Решение №04-03-3574 Решение по рассмотрению жалобы ООО «СИ-2000» на действия зак... от 18 сентября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалобы № 38 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии –  руководитель управления; 
Члены Комиссии:
заместитель руководителя управления,
главный специалист – эксперт отдела контроля закупок, 
в отсутствие представителя заявителя - (о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом),
в отсутствие представителя заказчика - (о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом),
 рассмотрев жалобу ООО «СИ-2000» (вх. от 04.09.2018 № 4836)  на действия Заказчика при проведении открытого запроса предложений в электронной форме - Право заключения договора на Управление. Капитальный ремонт. Обустройство служебных помещений 89, 107, 118, 84, 90 (реестровый № 31806851517), в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», 
УСТАНОВИЛА:

04.09.2018 в Забайкальское УФАС России поступила жалоба от ООО «СИ-2000» (вх. от 04.09.2018 № 4836)  в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на действия заказчика ПАО «ППГХО»  при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на Управление. Капитальный ремонт. Обустройство служебных помещений 89, 107, 118, 84, 90 (реестровый № 31806851517).
В соответствии с жалобой нарушения выразились в следующем. 
24 августа 2018 заказчиком ПАО ППГХО объявлено о проведении закупки - открытый запрос предложений в электронной форме на право заключения договора на Управление. Капитальный ремонт. Обустройство служебных помещений 89, 107, 118, 84, 90 (реестровый № 31806851517).
Согласно закупочной документации закупка проводится в соответствии с Единым отраслевым стандартом закупок (Положением о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» с изменениями, утвержденными решением наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом» (протокол от 23.06.2018 г. № 105).
Закупка осуществляется в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. № 1352 (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен подпунктом «б» пункта 1 Положения о закупке.
1.   Согласно пункту 8.3 части 2 Документации по итогам отборочной стадии конкурсная комиссия в отношении каждого участника Конкурса принимает решение о допуске к дальнейшему участию в Конкурсе, либо об отказе в допуске в соответствии с критериями отбора, в том числе, в случае несоответствия заявки по составу (за исключением случаев непредставления документов и (или) сведений, необходимых исключительно для целей оценки и сопоставления заявок, если это было предусмотрено конкурсной документацией), содержанию и оформлению, в том числе представленного технического предложения, а также в случае несоответствия участника Конкурса требованиям Документации,
Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Пунктом 4.2 части 1 Документации установлены критерии и методика оценки заявок на участие в Конкурсе, а также порядок определения итогового рейтинга заявки на участие в Конкурсе. Согласно указанной методике рейтинг заявки участника Конкурса представляет собой оценку в баллах, получаемую по результатам оценки по критериям (подкритериям) с учетом значимости (веса) данных критериев (подкритериев). Если какой-либо критерий имеет подкритерии, то выставляются оценки по каждому подкритерию, общая оценка по указанному критерию складывается из суммы оценок по подкритериям данного критерия с учетом значимости (веса) подкритериев.
В соответствии с указанной методикой заявка участника закупки оценивается по критериям «Цена договора», «Квалификация участника». По критерию «Квалификация участника» оценке подлежит «опыт участника».
При этом указано, что при оценке участника Конкурса по подкритерию «опыт участника» общее количество начисленных баллов за наличие опыта уменьшается в соответствии с таблицей, приведенной ниже, в зависимости от общей суммы санкций по всем судебным решениям, в том числе мировым соглашениям, опубликованным в течение двух лет, предшествующих дате размещения извещения о проведении Конкурса на официальном сайте, вынесенным не в пользу участника Конкурса, выступавшего в качестве ответчика, которыми установлены обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения участником Конкурса обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), возникших из договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, связанных с изготовлением, поставкой, эксплуатацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, заключенных с Госкорпорацией «Росатом» или ее организациями (предприятиями атомной отрасли).
Суммы санкций по судебным решениям, внесенным в систему «Рейтинг деловой репутации» (http://rdr.rosatom.ru/), при данном расчете итоговой оценки (балла) BOi не учитываются.

Под суммой санкций понимается совокупность взысканных, либо подлежащих взысканию, с участника Конкурса денежных средств по судебным решениям, в том числе мировым соглашениям (задолженность, неустойки, пени, штрафы, проценты за пользование чужими денежными средствами, расходы по уплате госпошлин). При расчете суммы санкций по судебным решениям учитываются опубликованные решения вышестоящих инстанций.Наличие санкций

Баллы (BCi)

Санкции не применялись

BCi = BOyi

Количество баллов, присвоенное по опыту участника закупки, засчитывается в 100% размере

Размер санкции, примененных к участнику закупки, составляет менее 10% от НМЦ данной закупки

BCi = BOyi/2

Количество баллов, присвоенное по опыту участника закупки уменьшается на 50 %

Размер санкций, примененных к участнику закупки, составляет 10 % от НМЦ или более

BCi = 0

Участнику по данному подкритерию присваивается 0 баллов

Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок и критерии оценки заявок участников закупки, что не позволяет объективно сопоставить заявки участников Конкурса. Указанные действия нарушают пункты 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Согласно требований закупочной документации в составе заявки необходимо предоставить техническое предложение в соответствии с требованиями технического задания закупочной документации (Из инструкции по заполнению Технического предложения п. 6 - «Участник закупки в данной форме (техническое предложение) должен подтвердить выполнение  каждого  требования,  предусмотренного  технической частью закупочной документации (том 2)».
В   техническом   задании      Подраздел   3.3   «Требования   к   наличию трудовых ресурсов» выставлено требования о наличии кадровых ресурсов:

Требования

Документы

Наличие трудовых ресурсов:

 

линейные ИТР - не менее 2 чел.,

 

высококвалифицированные рабочие

 

основной специальности:

 

плотники - 5 разряда не менее 4 человек;

 

- 4 разряда не менее 5 человек;

 

маляры - 5 разряда не менее 5 человека;

 

штукатуры-маляры - 4 разряда не менее 5

 

человека;

 

монтажники ПВХ систем - 5 разряда не

 

менее 3 чел.

 

- 4 разряда не

 

менее 2 чел.

 

облицовщики-плиточники - 5 разряда не

 

менее 2 чел.

 

- 4 разряда не

1. Заверенная копия выписки

менее 4 чел.

из штатного расписания

монтажники сантехнических систем и

участника процедуры

оборудования           - 6 разряда не менее 2

закупки, с указанием

человек;

фактического наличия

- 5 разряда не менее 2 человек;

персонала.

- 4 разряда не менее 2 человек;

2.        Копии   удостоверений

электромонтажники - 5 разряда не менее 3

рабочих и дипломов ИТР.

человек;

 

- 4 разряда не менее 2

 

человек;

 

Итого: не менее 41 человек.

 

Рабочие строительных специальностей:

 

плотники - 3 разряда не менее 2 человек;

 

штукатуры-маляры - 3 разряда не менее 2

 

чел.

 

Итого: не менее 4 человек.

 

Вместе с тем, отсутствие у участника Конкурса на момент подачи заявки указанных в подпункте 3.3 том 2 часть 1 Технического задания Документации квалифицированного персонала, а также подтверждающих документов не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки, поскольку такой квалифицированный    персонал    и    материально-технические    ресурсы    могут    быть    привлечены участником закупки после подведения итогов закупки, в случае признания такого участника победителем закупки, а, напротив, налагает дополнительные финансовые обязательства на участника закупки для целей принятия участия в Конкурсе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные положения Документации, ограничивают количество участников закупки и противоречат подпункту «б» пункта 1 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.
Кроме того, Заявитель считает необоснованным и завышенным требование Заказчика о наличии 45 сотрудников - трудовых ресурсов для выполнения объема работ, согласно дефектных ведомостей, со сроком исполнения договора 20 декабря 2018 года.
Согласно сметным расчетам нормативные трудозатраты составляют - 3131,24 человеко-часов. При сроке выполнения работ с 17 сентября 2018 г. (07 сентября 2018 года дата подведения итогов, срок подписания договора не ранее 10 дня) по 20 декабря 2018 года - 94 дня и 8-часовом рабочем дне=752 рабочих часа.3131,24/752=4 рабочих.
То есть, для выполнения данного объема работ в период с 17 сентября по 20 декабря 2018 года требуется 4 специалиста.
3. Согласно пункту 7.4 Части 2 Документации, при наличии сомнений в достоверности копии документа организатор Конкурса вправе запросить документ, предоставленный в копии. В случае, если участник Конкурса в установленный в запросе разумный срок не предоставил документ, копия документа не рассматривается и документ считается не предоставленным.
В соответствии с пунктом 7.5 Части 2 Документации, в ходе рассмотрения заявок на участие в Конкурсе на отборочной стадии в случаях, установленных Документацией, конкурсная комиссия принимает решение об уточнении заявки на участие в Конкурсе (в том числе по сведениям и документам, необходимым для рассмотрения на оценочной стадии), на основании которого организатор Конкурса направляет уточняющие запросы.
Вместе с тем, возможность участия в Конкурсе с учетом указанного положения Документации зависит от волеизъявления Заказчика.
Кроме того, применение Заказчиком права запрашивать дополнительно информацию может применяться не в равной степени к участникам закупки, что ограничивает количество участников Конкурса.
Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные положения Документации, ограничивают количество участников закупки и противоречат подпункту «б» пункта 1 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.
4. Подпунктом 1.7 пункта 2.1.1 Части 1 Документации установлено, что участник Конкурса должен обладать системой управления охраной труда. Участникам закупки необходимо предоставить подтверждение по форме «Заявка на участие в конкурсе» Документации (подраздел 4, Форма 1), о наличии у участника закупки системы управления охраной труда.
При этом согласно пункту г) Формы 1 Документации участника закупки декларирует обязательство по предоставлению до заключения договора документов, подтверждающих создание и функционирование системы охраны труда.
Вместе с тем, данное требование является подтверждением работы службы охраны труда в организации, и установление данных требований в качестве критерия допуска к участию в закупочной процедуре является ограничением числа участников закупки, так как наличие данного требования не влияет на исполнение обязательств по договору.
Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные положения Документации, ограничивают количество участников закупки и противоречат подпункту «б» пункта 1 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.
 Согласно пункту 5.2.1 Проекта договора установлено: «Привлекать третьих лиц (субподрядчиков) к выполнению работ по Договору при условии получения на это предварительного согласия Заказчика, в порядке, установленном разделом 9 Договора».
Вместе с тем, согласование условий договоров, заключаемых с субподрядчиком и третьим лицом, является вмешательством в хозяйственную деятельность исполнителя по договору, что ставит участников закупки в зависимость от волеизъявления Заказчика.
Кроме того, в соответствии с положениями Закона о закупках, заказчик вправе установить требования исключительно к участникам закупки. Таким образом, условия и порядок привлечения третьих лиц устанавливаются исполнителем по договору самостоятельно, без согласования с Заказчиком указанных условий.
Таким образом, действия Заказчика, установившего вышеуказанные требование, противоречат подпункту «б» пункта 1 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.
Представитель заказчика направил письменные пояснения, по фактам изложенным в жалобе. Из пояснений следует, что представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, пояснил, что действовал в соответствии с действующим законодательством, положением о закупках, а так же документацией к открытому запросу предложений в электронной форме.
Рассмотрев представленные документы, комиссия считает жалобу  ООО «СИ-2000»  необоснованной в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон № 223-ФЗ) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с частью 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
В соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг ПАО «Приаргунское производственное горно-химическое объединение», утвержденное решением наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом» 07.02.2012 № 37 (далее - Положение о закупках). 
Положение о закупках размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. 
24.08.2018 Заказчик разместил  открытый запрос предложений в электронной форме без предварительного квалифицированного отбора на право заключения договора на «Управление. Капитальный ремонт. Обустройство служебных помещений 89, 107, 118, 84, 90», на ООО «Фабрикант» в сети «Интернет» по адресу: www.fabrikant.ru - № 2472291. 
Начальная (максимальная цена) договора: 3 691 083, 66 рублей, включая НДС.
Согласно закупочной документации закупка проводится в соответствии с Единым отраслевым стандартом закупок (Положение о закупке) (далее - ЕОСЗ) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» с изменениями, утвержденными решением наблюдательного совета Госкорпорации «Рое атом» (протокол от 23.06.2018 г. № 105).
1. На   основании   Единого   отраслевого   стандарта   закупок   в   закупочной документации установлены критерии и методика оценки заявок на участие в процедуре, а именно: 
- цена договора (значимость критерия Цi- 95%); 
- квалификация участника закупки (значимость критерия KB i - 5%),
также в соответствии с ЕОСЗ, в закупочной документации установлен расчет итоговой оценки (балла) БОi, в котором, при оценке участника закупки по данному подкритерию общее количество начисленных в соответствии с вышеуказанным порядком баллов за наличие опыта (БОyi) уменьшается в соответствии с таблицей, приведенной ниже, в зависимости от общей суммы санкций по всем судебным решениям, в том числе мировым соглашениям, опубликованным в течение двух лет, предшествующих дате размещения извещения о проведении закупки на официальном сайте, вынесенным не в пользу участника закупки, выступавшего в качестве ответчика, которыми установлены обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения участником закупки обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), возникших из договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, связанных с изготовлением, поставкой, эксплуатацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, заключенных с Госкорпорацией «Росатом» или ее организациями (предприятиями атомной отрасли). Суммы санкций по судебным решениям, внесенным в систему «Рейтинг деловой репутации» (http://rdr.rosatom.ru/), при данном расчете итоговой оценки (балла) (БОyi)  не учитываются,
Под суммой санкций понимается совокупность взысканных, либо подлежащих взысканию, с участника закупки денежных средств по судебным решениям, в том числе мировым соглашениям (задолженность, неустойки, пени, штрафы, проценты за пользование чужими денежными средствами, расхода по уплате госпошлин). При расчете суммы санкций по судебным решениям учитываются опубликованные решения вышестоящих инстанций.

Наличие санкций

Баллы (БСi)

Санкции не применялись

Количество баллов, присвоенное по опыту участника закупки, засчитывается в 100% размере

Размер санкции., примененных к участнику закупки, составляет менее 10% от НМЦ данной закупки

БСiOyi/2

Количество баллов, присвоенное по опыту участника закупки уменьшается на 50 %

Размер санкций, примененных к участнику закупки, составляет 10 % от НМЦ или более

БСi=0

Участнику по данному подкритерию присваивается 0 баллов

2. Согласно разделу 3 подразделу 3.3 Технического задания, требование к наличию трудовых ресурсов прописаны специалисты, которые необходимы для выполнения работы на пяти объектах. При подведении итогов по процедуре нет критерия по наличию трудовых ресурсов.
В своих письменных пояснениях Заказчик пояснял, что «у  подрядной   организации   при  заключении  договора  подряда  должны быть специалисты для выполнения работ. Специалисты могут работать в организации или организация   заключила   договор   субподряда,   но   в   любом   случае – это квалифицированные      специалисты,      которые      имеют      квалифицированное удостоверение или диплом.
В  техническом  задании  персонал  для  выполнения работы  на  пяти объектах рассчитан   по    принципу   последовательности   технологического процесса и параллельного выполнения работ на пяти объектах с 8-часовым рабочим днем.
Приведённый расчёт (в жалобе) рабочих теоретический, четверо рабочих согласно расчёту работают без выходных дней, и охватить все пять объектов не представляется возможным.
Указанная     цифра     трудоёмкости     в     жалобе     не     соответствует 436,09+263,39+99,31+1113,63+1119,51 = 3031,93 час».
3. На основании Приложения 10 ЕОСЗ сформирована Часть 2. «Порядок проведения процедуры», в которой указано, что в ходе рассмотрения заявок на участие в закупке на отборочной стадии комиссия принимает решение об уточнении заявки на участие в закупке (в том числе по сведениям и документам, необходимым для рассмотрения на оценочной стадии), на основании которого организатор направляет уточняющие запросы (п. 7.5 Приложение 10 ЕОСЗ), что не ограничивает количество участников процедуры. Запрос дополнительной информации организатором закупки от участника, это не «... волеизъявление Заказчика)), как указано в жалобе заявителя (ООО «СИ-2000»), а результат рассмотрения документов, поданных в составе заявки участника закупки.
4. На основании Приложения № 15.1 ЕОСЗ оформлена Часть 1 «Закупочная документация», в п. 1.9 закупочной документации установлено требование о наличии у участника системы управления охраной труда (СУОТ), которая устанавливается при закупках работ/услуг и подтверждается декларативно по форме 1 «Заявка на участие в закупке» документации о закупке, о наличии у участника закупки системы управления, что не ограничивает количество участников процедуры.
5. Требование по предоставлению участником закупки документов о привлечении субподрядчика (субподрядчиков), а именно: участник закупки должен подтвердить, что каждый из привлекаемых субподрядчиков, выполняющий работы на сумму более 5% от общей цены заявки участника закупки указаны в закупочной документации в соответствии с ЕОСЗ ПС «Росатом»:
•   осведомлен о привлечении его в качестве субподрядчика,
•   согласен с выделяемым ему перечнем, объемами и сроками выполнения работ,
Документы, подтверждающие соответствие вышеперечисленным требованиям:
•   копии договоров (в том числе предварительных или под условием) с указанием перечня, объема и сроков выполнения работ, возлагаемых на субподрядчика.
В жалобе заявителя говорится о «... согласование условий договоров, заключаемых с субподрядчиками и третьим лицом, является вмешательством в хозяйственную деятельность исполнителя по договору ...». В закупочной документации ПАО «ППГХО», как заказчика, указано только предоставление копий договоров между участником и привлекаемым субподрядчиком (предоставление, а не согласование). Заказчик вправе знать об объемах   выполняемых    работ    передаваемых    субподрядчику   исполнителем договора.
Таким образом, комиссией Забайкальского УФАС России не выявлено  нарушений Заказчиком положения о закупках, закупочной документации и требований Закона о закупках, Закона о защите конкуренции в ходе организации и проведения открытого запроса предложений в электронной форме - Право заключения договора на Управление. Капитальный ремонт. Обустройство служебных помещений 89, 107, 118, 84, 90.
В соответствии с пунктом 3 статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» обжалование актов и (или) действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, в антимонопольный орган не является препятствием для обжалования этих актов и (или) действий (бездействия) в судебном порядке.
 На основании изложенного, руководствуясь частями 14, 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия,
РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «СИ-2000» (ИНН 7537010870, ОГРН 1027501153020) на действия заказчика – ПАО «Приаргунское производственное горно-химическое объединение», (ИНН 7530000048, ОГРН 1027501067747) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме - Право заключения договора на Управление. Капитальный ремонт. Обустройство служебных помещений 89, 107, 118, 84, 90 (реестровый № 31806851517),  необоснованной.
    

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
    
Председатель Комиссии                                                                                                
                                                                                                                     
Члены Комиссии:    

Связанные организации

Связанные организации не указаны