Решение б/н Решение по делу в отношении Комитера по развитию инфраструкт... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть объявлена  23.10.2013

Полный текст  решения изготовлен 30.10.2013                              г. Чита                                           

Комиссия  Забайкальского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии: руководитель Забайкальского УФАС России;

Члены Комиссии: главный специалист – эксперт  отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Забайкальского УФАС России; специалист – эксперт  отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Забайкальского УФАС России;

рассмотрев дело №29  по признакам нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), содержащихся в действиях Комитета по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита» (далее также Комитет),

в присутствии представителя заявителя, представителей ответчика: исполняющего обязанности председателя комитета (распоряжение Администрации городского округа «Город Чита» от 08.10.2013 №1559-р), заместителя председателя комитета (без доверенности), заинтересованного лица К.Д.И., в отсутствие К.С.Л. (о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом),

УСТАНОВИЛА:

 

  По результатам рассмотрения материалов Прокуратуры Забайкальского края от 08.10.2013 №7/1-28-2013 (вх. от 09.10.2013 №4112) о наделении Комитетом по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита» хозяйствующих субъектов (индивидуальных предпринимателей К.С.Л. и К.Д.И.) правами органа местного самоуправления, выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Забайкальским УФАС России возбуждено дело №29 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Комитета по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита» по признакам нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции. В качестве заинтересованных лиц привлечены индивидуальные предприниматели К.Д.И. и К.С.Л.

Представитель заявителя пояснил, что поскольку для осуществления своих задач и функций ответчик наделен правом представлять и защищать интересы комитета в судебных органах по вопросам, отнесенным к его полномочиям, наделение хозяйствующих субъектов (индивидуальных предпринимателей К.Д.И. и К.С.Л.) указанным правом незаконно в силу прямого запрета, установленного в части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Ответчиком представлены письменные пояснения (исх. от 18.10.2013 №2000), в соответствии с которыми Комитетом даны определения понятий конкуренция, признаки ограничения конкуренции, отношения, связанные с защитой конкуренции, цель Закона о защите конкуренции, а также перечень необходимых условий для квалификации действий органа местного самоуправления по статье 15 Закона о защите конкуренции со ссылкой на постановление ФАС СЗО от 23.06.2010 №А13-16121/2009.

 Ответчиком указано, что на действия председателя комитета по развитию   инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита» по выдаче  доверенностей лицам, не состоящим в штате комитета, требования Федерального закона «О защите   конкуренции» не распространяются, поскольку он действовал не в рамках осуществления своих публичных функций, а как субъект частноправовых отношений.

Со ссылками на нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Конституции Российской Федерации, Международного пакта о гражданских и политических правах, Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о защите прав человека и основных свобод ответчиком указано, что поскольку конституционные принципы предполагают наличие одинакового объема процессуальных прав субъектов гражданских правоотношений, в том числе и по вопросу о выборе представителей, независимо от статуса этих субъектов, то председатель комитета по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита», выдав доверенности К.С.Л., К.Д.И., П.Э.А., действовал в рамках закона.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства исполняющим обязанности председателя комитета даны пояснения, что в структуру Комитета по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита» входят управление строительства, транспорта и связи, управление архитектуры и градостроительства, финансово-экономический отдел и юридический отдел. В юридическом отделе четыре юриста. 

Ответчиком представлены копии положений о юридическом отделе комитета, финансово-экономическом отделе комитета, должностных инструкций работников юридического отдела, копия договора на оказание юридической помощи и консультационных услуг с Д.И. К. от 24.06.2013 б/н.

Заинтересованными лицами письменные пояснения на заседание комиссии не представлены. В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Д.И. Кукушкиным даны пояснения, что поскольку при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по строительству объекта «Развязка в разных уровнях на пересечении автодороги Улан-Удэ-Забайкальск и автодороги Чита-Смоленка - подъезд к федеральной автодороге Чита-Хабаровск (район Каштака)» возникал ряд вопросов, заинтересованное лицо, являясь специалистом в данной области, оказывало консультационную помощь. Нарушений антимонопольного законодательства заинтересованное лицо не усматривает.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Комиссией установлено следующее.

02 июля 2013 года на официальном сайте  Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов муниципальным заказчиком – Комитетом по развитию инфраструктуры Администрации городского округа «Город Чита» размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по  строительству объекта «Развязка в разных уровнях на пересечении автодороги Улан-Удэ-Забайкальск и автодороги Чита-Смоленка - подъезд к федеральной автодороге Чита-Хабаровск (район Каштака) (реестровый №0191300011313000021). Начальная цена контракта 621705000,00 рублей.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от 26.07.2013 поступило три заявки. Двум участникам размещения заказа - ООО «СтройЕвроКом», ООО «Научно-производственное объединение «Мостовик» отказано в допуске к участию в аукционе. Данные участники обжаловали действия аукционной комиссии в Забайкальское УФАС России. По результатам рассмотрения указанных жалоб 06.08.2013 принято решение о признании жалоб обоснованными, заказчик признан нарушившим пункт 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, выдано предписание об аннулировании открытого аукциона в электронной форме. Предписание исполнено в установленный срок.

Решение и предписание Забайкальского УФАС России по рассмотрению указанных жалоб обжалованы муниципальным заказчиком в Арбитражный суд Забайкальского края (дело №А78-7567/2013).

В предварительном судебном заседании 30.09.2013  интересы муниципального заказчика представляли К.С.Л.  (доверенность от 30.09.2013 №1857), П. Э.А. (доверенность от 30.09.2013 №1859).

После перерыва в предварительном судебном заседании 17.10.2013 интересы Комитета по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита» представляли П.Э.А., К.Д.И. (доверенность от 30.09.2013 №1858), С.И.Н. (доверенность от 26.12.2012 №2393).

Администрация городского округа «Город Чита» входит в структуру органов местного самоуправления городского округа (статья 21 Решение Думы городского округа «Город Чита» от 8 декабря 2011 г. №243 «О принятии Устава городского округа «Город Чита» – далее Устав), является исполнительно - распорядительным органом местного самоуправления, наделена Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Забайкальского края, обладает правами юридического лица, имеет свои печать, штампы, счета в банке, финансируется из бюджета городского округа (статья 37 Устава). В соответствии с полномочиями в сфере строительства, транспорта и связи городского округа (пункт 4 статьи 38 Устава) администрация городского округа выступает заказчиком на строительство и ремонт жилых и гражданских зданий, объектов социальной и производственной инфраструктуры, создаваемых за счет собственных средств или на основе долевого участия.

 Должностными лицами администрации городского округа являются муниципальные служащие, замещающие муниципальные должности, выполняющие властные, организационно-распорядительные, управленческие функции по отношению к работникам администрации, муниципальным предприятиям и учреждениям городского округа, муниципальной собственности (статья 39 Устава).

Структура администрации городского округа, в состав которой входят отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации городского округа, утверждается Думой городского округа по представлению Мэра города Читы (пункт 4 статьи 37 Устава). Структура администрации городского округа утверждена решением Думы городского округа «Город Чита» от 02.04.2009 №18 «Об утверждении структуры администрации городского округа «Город Чита» (с изм. от 26.01.2012) и включает, в том числе, Комитет по развитию инфраструктуры.

Комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Комитете по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита», утвержденным решением Думы городского округа «Город Чита» от 14.05.2009 № 69 (далее - Положение).

В соответствии с пунктами 3.1.50, 3.1.52 Положения Комитет наделен полномочиями представлять интересы администрации городского округа «Город Чита», Комитета, председателя Комитета в судах общей юрисдикции, арбитражных, мировых и третейских судах по вопросам и в пределах компетенции Комитета; самостоятельно осуществлять размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, требующихся для муниципальных нужд.

Для осуществления своих задач и функций Комитет в силу п. 4.1.2 Положения имеет право представлять и защищать интересы Комитета в судебных органах по вопросам, отнесенным к его полномочиям.

При этом организация работы по размещению муниципального заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд возложена на финансово-экономический отдел Комитета (пункты 2.10, 3.31 положения о финансово-экономическом отделе Комитета).

Осуществление защиты законных интересов, представление интересов администрации городского округа «Город Чита», Комитета в судах общей юрисдикции, арбитражном, мировых и третейских судах возложено на юридический отдел (пункты 2.4, 3.8 положения о юридическом отделе). Должностные инструкции всех работников юридического отдела содержат обязанность муниципального служащего по участию в судах по представлению интересов администрации городского округа «Город Чита», Комитета.

Согласно части 3 статьи 15 Федерального закона от 260.7.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года №317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Федеральным законом от 30 октября 2007 года №238-ФЗ №О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта».

К.С.Л. и К.Д.И. в силу части 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции являются хозяйствующими субъектами (К.С.Л., дата внесения записи в ЕГРИП 18.07.2011, статус – действующее; К.Д.И., дата внесения записи в ЕГРИП 17.12.2009, статус – действующее).

В соответствии с доверенностями от 30.09.2013 №№1857, 1858 (подписанными председателем Комитета по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита») К.С.Л.  и К.Д.И., уполномочены представлять интересы комитета по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита» в Арбитражном суде Забайкальского края по делу № А78-7567/2013 по иску комитета по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита» к Управлению  Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю со всеми правами, предоставленными законом представителю, истцу, ответчику, третьему лицу. В том числе с правом подписи необходимых документов (исковых заявлений, заявлении, запросов, ходатайств, жалоб, отзывов, заявлений об обеспечении иска и т.п.) полного или частичного отказа от исковых требований, уменьшение их размера, признания иска, изменения предмета или основания иска, предъявления иска в суд, предъявления встречного иска, подачи заявления об обеспечении иска, передачу спора на рассмотрение третейского суда, обжалования (в апелляционную, кассационную, надзорную инстанции) решений, определений суда, действий (бездействий) судебных приставов-исполнителей с правом подписания апелляционных, кассационных и надзорных жалоб, предъявление исполнительного документа  взысканию, получение присужденного имущества, а также право на подписание заявления о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам, и совершения иных законных действий, связанных с выполнением поручений по доверенностям. Полномочия, предоставленные доверенностями, действительны до 31 декабря 2013 года.

Проанализировав указанные выше пункты Решения Думы городского округа «Город Чита» от 08.12.2011 №243 «О принятии Устава городского округа «Город Чита», Положения о Комитете по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита» (утв. решением Думы городского округа «Город Чита» от 14.05.2009 № 69), положения о финансово-экономическом и юридическом отделах Комитета, должностные инструкции работников юридического отдела, оценив доверенности от 30.09.2013 №№1857, 1858, Комиссией установлено, что индивидуальные предприниматели К.С.Л. и К.Д.И. необоснованно наделены правами представлять и защищать интересы Комитета в Арбитражном суде Забайкальского края по вопросам, отнесенным к полномочиям органа местного самоуправления.

Доводы ответчика и заинтересованного лица о правомерности своих действий признаны Комиссией необоснованными ввиду следующего.

Указанный в письменных пояснениях перечень необходимых условий для квалификации действий органа местного самоуправления по статье 15 Закона о защите конкуренции со ссылкой на постановление ФАС СЗО от 23.06.2010 №А13-16121/2009 не относится к рассматриваемому делу о нарушении антимонопольного законодательства, поскольку относятся к квалификации нарушений антимонопольного законодательства по иной части статьи 15 Закона о защите конкуренции (что указано на страницах 3,5 названого судебного акта, в котором действия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области квалифицированы по части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции).

Пояснения ответчика об отсутствии у организации возможности иметь представителя для реализации своих прав  как участника арбитражного процесса и тем самым лишения самого конституционного права на судебную защиту, Комиссия считает необоснованными и не соответствующими действительности. Конституционное право на судебную защиту и представление интересов Комитета наряду с иными юридическими лицами, закреплено в федеральных законах, правовых актах органов местного самоуправления городского округа «Город Чита» и реализовано путем включения  данного права Комитета в должностные обязанности муниципальных служащих юридического отдела Комитета с выдачей соответствующих доверенностей либо представлением интересов председателем Комитета без доверенности.

Довод, что доверенность выдана в рамках заключенного между Комитетом и индивидуальным предпринимателем К.Д.И. договора об оказании юридической помощи и консультационных услуг от 24.06.2013 б/н (по вопросам размещения муниципального заказа и правовым вопросам), в пункте 2.1.3 которого установлена обязанность индивидуального предпринимателя при необходимости представлять интересы Комитета в судебных инстанциях, в пункте  2.4.1 обязанность Комитета  выдать исполнителю  доверенность, также признан Комиссией необоснованным ввиду следующего. Органы местного самоуправления, в том числе и Комитет, наделены собственными полномочиями по самостоятельному и под свою ответственность решению вопросов местного значения. Взаимоотношения органов местного самоуправления городского округа с предприятиями, учреждениями, организациями иных форм собственности и физическими лицами устанавливаются в соответствии со статьей 60 Устава городского округа «Город Чита». Согласно пункту 1 статьи 60 Устава по вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления городского округа, их отношения с предприятиями, учреждениями и организациями иных форм собственности, а также с физическими лицами строятся на основе договоров. Таким образом, заключение договоров с индивидуальными предпринимателями возможно по вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления городского округа. Наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления прямо запрещено частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Исходя из вышеизложенного, Комиссией установлено, что Комитетом по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита»  нарушена часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части наделения хозяйствующих субъектов правом органа местного самоуправления по представлению и защите интересов Комитета в судебных органах по вопросам, отнесенным к его полномочиям.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 45, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать Комитет по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита» нарушившим часть 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части наделения хозяйствующих субъектов правом органа местного самоуправления по представлению и защите интересов Комитета в судебных органах по вопросам, отнесенным к его полномочиям.

2. Комитету по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита» выдать предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства путем отмены доверенностей от 30.09.2013 №1857, от 30.09.2013 №1858.

       3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Забайкальского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.9 КоАП РФ.

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                        

 

Члены Комиссии    

     

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

 

 

Резолютивная часть объявлена 23.10.2013.

Полный текст предписания изготовлен 30.10.2013                                            г. Чита                                                                      

                                                                                                            

Комиссия  Забайкальского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии: руководитель Забайкальского УФАС России;

Члены Комиссии: главный специалист – эксперт  отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Забайкальского УФАС России; специалист – эксперт  отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Забайкальского УФАС России;

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 30 октября 2013 года (резолютивная часть решения объявлена 23.10.2013) по делу №29 о нарушении Комитетом по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита» части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

  1. Комитету по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита» прекратить нарушение части 3 статьи 15  Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» - отменить доверенность от 30.09.2013 №1857 на К.С.Л., отменить доверенность от 30.09.2013 №1858 на К. Д.И..

2. Доказательства исполнения предписания представить в Забайкальское УФАС  России  до 15 ноября 2013 года.

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.

 

 

Председатель Комиссии                                                                           

 

Члены Комиссии                                                                                        

 

                                                                                                                  

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

 

                                                                                               

Связанные организации

Связанные организации не указаны