Постановление б/н Постановление о прекращении производства по делу об админист... от 21 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Я,  <      >, руководитель Забайкальского УФАС России, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 7 февраля 2017 года № 2/02-05, составленный <      >, начальником отдела антимонопольного контроля и рекламы Забайкальского УФАС России, о нарушении части 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении АО «Читаэнергосбыт» по факту нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением на розничном рынке электрической энергии (мощности), путем одностороннего  отказа от исполнения  обязательств по  договору энергоснабжения от 01.11.2015 № 090074 и  от 01.11.2015 № 090073,

УСТАНОВИЛ:

Дело рассматривается в присутствии – представителя АО «Читаэнергосбыт»  -<      >.

В материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения АО «Читаэнергосбыт»  о дате, месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении № 2/02-05.

Место совершения административного правонарушения - г. Чита, Забайкальский край.

Основанием для привлечения к административной ответственности послужило Решение Забайкальского УФАС России от 19.12.2016 по делу № 30,  которым АО «Читаэнергосбыт» было признано нарушившим  часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». 

В Забайкальское УФАС России поступило заявление от АО «Главное управление жилищно–коммунального хозяйства», содержащие факты, указывающие  на признаки нарушения антимонопольного законодательства АО «Читаэнергосбыт», выразившиеся в одностороннем отказе от исполнения  обязательств по  договору энергоснабжения от 01.11.2015 № 090074 и  от 01.11.2015 № 090073.

Между АО «Читаэнергосбыт» и Филиалом «Забайкальский» АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» (Далее - АО «ГУ ЖКХ») заключены договоры энергоснабжения № 090073, 090074.

12.04.2016, АО «Читаэнергосбыт» в адрес АО «ГУ ЖКХ»  было направлено уведомление исх. № 9788/06 об одностороннем отказе от исполнения обязательств по договору № 090074 и уведомление исх. № 9791/06 об одностороннем отказе от исполнения обязательств по договору № 090073, в связи  с задолженностью АО «ГУ ЖКХ» за оказанные услуги.

В уведомлении исх. № 9788/06 от 12.04.2016 содержалось предупреждение о том, что в случае невыполнения требования об оплате задолженности 28.04.2016 подача электроэнергии будет ограничена полностью на  объекте -  «Административное здание №1 и столярная мастерская г. Чита, ул. Дивизионная д.18» .

В уведомлении исх. № 9791/06 от 12.04.2016  содержалось предупреждение о том, что в случае невыполнения требования об оплате задолженности 29.04.2016  подача электроэнергии будет ограничена до уровня аварийной брони на 81 объекте.

10 августа 2016 года, Забайкальским УФАС России на основании приказа  от 9 августа 2016 года № 112 возбуждено дело № 30 в отношении  АО «Читаэнергосбыт»  по признакам нарушения  части 1  статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

АО «Читаэнергосбыт» представлены пояснения, из которых следует, что обязательства по оплате потребленной электрической энергии исполняются АО «ГУ ЖКХ» ненадлежащим образом.

По состоянию на 12.04.2016 задолженность АО «ГУ ЖКХ» перед АО «Читаэнергосбыт» за поставленную электрическую энергию по договору энергоснабжения №090073 от 01.10.2015  составила 42 913 488, 19 руб., по договору энергоснабжения №090074 от 01.10.2015  56 657, руб. Указанная задолженность сложилась за период февраль, март, апрель 2016г.

В соответствии с положениями подп. «б» п. 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утв. Постановлением Правительства от 4 мая 2012 г. № 442, АО «ГУ ЖКХ» были вручены уведомления о возможном введении ограничения режима потребления электрической энергии и было предложено решить вопрос оплаты образовавшейся задолженности (уведомления от 12.04.2016г., 06.05.2016г., 18.05.2016г. по договору энергоснабжения №090073 от 01.10.2015 г., от 12.04.2016г., 13.05.2016г. по договору энергоснабжения № 090074 от 01.10.2015г.).

В связи с тем, что задолженность не была погашена, в отношении объектов АО «ГУ ЖКХ» сетевой организаций ОАО «Оборонэнерго» 23, 30 мая 2016г. было введено частичное ограничение электроснабжения до уровня аварийной брони 20 объектов (котельных) по договору энергоснабжения №090073 от 01.10.2015 г., 25-30.05.2016г. частичное (объект «Мастерская (тепло хозяйство))» и полное ограничение 28.04.2016г. (объект «Административное здание №1 и столярная мастерская») по договору энергоснабжения №№090074 от 01.10.2015 г.).

Согласно п. 18 Правил ограничения в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 указанных Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.

При отсутствии у такого потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с настоящими Правилами.

Правилами ограничения (Приложение к Правилам ограничения) определены категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям. Перечень является исчерпывающим, ни к одной из указанных категорий не относится ни АО «ГУ ЖКХ», ни   обслуживаемые им объекты.

В настоящее время АО «Читаэнергосбыт» обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с исками к АО «ГУ ЖКХ» о взыскании дебиторской задолженности по договору энергоснабжения №090073 от 01.10.2015 г. (дела А78-4309/2016, А78-6245/2016, А78-8807/2016), договору энергоснабжения №090074 от 01.10.2015  (А78-4093/2016, А78-6243/2016, А78-8809/2016). Все указанные дела находятся в стадии рассмотрения.

На 1 августа 2016 задолженность АО «ГУ ЖКХ» составляет 82 333 837,93 руб.

На 31 октября  2016 задолженность АО «ГУ ЖКХ» составляет 81 943 854,18 руб.

В ходе рассмотрения дела  по информации, представленной АО «ГУ ЖКХ» и  АО «Читаэнергосбыт», установлено, что по договору № 90073 было введено ограничение подачи электроэнергии на 15 объектах,  в соответствии с актами № 7 от 1.10.2016, б/н от 4.10.2016, от 4.10.2016, № 1 от 1.10.2016, № 3 от 1.10.2016, № 4 от 1.10.2016, № 5 от 1.10.2016, № 6 от 1.10.2016, от 4.10.2016, №3 от 28.09.2016, от 4.10.2016, № 8 от 1.10.2016, от 4.10.2016, № 2 от 1.10.2016 от 4.10.2016 о возобновления подачи электроэнергии - подача возобновлена на 15 объектах. По договору № 90074 было введено ограничение подачи электроэнергии на 12 объектах,  подача электроэнергии не возобновлена. (Перечень объектов указан в письме АО «Читаэнергосбыт» от 18.10.2016 №29600/08, письмо АО «ГУ ЖКХ»  от 17.10.2016).

На заседание Комиссии Забайкальского УФАС, АО «Читаэнергосбыт» представлено уведомление на возобновление режима потребления электроэнергии от 30.09.2016  № 4174,  по следующим точкам: котельная №11 г. Борзя, в/г №66, котельная №5 г. Борзя, в/г №47, котельная №41 г. Борзя, в/г №3, котельная №15а г. Борзя, в/г №80, котельная №21 г. Борзя, в/г №3, котельная №19 г. Борзя-3, в/г №69.

Представлено также уведомление на введение возобновления режима потребления электроэнергии от 30.09.2016 №27891/16 на следующих точках поставки:

- котельная №14 с. Танга в/ч 233, котельная №(64) 3, п. Атамановка, в/ч №258; котельная №11 с. Карповка , в/г №60, котельная №733 п . Атамановка, 344 ВШП в/г 62; котельная 138 в/г 6, Забайкальский край п. Горный, котельная 64  п.Атамановка, в/г 258; котельная №4 в/г 233, Забайкальский край , с.Танга, котельная, Забайкальский край , с. Арахлей в/г 265, котельная №10 с. Красный Яр, в/г 216.

1 декабря 2016 года, в соответствии с частью 1 статьи 48.1 перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия приняла заключение об обстоятельствах дела и направила его участникам рассмотрения дела № 30.

На основании части 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции,  лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

15 декабря 2016 года, на заседании Комиссии представители АО «Читаэнергосбыт» и АО «Главное управление жилищно–коммунального хозяйства» сообщили, что заключение об обстоятельствах дела получили. Пояснений и доказательств в отношении обстоятельств, изложенных в заключении  не привели ни в письменном виде, ни устно.

Рассмотрев доводы сторон и, ознакомившись с представленными документами, Комиссия  по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

Статья 10 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.

В силу пункта 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции под товарным рынком следует понимать сферу обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В соответствии с частью 1 статьи  5 Закона о защите конкуренции  доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации)  доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

По результатам анализа состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности)  подготовлен  аналитический отчет  от 20 сентября 2016 года.

Целью исследования является подтверждение доминирующего положения АО «Читаэнергосбыт» - энергосбытовой компании, как гарантирующего поставщика электрической энергии (мощности), осуществляющего деятельность на территории Забайкальского края.

Временным интервалом  исследования,  учитывая период, в котором произошло нарушение, является 2015 год и 1 полугодие 2016 года.

 Продуктовые границы  рынка  определены как  электрическая энергия (мощность). Электрическая энергия (мощность) по своим функциональным назначениям не может быть сравнима с другими товарами. В результате проведения «теста гипотетического монополиста» взаимозаменяемые товары не выявлены. 

При определении географических границ рынка использована совокупность  методов, предусмотренных Приказом Федеральной антимонопольной службы от 28 апреля 2010 г. N 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее-Порядок),  а именно, метод установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке   и «тест гипотетического монополиста».

С учетом специфики розничного рынка электрической энергии, особенностей потребления товара (возможности приобретения электрической энергии у продавца по электрическим сетям), особенностей обращения  товара, а именно отсутствия возможности  перемещения  покупателя к товару географические границы локального товарного рынка определены в границах населенных пунктов Забайкальского края, в которых расположены отключенные от энергоснабжения объекты Филиала «Забайкальский» АО «ГУ ЖКХ», в границах электрических сетей, к которым присоединены потребители - объекты Филиала «Забайкальский» АО «ГУ ЖКХ», отключенные от энергоснабжения, по адресам указанным в перечне объектов. Перечень отключенных от энергоснабжения объектов прилагается.

Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим функции по регулированию деятельности гарантирующих поставщиков электроэнергии является Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее  - РСТ Забайкальского края).

В соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», подпунктом 10.3.3. пункта 10 главы 2 Положения о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 24 апреля 2014 года № 229 РСТ Забайкальского края определяет  границы зон  деятельности гарантирующих поставщиков.

Гарантирующие поставщики осуществляют поставку электрической энергии покупателям электрической энергии на территории своей зоны деятельности по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии. 

Согласно пункту 1 Приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 15.07.2011 № 157 «О согласовании границ зон деятельности гарантирующих поставщиков» (далее – Приказ № 157), с учетом внесенных изменений приказами Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 10 июля 2014 № 146, от 08 октября 2014 № 257, от 1 декабря 2014 г. № 540, от 29 января 2015 г. № 13, от 15 апреля 2015 г. № 74, от 28 апреля 2015 г. № 85  границами  зоны деятельности гарантирующего поставщика АО «Читаэнергосбыт» являются  административные границы Забайкальского края, в том числе по точкам поставки электрической энергии (мощности), не включенные в состав групп точек поставки ОАО «Оборонэнергосбыт» на оптовом рынке электрической энергии (мощности) согласно приложению № 1 Приказа №157, за исключением зон деятельности гарантирующих поставщиков, определенных пунктами 2-5 Приказа № 157.

По информации АО «Читаэнергосбыт» от 07.09.2016 № 25670/08 по договорам энергоснабжения № 090073 от 01.10.2015 г. и № 090074 от 01.10.2015г., заключенными между АО «Читаэнергосбыт» и АО «ГУ ЖКХ», точки поставки электрической энергии (мощности) находятся в зоне деятельности гарантирующего поставщика АО «Читаэнергосбыт».

Поэтому, отключенные от энергоснабжения объекты Филиала «Забайкальский» АО «ГУ ЖКХ», расположенные на территории Забайкальского края, является зоной деятельности гарантирующего поставщика АО «Читаэнергосбыт».  

В географических границах исследуемого рынка отсутствуют иные  хозяйствующие субъекты энергоснабжающие (энергосбытовые) компании  - конкуренты АО «Читаэнергосбыт».

Таким образом, географические границы исследуемого локального рынка определены в границах населенных пунктов Забайкальского края, в которых расположены отключенные от энергоснабжения объекты Филиала «Забайкальский» АО «ГУ ЖКХ»  согласно перечню объектов ОП «Забайкальское» АО «ГУ ЖКХ» (приложение к анализу).

В соответствии с пунктом 6.1. Порядка проведения анализа, пунктом 6 Методических рекомендаций расчет общего объема электрической энергии за исследуемый период в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка и долей энергосбытовых организаций производится на основании объема продаж (поставок) в натуральном выражении (кВт.ч).

Объем розничного рынка электрической энергии определяется как сумма объемов продажи (поставки) электрической энергии (мощности) энергосбытовыми организациями (в том числе гарантирующими поставщиками), осуществляющими деятельность по купле-продаже (поставке) электрической энергии (мощности) в соответствующих географических границах. При этом не допускается повторный учет одного и того же товара.

Доля хозяйствующего субъекта на розничном рынке электрической энергии (мощности) рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

Расчет общего объема электрической энергии (мощности) за исследуемый период в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка и доли АО «Читаэнергосбыт» произведено на основании объема продаж (поставок) в натуральном (кВт.ч) и стоимостном (тыс.руб.) выражении.

Объем реализации электрической энергии АО «Читаэнергосбыт», поставленной АО «ГУ ЖКХ» по договорам № 090073 и № 090074 составил:

- в 2015 году  - 4829,2 тыс. кВтч.,  на сумму 29 530,4 тыс. руб.;

- в 1 п/г 2016 года – 12877,0 тыс.  кВтч., на сумму 79 900,8 тыс. руб.

Доля АО «Читаэнергосбыт» на розничном рынке электрической энергии (мощности) рассчитана как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

Так как, АО «Читаэнергосбыт» является единственным хозяйствующим субъектом, реализующим электрическую энергию (мощность) объектам Филиала «Забайкальский» АО «ГУ ЖКХ», в населенных пунктах Забайкальского края, в которых расположены отключенные от энергоснабжения объекты, в пределах определенного временного интервала исследования, доля АО «Читаэнергосбыт»  на исследуемом рынке составляет  100 процентов, его  положение на товарном рынке является доминирующим. 

Уровень концентрации товарного рынка высокий.

По результатам проведенного анализа выявлены следующие барьеры:

- необходимость вложения дополнительных материальных затрат при переходе потребителя на обслуживание от гарантирующего поставщика к иной энергосбытовой организации, в связи с чем маловероятно перезаключение договоров на поставку электроэнергии на розничных рынках в течение календарного года;

- высокая стоимость затрат на установление автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии, необходимой для входа на оптовый рынок, что дает значительное преимущество энергосбытовой компании при работе на розничном рынке;

- несвоевременная оплата потребителями покупаемой электроэнергии;

- наличие проблемы бездоговорного или безучетного потребления электроэнергии;

- необходимость крупных инвестиций для модернизации активов отрасли с целью повышения конкурентоспособности.

Экономические и технологические барьеры входа на розничные рынки электроэнергии не преодолимы в короткие сроки, так как затраты на преодоление этих барьеров экономически не оправдываются доходами (преимуществами), которые получит (предполагает получить) хозяйствующий субъект, собирающийся войти на данный товарный рынок (во всяком случае, в приемлемые сроки).

Исследуемый рынок относится к рынку с неразвитой конкуренцией. 

Таким образом, АО «Читаэнергосбыт» занимает доминирующее положение на исследуемом товарном рынке.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 № 1173 «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства» предусмотрено, что ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, считается действиями, нарушающими безопасность государства.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2015г.  № 1089-р   АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства»  определено единственным исполнителем осуществляемых Минобороны России в 2015-2016 годах закупок работ и услуг, связанных с поставкой, передачей тепловой энергии и теплоносителя, водоснабжением, транспортировкой и подвозом воды, водоотведением, транспортировкой и очисткой сточных вод, обслуживанием казарменно-жилищного фонда и объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры, включая электросетевое хозяйство, для нужд Минобороны России и подведомственных ему государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений».

Между АО ГУ «ЖКХ» и Министерством обороны заключены государственные контракты:

- № 4 КЖФ от 19.05.2015 г. на оказание услуг по техническому обслуживанию казарменно-жилищного фонда военных городков Министерства обороны и иных фондов, используемых в интересах министерства обороны;

- № 4 ВКХ от 21.09.2015 на оказание услуг водоснабжения и водоотведения для нужд Министерства обороны РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций;

-№5 ТХ от 21.09.2015 г. на оказание услуг по поставке тепловой энергии для нужд Министерства обороны РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций.

В соответствии с  Государственным контрактом №5 ТХ от 21.09.2015 г. на оказание услуг по поставке тепловой энергии для нужд Министерства обороны РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций (Далее - Государственный контракт №5 ТХ от 21.09.2015 г.), АО ГУ «ЖКХ» обязуется оказывать услуги теплоснабжения, услуги по поддержанию резервной мощности.

Согласно пункту 1.39 Государственного контракта №5 ТХ от 21.09.2015  точка поставки – место тепловой сети, находящейся на границе балансовой принадлежности Государственного заказчика, являющегося местом исполнения обязательств по оказанию услуг и расположенное по адресу согласно приложению № 15.

Приложением  15 к Государственному контракту №5 ТХ от 21.09.2015  установлены точки поставки услуг теплоснабжения.

Адреса точек поставки, указанных в приложении 15 к Государственному контракту №5 ТХ от 21.09.2015  совпадают  с адресами объектов указанных в уведомлении исх. № 9791/06 от 12.04.2016.

В соответствии с Государственным контрактом № 4 ВКХ от 21.09.2015 на оказание услуг водоснабжения и водоотведения для нужд Министерства обороны РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций, АО ГУ «ЖКХ» обязуется оказывать услуги водоснабжения и водоотведения.

Приложением  1.1. и 1.2.  к Государственному контракту № 4 ВКХ от 21.09.2015  установлены точки поставки услуг водоснабжения и водоотведения. Адреса точек поставки, указанных в Приложением  1.1. и 1.2.  к Государственному контракту № 4 ВКХ от 21.09.2015  совпадают  с адресами объектов указанных в уведомлении исх. № 9791/06 от 12.04.2016.

Объекты, указанные в  уведомление исх. № 9788/06 об одностороннем отказе от исполнения обязательств по договору № 090074 и уведомление исх. № 9791/06 об одностороннем отказе от исполнения обязательств по договору № 090073 расположены в военных городках и обеспечивают их функционирование, что также  подтверждается  паспортами военных городков представленных в материалы дела.

В соответствии с пунктом 2 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 11 июня 2015г.  № 1089-р, Министерство обороны обязано обеспечить в установленном порядке передачу на праве безвозмездного пользования на срок действия государственных контрактов АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства»  объектов теплоснабжения и соответствующих сетей, объектов водоснабжения и водоотведения  и соответствующих сетей, объектов электросетевого хозяйства и соответствующих сетей, а также иного имущества Минобороны России, необходимого для осуществления функций единственного исполнителя  осуществляемых Минобороны России закупок работ и услуг, указанных а пункте  настоящего распоряжения.

Таким образом,  поставка электроэнергии осуществлялась на объекты, подведомственные Минобороны России.

В целях исполнения указанных выше государственных контрактов между АО «Читаэнергосбыт» и АО «ГУ ЖКХ» заключены договоры энергоснабжения № 090073, 090074.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» утверждены Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (далее - Правила), которыми установлены основы регулирования отношений, связанных с введением полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности) - участниками оптового и розничных рынков электрической энергии.

Согласно пункту 18 Правил в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.

При отсутствии у такого потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с настоящими Правилами.

Вместе с тем, пункт 1 Указа Президента РФ от 23.11.1995 N 1173 не предусматривает никаких исключений либо оснований, при которых допустимо введение ограничения либо прекращения топливно-энергических ресурсов в отношении объектов, в которых предусмотрена военная служба.

Таким образом, все объекты (воинские части, учреждения, предприятия и организации) Минобороны РФ являются объектами, на которых ограничение или прекращение режима потребления электрической энергии являются действиями, нарушающими безопасность государства. В соответствии с Указом Президента РФ N 1173 такие действия недопустимы.

В силу Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 № 1173 недопустимо инициирование отключения электроэнергии в отношении соответствующих объектов, поскольку такими действиями нарушается безопасность государства.

При этом такой запрет на ограничение и прекращение отпуска электрической энергии на обозначенные объекты является безусловным и не допускает исключений и в случаях неоплаты поставленных ресурсов организациями, осуществляющими устойчивое функционирование объектов, обеспечивающими безопасность государства, поскольку входит в число мер по поддержанию в готовности сил и средств обеспечения безопасности государства.

В соответствии с пунктом 15 Правил, введение ограничения режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах втором и третьем подпункта "б", подпункте "д" пункта 2 Правил, осуществляется в следующем порядке:

а) обязательное предварительное письменное уведомление потребителя о планируемом введении ограничения режима потребления (подписывается инициатором введения ограничения или сетевой организацией, если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления, и вручается потребителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, если иной способ уведомления не предусмотрен договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) с указанием:

размера задолженности по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям;

даты предполагаемого введения частичного ограничения режима потребления, которая не может наступить ранее истечения 10 дней со дня получения уведомления потребителем;

даты полного ограничения режима потребления, подлежащего введению в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности в указанном в уведомлении размере после введения частичного ограничения;

б) в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности в размере и в срок, установленные в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления:

введение частичного ограничения режима потребления в соответствии с пунктом 9 или пунктом 11 Правил на указанный в уведомлении срок;

введение полного ограничения режима потребления по истечении 3 дней со дня введения частичного ограничения режима потребления (по истечении 3 дней с указанной в уведомлении даты планируемого введения частичного ограничения режима потребления (если введение частичного ограничения невозможно по технической причине) либо по истечении 3 дней с даты составления акта об отказе в доступе (если введение частичного ограничения невозможно по причине, указанной в пункте 11 настоящих Правил). Отдельное уведомление о планируемом введении полного ограничения режима потребления не направляется;

в) соблюдение иных условий, связанных с действиями сторон при введении ограничения режима потребления и определенных договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договором оказания услуг по передаче электрической энергии.

Учитывая положения пункта 15 Правил следует, что направление уведомлений об ограничении режима потребления является неотъемлемой частью процесса введения ограничения режима потребления электроэнергии.

 АО "Читаэнергосбыт" своими действиями, выразившимися в направлении уведомлений  исх. №9791/06 от 12.04.2016,  исх.№12659/06 от 06.05.2016, исх.№13858/16 от 18.05.2016, исх.№9788/06 от 12.04.2016, исх.№13323/06 от 13.05.2016 приступило к первому этапу процедуры введения ограничения режима потребления электроэнергии на объекты АО «ГУ ЖКХ», указанным в уведомлениях.

Кроме того,  в отношении объектов АО «ГУ ЖКХ» сетевой организаций ОАО «Оборонэнерго» в соответствии с актами ограничения режима потребления электроэнергии № 6,7,8,9,10,5,4,6 от 23.05.2016, № 8,11,9,10,16,15,14,12,13 от 30.05.2016 было введено частичное ограничение электроснабжения до уровня аварийной брони (котельных) по договору энергоснабжения №090073 от 01.10.2015 г., в соответствии с актами ограничения режима потребления электроэнергии №7-а от 25.05.2016, №7-б от 26.05.2016, №7-в от 27.05.2016, частичное (объект «Мастерская (тепло хозяйство))» и полное ограничение 28.04.2016г. (объект «Административное здание №1 и столярная мастерская») по договору энергоснабжения №№090074 от 01.10.2015 г.

АО ГУ «ЖКХ» является организацией, оказывающей  услуги  по  предоставлению коммунальных услуг на объекты подведомственные Минобороны России.  Ограничение  режима подачи электроэнергии могло привести к остановке  работы котельных и иных объектов, обеспечивающих поставку коммунальных услуг на объекты подведомственные Минобороны, т.к. потребляемая электроэнергия АО ГУ «ЖКХ»  является необходимым элементом технологического процесса подачи тепловой энергии, водоснабжения  и водоотведения  для объектов подведомственных Минобороны.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 № 1173, прямо указано на недопустимость введения ограничений либо прекращения топливно-энергических ресурсов воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, считаются действиями, нарушающими безопасность государства.

Таким образом, на основании изложенного выше, действия АО "Читаэнергосбыт" по отказу от исполнения  обязательств по  договору энергоснабжения от 01.11.2015 № 090074 и  от 01.11.2015 № 090073, выразившиеся в инициировании введения ограничения режима потребления электроэнергии на объекты Минобороны России, путем направления уведомлений № 9791/06 от 12.04.2016,  исх. № 12659/06 от 06.05.2016, исх. № 13858/16 от 18.05.2016, исх. № 9788/06 от 12.04.2016, исх. № 13323/06 от 13.05.2016 в адрес АО "ГУ ЖКХ об ограничении подачи электрической энергии на объекты Минобороны России и введении ограничения подачи электроэнергии на объекты по договору № 090073 от 01.10.2015 и № 090074 от 01.10.2015г (акты ограничения режима потребления электроэнергии № 6,7,8,9,10,5,4,6 от 23.05.2016, № 8,11,9,10,16,15,14,12,13 от 30.05.2016,  № 7-а от 25.05.2016, № 7-б от 26.05.2016, № 7-в от 27.05.2016) , являются нарушением части 1 статьи 10  Закона о защите конкуренции.

Ответственность за нарушение части 1 статьи 10  Закона о защите конкуренции установлена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 14.31 КоАП РФ, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2.1 КоАП, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в нарушении требований части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а именно злоупотреблении АО «Читаэнергосбыт» доминирующим положением на розничном рынке электрической энергии (мощности), путем одностороннего  отказа от исполнения  обязательств по  договору энергоснабжения от 01.11.2015 № 090074 и  от 01.11.2015 № 090073, что привело к ущемлению интересов АО «ГУ ЖКХ».

АО «Читаэнергосбыт»  факт нарушения части 1 статьи 14.31  признает, но просит учесть обстоятельства, изложенные в письменных пояснениях.

Между АО «Читаэнергосбыт» и АО «ГУ ЖКХ» заключены договор энергоснабжения №090073 от 01.11.2015 г. и договор энергоснабжения №090074 от 01.11.2015г.

Обязательства по оплате потребленной электрической энергии исполнялись АО «ГУ ЖКХ» ненадлежащим образом. Так,  по состоянию на 12.04.2016г. задолженность АО «ГУ ЖКХ» перед АО «Читаэнергосбыт» за поставленную электрическую энергию   по  договору энергоснабжения №090073 от 01.10.2015 г. составила  42 913 488, 19 руб.,  по договору энергоснабжения №090074 от 01.10.2015 г. 56 657, руб.  Указанная задолженность сложилась за период февраль, март, апрель 2016г.

В соответствии с положениями подп. «б» п. 2 Правил полного и (или) частичного ограничении режима потребления электрической энергии, утв.  Постановлением Правительства от 4 мая 2012 г. № 442 (далее по тексту  – Правила ограничения)  в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа вводится ограничение режима потребления  электрической энергии.

АО «ГУ ЖКХ» были вручены уведомления о возможном введении ограничения режима потребления электрической энергии и было предложено решить вопрос оплаты образовавшейся задолженности (уведомления от 12.04.2016г., 06.05.2016г., 18.05.2016г. по договору энергоснабжения №090073 от 01.10.2015 г., от 12.04.2016г., 13.05.2016г. по договору энергоснабжения № 090074 от 01.10.2015г.).

В связи с тем, что задолженность не была погашена,  в отношении объектов АО «ГУ ЖКХ», было введено частичное ограничение электроснабжения до уровня аварийной брони объектов (котельных) по договору энергоснабжения №090073 от 01.10.2015 г., и полное ограничение в отношении вспомогательных объектов   по договору энергоснабжения №№090074 от 01.10.2015 г.

Ограничение режима потребления электрической энергии объектов АО «ГУ ЖКХ» произведено в соответствии с требованиями Правил ограничения.  Необходимо отметить, что полное ограничение режима потребления электроэнергии в отношении объектов теплоснабжения не вводилось и ограничение режима потребления произведено после окончания отопительного сезона.

Согласно п. 18 Правил ограничения в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 указанных Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.

При отсутствии у такого потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с настоящими Правилами.

Правилами ограничения (Приложение к Правилам ограничения) определены категории  потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям. Перечень является исчерпывающим,   ни к одной из указанных категорий не относится ни  АО «ГУ ЖКХ», ни  обслуживаемые им объекты. Вместе  с тем, ограничение режима потребления электрической энергии в отношении объектов теплоснабжения произведено с учетом требований пункта 18 Правил ограничения до уровня аварийной брони. В отсутствие у    АО «ГУ ЖКХ» актов согласования аварийной брони величина аварийной брони определена в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов потребителя.

Прошу также учесть, что введение ограничения режима потребления электрической энергии в отношении объектов АО «ГУ ЖКХ» явилось со стороны АО «Читаэнергосбыт» вынужденной мерой.

АО «ГУ ЖКХ» с момента заключения договоров энергоснабжения зарекомендовало себя недобросовестным контрагентом, систематически не исполняя обязательства по оплате потреблённой электрической энергии. По состоянию на 01.01.2017 г. задолженность за потребленную электроэнергию у АО «ГУ ЖКХ» перед АО «Читаэнергосбыт» составила 339 381 474, 62 руб. (110 002 639,39 руб. – по Забайкальскому краю, 229 378 835,13 руб. – по Республике Бурятия).

Дебиторская задолженность АО «Читаэнергосбыт» составляет около 2 миллиардов рублей, кредиторская задолженность 1,4 миллиарда рублей, кредитные заемные средства 1,5 миллиардов рублей.

Со стороны АО «Читаэнергосбыт» предпринимались все необходимые и возможные действия, направленные на погашение задолженности.

Так, в том числе, направлялись обращения как непосредственно в АО «ГУ ЖКХ», так и в Министерство обороны РФ.  При этом, в своих ответах АО «ГУ ЖКХ» сообщило, что погашение задолженности осуществляется по мере поступления денежных средств от жителей специализированного жилищного фонда и от Министерства обороны Российской Федерации. В свою очередь, Министерство обороны РФ указало, что «Министерством обороны выполняются все финансовые обязательства в соответствии с заключенным Государственным контрактом между Минобороны России и АО «ГУ ЖКХ» включая авансирование расходов».

 Задолженность взыскивается АО «Читаэнергосбыт» в судебном порядке. По вступившим в силу решениям Арбитражного суда Забайкальского края исполнительные листы получены и направлены в Федеральную службу судебных приставов, но оплата по исполнительным листам не поступает.  

Принимая во внимание вышеизложенное, а также историю деятельности других юридических лиц, ранее обслуживающих объекты Министерства обороны РФ (АО «Славянка», признанное банкротом - задолженность 3,4 млн. руб., АО "Оборонэнергосбыт", утратившее статус гарантирующего поставщика с 01.01.2017г. - задолженность 112 млн. руб.), АО «ГУ ЖКХ» будет признано банкротом и ликвидировано, оставив неоплаченные долги.  Арбитражным судом г.Москвы уже рассматривается дело А40-254121/2016 о признании АО «ГУ ЖКХ» несостоятельным (банкротом). 

В настоящее время ведется работа по созданию нового юридического лица, которому будут переданы на обслуживание объекты, в настоящее время обслуживаемые АО «ГУ ЖКХ».

Действия АО «ГУ ЖКХ» по отношению к организациям поставщикам коммунальных ресурсов, учитывая объемы потребляемых ресурсов и, соответственно, суммы задолженности, фактически направлены на доведение последних до банкротства.  Ресурососнабжающие организации в сложившейся ситуации вынуждены использовать единственный реальный способ защиты -  ввести ограничение режима потребления электрической энергии на объекты, не влияющие на обороноспособность для того, чтобы хотя бы снизить рост заведомо безнадежной дебиторской задолженности. Так, в январе 2017г. теплоснабжающая организация -  АО «ТГК-14» была вынуждена ввести режим ограничения режима потребления в отношении объектов АО «ГУ ЖКХ».

Неплатежи по обязательствам негативно сказываются на надежности энергоснабжения потребителей Забайкальского края. АО «Читаэнергосбыт» не имеет возможности в полном объёме своевременно исполнить договорные обязательства перед контрагентами, в частности,  перед филиалом ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго», для которого оплата оказанных услуг по передаче является основным источником дохода, что в свою очередь ставит под угрозу работу электросетевого хозяйства региона.

В сложившейся ситуации Общество вынуждено, в первую очередь, погашать задолженность за электрическую энергию, приобретенную на оптовом рынке электрической энергии.

В соответствии с п. 37 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 г. №1172 в случае ненадлежащего исполнения обязательств по оплате электрической энергии, мощности и (или) услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике за 2 расчетных периода по соответствующим договорам или нарушения требования о предоставлении обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии и (или) мощности в размере, предусмотренном договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, наблюдательный совет Совета рынка принимает решение об исключении  поставщика из реестра субъектов оптового рынка.

Угроза лишения статуса субъекта оптового рынка при наличии задолженности за два расчетных периода является реальной. Так, решением Наблюдательного совета НП «Совет рынка» от 24 апреля 2013 г. N 11-II/2013 ОАО «Бурятэнергосбыт» было лишено статуса субъекта оптового рынка, исключено из реестра субъектов оптового рынка, прекращена поставка (покупка) электрической энергии и мощности на оптовом рынке в отношении группы точек поставки ОАО «Бурятэнергосбыт».

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.3 КоАП, не установлено.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, предусмотренную статьей 4.2 КоАП,  являются признание нарушения, своевременное исполнение предписания, систематическое неисполнение обязательств по оплате за поставленную электроэнергию.

В соответствии со статьей 2.9. КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 21 Постановления от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющего существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 Постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Из норм КоАП РФ следует, что малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер.

Обстоятельства совершения АО «Читаэнергосбыт» рассматриваемого выше правонарушения, принимая во внимание меры направленные на устранение последствий нарушения, признание вины лицом, совершившим административное правонарушение и добровольное прекращение противоправного поведения лицом, позволяют определить административное правонарушение как  малозначительное.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 23.48, 29.9, 2.9 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Прекратить производство по делу № 2/02-06   об административном правонарушении в отношении АО «Читаэнергосбыт» <      >, освободив от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Руководитель управления

Связанные организации

Связанные организации не указаны