Решение №17/93016/17 РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-1051/17 по результатам рассмотрения жалобы И... от 28 декабря 2017 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-1051/17

по результатам рассмотрения жалобы ИП Черняк Г.Е. о нарушении законодательства Российской Федерации

о контрактной системе в сфере закупок

25.12.2017 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

при участии представителей:

рассмотрев жалобу ИП Черняка Г.Е. б/д б/н, направленное письмом Рязанского УФАС России от 12.12.2017 №5246 на действия (бездействие) заказчика ОАО «РКБ «Глобус» при проведении электронного аукциона на право заключения договора на работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий) (извещение № 1359000000117000002), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

 

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

 

 

В ФАС России поступила жалоба ИП Черняка Г.Е. (далее — Заявитель) б/д б/н, направленное письмом Рязанского УФАС России от 12.12.2017 №5246 на действия (бездействие) заказчика ОАО «РКБ «Глобус» (далее — Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения договора на работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий) (извещение № 1359000000117000002) (далее — Аукцион, Жалоба).

В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 22.03.2014 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетных инвестиций юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием, в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства на такое юридическое лицо при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1)   извещение о проведении Аукциона, аукционная документация (далее — Извещение, Документация) размещены в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) – 25.11.2017;

2)   начальная (максимальная) цена контракта – 4 516 275 рублей;

3) дата окончания подачи первых частей заявок — 11.12.2017;

4)   дата проведения Аукциона – 14.12.2017.

Согласно Информационной карте Документации Заказчик осуществляет закупку в соответствии с частью 5 статьи 15 Закона о контрактной системе.

Как следует из Жалобы, при проведении Аукциона Заказчиком нарушены положения Закона о контрактной системе:

1. Заказчиком в Техническом задании Документации установлены показатели технических характеристик товаров, не соответствующие ГОСТ;

2. Заказчиком по позиции «Сталь полосовая 40х40» Технического задания Документации неправомерно установлено требование о соответствии ГОСТ 103-76, утратившего силу.

Представители Заказчика с доводами Жалобы не согласились и сообщили, что при составлении Документации Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

1. Согласно Жалобе Заявителя Заказчиком в Техническом задании Документации установлены показатели технических характеристик товаров, не соответствующие ГОСТ.

Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В соответствии с пунктом 16 Приложения № 3 Технического задания Документации по позиции «Электроды Ф6 мм» установлены , в том числе следующие требования: «В соответствии с ГОСТ 9467-75. Механические свойства при нормальной температуре металла шва или наплавленного металла: Временное сопротивление разрыву 42 кгс/мм, относительное удлинение металла шва 18 %, ударная вязкость 8 кгс·м/см.».

Вместе с тем, в ГОСТ 9467-75 предусмотрена единица измерения кгс·м/см2 .

Таким образом, Комиссия ФАС России установила, что Заказчиком в Техническом задании Документации не установлена надлежащим образом единицы измерения показателей по товару «Электроды Ф6 мм».

Кроме того, по позиции «Горячекатанная арматурная сталь гладкая класса А-I, диаметром 20 мм» Технического задания Документации установлено «В соответствии с ГОСТ 5781-82. Изготавливается из углеродистой и низколегированной стали марок Ст3кп, Ст3пс, Ст3сп. Площадь поперечного сечения от 3,140 см2. Масса 1 м профиля 2,470 кГ. Предельное отклонение +3,0 %».

Вместе с тем, согласно ГОСТ 5781-82 марка стали Ст3кп, Ст3пс, Ст3сп изготавливается из углеродистои стали. При этом ГОСТ 5781-82 не установлены требования к низколегированной стали.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что установленные требования к товару «Горячекатанная арматурная сталь гладкая класса А-I, диаметром 20 мм» противоречат положениям действующей нормативно-технической документации и не позволяют указать конкретное, точное и достоверное значение характеристик и функциональных свойств данного товара с учетом требований Документации и ГОСТ 5781-82, требование о соответствии которому установлено в Документации.

Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Документации надлежащие требования к содержанию заявки, надлежащее описание объекта закупки, нарушают пункты 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что в ряде пунктов Приложения № 3 Технического задания Документации установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели технологических процессов изготовления указанных товаров, результаты испытаний.

Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Документация устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров.

Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.

Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Документации надлежащие требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе

2. Из Жалобы следует, что Заказчиком по позиции «Сталь полосовая 40х40» Технического задания Документации неправомерно установлено требование о соответствии ГОСТ 103-76, утратившего силу.

На заседании Комиссии установлено, что в пункте 6 Приложения № 3 Технического задания Документации по позиции «Сталь полосовая 40х40» установлено, в том числе: «В соответствие с ГОСТ 103-76. Прокат общего назначения. Масса 1 метра длины проката - 1,256 кГ. Материал - углеродистая сталь обыкновенного качества».

На заседание Комиссии ФАС России установлено, что ГОСТ 103-76 «Полоса стальная горячекатаная» с 01.07.2009 утратившего силу, заменен на ГОСТ 103-2006. «Межгосударственный стандарт. Прокат сортовой стальной горячекатаный полосовой».

Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащим образом в Документации описание объекта закупки, а именно в отношении нормативного документа ГОСТ 103-76, утратившего силу, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Кроме того при рассмотрении Жалобы в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения.

3. В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.

При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.

Отсутствие в документации о закупке функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, требований к результатам работ, в том числе отсутствие в составе документации о закупке полного объема проектной документации приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.

Согласно пункту 2 проекта контракта Документации Генподрядчик осуществляет строительно-монтажные и пуско-наладочные работы, необходимые для подготовки объекта к вводу в эксплуатацию в соответствии с Проектной документацией.

На заседании Комиссии ФАС России установлено, что в ЕИС Заказчиком размещены локально-сметные расчеты, при этом проектно-сметная документация не размещена в ЕИС.

Таким образом, действия Заказчика, не разместившего в ЕИС проектно-сметную документацию в полном объеме, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

4. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса от участника электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Пунктом 19 Информационной карты Документации установлено, что запросы о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе могут быть направлены участниками электронного аукциона с «24» ноября 2017 г. по «06» декабря 2017 г.

При этом извещением, документацией об Аукционе установлено, что дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе 11.12.2017.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что в Документации надлежащим образом не установлена дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений Документации, поскольку предоставление разъяснений положений Документации осуществляется в отношении запросов, направленных Заказчику не позднее 07.12.2017 г.

Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащим образом дату окончания предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации об Аукционе нарушают пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

5. В соответствии с частью 3 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 52 ГрК РФ, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень требований к участникам закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Пунктом 6.2.3 Проекта контракта Документации предусмотрено, что Заказчик вправе согласовать или отказать генподрядчику в привлечении к работе какого-либо субподрядчика.

Комиссия приходит к выводу о том, что проектом государственного контракта Документации неправомерно установлено требование о согласовании с Заказчиком привлекаемых к выполнению работ по контракту субподрядчиков.

Кроме того, участник закупки, отвечающий установленным Документацией требованиям, является субъектом предпринимательской деятельности, который вправе привлекать для исполнения обязательств привлечения к исполнению работ по контракту третьих лиц. Таким образом, Заказчик неправомерно ограничивает генподрядчика в осуществлении предпринимательской деятельности.

Указанное требование не предусмотрено частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, и следовательно, действия Заказчика установившего в документации об Аукционе указанное требование, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

 

 

Р Е Ш И Л А:

 

 

1. Признать жалобу ИП Черняка Г.Е. б/д б/н, направленное письмом Рязанского УФАС России от 12.12.2017 №5246 на действия (бездействие) заказчика ОАО «РКБ «Глобус» при проведении электронного аукциона на право заключения договора на работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий) (извещение № 1359000000117000002) обоснованной.

      • Признать ОАО «РКБ «Глобус» нарушившим часть 6 статьи 31, пункты 1, 2, 11 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

      • Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны