Решение б/н Решение по рассмотрению дела в отношении индивидуального пре... от 25 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – врио руководителя управления;

члены Комиссии:

главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы;

ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы;

специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы,

в присутствии:

ИП А.;

Ю.В. – представителя ИП А. по доверенности от 11.08.2016;

Е. – представителя ООО «ТриНити», без доверенности,

рассмотрев дело № 15 по признакам нарушения ИП А. пункта 7 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе);

УСТАНОВИЛА:

                  В Забайкальское УФАС России поступили заявления ООО «Три Нити» о распространении рекламы о деятельности Частного образовательного учреждения «Учебный центр Гранд» в сети «Интернет» с признаками нарушения законодательства о рекламе. В соответствии с заявлениями, «Учебным центром Гранд» размещена реклама с использованием тематического поиска, в том числе на интернет-сайте chita.ru: «Электронная подпись документа! Получение электронной подписи. Оформление сертификата за 1 день! grand-chita.ru Адрес и телефон».

В соответствии с пояснениями, представленными в Забайкальское УФАС России, наименование «Учебный центр Гранд» является фирменным наименованием группы компаний, в которую входит, в том числе ИП А.

ИП А. заключен агентский договор №753366/15СП от 29.07.2015 с ООО «Сертум-Про». ООО «Сертум-Про» является удостоверяющим центром, который оказывает услуги по выдаче (прекращению действия) сертификатов ключей проверки электронных подписей.

В соответствии с частью  4 статьи 13 Федерального закона от 06.04.2011 №63-ФЗ «Об электронной подписи», удостоверяющий центр вправе наделить третьих лиц (далее - доверенные лица) полномочиями по вручению сертификатов ключей проверки электронных подписей от имени этого удостоверяющего центра. При вручении сертификата ключа проверки электронной подписи доверенное лицо обязано установить личность получателя сертификата (заявителя) либо полномочия лица, выступающего от имени заявителя, по обращению за получением данного сертификата в соответствии с порядком реализации функций удостоверяющего центра и исполнения его обязанностей, установленным наделившим указанное доверенное лицо полномочиями по вручению сертификатов ключей проверки электронной подписи удостоверяющим центром с учетом предусмотренных пунктом 4 части 4 статьи 8 указанного Федерального закона требований.

В соответствии с часть 6 статьи 15 Федерального закона «Об электронной подписи», аккредитованный удостоверяющий центр не вправе наделять третьих лиц полномочиями по созданию ключей квалифицированных электронных подписей и квалифицированных сертификатов от имени такого аккредитованного удостоверяющего центра.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

В соответствии с пунктом 25 Приложения к Положению о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства РФ №313 от 16.02.2012, в перечень выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических) средств входит - предоставление услуг по шифрованию информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, с использованием шифровальных (криптографических) средств в интересах юридических и физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей.

ИП А., участвуя в предоставлении услуг по шифрованию информации, не имеет лицензии на заявленный в рекламе вид деятельности – оформление сертификата электронной подписи и выдачи электронной подписи. Соответственно, ИП А. не имеет законных оснований рекламировать от своего имени указанный вид деятельности.

Указанная реклама содержит признаки нарушения пункта 7 статьи 7 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 7 статьи 7 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодателем является  изготовитель или продавец товара, либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с письменными пояснениями ИП А., он осуществляет деятельность по продвижению услуг удостоверяющего центра – ООО «Сертум-Про».

Таким образом, объект рекламирования – услуги по вручению электронной подписи и сертификата электронной подписи определены ИП А. Рекламодателем является ИП А.

Определением от 18.07.2016 Забайкальским УФАС России возбуждено дело №15 по признакам нарушения пункта 7 статьи 7 Закона о рекламе в отношении ИП А.

ИП А. представлено письменное пояснение по делу №15 и документы, запрошенные Забайкальским УФАС России. В соответствии с письменным пояснением, ИП А. действует на основании и в рамках заключенных агентских договоров с ООО «Сертум-Про» и ЗАК «Производственная фирма «СКБ Контур» и приложениях к ним. В пункте 6 приложения к договору с ЗАК «Производственная фирма «СКБ Контур», подробно определен порядок работы нелицензированного агента. В соответствии с выдержкой из приложения - «Инструкция по технологии выдачи квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи, раздел 6: «Выдача сертификата без создания ключа электронной подписи в Сервисном центре (где Сервисный центр – ИП А.).

6.1. Действия, установленные настоящим разделом, обязательны для исполнения Сервисным центром, не располагающим лицензиями/лицензиями, в соответствии с приложением 1 к настоящей инструкции.

6.2. Сервисный центр, не располагающий соответствующей лицензией/лицензиями, и нарушающий порядок действий, установленным настоящим разделом, самостоятельно несет административную и уголовную ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации.

6.3. В соответствии с Инструкцией о документах производится установление личности обратившегося лица и подтверждение его полномочий действовать от имени Клиента.

6.4. Сервисный центр добавляет к Форме номер сотового телефона, указанного клиентом, и передает Клиенту заявление на изготовление Сертификата, содержащее этот номер.

6.5. Сервисный центр принимает от клиента подписанное Заявление на изготовление Сертификата, информация в котором должна полностью соответствовать информации в утвержденной СКБ Контур Форме в информационной системе. При создании заявления на изготовление Сертификата в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью в Выносном центре регистрации, заявление на изготовление Сертификата в форме бумажного документа не применяется.

6.6. Сервисный центр информирует Клиента о том, что: выдача средств электронной подписи (дистрибутив СКЗИ) будет происходить в информационной системе (веб-диск СКБ Контур); Клиент будет создавать ключ электронной подписи самостоятельно с помощью выданных ему средств электронной подписи; Клиент получит выдаваемый ему сертификат в информационной системе».

Так же, ИП А. в письменном пояснении ссылается на положения «Инструкции по технологии выдачи (прекращения действия) сертификатов ключей проверки электронной подписи классов Сертум: «6. Выдача Сертификата без создания ключа электронной подписи в Сервисном центре.

6.1. Действия, установленные настоящим разделом, обязательны для исполнения Сервисным центром, не располагающим лицензиями/лицензиями, в соответствии с приложением 1 к настоящей инструкции.

6.2. Сервисный центр, не располагающий соответствующей лицензией/лицензиями, и нарушающий порядок действий, установленным настоящим разделом, самостоятельно несет административную и уголовную ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации.

6.3. В соответствии с Инструкцией о документах производится установление личности обратившегося лица и подтверждение его полномочий действовать от имени Клиента; устанавливается правоспособность клиента - юридического лица.

6.4 Сервисный центр добавляет к Форме номер сотового телефона, указанного Клиентом, и передает Клиенту заявление на изготовление Сертификата, содержащее этот номер <...> а также пароль для доступа в Информационную систему.

6.5. Сервисный центр принимает от Клиента подписанное Заявление на изготовление Сертификата, информация к котором полностью соответствует информации в утвержденной СКВ Контур Форме ИС.

6.6. Сервисный центр информирует Клиента о том, что: выдача средств электронной подписи (дистрибутивов СКЗИ) будет происходить в Кабинете Удостоверяющего центра; Клиент будет создавать ключ электронной подписи самостоятельно с помощью выданных ему средств электронной подписи; Клиент получит выдаваемый ему сертификат в Кабинете Удостоверяющего центра (виртуальный кабинет)».

В письменном пояснении ИП А. указывает, что он, осуществляя деятельность в рамках агентского договора и приложений к нему, никоим образом не выполнял действия, которые должны быть лицензированы. В рамках заключенных договоров ИП А. осуществлялось продвижение продукта компании, с которой заключен договор, а именно - электронной подписи. Фактическое изготовление и продажа подписи производилось компанией, агентом которой является ИП А. ИП А. не считает, что реклама  вводит потребителей в заблуждение, поскольку потребитель получает то, что и указано в рекламе – электронную подпись.

На заседании Комиссии ИП А. также пояснил, что договор на размещение контекстной рекламы в сети «Интернет», в поисковой системе «Яндекс Директ» в письменной форме не заключался. Реклама изготовлена физическим лицом по устной договоренности.

Представитель ИП А. пояснила так же, что компания ООО «Сертум-Про» и ЗАК «Производственная фирма «СКБ Контур» являются удостоверяющими центрами и осуществляют деятельность через своих агентов-партнеров на основании договоров. Указанные договоры предусматривают два вида партнерства – лицензируемое и не лицензируемое. На момент распространения рекламы ИП А. осуществлял деятельность как не лицензируемый партнер, в настоящее время ИП А. получена соответствующая лицензия.

Комиссия Забайкальского УФАС России, рассмотрев обстоятельства дела, выслушав участников рассмотрения дела, исследовав имеющиеся в материалах дела документы и доказательства, установила следующее.

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Пункт 2 статьи 3 Закона о рекламе определяет объект рекламирования как товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Объектом рекламирования в указанной рекламе являются услуги, связанные с получением электронной подписи и оформлением сертификата такой подписи.

В соответствии с пунктом 7 статьи 7 Закона о рекламе, не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение  лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Забайкальским УФАС России установлено, что наименование «Учебный центр Гранд» является фирменным наименованием группы компаний, в которую входит, в том числе ИП А.

ИП А. заключены агентские договоры № с ООО «Сертум-Про» и № с ЗАО «Производственная фирма «СКБ Контур».

Согласно договору ИП А. с ООО «Сертум-Про», ИП А. является Центром регистрации. Центр регистрации – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, представляющий интересы «Сертум-Про» на территории Российской Федерации и осуществляющий такое представительство на основании договора, Условий работы Центра регистрации и утвержденных «Сертум-Про» инструкций, являющихся неотъемлемой частью указанного договора.

ООО «Сертум-Про» является удостоверяющим центром, который оказывает услуги по выдаче (прекращению действия) сертификатов ключей проверки электронных подписей для различных информационных систем, а также иные услуги, предусмотренные Федеральным законом от 06.04.2011 №63-ФЗ «Об электронной подписи». В материалах дела имеется копия действующей лицензии на осуществление деятельности по предоставлению услуг в области шифрования информации, выданной ООО «Сертум-Про».

Согласно пункту 2.1. указанного выше договора, ООО «Сертум-Про» поручает, а Центр регистрации (ИП А.) обязуется от имени и за счет ООО «Сертум-Про» привлекать клиентов к услугам Сертум-Про и/или заключать договоры с клиентами на оказание услуг удостоверяющего центра, а также в случаях, предусмотренных Условиями, осуществлять деятельность по генерации ключей электронной подписи и выдаче (прекращению действия) сертификатов ключей проверки электронной подписи в точном соответствии с инструкциями.

Условия работы Центра регистрации (далее – Условия) - это приложение к договору и его неотъемлемая часть, содержащая информацию об условиях и порядке оказания услуг в конкретном проекте удостоверяющего центра, особые требования к Центру регистрации в зависимости от такого проекта, финансовые взаимоотношения сторон и территорию его.

В соответствии с «Условиями работы Сервисного центра по Продукту «Квалифицированные сертификаты», утвержденными 28.10.2013, сервисные центры, не имеющие соответствующих лицензий (далее – не лицензиаты) не имеют право осуществлять генерацию ключей электронной подписи на рабочих местах в Сервисном центре (п.2.4). Сервисные центры – не лицензиаты не имеют право выезжать на рабочие места клиентов с целью осуществления лицензируемых видов деятельности: установки СКЗИ и ключевых документов на рабочем столе клиента, оказания консультационных услуг по установке СКЗИ и ключевых документов (пункт 2.5.).

Согласно пункту 1.5. указанных выше условий, Сервисные центры, акцептовавшие данные условия, неукоснительно соблюдают требования следующих неотъемлемых частей агентского договора, опубликованных в установленном порядке на партнерском портале:

- Инструкция по обеспечению безопасности при использовании автоматизированной системы «Кабинет УЦ»;

- Инструкция по проверке документов при выдаче (прекращении действия) квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи;

- Инструкция по технологии выдачи квалифицированных сертификатов ключей проверки электронных подписей.

Раздел 6 «Инструкции по технологии выдачи (прекращении действия) сертификатов ключей проверки электронной подписи классов Сертум», утвержденной 16.04.2015, так же предусматривает порядок выдачи сертификата без создания ключа электронной подписи в Сервисном центре для сервисных центров, не располагающих необходимыми лицензиями.

Комиссия Забайкальского УФАС России пришла к выводу о том, что на момент распространения рекламы ИП А. осуществлял деятельность, не требующую наличия лицензий и в соответствии с указанными выше Инструкциями. Фактически ИП А. не производил генерацию ключей электронной подписи и не заявлял об этом в спорной рекламе. В данном случае говорится о возможности получения электронной подписи и сертификата ключей проверки электронной подписи и указывается интернет-сайт, где потребитель рекламы может получить более подробную информацию.

Таким образом, Комиссия не усматривает в спорной рекламе и в действиях ИП А. нарушения пункта 7 статьи 7 Закона о рекламе.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе; пунктами 37, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, утвержденных Постановлением правительства РФ от 17.08.2006 № 508; пунктом 3.56. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, утвержденного приказом ФАС от 23.11.2012 № 711/12, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Прекратить рассмотрение дела №15, возбужденного в отношении ИП А. в связи с отсутствием фактов нарушения законодательства о рекламе.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном  статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

 

Председатель Комиссии                                                

 

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны