Решение №02-06-2131/2018 Решение по рассмотрению дела в отношении законодательства о ... от 6 июня 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – руководитель управления <……>;

члены Комиссии:

<……> – начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы;

<……> – ведущий специалист-эксперт  отдела антимонопольного контроля и рекламы;

в присутствии: представителя по доверенности ООО «Звезда» от <……>2018 <……>, в отсутствие представителя ИП <……>. - <……> О.Н., рассмотрев дело № 11 по признакам нарушения ИП <……>. (ИНН 753600109214), ООО «Звезда» (ИНН 7536126791) части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Забайкальское УФАС России поступило заявление гражданина о распространении в магазине розничной сети «Забайкальский привозъ» на территории города Чита по адресу: ул. <……>, буклета «справочник покупателя Успей купить <……>.2018-<……>.2018 Широкая масленица» Забайкальский привозъ, который содержит признаки нарушения законодательства о рекламе.

Определением от 20 апреля 2018  года  Забайкальским УФАС России возбуждено дело № 11 в отношении ИП <……>. (ОГРНИП 304753435600554) по признакам нарушения части 3 статьи  21  Закона о рекламе. Определением об отложении рассмотрения дела №11 от 22.05.2018 Комиссией Забайкальского УФАС принято решение о признании ООО «Звезда» лицом, в действиях которого также содержатся признаки нарушения закона о рекламе.

Дело рассматривалось в заседании Комиссии  22.05.2018, 04.06.2018;

ИП <……>. в ответ на запрос Управления, представлены письменные пояснения с приложением запрашиваемых документов. В соответствии с пояснениями, торговую деятельность по продаже алкогольной продукции в супермаркете «Забайкальский привоз» по адресу: г. Чита, ул. <……> осуществляет ООО «Звезда» (ИНН 7536126791). Согласно представленной копии документов, между ИП <……>. (именуемый Сторона 1) и ООО «Звезда» (именуемое Сторона 2) заключен договор о сотрудничестве от 15.01.2016 года. Целью договора, исходя из содержания, является содействие Сторон друг другу в предпринимательской деятельности, путем предоставления друг другу финансовой, технической, информационной  и иной помощи в виде оказания услуг по продвижению товаров, оказанию услуг по использованию техники, оборудования, как на коммерческой, так и на безвозмездной основе, а так же участия в совместных практических проектах и других совместных видах деятельности.

Из письменных пояснений, запрашиваемых определением о возбуждении дела №11, представленных ООО «Звезда» следует, что общество арендует у ИП <……>. нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Чита, ул<……>. Между указанными лицами имеется общая цель – увеличение клиентского потока. ИП <……>. в рамках, имеющегося в материалах дела договора и дополнительного соглашения, безвозмездно оказывает обществу услуги по продвижению товаров реализуемых обществом в торговой сети «Забайкальский привоз». Общество передает ИП <……>. заявку с указанием наименований товара. Далее, согласно заявке Общества, ИП <……>. размещает изображение товара на страницах буклета и осуществляет распространение рекламных буклетов в магазинах торговой сети «Забайкальский привоз». В согласовании эскиза, как указывает общество, оно не участвует, специалиста по рекламе в штате не имеет.

Представитель по доверенности ООО «Звезда» <……>. на заседании Комиссии по рассмотрению дела №11 22.05.2017 пояснила, что ООО «Звезда» предоставляет ИП <……>. информацию для рекламы в части алкогольной продукции. Сотрудников, специалистов по рекламе у общества не имеется, в связи, с чем с ИП <……>. заключено дополнительное соглашение к договору, в котором прописано, что общество в разработке макета рекламного буклета и дальнейших действиях, участия не принимает.

Представитель по доверенности ИП <……>. - О.Н. Ц<……> пояснила, что с отделом по реализации алкогольной продукции происходит постоянное взаимодействие. Плата за размещение в буклетах продукции принадлежащей обществу, с него не взимается. Ответственность за разработку дизайна несет ИП <……>., Общество только предоставляет информацию по товару (алкогольной продукции), который планируется размещать в рекламном буклете.

В материалы дело поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ИП <……>. – Ц<……>.

Комиссия Забайкальского УФАС России, рассмотрев обстоятельства дела, выслушав доводы представителя ИП <……>. и ООО «Звезда», исследовав имеющиеся в материалах дела документы и доказательства, установила следующее.

На первой странице буклета обнаружено изображение алкогольной продукции – водки «Хаски». С левой стороны страницы, вдоль товара расположена предупреждающая надпись: «Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью». Указанная надпись занимает около 1/3 высоты страницы буклета.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3  Закона о рекламе, реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Данная информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания и поддержания интереса к алкогольной продукции, продвижению указанного товара на рынке и, следовательно, является рекламой.

Согласно пункту 7 статьи 2 ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

Учитывая вышеизложенное, рассматриваемая рекламируемая продукция относится к алкогольной продукции.

В соответствии с требованиями части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного употребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

Рекламная площадь одного листа рассматриваемого буклета «справочник покупателя Успей купить <……>.2018-<……>.2018 Широкая масленица» с ценами, действительными в указанный период, составляет 563,17 кв.см (19,9 - ширина х 28,3 см – высота ). Площадь предупреждения составляет 9,9 кв.см (9,0 –ширина х 1,1 см - высота). Площадь предупреждения занимает 1,75%  рекламной площади (9,9 кв.см х 100 / 563,17 кв.см).

Таким образом, из произведенных расчетов следует, что присутствующая в рассматриваемом буклете «справочник покупателя Успей купить <……>.2018-<……>.2018 Широкая масленица», предупреждающая надпись «Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью» составляет менее 10 процентов рекламной площади, что нарушает требования части 3 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».

ИП <……>. в ответ на запрос Управления, представлены письменные пояснения с приложением запрашиваемых документов. В соответствии с пояснениями, торговую деятельность по продаже алкогольной продукции в супермаркете «Забайкальский привоз» по адресу: г. Чита, ул. <……>осуществляет ООО «Звезда» (ИНН 7536126791). Согласно представленной копии документов, между ИП <……>. (именуемый Сторона 1) и ООО «Звезда» (именуемое Сторона 2) заключен договор о сотрудничестве от <……>.2016 года. Целью договора, исходя из содержания, является содействие Сторон друг другу в предпринимательской деятельности, путем предоставления друг другу финансовой, технической, информационной  и иной помощи в виде оказания услуг по продвижению товаров, оказанию услуг по использованию техники, оборудования, как на коммерческой, так и на безвозмездной основе, а так же участия в совместных практических проектах и других совместных видах деятельности.

В соответствии с копией дополнительного соглашения № <……> от <……>2017 к указанному договору, Сторона 1 в рамках Договора, обязуется оказывать Стороне 2 услуги по продвижению товаров Стороны 2, реализуемых ею в торговой сети «Забайкальский привоз» по определенным адресам, в том числе и по адресу : г. Чита, <……>

Согласно пункту 2 копии договора, Сторона 1 (ИП <……>.) оказывает услуги по продвижению товаров путем включения согласованных со Стороной 2 наименований товаров в справочник покупателя «Успей купить» (далее - Справочник), изготавливаемый Стороной 1, и распространения указанного справочника в печатном виде в магазинах торговой сети «Забайкальский привоз».

Стороны обязуются заблаговременно согласовывать количество единиц товара, наименование товара, его стоимость для размещения в Справочнике на следующий месяц. Также, Стороны, в соответствии с пунктом 5 договора, договорились, что Сторона 1 самостоятельно разрабатывает эскиз рекламы, принимает решение о площади изображения, месте размещения изображения товара, дизайне и цветовом решении, тексте справочника и иных параметрах справочника. Сторона 2, в свою очередь, согласно пункту договора 6, подтверждает согласие  на размещение и распространение согласованной в порядке установленным настоящим Соглашением, информации о товарах, без предварительного согласования макета Справочника Стороной 2. Сторона 1 обязуется продвигать товар с соблюдением требований действующего Федерального закона «О рекламе».

Рассматриваемые рекламные справочники распространялись в месте осуществления ИП <……>. (г. Чита, ул<……>) деятельности по реализации вышеуказанной акции, следовательно, данный индивидуальный предприниматель является лицом, в чьих интересах распространяется реклама, т.е. рекламораспространителем. Указанное также подтверждают положения представленного договора. Кроме того, рассматриваемый справочник, помимо рекламы алкогольной продукции, содержит в себе рекламу и изображения продуктов питания.

Из письменных пояснений, запрашиваемых определением о возбуждении дела №11, представленных ООО «Звезда» следует, что общество арендует у ИП <……>. нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Чита, <……>, <……> Между указанными лицами имеется общая цель – увеличение клиентского потока. ИП <……>. в рамках, имеющегося в материалах дела договора и дополнительного соглашения, безвозмездно оказывает обществу услуги по продвижению товаров реализуемых обществом в торговой сети «Забайкальский привоз». Общество передает ИП <……>. заявку с указанием наименований товара. Далее, согласно заявке Общества, ИП <……>. размещает изображение товара на страницах буклета и осуществляет распространение рекламных буклетов в магазинах торговой сети «Забайкальский привоз». В согласовании эскиза, как указывает общество, оно не участвует, специалиста по рекламе в штате не имеет.

Также к пояснениям приложена копия лицензии № 75РПА0<……> от <……>.2015 года, на осуществление обществом розничной продажи алкогольной продукции. Указаны следующие места нахождения обособленных подразделений лицензиата, осуществляющих лицензируемый вид деятельности:

1. Российская Федерация, Забайкальский край, г. Чита, <……>

2. Российская Федерация, Забайкальский край, г. Чита<……>

3. Российская Федерация, Забайкальский край, г. Чита, <……>

4. Российская Федерация, Забайкальский край, г. Чита,  <……>

5. Российская Федерация, Забайкальский край, г. <……>

6. Российская Федерация, Забайкальский край, г. Чита, <……>

7. Российская Федерация, Забайкальский край, г. Чита, <……>

8. Российская Федерация, Забайкальский край, г. Чита, <……>

9. Российская Федерация, Забайкальский край, г. Чита, <……>

10. Российская Федерация, Забайкальский край, г. Чита, <……>

11. Российская Федерация, Забайкальский край, г. Чита, <……>

12. Российская Федерация, Забайкальский край, г. Чита,  <……>

13. Российская Федерация, Забайкальский край, г. Чита, ул. <……>

14. Российская Федерация, Забайкальский край, г. Чита, <……>

15. Российская Федерация, Забайкальский край, г. Чита, <……>

16. Российская Федерация, Забайкальский край, г. Чита<……>

 

Письменные пояснения, представленные ИП <……>., содержат следующее. Макет рекламного каталога согласованию, в соответствии с дополнительным соглашением, с ООО «Звезда» не подлежит. Рекламные буклеты «справочник покупателя Успей купить» распространяются в магазинах торговой сети «Забайкальский привоз» по адресам:

<……>.

Представитель по доверенности ООО «Звезда» <……>. пояснила следующее. Общество осуществляет розничную продажу алкогольной продукции в магазине розничной сети «Забайкальский привозъ» на территории города Чита по адресу: ул. <……>. Общество и ИП <……>. имеют общую цель-продвижение товаров, посредством рекламирования продукции в рекламном буклете. ООО «Звезда» предоставляет ИП <……>. информацию для рекламы в части алкогольной продукции. Сотрудников, специалистов по рекламе у общества не имеется, в связи с чем с ИП <……>. заключено дополнительное соглашение к договору, в котором прописано, что общество в разработке макета рекламного буклета и дальнейших действиях, участия не принимает. Представитель <……>. признает, что объект рекламирования (алкогольная продукция) определен ООО «Звезда» и что общество является рекламодателем рассматриваемых рекламных материалов.  04.06.2018 на Комиссии по рассмотрению дела № 11,  <……>. дала пояснения, в соответствии с которыми общество имело доступ к изготовленным рекламным материалам. В отслеживании изготовления рассматриваемых рекламных буклетов препятствий не возникало.

Представитель по доверенности <……>. - О.Н. Ц<……> пояснила, что ИП <……>. заинтересован в проведении различных акций, для продвижения товаров и привлечения потенциальных покупателей. С отделом по реализации алкогольной продукции происходит постоянное взаимодействие. Плата за размещение в буклетах продукции принадлежащей обществу, с него не взимается. Ответственность за разработку дизайна несет ИП <……>., Общество только предоставляет информацию по товару (алкогольной продукции), который планируется размещаться в рекламном буклете. Рекламодателем, согласно пояснениям О.Н. Ц<……>, ИП <……>. является только в части продуктов питания, также О.Н. Ц<……> признает, что ИП <……>., является рекламораспространителем рассматриваемых буклетов.

Согласно пунктам 6, 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение части 3 статьи 21 несёт рекламодатель и рекламораспространитель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламораспространителем, согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рекламные каталоги распространялись в месте осуществления деятельности ИП <……>. (г. Чита, ул. <……>) по реализации вышеуказанной акции и товаров, размещенных в рассматриваемом рекламном буклете, следовательно, данный индивидуальный предприниматель является лицом, осуществляющим распространение рекламы, т.е. рекламораспространителем.

ООО «Звезда» на основании лицензии № 75РПА0<……> от <……>.2015 года, на осуществление обществом розничной продажи алкогольной продукции, иных материалов дела, и в соответствии с письменными и устными пояснениями, является рекламодателем, как лицо определившее объект рекламирования.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Поскольку буклет «справочник покупателя Успей купить <……>.2018-<……>.2018 Широкая масленица» предусматривал срок действия рекламного предложения с <……>2018 по <……>.2018, который истек, необходимость в выдаче предписания отсутствует.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе; пунктами 37, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, утвержденных Постановлением правительства РФ от 17.08.2006 № 508; пунктом 3.58 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, утвержденного приказом ФАС от 23.11.2012 № 711/12, Комиссия,

РЕШИЛА:

1.Признать ненадлежащей рекламу алкогольной продукции: водки «Хаски», размещенную в буклете «справочник покупателя Успей купить <……>.2018-<……>.2018 Широкая масленица», распространявшейся в магазине розничной сети «Забайкальский привозъ» по адресу: г. Чита ул. <……> поскольку в ней нарушены требования части 3 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».

2. Признать ООО «Звезда» (ИНН 7536126791), нарушившим требования части 3 статьи 21 Закона о рекламе.

3. Признать ИП <……> (ИНН 753600109214), нарушившим требования части 3 статьи 21 Закона о рекламе.

4. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Забайкальского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 КоАП.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном  статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                    <……>

Члены Комиссии:

Связанные организации

Связанные организации не указаны