Решение №ИА/28184/18 ПРЕДПИСАНИЕ по итогам рассмотрения ходатайства компании «Бай... от 20 апреля 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПРЕДПИСАНИЕ
В соответствии со статьями 28, 33 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) ФАС России рассмотрела ходатайство компании «Байер АГ» (место нахождения: Германия, 51368 Леверкузен, Кайзер-Вильгельм-Аллее 1; основные виды деятельности – производство, продажа и иная смежная деятельность, оказание услуг в сфере здравоохранения, сельского хозяйства, производство полимеров и химических препаратов) о даче согласия на осуществление сделки по приобретению более 50% голосующих акций компании «Монсанто Кампани» (место нахождения: США, окр. Ньюкасл, 19808, Делавэр, Уилмингтон, Сьют 400, Сентервилль Роуд 2711; основные виды деятельности: сельскохозяйственное производство, селекция семян, геномика) (далее – Сделка), в результате совершения которой компанией «Байер АГ» будут приобретены права, позволяющие определять условия осуществления ООО «Монсанто Рус» (место нахождения: ул. Лесная, д. 9, здание Б, Москва, 125047; основной вид деятельности – реализация семян пропашных культур (кукуруза, масличный рапс) и компании «Монсанто Интернейшнл Сарл» (место нахождения: Морж, Швейцария; основные виды деятельности – оказание дополнительных услуг, преимущественные права) предпринимательской деятельности, а также представленные вместе с ходатайством материалы и информацию.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 23 и пунктом 4 части 2 статьи 33 Закона о защите конкуренции, ФАС России приняла решение выдать настоящее предписание компании «Байер АГ», а также лицам, входящим в одну группу лиц с компанией «Байер АГ» (далее – компания «Байер АГ») о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции (далее – Предписание), а именно:
1. При осуществлении коммерческих поставок семян сельскохозяйственных культур на территорию Российской Федерации, компания «Байер АГ» обязана руководствоваться следующими торговыми практиками:
- не допускать экономически или технологически необоснованного снижения годовых объемов поставок семян сельскохозяйственных культур на территорию Российской Федерации, указанных в Приложении № 1 к настоящему Предписанию;
- сопровождать поставки семян сельскохозяйственных культур российским сельхозпроизводителям инструкциями по возделыванию (инструкции могут предоставляться в форме учебных программ, консультаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, печатных материалов, материалов в сети Интернет и в др. формах);
- нe навязывать покупателям компании «Байер АГ» экономически или технологически необоснованных обязательств по совместной покупке семян сельскохозяйственных культур и средств защиты растений, при этом совместной покупкой не признается продажа семян сельскохозяйственных культур, обработанных средствами защиты.
Компания «Байер АГ» обязана ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, информировать ФАС России об объемах семян сельскохозяйственных культур, поставленных на территорию Российской Федерации за отчетный год.
2. В целях обеспечения выполнения компанией «Байер АГ» требований, содержащихся в настоящем Предписании, компания «Байер АГ» обязана заключить с Федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» гражданско-правовой договор об организации Центра технологического трансфера (далее - ЦТТ), согласованный с ФАС России (далее - Договор).
2.1. В рамках и в пределах срока действия Договора ЦТТ должен выполнять следующие функции:
2.1.1. Формирование перечней потенциальных получателей трансфера (под трансфером понимается либо вся совокупность, либо отдельные составляющие следующих действий - технологический трансфер, предоставление доступа к историческим данным и создание учебно-научного центра биотехнологий растений).
2.1.2. Участие в качестве наблюдателя в переговорах, проводимых компанией «Байер АГ» с конечными получателями трансфера (без вмешательства в процесс переговоров).
2.1.3. Осуществление мониторинга исполнения компанией «Байер АГ» требований по трансферу, содержащихся в настоящем Предписании, включая право ЦТТ ознакомления у конечного получателя с передаваемыми в рамках трансфера материалами, информацией и документами (без права получения копий документов и образцов материалов).
2.1.4. Взаимодействие с органами государственной власти, научными учреждениями и институтами развития, отвечающими за программы научно-технологического развития в Российской Федерации с целью синхронизации трансфера, осуществляемого в рамках настоящего Предписания, с указанными программами.
2.1.5. ЦТТ осуществляет формирование, технико-экономическое обоснование, предварительный отбор и последующую реализацию / сопровождение (технологическое, организационное, финансовое) проектов, как связанных, так и не связанных с трансфером, направленных на развитие конкуренции в агротехнологическом секторе Российской Федерации, в сферах и на основе критериев, указанных в Приложении № 3 к настоящему Предписанию. Проекты и бюджет ЦТТ направляются компании «Байер АГ» для рассмотрения и представления комментариев и утверждаются с учетом комментариев компании «Байер АГ» наблюдательным советом по контролю за деятельностью ЦТТ (сформированным в соответствии с пунктом 2.2.4 ниже).
2.2. Договор должен определять следующий порядок отбора конечных получателей трансфера:
2.2.1. Перечни потенциальных получателей трансфера формируются ЦТТ на основании предложений, поступающих от российских хозяйствующих субъектов, государственных органов, институтов развития Российской Федерации и компании «Байер АГ».
2.2.2. При формировании перечней потенциальных получателей ЦТТ осуществляет оценку соответствия потенциальных получателей критериям, содержащимся в Приложении № 3 к настоящему Предписанию.
2.2.3. Решения об отборе конечных получателей трансфера из перечней потенциальных получателей, определенных ЦТТ, принимаются компанией «Байер АГ» в течение 30 рабочих дней с даты представления ЦТТ соответствующего перечня потенциальных получателей компании «Байер АГ», с приложением документов, подтверждающих их соответствие критериям, установленным в Приложении №3 к настоящему Предписанию. Компания «Байер АГ» не вправе отказать в выборе конечного получателя в случае, если потенциальный получатель соответствует критериям, содержащимся в Приложении № 3 к настоящему Предписанию.
2.2.4. Наблюдательный совет по контролю за деятельностью ЦТТ состоит из представителей ФАС России, Минсельхоза России и Минфина России и осуществляет контроль за деятельностью ЦТТ (утверждение бюджетов и отчетов ЦТТ, утверждение проектов, утверждение конечного получателя в соответствии с пунктом 7 Предписания выше) и содействие устранению разногласий. Порядок формирования, регламент деятельности наблюдательного совета по контролю за деятельностью ЦТТ определяется ФАС России.
2.4. Финансирование ЦТТ осуществляется, в том числе, за счет средств компании «Байер АГ» в объеме и целях, указанных в Приложении №2 к настоящему Предписанию.
2.5. Срок действия Договора должен составлять 5 лет после даты осуществления Сделки.
3. Компания «Байер АГ» в период действия Договора, в течение 7 рабочих дней с даты принятия решения об одобрении конечных получателей молекулярных средств селекции и (или) гермоплазмы в порядке, предусмотренном Договором, обязана направить оферту конечным получателям и в разумный срок заключить с ними лицензионные соглашения по передаче молекулярных средств селекции и (или) гермоплазмы по следующим культурам: кукуруза, рапс, пшеница, соя и овощные культуры (далее - технологический трансфер).
Объем подлежащих передаче молекулярных средств селекции и гермоплазмы, условия лицензионных соглашений и иные условия определены в Приложении № 2 к настоящему Предписанию.
4. Компания «Байер АГ» в период действия Договора, в течение 30 рабочих дней с даты принятия решения об отборе конечных получателей данных в порядке, предусмотренном Договором, при условии получения согласия от правообладателей, обязана направить оферту конечным получателям и в разумный срок заключить с отобранными конечными получателями лицензионные соглашения по предоставлению доступа к историческим деперсонализированным агрегированным данным, полученным из исходных данных, предоставленных или собранных российскими пользователями, в цифровой форме, которыми будет владеть компания «Байер АГ» в результате осуществления Сделки (далее – доступ к историческим данным).
Компания «Байер АГ» в течение 30 рабочих дней с даты осуществления Сделки обязана направить запрос на получение таких согласий соответствующим правообладателям.
Вышеуказанные исторические данные должны предоставляться в машиночитаемом структурированном виде в соответствии с общепринятыми практиками для передачи данных через совместно согласованный протокол передачи данных.
Условия лицензионного соглашения и иные условия определены в Приложении № 2 к настоящему Предписанию.
5. В течение 5 лет с начала коммерческой эксплуатации Платформ цифрового земледелия
Платформа цифрового земледелия - находящаяся во владении компании «Байер АГ» инфраструктура данных, связанная с Продуктами цифрового земледелия, которая позволяет в ходе обычной хозяйственной деятельности третьей стороне связывать, посредством интерфейса для прикладных программ и передавать агрономические, экологические, метеорологические и эксплуатационные данные для полевых культур в сельском хозяйстве в и из приложений сельскохозяйственного программного обеспечения третьей стороны (и наоборот), а также на другие Продукты цифрового земледелия (и наоборот);
на территории Российской Федерации, компания «Байер АГ» обязана на недискриминационных условиях
Недискриминационные условия - аналогичные условия, на которых компания «Байер АГ» предоставляет такой доступ к Продуктам цифрового земледелия, Платформам цифрового земледелия и Базе данных цифрового земледелия компании «Байер АГ» с функциями и функциональными возможностями, идентичными тем, которые предоставляются в России, соответствующим пользователям в других странах, в которых компания «Байер АГ» занимается коммерциализацией Продуктов цифрового земледелия и Платформ цифрового земледелия.
предоставить российским разработчикам программ и приложений для сельского хозяйства доступ к Базе данных цифрового земледелия
База данных цифрового земледелия - база данных сельскохозяйственных данных, которые будут в будущем собираться у сельскохозяйственных производителей в России после коммерциализации Продуктов цифрового земледелия и Платформ цифрового земледелия в России и обрабатываться компанией «Байер АГ» с согласия данных сельскохозяйственных производителей (согласиe нa прeдocтaвлeниe доступa и иcпoльзoвaниe данных сельскохозяйственных производителей российскими разработчиками программ и приложений для сельского хозяйства в фoрмe, предуcмoтрeннoй настоящим Предписаниeм). База данных цифрового земледелия будет храниться в облачном хранилище и управляться компанией «Байер АГ» или от имени компании «Байер АГ».
, собранных в Российской Федерации и предназначенных для использования в Российской Федерации на условиях, определенных в Приложении № 2 к настоящему Предписанию (далее – доступ к собираемым данным).
6. В течение 5 лет с начала коммерческой эксплуатации Продуктов цифрового земледелия
Продукт цифрового земледелия - программное обеспечение и оборудование, отдельно предлагаемое компанией «Байер АГ» третьим лицам в ходе ведения обычной хозяйственной деятельности, предназначенные для: (i) сбора и хранения агрономических, экологических, метеорологических и эксплуатационных данных для полевых культур в сельском хозяйстве в цифровой форме; и (ii) алгоритмического моделирования, позволяющее пользователям анализировать и визуализировать такие данные.
и Платформ цифрового земледелия на территории Российской Федерации компания «Байер АГ» обязана обеспечивать на недискриминационных условиях:
- российским разработчикам программ и приложений для сельского хозяйства возможность подключения их приложений цифрового земледелия на условиях, предусмотренных Приложением № 2 к настоящему Предписанию, к Платформам цифрового земледелия «Байер АГ», коммерциализированным в Российской Федерации;
- российским пользователям возможность подписки на Продукты цифрового земледелия «Байер АГ», коммерциализированные в Российской Федерации;
- российским операторам услуг сбора телематических данных возможность подключения к Платформам цифрового земледелия компании «Байер АГ», коммерциализированным в Российской Федерации.
В случае, если компания «Байер АГ» выйдет с комплексными предложениями для сельскохозяйственных производителей в части, связанной с поставкой минеральных удобрений, семян, средств защиты растений, сельхозмашин/оборудования и инженерных услуг на Платформах цифрового земледелия, коммерциализированных в Российской Федерации, то компания «Байер АГ» обеспечит российским поставщикам вышеуказанных ресурсов доступ к включению в такие комплексные предложения на недискриминационных условиях.
7. Компания «Байер АГ» в период действия Договора в разумный срок с даты принятия решения об отборе конечного получателя в порядке, предусмотренном Договором, обязана заключить с отобранным конечным получателем и утвержденным наблюдательным советом по контролю за деятельностью ЦТТ договор о создании учебно-научного центра биотехнологий растений на территории Российской Федерации, который будет предоставлять возможность обучения российских специалистов современным методам биотехнологий в соответствии с объемом обязательств компании «Байер АГ» по созданию учебно-научного центра, содержащимся в Приложении №2 к настоящему Предписанию (далее – создание учебно-научного центра биотехнологий растений).
8. Обязательства компании «Байер АГ», предусмотренные настоящим Предписанием, действуют в течение 5 лет с даты осуществления Сделки, если иное прямо не предусмотрено настоящим Предписанием.
9. Невыполнение в установленный срок законного Предписания антимонопольного органа влечет административную ответственность в соответствии с частью 2.3 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также согласно части 5 статьи 34 Закона о защите конкуренции является основанием для признания Сделки недействительной в судебном порядке по иску антимонопольного органа.
10. Компания «Байер АГ» в течение 10 рабочих дней после даты осуществления Сделки обязана проинформировать об этом ФАС России.
Приложение: 1. приложение № 1 на 1 л.
2. приложение № 2 на 12 л.
3. приложение № 3 на 4 л.
И.Ю. Артемьев
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
КРИТЕРИИ ВЫБОРА ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ПОЛУЧАТЕЛЕЙ
1 ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1.1 «Общие критерии» означает критерии отбора Потенциальных Получателей, применимые к каждому Потенциальному Получателю независимо от предполагаемой области трансфера, указанные в статье 2 настоящего Приложения.
1.2 «Потенциальный Получатель» означает лицо, надлежащим образом предоставившее ЦТТ все необходимые документы и информацию для целей определения соответствия настоящим Приложением (в зависимости от того, что применимо) и совершения Трансфера.
1.3 «Специальные критерии» означает специальные критерии отбора Потенциальных Получателей, применимые к соответствующему Потенциальному Получателю в зависимости от предполагаемой сферы трансфера, указанные в статье 3 настоящего Приложения.
2 ОБЩИЕ КРИТЕРИИ
2.1 Потенциальный Получатель не является конкурентом компании «Байер АГ» на международном рынке (к примеру, Dow / Pioneer, Limagrain, KWS, ChemChina, Syngenta, Nunhems и прочие аналогичные компании) и не является аффилированным лицом или лицом, входящим в группу такого конкурента компании «Байер АГ», или лицом, аффилированным с компанией «Байер АГ».
2.2 Потенциальный Получатель является юридическим лицом, учрежденным и действующим в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.3 Потенциальный Получатель не имеет в составе участников или акционеров лиц, зарегистрированных и/или учрежденных в государствах и территориях: (i) предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения; (ii) из перечня высокорисковых стран (“high-risk and other monitored jurisdictions”) ФАТФ; и (iii) указанных в списках, установленных в соответствующих указаниях ЦБ РФ и/или приказах Министерства Финансов Российской Федерации и Потенциальный Получатель не находится под контролем (прямым или косвенным) таких лиц, за исключением случаев, когда такая информация полностью и добросовестно раскрыта компании «Байер АГ» и раскрывается в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
2.4 Потенциальный Получатель и/или бенефициары Потенциального Получателя, раскрытые компании «Байер АГ» в соответствии с пунктом 2.3: (i) не нарушал какие-либо права на результаты интеллектуальной собственности; (ii) не нарушал требований антикоррупционного законодательства; (iii) за последние 5 (лет) не нарушал антимонопольного законодательства. Потенциальный Получатель имеет положительную деловую репутацию.
2.5 Руководители Потенциального Получателя, участники или акционеры, имеющие возможность определять условия ведения хозяйственной деятельности или давать обязательные указания Потенциальному Участнику, а также бенефициары Потенциального Получателя, раскрытые в соответствии с пунктом 2.3, не привлекались к уголовной ответственности.
2.6 Потенциальный Получатель имеет в своем штате работников по соблюдению требований применимого законодательства или принял на себя обязательства принять политики и внутренние регламенты компании «Байер АГ» по соблюдению требований применимого законодательства.
2.7 Отсутствуют экстратерриториальные ограничения или запреты в соответствии с какими-либо нормативно-правовыми актами и/или международными договорами на взаимодействие компании «Байер АГ» с соответствующим Потенциальным Получателем.
2.8 Потенциальный Получатель предоставил все надлежащим оформленные согласия и одобрения для участия в соответствующей сфере трансфера, необходимые в соответствии с требованиями применимого законодательства, учредительных документов и иных соглашений (если применимо) Потенциального Получателя.
2.9 В отношении Потенциального Получателя не введена какая-либо из процедур несостоятельности (банкротства) в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ.
3 СПЕЦИАЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ
3.1 Критерии к Потенциальному Получателю молекулярных средств селекции:
3.1.1 Потенциальный Получатель на законном основании имеет возможность пользования лабораторией для работы с маркерами.
3.1.2 Работники Потенциального Получателя имеют практический опыт (не менее 5 лет) работы в области молекулярной селекции и в области построения прогнозных моделей на основе данных, применимых для целей селекции культур.
3.1.3 Потенциальный Получатель имеет собственные действующие программы селекции в области селекции как минимум в нескольких из следующих зерновых культур: соя, рапс, пшеница, огурец, капуста, где могут применяться маркерные технологии.
3.2 Критерии к Потенциальному Получателю для передачи гермоплазмы
3.2.1 Потенциальный Получатель имеет свои собственные действующие программы селекции в области как минимум в одной из зерновых культур, где может применяться передаваемая компанией «Байер АГ» гермоплазма.
3.3 Критерии к Потенциальному Получателю по созданию учебно-научного центра биотехнологий растений
3.3.1 Потенциальный Получатель принял на себя обязательства обеспечить и предоставить следующее:
(A) необходимую инфраструктуру для размещения и эксплуатации требуемого лабораторного оборудования ниже;
(B) доступ в оборудованные конференц-залы / кабинеты, для проведения тренинга;
(C) доступ к теплицам для непрерывного производства растительного материала, пригодного для преобразования;
(D) англоговорящих российских ученых, работающих в качестве местных преподавателей с опытом/знаниями в области молекулярной/клеточной биологии, включая лабораторное преобразование растений и связанные с ним техники, которым будет обучать компания «Байер АГ».
3.3.2 Потенциальный Получатель предоставил достаточные доказательства своего устойчивого финансового состояния.
ЧАСТЬ 2
КРИТЕРИИ ОТБОРА ПРОЕКТОВ
1 СФЕРЫ ПРОЕКТОВ
1.1 Селекция в любой из следующих культур: пшеница, рапс, сахарная свекла, овощные культуры, кукуруза, соя, подсолнечник;
1.2 Цифровое земледелие.
1 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОЕКТОВ
1.1 Практическая реализуемость и направленность на развитие конкуренции в агротехнологическом секторе;
1.2 Наличие рыночного спроса;
1.3 Высокий инновационный потенциал;
1.4 Развитие местного сельскохозяйственного сектора;
1.5 Доступность необходимых ресурсов.
1.6 Разумная и обоснованная стоимость проекта.
Возможность обеспечения прозрачности реализации проекта и контроля за расходованием предоставляемого финансирования