Решение №ЦА/82224/17 Решение ФАС России о прекращении рассмотрения дела о нарушен... от 24 ноября 2017 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-10-78/00-06-17

о нарушении антимонопольного законодательства

 

«24» ноября 2017 г. г. Москва

 

Резолютивная часть решения оглашена «15» ноября 2017 года


В полном объеме решение изготовлено «24» ноября 2017 года

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: Председателя Комиссии: <...>, в присутствии на заседании: <...><...> ОАО «КЗСК» (доверенность от 04.09.2017 № 43/68), <...><...> ОАО «КЗСК» (доверенность от 09.09.2017 № 43/76), <...> <...> ОАО «КЗСК» (доверенность от 04.09.2017 № 43/69), <...> <...> АО «Уралэластотехника»,

рассмотрев дело № 1-10-78/00-06-17 по признакам нарушения ОАО «КЗСК» (юридический адрес: 420054, Республика Татарстан г. Казань, ул. Лебедева, д. 1) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выражающихся в установлении монопольно высокой цены ОАО «КЗСК» на синтетический каучук СКБ-30Р (ТУ 38 303-04-08-93, изм. 1-3) в I квартале 2016 года,

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе заседания Комиссии ФАС России, состоявшегося 15.11.2017, устных и письменных ходатайств от лиц, участвующих в деле № 1-10-78/00-06-17, на рассмотрение не поступало.

Основанием для возбуждения дела № 1-10-78/00-06-17 послужило заявление Акционерного общества «Уралэластотехника» (далее – АО «Уралэластотехника», Заявитель) от 16.03.2016 № 34329/16 с жалобой на действия ОАО «КЗСК», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением на рынке синтетического каучука СКБ-30Р (ТУ 38 303-04-08-93, изм.1-3) в I квартале 2016 года, поставляемого в адрес АО «Уралэластотехника» путем установления, поддержания монопольно высокой цены на синтетический каучук СКБ-30Р (ТУ 38 303-04-08-93, изм.1-3).

Заявитель осуществляет производство губки Р-29 ТУ 38105121-91. Каучук СКБ-30Р (ТУ 38 303-04-08-93, изм.1-3) является основным сырьем для производства указанной продукции.

АО «Уралэластотехника» входит в кооперацию с головными исполнителями, исполнителями ПАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» «НАЗ им. В.П. Чкалова», ОАО «Вертолеты России» (ПАО «Роствертол») и ПАО «Казанский вертолетный завод» по государственным контрактам для нужд Министерства обороны Российской Федерации.

В рамках кооперации (исполнения государственных контрактов для нужд Министерства обороны Российской Федерации) между АО «Уралэластотехника» и головными исполнителями, исполнителями заключены договоры от 22.09.2016 № 1220187328932020104000745/3/4/1/2-12-ДОГОЗ/762-5808, от 29.02.2016 № 12/208-16ВП/958/177023613141500006410 на поставку резинотехнических изделий, в том числе губки Р-29 ТУ 38105121-91 во исполнение государственных контрактов от 25.02.2012 № 1220187328932020104000745/3/4/1/2-12-ДОГОЗ, от 04.12.2013 № 1316187329671050104010087/Р/4/4/2/28-13-ДОГОЗ (далее – Государственные контракты).

В представленных в ФАС России материалах Заявитель указывает на следующие обстоятельства.

В рамках исполнения Государственных контрактов АО «Уралэластотехника» заключило с ОАО «Казанский завод синтетического каучука» договоры: от 29.01.2014 № 126, от 30.12.2014 № 1284 и от 26.10.2015 № 1068 на поставку синтетического каучука СКБ-30Р (ТУ 38 303-04-08-93, изм.1-3), используемого в качестве основного сырья при изготовлении губки Р-29 ТУ 38105121-91, применяемой при производстве деталей летательных аппаратов в рамках государственного оборонного заказа для нужд Министерства обороны Российской Федерации.

Согласно спецификации № 1, являющейся неотъемлемой частью договора от 29.01.2014 № 126, цена поставки синтетического каучука СКБ-30Р (ТУ 38 303-04-08-93, изм.1-3) в 2014 году составляла 200 руб./кг без учета НДС.

В соответствии со спецификацией № 1, являющейся неотъемлемой частью договора от 30.12.2014 № 1284, действующего в 2015 году, цена поставки синтетического каучука СКБ-30Р (ТУ 38 303-04-08-93, изм.1-3) в 2015 году составляла 200 руб./кг без учета НДС.

Предложенная ОАО «КЗСК» в соответствии со спецификацией к действующему договору от 26.10.2015 № 1068, цена на синтетический каучук СКБ-30Р (ТУ 38 303-04-08-93, изм.1-3) в I квартале 2016 года составила 800 руб./кг без учета НДС.

В соответствии с информацией, представленной в антимонопольный орган из Министерства обороны Российской Федерации письмом от 20.05.2016 № 214/3039, единственным производителем синтетического каучука СКБ-30Р (ТУ 38 303-04-08-93, изм.1-3) используемого в качестве основного сырья при изготовлении губки Р-29 ТУ 38105121-91, применяемой при производстве деталей летательных аппаратов, в рамках государственного оборонного заказа для нужд Министерства обороны Российской Федерации является АО «Уралэластотехника».

По информации Министерства обороны Российской Федерации, в настоящее время, согласно рецептуре к техническим условиям ТУ 38105121-91 на изготовление губки Р-29, замена синтетического каучука СКБ-30Р на другие виды полимеров не предусмотрена.

В соответствии с ГОСТ 2.102-68 к конструкторской документации отнесены в том числе Технические условия (ТУ), включая приложения. 

Также проведенный опрос потребителей губки Р-29 ТУ 38105121-91– головных исполнителей по государственному оборонному заказу ПАО «Казанский вертолетный завод» и ПАО «Роствертол» показал, что разработчиком и единственным поставщиком губки Р-29 ТУ 38105121-91 является АО «Уралэластотехника», данные технические условия согласованы и утверждены ПАО «Казанским вертолетным заводом», ПАО «Роствертол» и при необходимости проводятся работы по испытанию.

Согласно представленной ПАО «Роствертол» конструкторской документацией № В90-0205-06 на деталь летательного аппарата (люк с уплотнителем), установлено использование только губки Р-29 ТУ 38105121, поставляемой единственным поставщиком - АО «Уралэластотехника».

Кроме того, в соответствии с ГОСТ РВ 2.902-2005 ЕСКД. «Порядок проверки, согласования и утверждения конструкторской документации» изготовление серийных изделий вооружения и военной техники (далее - В и ВТ), стоящих на вооружении (снабжении) у заказчика, должно вестись в строгом соответствии с рабочей конструкторской документацией серийного производства (далее – РКД), утвержденной заказчиком и контролироваться в полном объеме представителем заказчика.

Порядок внесения изменений в действующую РКД, в том числе в части осуществления замены используемого сырья и материалов при производстве В и ВТ, регламентирован ГОСТ РВ 2.902-2005. В случае если такие изменения могут затрагивать тактико-технические данные изделия В и ВТ, принятого заказчиком или влекут за собой изменение условий его эксплуатации и ремонта, то требуется проведение испытаний доработанной продукции в порядке, предусмотренном ГОСТ РВ 15.307-2002 «Система разработки и постановки продукции на производство».

Проведение данных процедур требует значительных финансовых и трудовых ресурсов, является длительным процессом и при этом существует вероятность получения отрицательного результата по итогам проведенных испытаний доработанной продукции.

Таким образом, внесение соответствующих изменений в РКД на деталь летательного аппарата (люк с уплотнителем) по КД № В90-0205-06 в части полной замены используемого при его производстве материалов, в том числе губки Р-29 ТУ 38105121-91, является экономически и технологически не целесообразным.

До настоящего времени указанные технические документы действуют в неизмененной редакции.

В этой связи и на основании пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» ОАО «КЗСК» признается занимающим доминирующее положение на рынке синтетического каучука СКБ-30Р (ТУ 38 303-04-08-93, изм.1-3) в Российской Федерации, применяемого в качестве основного сырья при производстве губки Р-29 ТУ 38105121-91, которая в свою очередь используется при производстве деталей летательных аппаратов (люка с уплотнителем) по КД № В90-0205-06 по государственным контрактам, как продукция, использование которой предусмотрено конструкторской или иной документацией либо требованиями государственного заказчика.

Согласно материалам заявления, АО «Уралэластотехника» письмом от 21.01.2016 № 07/12-13 к руководству ОАО «КЗСК» просило о снижении и оптимизации цены (800 руб./кг без учета НДС) на синтетический каучук СКБ-30Р (ТУ 38 303-04-08-93, изм.1-3), поставляемый в рамках кооперации по государственному оборонному заказу в I квартале 2016 года.

В ответ письмом от 26.01.2016 № 47/194 ОАО «КЗСК» в адрес АО «Уралэластотехника» просит для определения графика производства каучука СКБ на 2016 год скорректировать объем закупки каучука СКБ-30Р (ТУ 38 303-04-08-93, изм.1-3) по цене не ниже 800 руб./кг без НДС.

В соответствии с представленными ОАО «КЗСК» письмом от 22.04.2016 № 43/1647 фактическими калькуляциями затрат на производство синтетического каучука СКБ-30Р (ТУ 38 303-04-08-93, изм.1-3), себестоимость производства данного продукта в 2014 году составляла 246,6 руб./кг без НДС, в 2015 году составляла 354,66 руб./кг без НДС, а с I квартала 2016 года составила 286,48 руб./кг без НДС.

Таким образом при цене, установленной ОАО «КЗСК» на синтетический каучук СКБ-30Р (ТУ 38 303-04-08-93, изм.1-3) в 2014 году в размере 200 руб./кг без учета НДС, рентабельность единицы продукции составила (-23%).

При цене, установленной ОАО «КЗСК» на синтетический каучук СКБ-30Р (ТУ 38 303-04-08-93, изм.1-3) в 2015 году в размере 200 руб./кг без учета НДС, рентабельность единицы продукции составила (-43,6%).

В соответствии с ценой, установленной ОАО «КЗСК» на синтетический каучук СКБ-30Р (ТУ 38 303-04-08-93, изм.1-3) в I квартале 2016 года в размере 800 руб./кг без учета НДС, рентабельность единицы продукции составила 278,64%.

Данная поставка синтетического каучука СКБ-30Р (ТУ 38 303-04-08-93, изм.1-3) в адрес АО «Уралэластотехника» была осуществлена ОАО «КЗСК» в феврале 2016 года в объеме 510 кг по цене 800 руб./кг без учета НДС.

В соответствии со статьей 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

Таким образом рост цены, установленной ОАО «КЗСК» на товар, являлся опережающим к росту затрат на его производство.

Письмом ФАС России от 25.03.2016 № ЦА/19123/16 запрошена у ОАО «КЗСК» дополнительная информация, в том числе экономическое обоснование роста цены на синтетический каучук СКБ-30Р (ТУ 38 303-04-08-93, изм.1-3) с I квартала 2016 года.

В ответ на указанный запрос ОАО «КЗСК» сообщило, что основной причиной роста цены с I квартала 2016 года на синтетический каучук СКБ-30Р (ТУ 38 303-04-08-93, изм.1-3), являлось удорожание основного сырья — бутадиена 1,3 марки «А», так как стоимость импортного сырья привязана к курсу мировых валют.

Вместе с тем, в соответствии с фактическими калькуляциями себестоимости производства данного вида продукции, себестоимость производства на ОАО «КЗСК» в I квартале 2016 года снизилась по отношению к предыдущему году на 19,5%.

По мнению ФАС России, ОАО «КЗСК» не представлены в антимонопольный орган надлежащие доказательства экономической и технологической обоснованности цены, установленной на синтетический каучук СКБ-30Р (ТУ 38 303-04-08-93, изм.1-3), поставляемый для оборонной промышленности.

В соответствии со статистическими данными ФНС России показатели рентабельности продаж по отраслям промышленности за 2014-2015 годы в Российской Федерации составили:

  • химической промышленности — 17,5%;

  • производство резиновых и пластмассовых изделий — 5,8%.

Завышенный уровень рентабельности, закладываемый ОАО «КЗСК» в цене с I квартала 2016 года на синтетический каучук СКБ-30Р (ТУ 38 303-04-08-93, изм.1-3), поставляемого для нужд оборонной промышленности, привел к формированию рентабельности, существенно превышающей среднеотраслевые значения.

Таким образом, проанализировав данные факты, ФАС России пришла к выводу о том, что установленная ОАО «КЗСК» цена в I квартале 2016 года на синтетический каучук СКБ-30Р (ТУ 38 303-04-08-93, изм.1-3), используемый в качестве основного сырья, при изготовлении губки Р-29 ТУ 38105121-91, применяемой при производстве деталей летательных аппаратов по государственному оборонному, превысила сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и тем самым ОАО «КЗСК» злоупотребило доминирующим положением путем установления монопольно высокой цены на указанный товар.

В соответствии с изложенным, действия ОАО «КЗСК» имеют признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Определением о назначении дела № 1-10-78/00-06-17 от 03.07.2017 № ЦА/44709/17, Комиссией у АО «Уралэластотехника» была запрошена информация: о обоснование размера рентабельности (прибыли), принятого при утверждении цены на продукцию, копии всех расчетно-калькуляционных материалов по формированию цены на продукцию за период с апреля 2016 года по июнь 2017 года включительно и другие документы (информация).

Определением об отложении рассмотрения дела № 1-10-78/00-06-17 от 08.09.2017 № ЦА/62391/17 Комиссией у ОАО «КЗСК» была дополнительно запрошена информация: по обоснованию причин произошедшего увеличения в I квартале 2016 года цены на синтетический каучук СКБ-30Р (ТУ 38 303-04-08-93, изм.1-3) со специальными требованиями, поставляемый в адрес АО «Уралэластотехника», с указанием статей, по которым произошло изменение затрат и обоснованием величины (размера) изменения цены с приложением копий подтверждающих документов и соответствующих расчетов, обоснование размера рентабельности (прибыли), принятого при утверждении цены на продукцию, копии всех расчетно-калькуляционных материалов по формированию цены на продукцию за период с января 2015 года по июнь 2016 года включительно.

Определением об отложении рассмотрения дела № 1-10-78/00-06-17 от 13.10.2017 № ЦА/70936/17 Комиссией у ОАО «КЗСК» и АО «Уралэластотехника» была дополнительно запрошена информация: копии документов (паспортов качества по артикулам 7777, 7779) подтверждающих качественные и количественные характеристики на синтетический каучук СКБ-30Р (ТУ 38 303-04-08-93, изм.1-3) со специальными требованиями, поставляемый в адрес АО «Уралэластотехника», копии документов (счета-фактуры, спецификации к договорам, переписку и иные документы) подтверждающие разделение продукции в соответствии с артикулами 7777, 7779 на качественную и некачественную, описание производственного процесса по выпуску синтетического каучука СКБ-30Р (ТУ 38 303-04-08-93, изм.1-3) по артикулам 7777, 7779 со специальными требованиями.

Согласно информации, представленной ОАО «КЗСК» Комиссией установлено следующее:

      • в 2016 году ОАО «КЗСК» в цехе № 6 осуществляло производство, в том числе синтетического каучука СКБ-30Р (ТУ 38 303-04-08-93, изм.1-3) по арт. 7777 и арт. 7779 со специальными требованиями;

      • в 2015 году ОАО «КЗСК» были внесены изменения в технический регламент производства каучука СКБ (ТР-6-87-12), утвержденные дополнением № 2 от 30.12.2015 к ТУ, согласно которым при производстве каучука СКБ-30Р (ТУ 38 303-04-08-93, изм.1-3) в цехе № 6, произошло выделение в отдельное производство каучука СКБ-30Р по арт. 7779 со специальными требованиями, поставляемого в адрес АО «Уралэластотехника». При этом, производство данных видов каучука (арт. 7777 и арт. 7779 со специальными требованиями) в соответствии с внесенными изменениями в технический регламент ОАО «КЗСК» имеют технологические отличия;

      • в соответствии с внесенными изменениями в технический регламент расходные нормы на сырье и материалы производства каучука СКБ по каучуку СКБ-30Р (ТУ 38 303-04-08-93, изм.1-3) арт. 7779 со специальными требованиями являются выше, чем при производстве каучука СКБ-30Р арт. 7777. Так при производстве 1 тонны каучука СКБ-30Р арт. 7779 со специальными требованиями используется 5 тонн (бутадиена-1,3) - основного сырья, а при производстве 1 тонны каучука СКБ-30Р арт. 7777 концентрация (бутадиена-1,3) составляет 1 тонну;

      • согласно внесенным изменениями в технический регламент ОАО «КЗСК» при производстве каучука СКБ-30Р (ТУ 38 303-04-08-93, изм.1-3) арт. 7779 со специальными требованиями образуются возвратные отходы (побочная продукция), которая в соответствии с учетной политикой ОАО «КЗСК» для целей бухгалтерского учета на 2016 год, утвержденной приказом ОАО «КЗСК» от 30.12.2015 № 1082 (далее — Учетная политика) оценивается по стоимости возможного использования при реализации сторонним потребителям;

      • в соответствии с Учетной политикой ОАО «КЗСК» и принятой классификации статей затрат накладные общепроизводственные расходы и общехозяйственные расходы распределяются по видам продукции пропорционально затратам на энергоресурсы, расходам на оплату труда основных производственных рабочих и объему выпущенной продукции;

      • согласно представленным ОАО «КЗСК» утвержденным калькуляциям затрат на производство синтетического каучука СКБ-30Р (ТУ 38 303-04-08-93, изм.1-3) арт. 7779 со специальными требованиями, при цене, установленной ОАО «КЗСК» на данный вид каучука в I квартале 2016 года в размере 800 руб./кг без учета НДС, полная себестоимость его производства составила 909,65 руб./кг без учета НДС, а за вычетом возвратных отходов (побочной продукции) составила 709,65 руб./кг без учета НДС;

      • бюджет ОАО «КЗСК» на 2016 год был сформирован с объемом выручки 298 013,0 тыс. рублей. Кредитная нагрузка по состоянию на 1 января 2016 года составила 3,1 млрд. рублей, проценты по кредитам составят 508,0 млн. рублей. В связи с ростом цен на сырье, материалы, сохранением доли предприятия на рынке силиконов и тиоколов и для обслуживания кредитного портфеля Советом директоров ОАО «КЗСК» предложено установить среднюю норму рентабельности на уровне 18 %. При этом к рассмотрению принят план мероприятий по снижению себестоимости продукции, с целью повышения эффективности производства;

      • в соответствии утвержденными калькуляциями затрат на производство синтетического каучука СКБ-30Р (ТУ 38 303-04-08-93, изм.1-3) арт. 7779 со специальными требованиями и представленными пояснениями ОАО «КЗСК» обоснование размера рентабельности на данный вид продукции при цене, установленной ОАО «КЗСК» в I квартале 2016 г., в размере 800 руб./кг без учета НДС и себестоимости его производства в размере 709,65 руб./кг без учета НДС, рентабельность производства каучука составила порядка 12%), что не превышает допустимых значений уровня рентабельности для предприятий военно-промышленного комплекса России, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 № 407.

Таким образом, Комиссией в ходе анализа представленных ОАО «КЗСК» материалов и по итогам анализа себестоимости и рентабельности производства каучука СКБ-30Р (ТУ 38 303-04-08-93, изм.1-3) по арт. 7777 и арт. 7779 со специальными требованиями, поставляемого в адрес АО «Уралэластотехника», сделан вывод о том, что действия ОАО «КЗСК» по повышению цены в I квартале 2016 года на синтетический каучук СКБ-30Р (ТУ 38 303-04-08-93, изм.1-3) по арт. 7779 со специальными требованиями являлись экономически обоснованными и не содержат признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Производство по делу № 1-10-78/00-06-17 в отношении ОАО «КЗСК» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции прекратить, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией ФАС России действиях.

2. Направить решение сторонам по делу.

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны