Решение №04/25855/18 РЕШЕНИЕ № Т-59/18 по результатам рассмотрения жалобы НПАО "Х... от 12 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

НПАО «Хабаровская экологическая компания»

 

ул. Тургенева, д. 26А, оф. 201, г. Хабаровск, Хабаровский край, 680000

 

 

Министерство

жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края

 

ул. Фрунзе, д. 71, г. Хабаровск, Хабаровский край, 680000

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № Т-59/18
по результатам рассмотрения жалобы НПАО «Хабаровская

экологическая компания» на нарушение процедуры торгов

и порядка заключения договоров

 

Дата принятия решения: 09.04.2018                                                            г. Москва

 

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров № 23 в составе:

Заместителя председателя Комиссии ФАС России – заместителя начальника Управления контроля строительства и природных ресурсов О.С. Малой (ведущего заседание), членов Комиссии ФАС России: заместителя начальника отдела контроля торгов Управления контроля строительства
и природных ресурсов Д.А. Рудаковой, главного специалиста-эксперта отдела правовой экспертизы Правового управления В.Д. Власенко (далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

–  НПАО «Хабаровская экологическая компания» – уведомлено надлежащим образом, представители на рассмотрение жалобы не явились;

–  Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края – уведомлено надлежащим образом, представители на рассмотрение жалобы
не явились,

рассмотрев жалобу НПАО «Хабаровская экологическая компания» на действия организатора торгов – Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края при проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Хабаровского края (извещение № 090318/16965107/01) в соответствии
со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции)

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба
НПАО «Хабаровская экологическая компания» (далее – Заявитель) на действия организатора торгов – Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее – Организатор торгов) при проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Хабаровского края (извещение № 090318/16965107/01) (далее – Конкурс; Жалоба).

Из Жалобы следует, что Организатором торгов при организации
и проведении Конкурса были нарушены положения действующего законодательства Российской Федерации.

Рассмотрев все представленные документы, Комиссия ФАС России установила следующее.

09.03.2018 на официальном сайте Российской Федерации
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов
www.torgi.gov.ru Организатором торгов было размещено извещение о проведении Конкурса, согласно которому дата начала подачи заявок на участие в Конкурсе – 12.03.2018; дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе – 09.04.2018; дата вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе – 10.04.2018; срок, на который присваивается статус регионального оператора – 10 лет.

Согласно Жалобе Документация об отборе регионального оператора
по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Хабаровского края, утвержденная распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от 07.03.2018 № 443 (далее – Конкурсная документация), содержит несоответствующие законодательству Российской Федерации условия в части обязательства регионального оператора осуществить строительство, реконструкцию объектов по обращению
с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с подпунктом 3.29 пункта 3 проекта Соглашения
об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Хабаровского края, являющего Приложением № 9
к Конкурсной документации (далее – проект Соглашения), региональный оператор обязан осуществлять в сроки, установленные Территориальной схемой, строительство, реконструкцию объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, указанных
в Приложении № 6 к Конкурсной документации.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ
«Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах)
под региональным оператором понимается юридическое лицо, осуществляющее деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению
с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

В соответствии с частью 1 статьи 24.6 Закона об отходах сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами
в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами
и территориальной схемой обращения с отходами.

Юридическому лицу присваивается статус регионального и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правилами проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению
с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 № 881 (далее – Правила).

Таким образом, Законом об отходах предусмотрена обязанность регионального оператора обеспечить сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов
на территории конкретной зоны деятельности в соответствии с региональной программой и территориальной схемой.

При этом пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, установлено, что региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии со статьей 6 Закона об отходах разработка территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а равно и определение потребности в строительстве новых объектов обращения с отходами, а также организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов отнесены к полномочиям субъекта Российской Федерации.

Учитывая, что территориальная схема в соответствии с положениями части 3 статьи 13.3 Закона об отходах и Требований к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2016 № 197, должна включать, в том числе схему потоков твердых коммунальных отходов от источников их образования
до объектов, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, обязанность регионального оператора по обеспечению сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории конкретной зоны деятельности представляется как организация взаимодействия с операторами, объекты которых включены в территориальную схему, путем заключения соответствующих договоров и обеспечение направления потока отходов на такие объекты в соответствии с территориальной схемой или путем самостоятельного предоставления соответствующих услуг.

Учитывая изложенное, в случае, если территориальной схемой обращения с отходами предусмотрено строительство новых объектов обращения
с отходами, то региональный оператор будет обязан заключить договор
с операторами, эксплуатирующими такие объекты, что подтверждает возможность привлечения иных организаций для осуществления строительства объектов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Состав информации и материалов, включаемых в документацию
об отборе регионального оператора, установлен пунктом 12 Правил.

В соответствии с подпунктом «з» пункта 12 Правил документация
об отборе содержит обязанности регионального оператора, в том числе:

–  обязанности по заключению договоров с операторами по обращению
с твердыми коммунальными отходами, владеющими объектами по обработке, обезвреживанию и (или) захоронению твердых коммунальных отходов, использование которых предусмотрено схемой обращения с отходами;

–  обязанности по обеспечению обращения с твердыми коммунальными отходами, ранее размещенными в зоне деятельности регионального оператора на земельных участках, не предназначенных для этих целей и указанных
в документации об отборе, с указанием источника финансирования
(при необходимости);

–  обязанности по созданию и (или) содержанию контейнерных площадок с указанием их мест нахождения и источника финансирования
(при необходимости);

 

–  иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.

При этом Законом об отходах и иными нормативными правовыми актами
в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами обязанность
по обеспечению строительства объектов по обращению с твердыми коммунальными отходами для регионального оператора не установлена.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что требование об осуществлении региональным оператором строительства, реконструкции объектов по обращению с твердыми коммунальными отходами не может
быть установлено в рамках проведения конкурсного отбора регионального оператора. Установление указанного требования по существу является делегированием субъектом Российской Федерации своих полномочий
по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору, и, соответственно, наделяет регионального оператора функциями
по строительству, реконструкции объектов по обращению с твердыми коммунальными отходами, исполнение которых не входит в круг
его обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации
об обращении с отходами.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что положениями Правил
и Закона об отходах не предусмотрена обязанность регионального оператора
по строительству, реконструкции объектов по обращению с твердыми коммунальными отходами, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что Организатором торгов при установлении в проекте Соглашения, заключаемого по результатам Конкурса и являющегося частью Конкурсной документации, данной обязанности, были нарушены требования пункта 12 Правил.

Таким образом, указанный довод Жалобы является обоснованным.

Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции
при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.
В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

В ходе изучения Комиссией ФАС России Конкурсной документации
было установлено следующее.

Разделом 8 Конкурсной документации установлены критерии Конкурса.

В соответствии с Таблицей № 1 пункта 8.3 Конкурсной документации устанавливается следующие предельные значения, в том числе для критерия

Конкурса «Приведенная стоимость услуги регионального оператора»
и величина значимости критерия оценки и сопоставления заявок:

 

Критерий

Обозначение

Ед. изм.

Шкала величин показателя оценки по критерию, устанавливающая интервалы их изменений, а также количество баллов

(% от величины значимости критерия), присуждаемых участнику, в зависимости

от увеличения/уменьшения показателя

Требование к изменению начального значения

Величина значимости критерия

I.  Приведенная стоимость услуги регионального оператора

1

Приведенная стоимость услуги регионального оператора

DV

рубль

–  63 109 505 120,00 рублей – 0% от величины значимости критерия (максимальное значение – 63 109 505 120,00 рублей)

 

–  более 59 954 029 864,00 рублей – 50% от величины значимости критерия

 

–  более 56 798 554 608,00 рублей – 100% от величины значимости критерия (минимальное значение – 56 798 554 608,00 рублей)

уменьшение

0,2

 

Согласно подпункту «м» пункта 12 Правил документация об отборе содержит информацию о порядке расчета приведенной стоимости услуги регионального оператора и ее максимально допустимой величине.

При этом положениями Правил установление минимально допустимой величины приведенной стоимости услуги регионального оператора
не предусмотрено.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что Организатором торгов при установлении в Разделе
I Таблицы № 1
пункта 8.3 Конкурсной документации минимального значения величины приведенной стоимости услуги регионального оператора был нарушен подпункт «м» пункта 12 Правил.

На основании изложенного и в соответствии с частью 17, частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

 

Р Е Ш И Л А:

 

1.  Признать жалобу НПАО «Хабаровская экологическая компания»
на действия организатора торгов – Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края при проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Хабаровского края (извещение № 090318/16965107/01) обоснованной.

 

2.   Выдать организатору торгов – Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края обязательное для исполнения предписание.

 

Решение и предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

 

 

 

 

 

Заместитель председателя Комиссии ФАС России:                                О.С. Малая

(ведущий заседание)

 

Члены Комиссии ФАС России:                                                             Д.А. Рудакова

 

 

Отпуск, приказ ФАС России от 29.03.2018 № 113-о             В.Д. Власенко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д.А. Рудакова

(499) 755-23-23 доб. 088-865

 

 

Идентификатор

 

 

Идентификатор

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны