателя Успей купить <……>.2018-<……>.2018 Широкая масленица» с ценами действительными в указанный период, составляет 563,17 кв.см (19,9 - ширина х 28,3 см – высота ). Площадь предупреждения составляет 9,9 кв.см (9,0 –ширина х 1,1 см - высота). Площадь предупреждения занимает 1,75% рекламной площади (9,9 кв.см х 100 / 563,17 кв.см).
Таким образом, из произведенных расчетов следует, что присутствующая в рассматриваемом буклете «справочник покупателя Успей купить <……>.2018-<……>.2018 Широкая масленица», предупреждающая надпись «Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью» составляет менее 10 процентов рекламной площади, что нарушает требования части 3 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».
Согласно пунктам 6, 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение части 3 статьи 21 несёт рекламодатель и рекламораспространитель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламораспространителем, согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
ИП <……>. в ответ на запрос Управления, представлены письменные пояснения с приложением запрашиваемых документов. В соответствии с пояснениями, торговую деятельность по продаже алкогольной продукции в супермаркете «Забайкальский привоз» по адресу: г. Чита, ул. <……> осуществляет ООО «Звезда» (ИНН 7536126791). Согласно представленной копии документов, между ИП <……>. (именуемый Сторона 1) и ООО «Звезда» (именуемое Сторона 2) заключен договор о сотрудничестве от 15.01.2016 года. Целью договора, исходя из содержания, является содействие Сторон друг другу в предпринимательской деятельности, путем предоставления друг другу финансовой, технической, информационной и иной помощи в виде оказания услуг по продвижению товаров, оказанию услуг по использованию техники, оборудования, как на коммерческой, так и на безвозмездной основе, а так же участия в совместных практических проектах и других совместных видах деятельности.
В соответствии с копией дополнительного соглашения № <……> от <……>.2017 к указанному договору, Сторона 1 в рамках Договора, обязуется оказывать Стороне 2 услуги по продвижению товаров Стороны 2, реализуемых ею в торговой сети «Забайкальский привоз» по определенным адресам, в том числе и по адресу : г. Чита, ул. <……>
Согласно пункту 2 копии договора, Сторона 1 (ИП <……>.) оказывает услуги по продвижению товаров путем включения согласованных со Стороной 2 наименований товаров в справочник покупателя «Успей купить» (далее - Справочник), изготавливаемый Стороной 1, и распространения указанного справочника в печатном виде в магазинах торговой сети «Забайкальский привоз».
Стороны обязуются заблаговременно согласовывать количество единиц товара, наименование товара, его стоимость для размещения в Справочнике на следующий месяц. Также, Стороны, в соответствии с пунктом 5 договора, договорились, что Сторона 1 самостоятельно разрабатывает эскиз рекламы, принимает решение о площади изображения, месте размещения изображения товара, дизайне и цветовом решении, тексте справочника и иных параметрах справочника. Сторона 2, в свою очередь, согласно пункту договора 6, подтверждает согласие на размещение и распространение согласованной в порядке установленным настоящим Соглашением, информации о товарах, без предварительного согласования макета Справочника Стороной 2. Сторона 1 обязуется продвигать товар с соблюдением требований действующего Федерального закона «О рекламе».
Рассматриваемые рекламные справочники распространялись в месте осуществления ИП <……> (г. Чита, ул. <……>) деятельности по реализации вышеуказанной акции, следовательно, данный индивидуальный предприниматель является лицом, в чьих интересах распространяется реклама, т.е. рекламораспространителем. Указанное также подтверждают положения представленного договора. Кроме того, рассматриваемый справочник, помимо рекламы алкогольной продукции, содержит в себе рекламу и изображения продуктов питания. В связи с изложенным и на основании положений договора, ИП <……>. является лицом определившим объект рекламирования, то есть рекламодателем.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508;
ОПРЕДЕЛИЛА:
- Возбудить производство по делу №11 по признакам нарушения части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» в отношении ИП <……> (ОГРНИП 304753435600554).
- Признать лицом, действия которого содержат признаки нарушения закона о рекламе:
- ИП <……>
3. Привлечь к рассмотрению дела № 11, в качестве заинтересованного лица:
- ООО «Звезда» (ИНН 7536126791):
4. Назначить дело № 11 к рассмотрению <……> 2018 года в 10 часов 00 минут, по адресу: г. Чита, ул. Лермонтова, 14<……>
5. Явка законных представителей с надлежащим образом заверенными доверенностями на участие в рассмотрении дела обязательна.
6. ИП <……> в срок до 18 мая 2018 года представить следующие документы и материалы:
- надлежащим образом заверенную копию договора на изготовление/разработку указанной выше рекламы (кто является рекламопроизводителем);
- согласованный макет рекламного каталога, заверенную копию бланка-заявки при наличии (был ли предоставлен для печати готовый, разработанный макет продукции);
- информацию об иных местах распространения данного каталога в Забайкальском крае;
- копию акта сдачи-приемки оказанных услуг на изготовление/печать рекламных материалов, платежные поручения;
- письменные пояснения относительно организатора акции по снижению цен на определенные товары, имеющиеся в справочнике;
- дополнительные письменные пояснения по признакам нарушения пункта 3 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».
7. ООО «Звезда» (ИНН 7536126791) в срок до 18 мая 2018 года представить следующие документы и материалы:
-надлежащим образом заверенные копии учредительных документов (Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, Свидетельство о государственной регистрации в качестве юридического лица, выписку из ЕГРЮЛ);
-надлежащим образом заверенную копию лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, при наличии;
- письменные пояснения по вопросу взаимоотношений с ИП <……> (ОГРН 1127536004298), в т.ч. характере осуществления деятельности в рассматриваемом магазине, иное;
- письменные пояснения относительно вопроса согласования макета (эскиза) рекламы (принимает ли общество, какое-либо участие в выборе или утверждении содержания рекламы)
Одновременно напоминаем, что в соответствии с частью 6 статьи 19.8 КоАП непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.
Председатель Комиссии