Решения по тарифам №МО/62207/18 Решение о частичном удовлетворении требований требований меж... от 8 августа 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть оглашена «26» июля 2018 г.

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2018 № 533, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (исх. от 14.03.2018 № 1091/03-02, вх. от 15.03.2018 № 37832-ЭП/18) о рассмотрении досудебного спора между КГУП «Камчатский водоканал» (далее – Заявитель, регулируемая организация) и Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края (далее – Региональная служба, орган регулирования, РСТиЦ) по постановлению Региональной службы от 19.12.2017 № 814 «Об утверждении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение КГУП «Камчатский водоканал» потребителям Мильковского и Атласовского сельских поселений Мильковского муниципального района на 2018-2020 годы» (далее – оспариваемое решение, Приказ № 814), и

 

УСТАНОВЛЕНО:

В поданном на досудебный спор заявлении регулируемая организация считает, что при установлении тарифов на водоотведение для потребителей Мильковского муниципального района КГУП «Камчатский водоканал» на 2018 - 2020 гг. органом регулирования нарушены требования законодательства Российской Федерации, мотивируя позицию тем, что Региональной службой в составе необходимой валовой выручки КГУП «Камчатский водоканал» 2018 - 2020 гг. при расчете базового уровня операционных расходов не были учтены производственные расходы, а также средства по статье «Нормативная прибыль» на экономически обоснованном уровне.

Регулирование тарифов в сфере водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

Порядок формирования тарифов в сфере водоотведения, устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы ценообразования № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Методические указания № 1746-э).

Спор относительно установленного базового уровня операционных расходов КГУП «Камчатский водоканал» 2018 года заключается в не учете органом регулирования расходов на горюче-смазочные материалы в размере 2 320,0 тыс. руб., на оплату труда и отчисления на социальные нужды - 10 730,0 тыс. руб., оплату проезда до места отдыха и обратно — 1 525,0 тыс. руб., расходы на текущий и капитальный ремонт — 6 971,0 тыс. рублей.

Постановлением администрации Петропавловска – Камчатского городского округа от 27.06.2013 № 1855 КГУП «Камчатский водоканал» наделено статусом гарантирующей организацией.

Согласно пункту 24 Основ ценообразования № 406 необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения).

Исходя из положений, закреплённых в пункте 79 (1) Основ ценообразования № 406 следует, что долгосрочные параметры регулирования тарифов, за исключением параметров нормативного уровня прибыли, определяются в соответствии с разделом VIII Основ ценообразования № 406.

Согласно пункту 79 Основ ценообразования № 406 к долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации, относятся: а) базовый уровень операционных расходов; б) индекс эффективности операционных расходов; в) нормативный уровень прибыли (для организаций, которым права владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, переданы по договорам аренды таких систем и (или) объектов или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с законодательством Российской Федерации не ранее 1 января 2014 г.); г) показатели энергосбережения и энергетической эффективности (уровень потерь воды, удельный расход электрической энергии).

Исходя их положений пункта 60 Основ ценообразования № 406 следует, что операционные расходы регулируемой организации определяются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации установленного базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период, индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов.

При определении операционных расходов на год долгосрочного периода регулирования, не вошедший в плановый период прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, применяется индекс потребительских цен, установленный на последний год этого планового периода.

При этом, исходя из пункта 61 Основ ценообразования № 406 базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с Методическими указаниями № 1746 и включает в себя производственные расходы (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов), ремонтные расходы, административные расходы и сбытовые расходы, определенные в соответствии с пунктами 21 - 23, 39 - 42, 48 - 52 Основ ценообразования № 406.

В соответствии с пунктом 75 Основ ценообразования № 406 при применении метода индексации регулируемые тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, устанавливаемых на срок не менее чем 5 лет, а при первом применении такого метода регулирования тарифов - на срок не менее 3 лет, если иное не установлено федеральным законом.

1. Расходы на горюче-смазочные материалы (далее — ГСМ).

Требования заявителя по статье «Расходы на горюче-смазочные материалы» в части оказываемых услуг водоотведения составляют 4 048,0 тыс. руб., органом регулирования при расчёте необходимой валовой выручки КГУП «Камчатский водоканал» расходы по данной статье учтены на уровне 1 728,0 тыс. руб. Таким образом, объем разногласий по статье «Расходы на горюче-смазочные материалы» составляет 2 320,0 тыс. руб.

Органом регулирования расчет указанных расходов выполнен на основании фактических данных, отраженных в оборотно-сальдовой ведомости по счету 23 бухгалтерского учета за 9 месяцев 2017 года, увеличенных на индексы потребительских цен согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, разработанному Министерством экономического развития Российской Федерации (далее — Прогноз). Расходы, отраженные на счете 25 бухгалтерского учета, органом регулирования на 2018 год не принимались в расчет несмотря на то, что фактическая сумма расходов на ГСМ за 2017 год КГУП «Камчатский водоканал» по счету 25 составила 829,70 тыс. рублей.

В обоснование заявленных требований КГУП «Камчатский водоканал» представлены расчеты потребности затрат на ГСМ, охлаждающие и тормозные жидкости (далее – СМОЖ) для цехов и оборудования на 2018 год, копии приказов регулируемой организации об утверждении норм расхода топлива, прайс-листы на СМОЖ, кассовые чеки с АЗС ННК-Камчатнефтепродукт за апрель 2017 года на бензин марки АИ-92, АИ-80 и дизельного топлива, планируемые затраты на дизельное топливо для котельной на 2018 год, протоколы проведения электронных аукционов и заключения контрактов в январе 2017 год с ООО «Дельта Ойл» на поставку бензина, ООО «Берн» на поставку нефтепродуктов, специальных масел и других.

Одновременно КГУП «Камчатский водоканал» в заявлении о рассмотрении досудебного спора обращает внимание на то, что, органом регулирования при расчёте необходимой валовой выручки регулируемой организации на 2018 год по статье «Расходы на горюче-смазочные материалы» не учтены затраты на дизельное топливо для выработки тепловой энергии бойлером на очистных сооружениях, что, в свою очередь, может привести к замерзанию системы водоотведения, а также не в полном объеме учтены средства на приобретение ГСМ для выполнения своих непосредственных функций и обязательств перед потребителями в полном объеме.

Регулируемой организацией на досудебное урегулирование спора в ФАС России представлены расчеты потребности ГСМ и СМОЖ на 2018 год в следующих размерах:

- 1 744,647 тыс. руб. – расходы на приобретение СМОЖ (разбивка по видам деятельности отсутствует),

- 10 330,157 тыс. руб. – расходы на топливо для автотранспорта (разбивка по видам деятельности отсутствует).

- 1 508,0 тыс. руб. – расходы на дизельное топливо для выработки тепловой энергии бойлером на ВНС 2-го подъема и выработки тепловой энергии и выработки тепловой энергии бойлером на очистных сооружениях (разбивка по видам деятельности отсутствует).

В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования № 406 регулируемые организации обязаны вести раздельный учет расходов и доходов, объемов поданной воды (принятых сточных вод) по следующим регулируемым видам деятельности: а) в сфере холодного водоснабжения: холодное водоснабжение, в том числе транспортировка холодной воды, включая распределение воды и подвоз воды; подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения; б) в сфере горячего водоснабжения: горячее водоснабжение, в том числе приготовление воды на нужды горячего водоснабжения и транспортировка горячей воды; подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе горячего водоснабжения; в) в сфере водоотведения: водоотведение, в том числе очистка сточных вод и обращение с осадком сточных вод; прием и транспортировка сточных вод; подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.

В соответствии с пунктом 19 Основ ценообразования № 406 в случае если регулируемая организация осуществляет свою деятельность с использованием нескольких технологически не связанных между собой централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, она обязана вести учет по регулируемым видам деятельности, указанным в пункте 18 Основ ценообразования № 406, раздельно по каждой системе.

В соответствии с пунктом 20 Основ ценообразования № 406 учет расходов и доходов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете и порядком ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, а также единой системой классификации таких затрат, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В соответствии с пунктом 7 Порядка ведения раздельного учёта затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и единой системы классификации таких затрат, утверждённого приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.01.2014 № 22/пр, раздельный учет затрат ведется регулируемыми организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, Основами ценообразования, и Методическими указаниями.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности, утверждённым приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 № 94н (далее - Приказ от 31.10.2000 № 94н), ведение раздельного учёта осуществляется на счетах и субсчетах Плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности. Исходя из Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организации, утверждённой приказом от 31.10.2000 № 94н, субсчета, предусмотренные в данном Плане, используются организацией исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организация может уточнять содержание приведенных в Плане счетов бухгалтерского учета субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.

ФАС России проведен полный и всесторонний анализ представленных документов, на основании которых выявлены следующие несоответствия:

- представленный алгоритм расчета расходов (как совокупность общих затрат регулируемой организации на ГСМ и СМОЖ по основным цехам и вспомогательным производствам) не коррелируется с алгоритмом, установленным Учетной политикой КГУП «Камчатский водоканал» в отношении фактических расходов;

- документов, свидетельствующих о фактическом ведении в регулируемой организации раздельного учета в соответствии с Учетной политикой КГУП «Камчатский водоканал» и требованиями законодательства Российской Федерации в ФАС России на досудебное урегулирование спора не представлено. В рабочем порядке в ФАС России были представлены фактические и дизельного топлива за 2017 год, отражающиеся на счетах 23 и 25 бухгалтерского учета, где также не выделено распределение затрат по субсчетам по оказываемым видам услуг;

- отчетных данных о фактических затратах за 2017 год по регулируемым видам деятельности, с разнесением затрат, не относящихся к основному производству согласно положениям Учетной политики КГУП «Камчатский водоканал» (в том числе фактическое распределение счетов 23, 25, 26 бухгалтерского учета на основное и вспомогательное производство), также не представлены первичные документы, подтверждающие технические параметры бойлеров, задействованных на отоплении производственных помещений (технические паспорта оборудования), объем выработки количества топлива и фактическое потребление дизельного топлива за 2017 год, используемого для работы оборудования.

В связи с отсутствием документов, подтверждающих расход топлива и горюче-смазочных материалов на обогрев производственных помещений, для автотранспортного цеха, Заявителю отказано в удовлетворении требований по статье «Расходы на горюче-смазочные материалы».

2. Расходы на оплату труда с отчислениями на социальные нужды.

Заявителем оспариваются расходы на оплату труда с отчислениями на социальные нужды, учтенные органом регулирования при установлении тарифов на первый год долгосрочного периода на 2018 год. Снижение органом регулирования заявленных КГУП «Камчатский водоканал» расходов по данной статье сложились ввиду снижения численности персонала по водоотведению на 8 единиц; снижения среднемесячной заработной платы персонала за счет корректировки органом регулирования величины межотраслевого тарифного коэффициента основного производственного персонала и административно-управленческого персонала, а так же применения к ставке рабочего первого разряда индекса потребительских цен (далее - ИПЦ) в размере 1,037 вместо заявленного КГУП «Камчатский водоканал» в размере 1,04.

Затраты, предлагаемые КГУП «Камчатский водоканал» к дополнительному учёту без включения отчислений на социальные нужды, в части оказываемых услуг водоотведения составляют 8 241,0 тыс. руб.

Из пояснений, представленных письмом от 26.04.2018 № 65228/18, (далее - письменные пояснения органа регулирования) следует, что фонд оплаты труда сформирован с учетом увеличения тарифной ставки рабочего первого разряда в размере 6 779,0 руб., которая утверждена приказом от 23.01.2017 № 474ЛС, а также соответствии с коллективным договором КГУП «Камчатский водоканал» на 2014-2016 гг. (с изменениями от 20.12.2016 № 4/11) на ИПЦ в размере 1,037 (2018/2017), связи с чем тарифная ставка рабочего первого разряда на 2018 год составила 7 029,82 рублей. С учетом того, что регулируемой организацией на момент установления тарифов на 2018 год не представлены обосновывающие материалы, подтверждающие величину среднего тарифного коэффициента, данный коэффициент при расчете среднемесячной заработной платы по КГУП «Камчатский водоканал» принят РСТиЦ на 2018 год по административно - управленческому персоналу в размере 2,8, по основному производственному персоналу — 1,83.

В поданном на досудебный спор заявлении регулируемая организация обращает внимание на то, что при расчете фонда оплаты труда 2018 года РСТиЦ не учтена численность отдела службы собственной безопасности и отдела по работе с абонентами.

Согласно положениям, закреплённым в требованиях к антитеррористической защищенности объектов водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 № 1467, предприятие обязано осуществлять охрану водопроводно-канализационного хозяйства.

Также КГУП «Камчатский водоканал» указывает на то, что в целях реализации мероприятий, связанных с применением функций по выпуску квитанций жителям, путем заключения агентских договоров и договоров переуступки прав требования, в штат предприятия был введен отдел по работе с абонентами в количестве 8 единиц, из которых на водоотведение приходится 4 единицы.

Численность основного производственного персонала заявлена регулируемой организацией на уровне 16 единиц и административно-управленческого персонала на уровне 14 единиц. РСТиЦ учтена численность основного производственного персонала в количестве 17 единиц и административно-управленческого в количестве 5 единиц согласно Рекомендациям по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденным приказом Госстроя Российской Федерации от 22.03.1999 № 66 «Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства» (далее – Приказ Госстроя РФ № 66).

В письменных пояснениях орган регулирования обращает особое внимание на то, что расходы, связанные с мероприятиями по антитеррористической защищенности, в том числе по охране объектов в рамках антитеррора, регулируемой организацией не были заявлены при установлении тарифов на 2018 год. Поскольку охрану объектов осуществляет вневедомственная охрана, а договоров, заключенных на 2018 год, в составе обосновывающих документов представлено не было, затраты по вневедомственной охране на планируемый период включены органом регулирования в состав административных расходов на основании договоров, заключенных КГУП «Камчатский водоканал» в 2017 году, а именно согласно договору от 30.12.2016 № 99 «Об экстренном выезде наряда вневедомственной охраны по сигналу о срабатывании средств тревожной сигнализации» и дополнительному соглашению от 12.12.2016 к договору от 25.12.2015 № 17, и увеличены на ИПЦ в размере 103,7% (2018/2017). Таким образом, по водоотведению затраты учтены органом регулирования на уровне 77,85 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 39 Основ ценообразования №406 в составе производственных расходов учитываются расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала.

В соответствии с пунктом 41 Основ ценообразования №406 к административным расходам относятся расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала.

В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования №406 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Согласно представленным в ФАС России данным по форме статистической отчетности № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», средняя фактическая численность персонала за 11 мес. 2017 года составила 31,5 единиц, а средняя заработная плата КГУП «Камчатский водоканал» - 42 710,0 тыс. рублей.

Численность рабочих основного производственного персонала рассчитана ФАС России в соответствии с Приказом Госстроя РФ № 66. При расчете рабочих по абонентскому отделу ФАС России учитывалось количество лицевых счетов и абонентов в Мильковском муниципальном районе, количество объектов, которые подключены к сетям водоотведения КГУП «Камчатский водоканал». Таким образом численность абонентского отдела рассчитана ФАС России исходя из заключенных договоров на питьевое водоснабжение и водоотведение в количестве 58. По состоянию на отчетную дату количество обслуживаемых лицевых счетов физических лиц, которым оказывается услуга водоотведения составила – 2 776,0 лицевых счетов.

Исходя из вышеизложенного, учитывая неравномерную нагрузку, приходящуюся на услуги водоснабжения и водоотведения, ФАС России дополнительно учтена численность сотрудников абонентского отдела по оказываемой услуге водоотведения в количестве 3,64 единиц.

Одновременно ФАС России отмечает, что поскольку заявленное КГУП «Камчатский водоканал» увеличение численности административно-управленческого персонала и структурного подразделения по охране безопасности не подтверждено документарно, ФАС России не усматривает со стороны органа регулирования нарушений требований законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), в связи с чем требования Заявителя не подлежат удовлетворению.

Минимальная месячная тарифная ставка рабочего 1 разряда на 2018 год принята ФАС России в соответствии с приказом от 23.01.2017 № 474ЛС, коллективным договором КГУП «Камчатский водоканал» на 2014-2016 гг. и внесенным в него изменениями от 20.12.2016 № 4/11, а также с учётом ИПЦ согласно Прогнозу в размере 103,7% (2018/2017).

По итогам расчета ФАС России ставка рабочего 1 разряда на 2018 год принята на уровне 7 029,82 руб./мес. При расчете среднемесячной оплаты труда средний тарифный коэффициент в целом по все видам персонала ФАС России принят исходя из представленных КГУП «Камчатский водоканал» документов в размере 2,2. С учетом вышеуказанных данных средняя заработная плата КГУП «Камчатский водоканал» по расчёту ФАС России в части оказываемых услуг водоотведения составила 55 715,92 руб./мес. (производственный персонал - 51 834,81 руб./мес., административно-управленческий персонал – 71 737,15 руб./мес.).

В отношении разногласий, связанных с применением к тарифной ставке рабочего первого разряда индекса потребительских цен, ФАС России отмечает следующее.

По состоянию на 14.11.2017 индекс потребительских цен согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, разработанному Министерством экономического развития Российской Федерации, составил 103,7% (2018/2017). Таким образом, применение органом регулирования к тарифной ставке рабочего первого разряда корректного ИПЦ, соответствующего Прогнозу, не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации.

Одновременно ФАС России проанализирован уровень средней заработной платы, опубликованный на сайте территориального органа Федеральной службы государственной статистики за 2016 год по Камчатскому краю, который составил по виду деятельности сбор сточных вод, отходов и аналогичной деятельности - 57 022,8 руб./мес. Путём увеличения средней заработной платы, сложившейся в регионе за 2016 год на индексы, рекомендованные Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, разработанным Министерством экономического развития Российской Федерации в размерах 103,9% (2017/2016) и 103,7 % (2018/2017), ФАС России получена средняя заработная плата, сложившаяся в регионе на 2018 год, которая составила 61 438,82 руб./мес., что свидетельствует о том, что плановая средняя заработная плата учтена органом регулирования для КГУП «Камчатский водоканал» ниже уровня средней заработной платы, сложившейся в регионе.

На основании вышеизложенного, экономически обоснованная сумма фонда оплаты труда КГУП «Камчатский водоканал» без отчислений на социальные нужды по расчёту ФАС России составила в части оказываемых услуг водоотведения 17 142,68 тыс. руб. Следовательно, величина затрат, подлежащая дополнительному учёту, признана и обоснованной ФАС России на уровне 3 400,94 тыс. руб.

Спор по размеру страховых взносов, применяемых при расчёте отчислений на социальные нужды, между сторонами отсутствуют, заявленное на досудебный спор увеличение расходов на отчисления на социальные нужды основного производственного и административно-управленческого персонала связано с предлагаемым предприятием увеличением расходов на оплату труда. Экономически обоснованные расходы по статье «Отчисления на социальные нужды» рассчитаны исходя из страховых взносов в размере 30,2 % от фонда оплаты труда, признанного ФАС России обоснованным.

Таким образом, сумма, подлежащая дополнительному учету по статье «Отчисления на социальные нужды» в части оказываемых услуг водоотведения, составила 1 027,08 тыс. рублей.

3. Расходы на оплату проезда к месту проведения отпуска и обратно.

Заявитель оспаривает расходы на оплату проезда к месту проведения отпуска и обратно основного производственного и административно - управленческого персонала в размере 1 709,0 тыс. руб., органом регулирования учтены расходы по данной статье в размере 184,0 тыс. руб., таким образом, объем разногласий составил 1 525,0 тыс. руб.

Согласно статьям 122 и 325 Трудового Кодекса Российской Федерации и положениям Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», право на использование отпуска и на компенсацию стоимости проезда к месту отпуска и обратно возникает у работника по истечении шести месяцев непрерывной работы на предприятии. Вместе с тем, в соответствии с пунктом 6.12.1 Коллективного договора КГУП «Камчатский водоканал», регулируемая организация компенсирует затраты на проезд к месту проведения отпуска и обратно одному несовершеннолетнему ребенку в размере не более 20 000,0 рублей.

В соответствии с пунктом 39 Основ ценообразования № 406 в составе производственных расходов учитываются прочие производственные расходы, определяемые в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э.

К административным расходам согласно пункту 41 Основ ценообразования № 406 относятся прочие административные расходы, перечень которых определяется в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э.

По расчетам Заявителя, правом на компенсацию стоимости проезда до места отдыха и обратно рабочим, задействованным в сфере водоотведения, могут воспользоваться 24 сотрудника и 12 несовершеннолетних детей.

Расходы на оплату проезда в отпуск и обратно сформированы предприятием на уровне 61 200,0 руб./чел. исходя из стоимости проезда наземного транспорта от с. Мильково до аэропорта г. Елизова и обратно в размере 2 420,0 руб. (стоимость билета на автобус по маршруту Мильково-Петропавловск-Камчатский ООО «Оптимус», утвержденная с 01.07.2017) и средней стоимости авиаперелета согласно справки ООО «Компания «Солнечный ветер» от 13.06.2017 №139/ТО в размере 58 780,0 руб.

Органом регулирования расходы на оплату проезда сотрудников в отпуск приняты исходя из сложившихся средних фактических затрат КГУП «Камчатский водоканал» на 1 рабочего в 2016 году, увеличенных на индексы потребительских цен согласно Прогнозу в размерах 103,9% (2017/2016) и 103,7%. (2018/2017). С учетом принятой РСТиЦ численности основного производственного персонала по регулируемым видам деятельности затраты по данной статье приняты органом регулирования в размере 184,0 тыс. рублей.

Схема распределения общецеховых, общехозяйственных затрат, затрат вспомогательных производств в соответствии с установленной базой распределения, расчет коэффициента распределения данных затрат на основное производство КГУП «Камчатский водоканал» в ФАС России не представлена. Также регулируемой организацией не представлена информация о фактическом распределении расходов, сложившихся в отчетном 2017 году на уровне 161,63 тыс. руб., а именно по видам деятельности, по территориям, с учетом разнесения общецеховых расходов, расходов вспомогательных производств, АУП на основное производство, по счетам бухгалтерского учёта 20, 23, 25, 26).

Исходя из имеющихся подтверждённых данных и расчетов, представленных со стороны КГУП «Камчатский водоканал» и органа регулирования, ФАС России произведен расчет планируемых на 2018 год затрат на оплату проезда к месту отдыха и обратно исходя из актуализированных данных и фактических затрат КГУП «Камчатский водоканал» 2017 года, по итогам которого расходы в среднем на одного работника составили 35,305 тыс. рублей.

По результатам проведенного анализа ФАС России сделан вывод о том, что органом регулирования некорректно произведен расчёт средне-сложившихся расходов на оплату проезда в отпуск. Распределение органом регулирования фактических затрат на оплату проезда до места отдыха и обратно, сформированных за 2016 год по главному предприятию, на общую численность основного производственного персонала привело к занижению рассчитываемого показателя, поскольку в расчёте задействованы сотрудники, на которых в том числе данная выплата не выделялась. В этой связи, ФАС России проведена корректировка затрат на количество сотрудников, воспользовавшихся данной льготой. Расходы по данной статье сформированы с учетом имеющихся у ФАС России актуализированных данных за 2017 год согласно сложившимся расходам в среднем на одного человека, а также планируемого персонала, который вправе воспользоваться льготой на оплату проезда до места отдыха и обратно в последующих годах долгосрочного периода регулирования.

Исходя из вышеизложенного, требования Заявителя подлежат частичному удовлетворению, в связи с чем органу регулирования необходимо дополнительно включить в состав НВВ 2018 года расходы на оплату проезда до места отдыха и обратно в составе статей затрат «Производственные расходы» и «Административных расходы» по водоотведению в сумме 621,45 тыс. руб.

Также ФАС России произведен расчет проезда несовершеннолетних детей, по итогам которого сумма, подлежащая дополнительному учету, составила по водоотведению 240,0 тыс. руб.

Одновременно ФАС России отмечает, что заявленные регулируемой организацией расходы на компенсацию стоимости проезда до места отдыха и обратно несовершеннолетних детей, признанные ФАС России обоснованными, подлежат учету в составе статьи «Нормативная прибыль».

4. Расходы на капитальный и текущий ремонт.

КГУП «Камчатский водоканал» в поданном на досудебный спор заявлении считает, что РСТиЦ при установлении тарифов на 2018 год не учтены расходы по представленным мероприятиям на проведение текущего и капитального ремонта основных фондов, задействованных на водоотведении. Регулируемой организацией заявлены расходы по проведению текущего и капитального ремонта на 2018 год в сумме 7 500,0 тыс. руб. Органом регулирования при расчёте необходимой валовой выручки КГУП «Камчатский водоканал» 2018 года данные расходы учтены на уровне 528,96 тыс. руб., сумма разногласий составила 6 971,0 тыс. руб.

В поданном на досудебный спор заявлении регулируемая организация указывает на то, что в орган регулирования были представлены локальные сметные расчеты, графики проведения планово-предупредительных ремонтных работ на 2018 год с указанием наименования оборудования, норм времени и перечня необходимых материалов.

В соответствии с пунктом 40 Основ ценообразования № 406 в составе ремонтных расходов учитываются: а) расходы на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем; б) расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем; в) расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала.

Согласно пункту 51 Основ ценообразования № 406 и пункту 24 Методических указаний № 1746-э при определении расходов регулируемой организации на текущий и капитальный ремонт используются расчетные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объем ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации.

Производственная программа для КГУП «Камчатский водоканал» утверждена одним нормативным актом, что и тарифы на питьевую воду и водоотведение, а именно постановлением Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 19.12.2017 № 814 «Об утверждении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение КГУП «Камчатский водоканал» потребителям Мильковского и Атласовского сельских поселений Мильковского муниципального района на 2018-2020 гг.».

Согласно пункту 5 раздела II Правил разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 29.07.2013 № 641 (далее – Постановление № 641), в утвержденной производственной программе отсутствует перечень плановых мероприятий по ремонту объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды и качества очистки сточных вод, мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе по снижению потерь воды при транспортировке.

В условиях возникновения разногласий по утвержденному перечню плановых мероприятий по ремонту объектов централизованных систем водоотведения согласно пункту 19 раздела IV Постановления № 641 регулируемая организация вправе подать в уполномоченный орган заявление в целях урегулирования возникших разногласий, регулируемая организация не воспользовалась данным правом.

В результате анализа представленных материалов сторонами на досудебный спор, ФАС России установлено, что расходы по статье «Текущий и капитальный ремонт» на 2018 год органом регулирования рассчитаны исходя из плановых показателей на 2017 год, увеличенных на ИПЦ в размере 103,7 % (2018/2017). Документы, подтверждающие фактически понесенные затраты КГУП «Камчатский водоканал» за первое полугодие 2017 года, в представленных документах отсутствовали. Органом регулирования при формировании необходимой валовой выручки КГУП «Камчатский водоканал» 2018 года принималось во внимание то, что в соответствии с условиями договоров аренды, заключенных предприятием с администрациями Мильковского и Атласовского сельских поселений Мильковкого муниципального района, затраты по капитальному ремонту несет арендодатель. Сумма арендной платы на 2018 год, учтенная органом регулирования в составе необходимой валовой выручки КГУП «Камчатский водоканал», составила 1 082,52 тыс. рублей.

Распоряжениями Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края от 20.02.2018 № 45-р и от 06.02.2018 № 25-р арендуемое имущество закреплено за КГУП «Камчатский водоканал» на праве хозяйственного ведения. Следовательно, с момента принятия основных фондов на баланс КГУП «Камчатский водоканал» происходит начисление сумм амортизационных отчислений. Начисляемые в соответствии с правилами бухгалтерского и налогового учета амортизационные отчисления накапливаются в целях компенсации износа основных фондов, накопления необходимых средств для воспроизводства и восстановления основных фондов (возмещения выбывших основных фондов).

Согласно пунктам 3.8 и 3.16 Положения о проведении планового – предупредительного ремонта на предприятиях водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденного протоколом от 01.06.1989 № 13-8 Госстроя РСФСР и управлением жилищно-гражданского строительства Госстроя УССР от 21.09.1989 № 2/329 (далее – Положение о ремонтах), ремонтные работы в объеме текущего ремонта, производимые в процессе капитального ремонта, осуществляются за счет амортизационных отчислений на капитальный ремонт и капитальный ремонт осуществляется за счет амортизационных отчислений, предназначенных на эти цели.

Указанные Положения о ремонтах определяют порядок на предприятиях водопроводно-канализационного хозяйства и обязательны для применения указанных предприятий.

Исходя из вышеизложенного, а также с учетом того, что накопленные амортизационные отчисления могут направляться на реализацию мероприятий по проведению аварийно-восстановительных, текущих и капитальных работ, требования Заявителя по статье «Текущий и капитальный ремонт» не подлежат удовлетворению.

5. Расходы по статье «Нормативная прибыль».

КГУП «Камчатский водоканал» оспаривает расходы по статье «Нормативная прибыль» по водоотведению в размере 11,5 тыс. руб., не учтённые РСТиЦ при расчете необходимой валовой выручки 2018 года.

Нормативная прибыль предприятия на текущий год, согласно плановой сметной социальной гарантии КГУП «Камчатский водоканал», составляет 0,06 % от фонда оплаты труда. Указанные средства направляются на организацию культурно-просветительской, физкультурной работы и оздоровительных мероприятий в коллективе в соответствии с разработанными плановыми сметами, на основании письменных предложений Профкома и заявлений от членов трудового коллектива согласно пункту 7.4.14 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы, а также статьи 377 Трудового кодекса Российской Федерации.

Органом регулирования расходы по данной статье на 2018 год не учитывались при формировании НВВ исходя из толкования положений, предусмотренных пунктом 46 Основ ценообразования № 406.

В соответствии с пунктом 46 Основ ценообразования № 406 учитываемая при определении необходимой валовой выручки нормативная прибыль включает в себя:  а) средства на возврат займов и кредитов, проценты по займам и кредитам, привлекаемым на реализацию инвестиционной программы и пополнение оборотных средств, с учетом предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации особенностей отнесения к расходам процентов по долговым обязательствам; б) расходы на капитальные вложения (инвестиции) на период регулирования, определяемые на основе утвержденных инвестиционных программ, за исключением процентов по займам и кредитам, привлекаемым на реализацию мероприятий инвестиционной программы, учтенных в стоимости таких мероприятий; в) расходы на социальные нужды, предусмотренные коллективными договорами.

Согласно пункту 47 Основ ценообразования № 406 величина нормативной прибыли не может превышать 7 процентов суммы включаемых в необходимую валовую выручку расходов, указанных в подпунктах «а» - «ж» пункта 38 Основ ценообразования № 406.

Согласно пункту 78 Основ ценообразования № 406 величина нормативной прибыли регулируемой организации включает: а) величину расходов на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с утвержденными инвестиционными программами; б) средства на возврат займов и кредитов, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами, а также проценты по таким займам и кредитам, размер которых определен с учетом положений, предусмотренных пунктом 15 настоящего документа; в) величину экономически обоснованных расходов на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

С учетом того, что указанные расходы предусмотрены коллективным договором КГУП «Камчатский водоканал», заявленная сумма средств признана обоснованной ФАС России на уровне 10,29 тыс рублей.

В соответствии с пунктом 79 Основ ценообразования № 406 нормативный уровень прибыли относится к долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации.

В связи с вышеизложенным, органу регулирования необходимо включить в состав необходимой валовой выручки КГУП «Камчатский водоканал» на 2018 год сумму затрат в размере 10,29 тыс. руб. и установить для КГУП «Камчатский водоканал» нормативный уровень прибыли исходя из положений, предусмотренных Основами ценообразования № 406 и Методическими указаниями № 1746-э.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2018 533, а также учитывая положения Федерального закона № 416-ФЗ, Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э, ФАС России

 

РЕШЕНО:

1. Признать Региональную службу по тарифам и ценам Камчатского края нарушившей при установлении тарифов на водоотведение КГУП «Камчатский водоканал» на 2018 год пункты 22, 24, 39, 41, 52, 78, 79 Основ ценообразования № 406 и 25 Методических указаний № 1746-э.

2. Частично удовлетворить требования, изложенные в заявлении о досудебном споре между КГУП «Камчатский водоканал», оказывающего услуги для потребителей Мильковского и Атласовского сельского поселения Мильковского муниципального района, и Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края (исх. от 14.03.2018 № 1091/03-02, вх. от 15.03.2018 рег. № 37832-ЭП/18).

3. Предписать органу регулирования в срок до 01.09.2018 (включительно):

- дополнительно включить численность абонентского отдела КГУП «Камчатский водоканал» в размере 3,64 единицы;

- включить в состав необходимой валовой выручки КГУП «Камчатский водоканал» 2018 года экономически обоснованные расходы по статье «Расходы на оплату труда с отчислениями на социальные нужды» в размере 4 428,02 тыс. рублей;

- включить в состав необходимой валовой выручки КГУП «Камчатский водоканал» 2018 года расходы на оплату проезда до места отдыха и обратно по статьям «Административные расходы» и «Производственные расходы» в размере 621,45 тыс. руб.;

- включить в состав необходимой валовой выручки КГУП «Камчатский водоканал» 2018 года расходы по статье «Нормативная прибыль» в части расходов, предусмотренных коллективными договорами в размере 250,29 тыс. руб.

4. Органу регулирования Камчатского края в срок до 01.09.2018 (включительно):

- пересмотреть базовый уровень операционных расходов КГУП «Камчатский водоканал» на 2018-2020 гг. с учётом пункта 3 настоящего решения;

- установить нормативный уровень прибыли КГУП «Камчатский водоканал» на 2018 - 2020 гг. с учётом пункта 3 настоящего решения;

- пересмотреть и ввести в действие тарифы на услуги водоотведения, оказываемые потребителям Мильковского и Атласовского сельского поселения Мильковского муниципального района КГУП «Камчатский водоканал» на 2018-2020 гг., с учетом пунктов 3 и 4 настоящего решения, а также с учётом ограничения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги на 2018 год и применения механизма сглаживания согласно пункту 42 Методических указаний № 1746-э;

5. В остальной части отказать в удовлетворении требований КГУП «Камчатский водоканал» (исх. от 14.03.2018 № 1091/03-02, вх. от 15.03.2018 № 37832-ЭП/18).

6. Об исполнении настоящего решения органу регулирования Камчатского края в течение 10 рабочих дней проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

-решения, принятие которого предписано пунктами 3 и 4 настоящего решения;

-протокола заседания Правления органа регулирования, на котором принималось вышеуказанное решение;

-заключения экспертизы по результатам корректировки необходимой валовой выручки КГУП «Камчатский водоканал» (для потребителей Мильковского и Атласовского сельского поселения Мильковского муниципального района) на 2018 - 2020 гг. в части оказываемых услуг водоотведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М.А. Овчинников

Связанные организации

Связанные организации не указаны