Уведомление о поступлении жалобы ООО «Чистый град» на действия заказчика – ФГБОУ «Читинская государственная медицинская академия» при проведении запроса предложений

Тип документа:
Решения по жалобам
Дата публикации:
20.03.2017
Управление:
Забайкальское УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование
Номер дела:

В адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба от ООО «Чистый град»  (вх. от 16.03.2017 №1099) на действия заказчика – ФГБОУ «Читинская государственная медицинская академия» при проведении запроса предложений на оказание услуг по комплексной уборке помещений ФГБОУ ВО ЧГМА (извещение № 31704874330).

В соответствии с жалобой нарушения выразились в следующем.

1. Заказчиком нарушены положения пунктов 2 и 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках товаров, работ, услуг.

Установленный заказчиком критерий «Качество услуг» в части его содержания носит   неопределенность   и   двусмысленное   толкование   в   связи   с   чем   непредставляется возможным определить истинное понимание названного критерия. Из содержания спорного критерия следует, что 100 баллов присвоится в том, случае, если участником закупки описаны показатели, отвечающие требованиям технического задания, 40 баллов присваивается за не детализированное описание показателей, отвечающих требованиям технического задания, а 0 баллов за отсутствие показателей, способствующих повышению уровня качества услуг. При этом к показателям относятся такие сведения как предложение участником закупки о применяемых при оказании услуг материалов, спецодежде, инвентаре (отвечающее требованиям технического задания), а также предложение о показателях и методах контроля качества и описание технологии, применяемой при оказании услуг.

Таким образом, изначально можно сделать вывод о том, что 100 баллов присваивается за предложение, сделанное в полном соответствии с техническим заданием, а 40 баллов за частичное соответствие такому заданию. Однако указанный вывод становится сомнительным при анализе подпункта 3.5.2. пункта 3.5. документации о проведении запроса предложений, в котором предусмотрено, что в случае несовпадения или невозможности достоверно определить соответствие товаров (работ, услуг), предлагаемых к поставке (выполнению, оказанию) участником закупки, технической части документации, заявка признается несоответствующей требованиям и влечет отказ в допуске к участию в запросе предложений. Следовательно, не представляется возможным присвоить 40 баллов за отсутствие одного и более показателей, предусмотренных техническим заданием, так как отсутствие хотя бы одного показателя в предложении, сделанном участником закупки влечет к отказу в допуске к участию в запросе предложений. Также непонятно почему в критерий оценки «Качество услуг» попадают требования к товарам, которые будут использоваться при оказании услуг.

Отмечаем, что одним из показателей критерия «Качество услуг» является предложение о показателях и методах контроля качества оказываемых услуг. Вместе с тем в документации о проведении запроса предложений отсутствует объективная информация относительно подтверждения участником закупки и применения комиссией по осуществлению закупок алгоритма оценки такого предложения. Известно, что контроль качества поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется путем проведения лабораторных испытаний, измерений или экспертизы с учетом применения утвержденных на законодательном уровне расчетов и принятых правил о стандартизации, оборудования, а также привлечения лиц, обладающих специальными познаниями и наличия у них необходимого опыта работы в соответствующей сфере деятельности.

Учитывая изложенное заказчик, не раскрыл понятие «обоснования и достижения спорного показателя», в части содержащего описания участником закупки систем обеспечения контроля качества и мероприятий по такому контролю. Не внесение изменений в закупку в названной части приведет к тому, что комиссия по осуществлению закупок оценит предложения о показателях и методах контроля качества и сопоставит заявки по личным, субъективным принципам. Аналогичное недопонимание также касается показателя по описанию технологии, применяемой при оказании услуг, способствующей повышению уровня качества услуг.

2. Заказчиком нарушены положения пункта 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках товаров, работ, услуг.

В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках товаров, работ, услуг Правительство РФ вправе установить приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

Подпунктом 9 пункта 26 главы V положения о закупке товаров, работ, услуг (утв. заместителем министра здравоохранения РФ от 31.03.2014 г.) предусмотрено требование об установлении в извещении о закупке в соответствии с Правительством РФ названного приоритета.

Постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 г. №925 (далее -у-Постановление № 925) предусмотрено, что заказчик при осуществлении закупок (за исключением закупки у единственного поставщика) устанавливает приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами. Постановление № 925 вступило в силу 01.01.2017 г.

Таким образом, заказчиком в нарушение пункта 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках товаров, работ, услуг в извещении и документации о проведении запроса предложений не установлены требования названной нормы.

3. Заказчиком нарушены положения пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках товаров, работ, услуг.

Подпунктом 1.6.2. раздела 1.3 информационной карты запроса предложений установлено требование к участнику закупки о том, что такой участник не должен быть организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, согласно постановлению Правительства РФ от 29.12.2015 № 1457 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено» (далее - Постановление № 1457).

Пунктом 5 Перечня утв. Постановления № 1457 предусмотрено, что работы, услуги, закупаемые для обеспечения государственных и муниципальных нужд, не могут выполняться, оказываться организациями,    находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.

В части 2 статьи 14 федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) прямо указано, что федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок размещает перечень иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, указанные в части 1 названной статьи, и условия применения национального режима в единой информационной системе.

В совместном письме МЭР РФ и ФАС России от 28.04.2016 г. №№12589-ЕЕ/Д28и, АЦ/28993/16 указано, что заказчики при подготовке документации о закупке и (или) извещения об осуществлении закупки работ, услуг устанавливают на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ единое требование о том, что участник закупки не может являться организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики. Вместе с тем требование о соответствии участника закупки условиям, указанным в Постановлении № 1457, может быть установлено заказчиком на основании части 3 статьи 14 Закона № 44-ФЗ.

Таким образом, совокупный анализ вышеприведенных норм и совместное разъяснение МЭР РФ и ФАС России указывают на то, что Постановление № 1457 не распространяется на закупки, проводимые в рамках Закона о закупках товаров, работ, услуг. Более того, учитывая, что требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых ими для подтверждения их соответствия устанавливаются в документации о закупке на основании сведений, определенных положением о закупке (п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках товаров, работ, услуг), а положение заказчика не содержит сведений об установлении в закупке требований в соответствии с Постановлением № 1457, следовательно, последний в нарушение указанной нормы установил к таким участникам избыточное требование.

4. Заказчиком нарушены положения части 2 статьи 2, части 10 статьи 4 Закона о закупках товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках товаров, работ, услуг положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. В документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке (ч. 10 ст. 4 названного закона).

Таким образом, указание в документации о закупке каких-либо сведений и информации допустимо в том случае, если такие сведения и информация регламентированы положением о закупке.

Подпунктом 5.2.5. пункта 5.2. раздела 5 документации о проведении запроса предложений предусмотрены основания для отказа в допуске к участию в запросе предложений. В частности, к таким основаниям относятся:

-   непредставления документов, а также сведений, требование о наличии которых установлено документацией либо наличие в таких документах недостоверных сведений об участнике закупке или о товарах (в том числе о стране происхождения товаров), работах, услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается закупка;

-   несоответствия участника закупки требованиям к участникам запроса предложений, установленным документацией о запросе предложений;

-  несоответствия заявки на участие в запросе предложений требованиям к заявкам на участие в запросе предложений и предложениям участников закупки, установленным документацией о запросе предложений.                                             

Проанализировав положение о закупке, можно сделать вывод о том, что данное положение (в том числе Закон о закупках товаров, работ, услуг) не содержат норм, регулирующих вышеуказанные основания для отказа в допуске к участию в запросе предложений. Следовательно, указание в документации о закупке оснований для отказа в допуске к участию в запросе предложений, не предусмотренных законом и положением о закупке, влечет нарушение части 2 статьи 2, части 10 статьи 4 Закона о закупках товаров, работ, услуг.

5. Заказчиком нарушена часть 1 статьи 1 Закона о закупках товаров, работ, услуг.

Целями регулирования Закона о закупках товаров, работ, услуг являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков, в товарах^ работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках товаров, работ, услуг).

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 названного закона в документации о закупке должны быть указаны требования к техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами,   разрабатываемыми   и   применяемыми   в   национальной   системе

стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Подпунктом 3.6.2. пункта 3.6. документации о проведении запроса предложений предусмотрена инструкция по заполнению заявки, в которой указано, что сведения, содержащиеся в заявках участников, не должны допускать двусмысленных толкований.

Проанализировав содержание технического задания считаем, что оформить заявку в соответствии с подпунктом 3.6.2. пункта 3.6. документации о проведении запроса предложений не представляется возможным, поскольку сведения, указанные в технической части документации, носят необъективный характер и не позволяют Участнику достоверно определить потребность Заказчика. В частности, в техническом задании установлены такие обороты как «др.», «и т.д.», «и т.п.», которые не позволяют Участнику закупки доподлинно и безошибочно описать в заявке предлагаемые им услуги.

Таким образом заказчиком в нарушение части 1 статьи 1, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках товаров, работ, услуг в технической части документации установлены сведения, не соответствующие целям прозрачности закупки, а также требования не связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой, оказываемой услуги потребностям последнего.

Заявитель просит приостановить закупку до рассмотрения жалобы, по существу; принять решение о признании жалобы обоснованной; провести внеплановую проверку; выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.

Адрес сайта антимонопольного органа, на котором размещена информация о поступлении жалобы: www.zab.fas.gov.ru

Рассмотрение жалобы назначено на 23 марта 2017 года в 15 часов 30 минут по адресу: г. Чита, ул. Лермонтова, 14, каб. 8.

 

В соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» организатор торгов, оператор электронной площадки, конкурсная или аукционная комиссия, действия (бездействие) которых обжалуются, обязаны представить на рассмотрение жалобы по существу документацию о торгах, изменения, внесенные в конкурсную документацию, документацию об аукционе, заявки на участие в конкурсе, заявки на участие в аукционе, протоколы вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, протоколы рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протоколы рассмотрения заявок на участие в аукционе, протоколы оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протоколы аукциона, аудио-, видеозаписи и иные документы и сведения, составленные в ходе организации и проведения торгов.

Согласно части 18 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции со дня направления уведомления торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу.

Организатор торгов, оператор электронной площадки, конкурсная или аукционная комиссия, действия (бездействие) которых обжалуются, в течение одного рабочего дня с момента получения уведомления обязаны известить лиц, подавших заявки на участие в торгах, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения.

Организатор торгов, оператор электронной площадки, конкурсная или аукционная комиссия, уполномоченный орган и (или) организация, осуществляющая эксплуатацию сетей, заявитель, а также лица, подавшие заявки на участие в торгах, вправе направить в антимонопольный орган возражение на жалобу или дополнение к ней и участвовать в рассмотрении жалобы лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать сведения, указанные в части 6 настоящей статьи. Возражение на жалобу направляется в антимонопольный орган не позднее чем за два рабочих дня до дня рассмотрения жалобы.

За непредставление или несвоевременное представление  сведений (информации), либо представление заведомо недостоверных сведений (информации) в антимонопольный орган физические, юридические и должностные лица несут административную ответственность, предусмотренную статьей 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии