Решение №ЦА/92317/17 Решение о нарушении антимонопольного законодательства в отно... от 27 декабря 2017 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-17-72/00-06-17

о нарушении антимонопольного законодательства

 

«27» декабря 2017 г. г. Москва

 

Резолютивная часть решения оглашена «14» декабря 2017 года

 

В полном объеме решение изготовлено «27» декабря 2017 года

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

<...>,

рассмотрев дело № 1-17-72/00-06-17 по признакам нарушения АО «Одинцовская теплосеть» (ИНН 5032199740, ОГРН 1085032325542, местонахождения: 143000, Московская обл., г. Одинцово, ул. Южная, д. 4) (далее - Общество) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившихся во включении в закупочную документацию избыточных требований к закупаемым неармированным полимерным трубам PE-RT тип II SDR 11, что могло привести к ограничению конкуренции при проведении закупок № 31502567217, № 31603613271 (далее — Дело № 1-17-72/00-06-17), в присутствии на заседании:

<...> - <...> ООО «Теплопекс» (доверенность от 29.12.2016 № 3);

<....> - уполномоченный представитель ООО «Пертрубация» (доверенность от 26.07.2016 б/н);

<...> - <...> АО «Одинцовская теплосеть» (доверенность от 26.07.2017 б/н).

 

УСТАНОВИЛА:

 

Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства послужило заявление ООО «ТЕПЛОПЕКС» от 01.12.2016 № 178075/16 (далее - Заявление) о нарушении Обществом антимонопольного законодательства при проведении запроса котировок (закупка № 31502567217, № 31603613271) неармированных полимерных труб PE-RT тип II SDR 11.

В соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) Обществом 14.07.2015 и 28.04.2016 на официальном сайте https://zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении запроса предложений № 31502567217, № 31603613271 на поставку товаров (трубы из полимерных материалов) для нужд Общества, в результате чего Обществом была проведена закупка неармированных полимерных труб PE-RT тип II SDR 11. Начальная (максимальная) цена контракта составила 2 712 548,39 рублей и 20 476 013, 60 рублей соответственно, единственным участником в закупке являлось ООО «Пертрубация», при этом снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 0,44% и 0,05% соответственно.

В соответствии с техническим заданием на размещение заказа путём проведения запроса коммерческих предложений на право заключения договора на поставку товаров, закупаемые трубы PE-RT тип II должны соответствовать ГОСТ P 52134-2003 и ТУ 2248-012-54432486-2013 (ООО «Техстрой»).

Кроме того, в соответствии с техническим заданием от участника закупки требовалось наличие заключения от независимой лаборатории, подтверждающего тестирование трубы при 110ºС не менее 16 000 часов (1,8 года) и с кольцевым напряжением не менее 2,3 МПа.

Указанное требование, по своей сути, является подтверждением соответствия товара определенным техническим характеристикам при его эксплуатации, то есть качества продукции.

Вместе с тем, требование о соответствии товара указанным нормативно-техническим документам (ГОСТ P 52134-2003, ТУ 2248-012-54432486-2013) уже определяет характеристики товара при его эксплуатации.

Также, в соответствии с разделом 7 ГОСТ P 52134-2003 «Трубы напорные из термопластов и соединительные детали к ним для систем водоснабжения и отопления. Общие технические условия», приемо-сдаточные испытания осуществляются при приемке партий изделий службой качества предприятия-изготовителя. Таким образом, происходит подтверждение соответствия товара установленным требованиям.

На основании информации, полученной в ходе рассмотрения дела, Комиссия ФАС России провела анализ соответствия технического задания аукционной документации ГОСТ P 52134-2003, согласно которому срок службы трубы, не допускает применение труб PE-RT тип II SDR 11 при режимах эксплуатации с максимальной рабочей температурой 95°С и давлением 1 МПа, установленных в техническом задании.

При режимах эксплуатации, не указанных в пункте 5.2.1 ГОСТ P 52134-2003, заказчик обязан требовать от участника закупки расчет срока эксплуатации требуемой продукции, выполненный на основании пункта А2 приложения «А» к ГОСТ P 52134-2003.

Таким образом, параметры тестирования трубы, указанные в требовании соответствующего заключения от независимой лаборатории, противоречат требованиям соответствия трубы ГОСТ P 52134-2003.

Вместе с тем, Комиссия ФАС России Определением об отложении рассмотрения дела от 08.09.2017 № ЦА/62378/17 определила направить соответствующий запрос экспертного мнения с целью проверки обоснованности включения в конкурсную документацию закупок № 31502567217, № 31603613271 требования о наличии заключения от независимой лаборатории, подтверждающего тестирование труб при 110ºС не менее 16 000 часов (1,8 года) и с кольцевым напряжением не менее 2,3 МПа.

Во исполнении указанного поручения ФАС России обратилась в НО «Союз переработчиков пластмасс» о представлении кандидатуры эксперта для проведения анализа по данному вопросу. На указанное обращение НО «Союз переработчиков пластмасс» рекомендовало обратиться ФАС России в ОАО «МИПП НПО «ПЛАСТИК» к эксперту по сертификации <...>, являющейся компетентным специалистом в данном вопросе.

В соответствии с экспертным заключением ОАО «МИИПП-НПО «ПЛАСТИК» от 02.11.2017 № 168040/17 по обоснованности требований к участникам указанного тендера, паспорта на сырье и протоколы испытаний позволяют экспертам органов по сертификации оформлять соответствующие сертификаты, которые подтверждают качество труб и гарантирует стабильность их производства. При этом требование, содержащееся в тендерной документации об обязательном наличии заключения от независимой лаборатории, подтверждающей тестирование труб при 110ºС не менее 16 000 часов (1,8 года) и с кольцевым напряжением не менее 2,3 МПа, произведенных из аттестованных марок PE-RT (при наличии сертификата соответствия ГОСТ P 52134-2003), является избыточным.

С учетом того, что срок подачи заявок от участников ограничен 7 и 22 днями (дата начала подачи заявок по закупке 31502567217 — 14.07.2015, дата окончания подачи заявок — 20.07.2015; дата начала подачи заявок по закупке № 31603613271 — 28.04.2016, дата окончания подачи заявок — 19.05.2016), а время тестирования труб 1,8 года, требование о наличии соответствующего заключения независимой лаборатории не возможно выполнить в срок подачи заявок.

При этом необходимо отметить, что в соответствии с проведенным анализом рынка, а также в ответ на соответствующий запрос ФАС России о возможности производства труб, потенциально в закупках могли участвовать такие производители и дилеры как: ООО «Группа ПОЛИМЕРТЕПЛО», группа компаний «СМИТ», ООО «ИЗОЛА», АО «Завод полимерных труб». Указанные поставщики труб в ответ на запрос ФАС России от 16.11.2017 № ЦА/79629/17 сообщили об отсутствии требуемого заключения от независимой лаборатории.

Таким образом, отечественные производители труб, которые не имели на момент объявления конкурса соответствующего заключения независимой лаборатории, не могли принять участие в указанном аукционе ввиду включения указанного требования в закупочную документацию, что привело к сокращению количества участников по закупкам № 31502567217, № 31603613271 и способствовало участию в процедурах единственного участника — ООО «Пертрубация» и тем самым ограничило конкуренцию.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

При этом, исходя из формулировки положений статьи 17 Закона о защите конкуренции, под ограничением конкуренции, для целей применения указанной статьи, понимается ограничение соперничества хозяйствующих субъектов при проведении торгов, в том числе в результате сокращения количества участников.

В соответствии с позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29.01.2013 № 11604/12 по делу № А40-123181/11-120-1054, задачей законодательства о размещении заказа является не столько обеспечение максимального числа участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и потребностям в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе, для реализации федеральных целевых программ).

Необходимо отметить, что Арбитражные суды при оценке эффективности государственных и муниципальных закупок, в том числе, используют статистические данные приведенные в ежегодном докладе «О системе закупок Российской Федерации» подготовленный Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» (далее – Доклад) (Постановление Девятого Арбитражного апелляционного суда г. Москвы № 09АП-47413/2016 по делу № А40-6355/16).

Исходя из целей, определенных в статье 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) (эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений), логика и принципы, заложенные в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Девятого Арбитражного апелляционного суда г. Москвы могут быть распространены и на закупки, осуществляющиеся в рамках Закона о закупках.

В соответствии с Докладом одним из показателей, используемых в целях оценки эффективности законодательства, регулирующего закупки для государственных и муниципальных нужд, является размер снижения начальной (максимальной) цены контракта в результате проведения конкурентных процедур.

Анализ правоприменительной практики на основании данных, представленных Росстатом в Докладе, позволил сделать, следующий вывод.

Размер снижения начальной (максимальной) цены контракта по результатам электронного аукциона в среднем составляет 7,98% по государственным закупкам и 9,67% по муниципальным закупкам.

Таким образом, сравнивая размер снижения начальной (максимальной) цены контракта, представленный в Докладе, с процентом снижения начальной (максимальной) цены контракта на рассматриваемых закупках 31502567217, № 31603613271, можно прийти к заключению, что данный размер снижения может свидетельствовать о неэффективности закупки в результате ограничения конкуренции.

Данная позиция Комиссии ФАС России также изложена в заключении об обстоятельствах дела, направленного письмом от 01.12.2017 № ЦА/84201/17.

Возражения на заключение об обстоятельствах дела АО «Одинцовская теплосеть» Комиссии ФАС России не представило.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России, пришла к заключению, что действия АО «Одинцовская теплосеть» привели к устранению конкуренции при закупках № 31502567217, № 31603613271 путем установления в закупочной документации избыточного требования о наличии соответствующего заключения от независимой лаборатории, что привело к нарушению части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, Комиссия ФАС России, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях АО «Одинцовская теплосеть» нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в ограничении конкуренции при проведении электронных закупок 31502567217, № 31603613271.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Предписание АО «Одинцовская теплосеть» о нарушении антимонопольного законодательства не выдавать.

 

Решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия в арбитражном суде.

Связанные организации

АО «Одинцовская теплосеть»
ИНН 5032199740, ОГРН 1085032325542
ООО "Группа Полимертепло"
ИНН 7706163360, ОГРН 1027739117120
ООО «ТЕПЛОПЕКС»
ИНН 7841039633, ОГРН 1167847217163
ООО «Техстрой»
ИНН 7743944097, ОГРН 5147746256114
ООО «ПЕРТРУБАЦИЯ»
ИНН 7729760098, ОГРН 5137746211312