Апелляционная жалоба №09/81134/18 РЕШЕНИЕ по жалобе (...) на решение Краснодарского УФАС Росс... от 3 октября 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе <…> на решение Краснодарского УФАС России от 10.05.2018 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 489/2017
г. Москва
Резолютивная часть решения объявлена «14» сентября 2018 года.
Решение в полном объеме изготовлено «21» сентября 2018 года.
Коллегиальный орган Федеральной антимонопольной службы — Апелляционная коллегия Федеральной антимонопольной службы (далее — Апелляционная коллегия) в составе:
председателя Апелляционной коллегии:
<…>;
членов Апелляционной коллегии:
<…>;
<…>,
рассмотрев на заседании Апелляционной коллегии жалобу <…> на решение Краснодарского УФАС России по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 489/2017, в присутствии посредством видеоконференц-связи представителя МКУ «Управление коммунального хозяйства и благоустройства» муниципального образования город Краснодар по доверенности — <…>, от Краснодарского УФАС России <…>, в отсутствие надлежащим образом уведомленного <…> (уведомление о дате, времени и месте рассмотрения жалобы размещено 26.06.2018 на официальном сайте ФАС России www.fas.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»),
УСТАНОВИЛА:
на рассмотрение Апелляционной коллегии в порядке статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) поступила жалоба <…> (далее также — Заявитель) на решение Краснодарского УФАС России от 10.05.2018 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 489/2017 (далее — жалоба) о прекращении производства по делу № 489/2017, в связи с отсутствием в действиях МКУ «Управление коммунального хозяйства и благоустройства» муниципального образования город Краснодар нарушения требований части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Заявитель с вынесенным решением не согласен, считает, что территориальным органом нарушено единообразие в применении антимонопольным органом норм антимонопольного законодательства.
Доводы Заявителя изложены в жалобе, в частности, <…> считает, что неправомерно были объединены в один лот работы в нескольких административно-территориальных единицах. Также, по мнению Заявителя, территориальным органом не произведена оценка количества объединенных в один лот дворовых территорий, их расположение и данные кадастрового учета. Не принята во внимание организационная, социальная и экономическая целесообразность такого объединения (соответствующие последствия).
Апелляционная коллегия рассмотрела жалобу <…> на решение Краснодарского УФАС России от 10.05.2018 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 489/2017 на предмет соблюдения единообразия в применении антимонопольным органом норм антимонопольного законодательства и установила следующее.
В Краснодарское УФАС России поступили заявления <…> на действия МКУ «Управление коммунального хозяйства и благоустройства» муниципального образования город Краснодар при проведении электронных аукционов №№ 0318300119417001107, 0318300119417001106.
По итогам рассмотрения поступивших заявлений приказом от 21.11.2017 № 399 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» возбуждено дело № 489/2017 по признакам нарушения МКУ «Управление коммунального хозяйства и благоустройства» муниципального образования город Краснодар части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
В ходе рассмотрения дела № 489/2017 Комиссией Краснодарского УФАС России установлено следующее.
14.08.2017 в Единой информационной системе (далее — ЕИС) размещены извещения о проведении Аукционов:
«Выполнение работ по благоустройству общественных территорий муниципального образования город Краснодар» (извещение № 0318300119417001107) (далее по тексту — Аукцион № 1);
«Выполнение работ по благоустройству дворовых территорий муниципального образования город Краснодар» (извещение № 0318300119417001106) (далее по тексту — Аукцион № 2).
Заказчиком аукционов являлось МКУ «Управление коммунального хозяйства и благоустройства» муниципального образования город Краснодар.
Комиссией Краснодарского УФАС России было установлено, что предметом закупки по Аукционам являлись работы по комплексному благоустройству дворовых и общественных территорий муниципального образования город Краснодар в рамках федерального приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды муниципального образования город Краснодар на 2017 год».
Комиссией Краснодарского УФАС России установлено, что перечни работ на пяти общественных территориях и на восьми дворовых территориях, вошедшие в указанные закупки, абсолютно идентичны, что позволило заказчику объединить работы в один лот по общественным и по дворовым территориям соответственно.
Из пояснений МКУ «Управление коммунального хозяйства и благоустройства» муниципального образования город Краснодар установлено, что перечень работ, входящих в состав благоустройства территорий регламентирован рядом нормативных документов, таких как пункт 11 поставления Правительства РФ от 10.02.2017 № 169 «Об утверждении правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды» (далее — постановление Правительства № 169), решением городской Думы г. Краснодара от 22.08.2013 № 52 пункт 6 «Об утверждении правил благоустройства территории муниципального образования город Краснодар».
Согласно подпунктам «г» и «д» пункта 11 постановления Правительства № 169 определен минимальный перечень видов работ по благоустройству дворовых территорий включает ремонт дворовых проездов, обеспечение освещения дворовых территорий, установка скамеек, урн, а также перечень дополнительных видов работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов — оборудование детских и (или) спортивных площадок, автомобильных парковок, озеленение территорий, иные виды работ.
Пунктом 4 решения городской Думы города Краснодара от 22.08.2013 № 52 пункт 6 «Об утверждении правил благоустройства территории муниципального образования город Краснодар» определено следующее понятие благоустройства территории: «комплекс мероприятий по инженерной подготовке и обеспечению безопасности, озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства».
Согласно пункту 3.2 «СП 82.13330.2016. Свод правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75», утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 декабря 2016 г. № 972/пр, благоустройство территории — комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.
Таким образом, комиссия Краснодарского УФАС России пришла к выводу, что виды работ, объединенные в составе Аукционов, соответствуют вышеуказанному определению, что подтверждает наличие технологической и функциональной связи между ними в рамках исполнения контрактов, заключенным по итогам проведения Аукционов.
Учитывая изложенные обстоятельства, Комиссия Краснодарского УФАС России прекратила рассмотрение дела № 489/2017, в связи с отсутствием в рассматриваемых действиях МКУ «Управление коммунального хозяйства и благоустройства» муниципального образования город Краснодар нарушения требований части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Изучив жалобу <…> на решение Краснодарского УФАС России от 10.05.2018 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 489/2017, Апелляционная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее — запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частями 1 и 2 статьи 17 запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Как следует из материалов дела, 14.08.2017 в системе ЕИС были опубликованы извещения о проведении следующих аукционов аукционов:
- «Выполнение работ по благоустройству общественных территорий муниципального образования город Краснодар» (извещение № 0318300119417001107). Благоустройство общественных территорий муниципального образования город Краснодар включает в себя выполнение работ на следующих территориях:
- Благоустройство сквера «Вишняковский»;
- Благоустройство бульвара «Дальний»;
- Благоустройство территории площади перед кинотеатром «Болгария»;
- Благоустройство сквера «Молодежный»;
- Благоустройство территории между Первомайским районным судом и Дворцом Бракосочетания «Екатерининский зал».
- «Выполнение работ по благоустройству дворовых территорий муниципального образования город Краснодар» (извещение № 0318300119417001106). Благоустройство дворовых территорий муниципального образования город Краснодар включает в тебя выполнение работ на следующих территориях:
- Карасунский внутригородской округ города Краснодара;
- Карасунский внутригородской округ города Краснодара;
- Карасунский внутригородской округ города Краснодара;
- Карасунский внутригородской округ города Краснодара;
- Западный внутригородской округ города Краснодара;
- Центральный внутригородской округ города Краснодара;
- Прикубанский внутригородской округ города Краснодара;
- Прикубанский внутригородской округ города Краснодара.
По Аукциону № 1 и Аукциону № 2 установлено следующее.
Аукцион № 1 |
Аукцион № 2 |
|
Временной интервал |
14.08.2017-14.09.2017 |
14.08.2017-14.09.2017 |
Объект закупки |
Выполнение работ по благоустройству общественных территорий муниципального образования город Краснодар |
Выполнение работ по благоустройству дворовых территорий муниципального образования город Краснодар |
НМЦК |
247 037 905,35 |
531 483 610,49 |
Обеспечение заявки |
12 351 895,27 |
26 574 180,52 |
Обеспечение контракта |
74 111 371,61 |
159 445 083,15 |
Участники |
Единственный участник «Новые коммунальные технологии», с которым заключен контракт |
Единственный участник «Дорстроймеханизация», с которым заключен контракт |
Исполнение контракта |
МК расторгнут по соглашению сторон |
МК исполнен, исходя из объема фактически выполненных работ |
Апелляционной коллегией установлено, что предметом закупки по Аукционам являлись работы по комплексному благоустройству дворовых и общественных территорий муниципального образования город Краснодар в рамках федерального приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды муниципального образования город Краснодар на 2017 год».
Согласно информации на сайте Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (основная цель приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» — создание условий для системного повышения качества и комфорта городской среды на всей территории Российской Федерации путем реализации ежегодно (в период с 2017 по 2020 годы) комплекса первоочередных мероприятий по формированию современной комфортной городской среды в субъектах Российской Федерации, реализации к 2020 году 400 комплексных проектов по благоустройству и обучения 2000 специалистов.
На заседании Апелляционной коллегии, которое состоялось 14.09.2018, представитель МКУ «Управление коммунального хозяйства и благоустройства» муниципального образования город Краснодар пояснил, что начиная с 2017 года на территории муниципального образования город Краснодар осуществляется комплекс мероприятий по благоустройству дворовых и общественных территорий в рамках программы «Формирование комфортной городской среды муниципального образования город Краснодар».
Апелляционной коллегией установлено, что организатором торгов — МКУ «Управление коммунального хозяйства и благоустройства» муниципального образования город Краснодар были объединены в один лот выполнение работ по благоустройству общественных территорий и дворовых территорий соответственно, расположенных по разным адресам на территории муниципального образования город Краснодар.
Из материалов жалобы, а также из пояснений МКУ «Управление коммунального хозяйства и благоустройства» муниципального образования город Краснодар следует, что объединение в один лот работ на пяти общественных территориях и на восьми дворовых территориях абсолютно идентичны, что и послужило основанием объединения работ в один лот по общественным территориям и в один лот по дворовым территориям.
В решении Краснодарского УФАС России имеются ссылки на нормативно-правовые акты, а именно, постановление Правительства № 169, решение городской Думы г. Краснодара от 22.08.2013 № 52, «СП 82.13330.2016. Свод правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75», утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 декабря 2016 г. № 972/пр, которыми, по мнению Краснодарского УФАС России и МКУ «Управление коммунального хозяйства и благоустройства» муниципального образования город Краснодар, определено понятие «благоустройство территории».
Вместе с тем, вывод комиссии Краснодарского УФАС России в части, что виды работ, объединенные в состав Аукционов, соответствуют понятию «благоустройство территории», указанных в приведенных нормативно-правовых актах, подтверждает наличие технологической и функциональной связи между ними в рамках исполнения контрактов, заключенных по итогам проведения Аукционов, не может быть принят Апелляционной коллегией ввиду следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, заказчик в документации о закупке самостоятельно формирует объект закупки в каждом конкретном случае, руководствуясь положениями Закона о контрактной системе и статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», принимая во внимание удаленность объектов, объем работ и другие факторы, при условии, что объединение работ на нескольких участках в один лот не повлечет за собой ограничение количества участников закупки.
Учитывая изложенное, объединение в один лот товаров, работ, услуг возможно, если такие товары, работы, услуги технологически и функционально взаимосвязаны, а также при условии отсутствия ограничения доступа хозяйствующих субъектов к участию в закупках.
Из материалов дела следует, что Заказчик объединил в один лот работы, осуществляемые на нескольких территориях, удаленных друг от друга.
Апелляционная коллегия приходит к выводу, что действия МКУ «Управление коммунального хозяйства и благоустройства» муниципального образования город Краснодар по объединению в один лот работ, осуществляемых на нескольких территориях муниципального образования город Краснодар, удаленных друг от друга, привели к установлению значительного размера обеспечения заявки и обеспечения договора, составляющего в общей сложности по Аукциону № 1 более 86 000 000 рублей и по Аукциону № 2 более 185 000 000 рублей, что, в свою очередь, могло привести к непосредственному ограничению круга потенциальных участников торгов по причине отсутствия реальной финансовой возможности внесения обеспечения заявки, а также отсутствия возможности фактического осуществления исполнения объемов работ ввиду необходимости задействования дополнительных трудовых и финансовых ресурсов.
Комиссией Краснодарского УФАС России не был определен круг потенциальных участников, которые могли бы принять участие в рассматриваемых аукционах, при проведении торгов по раздельным лотам.
В ходе рассмотрения жалобы Апелляционной коллегией также установлено, что по Аукциону № 1 муниципальный контракт расторгнут по соглашению сторон, по Аукциону № 2 муниципальный контракт исполнен, исходя из объема фактически выполненных работ.
В 2018 году в рамках в рамках федерального приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды муниципального образования город Краснодар на 2018 год» МКУ «Управление коммунального хозяйства и благоустройства» муниципального образования город Краснодар размещен муниципальный заказ на право заключения муниципального контракта на выполнение работ отдельно:
- По благоустройству общественной территории «Аллея 80-летия образования Краснодарского края», находящейся на территории муниципального образования город Краснодар (извещение № 0318300119418001023, НМЦК — 162 792 733,03 рубля), участие в указанном аукционе приняли участие три хозяйствующих субъекта: НАО «Дорожно-строительное управление №1», ООО «Европа», ООО «Дорстроймеханизация»;
- По благоустройству дворовых территорий муниципального образования город Краснодар в Карасунском внутригородском округе города Краснодара (извещение № 0318300119418001024, НМЦК — 188 862 814,63 рублей), участие в указанном аукционе приняли два хозяйствующих субъекта: ОО «Европа», ООО «Дорстроймеханизация».
Учитывая изложенные обстоятельства, Апелляционная коллегия приходит к выводу, что на территории муниципального образования город Краснодар имеются и другие хозяйствующие субъекты, которые могли бы принять участие в Аукционах №№ 0318300119417001107, 0318300119417001106 на выполнение работ по благоустройству общественных и дворовых территорий муниципального образования город Краснодар. Вместе с тем, комиссией Краснодарского УФАС России не дана оценка указанным обстоятельствам, в частности, не установлена возможность участия иных хозяйствующих субъектов в указанных торгах.
Согласно пункту 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Таким образом, Апелляционная коллегия приходит к выводу, что формирование лотов не должно входить в противоречие с общими принципами антимонопольного регулирования, должно обеспечивать соблюдение гарантий потенциальных участников торгов по реализации их права на участие в торгах.
Ссылка комиссии Краснодарского УФАС России на определение Верховного суда Российской Федерации от 12.04.2018 № 309-КГ18-2670 в качестве обоснования своей позиции, что объединение в один лот однородных работ, расположенных на территории одного муниципального образования не является нарушением положений антимонопольного законодательства, не может быть принят Апелляционной коллегией ввиду следующего.
В приведенном определении Верховного суда Российской Федерации от 12.04.2018 № 309-КГ18-2670 дается оценка действиям заказчика по объединению в один предмет закупки технологических и функционально не связанных работ по проектированию реконструкции автомобильных дорог, территориально расположенных в различных муниципальных районах Челябинской области, влекущим за собой ограничение количества участников закупки.
Вместе с тем, рассматриваемые комиссией Краснодарского УФАС России и Апелляционной коллегией электронные аукционы имеют иной предмет закупок, отличающийся спецификой выполняемых работ, следовательно, ссылка комиссии Краснодарского УФАС России на указанную судебную практику не может быть применена в рассматриваем случае.
Таким образом, Апелляционная коллегия приходит к выводу, что комиссией Краснодарского УФАС России не в полном объеме исследованы обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела № 489/2017, в частности, комиссией Краснодарского УФАС России не проведено надлежащим образом исследование рынка на предмет наличия (отсутствия) потенциальных участников торгов на выполнение работ по благоустройству дворовых и (или) общественных территорий
Согласно части 11 статьи 23 Закона о защите конкуренции основанием для изменения или отмены решения территориального антимонопольного органа является нарушение единообразия в применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства.
При указанных обстоятельствах Апелляционная коллегия приходит к выводу, что решение Краснодарского УФАС России от 10.05.2018 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 489/2017 нарушает единообразие применения антимонопольным органом норм антимонопольного законодательства.
Руководствуясь частью 10 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Апелляционная коллегия
РЕШИЛА:
- Отменить решение Краснодарского УФАС России от 10.05.2018 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 489/2017.
- Направить материалы дела № 489/2017 в Краснодарское УФАС России для рассмотрения с учетом позиции Апелляционной коллегии.
Председатель Коллеги:
<…>
Члены Коллегии:
<…>
<…>
Согласно части 15 статьи 23 Закона о защите конкуренции решение коллегиального органа, принятое по результатам пересмотра решения и (или) предписания территориального антимонопольного органа, вступает в силу с момента его размещения на официальном сайте федерального антимонопольного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с частью 1.1. статьи 52 Закона о защите конкуренции решение по итогам рассмотрения жалобы на решение и (или) предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.